Научная статья на тему 'О создании и функционировании центра повышения квалификации кадров для сферы туризма'

О создании и функционировании центра повышения квалификации кадров для сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ТУРИЗМА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ / ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / TOURISM / FURTHER TRAINING / TRAINING CENTRE / CURRICULA / INSTRUCTIONS PACKAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дусенко Светлана Викторовна

Автор раскрывает особенности организации и функционирования центра подготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма и сервиса, а также определяются подходы по формированию пакета программ повышения квалификации туристских кадров для конкретного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дусенко Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article looks into the specifi cs of setting up and operating the tourist personnel training centre and lays the approaches to developing a package of tourism staff training tailored for a given region.

Текст научной работы на тему «О создании и функционировании центра повышения квалификации кадров для сферы туризма»

О создании и функционировании центра повышения квалификации кадров для сферы туризма

Дусенко С.В.

Автор раскрывает особенности организации и функционирования центра подготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма и сервиса, а также определяются подходы по формированию пакета программ повышения квалификации туристских кадров для конкретного региона. Ключевые слова: сфера туризма, повышение квалификации кадров, центр повышения квалификации, образовательные программы, учебно-методические комплексы

The article looks into the specifics of setting up and operating the tourist personnel training centre and lays the approaches to developing a package of tourism staff training tailored for a given region.

Key words: tourism, further training, training centre, curricula, instructions packages

В настоящее время в условиях дальнейшего развития деятельности Ресурсного Центра по консолидации интеллектуального, учебно-методического потенциала, одной из основных его задач является создание условий по повышению доступности информационных и образовательных ресурсов учреждений образования. Важность этой проблемы подчеркнул Президент РФ Д.А. Медведев в беседе с Министром здравоохранения и социального развития Т.А. Голиковой 10 февраля 2010 г. Президент подчеркнул, что нельзя ослаблять внимание к ситуации на рынке труда и следует продолжать реализацию программ по повышению квалификации, переобучению кадров

и созданию новых рабочих мест. Нужно работать с регионами, всячески мотивировать региональных руководителей на то, чтобы они этим занимались в ежедневном режиме, — отметил Д.А. Медведев [1].

В этом направлении, позволяющем создать эффективную систему непрерывного повышения квалификации кадров, в Российском государственном университете туризма и сервиса создан ряд центров, одним из которых является Центр подготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма и сервиса. В этой связи возникает необходимость создания системы непрерывного повышения квалификации и переподготовки кадров и для нашей отрасли — сферы туризма.

В качестве основных задач центра по повышению квалификации и переподготовки кадров можно выделить следующие:

— организация работ по повышению квалификации кадров для сферы туризма;

— удовлетворение потребностей слушателей в получении профессиональных знаний, изучение передового отечественного и зарубежного опыта в сфере туризма;

— учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

— учет региональных потребностей в профессиональных кадрах.

Основными направлениями деятельности Центра являются:

• информационная и учебно-методическая поддержка образовательного процесса ре-

гиональных центров дополнительного образования;

• расширение международного сотрудничества с образовательными учреждениями зарубежных стран;

• повышение квалификации кадров для сферы туризма и оказание консультационных услуг;

• повышение квалификации преподавателей (тьюторов) для сферы туризма;

• формирование новых методов обучения с использованием современных средств коммуникаций, включая дистанционные образовательные технологии, позволяющие привлечь к преподаванию лучших специалистов сферы туризма;

• создание программ повышения квалификации, ориентированных на получение работниками новых компетенций, позволяющих повысить качество и производительность труда;

• реализация социально-значимых проектов и программ, направленных на повышение престижа профессиональной деятельности в сфере туризма;

• выявление образовательных потребностей в профильной подготовке кадров для сферы туризма;

• внедрение новых образовательных технологий.

Вместе с тем деятельность Центра повышения квалификации кадров для сферы туризма

будет направлена:

• на обеспечение баланса между образовательными услугами и потребностями регионального рынка труда;

• на формирование системы целевого повышения квалификации кадров для сферы туризма;

• на повышение конкурентоспособности предприятий сферы туризма;

• на рост инвестиционной привлекательности региона;

• на усиление взаимодействия между образованием и предприятиями туризма в регионе;

• на предоставление помощи работодателям в подборе кадров нужной квалификации и сокращение затрат на их подбор и адаптацию;

• на повышение уровня занятости населения и повышения качества жизни в регионах. Совершенно очевидно, что это широкий

круг задач, требующий серьезной методической базы, которая должна насчитывать сотни различных образовательных программ, способных решать текущие и перспективные проблемы региона в области развития кадрового потенциала.

В этой связи коллективом университета разработаны различные программы повышения квалификации кадров, которые заложили основы формирования банка данных образовательных программ. Продолжительность курсов составляет более 72 часов. По результатам обучения предусматривается выдача документа установленного образца.

Обучение проводится по следующим программам повышения квалификации:

1. Технология и организация туроператорских и турагентских услуг

2. Технология и организация гостиничных услуг

3. Технология и организация услуг питания в туристских объектах и гостиницах

4. Технология и организация экскурсионных услуг

5. Технология и организация транс портных услуг в туризме

6. Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг

7. Музейно-выставочный сервис

8. Анимационный сервис

9. Экспертиза и сертификация услуг

10. Документационное сопровождение туристической деятельности

11. Информационное сопровождение гостиничной деятельности

12. Мировой спорт: гостиничный бизнес

13. Мировой спорт: финансы

14. Мировой спорт: церемонии

15. Мировой спорт: волонтерство

ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Перечень программ, рассчитанных не менее, чем на 500 часов обучения:

1. Управление крупномасштабными международными мероприятиями

2. Логистика крупномасштабных международных мероприятий

3. Массовые коммуникации при подготовке и проведении крупномасштабных международных мероприятий

4. Маркетинг крупномасштабных международных мероприятий

5. Иностранный язык для работников торговли

6. Иностранный язык для администраторов гостиниц

7. Иностранный язык для сотрудников милиции.

На сегодня существует около трех десятков программ, которые формируют основу методической базы профессионального обучения. Предлагаемые программы успешно прошли апробацию и общественно-профессиональную экспертизу, что подтверждает их статус и профессиональную значимость. Совершенно очевидно, что необходимость в реализации программ повышения квалификации кадров продиктована современным состоянием рынка труда, который отличается повышенными требованиями к квалификации кадрового потенциала сферы сервиса и туризма.

При разработке образовательных программ разработчиками были использованы следующие подходы:

1. создание дополнительных возможностей повышения квалификации кадров для сферы туризма на постоянной основе;

2. придание программам выраженный клиентоориентированный характер;

3. использование инновационных методик и технологий обучения;

4. максимальная индивидуализация программ;

5. адаптация к современной ситуации на рынке труда, достаточная гибкость и вариативность.

Следует отметить и экономичность этого

образовательного проекта, а именно рациональный минимум затрат: не требуется строительства новых площадей для организации учебного процесса, привлечения значительных бюджетных средств и предусматриваются источники финансирования: бюджетные средства; средства предприятий сферы туризма.

Мы видим перспективы достаточно быстрого решения проблем подготовки кадров в создании региональных центров, что позволит установить тесные контакты с образовательными учреждениями региона, а работодателям сократить затраты на подбор и подготовку персонала, а также будет мотивировать преподавателей к профессиональному росту и пр.

Кроме того, результаты деятельности Центра могут быть востребованы широким кругом лиц и организаций, среди которых можно выделить:

• федеральные и региональные органы государственного управления, занимающиеся вопросами туризма, социальной политики;

• образовательные учреждения начального, среднего, высшего, дополнительного профессионального образования;

• учащиеся, студенты и слушатели образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования;

• профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;

• общественные и профессиональные организации (объединения) туристской сферы федерального и регионального уровней;

• предприятия сферы туризма и др.

В рамках реализации пилотного проекта в отдельно взятом регионе принято решение

о развертывании деятельности Центра в Северокавказском федеральном округе. Этот регион, обладая уникальными природно-климатическими ресурсами, при разумном и комплексном подходе может создать развитую региональную инфраструктуру туризма.

В результате было принято решение разработать пакет программ повышения квалифи-

кации туристских кадров с учетом потребностей данного региона:

— «Технологии и организация туристских и рекреационных услуг»,

— «Технологии и организация гостиничных услуг»,

— «Технологии и организация услуг питания в туристских объектах и гостиницах». Следует особенно отметить преимущества

данных программ.

Во-первых, программы разрабатывались для 2-х групп слушателей параллельно:

1 группа — работники сферы туризма, кому необходимо повысить свою квалификацию;

2 группа — преподаватели (тьюторы). Для реализации программ разработаны требования к преподавателю (тьютору).

Во-вторых, хотелось бы вспомнить слова американского психолога и писателя Берреса Фридерика Скиннера: «Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете все, чему учились».

Разделяя это точку зрения, мы предлагаем своим слушателям комплекс современных

Литература

1. http://www.kremlin.ru/news/6830. Дата обращения: 11.04.2010.

учебно-методических материалов, который включает:

— образовательную программу повышения квалификации кадров для сферы туризма;

— пять учебно-методических комплексов по дисциплинам программы;

— рабочую тетрадь по дисциплинам программы и сопроводительный материал на электронном носителе.

Совершенно очевидно, что предложенный учебно-методический материал будет способствовать формированию у слушателей программ требуемых профессиональных компетенций.

Подводя итог, следует отметить, что формат реализации указанных программ предусматривает их встроенность в региональные программы развития профессионального образования, которые по-прежнему останутся частью программ социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.