Научная статья на тему 'О специфике модальности и частотности упоминания субъектов власти в региональных СМИ 1'

О специфике модальности и частотности упоминания субъектов власти в региональных СМИ 1 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
157
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / НОВОСТНОЙ КОНТЕНТ / СУБЪЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ГЛОРИФИКАЦИЯ / ДИФФАМАЦИЯ / MEDIA ECOLOGICAL MONITORING / NEWS CONTENT / LOCAL GOVERNMENT BODIES / GLORIFICATION / DEFAMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волкова О. С.

Статья посвящена рассмотрению специфики частотности и модальности высказываний, содержащих упоминания «административных структур» или «персоналий», представляющих современную региональную власть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers specific characteristics, occurrence rate and modality of the utterances, referring to modern local authorities represented by administrative establishments or individuals.

Текст научной работы на тему «О специфике модальности и частотности упоминания субъектов власти в региональных СМИ 1»

©Волкова ОС., 2010

УДК 811.161.1’373 ББК 81.411.2-3

О СПЕЦИФИКЕ МОДАЛЬНОСТИ И ЧАСТОТНОСТИ УПОМИНАНИЯ СУБЪЕКТОВ ВЛАСТИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ 1

О. С. Волкова

Статья посвящена рассмотрению специфики частотности и модальности высказываний, содержащих упоминания «административных структур» или «персоналий», представляющих современную региональную власть.

Ключевые слова: медиаэкологический мониторинг, новостной контент, субъекты региональной власти, глорификация, диффамация.

Вопросы управления общественным сознанием и развитием гражданского общества неизменно перекликаются с проблемами интерпретации информации в современном медийном пространстве. Как справедливо полагают исследователи, реальность, осознаваемая людьми, представляет собой «отличную от пре-зентируемой действительность, запечатленную в нашей памяти в результате ее восприятия по какому-либо информационному каналу, трансформированную в нашем сознании под влиянием социокультурных, психологических, геополитических и прочих факторов. Для воспринимающего масс-медиальный текст - это дважды, трижды и более метонимия реконструируемого целостного значения: кем-либо порожденный текст - кем-либо воспринятый, осмысленный и воспроизведенный текст - кем-либо ретранслируемый текст, поданный в определенном контексте - кем-либо воспринятый текст, осмысленный и т. д.» [2, с. 30]. Именно под влиянием указанных обстоятельств складываются условия для личностных и групповых искажений социально значимой информации, что, в свою очередь, может привести к нарушению эколингвистического баланса и росту негативных настроений населения по отношению к представителям власти.

В связи со сказанным выше несомненный интерес представляет изучение особенностей влияния новостного контента локальных СМИ на сознание населения отдельного региона и выявление оснований для ме-диаэкологического мониторинга отношения гражданского общества к власти отдельного региона.

Под мониторингом понимается процесс регулярного и многоаспектного анализа новостного контента региона, позволяющего отслеживать динамику и изменения в тематике и модальности новостей, отмечать коммуникативно-стилевые особенности языка медиажурналистики [4]. Интерес к эколингвистическо-му аспекту мониторинга связан с коммуникативно-прикладными задачами лингвистики -посредством медийного текста оказывать влияние на качество и эффективность межличностного общения, формировать нормы бесконфликтного общения, развивать толерантность и эмоциональную сдержанность, снижая тем самым уровень социальной напряженности в обществе.

В данной статье представлены результаты мониторинга упоминаний имен представителей административных структур и общественно-политических организаций Волгоградской области, избранных в качестве «единиц информации». Критериями для анализа стали признаки частотности и модальности контекста, в котором такие имена встречаются.

В работе использованы сведения, собранные Центром социологических и маркетинговых исследований «Аналитик» и опубликованные на официальном сайте http://www.v102.ru/, а также данные анализа новостного контента, проводимого на факультете филологии и межкультур-ной коммуникации Волгоградского государственного университета (http://www.lingva.volsu.ru/), за период с февраля по май 2010 года.

Регулярное присутствие имен представителей региональной власти в новостном контексте создает эффект их узнаваемости гражданами, однако модальность новостного события способна оказать как позитивное, так и негативное влияние на имиджевую составляющую политиков и чиновников. Из наименований властных структур наиболее часто упоминались (в скобках приводятся цифры, отражающие общее число упоминаний исследуемых единиц информации в соответствующие периоды: с февраля по март - с апреля по май 2010 года): Администрация Волгоградской области (100-125), Волгоградская областная Дума (60-64), Администрация Волгограда (55-60), Государственная Дума РФ (27-33), Волгоградская городская Дума (15-31), ГУВД области (27-30); деятельность партийных объединений и судебных органов привлекала внимание прессы не столь регулярно - Единая Россия (21-34), Деловая Россия (6-12), КПРФ (8-11), Справедливая Россия (5-11), ЛДПР (4-11), а также Прокуратура Волгоградской области (4-8), Областной суд (4-7), УФС Наркоконтроль области (4-7).

Для нашего исследования значимыми являются количественные данные, отражающие положительную и отрицательную модальность новостного контента, в котором упоминаются действия административных и иных структур. Результаты мониторинга, проводившегося в феврале - мае 2010 года, демонстрируют нейтральность и превалирование объективности при характеристике работы Администрации Волгоградской области и Волгоградской областной Думы, приемы глори-фикации или диффамации представлены незначительно. Следует отметить относительно высокий показатель частотности глорифи-кации при освещении деятельности Администрации города Волгограда, регионального

представительства партии «Единая Россия», положительная оценка в новостном контексте совпадает с данными об их упоминании. Органы милиции, прокуратуры, следствия упоминались в связи с расследованиями преступлений экономического и бытового характера, что, очевидно, имеет позитивную значимость для Волгограда, но предполагает погружение в негативный семантический контекст.

Приведенные данные свидетельствуют о доминировании нейтральной оценки при упоминании работы институтов власти в области, например Администрация Волгоградской области стала объектом глорификации в 9 случаях из 140, диффамация наблюдалась лишь в 4 текстах. Отметим, что в указанный период (февраль - май 2010 года) происходила смена губернатора области, и данные о нейтральной тональности областных СМИ имеют важное значение - они характеризуют стиль медийного общения новой команды главы области. Как показывает опыт предыдущих периодов смены власти, в такие месяцы отмечается резкое повышение потока негативной информации, нацеленной на диффамацию деятельности уходящих чиновников. Однако смена «эпох губернаторской власти» в указанный период прошла вполне мирно, о чем свидетельствует новостной контент, в том числе интервью с представителями региональной власти на общественно-политическую тематику, опубликованные в периодических изданиях, где проявлялось стремление нового губернатора не вступать на путь конфликта.

Так, в многочисленных интервью неоднократно цитировались его слова в день вступления в должность губернатора: «Тот негатив, который был на протяжении года - полутора лет, я думаю, назвать его безобразием я обязан, я хочу, чтобы тот внутренний конфликт, непонятный для меня конфликт, который выплескивался на экраны телевидения, радио, страницы газет, чтобы как можно быстрее жители региона забыли об этом конфликте. Поэтому, выстраивая с вами взаимоотношения, я хотел бы фундаментально акцентировать свое внимание на взаимоуважении всех ветвей власти» (ГТРК «Волгоград-ТРВ»). В представленном примере губернатор признает существование конфликтной си-

туации во власти, но с помощью риторического шага отстраняется от нее (непонятный для меня конфликт), смотрит на происходящее со стороны и дает ему негативную оценку, демонстрируя тактику амортизации конфликта (так называемый «комментарий к ситуации» (о термине см.: [1]). Отвечая на вопрос о планах по выстраиванию отношений с представителями СМИ региона, новый губернатор подчеркнул свое стремление продолжить диалог: «Общаясь с журналистами, я об этом говорю уже год. И после того, как я стал губернатором, моя позиция и отношение к представителям СМИ никак не изменились. И в будущем не изменятся. Я всегда представителей СМИ считаю своими партнерами. И отношения у нас должны быть партнерскими. Без журналистов я не смогу сделать то, что запланировал. Поэтому я за то, чтобы проходили регулярные контакты и встречи. Это составная часть моей работы. Я опять говорю о принципах взаимоуважения и зеркальных отношениях. Призываю представителей СМИ в первую очередь говорить

о позитиве - у нас есть что сказать!». Завершало речь губернатора обращение к представителям региональных СМИ с призывом к диалогу и открытому обсуждению экономических и социально-политических проблем области: «У каждого должно быть свое мнение. Безусловно. Но чтобы это мнение основывалось на человеческих ценностях, на взаимоуважении. Если уж ты высказываешь свое мнение, так ты не очерняй человека. Вот это называется партнерство». Таким образом, в начале деятельности нового губернатора был сформирован имидж разумного и неконфликтного чиновника, который поддерживается в медийном дискурсе региона и сегодня.

Представление результатов эколингвисти-ческого мониторинга завершим данными об упоминании персоналий - чиновников, занимающих руководящие должности в субъектах региональной власти, и общественно-политических деятелей (в скобках последовательно приводятся цифры, отражающие общее число упоминаний с отрицательной модальностью; общее число упоминаний с нейтральной модальностью, общее число упоминаний с положительной модальностью): Бровко А. (2 + 51 + 25), Гребенников Р.

(4 + 14 + 16), Чуриков В. (0 + 17 + 1), Ильин С. (0 + 9 + 2), Быкасов А. (8 + 1 + 0), Кабанов В. (1 + 3 + 4), Паршин Н. (0 + 5 + 3), Максин В. (0 + 6 + 1), Беков Р. (0 + 6 + 1), Латышевская Н. (1 + 4+1), Лебедева Т. (0 + 2 + 3), Таранцов М. (0 + 3 + 0), Булгаков С. (1 + 3 + 0), Пахолков О. (1 + 3 + 0), Бирюков С. (0 + 3 + 0), Музраев М. (0 + 3 + 0) и др. Как следует из приведенных данных, персоналии чаще всего упоминаются в нейтрально-деловом контексте, однако А. Бровко и Р. Гребенников получали в СМИ стабильно позитивную оценку.

В данную публикацию вошли результаты мониторинга основной проблематики печатных СМИ региона и упоминания структур органов регионального и местного управления Волгоградской области, ведущих политических партий, персоналий - глав органов законодательной и исполнительной власти, представителей бизнеса и т. д. - за первую половину 2010 года.

Представляется, что регулярные наблюдения за частотностью реализации отдельных проявлений медийного дискурса, ограниченные временными и/или географическими рамками, позволят объективировать прикладную значимость основных положений медиалингвистики и выявить ее связь с эколингвистикой [3], открывающей возможности для создания малоконфликтной (а в идеале и бесконфликтной) системы информирования. Мониторинг новостного пространства может быть использован для изучения степени информирования общественности о текущих и актуальных событиях в жизни региона, страны в целом, для выявления критических моментов в организации гражданского сознания, для наблюдения за характером диалога между властью и гражданами, между обществом и его отдельными представителями с целью объединения граждан, проживающих на единой территории. Кроме того, это инструмент для изучения представителями власти оценки их деятельности обществом, уточнения стратегий информирования и воздействия.

Проведение мониторинга информационного пространства отдельного региона представляется актуальным в связи с очевидной значимостью для формирования гражданского сознания его жителей, для развития понимания об их включенности в жизнь страны в целом. Как представляется, наблюдения за реализациями «информативных единиц» мониторинга

и расширение массива хронологически упорядоченных фактов дают ценные сведения о вариативности проявления типологических закономерностей организации реального медийнодискурсивного пространства.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Исследование проводилось при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013 гг.» (Госконтракт №2 02.740.11.0367).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волкова, О. С. Коммуникативная ситуация «конфликт»: стратегии развития и прагмалингвис-

тические характеристики / О. С. Волкова // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. И.А. Герцена. Аспирантские тетради : науч. журн. Ч. I. Общ. и гуманит. науки. -СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. И.А. Герцена, 2008. - №> 33 (73). - С. 114-120.

2. Желтухина, М. Р. Воздействие масс-медиа на избирательную кампанию / М. Р. Желтухина // Политический дискурс в России-6: Политик в интеллектуальном контексте эпохи. - М. : МАКС Пресс, 2002. - С. 29-42.

3. Ионова, С. В. Основные направления эко-лингвистических исследований: зарубежный опыт / С. В. Ионова // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкознание. - 2010. - №2 1 (11). - С. 86-93.

4. Ильинова, Е. Ю. К проблеме мониторинга масс-медийного пространства региона / Е. Ю. Ильинова // Актуальные проблемы коммуникации и культуры : междунар. сб. науч. тр. Вып. 10. - М. ; Пятигорск : Пятиг. гос. лингв. ун-т, 2010. - С. 553-561.

GOVERNMENT BODIES’ MENTION:

RATE OF OCCURRENCE IN REGIONAL MEDIA AND SPECIFIC CHARACTER OF MODALITY

O.S. Volkova

The article considers specific characteristics, occurrence rate and modality of the utterances, referring to modern local authorities represented by administrative establishments or individuals.

Key words: media ecological monitoring, news content, local government bodies, glorification, defamation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.