Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ДИСМОРФОФОБИИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРИЧИНЫ, КОРРЕКЦИЯ'

ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ДИСМОРФОФОБИИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРИЧИНЫ, КОРРЕКЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
984
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСМОРФОФОБИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО / ВНЕШНОСТЬ / САМОПРИНЯТИЕ / СИНДРОМ ДИСМОРФОФОБИИ / КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дежурова Екатерина Викторовна

В статье раскрывается важная проблема, касающаяся большинства людей - недовольство и неприятие себя и своей внешности. Такое состояние зачастую переходит в расстройство и носит название «дисморфофобия» (от англ. «body dysmorphic disorder» - хроническое, болезненное недовольство собственным телом и лицом). В статье рассматривается коррекционный подход, который помогает человеку выйти из деструктивного влияния зависимости и приобрести навыки адекватного поведения здорового и психологически благополучного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DYSMORPHOPHOBIA SYNDROME: CONCEPT, CORRECTION, PREVENTION

The article reveals the pressing problem concerning most people - discontent, rejection and rejection of oneself, appearance. This condition often goes into disorder and is called dysmorphophobia (from the English "body dysmorphic disorder" -chronic, painful dissatisfaction with your own body and face). The article discusses the corrective approach that helps a person emerge from the destructive influence of addiction and acquire skills in adequate behavior of a healthy and psychologically prosperous person.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ДИСМОРФОФОБИИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРИЧИНЫ, КОРРЕКЦИЯ»

стояния военнослужащих.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шапошников А. А. Об эффективности физических упражнений для восстановления некоторых функций человека в условиях гиподинамии / А.А. Шапошников, А.М. Кропивницкий, А.В. Лазарев // Специальная техника и технологии транспорта : сборник научных статей. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2019. - С. 170-172.

2. Динамика психоэмоционального состояния военнослужащих в условиях дальнего похода / А.Г. Щуров, М.В. Туманов, В.П. Панков, В.О. Суворов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2017. - № 1. -С. 61-64.

3. Добровольский С.С. Мониторинг физической подготовленности и психоэмоционального состояния сотрудников оперативных подразделений / С.С. Добровольский, Е.Э. Андреев, Н.Ю. Пальчикова // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. -2018. - № 1. - С. 50-57.

4. Пашута, В. Л. Педагогические аспекты психорегуляции в ускоренном передвижении у курсантов военно-физкультурного вуза / В.Л. Пашута, В.В. Оточкин // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2018. - № 1. - С. 69-73.

5. Марищук, В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Марищук Владимир Лаврентьевич. - Ленинград, 1982. - 51 с.

REFERENCES

1. Shaposhnikov, A.A., Kropivnitsky, A.M. and Lazarev, A.V. (2019), "On the effectiveness of physical exercises for the restoration of certain human functions in conditions of hypodyhamia", Special equipment and technology of transport, collection of scientific articles, St. Petersburg, pp. 170-172.

2. Shchurov, A.G., Tumanov, M.V., Pankov, V.P. and Suvorov, V.O. (2017), "The dynamics of psychoemotional condition of the navy personnel in distant seas campaigns", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 1, pp. 61-64.

3. Dobrovolsky, S.S., Andreev, E.E. and Palchikova, N.Yu. (2018), "Monitoring of physical preparedness and psychoemotional state of operational units employees", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 1, pp. 51-57.

4. Pashuta, V.L and Otochkin, V.V. (2018), "Pedagogical aspects of speed movement psychological regulation of the military physical training higher school cadets", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 1, pp. 69-73.

5. Marishchuk, V.L. (1982), Psychological bases of formation of professionally significant qualities, dissertation, Leningrad.

Контактная информация: chuchvaga_dima@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2021

УДК 159.9.072

ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ДИСМОРФОФОБИИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ,

ПРИЧИНЫ, КОРРЕКЦИЯ

Екатерина Викторовна Дежурова, кандидат психологических наук, доцент, Академия

Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Рязань

Аннотация

В статье раскрывается важная проблема, касающаяся большинства людей - недовольство и неприятие себя и своей внешности. Такое состояние зачастую переходит в расстройство и носит название «дисморфофобия» (от англ. «body dysmorphic disorder» - хроническое, болезненное недовольство собственным телом и лицом). В статье рассматривается коррекционный подход, который помогает человеку выйти из деструктивного влияния зависимости и приобрести навыки адекватного поведения здорового и психологически благополучного человека.

Ключевые слова: дисморфофобическое расстройство, внешность, самопринятие, синдром дисморфофобии, когнитивно-поведенческая терапия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p532-535

FEATURES OF DYSMORPHOPHOBIA SYNDROME: CONCEPT, CORRECTION,

PREVENTION

Ekaterina Viktorovna Dezhurova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Academy of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, Ryazan

Abstract

The article reveals the pressing problem concerning most people - discontent, rejection and rejection of oneself, appearance. This condition often goes into disorder and is called dysmorphophobia (from the English "body dysmorphic disorder" -chronic, painful dissatisfaction with your own body and face). The article discusses the corrective approach that helps a person emerge from the destructive influence of addiction and acquire skills in adequate behavior of a healthy and psychologically prosperous person.

Keywords: dysmorphophobic disorder, appearance, self-acceptance, dysmorphophobia syndrome, cognitive behavioral therapy.

ВВЕДЕНИЕ

Представление человека о собственной внешности, безусловно, всегда являлось частью размышлений о себе и своем месте в обществе. Внешний облик - важное образование в структуре личности и ее Я-концепции, влияющей на межличностную и эмоциональную сферы, а также на протекание объективных жизненных процессов [4].

Термин «Дисморфофобия» впервые появляется в научных кругах в 1886 г. благодаря итальянскому психиатру Энрико Морселли (Enrico Morselli). В то время данной проблеме уделяется особое внимание в связи с ростом популярности косметических процедур и распространенности такого расстройства [2]. По определению М.В. Коркиной, дисморфофобия представляет собой навязчивый страх, который имеет невротический характер и протекает на не психотическом уровне. [1] Страх нередко выступает первым и основным симптомом развития синдрома дисморфофобии: сама идея страха - страха, что «меня отвергнут, не оценят, не будут наблюдать за моей жизнью, я стану неинтересным, непопулярным...», - рождает сверхценную убежденность в наличии серьезного физического недостатка. Следствием такого состояния и является зацикленность на воображаемом или незначительном дефекте внешности, сопровождающееся фобическими реакциями (например, фобия старения, социофобия) и депрессией.

Патологическое недовольство внешностью может быть проекцией и неразрешенных семейных конфликтов, маркером непринятия своих особенностей в более глубоком внутриличностном контексте. Если рассмотреть проблему в анамнезе, то чаще всего в семьях людей с низким уровнем удовлетворенности своим телом можно обнаружить нарушения детско-родительской привязанности, а также высокую степень критичности со стороны родителей, которые стимулируют в детях стремление бороться с реальными или мнимыми дефектами внешности.

В случае прогрессирования синдрома велика вероятность проявления асоциального поведения с высокой степенью агрессивности, сопровождающейся достаточно серьезными эмоциональными переживаниями, что не позволяет им быть адаптированными к обычной, ежедневной социальной жизни. В более тяжелой форме дисмормофофобия перетекает в бредовые состояния - дисморфоманию.

МЕТОДИКА

Психотерапия дисморфофобии - задача крайне сложная, длительная, и на практике, к сожалению, чаще заканчивается неудачей. Однако важна любая возможность осознать свои внутренние нарушения, ощутить себя свободной личностью. Виктор Франкл определял свободу как способность человека отделиться от себя, т.е. перестать искать в другом человеке исключительно одобрение себя [3]. Психокоррекционная практика спо-

собна предложить направления выхода из данной проблемы. Так, когнитивно-поведенческая терапия, раскрывая понятие когниций (стереотипных, «автоматических», неосознанных мыслей), направляет человека на изменение его неадаптивных эмоциональных реакций при помощи изменения травмирующих мыслей, которые приводят к паническим атакам, страхам, депрессиям и другим нервным расстройствам. В процессе коррекции психологом берутся во внимание негативные переживания человека, рассматривается, как человек может ориентироваться в своих собственных решениях, отталкиваясь от своего мнения. Как правило, у человека с выраженной дисморфофобией присутствует признаками эмоциональной незрелости инфантильности, что свидетельствует от отсутствии внутренних детерминантов поведения. Человек опирается во всем на современные тенденции, общество и течения. Основная задача психолога в русле данной терапии - это работа с мыслями, с отношением к ситуации, с коррекцией искажений и ошибок мышления, которая в конечном итоге приведет к формированию более адаптивных, положительных, конструктивных и жизнеутверждающих стереотипов дальнейшего поведения. Будет полезно сочетание индивидуальной работы с занятиями в группе, что даст следующие преимущества:

• возможность посмотреть на проблему со стороны;

• развить эмпатию, дружескую поддержку;

• получить ресурс для преодоления зависимости от тех людей, которые столкнулись с похожей проблемой;

• объединиться с теми, кто уже вернулся к нормальному образу жизни;

• получить дополнительные ресурсы и помощь для предотвращения рецидивов.

Важное значение в психотерапевтической работе имеет компонент самопринятия

(положительная Я-концепция), который определяет жизненные приоритеты личности и является необходимым условием для ее правильного развития. В процессе терапии важно уделить время, объяснив человеку, как наличие синдрома дисморфофобии влияет на самоуважение и настойчивость (как правило, они заниженные). Так, с точки зрения А. Бандуры самоэффективность личности развивается на основе самопринятия, которое влияет на мотивацию, эмоции, а также на усилия, которые придется приложить для преодоления препятствий и фрустраций. Человек, имея негативную Я-концепцию, не способен на это.

Из практики. Первый пример: молодая женщина, 32-х лет, устроилась на работу в коллектив, в котором работает уже два года и до сих пор не может понять, почему у нее не получается быть принятой коллективом. К слову, в коллективе работают сотрудники гораздо моложе ее (24-28 лет). И внешность там играет не последнюю роль. У женщины нет семьи и романтических отношений. Поэтому после работы она проводит время либо в тренажерном зале, либо в салоне красоты, либо встречается с друзьями. Одежду старается покупать в дорогих брендовых магазинах, считая, что они более качественные. Все интересные события ее жизни выложены в Instagram, где профессиональные фото демонстрируют успех и счастье. Несмотря на такой активный образ жизни, признается, что внутри ощущает пустоту и угнетенность. Ей не радостно. С каждым годом тревожность за свою внешность нарастает.

Второй пример: молодой мужчина, 36-х лет, обратился за помощью с проблемой навязчивых мыслей (о «собственной внешней и внутренней никчемности») в связи с расставанием с девушкой, которая ему изменила и ушла спустя два года отношений. Он не в силах победить свое настроение и внутреннее презрение к себе, самобичевание и постоянное сравнение себя с ее нынешним партнером. Ко всему этому добавился комплекс по поводу своей седины и ненависть из-за большого роста (1,95 м). Доходило до того, что он мог неделями не выходить из квартиры (работает дистанционно), просматривая видео на УоиШЬе о том, как стать привлекательным для девушек. Мужчина находился на стадии депрессии и сильного подавленного состояния на протяжении года. Таким людям терапия помогает осознать ошибочность многих целей и убеждений. Благодаря терапии, человек

понимает, как эмоционально далеко ушел от близких людей в погоне за ложными ценностями и достижениями.

Важным открытием самих клиентов в процессе терапии является момент, когда они понимают, что быть самим собой как можно глубже и искреннее, не соответствуя чьему-то представлению о себе хорошем, жить по-своему гораздо легче и комфортнее. Возникает положительное отношение к себе самому. Человек начинает принимать себя, заботиться о себе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, когнитивно-поведенческая терапия, формируя более оптимистичный образ мыслей, помогает человеку выйти из деструктивного влияния дисморфофобии и приобрести навыки адекватного поведения здорового и психически благополучного человека. Осуществляя психокоррекционные мероприятия в ключе когнитивно-поведенческой терапии, психологу необходимо учитывать особенности самовосприятия человека, самоотношения, степень его включенности в рабочий терапевтический процесс, степень осознанности и самопринятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коркина М.В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте / М.В. Коркина. -3-е изд. - Москва : Медицина, 2009. - 221 с.

2. Петрова Н.Н. Дисморфофобия в клинике эстетической хирургии / Н.Н. Петрова, О.М. Грибова // Психические расстройства в общей медицине. - 2014. - № 1. - С. 26-30.

3. Франкл В.Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / Виктор Эмиль Франкл; пер. с англ. С.С. Панкова. - Новосибирск : Сибирский. Университет, 2013. - 95 с.

4. Якимова Л.С., Кравцова Н.А. Психосоциальные и психологические факторы развития дисморфофобий у современных подростков / Л.С. Якимова, Н.А. Кравцова // Pacific Medical Journal. - 2017. - No. 3. - P. 15-19.

REFERENCES

1. Korkina, M.V. (2009), Dysmorphomania in adolescence and adolescence, 3rd ed., Meditsina, Moscow.

2. Petrova, N.N. and Gribova, O.M. (2014), "Dysmorphophobia in the clinic of aesthetic surgery", Mental disorders in general medicine, No. 1. pp. 26-30.

3. Frankl V.E. (2013), Suffering from the meaninglessness of life. Actual psychotherapy, Siberian university, Novosibirsk.

4. Yakimova, L.S. and Kravtsova, N.A. (2017), "Psychosocial and psychological factors of dysmorphophobia development in modern adolescents", Pacific Medical Journal, No. 3, pp. 15-19.

Контактная информация: 5555stat@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2021

УДК 159.923.5

К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ

Юлия Владимировна Жильцова, кандидат психологических наук, доцент, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Рязань

Аннотация

Введение. В настоящее время перед пенитенциарной системой Российской Федерации стоит задача подготовки не только квалифицированного специалиста с определенным набором профессиональных компетенций, но и формирования психологически целостной и устойчивой личности, соответствующей современным реалиям. Теоретико-методологический анализ проблемы психологической устойчивости личности позволил нам сделать вывод, что данный феномен связан и с осо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.