Научная статья на тему 'О СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА СНИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ПУТЯХ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

О СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА СНИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ПУТЯХ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСМОРФОФОБИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО / САМОПРИНЯТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ / РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дежурова Екатерина Викторовна

Статья посвящена анализу проблемы - синдрома дисморфофобии, его характеристикам, особенностям проявления и путям терапевтического воздействия. Традиционно в классической научной литературе данный синдром квалифицируется как подростковый. Однако за последние десятилетия он распространил свое влияние и на более взрослое поколение. В настоящее время хроническое, болезненное недовольство собственной внешностью переживает большое количество людей - от 14 до 75 лет. Опасность развития данного синдрома заключается в том, что наряду с существующей у человека потребностью в устойчивой надежной эмоциональной связи с близкими, по факту наблюдается противоположная тенденция - отсутствие внутренних ресурсов построения длительных устойчивых партнерских отношений, как между родителями и детьми, так и между партнерами. В статье рассмотрен результат исследования некоторых факторов формирования данного синдрома. Предложен современный коррекционный подход, позволяющий человеку выйти из деструктивного состояния - состояния неприятия самого себя, отторжения своих природных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE SPECIFIC DETERMINANTS AFFECTING THE DECREASE IN THE PROFESSIONAL POTENTIAL OF EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM AND WAYS TO OVERCOME THEM

The article is devoted to the analysis of the problem - dysmorphic phobia syndrome, its characteristics, features of manifestation and ways of therapeutic effect. Traditionally, in the classical scientific literature, this syndrome is classified as adolescent. However, in recent decades, it has extended the influence to the older generation. Currently, a large number of people - from 14 to 75 years old - are experiencing chronic, painful dissatisfaction with their own appearance. The danger of the development of this syndrome lies in the fact that, along with the existing human need for a stable reliable emotional connection with loved ones, in fact, the opposite trend is observed - the lack of internal resources for building long-term stable partnerships, both between parents and children, and between partners. The article considers the result of the study of some factors of the formation of this syndrome. A modern correctional approach is proposed that allows a person to get out of.

Текст научной работы на тему «О СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА СНИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ПУТЯХ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

national journal of environmental research and public health - 2019. Vol.16. - URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/16/20/4045/htm (дата обращения: 01.10.2021) .

11. Sharmu S. Self-esteem and collective self-esteem amonf adolescents: an interventional approach./ S. Sharmu, S. Agarwada // Psychological thought - 2015. Vol.8, No. 1. - Р. 105-113.

REFERENCES

1. Borozdina, L.V. (1999), Theoretical and experimental study of self-esteem, dissertation, Moscow.

2. Kurbanova, Z.S. (2006), Psychological conditions for the development of adolescent self-esteem, dissertation, Sochi.

3. Maslennikova, V.A. (2011), The influence of early professionalization on the readiness of athletes for life self-determination in adolescence, dissertation, Krasnodar.

4. Molchanova, O.N. (2010), "Between Scylla and Charybdis of high and low self-esteem", Cultural and historical psychology, No. 3, pp. 67-76.

5. Sohlikova, V.A. (2020), Psychological models of the success of the performance of highly qualified athletes based on self-esteem and the level of claims, dissertation, Moscow.

6. Collins, N.M., Cromartie, F., Butler, S. and Bae, J. (2020), "Effect of early sport participation on self-esteem and happiness", Journal of sport, Vol. 41, issue 2, available at: https://thesportjournal.org/article/effects-of-early-sport-participation-on-self-esteem-and-happiness/.

7. Deshplande, A. and Chhabriya, M. (2013) "Parenting style and its effect on adolescents self-esteem", International journal of engineering and technology, Vol. 2. Issue 4. pp. 310-315.

8. Gencer, E. and Evran R.F. (2020), "The relationship between self-esteem, satisfaction with life and coach-athlete relationship", Journal of education issues, V. 6. Issue 2, available at: https://www.macrothink.org/journal/index.php/jei/article/view/18028/14081

9. Masselink, M., Van Roekel, E. and Oldehinkel, A.J. (2018), "Self-esteem in early adolescence as predictor of depressive symptoms in late adolescence and early adulthood: the mediating role of motivation and social factors", Journal of youth and adolescence, V. 47 (5), pp. 932-945.

10. Perez-Fuentes, M.C., Jurado, V.V. Linares, J.J.O., Ruiz, N.F.O., Marques, V.S. and Saracostti, V. (2019), "Parenting practice, life satisfaction, and the role of self-esteem in adolescents", International journal of environmental research and public health, Vol. 16, available at: https://www.mdpi.com/1660-4601/16/20/4045/htm.

11. Sharmu, S. and Agarwada, S. (2015) "Self-esteem and collective self-esteem among adolescents: an interventional approach", Psychological thought, Vol. 8 (1), рр. 105-113.

Контактная информация: nikolai.degovcev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.12.2021

УДК 159.9.072

О СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА СНИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ПУТЯХ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Екатерина Викторовна Дежурова, кандидат психологических наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань

Аннотация

Статья посвящена анализу проблемы - синдрома дисморфофобии, его характеристикам, особенностям проявления и путям терапевтического воздействия. Традиционно в классической научной литературе данный синдром квалифицируется как подростковый. Однако за последние десятилетия он распространил свое влияние и на более взрослое поколение. В настоящее время хроническое, болезненное недовольство собственной внешностью переживает большое количество людей - от 14 до 75 лет. Опасность развития данного синдрома заключается в том, что наряду с существующей у человека потребностью в устойчивой надежной эмоциональной связи с близкими, по факту наблюдается противоположная тенденция - отсутствие внутренних ресурсов построения длительных устойчивых партнерских отношений, как между родителями и детьми, так и между

партнерами. В статье рассмотрен результат исследования некоторых факторов формирования данного синдрома. Предложен современный коррекционный подход, позволяющий человеку выйти из деструктивного состояния - состояния неприятия самого себя, отторжения своих природных данных.

Ключевые слова: дисморфофобическое расстройство, самопринятие, психологический синдром, рационально-эмотивная терапия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p481-486

ABOUT THE SPECIFIC DETERMINANTS AFFECTING THE DECREASE IN THE

PROFESSIONAL POTENTIAL OF EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM AND

WAYS TO OVERCOME THEM

Ekaterina Viktorovna Dezhurova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan

Abstract

The article is devoted to the analysis of the problem - dysmorphic phobia syndrome, its characteristics, features of manifestation and ways of therapeutic effect. Traditionally, in the classical scientific literature, this syndrome is classified as adolescent. However, in recent decades, it has extended the influence to the older generation. Currently, a large number of people - from 14 to 75 years old - are experiencing chronic, painful dissatisfaction with their own appearance. The danger of the development of this syndrome lies in the fact that, along with the existing human need for a stable reliable emotional connection with loved ones, in fact, the opposite trend is observed - the lack of internal resources for building long-term stable partnerships, both between parents and children, and between partners. The article considers the result of the study of some factors of the formation of this syndrome. A modern correctional approach is proposed that allows a person to get out of.

Keywords: dysmorphophobic disorder, self-acceptance, psychological syndrome, rational-emotive

therapy.

ВВЕДЕНИЕ

В своих научных работах Э. Тоффлер, О. Фридман [1, с. 67], У Фаррелл, Л.В. Калашникова [1, с. 67] и др. подчеркивают, что на фоне доминирования в познавательной деятельности такого современного явления как клиповое мышление (в отличие от мышления понятийного), а также во многом «благодаря» средствам массовой информации в обществе наблюдается массовое явление - lookism [1, с. 67]. Как маркер современной культуры оно ставит акцент на успешности, и эта успешность - правильная внешность и четкие параметры внешнего вида: форма носа, рост, цвет глаз и т. п. Приверженцы данного направления уверенно преподносят мысль о том, что девушки с полными губами, например, более интересны противоположному полу. Данное явление прослеживается и в системе исполнения наказания. Несмотря на абсурдность такой формы социального взаимодействия между людьми, именно данное явление предопределяет современное течение «Я-брендинг» (популярный персональный бренд становится товаром, имеющим большую коммерческую ценность). В этом не было бы ничего предосудительного, если бы во многих случаях упорное продвижение личного бренда в поисках популярности не превращалось в одержимость: на площадках Instagram, VKontakte, Facebook, Youtube такая идея задает высокую и зачастую нереальную планку представлений о собственном образе [1, с. 70]. Усугубляет данные болезненные переживания, по мнению Mc Williams, Whitty и ряда других исследователей, использование психотропных препаратов, которые влияют на различные рецепторы в головном мозге, активизируя психологические невротические расстройства.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Синдром дисморфофобии (от греч. «дисморфия» - уродство) отчетливо демонстрирует внутреннее психологическое неблагополучие личности. По определению М.В.

Коркиной, данный синдром представляет собой навязчивый страх, который имеет невротический характер и протекает на непсихотическом уровне. Страх нередко выступает первым и основным симптомом развития синдрома дисморфофобии: сама идея страха -страха, что «меня отвергнут, не оценят, не будут интересоваться моей жизнью, я стану незаметным, непопулярным...», - рождает сверхценную убежденность в наличии серьезного физического недостатка [3, с. 12]. Следствием такого состояния и является зацик-ленность на воображаемом или незначительном дефекте внешности, сопровождающееся фобическими реакциями (например, фобия старения, социофобия) и депрессией.

Определение дисморфофобии, как психологического расстройства личности (от англ. «body dysmorpfic disorder» - хронического болезненного состояния недовольства собственной внешностью) впервые появляется в научных кругах в 90-х гг. XIX века благодаря итальянскому психиатру Энрико Морселли (Enrico Morselli). В то время данной проблеме уделялось особое внимание в связи с ростом популярности косметических процедур [2, с. 28]. Оказывая психиатрическую помощь женщинам, он заметил, что, внешность для многих из них является барометром, который повышает их психологическое благополучие; отсутствие же внешней положительной оценки усугубляет их внутреннее состояние и приводит к болезни. Исследовав некоторые внутренние качества, ученый установил, что именно ненависть к себе, отвержение себя рождает зависимость от внешности и оценки ее окружающими. Симптом зеркала рассматривается в работе К. Phillips, и, по мнению автора, трактуется, как тяга смотреться в отражающие поверхности - витрины, книжного шкафа, и т. д., с целью поиска выгодного ракурса, в котором предполагаемый дефект не виден (например, втягивание щек, «подыскивание» наиболее удачного выражения лица и т. д.). Отечественные исследователи М. Коркина, Г. Вагина также касаются этой темы в своей работе. Однако у части людей, страдающих данным синдромом, по мнению последней, напротив, можно было бы отметить резко негативное отношение к зеркалу: самым тщательным образом избегают даже мимолетного взгляда в него. Стараются как можно реже покупать новую одежду, чтобы не было лишнего повода стоять перед зеркалом. Такой отрицательный симптом зеркала, нередко встречаясь у лиц пубертатного и юношеского возраста, все же более характерен для людей старшего возраста (от 50 до 75 лет) - об этом также в своем исследовании рассказывает Г. Вагина.

Патологическое недовольство внешностью может быть проекцией и неразрешенных семейных конфликтов, маркером непринятия своих особенностей в более глубоком внутриличностном контексте. Если рассмотреть проблему в анамнезе, то чаще всего в семьях людей с низким уровнем удовлетворенности своим телом можно обнаружить нарушения детско-родительской привязанности, а также высокую степень критичности со стороны родителей, которые стимулируют в детях стремление бороться с реальными или мнимыми дефектами внешности.

По мнению К. Филлипса (K. A. Phillips) в случае усугубления синдрома велика вероятность проявления асоциального, деструктивного поведения с высокой степенью аутоагрессии, сопровождающейся достаточно серьезными эмоциональными переживаниями, что не позволяет человеку быть встроенным в обычную, ежедневную социальную жизнь. В более тяжелой форме дисмормофофобия перетекает в бредовые состояния -дисморфоманию.

МЕТОДИКА

С целью исследования некоторых психологических детерминант развития синдрома дисморфофобии у сотрудников УИС, автором экспериментально была использована методика диагностики иррациональных установок (тест Альберта Эллиса). При выборе методики автор руководствовался в первую очередь принципом взаимосвязи психического состояния и установок мышления через построение внешних отношений. Так, в методике представлены шкалы: "Катастрофизация", "Долженствование в отношении себя",

"Долженствование в отношении других", "Оценочная установка", «Фрустрационная толерантность», а также шкала оценки степени рациональности мышления.

Результаты исследования, в котором приняли участие 63 респондента (от 23 до 56 лет - 25 сотрудников мужчин, 38 сотрудников женщин), показали определенную причинно-следственную связь. К слову, респонденты подбирались с учетом наличия у них большей или меньшей степени заинтересованности тем, какое впечатление их внешность и поведение производит на окружающих. Ученый Ч. Дарвин указывал на чрезвычайное значение в оценке собственной внешности мнения других людей («... мысль о том, что думают о нас другие, вызывает краску на нашем лице» Ч. Дарвин). Поэтому практически все респонденты в исследовании имели высокий уровень заинтересованности.

Долж.в отнош.себя Долж.в Катастрофизация Оцен. установка Фрустрац.толерант.

отнош.других

■ Мужчины ■ Женщины

Рисунок - Результаты по шкалам методики А.Эллиса

Изложим авторские выводы промежуточного исследования и перечислим основные детерминанты. Полученные результаты и дальнейшие размышления привели к четким определениям основных показателей-маркеров, которые указывают на появление и развитие дисморфофобии при дальнейших возможных неблагоприятных условиях:

1. Негативное самопринятие - Шкала "Долженствование в отношении себя" (довольно жесткое самоотношение вопреки соматическим заболеваниям («Я должен это сделать, иначе я ничтожество», «Я докажу всем!», «Если я не скажу это, то со мной не будут считаться, не будут ценить»). Таким образом, отрицательное самоотношение выявляет большую степень собственного неприятия (и даже ненависти к себе) за счет выставления самому себе определенного счетчика или самоприказа: «Я должен! - время пошло!». В случае утомления, усталости действует тот же принцип «Взбодрись, ты должен это доделать!». Следовательно, отсутствие гибкости в отношении самого себя, своего поведения является толчком к недовольству собой и патологическому стремлению переделать себя. Наряду с интенсивным по эмоциональной степени приказом, как мы видим, полностью блокируется простое пожелание или предпочтение, то есть на практике у таких сотрудников отсутствуют вербальные категории «свобода» и «выбор».

2. Самообвинение. По мнению самого разработчика методики Эллиса данная негативная черта - сердцевина эмоционального нарушения личности - Шкала "Долженствование в отношении себя". Отсутствие рациональной системы оценочных когниций, негативный взгляд на самого себя, как правило, приводит человека к неадекватным переживаниям, неумеренным эмоциям, которые ничего общего с реальностью не имеют.

3. Наличие чрезмерно высоких требований к другим, наделение других слишком высокими полномочиями в решении «собственной судьбы» - Шкала «Долженствование в отношении других» («Они должны были промолчать!» «Он должен был меня оценить!», «Она невнимательна ко мне! Так не должно быть!», «Он вообще меня не понимает!», «Как они могли!»).

4. Враждебность внешнего мира - Шкалы "Катастрофизации" и «Фрустрацион-ной толерантности». Здесь отражена внутренняя установка человека при различных не-

благоприятных событиях. Привычка оценивать каждое неблагоприятное событие как невыносимое скрывает четкую рентную установку: «Я не могу это (терпеть, выносить, делать), сделайте за меня!», «Возьмите же наконец все в свои руки!». Степень стрессо-устойчивости данного человека скорее зависит от того, какую оценку дадут ему окружающие, коллеги и т.д. Негативная, критическая оценка ввергает в стресс. И если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным в данной ситуации эмоциям, затрудняют деятельность человека.

Несмотря на то, что в исследовании приняли участие достаточно взрослые, зрелые и внешне благополучные респонденты, наличие негативных тенденций стабильно выше среднего: тенденция собственного обесценивания, негативного самопринятия и ложной установки на важность общественной оценки.

Следовательно, при неблагоприятных обстоятельствах данные тенденции могут получить развитие и перейти в компульсивное поведение. Поскольку исследование носит промежуточный характер, на дальнейших этапах авторами планируется более обширное исследование с использованием статистического математического анализа с целью обоснования и закрепления полученных данных.

Далее рассмотрим основные идеи психокоррекционного подхода с целью достижения позитивных поведенческих и когнитивных изменений личности сотрудника УИС. Надо отметить, что психотерапия дисморфофобии - задача крайне сложная, длительная, и на практике, к сожалению, чаще заканчивается неудачей. Однако возможность осознать свои внутренние нарушения, ощутить на опыте психологическую свободу - крайне важные цели для такого человека. В. Франкл определял свободу как способность человека отделиться от себя, т. е. перестать искать в другом человеке исключительно одобрение себя. Это изречение вполне подходит в виде слогана к психокоррекционной работе с дисморфофобическими клиентами.

Рационально-эмотивная терапия (далее - РЭТ) основана на устранении иррациональных суждений человека, страдающего неврозом. Первый и наиболее важный принцип РЭТ состоит в том, что мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние. Второй главный принцип гласит, что в основе многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. К ним относятся: преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы, абсолютизация. Для описания этих когнитивных ошибок А. Эллис использует термин "иррациональные суждения". Таким образом, в основе патологических эмоциональных реакций чаще всего лежат иррациональные убеждения: «Я не настолько хорош, как другие... как мне хотелось бы...», «Меня не полюбят именно потому, что я с ущербной внешностью», «Такой - я никому не нужен». Таким людям терапия помогает осознать ошибочность многих целей и убеждений. Благодаря ей, человек понимает, как живя ложными ценностями, эмоционально далеко находится от родных людей.

Важным открытием самих клиентов в процессе терапии является не столько признание наличия у себя иррациональных мыслей, сколько обнаружение сил (потенциала) противостоять им, изменять их и формировать новые здоровые суждения. Возникает положительное отношение к себе самому. Человек начинает принимать себя, заботиться о себе, своем внутреннем мире, а вскоре в нем просыпается интерес и забота о своих близких.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рационально-эмотивная терапия, формируя более рациональный образ мыслей, помогает сотруднику выйти из деструктивного влияния психической зависимости и приобрести навыки адекватного поведения здорового и психически благополучного человека.

Осуществляя психокоррекционные мероприятия в ключе рационально-эмотивной терапии, психологу необходимо учитывать как особенности самовосприятия сотрудника, его отношения к себе, так и степень его включенности в рабочий терапевтический процесс и степень осознанности и самопринятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калашникова Л.В. Клиповое мышление, как формат подачи информации в процессе познавательной деятельности / Л.В. Калашников // Образование, наука и производство. - 2014. - № 4 (9). - С. 67-71.

2. Петрова Н.Н. Дисморфофобия в клинике эстетической хирургии / Н.Н. Петрова, О.М. Грибова // Психические расстройства в общей медицине. - 2014. - № 1. - С. 26-30.

3. Франкл В.Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / В.Э. Франкл. - Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2013. - 102 с.

REFERENCES

1. Kalashnikova, L.V. (2014), "Clip thinking as a format for presenting information in the process of cognitive activity", Education, science and production, No. 4 (9), pp. 67-71.

2. Petrova, N.N. and Gribo va, O.M. (2014) ,"Dysmorphophobia in the clinic of aesthetic surgery", Mental disorders in general medicine, No. 1, pp. 26-30.

3. Frankl, V. E. (2013), Suffering from the meaninglessness of life. Topical psychotherapy, Siberian University publishing house, Novosibirsk.

Контактная информация: 5555stat@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.2021

УДК 159.9.072

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Валентина Ивановна Долгова, доктор психологических наук, профессор, декан, Елена Германовна Капитанец, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Николаевна Дедышева, студент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, Челябинск

Аннотация

Сложившиеся противоречия между актуальностью проблемы развития школьной адаптации, являющейся составной частью масштабной задачи охраны здоровья учащихся, и недостаточной её изученностью, особенно, с позиций гендерного подхода, определили цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить адаптацию первоклассников к условиям образовательной организации с учетом гендерных различий. Этапы исследования: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. Методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (констатирующий эксперимент, беседы с учащимися и классным руководителем). Методики: Оценка уровня школьной мотивации Лу-скановой Н. Г., Проективная методика диагностики школьной тревожности Прихожан А. М., Исследование уровня самооценки «Лесенка» Щур В. Г.; U-критерий Манна-Уитни. База исследования МБОУ СОШ №9 имени 63-ей добровольческой танковой бригады Еманжелинского муниципального района Челябинской области (N=30). По U-критерию Манна-Уитни выявлены достоверные различия между уровнями школьной мотивации, тревожности и самооценки девочек и мальчиков; у 10% мальчиков - очень низкий уровень школьной мотивации; у 3% - повышенный уровень школьной тревожности; у 17% - высокий уровень школьной тревожности; у 6,7% - заниженная самооценка. Выявленные у мальчиков очень низкий уровень школьной мотивации, повышенный и высокий уровни школьной тревожности и заниженная самооценка неизбежно ведут к трудностям в адаптации. Выявленные различия в уровнях школьной мотивации, тревожности и самооценки свидетельствуют о том, что существуют гендерные различия в уровнях адаптации первоклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.