Научная статья на тему 'О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИИ БЕЛОРУССИИ'

О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИИ БЕЛОРУССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ / ИМУЩЕСТВО СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА / ЕДИНАЯ СИСТЕМА УЧЕТА ИМУЩЕСТВА / РЕЕСТР ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА / ЕДИНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА / ПОСТОЯННЫЙ КОМИТЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА / UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS / PROPERTY OF THE UNION STATE / A UNIFIED SYSTEM OF REGISTRATION OF PROPERTY / STATE PROPERTY REGISTER / STANDING COMMITTEE OF THE UNION STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилин Е.В., Азанова Жанна Геннадьевна, Мотякин А.Ю., Максимов К.Н.

В статье рассматривается вопрос создания интегрированной системы учета союзного имущества России и Беларуси, в частности, текущее состояние и опыт ведения реестров имущества на территориях этих стран. Авторы приходят к выводу о том, что ее дальнейшее развитие возможно при условии создания единой системы управления и распоряжения собственностью Союзного государства, базирующейся на реестре его имущества, разработки специальной наднациональной нормативной правовой базы и соответствующей интегрированной информационно-аналитической системы. Предлагают алгоритм проведения необходимых для этого мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаврилин Е.В., Азанова Жанна Геннадьевна, Мотякин А.Ю., Максимов К.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING AN UNIFIED SYSTEM FOR REGISTRATION AND MANAGENMENT OF PROPERTY OF THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS

The article discusses the issue of creating an integrated system for accounting for union property, in particular, the current state and experience of maintaining property registers in Russia and Belarus. The authors come to the conclusion that its further development is possible subject to the creation of a unified system of management and disposal of the property of the Union State of Russia and Belarus, based on the register of its property, the development of a special supranational regulatory framework and a corresponding integrated information and analytical system. An algorithm is proposed for carrying out the activities necessary for this.

Текст научной работы на тему «О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИИ БЕЛОРУССИИ»

О создании единой системы учета и управления имуществом Союзного государства России и Белоруссии

Е.В. Гаврилин

заместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом, доктор экономических наук (г. Москва) Ж.Г. Азанова

начальник Управления реестра федерального имущества Федерального агентства по управлению государственным имуществом (г. Москва) А.Ю. Мотякин

заместитель начальника Управления реестра федерального имущества Федерального агентства по управлению государственным имуществом (г. Москва) К.Н. Максимов

начальник отдела Управления реестра федерального имущества Федерального агентства по управлению государственным имуществом (г. Москва)

Жанна Геннадьевна Азанова, Azanova_J_G@rosim.ru

Последние несколько лет в рамках Союзного государства Россия и Белоруссия работают над строительством общего экономического пространства. За прошедшие 20 лет была проведена значительная работа по созданию основы для развития наднационального института управления и распоряжения союзным имуществом, единой системы учета имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства 1.

Начало процесса интеграции в этом направлении было задано Методикой выявления и инвентаризации имущества, созданного и приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства, имущества, переданного государствами-участни-

ками в собственность Союзного государства, и иного имущества, поступившего в собственность Союзного государства, утвержденной постановлением Совета Министров Союзного государства от 6 октября

2011 года № 21. Основываясь на подходах, заложенных указанной Методикой, постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 4 мая

2012 года № 17 была утверждена Инструкция о порядке учета имущества, созданного и приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства, имущества, переданного государствами-участниками в собственность Союзного государства, и иного имущества, поступившего в собственность Союзного государства, находящегося на территории Республики Беларусь 2.

1 Подробнее смотри:

Авакьян С. А. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании Союзного государства: Конституционно-правовой анализ // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2001. № 1. С. 3-15;

Гаврилин Е. В. Управление государственными активами (акциями и долями) в хозяйственных обществах. Теория, методология, практика. М., 2006. Серия: Экономика современной России;

Куракина С. И., Баршова О. А. К 20-летию создания Союзного государства России и Беларуси: итоги, проблемы и перспективы // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. Вып. 47. С. 137-159; Трибуш А. Десять лет интеграции - десять лет взаимной выгоды // Экономика Беларуси. 2006. № 2 (7). С. 62-66.

2 Гаврилин Е. В. Развитие технологии управления предприятиями и хозяйственными обществами государственного сектора // Эффективное антикризисное управление. 2012. № 1. (70). С. 88-95.

Положительный опыт реализации на территории Республики Беларусь положений Инструкции и создание системы учета имущества, созданного и приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства, имущества, переданного государствами-участниками в собственность Союзного государства, и иного имущества, поступившего в собственность Союзного государства, привели к принятию Советом Министров Союзного государства постановления от 21 октября 2014 года № 31 «Об имуществе, созданном и (или) приобретенном за счет средств бюджета Союзного государства, и о приостановлении действия отдельных постановлений Совета Министров Союзного государства», в рамках которого в том числе был определен федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающий формирование сведений об имуществе Союзного государства на территории Российской Федерации. В рамках реализации принятых решений российской стороне в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Ро-симущество) предписано 3 осуществлять в соответствии с национальным законодательством обособленный учет имущества, созданного (создаваемого) и (или) приобретенного (приобретаемого) в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, за исключением объектов интеллектуальной собственности 4.

Принятие указанного постановления

дало импульс работе созданию в Российской Федерации системы учета имущества, созданного и приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства, на основе действующего порядка ведения реестра федерального имущества, определению порядка такого учета.

Предложения Росимущества легли в основу ряда проектов, по результатам проработки которых и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти было разработано и 29 июня 2019 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 841 «Об организации обособленного учета имущества, созданного (создаваемого) и (или) приобретенного (приобретаемого) в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, за исключением учета объектов интеллектуальной собственности». Реализация этого постановления позволит создать реестр имущества Союзного государства, расположенного и используемого на территории Российской Федерации, что, по нашему мнению, должно стать подготовительным этапом создания единой системы управления собственностью Союзного государства.

Ранее, в 2014-2015 годах, в целях установления единых критериев учета имущества в Российской Федерации и Республике Беларусь и обеспечения корректного обмена сведениями российская и белорусская стороны совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами уже проводили анализ возможности создания единой

3 Поручение Совета Министров Союзного государства от 29 сентября 2015 года № 12.

4 Подробнее смотри:

Гаврилин Е. В. Критерии стоимостной оценки эффективностей направлений развития производства и принятия управленческих решений на уровне хозяйствующих субъектов // Финансы и кредит. 2005. № 18 (186). С. 28-33;

Гаврилин Е. В., Хетагуров С. В. Проблемы обеспечения интересов собственника имущества должника -унитарного предприятия при проведении процедур банкротства // Аудит и финансовый анализ. 2018. № 6. С.166-169;

Гаврилин Е. В. Приватизация государственного сектора экономики в странах с развитой и развивающейся экономикой. Эффективное антикризисное управление. 2014. № 1. (82). С. 48-53;

Лукьянова Е. С. Об унификации законодательства в государствах-участниках по вопросам собственности и учета имущества, созданного и (или) приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства. Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы. Научно-практическая конференция, посвященная 20-летию подписания Договора о создании Союзного государства : сборник материалов. М., 2020. 636 с. (материал автора на с. 173-176).

системы учета имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства. Проект по созданию единой системы учета имущества Союзного государства прорабатывался в рамках межведомственной рабочей группы по созданию единой системы учета имущества, созданного и (или) приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства 5, в ходе которых рассматривались предложения по установлению единых критериев учета имущества в Российской Федерации и Республике Беларусь, перечень мероприятий по созданию единой системы учета имущества Союзного государства, вопросы их финансирования и т. п. Однако впоследствии создание такой системы было признано преждевременным.

Стороны пришли к выводу о том, что для создания полноценной единой системы управления собственностью Союзного государства необходимо предварительно решить следующие задачи:

• синхронизация сведений об имуществе, созданном и (или) приобретенном в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, содержащихся в системах учета двух стран (единый формат представления данных и т. п.);

• унификация нормативных правовых актов, регламентирующих учет имущества, созданного и (или) приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства;

• унификация форм предоставления сведений для учета, аналитической

обработки и формирования отчетности (единые формы представления сведений об объектах и программные средства их обработки, анализа и т. д.);

• унификация основ управления собственностью Союзного государства (формирование единых критериев основ управления, оценки эффективности управления и т. п.);

• создание единой базы данных, содержащей сведения об имуществе, созданном и (или) приобретенном в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства (формирование единого информационного ресурса имущества Союзного государства, расположенного на территории Российской Федерации и Республики Беларусь) 6.

При этом единая система управления собственностью Союзного государства должна базироваться на едином информационном ресурсе имущества Союзного государства, представляющем собой совокупность содержащихся в единой базе данных сведений (документов) об имуществе и информационных технологий, обеспечивающих обработку таких сведений и реализующих процессы учета имущества Союзного государства.

До решения всех перечисленных задач постановлением Совета Министров Союзного государства 7 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) 8 и Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (Госкомимущество) определены ор-

Приказ Постоянного Комитета Союзного государства от 13 мая 2015 года № 37. Подробнее смотри:

Богатырева В. В., Салахова Ю. Ш. Факторы, влияющие на интеграционные процессы экономик Республики Беларусь и Российской Федерации // Право. Экономика. Психология. 2018. № 3. С. 19-30; Гоонский А. Союзное государство России и Белоруссии: проблемы и перспективы // Постсоветское пространство: роль внешнего фактора : сборник статей / отв. ред. А. Б. Крылов, А. В. Кузнецов, Г. И. Чуфрин. М. : ИМЭМО РАН, 2018. С. 42-60.

Постановление Совета Министров Союзного государства от 21 октября 2014 года № 31 «Об имуществе, созданном и (или) приобретенном за счет средств бюджета Союзного государства, и о приостановлении действия отдельных постановлений Совета Министров Союзного государства».

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 года № 841 «Об организации обосо-

5

6

7

ганами, осуществляющими обособленный учет имущества, созданного (создаваемого) и (или) приобретенного (приобретаемого) в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, за исключением объектов интеллектуальной собственности.

Действующая процедура сбора сведений предусматривает ежегодное направление в Росимущество находящимися на территории Российской Федерации государственными заказчиками-координаторами, государственными заказчиками программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства (государственными органами) в электронном виде посредством автоматизированной системы учета сведений об имуществе 9, созданном (создаваемым) и (или) приобретенным (приобретаемым) в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства.

В отношении аналогичного имущества Союзного государства, находящегося на территории Республики Беларусь, - в Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.

Также российская и белорусская стороны ежегодно направляют полученные от государственных заказчиков-координаторов, государственных заказчиков программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, сведения об имуществе, созданном (создаваемом) и (или) приобретенном (приобретаемом) в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, в Постоянный Комитет Союзного государства.

Таким образом, все сведения об иму-

ществе, созданном (создаваемом) и (или) приобретенном (приобретаемом) в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, аккумулируются в Постоянном Комитете Союзного государства.

Стержнем интеграции по созданию единого информационно-аналитического пространства для управления имуществом Союзного государства должна стать общая система учета, построение которой целесообразно осуществлять на базе действующих систем учета обособленного имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, функционирующих в Российской Федерации и Республике Беларусь 10.

С учетом опыта предыдущей совместной работы Постоянного Комитета, Росимуще-ства и Госкомимущества видится целесообразным двухэтапное движение по направлению создания интегрированной системы управления.

В первую очередь в целях реализации указанных выше мероприятий необходима разработка и принятие постановления о единой системе учета имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства и, соответственно, создание единого информационного ресурса имущества Союзного государства, представляющего собой совокупность содержащихся в единой базе данных сведений (документов) об имуществе и информационных технологиях, обеспечивающих обработку таких сведений и реализующих процессы учета имущества Союзного государства 11.

10

бленного учета имущества, созданного (создаваемого) и (или) приобретенного (приобретаемого) в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, за исключением учета объектов интеллектуальной собственности».

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального и имущества».

Бодак А. Н. Основные направления сближения законодательства Беларуси и России в рамках Союзного государства. Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы. Научно-практическая конференция, посвященная 20-летию подписания Договора о создании Союзного государства : сборник материалов. М., 2020. 636 с. (материал автора на с 77-81).

Лыч Г. Актуальные проблемы интеграционного процесса в регионе СНГ: жизненная необходимость взаимо-

9

Следующим этапом должно стать определение единых критериев и подходов на базе имеющегося единого информационного ресурса имущества Союзного государства в части управления собственностью Союзного государства, разработка и принятие закона, регулирующего вопросы собственности, результатом реализации которого должна быть создана единая система управления финансово-экономическим потенциалом Союзного государства - его собственностью 12.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Авакьян С. А. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании Союзного государства: Конституционно-правовой анализ // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2001. № 1. С. 3-15.

2. Гаврилин Е. В. Управление государственными активами (акциями и долями) в хозяйственных обществах. Теория, методология, практика. М., 2006. Серия: Экономика современной. 289 с.

3. Куракина С. И., Баршова О. А. К 20-летию создания Союзного государства России и Беларуси: итоги, проблемы и перспективы // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. Вып. 47. С. 137159.

4. Трибуш А. Десять лет интеграции - десять лет взаимной выгоды // Экономика Беларуси. 2006. № 2 (7). С. 62-66.

5. О Методике выявления и инвентаризации имущества, созданного и приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства, имущества, переданного государствами-участниками в собственность Союзного государства, и иного имущества, поступившего в собственность Союзного

государства : постановление Совета Министров Союзного государства от 6 октября 2011 года № 21. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении Инструкции о порядке учета имущества, созданного и приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства, имущества, переданного государствами-участниками в собственность Союзного государства, и иного имущества, поступившего в собственность Союзного государства, находящегося на территории Республики Беларусь : постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 4 мая 2012 года № 17 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012, № 63, 8/25693.

7. Гаврилин Е. В. Развитие технологии управления предприятиями и хозяйственными обществами государственного сектора // Эффективное антикризисное управление. 2012. № 1. (70). С. 88-95.

8. Поручение Совета Министров Союзного государства от 29 сентября 2015 года № 12. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Об имуществе, созданном и (или) приобретенном за счет средств бюджета Союзного государства, и о приостановлении действия отдельных постановлений Совета Министров Союзного государства : постановление Совета Министров Союзного государства от 21 октября 2014 года № 31. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Гаврилин Е. В. Критерии стоимостной оценки эффективностей направлений развития производства и принятия управленческих решений на уровне хозяйствующих субъектов // Финансы и кредит. 2005.

действия и блокирующие обстоятельства // Общество и экономика. 2006. № 5. С. 57-73.

12 Подробнее смотри:

Гаврилин Е. В., Гаврилина Е. Ю. Преобразование отношений собственности и организация государственного управления в период рыночного реформирования экономики // Вестник Финансового университета. 2012. № 2. (68). С. 79-87;

Колесников А. В. Инжиниринг сложных социальных систем в цифровом мире // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности : труды 1-й Международной конференции (8-9 февраля 2018 года, Москва). М. : ИПМ им. М.В. Келдыша, 2018. С. 81-87.

№ 18 (186). С. 28-33.

11. Гаврилин Е. В., Хетагуров С. В. Проблемы обеспечения интересов собственника имущества должника - унитарного предприятия при проведении процедур банкротства // Аудит и финансовый анализ. 2018. № 6. С. 166-169.

12. Гаврилин Е. В. Приватизация государственного сектора экономики в странах с развитой и развивающейся экономикой. Эффективное антикризисное управление. 2014. № 1. (82). С. 48-53.

13. Лукьянова Е. С. Об унификации законодательства в государствах-участниках по вопросам собственности и учета имущества, созданного и (или) приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства. Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы. Научно-практическая конференция, посвященная 20-летию подписания Договора о создании Союзного государства : сборник материалов. М., 2020. 636 с.

14. Об организации обособленного учета имущества, созданного (создаваемого) и (или) приобретенного (приобретаемого) в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, за исключением учета объектов интеллектуальной собственности : постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 года № 841. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Приказ Постоянного Комитета Союзного государства от 13 мая 2015 года № 37. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Богатырева В. В., Салахова Ю. Ш. Факторы, влияющие на интеграционные процессы экономик Республики Беларусь и Российской Федерации // Право. Экономика. Психология. 2018. № 3. С. 19-30.

17. Гоонский А. Союзное государство России и Белоруссии: проблемы и перспек-

тивы // Постсоветское пространство: роль внешнего фактора : сборник статей / отв. ред. А. Б. Крылов, А. В. Кузнецов, Г. И. Чуф-рин. М. : ИМЭМО РАН, 2018. С. 42-60.

18. Об имуществе, созданном и (или) приобретенном за счет средств бюджета Союзного государства, и о приостановлении действия отдельных постановлений Совета Министров Союзного государства : постановление Совета Министров Союзного государства от 21 октября 2014 года № 31. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

19. О совершенствовании учета федерального и имущества : постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

20. Бодак А. Н. Основные направления сближения законодательства Беларуси и России в рамках Союзного государства. Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы. Научно-практическая конференция, посвященная 20-летию подписания Договора о создании Союзного государства : сборник материалов. М., 2020. 636 с.

21. Лыч Г. Актуальные проблемы интеграционного процесса в регионе СНГ: жизненная необходимость взаимодействия и блокирующие обстоятельства // Общество и экономика. 2006. № 5. С. 57-73.

22. Гаврилин Е. В., Гаврилина Е. Ю. Преобразование отношений собственности и организация государственного управления в период рыночного реформирования экономики // Вестник Финансового университета. 2012. № 2. (68). С. 79-87.

23. Колесников А. В. Инжиниринг сложных социальных систем в цифровом мире // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности : труды 1-й Международной конференции (8-9 февраля 2018 года, Москва). М. : ИПМ им. М.В. Келдыша, 2018. С. 81-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.