© Ионова С.В., 2012
ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА РЕГИОНА
УДК 81’1 ББК 81.001.1
ТЕКСТОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
С.В. Ионова
В статье рассматриваются теоретические и эмпирические проблемы определения понятия текстового пространства, вопрос о его влиянии на человека применительно к условиям медийной сферы коммуникации. В эколингвистической парадигме знания текстовое пространство рассматривается как особая среда жизнедеятельности человека. Она воздействует на сознание людей, на осмысление ими явлений действительности, определяет особенности речевого и неречевого поведения коммуникантов.
Ключевые слова: текст, текстовое пространство, текстовая среда, информационная среда, медийный текст, экологичная среда, линг-воэкология.
Понятие пространства в последние годы стало весьма востребованным в работах лингвистов: сегодня активно используются такие терминологические обозначения, как пространство языка, пространство смыслов, ментальное пространство, текстовое пространство, пространство СМИ и др. Чаще всего данные понятия используются в качестве онтологических, предельных, не требующих специального пояснения, изначально заданных, что во многом обусловлено философским пониманием бытийной категории пространства, которое наряду с категорией времени задает координаты бытия человека и его понимания мира. Пространство интуитивно воспринимается человеком как важнейший атрибут самого его существования, как одна из первых различаемых им реалий бытия. Близким по содер-
жанию к понятию пространства выступает тер-минообозначение «сфера»: семиосфера, кон-цептосфера, психосфера, сфера функционирования языка и др.
При переносе понятия пространства на языковую сферу возникло множество лингвокогнитивных интерпретаций данной категории: геометрическая концептуализация мира, семантика ло-кативности, схемы структурирования пространственного опыта человека, языковая инвентаризация материального мира, окружающего человека ^. Та1ту, А. Негекоу^, R. Jackendoff, R. Langacker, D. Lakoff), а также ментальные области, объединяющие разные типы информации (Дж. Динсмар, Д. Факонье).
В лингвистике текста получило достаточно подробное описание понятие пространства, отраженного в тексте (часть хронотопа, по М.М. Бахтину), и предложена концепция текста как пространства: текст имеет протяженность в пространстве, состоит из отдельных отрезков (участков пространства) - смысловых блоков, которые следуют друг за другом в определен-
ном автором порядке; тексту присуща категория связности и отсутствие разрывов в линейном пространстве; он имеет размер, объем, глубину. Экспериментально доказана возможность распредмечивания концепта текста и «собирание» его содержания в пространстве текстового развертывания [1, с. 71-72].
С середины ХХ в. внимание исследователей привлекают межтекстовые взаимодействия и сверхтекстовые образования, которые объединяют в себе и материальные, и ментальные координаты освоения мира человека и в то же время образуют третью реальность, которой свойственны особые онтологические качества и закономерности организации. Эти особенности текстовых пространств представлены в концепциях интертекстуальности и диалогичности, обоснованных в трудах ученых ХХ в. (М.М. Бахтин, Р. Барт, Л.М. Гаспаров, Ж.Деррида, Ю. Кристева, М. Риффатер, И. Ильин и др.). В работах отечественных и зарубежных ученых обосновано, что интертектуальные взаимодействия как механическое включение ранее созданных текстов (или их элементов) в создаваемый текст отражают обыденное понимание взаимодействия текстов в межтекстовом пространстве, феномен интертекстуальных связей имеет более сложную природу, чем только стилистический прием использования чужого слова. В концепции постструктурализма интертекстуальность тесно связывается с положением «мир есть текст», сформулированным еще Ж. Деррида. Согласно этому положению, вся человеческая культура рассматривается как единый текст, включенный в бытие, то есть некий единый интертекст. Все создаваемые тексты в таком случае, с одной стороны, в основе своей имеют единый пред-текст (культурный контекст, литературная традиция), а с другой стороны, являются интертекстами, так как становятся явлениями культуры. В.Е. Хализев включает в это понятие все виды межтекстовых связей [13], интертекстуальность рассматривается в разных аспектах: авторском и читательском [11], может относиться к разным семиотическим системам [9], имеет разные степени широты, координаты [5].
Современные теории дискурса в качестве термина, соотносимого с понятием про-
странства, предлагают обозначение «поле», которое имеет свою глубинную проработку в трудах по функциональной семантике и грамматике. Дискурс рассматривается в качестве самостоятельного смыслового поля - некой реальности, которая развивается по определенным символическим законам и соответствует разнообразным ежедневным речевым практикам носителей языка. Теоретики дискурсивных исследований утверждают, что глобальные текстовые дискурсивные практики способны определять социальные, культурные и политические изменения, управлять деловой коммуникацией, программировать и прогнозировать поведение масс [12], осуществлять терапевтическое или, напротив, здоровьеразрушающее воздействие. Именно в рамках теории дискурса был поставлен вопрос о границах той или иной речевой сферы, о жанрах как подпространствах того или иного содержательного континуума, о его тематической и языковой специфике.
Данные теоретические исследования подготовили научные основы изучения текстовых и дискурсивных сфер разного рода, способствовали становлению эмпирических подходов к изучению закономерностей организации и прагматических эффектов знаковых пространств, их места и роли в жизнедеятельности носителей языка.
Лингвоэкологический подход стал одним из таких практических подходов, при котором понятие пространства толкуется с позиций его витальной ценности для человека. Одним их базовых терминов экологической науки является термин «среда». Среда в современных научных концепциях предстает в виде совокупности внешних условий, системы внешнего окружения, свойства которого накладывают отпечаток на объект и сами изменяются под влиянием объекта. В научном и обыденном сознании внешнее окружение современного человека определяется как окружающая среда - среда обитания и производственной деятельности человека, которая включает условия труда, быта, отдыха и питания; среда обитания - комплекс взаимосвязанных абиотических и биотических факторов, находящихся вне организма и определяющих его жизнедеятельность; производственная среда - часть окружающей человека среды, об-
разованная природно-климатическими условиями и профессиональными факторами. В дискурсах конца ХХ в. появилось и получило широкое распространение понятие информационной среды общества - совокупности информационных ресурсов, системы формирования, распространения и использования информации, информационной инфраструктуры. Ее особенность состоит в том, что информационная среда не является естественной материальной средой обитания человека, она образует вторичное (знаковое) окружение, моделирующее естественную среду с определенной долей аппроксимации (погрешности).
Текстовая среда жизнедеятельности человека в большей или меньшей степени пересекается в названными выше видами материального и нематериального окружения. В качестве разновидности экологической среды она представляет собой совокупность вербальных текстов, рассматриваемых с позиций их закономерных связей и отношений, а также «пространства созерцания» (восприятия, представления, «внешнего» переживания). Текстовое пространство жизнедеятельности человека составляет существенную часть его информационной среды, которая влияет на человека опосредованно - путем воздействия на сферу его сознания - психосферу: «Если биосфера образует среду, которая обеспечивает физическое существование человека, то психосфера является столь же обязательной для человека средой, в которой протекает его психологическая, интеллектуальная, духовная жизнь» [2, с. 159-160].
Особое значение в современных речевых практиках занимает пространство медийных текстов и коммуникации в сфере СМИ. Интертекстуальная природа, публичность, письменная закрепленность, оперативность, массовость влияния медийного пространства определяют его социальную и эколингвисти-ческую значимость. Данная сфера включает тексты высокой и низкой ценности; утилитарного и бытийного содержания; информативного и воздействующего назначения; она многогранна и противоречива; складывается стихийно, но поддается наблюдению, изучению, структурированию и анализу.
В то же время при исследовании медийной сферы региона необходимо учитывать ее
свойство сверхсуммативности: интертекстуальная (сверхтекстовая) природа коммуникативно-текстовой среды несводима к простой сумме свойств входящих в нее речевых произведений коммуникативно-текстовой среды СМИ, а формирует качественно новое системное образование. В данном случае релевантными становятся такие критерии экологичности, как сбалансированный текстовый контент и концептуальная полнота сверхтекстового пространства региона.
При отсутствии баланса этих критериев текстовое пространство может оказаться информационно недостаточным или информационно избыточным, концептуально полным или ущербным в этом отношении, эмоционально релевантным или нерелевантным. Обобщающим принципом установления свойства экологичности / неэкологичности текстового пространства в рамках лингвоэкологического подхода становится принцип «баланса», а именно информационного баланса - соотношения количественной и качественной информации, обусловливающей гармоничное состояние информационного пространства; концептуального баланса - качественной характеристики информации, определяемой ее концептуальной полнотой, многосторонностью и оценочной окрашенностью создаваемого информационного образа; эмоционального баланса - соотнесения позиций участников коммуникации с нормами и правилами эмоционального взаимодействия, принятыми в данном сообществе [8].
Содержательный анализ регионального текстового пространства СМИ, проведенный нами в соответствии с темой «Эколингвистика текстовой коммуникации» в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013» (Госконтракт № 02.740.11.0367), показал, что текстовое пространство, образуемое региональными медийными изданиями, оказывается в ряде аспектов дисгармоничным, в нем нарушен принцип баланса информации. В данном исследовании установлено, что в региональных СМИ практически отсутствует контроль за степенью и равномерностью тематической представленности значимых сторон современной жизни региона, наблюдается повышенная интенсив-
ность освещения отдельных ее проявлений в ущерб другим. Мониторинг новостного пространства Волгоградской области показал, что информация о состоянии дел в регионе в целом актуальна, характеризуется высокой степенью оперативности и релевантности ее представления. В то же время в содержании местных печатных изданий преобладает узкоинформативный подход к освещению жизни региона, ориентированный в большей степени на потребности в самопрезентации местной власти, разноаспектное представление интересов гражданского общества выражено в нем слабо. В тематическом плане наиболее частотной и не всегда мотивированной выступает информация, касающаяся природных и техногенных катастроф (14-15 %), событий из мира криминала (16-18 %), деятельности местной власти, а именно лидеров политических структур региона (11-14 %). Напротив, обобщенность и предельно широкая формулировка тематики разделов «Наука», «Культура» [3] свидетельствуют о формальном заполнении данной рубрики в соответствии с требованиями соблюдения матрицы новостей. Недостаток информации, как и ее избыточность, нарушают гармоничное существование системы «человек - информационная среда», и даже с учетом толерантности стиля изложения региональных изданий информационнотекстовая среда региональных СМИ не является сбалансированной.
Сопоставительный анализ результатов исследования модального содержания текстов региональных СМИ, проводимого учеными на материале текстов начала 2000 гг. [6; 7; 15], и данные проведенного мониторинга текстового пространства СМИ 20092011 гг. показали динамические изменения в экологическом состоянии региональных текстов. Если российские СМИ начала 2000-х гг. отличались такими чертами, как агрессивность, интенсивность подачи фактов, свобода в выборе способа подачи информации [15], которые зависят в большей степени от авторских пристрастий и диктуются тематикой сообщений, то материал периода 2009-2011 гг. свидетельствует о более сложных и дифференцированных по типам изданий и жанрам публикаций процессах, характерных для содержания медийных изданий [8].
Эмоциональный аспект содержания и формы текстов региональных изданий подробно исследован и изложен в работах волгоградских ученых [10; 14]. Критериями экологически значимой эмоциональной ситуации в сфере текстовой коммуникации являются следующие: а) их ликоущемляющий / ликовозвышаю-щий семантический потенциал; б) стиль коммуникации (диффамация и глорификация). Эти-критерии в их отрицательном варианте (лико-ущемляющая семантика, резко сниженная форма) являются особенно значимыми в тех случаях, когда текст становится объектом юридического разбирательства по вопросам оскорбления словом, защиты чести и достоинства людей, умаления их человеческого достоинства. Признаком нарушения баланса между человеком и средой, их нормального функционирования является факт высказанной обиды или оскорбленного самолюбия, написание исков и заявлений в правоохранительные органы. По данным НП «Южный экспертный центр» (г. Волгоград), процент жалоб на нарушение законодательства в сфере информации за период 2011 г. в отношении городских изданий, по которым проводились лингвистические судебные экспертизы, имеет следующее соотношение: официальные городские издания - 22 % экспертных случаев; независимые городские издания - 74 % экспертных случаев; районные и специализированные издания - 6 % экспертных случаев.
Влияние текстовой среды распространяется как на биологические, так и на социальные качества человека (подробнее см.: [4], объектом ее воздействия являются как отдельные члены общества - потребители текстовой продукции, так и социум в целом или его регионально ограниченная часть). Практические исследования в лингвистике, проводимые на пересечении со смежными дисциплинами, показали, что объект информационного влияния (человек, социум) структурно принципиально разнороден. Факторами такой разнородности являются: а) биосоциальные особенности индивидов и групп индивидов (пол, возраст); б) их психологические особенности (темперамент, особенности характера, воля, интеллект, эмоции); в) социальные особенности (социальный статус, образование, профессия и др.); г) деятельностные особенности, связанные с информационным
опытом субъекта [16]: его информационным потенциалом, степенью априорной информированности, уровнем и типом когнитивности, уровнем инфопотребности, развитыми механизмами переработки информации и др. В связи с этим углубление понятия информационно-текстовой среды составляет существенную задачу интеграционных направлений в современной науке. Она состоит в разработке критериев установления уровня взаимодействия между объектом и средой, «измерения» возможных нарушений гармонии в использовании разнообразных видов и форм информации с учетом интересов участников общения, в выборе оптимального эмоционального стиля общения и т. д.
Эмпирические исследования текстового пространства с позиций эколингвистики должны включать в себя направления, которые используют достижения когнитивного подхода в лингвистике: изучение механизмов восприятия текстов разного объема; описание видов реакций адресатов на тексты вторичного воспроизведения и многократно воспроизводимые отрезки информации; выявление соотношения информации и «информационного шума», установление степени их влияния на восприятие, работоспособность человека в условиях постоянного текстового «сопровождения», соотношения количества воспринимаемой и усваиваемой текстовой информации разных типов; изучения «клиповых» форм предъявляемой информации, свернутых текстов и речевых компиляций, особенностей их влияния на адекватность интерпретации информации и принятие решения человеком и др.
Решение названных задач требует углубления теоретических областей лингвистики, направленных на конкретизацию терминологического аппарата описания, выявление тенденций и закономерностей функционирования текстовых пространств, механизмов их образования, а также методов их исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисова, С. А. Пространство - человек -текст / С. А. Борисова. - Ульяновск : УлГУ 2003. - 327 с.
2. Звегинцев, В. А. Мысли о лингвистике / В. А. Звегинцев. - М. : Наука, 1996. - 248 с.
3. Ильинова, Е. Ю. Эколингвистический модус событийности в пространстве массмедийного
дискурса / Е. Ю. Ильинова // Вестн. ВолГУ Сер. 2, Языкознание. - 2010. - № 2 (12). - С. 168-176.
4. Ионова, С. В. К вопросу о признаках экологичности текстовой коммуникации / С. В. Ионова // Вестн. ВолГУ. Сер. 2, Языкознание. - 2011. -№ 1 (13). - С. 190-198.
5. Ионова, С. В. О двух моделях построения вторичных текстов / С. В. Ионова // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкознание. - Вып 5. - 2006. - С. 39-47.
6. Ионова, С. В. Модальные характеристики текстов региональных СМИ / С. В. Ионова // Язык региона: Лексика. Грамматика. Функциональное пространство : сб. науч. тр. / под общ. ред. Н. А. Тупиковой. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. - С. 225-239.
7. Назарова, Т. В. Анализ концепции газеты: Учебно-методическое пособие. - Волгоград : Вол-гогр. науч. изд-во, 2008. - 180 с.
8. Основы лингвистического мониторинга медиапространства региона : учеб. пособие по спецкурсу для студентов-филологов / В. А. Брылева, О. С. Волкова, С. В. Ионова, Е. Ю. Ильинова, Л. А. Кочетова, О. П. Сафонова ; отв. ред. Е. Ю. Ильинова. - Волгоград : Волгогр. науч. из-во, 2011. - 144 с.
9. Петрова, Н. В. Интертекстуальность как общий механизм текстообразования англо-американского короткого рассказа / Н. В. Петрова. - Иркутск, 2004. - 248 с.
10. Солодовникова, Н. Г. Терапевтическая функция языка / Н. Г. Солодовникова, В. И. Шаховский // Ecolinguistics: человек, язык и окружающая среда, 2010. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http:// ecolinguistics.ru/index.php. - Загл. с экрана.
11. Фатеева, Н. А. Интертекстуальость и ее функции в художественном дискурсе / Н. А. Фатеева // Функциональная семантика языка, семиотика знаковых систем и методы их изучения : материалы Междунар. конф., г. Москва, 22-24 апр. 1997 г. - М., 1997. - С. 321-322.
12. Йоргенсен, М. Дискурс-анализ: теория и метод : пер. с англ. / М. Йоргенсен, Л. Филлипс. -Харьков : Гуманит. центр, 2008. - 352 с.
13. Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник для вузов / В. Е. Хализев. - М., 2000. - 261 с.
14. Шаховский, В. И. Роль эмотивности в медиаэкологии / В. И. Шаховский // Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире-5 : сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 15 дек. 2010 г. - Волгоград, 2010. - С. 223-226.
15. Шаховский, В. И. Социальная интеракция власти и народа через языковую игру / В. И. Шахов-ский // Научные чтения, посвященные памяти проф. В. Г. Гака, г. Волгоград, 27 янв. 2005 г. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2005. - С. 19-28.
16. Эколингвистика: теория, проблемы, методы : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А. М. Молодки-на. - Саратов : Науч. кн., 2003. - 329 с.
TEXT SPACE OF MEDIAL SPHERE:
THEORETICAL AND EMPIRICAL ASPECTS OF LINGUISTIC RESEARCH
S. V. Ionova
The article concerns the theoretical and empirical problems of linguistic research of text space and its influence on personality in medial sphere. A text is viewed in the ecolinguistic paradigm as a specific sphere of person’s activity. It affects consciousness, reflects dominant strategies in the world comprehension, and defines peculiarities of verbal and non-verbal behavior.
Key words: text, texts space, texts sphere, information space, medial sphere, language ecology, harmonic environment.