Раздел 2
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
УДК 65.011.8
Для цитирования: Шелудько В. Г., Цветцых А. В. О создании научно-образовательного центра в городе Красноярске // Менеджмент социальных и экономических систем. 2018. № 2. С. 12-16.
For citations: Sheludko V. G., Tsvettsykh A. V. About creation of the scientific and educational center in Krasnoyarsk // Social and economic systems management. 2018, No. 2, Рр. 12-16. (In Russ., abstr. in Engl.)
О СОЗДАНИИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА В КРАСНОЯРСКЕ
В. Г. Шелудько1, А. В. Цветцых2 :АО «Прима телеком»
Российская Федерация, Красноярский край, 660021, г. Железногорск, Ленинградский просп., 3 2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 'E-mail: [email protected]
Обеспечение национальной безопасности российского государства возможно только на основе производства высокотехнологичной машиностроительной продукции гражданского и оборонного назначения. Решение данной задачи требует привлечения и удержания талантливой молодежи в научно-исследовательской деятельности, создания и эффективного функционирования наукоемких производств. Недостаток молодых специалистов в образовательных и исследовательских учреждениях, разрыв кооперационных связей между исследовательскими учреждениями и производственными предприятиями требует интеграции образовательных, научных учреждений и производственных предприятий в регионе. В последние годы многими ведущими университетами страны были созданы научные образовательные центры (НОЦ), с привлечением промышленных предприятий, для решения целевых задач. Это позволило им отработать механизм взаимодействия и выявить потенциал повышения эффективности их научной и производственной деятельности.
Учитывая наработанный опыт и предложения научного сообщества, 7 мая 2018 г. Указом Президента предусмотрено создание 15-ти научно-производственных центров на базе федеральных университетов, академических институтов и промышленных предприятий.
Сегодня в научной среде идёт обсуждение различных вариантов создания центров. Автор данной статьи предлагает вариант регионального НОЦ с созданием управляющей компании. Предложена архитектура научно-образовательного центра, основными его компонентами должны стать СФУ, СибГУ им. М. Ф. Решетнева, ФИЦ КНЦ СО РАН и промышленных предприятий региона, способными производить инновационную продукцию.
Ключевые слова: наука, производство, университет, ассоциация, консорциум, модели управления, образование, эффективность.
ON CREATION OF SCIENTIFIC-EDUCATIONAL CENTER IN KRASNOYARSK
V. G. Sheludko1, A. V. Tsvettsykh2
JSC "Prima Telecom" 3, Leningrad Av., Zheleznogorsk, 660021, Krasnoyarsk region, Russian Federation 2Reshetnev Siberian state university of science and technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Ensuring the national security of the Russian state is possible only based on the production of high-tech engineering products for civil and defense purposes. The solution of this problem requires the involvement and retention of talented young people in research activities, the creation and effective functioning of high-tech industries. The lack of young specialists in educational and research institutions, the gap of cooperation between research institutions and industrial enterprises requires the integration of educational, scientific institutions and industrial enterprises in the region. In recent years, many leading universities of the country have created scientific educational centers, with the involvement of industrial enterprises, to solve the target tasks. This allowed them to work out the mechanism of interaction and identify the potential to improve the efficiency of their scientific and industrial activities.
Taking into account the gained experience and suggestions of the scientific community, May 7, 2018. The presidential decree provides for the establishment of 15 research and production centers based on Federal universities, academic institutions and industrial enterprises.
Today, the scientific community is discussing various options for creating centers. The author of this article offers a variant of regional REC with the creation of a management company. The architecture of the scientific and educational center is proposed, its main components should be SFU, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, CSC of the Russian Academy of Sciences and industrial enterprises of the region.
Keywords: science, production, University, Association, consortium, management models, education, efficiency.
Введение. Создание НОЦ вызвано поиском наиболее оптимальных путей консолидации академической и вузовской науки, а также предприятий реального сектора. Это позволит ускорить практическую реализацию результатов фундаментальных и прикладных исследований, включая -новые технологии, материалы и производства
Многолетний опыт сотрудничества предприятий оборонно-промышленного комплекса с высшей школой и академической наукой, доказали их эффективность [1]. Предприятия, выступая в роли Заказчика, выдавали техническое задание, определяли объём финансирования, сроки и, по согласованию сторон, подписывали контракт. Наличие Заказчика, заинтересованного в продвижении новых технологий, материалов и идей в конкретные проекты, мобилизовало всех участников данного процесса и минимизировало риски не целевого использования ресурсов.
Реформирование Российской академии наук, высшей школы и промышленности порождает новые организационные стратегии и модели управления. 7 мая 2018 г. Указом Президента РФ предусмотрено создание не менее 15-ти Научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов, научной среды и промышленных предприятий [2].
Цель создания НОЦ объединить усилия высшей школы, научной среды и промышленности в создании прорывных технологий, материалов и перспективных проектов, востребованных обществом.
Альтернативные модели управления НОЦ. Объединение состоявшихся юридических лиц, каждый из которых решает свои задачи может быть успешным, при условии наличия единой цели и модели управления.
Одной из таких моделей управления [3] может стать модель некоммерческой организации типа ассоциация или консорциум.
Создание ассоциации, как формы объединения, предусматривает создание юридического лица. В отличие от ассоциации, консорциум создаётся на базе договора простого товарищества или договора совместной деятельности.
Чёткая правовая база в Российской Федерации -отсутствует. Поэтому в рамках существующего законодательства, наиболее близким аналогом консорциума - является договор простого товарищества. Обе формы объединения предусмотрены Законом РФ от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» ст. 13 разрешено предприятиям объединятся в союзы, ассоциации, консорциумы, межотраслевые, региональные и другие объединения [4; 5]. Вступившие в силу редакции Законов от 24.06.1992 г. № 3119-1, а также от 29.07.2017 г. № 216-ФЗ закрепили возможность создания «хозяйственных объединений» -ассоциаций (союзов), консорциумов и инновационных научно-технологических центров.
Основные задачи ассоциации (консорциума) -стать связующим звеном - интегратором, между наукой, высшей школой и бизнесом, для координации, контроля и продвижения проектов «от идеи до реализации». Следующие задачи ассоциации (консорциума):
- создание банка данных о научном, производственном потенциале и перспективных направлениях участников объединения;
- участие в оформлении и согласовании с вышестоящими органами материалов на получение участниками объединения грантов, ссуд, и других источников финансирования;
- оказание помощи в организации и создании новых видов бизнеса.
Для решения поставленных задач необходимо создать Управляющую компанию, численность которой не должна превышать на данном этапе 3-5 человек и подменять или дублировать функции участников объединения.
Менеджмент социальных и экономических систем. 2018. № 2
Это позволит создать механизм отбора наиболее перспективных идей и проектов для потенциальных потребителей и привлечь иные источники финансирования, включая: внебюджетные средства и бюджетные предусмотренные постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 218 «О мерах господдержки развития кооперации Российских образовательных организаций».
Управляющая компания координирует деятельность научной среды и бизнеса, фильтрует идеи, проекты, продвигает их путём согласования интересов всех участников и совместно с бизнесом продвигает на рынок.
Основные задачи НОЦ. К основным задачам научно-образовательного центра должны стать:
- отбор одарённых студентов, молодых специалистов, аспирантов, обучение и вовлечение их в научную деятельность;
- обеспечение на базе академической и университетской среды высокого уровня их образования и специализации;
- организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований, ориентируемых на создание прорывных идей, технологий и проектов, востребованных на рынке;
- организация и проведение семинаров, конференций, круглых столов;
- обзор и анализ информации о перспективных прорывных технологиях и проектах подготовка предложений по привлечению специалистов НОЦ для их решения.
Вопросы финансировании НОЦ как ассоциации (консорциума). При создании ассоциации как формы НОЦ создаётся новое юридическое лицо, содержание которого осуществляется за счёт вступительных и членских взносов, участники объединения также несут ответственность по обязательствам ассоциации в рамках совместных проектов
В отличие от ассоциации консорциум основан на базе договора простого товарищества, или совместной деятельности и может заключаться для реализации как некоммерческих, так и коммерческих задач. В соответствии с Гражданским кодексом РФ ч. 1 ст. 1042, установлена возможность внесения в общее дело как денег и имущества, так и профессиональных и иных знаний. Система управления консорциума более гибкая и может оперативно реагировать на изменения на рынке.
Создание НОЦ в Красноярске на базе СФУ, Опорного университета, ФИЦ КНЦ СО РАН и промышленных предприятий.
Научной средой рассматривается два варианта создания центра. Их отличие в том, что вариант СФУ ориентирован на создание регионального центра, а опорный СибГУ - отраслевой. Оба Центра самодостаточны, с хорошо выстроенными кооперационными связями с промышленными предприятиями региона. Но если исходить из перспектив развития региона, то создание единого регио-
нального НОЦ усилило бы их позиции на рынке. Так, появится площадка, где специалисты различных отраслей промышленности и научной среды смогут ознакомиться с имеющимися ресурсами, технологиями, проводимыми исследованиями, оборудованием, проблемами и найти пути их решения. Высвобождаемые производственные мощности предприятий ОПК, в связи с сокращением Гособо-ронзаказа, могут быть задействованы при реализации программ развития региона.
В этом случае, предлагаемая архитектура регионального научно-образовательного центра может быть представлена в виде схемы, представленной на рисунке.
Управляющая компания, созданная по инициативе СФУ, СибГУ и ФИЦ КНЦ СО РАН, с привлечением основных предприятий региона, включая:
- ракетно-космической и атомной промышленности, точного машиностроения и приборостроения;
- ТЭК, нефтегазовой промышленности, добычи сырья и переработки;
- цветной металлургии, редкоземельных материалов, добычи сырья и переработки;
- перспективных разработок, экологии и мониторинга среды.
Однако все варианты касаются одного вопроса, источник финансирования? Если будут выделяться бюджетные средства на содержание и развитие НОЦ, то важный вопрос: на чей расчётный счёт они будут поступать? Как они будут распределяться между высшей школой и академической наукой?
Если всё содержание центра, переложить на промышленные предприятия, то при наличии постоянных обременений от налогов, кредитов до благотворительности, предприятия смогут финансировать только целевые проекты.
Нужны регламентирующие документы, которые оговаривают условия создания и функционирования НОЦ, такие как доля бюджетных средств, условия привлечения инвестиций (внебюджетных средств), оплата труда сотрудников и пр.
Чтобы вывести Российскую науку на мировой уровень, надо в первую очередь, создать нормальные условия учёным, преподавателям, молодым специалистам, аспирантам, включая: оплата труда, оснащение современным оборудование, жильё и пр. Без средств из федерального бюджета, решить эту проблему невозможно, если не снизить налоговую нагрузку на предприятия.
Отечественный опыт и опыт зарубежных стран показывает, что наиболее часто используют такие механизмы: снижение налоговой ставки на прибыль, на имущество, на арендную плату, на землю, меняют амортизационную политику для ряда видов деятельности, разрешив списывать на себестоимость до 100 % стоимости вновь приобретённых основных средств.
ФИЦ КНЦ СО РАН
Сиб ГУ им. М.Ф. Решетнева
УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ РЕГИОНА
\ / | / \ 7 \ /
Ракетно-космической и атомной промышленности, точного машиностроения и приборостроения
ТЭК и нефтегазовой промышленной добычи, и переработки сырья
Цветной металлургии и редкоземельных материалов, добыча и переработка сырья
Перспективных разработок, экологии, среды
Архитектура предлагаемого НОЦ
Введения инвестиционных налоговых вычетов, упростит стимулирование инвестиционной политики предприятий. Осуществил инвестиции в науку (реальный сектор) - получи льготу.
Это позволит компенсировать недостаток бюджетного финансирования науки и образования, а также ускорит размещение новых видов продукции на производственных мощностях предприятий ОПК в связи с сокращением Гособоронзаказа. В противном случае участники НОЦ будут перетягивать одеяло на себя, в поисках ресурсов, распыляя скудные средства.
О компетенциях участников Центра и задачах. При создании Центра, необходимо сформулировать - какими компетенциями владеют ФИЦ КНЦ СО РАН, СФУ, СИБГУ и предприятия? Какие цели и задачи стоят в ближайшие годы перед промышленностью края и предприятиями? Какие источники финансирования будут доступны - собственные, внебюджетные, ссуды, гранты, фонды или бюджетные?
Основные задачи, стоящие перед промышленностью страны - это повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, эффективность и рост производительности труда. Помимо этого, предприятиям ОПК предстоит довести выпуск гражданской продукции к 2030 году до 50 % от общего объёма.
Наличие компетенций предприятий и Центра позволяют создать технологии по автоматизации и роботизации производственных процессов сырьевого сектора, мониторинга и анализа экологии, леса, сельхозугодий, создание оборудования адди-
тивных технологий и пр. в интересах предприятий, находящихся как на территории края, так и вне.
Аналогичные задачи стоят перед предприятиями, занимающиеся добычей и переработкой сырья: снижение энергопотребления на единицу продукции, увеличение коэффициента извлечения нефти, рост добавленной стоимости за счёт глубокой переработки сырья и пр. Таким образом, можно сформировать матрицу компетенций и задач, которые лягут в основу НОЦ.
Комплексный подход ускорит процесс оздоровления науки, образования и промышленности.
Заключение. Майский Указ Президента о создании НОЦ расставил реперные точки в стратегии развития высшей школы, академической науки в условиях дефицита бюджетных средств, санкций и стагнации развития экономики страны. Идея более тесной консолидации науки и промышленности проверена временем и доказала свою эффективность. При создании Центра, автором статьи предлагается использовать Консорциум, как форму объединения участников и Управляющую компанию. Практическая реализация конкретных проектов может осуществляться путём создания простого товарищества или совместного предприятия, или иных форм, включая кластеры в соответствии с действующим законодательством [4; 6; 7].
Библиографические ссылки
1. О предприятиях и предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] : Закон РФ от 25.12.1990 г. № 445-1. URL: http://legalacts.ru/doc/
Менеджмент социальных и экономических систем. 2G18. № 2
zakon-rsfsr-ot-25121990-n-445-1-o/ (дата обращения: 12.12.2018).
2. Ефимычев Ю. И., Захаров И. В. Промышленные кластеры и экономический рост // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Экономика и финансы. 2005. № 1. С. 15-18.
3. О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г. : Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204.
4. Машарипова Л. Г. Особенности менеджмента некоммерческих организациях [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий : электрон. науч.-практ. журнал. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/4115 (дата обращения: 11.02.2018).
5. Неустраева Н. А. Механизмы образования промышленных кластеров // Российское предпринимательство. 2011. № 5-1 (183). С. 52-56.
6. Рамзаев В. М. Управление развитием НКО в современных экономических системах : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2006. С. 50.
7. О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г. : Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204.
8. Шелудько В. Г. Опыт и перспективы развития компаний государственной корпорации «Рос-космос» // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 4. С. 11-17.
References
1. On enterprises and entrepreneurial activity [Electronic resource] : The law of the Russian
Federation from 25.12.1990, № 445-1. URL: http://legalacts.ru/doc/zakon-rsfsr-ot-25121990-n-445-1-o/ (accessed: 12.12.2018).
2. Efimychev Yu. I., Zakharov I. V. Industrial clusters and economic growth // Bulletin of Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. Series: Economics and Finance. 2005, No. 1, Рp. 15-18.
3. On the national goals and strategic objectives development of the Russian Federation for the period up to 2024 : The decree of the President of the Russian Federation from 07.05.2018, No. 204.
4. Masharipova L. G. Features of management nonprofit organizations [Electronic resource] // Economics and innovations management : Electronic scientific journal. URL: http://ekonomika.snauka.ru/ 2014/02/4115 (accessed: 11.02.2018).
5. Neustroeva N. The mechanism of the formation of industrial clusters // Journal of Russian en-trepreneurship. 2011, № 5-1 (183), Рp. 52-56.
6. Ramzaev V. M. Management of development of NGOs in modern economic systems: thesis abstract for the degree of doctor of economic Sciences. Moscow, 2006, Р. 50.
7. On the national goals and strategic objectives development of the Russian Federation for the period up to 2024 : The decree of the President of the Russian Federation from 07.05.2018, No. 204.
8. Sheludko V. G. Experience and prospects of development of the companies of the state Corporation "Roscosmos" // Management of social and economic systems. 2017, No. 4, Рp. 11-17.
© fflenygbKO B. T, ^eT^ix A. B., 2018