Научная статья на тему 'О современных технологиях глобального прогнозирования'

О современных технологиях глобального прогнозирования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О современных технологиях глобального прогнозирования»

В.П.Селиверстов

О СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Селиверстов Владимир Петрович - кандидат философских наук, заместитель генерального директора Государственного республиканского центра русского фольклора Министерства культуры РФ.

В эпоху становления рационального общества перспективные оценки приобретают сугубо практическое значение и строятся на основе научно обоснованных аналитических подходов, сложных системных методологиях, избыточных базах данных, на разности семантических и сущностных моделей личности и общества и т.д.

Сначала это были экспертно-оценочные суждения специалистов из области психологии и психиатрии, техники и технологий, экономики, политики и т.д., которые теряли свою эффективность и практическую значимость в условиях динамично развивающихся обществ, резких социальных метаморфоз и потрясений.

В условиях становления информационного (планетарного) и глобального сообществ на смену им приходят научные прогнозы. Прогнозист работает с прошлым, настоящим и будущим. Из настоящего выводят настоящее в сфере политики, но классическое политическое сознание - из настоящего выводит прошлое, интерпретируя его так, чтобы оно не противоречило настоящему. Экономическое сознание из прошлого выводит будущее. Социально ориентированное сознание «работает» и с прошлым и с будущим, выводя из них настоящее. Духовные структуры, как правило, «работают» с прошлым, выводя из него будущее и значительно реже смотрят через его призму на настоящее. Культурное сознание понимает прошлое, видит настоящее и очень редко заглядывает в будущее, так как не может его прочувствовать и понять. Но культура способна предчувствовать, что из прошлого может быть взято в будущее. Такого рода предчувствия рождаются в процессе взаимодействия коллективного подсознания и индивидуального подсознания.

Глобальный прогнозист по векторной направленности своих усилий, как правило, работает в следующем порядке: настоящее - прошлое - будущее.

Глобальный аналитик работает по всем направлениям и взаимосвязям будущего, настоящего и прошлого, в том числе из будущего в будущее. Отметим, что современный глобальный аналитик черпает информацию не только из экстрасома-

тического символического пространства культуры, но и из глобального коллективного «банка знаний» или развернутых символических знаний, зафиксированных в базе данных и базе знаний глобального разума. Здесь следует учитывать, что логика баз данных - это логика комплексного сознания. Это своего рода субъектно организованная комплексная модель человеческого сознания, которая по масштабу мышления сопоставима с общечеловеческим коллективным сознанием и значительно превосходит его по быстродействию и производительности.

Для глобального аналитика прошлое, настоящее и особенно будущее человечества являются открытой книгой, позволяющей ему моделировать эти состояния не только на социальном и социокультурном, но также макросоциальном уровнях без малейшего напряжения, синтезируя на макроэкономические, геополитические, духовно-храмовые, культурные и собственно социальные информационные и познавательные процессы.

По-видимому, разрабатываемые сейчас в Израиле биокомпьютеры (объем трех пробирок закодированной биомассы эквивалентен вычислительному потенциалу всего современного компьютерного парка') принципиально ничего не изменят. Серьезный глобальный аналитик будет способен контролировать их деятельность по конечному результату так же, как он контролирует современную компьютерную систему, представленную в форме искусственного интеллекта. При этом социокультурное проектирование строится на взаимосвязи «настоящее - прошлое». Социальное проектирование исходит из взаимосвязи «настоящее - будущее». Макро-социальное проектирование опирается на прошлое, настоящее и будущее, исходя из целевых установок и содержательных аспектов решаемых задач.

Глобальное общество и глобальное коллективное (информационно-культурное) сознание в отличие от планетарного2 опирается в информационно-технологическом плане не на искусственный интеллект, а на искусственный разум. Разум же в своей основе оперирует такими величинами и переменными, которые соотносятся с сознанием и подсознанием'. Глобальный искусственный разум оперирует с индивидуальным подсознанием и интуицией4. Глобально мыслящий человек, бе-

1. Программа об инновационных технологиях, НТВ, 12 октября 2003 г.

2. О планетарном обществе см.: King A. The State of Planet. - N.Y., 1976. Известная геополитическая проекция планетарного общества - модель ■«концентрических окружностей» разработана Трехсторонней комиссией в 1976 г. (Putman R., Bagne N. Handing together. The Seven Power Summit. - Cambridge, 1984, p. 137.) и стала полуреальностью после распада СССР.

3. Степанов А. Число и культура. Рациональное бессознательное в языке, литературе, науке, современной политике, философии, истории. - М., 2004.

4. Todd P.M. Reason now and then // Science. - N.Y., 1999. - 3 Dec. - P. 1867-1868; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативные действия. Пер. с нем. - СПб., 2000. - С. 67- 70.

зусловно, работает и с интеллектом: коллективным, собственным и интеллектом оппонента, которые, как правило, интегрируются мировым «искусственным» интеллектом, за исключением интеллекта лиц, стоящих «над» последним. Алгоритм мышления глобально мыслящего субъекта - это алгоритм матричного мышления. Однако сложность и алгоритм мышления просто глобально мыслящего субъекта значительно отличаются от алгоритма мышления глобального прогнозиста, глобального аналитика или глобального (макросоциального) проектанта. Хотя матричная основа у них в принципе идентична, есть и существенные отличия. В частности, глобальным проектантам свойственна различной степени сложности сетевая модель сознания. Следовательно, общий алгоритм глобально мыслящего субъекта -это, в определенной степени, алгоритм работы глобального киберпространства, зримым и, возможно, более примитивным аналогом которого может быть внутренняя программа большого mainframe фирмы IBM.

Иными словами, этот алгоритм можно условно соотнести с кристаллизованной решеткой познавательных методов качественного анализа5, являющихся механизмом соединения киберпространств глобального сообщества, информационной научной планетарной модели и социально детерминированной модели научных знаний (мировой науки первых двух третей XX столетия).

По стечению обстоятельств решетка (англ. grid), символизирует информационную сеть, соединяющую университеты и научные подразделения крупнейших корпораций США, Великобритании, Голландии и Франции6. Несколько иной принцип лежит в основе и официально открытого в январе 2004 г. научного киберпространства Gloriad, соединяющего научные центры США, России, КНР7.

В содержательном отношении современный глобально мыслящий субъект, соотнося систему глобально ориентированных смысловых значений с информационно выстроенными ценностными константами, корректирует духовные иудейско-христианские линейно ориентированные системы ценностных констант на стадии их перманентного воспроизводства путем придания доминирующих позиций новым информационным проекциям социально или даже макросоциально ориентированных систем смыслов. Укажем в этой связи, что традиционный гадатель, эта знаковая фигура древности, продолжающая существовать и в глобальном сообществе, в данном случае выступает в качестве одушевленного механизма обратной связи, корректирующего не ценностные константы, а практическое созна-

5. Тощенко Ж.Т. Социология: Надежды и реальность //Гранты РФФИ. Результаты и анализ. - М„ 2001. - С. 470 -471.

6. Леонтьев В. Персональный компьютер. Универсальный справочник пользователя. -М., 2000. - С. 460; Куксон К. IBM строит Grid //Ведомости. - М., 2004. - 3 авг. - С. Б.4.

7. Сафин А. Сеть для ученых свяжет Америку, Россию и Китай //Ведомости. - М., 2004. - 24 дек. - С. 8.

ние обыденного человека, т.е. чувственно-физический пласт его сознания и деятельность.

Но подчеркнем еще раз: процесс сознания просто глобально мыслящего субъекта существенным образом отличается от модели мышления глобального прогнозиста. Глобальный прогнозист мыслит, в первую очередь, векторно, а затем матрично, в то время как просто глобально мыслящий субъект делает это наоборот. Вектор просто глобально мыслящего субъекта направлен из будущего в настоящее. Вектор сознания глобального прогнозиста ориентирован на тренд: настоящее - его проекция в прошлое - прошлое - синтез проекций настоящего и прошлого - будущее. В глобальном прогнозировании соединяются эмпирика настоящего и ценности прошло-го, а получаются смысловые контуры будущего.

Оценивая методологию глобального прогнозирования, отметим также, что в отличие от просто глобально мыслящего субъекта, занятого «удержанием» действительности (даже за счет ее разрушения) в рамках системы глобальных ценностных констант, глобальный прогнозист отрабатывает вектора и модели развития и преобразований, как правило, комплексного объекта-субъекта. Таким образом, глобальный прогнозист не «сохраняет» константы, а «разрушает» их за счет создания объективно обоснованных моделей их будущей трансформации как структурно-статичного, так и динамично-развивающегося характера.

На надэмпирическом, трансцендентном (мистическом) уровне сознания базируются основные операционные усилия и сознания традиционного гадателя, и современного глобального мышления, что позволяет сделать вывод о наличии у них общих точек соприкосновения или пересечения.

Объединяющей платформой является одна и та же среда их творческого взаимодействия: надэмпирический, мифологический пласт сознания. Но вектора этих типов сознания прямо противоположны. Сознание гадателя направляется, не выходя на уровень ценностных констант, к уровню практического, эмпирического сознания, к чувственно-физическому, внешнему, эмпирическому пласту мышления человека, которому гадают, и далее ведет его сознание через систему смыслов к его индивидуальному подсознанию, трансформируя его. А современный глобально мыслящий субъект направляет свое сознание в противоположном направлении: к ценностной константе, к внеэмпирическому, трансцендентальному пласту сознания, уже не задействованному в формировании смысла.

Для глобалиста главное - не пропустить смысл, расходящийся с ценностной константой, даже если это чревато серьезными человеческими и социальными последствиями и издержками; для гадателя - избежать расхождения системы смыслов с практикой жизни, для чего он готов порекомендовать человеку, которому гадает, его собственную модель поведения, выходящую за рамки общепринятой системы ценностей, что делает объект гадания индивидом, в известной степени превращающимся в творца собственной судьбы.

О СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

По большому счету, первое принципиальное отличие глобалиста от гадателя заключается в том, что глобалист ориентирован на изменение окружающей социальной среды под его систему ценностей за счет коррекции коллективного подсознания общества.

Прямое функциональное взаимодействие традиционного сознания и глобального мышления происходит в точке их пересечения в рамках смыслообразующего механизма глобального сообщества, в рамках общей системы смыслов глобального сообщества, включающего в себя и традиционную, и рациональную, и информационную, и киберпространственную составляющие. Тем самым обозначается конструкция, которая может быть заложена в принципиальные модели социотронного, собственно социального и макросоциального инструментария.

При этом создается такая система взаимодействия традиционной и глобальной проекций, которая может быть охарактеризована как «зеркальное» отражение: мышление традиционного гадателя «зеркально» по отношению к мышлению глобально мыслящего субъекта.

На этой «зеркальности» и строятся алгоритм, механизм и технология формирования глобального сообщества и глобального института культуры. Принцип действия этого социокультурного механизма основан на общей закономерности: с началом процесса актуализации традиционной культуры происходит торможение процесса развития рационального познания и ускоряется процесс формирования глобального сообщества и его культуры8.

Конечно, в действиях глобально мыслящего субъекта и культуре глобально-информационного сознания отражен и более высокий творческий потенциал глобального сознания, так как при всех прочих равных условиях число творцов в глобальном сообществе возрастает на столько порядков, сколько способно вместить и проинтегрировать единое киберпространство глобального общества". Но функция нового глобального квазинаучного метамифа по-прежнему не исключает той функции, которая была свойственна, согласно Леви-Стросу, традиционному мифу: формирование логической основы творческого сознания10. Не зря же считается, что сегодняшний процесс трансформации научного знания представляет собой, в первую очередь, процесс мифологизации современного научного знания". Мифологизация науки осуществляется за счет универсализации символического взгля-

8. Возможно, это был один из тех факторов, которыми руководствовалось ЮНЕСКО при принятии международной конвенции о сохранении нематериального культурного наследия в ноябре 2003 г.

9. Сафин А. Указ. соч.

10. Леви-Строс К. Структура мифов. - Вопросы философии - М., 1970. - № 7. -С. 158, 161.

11. Косарев А. Философия мифа. - М„ 2000. - С. 179-183, 190.

да человека на мир, повышения роли символа в науке, который «углубляет мощь понятия и усиливает в значительной степени эвристичность науки»12. Киберпрос-транству присущ «синтез точных, естественных и социальных наук, то новое, что становится все более характерным для всего гуманитарного знания»13.

По аналогии с известной антитезой «хочешь мира - готовься к войне», отметим, что в нашем случае главная версия антитезы может быть сформулирована следующим образом: «хочешь сохранить собственную культурную традицию -формируй и развивай глобальную модель культуры и сознания».

Решение рассматриваемой проблемы может являться и процессом создания теоретических предпосылок для отработки системы комплексных алгоритмов, позволяющих «встраивать» традиционные формы сознания в современные информационно-культурные пласты искусственных форм сознания глобального сообщества, создавать новые формы киберсвязей последних на уровне смыслообразующей деятельности и систем интенсиональных логик, работающих со смыслом, а также формирования новой архитектоники мифологического сознания человечества на базе современных информационных технологий.

Сказанное выше лежит в русле основного посыла глобальной культуры: рационализация мифологического пласта сознания человечества позволяет создавать без необратимых для традиционной культуры последствий искусственный разум, прописывать пороговые пределы внедрения инноваций, за которыми начинается процесс разрушения социума.

В конечном счете, непревышение подобных пороговых пределов и будет означать сохранение социума и контроля человека над новыми информационно-культурными технологиями и искусственными формами сознания.

12. Марева Л.М. Символы, образы, стереотипы современной культуры // Гранты РФФИ. Результаты и анализ. - М„ 2001. - С. 486.

13. Тощенко Ж.Т. Указ. соч. - С. 471.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.