О СПЕЦИФИКЕ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ И ЭСТРАДНО-ВОКАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ
Матвеева О.М.
Матвеева Ольга Михайловна - преподаватель,
кафедра эстрадного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент. Республика Узбекистан
Аннотация: в эстрадном пении важна внятная дикция, поскольку слова являются одной из значимых составляющих песни. В эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академических и народных песнях зачастую ритмика слога и музыка не противоречат друг другу. Необходимым условием в работе педагога по эстрадному пению является знание характеристик эталонного звучания, сформированных в процессе развития джазовой, рок- и всей поп-музыки.
Ключевые слова: музыка, искусство, фраза, процесс, дыхание, пение, эстрада, исполнение, акустика.
ON THE SPECIFICS OF VARIETY SINGING AND VARIETY-VOCAL TECHNIQUES
Matveeva O-М.
Matveeva Olga Mikhailovna - Lecturer, DEPARTMENT OF VARIETY SINGING, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in pop singing, intelligible diction is important, since words are one of the significant components of a song. In pop songs, phrases that are difficult to sing and require a quick change of breath are much more common, while in academic and folk songs, often, the rhythm of the syllable and the music do not contradict each other. A necessary condition in the work of a teacher ofpop singing is the knowledge of the characteristics of the reference sound, formed in the process of development ofjazz, rock - and all pop music. Keywords: music, art, phrase, process, breathing, singing, variety, performance, acoustics.
УДК 078
«Эстрадное исполнительство уходит своими корнями в античное прошлое. Зародившись в Западной Европе, в отечественной культуре оно стало формироваться значительно позднее, получив при этом национальную окраску» [1]. Было множество попыток академизировать эстрадное пение, сделать его исключительно светским. Многие формы эстрадного пения спустя время стали называть классикой жанра. В настоящее время вряд ли кто-то будет сопоставлять академическую и эстрадную музыку только как серьезную и развлекательную. В современной культуре эти качества, скорее, объединяют разные виды искусства, чем противопоставляют.
На соответствующем этапе развития музыкального искусства актуальным является вопрос обучения эстрадного пения. В последнее время интерес к эстрадному пению заметно возрос. Популярность телевизионных проектов, различные конкурсы эстрадных исполнителей в республике и за рубежом - яркое тому подтверждение. При этом существует проблема профессионального подхода в обучении эстрадному пению, которое по своему звучанию находится между академическим (классическим) и народным, отличаясь от них своими целями и задачами, спецификой организации и звучания певческого аппарата. Мы утверждаем, что задача эстрадного исполнителя - поиск своего звука, формирование уникального, узнаваемого голоса, оригинальной манеры пения и сценического образа.
Одной из основных условий эталонного звучания считается близкий звук. При близком пении аппарат так акустически устроен, что звук не застревает в глоточно-затылочной части. Близкий звук иногда отождествляют с так называемым «открытым» звуком, что является ошибочным мнением. Открытым звуком пользуются некоторые народные певцы и коллективы, механизм опоры звука при таком пении отличается от рассматриваемого нами эталонного звука.
Эталонному звуку присуща полётность, позволяющая свободно резонировать в пространстве. В этом случае акустическая среда, окружающая исполнителя, является естественным продолжением акустики внутри певческого аппарата и как следствие - звук льётся легко, не задерживаясь внутри аппарата. Несмотря на звонкость и полётность, эталонный звук насыщен низкими грудными частотами, при этом используется предельно большой диапазон высоких и низких частот. Как правило, эталонное звучание близко к разговорной речи, даже если для пения избраны такие приёмы, как субтон («звук с воздухом»), фрулато (в пении так называемый «хрип») и другого рода засурдиненные режимы звучания голоса. Секрет заключается в том, что звучание разговорной речи акустически наиболее естественно с точки зрения анатомии и физиологии человека, так как выверено самой природой в процессе эволюции человека. При пении эталонным звуком и при разговорной речи наблюдается сходство формы певческого аппарата, с той лишь разницей, что при пении увеличивается объём надгортанных полостей аппарата. Анализ речевого
звукоизвлечения показывает, что соответственная форма аппарата открывает простейший путь к работе с резонаторами, что наилучшим образом соответствует инструментальности эталонного звука. Такая система звукоизвлечения наиболее контролируема сознанием человека, а значит, позволяет добиваться лёгкости, беглости и точности интонации, свойственных эталонному звучанию вследствие естественности формы певческого аппарата. Звук, близкий к разговорной речи, позволяет добиваться тончайшей эмоциональности исполнения, а ведь яркая эмоциональная окрашенность звука является одной из основных особенностей жанра в целом, и эталонного звука в частности.
Эталонный звук изобилует множеством характерных приёмов и красок: раздувание и затихание звука, резкие изменения тембральной окраски голоса, переходы от грудного к микстовому и фальцетному звучаниям (иногда эти переходы бывают очень резкими), использование разного рода эффектов (сипы, хрипы, раздвоенность звука и т. д.). Эталонному звучанию характерно достаточно развитое микстовое и фальцетное пение. Ниже более подробно описаны режимы работы аппарата. Диапазон такого микстового и фальцетного пения очень большой, а по тембру эти режимы мало отличаются от грудного голоса. Здесь следует добавить, что тембральная однородность, схожесть разных тесситурных режимов - престижный момент для певцов в эстрадном жанре. Работая над звуком, необходимо стремиться к однородности звучания.
Говоря об инструментальности эталонного звука, заметим, что в основе звукоизвлечения лежит организованная особым образом в аппарате певца звучащая струя воздуха, так называемый столб. Певческий столб является и причиной возникновения звука, и носителем этого звука, его качественных характеристик. Наличие столба и опоры в пении напоминает игру на духовых инструментах. Такая аналогичность позволяет копировать манеру исполнения на духовых инструментах, их тембр, что существенно влияет на становление эталонного звука. Если столб сравнить со смычком, а голосовые связки со струнами, то голосовой аппарат можно сравнить со струнными инструментами. Резонаторы в этом случае будут выполнять функцию деки инструмента. Старые итальянские мастера пения просили учеников внимательно слушать скрипку и виолончель, добиваясь при этом сходства вокального звучания по тембру, по манере звуковедения и фразировки. Такое копирование актуально и при работе над эталонным звуком.
Итак, основные показатели эталонного звука сводятся к близости и к речевой манере звукоизвлечения, тембральнму богатству, красочности и широте диапазона. Сочетание техники академического вокала, народного пения и ряда специфических приёмов, таких как расщепление, драйв, субтон, обертоновое пение, глиссандо, фальцет, йодль, штробас - характерны для эстрадного пения.
Расщепление как приём эстрадного пения отличает особенность исполнения, при которой к чистому звуку примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего собой немузыкальный звук, т.е. шум. В этом случае один дыхательный поток как бы расщепляется на два (к расщеплению можно отнести некоторые приёмы народного пения, например, «горловое пение» народов Азии, а также широко известные субтон и драйв).
Драйв - один из важнейших приёмов расщепления в арсенале рок-вокалистов. Он имеет подвиды: гроулинг, рёв, хриплый голос, дэт-вокал и т.д. Для классических вокалистов данный прием является неприемлемым. Одним из распространенных приемов эстрадного пения является субтон, т.е. пение с придыханием. Примеры этого приёма можно услышать в джазе и поп-музыке, например, у Тони Брекстон или Шер.
Обертоновое пение, известное как «горловое», характерно для дальневосточной культуры. Его суть в расщеплении обертонов основного тона, что позволяет выпевать двузвучие.
Прием глиссандо, известный как «слайд», характеризуется плавным переходом с ноты на ноту, а фальцет (пение «без опоры»), позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот и нередко встречается в джазе и поп-музыке.
Йодль - «тирольское пение» - заключается в резком переходе с пения «на опоре» на фальцет. В современной музыке широко используется такими исполнителями, как Долорес О'Риордан или Аланис Марисетт. С некоторых пор получил распространение так называемый «обратный йодль» - резкий переход с фальцета на «опору». Примеры исполнения этого приёма можно найти в песнях Линды Перри.
Для приёма «штробас» характерно воспроизведение низких нот, которые невозможно спеть нормальным голосом, т.к. звук очень специфический и используется редко. Например, Бритни Спирс в песне «Oops, I did it again».
В заключение следует отметить, что для воспитания «конкурентоспособного» эстрадного певца необходимы не только постановка голоса (актуальная для любых видов вокала), но и освоение эталонного звучания, широкого спектра технических приёмов, формирование «своего» уникального, неповторимого звучания - как специфики эстрадного пения.
Перечисленные эстрадно-вокальные приемы применяются в зависимости от стилевых особенностей песенного жанра. Для узбекской музыкальной эстрады не все приемы эстрадного пения актуальны. Большее количество музыкальных песенных композиций исполняется на широко распространённой речевой позиции. Тем не менее, владение наиболее известными эстрадными вокальными приемами является показателем профессионального уровня исполнителя.
Список литературы /References
1. Бурматов М.А. Эволюция жанра эстрадной песни в музыкальной культуре России // Ежеквартальный научный журнал «Вестник АГУ». Выпуск № 1 (232), 2019.