Научная статья на тему 'О способах усиления чрезвычайного гуманитарного реагирования МЧС России за пределами Российской Федерации'

О способах усиления чрезвычайного гуманитарного реагирования МЧС России за пределами Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитарное реагирование / учения / ЮНДАК / языковая подготовка спасателей / английский язык / humanitarian response / exercises / UNDAC / language training of rescuers / English

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Намычкина Елизавета Валентиновна, Скурко Елизавета Марковна, Евсеев Василий Вячеславович

Тема. В настоящее время в мире в среднем еженедельно регистрируется одна катастрофа, в ликвидации которой принимают участие международные силы реагирования. В связи с этим возрастает потребность в подготовке специалистов, способных к участию в международном реагировании на чрезвычайные ситуации (ЧС) в соответствии с универсальной методологией, разработанной ЮНДАК. Для решения данной задачи необходимо разработать алгоритм проведения учений и учебно-методических сборов. Целью данной статьи является анализ проведённых МЧС России в ноябре 2023 года международных учений по координации и оценке чрезвычайного гуманитарного реагирования для формирования дидактически обоснованной методики проведения таких учений в дальнейшем. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, востребованностью российских специалистов в осуществлении гуманитарного реагирования на международном уровне и, с другой стороны, необходимостью выработки единых алгоритмов подготовки российских спасателей к международному взаимодействию при реагировании на ЧС. Методы. Научной основой исследования послужили системный анализ, методы информационного синтеза, методы экспертного анализа. Результаты. Проведён анализ эффективности учений с точки зрения реализации поставленных задач – актуализации навыков общения на английском языке в профессиональной сфере; формирования теоретической базы и отработки практических навыков в области международного гуманитарного реагирования на ЧС; формирования мягких навыков. Выработан единый алгоритм подготовки российских спасателей к международному взаимодействию при реагировании на ЧС. Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы при организации подобных учений в будущем, что повысит эффективность подготовки российских спасателей международного уровня и позволит им успешно решать профессиональные задачи в условиях реальных ЧС. Выводы. Формат международных учений позволяет участникам получить необходимые теоретические знания и отработать ключевые умения и навыки в сжатые сроки. Успешность проведённых учений позволяет организаторам сделать вывод о целесообразности применения данного формата и содержания в дальнейшем с точки зрения всех составляющих учений – языковой подготовки, практической ценности и актуализации мягких навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Намычкина Елизавета Валентиновна, Скурко Елизавета Марковна, Евсеев Василий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On ways to strengthen emergency humanitarian response of EMERCOM of Russia outside the Russian Federation

Purpose. Currently, on average, a disaster which demands international response forces for elimination is registered in the world every week. In this regard, there is an increasing need to train specialists capable of participating in international emergency response in accordance with the universal methodology developed by UNDAC. To solve this problem, it is necessary to work out an algorithm for conducting exercises and training sessions. The purpose of this article is to analyze the international exercises on coordinating and assessing emergency humanitarian response conducted in November 2023 by EMERCOM of Russia in order to work out didactically sound methodology for conducting such exercises in the long run. The relevance of the study is accounted for the demand for Russian specialists in humanitarian response at the international level, on the one hand, and the need to develop uniform algorithms for training Russian rescuers for international cooperation when responding to emergencies, on the other hand. Methods. System analysis, information synthesis methods and expert analysis methods have served as a scientific basis for the study. Findings. The analysis of the exercises effectiveness has been carried out from the point of view of implementing the assigned tasks – updating communication skills in English in the professional sphere; forming theoretical basis and developing practical skills in the field of international humanitarian response to emergencies; forming soft skills. A unified algorithm has been worked out for preparing Russian rescuers for international cooperation when responding to emergencies. Research application field. The results obtained can be used to organize similar exercises in future, which will increase the effectiveness of training international-level Russian rescuers and allow them to successfully solve professional tasks in real emergencies. Conclusions. The format of the international exercise gives its participants an opportunity to gain the necessary theoretical knowledge and practice key skills and habits in a short time. The success of the exercises allows the organizers to conclude that it is advisable to keep this format and content in future regarding all components of the exercise: language training, practical value and updating soft skills.

Текст научной работы на тему «О способах усиления чрезвычайного гуманитарного реагирования МЧС России за пределами Российской Федерации»

УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

MANAGEMENT IN ORGANIZATIONAL SYSTEMS

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 364.2

DOI 10.25257/FE.2024.1.47-54

Е. В. НАМЫЧКИНА1, Е. М. СКУРКО1, В. В. ЕВСЕЕВ2

1 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

2 Департамент международной деятельности МЧС России, Москва, Россия

О способах усиления чрезвычайного гуманитарного реагирования МЧС России за пределами Российской Федерации

АННОТАЦИЯ

Тема. В настоящее время в мире в среднем еженедельно регистрируется одна катастрофа, в ликвидации которой принимают участие международные силы реагирования. В связи с этим возрастает потребность в подготовке специалистов, способных к участию в международном реагировании на чрезвычайные ситуации (ЧС) в соответствии с универсальной методологией, разработанной ЮНДАК. Для решения данной задачи необходимо разработать алгоритм проведения учений и учебно-методических сборов.

Целью данной статьи является анализ проведённых МЧС России в ноябре 2023 года международных учений по координации и оценке чрезвычайного гуманитарного реагирования для формирования дидактически обоснованной методики проведения таких учений в дальнейшем.

Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, востребованностью российских специалистов в осуществлении гуманитарного реагирования на международном уровне и, с другой стороны, необходимостью выработки единых алгоритмов подготовки российских спасателей к международному взаимодействию при реагировании на ЧС.

Методы. Научной основой исследования послужили системный анализ, методы информационного синтеза, методы экспертного анализа.

Результаты. Проведён анализ эффективности учений с точки зрения реализации поставленных задач - актуализа-

ции навыков общения на английском языке в профессиональной сфере; формирования теоретической базы и отработки практических навыков в области международного гуманитарного реагирования на ЧС; формирования мягких навыков. Выработан единый алгоритм подготовки российских спасателей к международному взаимодействию при реагировании на ЧС.

Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы при организации подобных учений в будущем, что повысит эффективность подготовки российских спасателей международного уровня и позволит им успешно решать профессиональные задачи в условиях реальных ЧС.

Выводы. Формат международных учений позволяет участникам получить необходимые теоретические знания и отработать ключевые умения и навыки в сжатые сроки. Успешность проведённых учений позволяет организаторам сделать вывод о целесообразности применения данного формата и содержания в дальнейшем с точки зрения всех составляющих учений - языковой подготовки, практической ценности и актуализации мягких навыков.

Ключевые слова: гуманитарное реагирование, учения, ЮНДАК, языковая подготовка спасателей, английский язык

©

© E.V. NAMYCHKINA1, E.M. SKURKO1, V.V. EVSEEV2

1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

2 Department of International Activities of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

On ways to strengthen emergency humanitarian response of EMERCOM of Russia outside the Russian Federation

ABSTRACT

Purpose. Currently, on average, a disaster which demands international response forces for elimination is registered in the world every week. In this regard, there is an increasing need to train specialists capable of participating in international emergency response in accordance with the universal methodology developed by UNDAC. To solve this problem, it is necessary to work out an algorithm for conducting exercises and training sessions.

The purpose of this article is to analyze the international exercises on coordinating and assessing emergency humanitarian response conducted in November 2023 by EMERCOM of Russia in order to work out didactically sound methodology for conducting such exercises in the long run.

The relevance of the study is accounted for the demand for Russian specialists in humanitarian response at the international

level, on the one hand, and the need to develop uniform algorithms for training Russian rescuers for international cooperation when responding to emergencies, on the other hand.

Methods. System analysis, information synthesis methods and expert analysis methods have served as a scientific basis for the study.

Findings. The analysis of the exercises effectiveness has been carried out from the point of view of implementing the assigned tasks - updating communication skills in English in the professional sphere; forming theoretical basis and developing practical skills in the field of international humanitarian response to emergencies; forming soft skills. A unified algorithm has been worked out for preparing Russian rescuers for international cooperation when responding to emergencies.

Research application field. The results obtained can be used to organize similar exercises in future, which will increase

the effectiveness of training international-level Russian rescuers and allow them to successfully solve professional tasks in real emergencies.

Conclusions. The format of the international exercise gives its participants an opportunity to gain the necessary theoretical knowledge and practice key skills and habits in a short time. The success of the exercises allows the organizers to conclude that it is advisable to keep this format and content in future regarding all components of the exercise: language training, practical value and updating soft skills.

Key words: humanitarian response, exercises, UNDAC, language training of rescuers, English

ВВЕДЕНИЕ

Чрезвычайные ситуации всегда сопровождали человечество, нередко из-за них гиб -ли целые государства и цивилизации. Сегодня они угрожают безопасности человечества не меньше, чем сотни лет назад. Технический прогресс привёл к росту числа и масштабов катастроф. Результаты исследований свидетельствуют о том, что в будущем общее количество катастроф различного характера и объёмы их негативных последствий будут только расти [1-3].

По статистике Организации Объединенных Наций (ООН) только за последние тридцать лет в результате природных катастроф погибло более 4 млн человек, а количество пострадавших превысило 3 млрд человек. Прямые экономические убытки составили более 400 млрд долларов. Сейчас в мире в среднем еженедельно регистрируется одна катастрофа, в ликвидации которой принимают участие международные силы реагирования [4, 5].

Согласно данным Глобального гуманитарного обзора ООН, за последний год на оказание гуманитарной помощи нуждающимся (245 млн человек) была потрачена рекордно высокая сумма в 56,7 млрд долларов. Такое количество пострадавших объясняется в значительной степени крупными кризисами, имевшими место в течение всего 2023 г. (землетрясения в Сирии и Турции в феврале, холера и наводнения в Малави и Мозамбике в феврале и марте, вспышка конфликта в Судане в апреле и его последствия для соседних стран, наводнения в Ливии в сентябре и конфликт на оккупированной Палестинской территории в октябре) [6].

Рост числа и масштабов ЧС техногенного и природного характера, которые приводят к значительным человеческим потерям и причиняют существенный материальный ущерб, делает актуаль-

ным вопрос усиления механизмов международного чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Со времени своего образования в 1945 г., когда ООН впервые осуществила координацию операций по оказанию гуманитарной помощи европейским странам, эта организация несёт ответственность по всему миру за меры по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, с которыми отдельные государства не могут справиться самостоятельно.

В 1993 г. ООН создала Систему по оценке и координации международного чрезвычайного гуманитарного реагирования в случаях стихийных бедствий (ЮНДАК/ШЭАС). Она является частью международной системы реагирования на ЧС, призвана помогать ООН и правительствам стран, пострадавших от бедствий во время первой фазы ЧС, участвует в координации поступающей международной помощи. Одновременно с созданием данной системы была разработана методология её функционирования. Принятие этой методологии всеми специалистами, а также её обязательная практическая отработка в ходе учений (внутренних и международных) позволяет участникам международных операций из разных стран и организаций эффективно взаимодействовать друг с другом [7].

Целью авторов является анализ проведённых МЧС России в ноябре 2023 г. международных учений по координации и оценке чрезвычайного гуманитарного реагирования для формирования дидактически обоснованной методики проведения таких учений в дальнейшем. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) провести анализ используемых методов работы по активизации навыков общения на английском языке с точки зрения эффективности и соответствия целям учений;

2) оценить теоретические и практико-ориентированные компоненты учений с точки

УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

MANAGEMENT IN ORGANIZATIONAL SYSTEMS

зрения их актуальности и практической ценности для действий в условиях реального реагирования на чрезвычайные ситуации;

3) провести анализ эффективности заданий на формирование мягких навыков (Soft Skills).

Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, востребованностью российских специалистов в осуществлении гуманитарного реагирования на международном уровне и, с другой стороны, необходимостью выработки единых алгоритмов подготовки российских спасателей к международному взаимодействию при реагировании на ЧС.

На протяжении многих десятилетий в случае крупных природных катастроф в любой точке мира активное участие в ликвидации их последствий и в оказании гуманитарного содействия принимают сотрудники экстренных служб, врачи и волонтёры из России. Российская система реагирования на чрезвычайные ситуации не только хорошо адаптируется к международному взаимодействию, но и превосходит систему ООН по некоторым аспектам с точки зрения оперативности, автономности, мобильности, эффективности [8].

Международное сообщество заинтересовано в привлечении российских спасателей к ликвидации последствий стихийных бедствий, координации и оказанию гуманитарной помощи в связи с их высоким профессионализмом, огромным опытом работы и готовностью оказать помощь пострадавшим в любой точке мира. В связи с этим Департамент международной деятельности МЧС России проводит различные мероприятия по подготовке российских специалистов к участию в международных операциях. Среди этих мероприятий значительную роль играют учения по координации и оценке чрезвычайного гуманитарного реагирования, учебно-методические сборы, учебные курсы.

В сентябре 2022 г. прошёл первый учебно-методический сбор, организованный Департаментом международной деятельности МЧС России. Цель данного сбора состояла в изучении и анализе методов работы Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ ООН) и работающих под началом этого подразделения ООН механизмов: ЮНДАК и ИНСАРАГ (INSARAG) (Международная консультативная группа по вопросам поиска и спасения) для выработки стратегий совместной работы в сфере международного гуманитарного реагирования.

Участники сбора успешно освоили методику работы в составе международной группы экспертов по оценке и анализу обстановки в стране, терпящей бедствие, а также по координации дея-

тельности организаций (на местном, национальном и международном уровне), оказывающих помощь населению, пострадавшему от стихийных бедствий.

C целью продолжения работы по увеличению количества российских экспертов международного уровня по вопросам координации и оценки чрезвычайного гуманитарного реагирования и улучшению качества их подготовки Департаменту международной деятельности МЧС России было поручено организовать уже международные учения по координации и оценке чрезвычайного гуманитарного реагирования, которые состоялись в ноябре 2023 г. в г. Кисловодске. В этих учениях приняли участие специалисты не только из России, но и из Республики Беларусь, Казахстана и Таджикистана.

За последние годы в системе МЧС России накоплен большой опыт подготовки и проведения учений по различной тематике и на разных уровнях. Командно-штабные учения регулярно проводятся для различных участников экстренного реагирования, описана методика их проведения с акцентом на оказание первой помощи пострадавшим, формирование профессиональных компетенций участников [9, 10]. Однако в данном случае перед организаторами стояли специфические задачи, которые требовали подбора оптимальной методики проведения учений.

Акцент был сделан на практическую сторону международного реагирования на ЧС на основе методологии ЮНДАК. В состав группы управления и имитации анализируемых учений вошли преимущественно опытные спасатели, которые уже принимали участие в операциях международного реагирования на стихийные бедствия. Задания, которые были предложены участникам сбора, можно разделить на три группы в соответствии с реализуемыми целями:

1) активизация навыков общения в профессиональной сфере на английском языке;

2) отработка алгоритма действий по ликвидации ЧС, координации и оказанию гуманитарной помощи в соответствии с методологией ЮНДАК;

3) развитие мягких навыков, необходимых для эффективной деятельности в реальных условиях.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ УЧЕНИЙ

Из всех требований к членам ЮНДАК обязательным и безусловным является свободное владение английским языком (требуемый уровень владения - не ниже В2, то есть Upper-intermediate или пороговый продвинутый

уровень) [11]. Общение на иностранном языке в профессиональной сфере представляет собой более сложную задачу по сравнению с общением на повседневные темы в связи с тем, что у большинства специалистов, принимавших участие в данном учении, нет возможности практиковать такое общение постоянно. Поэтому для обеспечения разговорной практики рабочим языком был объявлен английский, и на протяжении всего мероприятия это правило неукоснительно соблюдалось.

Для более быстрой адаптации к данному условию в первый день учений были проведены занятия по английскому языку, направленные на систематизацию знаний, активацию умений и навыков по трём направлениям - активизации лексики, восприятию речи на слух (аудированию) и говорению.

Задания, направленные на активизацию лексики, имели целью повторить базовую терминологию по теме ликвидации природных катастроф, координации и оказания гуманитарной помощи пострадавшим. Пристальное внимание было также уделено особому разделу, так называемому «языку ООН», который изобилует аббревиатурами и акронимами для обозначения не только структур и должностей ООН, но и всевозможных объектов, используемых при реагировании на ЧС [12]. Без свободного владения данными сокращениями взаимодействие в реальных условиях операции практически невозможно.

Задания, направленные на систематизацию навыков аудирования и говорения, были построены на основе аутентичных видеоматериалов на тему реагирования на природные катастрофы. Отобранные для работы видеоматериалы представляют интерес с методической точки зрения в связи с тем, что в них показаны не носители английского языка, благодаря чему участники учений, с одной стороны, настраиваются на восприятие английской речи с различными акцентами, и с другой стороны, избавляются от собственного языкового барьера, возникающего из-за чувства стеснения по поводу своего акцента. Основной целью заданий на говорение в данном контексте являлось снятие страха перед возможностью допустить ошибки и стимулирование к свободному выражению мыслей на английском языке.

Использование иностранного языка в качестве инструмента освоения новых знаний и видов деятельности - главный принцип методики предметно-языкового интегрированного обучения (CL.IL), активно внедряемой на занятиях по иностранным языкам в Академии ГПС МЧС России [13]. Преимущество дидактической мето-

дики CLIL состоит в её способности сформировать у обучающихся коммуникативную компетенцию на неродном языке в том же учебном контексте, в котором у них происходит формирование и развитие общеучебных знаний и умений [14]. Принцип работы с английским языком, выбранный для проведения данных учений, соответствует данной методике: занятия, предваряющие весь последующий ход учений, задали необходимый настрой на работу на английском языке, в результате английский язык ушёл из фокуса внимания, а на первый план вышли практические вопросы организации помощи при ЧС.

Концентрация на лексическом аспекте английского языка и устных видах речевой деятельности, а также использование методики CLIL показали свою эффективность в решении поставленной задачи и должны стать основой при планировании следующих учений.

Роль принимающих участие в учениях преподавателей английского языка из Академии ГПС МЧС России не ограничилась проведением занятий по английскому языку, контролем лингвистической стороны учений и персональных консультаций по вопросам языковой подготовки. Преподаватели стали полноправными членами группы управления и имитации этих учений: принимали участие в вебинарах с представителями ЮНДАК и Российско-сербского гуманитарного центра, включались в рабочие группы для отработки действий по координации и оказанию гуманитарной помощи пострадавшим при ЧС, а также выполняли все задания, предусмотренные программой учений для участников, в том числе прохождение обязательных обучающих курсов по безопасности для сотрудников ООН, создание и заполнение учётных записей на платформах GDACS и Virtual OSOCC, участие в ежедневных спортивных тренировках (рис. 1).

Такое погружение в рабочий процесс помогло преподавателям приобрести незаменимый опыт взаимодействия при ликвидации ЧС, координации и оказании гуманитарной помощи в условиях, максимально приближенных к реальным. Этот опыт станет основой актуализации преподавания английского языка в Академии. Тема организации гуманитарного реагирования на ЧС включена, в частности, в рабочие программы дисциплин «Иностранный язык в профессиональной сфере» для всех направлений обучения в магистратуре и адъюнктуре и в дополнительные программы профессиональной переподготовки «Деятельность МЧС России в обеспечении государственной и общественной безопасности страны (курсы «Высшая

Рисунок 1. Обучение принципам работы на платформе GDACS

Figure 1. Learning the principles of working on the GDACS platform

Рисунок 2. Отработка действий в пункте приёма и отправки реагирующих подразделений (RDC)

Figure 2. Working out actions at the point of reception and dispatch of responding units (RDC)

академия управления») и «Деловой английский язык для профессионального общения». Внедрение приобретённых знаний и использование рабочих материалов учений на практических занятиях увеличит практическую ориентированность и аутентичность занятий, что, несомненно, повысит мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка для профессионального общения.

ОТРАБОТКА АЛГОРИТМА МЕЖДУНАРОДНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕТОДОЛОГИЕЙ ЮНДАК

Учения включали в себя теоретическую и практическую подготовку. Специалисты международного уровня, имеющие обширный опыт в области гуманитарного реагирования на стихийные бедствия (С. Трассари, У. Чанг, Г. Корольков, П. Пуапун, А. Мунавваров, К. Чебакова), в режиме видеоконференции поделились опытом работы, а также раскрыли основные теоретические вопросы организации международной помощи при ЧС: функции УКГВ в целом и ЮНДАК в частности, организация работы ASEAN ERAT и др. Один из организаторов учений, начальник отдела организации взаимодействия с международными организациями отряда Центроспас О. К. Проши-на, рассказала об опыте участия в гуманитарном реагировании при наводнении в Гане в 2007 г. В результате участники учений получили ценную информацию о принципах функционирования системы гуманитарного реагирования, смогли обсудить с экспертами ключевые теоретические и практические вопросы.

Практическая часть учений включала в себя работу на всех этапах: получение запроса от страны в случае подобной ЧС, вызов участников операции к месту ЧС, прибытие в страну, терпящую бедствие, развёртывание в аэропорту пункта приёма и отправки реагирующих подразделений (RDC), взаимодействие с местными властями (LEMA), сбор и анализ информации (рис. 2). В рамках учений команды участников разворачивали полевой координационный центр (OSOCC), проводили оценку потребностей населения, определяли приоритетные задачи по оказанию помощи и разрабатывали предложения по дальнейшему участию гуманитарного сообщества в снижении рисков ЧС и ликвидации её последствий.

Все задания имели очевидную практическую ценность, и вместе с использованием исключительно английского языка для общения помогли погрузиться в симулируемую ситуацию, почувствовать себя участниками реальной операции по оказанию и координации гуманитарной помощи.

Отдельно следует отметить, что на учениях в ноябре 2023 г. прорабатывался сценарий на основе реально произошедшего события - наводнения в Ливии в сентябре этого же года. Организаторы учений разработали задания для участников на основе реальной информации с места ЧС с применением актуальных карт местности, статистических данных о пострадавших. Был развёрнут настоящий полевой лагерь, где участники учений организовали свой OSOCC (рис. 3).

При проведении подобных учений в дальнейшем необходимо также подробно разбирать все этапы международного реагирования в связи с тем, что методология ЮНДАК представляет собой уникальный алгоритм, позволяющий

ПОЖАРЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ: ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ, ЛИКВИДАЦИЯ. 2024. № 1

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2024. No. 1

координировать действия специалистов из разных стран, системы реагирования на ЧС в которых могут значительно отличаться друг от друга. Отсутствие понимания порядка действий всеми участниками является серьёзным препятствием для реализации задач гуманитарного реагирования.

РАЗВИТИЕ МЯГКИХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ГУМАНИТАРНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Навыки общения на английском языке в профессиональной сфере, а также владение методикой гуманитарного реагирования на ЧС относятся к так называемым «жёстким», профессионально ориентированным навыкам (Hard Skills) [15]. Однако подготовка успешных профессионалов в любой сфере включает в себя обязательное формирование мягких навыков [16]. Успешная деятельность в сфере гуманитарного реагирования в значительной степени основана на мягких навыках:

- коммуникативных (общение и умение понимать других людей);

- интеллектуальных (критическое мышление, креативность);

- волевых (управление временем, эмоциями);

- лидерских (управление другими, работа в команде) [17].

Система ЮНДАК также предъявляет определённые требования к владению мягкими навыками участниками международных операций. В связи с этим в программу учений были включены задания на развитие таких навыков, как принятие управленческих решений, работа в команде (распределение ролей, делегирование полномочий, коммуникация между подразделениями), сбор

и сортировка данных, адаптация к постоянно изменяющимся условиям работы, выполнение задач с ограниченным количеством доступных ресурсов и так далее (рис. 4).

В ходе проведения учений организаторы были вынуждены корректировать запланированный сценарий ввиду ограничений по времени. По первоначальному сценарию участникам предстояло трижды собирать информацию по пострадавшим и требуемой помощи у представителей властей (LEMA), неправительственных и международных организаций с учётом меняющейся обстановки, проводить анализ изменений и по его результатам корректировать меры реагирования. Однако временные рамки учений заставили организаторов отойти от запланированного сценария и ограничиться однократным сбором данных. Это изменение не имело негативных последствий для практической ценности учений, однако данный формат заданий целесообразно включить в программу следующих учений, так как он формирует необходимые навыки адаптации к условиям быстро изменяющегося потока информации, что весьма актуально в условиях реагирования на чрезвычайные ситуации.

Рисунок 4. Задание на формирование мягких навыков

Figure 4. Soft skills formation task

УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

MANAGEMENT IN ORGANIZATIONAL SYSTEMS

ВЫВОДЫ

Необходимость подготовки российских специалистов к участию в международном гуманитарном реагировании на стихийные бедствия возрастает с каждым годом. Формат международных учений позволяет участникам получить необходимые теоретические знания и отработать ключевые умения и навыки в сжатые сроки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт проведения учений в ноябре 2023 г. позволит организаторам скорректировать формат и наполнение подобных мероприятий для их максимального соответствия методологии международного реагирования. В ходе учений были достигнуты поставленные цели по трём направлениям: практика общения в профессиональной сфере на английском языке, отработка действий по гуманитарному реагированию на ЧС в соответствии с методологией ЮНДАК и развитие мягких навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

Успешность проведённых учений позволяет организаторам сделать вывод о целесообразности применения данного формата и содержания учений в дальнейшем:

1) с точки зрения языковой подготовки -отработка профессионально ориентированной лек-

сики, «языка ООН», навыков говорения и аудирования на основе методики СШ; коммуникация на английском языке на протяжении всего мероприятия;

2) в контексте практической ценности -имитация действий на всех этапах международного гуманитарного реагирования на стихийные бедствия в соответствии с методологией ЮНДАК; привлечение международных специалистов для обмена опытом; построение сценария на основе реально произошедшего события с использованием актуальных данных и аутентичных материалов;

3) с точки зрения актуализации мягких навыков - включение заданий на отработку всех типов мягких навыков: коммуникативных, интеллектуальных, волевых и лидерских.

С уверенностью можно сказать, что в ходе учений удалось повысить мотивацию участников к дальнейшему изучению английского языка как обязательного и необходимого инструмента общения спасателей на международной арене. Преподаватели Академии ГПС МЧС России приобрели бесценный опыт участия в учениях, который позволит привести преподавание английского языка в ещё большее соответствие с актуальными запросами в профессиональной сфере.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Доклад ООН о рисках стихийных бедствий: человечество приближается к обрыву [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2023/l0/1446192 (дата обращения: 20.01.2024)

2. ООН: число природных катастроф выросло в два раза за 20 лет, и это не предел [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://hightech.fm/2020/10/13/climate-disasters (дата обращения: 20.01.2024)

3. Евдокимов В. И. Крупномасштабные чрезвычайные ситуации, риски социальных и медико-биологических последствий в мире и ведущих странах (2012-2021 гг.) // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2022. № 4. С. 83-103. D0I:10.25016/2541-7487-2022-0-4-83-103

4. Обзор глобального механизма координации гуманитарного реагирования на чрезвычайные ситуации. Предназначение. Структура. Цели. Задачи. Алматы: Центр по чрезвычайным ситуациям и снижению риска стихийных бедствий, 2018. 9 с.

5. Баришполец В. А. Системный анализ катастроф, происходящих в мире // Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии. 2010. Т. 2, № 1-2. С. 162-176.

6. Global Humanitarian Overview 2024, 1 December, 2023 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://webtv.un.org/ en/asset/k1z/k1ztm8bhdj (дата обращения: 20.01.2024)

7. United Nations Disaster Assessment and Coordination. UNDAC Field Handbook. Office for the Coordination of Humanitarian Affairs. 7th edition, 26 Sep. 2018.

8. Легошин А. Д., Фалеев М. И. Международные спасательные операции. Особенности проведения и технологий. М.: «Аякс-Пресс», 2001. 192 с.

9. Крупчак М. М, Массерова И. В. Результативность командно-штабных учений по отработке вопросов ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании первой помощи пострадавшим // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2022. № 3. С. 118-120. D0I:10.25257/FE.2022.3.118-120

10. Бедило М. В., Калайдов А. Н., Неровных А. Н. О формировании профессиональных компетенций на командно-штабных учениях // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2016. № 2. С. 32-35. DOI:10.25257/FE.2016.2.32-35

11. United Nations Disaster Assessment and Coordination (UNDAC) - Induction course, The Column, vol. 84, August 2023 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://thecolumn. ahacentre.org/the-column-vol-84/ (дата обращения: 20.01.2024)

12. UNDAC Disaster Response Preparedness Mission to the State of Palestine. United Nations Disaster Assessment and Coordination Team, 2014. 85 p.

13. Намычкина Е. В. Методика CLIL в преподавании английского языка для профессионального общения в вузах пожарно-технического профиля // Культура и безопасность. 2021 № 1. С. 62-66. D0I:10.25257/KB.2021.1.62-66

14. Салехова Л. Л., Григорьева К. С., Лукоянова М. А. Педагогическая технология двуязычного обучения CLIL: учебно-методическое пособие. Казань: КФУ, 2020. 101 с.

15. Ануфриенко А. Д., Бирюлев В. Е., Зиатдинов Т. Р. Иностранный язык в формировании «жёстких» и «мягких» навыков будущего инженера // Прикладная электродинамика, фотоника и живые системы - 2022. Материалы IX Молодежной международной научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Казань, ИП Сагиева А.Р., 2022. С. 437-438.

16. Коростелева М. В., Музыченко А. С., Скурко Е. М. Особенности выработки «мягких» навыков у курсантов и магистров академии ГПС МЧС России в процессе обучения иностранным языкам // Культура и безопасность. 2021. № 3. С. 34-40. DOI 10.25257/KB.2021.3.34-40

17. Гибкие навыки (soft skills) - компетенции будущего: метод. пособие / сост. М. П. Лопушенко; редкол.: Т. Ю. Якуба и др. Хабаровск: Дальневосточная государственная научная библиотека, 2023. 36 с.

REFERENCES

1. UN Report on the risks of natural disasters: humanity is approaching a cliff. Available at: https://news.un.org/ru/ story/2023/10/1446192 (accessed January 20, 2024) (in Russ.).

2. UN: the number of natural disasters has doubled in 20 years, and this is not the limit. Available at: https://hightech. fm/2020/10/13/climate-disasters (accessed January 20, 2024) (in Russ.).

3. Evdokimov V.I. Large-scale emergencies, risks of social and biomedical consequences in the leading countries and globally (2012-2021). Mediko-biologicheskie i sotsialno-psikhologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychainykh situatsiiakh -Medico-Biologicl and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations. 2022, no. 4, pp. 83-103 (in Russ.). D0I:10.25016/2541-7487-2022-0-4-83-103

4. Obzor global'nogo mehanizma koordinacii gumanitarnogo reagirovanija na chrezvychajnye situacii. Prednaznachenie. Struktura. Celi. Zadachi [Review of the global mechanism for coordinating humanitarian emergency response. Destiny. Structure. Purposes. Tasks]. Center for Emergency Situations and Disaster Risk Reduction. Almaty, 2018. 9 p. (in Russ.).

5. Barishpolets V.A. System analysis of taking place in world catastrophes. Radioelektronika. Nanosistemy. Informatsionnye tekhnologii - Radio electronics. Nanosystems. Information technology. 2010, vol. 2, no. 1-2, pp. 162-176. (in Russ.).

6. Global Humanitarian Overview 2024, 1 December, 2023. Available at: https://webtv.un.org/en/asset/k1z/k1ztm8bhdj (accessed January 20, 2024) (in Eng.).

7. United Nations Disaster Assessment and Coordination. UNDAC Field Handbook. Office for the Coordination of Humanitarian Affairs. 7th edition, 26 Sep. 2018. (in Eng.).

8. Legoshin A.D., Faleev M.I. Mezhdunarodnye spasatelnye operatsii. Osobennosti provedeniia i tekhnologii [International rescue operations. Features of conducting and technologies]. Moscow, Aiaks-Press Publ., 2001. 192 p. (in Russ.).

9. Krupchak M.M., Masserova I.V. Efficiency of command-staff exercises for working out the issues of eliminating emergency situations and providing first aid to victims. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya -Fire and Emergencies: Prevention, Elimination. 2022, no. 3, pp. 118-120 (in Russ.). D0I:10.25257/FE.2022.3.118-120

10. Bedilo M., Kalaidov A., Nerovnykh A. On the formation of professional competences at command staff exercises. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya -Fire and Emergencies: Prevention, Elimination. 2016, no. 2, pp. 32-35 (in Russ.). DOI: 10.25257/FE.2016.2.32-35

11. United Nations Disaster Assessment and Coordination (UNDAC). Induction course, The Column, vol. 84, August 2023. Available at: https://thecolumn.ahacentre.org/the-column-vol-84/ (accessed January 20, 2024) (in Eng.).

12. UNDAC Disaster Response Preparedness Mission to the State of Palestine. United Nations Disaster Assessment and Coordination Team, 2014. 85 p. (in Eng.).

13. Namychkina E.V. CLIL methodology in teaching English for professionalcommunication in educationalinstitutions of a fire-engineering profile. Kultura i bezopasnost - Culture and safety. 2021, no. 1, pp. 62-66 (in Russ.). D0I:10.25257/KB.2021.1.62-66

14. Salekhova L.L., Grigorieva K.S., Lukoyanova M.A. Pedagogicheskaia tekhnologiia dvuiazychnogo obucheniia CLIL [Pedagogical technology of bilingual education CLIL: an educational and methodological guide]. Kazan, Kazan Federal University Publ., 2020. 101 p. (in Russ.).

15. Anufrienko A.D., Biryulev V.E., Ziatdinov T.R. Foreign language in forming "Hard skills" and "Soft skills" of future engineers. In: Prikladnaja jelektrodinamika, fotonika i zhivye sistemy - 2022. Materialy IX Molodezhnoj mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov i studentov [Applied electrodynamics, photonics and living systems - 2022. Proceedings of the IX Youth International Scientific and Technical Conference of Young Scientists, postgraduates and students]. Kazan, Individual entrepreneur "Sagieva A.R." Publ., 2022. pp. 437-438 (in Russ.).

16. Korosteleva M., Muzychenko A., Skurko E. Peculiarities of developing "soft" skills at foreign language classes for cadets and masters of state fire Academy of EMERCOM of Russia. Kultura i bezopasnost - Culture and safety. 2021, no. 3, pp. 34-40 (in Russ.). DOI 10.25257/KB.2021.3.34-40

17. Gibkie navyki (soft skills) - kompetencii budushhego [Flexible skills (soft skills) - competencies of the future: method. The manual / comp. M.P. Lopushenko; editor's note: T.Y. Yakuba et al.]. Khabarovsk, Far Eastern State Scientific library Publ., 2023. 36 p. (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Елизавета Валентиновна НАМЫЧКИНА

Кандидат филологических наук,

доцент кафедры иностранных и русского языков,

Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация

SPIN-код: 5685-7150

E.Namychkina@academygps.ru

Елизавета Марковна СКУРКО Н

Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных и русского языков, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 8788-5520

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8650-4389 Н anna_skurko@mail.ru

Василий Вячеславович ЕВСЕЕВ

Начальник отдела взаимодействия с международными организациями, Департамент международной деятельности МЧС России, Москва, Российская Федерация

Поступила в редакцию 09.01.2024 Принята к публикации 22.01.2024

Для цитирования:

Намычкина Е. В., Скурко Е. М, Евсеев В. В. О способах усиления чрезвычайного гуманитарного реагирования МЧС России за пределами Российской Федерации // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2024. № 1. С. 47-54. 001:10.25257/РБ.2024.1.47-54

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Elizaveta V. NAMYCHKINA

PhD in Philology,

Associate Professor of Foreign and Russian Languages Department State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-rafl: 5685-7150 E.Namychkina@academygps.ru

Elizaveta M. SKURKO H

PhD in Philology, Associate Professor,

Head of Foreign and Russian Languages Department

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation

SPIN-rafl: 8788-5520

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8650-4389 H anna_skurko@mail.ru

Vasily V. EVSEEV

Head of the Section for Interaction with International Organizations, Department of International Activities of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation

Received 09.01.2024 Accepted 22.01.2024

For citation:

Namychkina E.V., Skurko E.M., Evseev V.V. On ways to strengthen emergency humanitarian response of EMERCOM of Russia outside the Russian Federation. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya - Fire and emergencies: prevention, elimination. 2024, no. 1, pp. 47-54. (in Russ.). DOI:1Q.25257/FE.2Q24.1.47-54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.