Сперанский А.А.
профессор, Заслуженный работник культуры РФ, вице-президент по науке и технологическому развитию, директор Института наукоемких инженерных технологий Российской инженерной академии Прокопьев П. С.
студент Финансового университета Сперанский К.К.
студент МГТУ, член Союза молодых инженеров России
СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ УГРОЗ
Ключевые слова: цифровая революция, социум, технологические уклады, глобальные угрозы, научно-технологическое развитие, искусственный интеллект.
««Россия должна быть современной и динамичной, должна быть готова смело принимать вызовы времени и также энергично отвечать на них ...»
Президент РФ В.В.Путин, из речи на инаугурации 7 мая 2018 г.
Глобальные угрозы Земной цивилизации
Экономический кризис планетарного масштаба привел к беспрецедентному расширению спектра глобальных угроз жизнедеятельности человека и всему социуму Земной цивилизации. Предельно расширился перечень угроз антропогенного характера, обусловленных деятельностью человека в современной экономике глобалистов.
Участники Римского клуба настойчиво заявляют о необходимости коренной смены парадигмы развития нашей цивилизации: жёсткая критика капитализма, неприятие финансовых спекуляций, отказ от упрощённого понимания мира и безмерного потребительства, призыв к альтернативной экономике, «новому Просвещению», духовно-нравственному возрождению, планетарно-комплементарному гармоничному развитию. Из теории технологических укладов следует, что регулярно проявляющиеся кризисные экономические процессы и их последствия имеют циклический характер, периодически порождают вынужденную научно-технологическую консолидацию общества с целью интеллектуального противостояния глобальным угрозам ради самосохранения социума Земной цивилизации (рис. 1).
Рисунок 1.
Замкнутый цикл формирования и преодоления антропогенных угроз
Рубеж тысячелетия ознаменовался осознанием того, что на смену мировому финансово-промышленному господству объективно приходит цифровая эра научно-технологического прогресса. Современные достижения науки и
техники на наших глазах переходят в новое интеллектуальное качество, а информационно-аналитические системы становятся особой формой развития общества и человека. Интенсивное освоение достижений шестого технологического уклада ведет к многократному росту социально-экономической значимости научно-технологического лидерства.
Опасный административный крен современной реальности
По мнению профессора И.М. Братищева, «стратегическое предвидение будущего и тех правил игры, которые в перспективе будут определять развитие страны, её экономики, науки и культуры, сейчас становится более важным и существенным, чем «богатый опыт» прошлого и даже осознание совокупности условий, определяющих наше настоящее» [1]. При этом неправильно строить новую экономику только как систему формирования данных, потребных для оказания государственных услуг населению или контроля за ним со стороны государства, уже получивших название «электронного концлагеря». В последнем случае суть «оцифровывания» сводится к созданию единой биометрической системы (ЕБС), т.е. к переводу человека в графическое представление постоянно управляемого пользователя и потребителя - цифровой аватар, дающий возможность следить за каждым его шагом.
Вместе с тем, господство инерционного сознания в российском политическом истеблишменте и высшей непрофессиональной бюрократии привело к тому, что под цифровой экономикой повально и тотально понимается цифрови-зация всего жизненного цикла управления, планирования, исполнения, учета, распределения и присвоения результатов общественного труда, природных и фискальных ресурсов социума, в которую рядовыми составляющими исполнителями милостиво включены интеллектуальные ресурсы членов общества - фундаментальная наука, технологические приложения, а также культура во всех её творческих проявлениях. По существу, на системно-массовую цифрови-зацию государственных услуг нацелена вся российская цифровая трансформация. Идея управленческого господства чиновничества уже не только оформлена структурно, но и реализована административно.
Еще в 2016 г. Центр стратегических разработок (ЦСР) представил концепцию «государство как платформа», в фокусе которой находится гражданин, помещённый в казематы цифровой управленческой реальности. Идентифицируемый в государственной платформе с помощью своего «цифрового двойника», человек обречен потреблять её цифровые сервисы [2]. Эта идея административно деформированного социума вписывается в современные общемировые представления об архитектуре цифровой экономики и, естественно, отражает властные устремления ослепленных абсолютной финансовой властью глобалистов. При этом, глобальные цифровые базы снижают общий уровень государственной суверенности, повышая риски возможных утечек информации, в том числе, разведывательного и хакерского характера.
Стержневым противоречием отечественной экономической политики является акцент в цифровой трансформации: либо создание единой государственной цифровой платформы взаимодействия гражданского общества, бизнеса и власти, либо формирование прозрачной киберсистемы повышения эффективности макроуправления экономикой методами экономико-математического моделирования, позволяющими обосновать траектории движения экономики в направлениях роста благосостояния социума - богатства для всех, а не для элиты управляющего экономикой меньшинства.
Цифровая революция является и катализатором, и могильщиком рыночных отношений. «Недалёк тот день, когда цифроэкономика похоронит банки и биржи, отменит пресловутую игру свободных сил, переведёт мировое хозяйство в режим строгого планирования... В конце концов, система цифрового социализма - это та луза, куда неизбежно закатится любое развитое общество». Для России пришло время «выстраивать, выковывать континентальную доктрину суверенного будущего - многоаспектную программу освоения, преобразования и организации 1/8 части суши при помощи комплексных решений и больших систем. Пора заявить миру русскую планетарную инициативу, нацеленную на преображение природы и человека, провозглашающую космический вектор развития земной цивилизации» [3].
В программе «Цифровая экономика РФ» от 28 июля 2017 г. Правительство Российской Федерации однозначно позиционирует цифросферу только в качестве инструментария функционирования и совершенствования рынка, раскрывая следующие уровни управления экономикой:
• рынки как сферы экономической деятельности и отрасли, где взаимодействуют конкретные субъекты - поставщики и потребители товаров, работ и услуг;
• среда, способная создавать условия для развития возможностей субъектов хозяйствования и отраслей экономики, включая нормативное регулирование, кадры, информационную структуру и безопасность;
• платформы и технологии, где формируются знания и навыки для компетенций развития рынков и отраслей экономики.
Создатели программы не обременяют себя глубоким пониманием содержания природного феномена социума, сквозными технологиями которого являются:
• большие массивы BigData многопараметрических пространственных измерений;
• аналитические нейротехнологии DeepData и искусственный интеллект;
• информационные системы распределённого реестра (списка, перечня);
• квантовые энергетические микротехнологии ядерных и электронных взаимодействий;
• новые кибертехнологии конструкционного материаловедения, биотканей и органов;
• промышленный Интернет и Интернет вещей;
• компоненты робототехники и оптическая сенсорика, технологии беспроводной связи;
• технологии дисплейной, виртуальной и дополненной реальностей цифровых двойников.
Приведенные выше цифровые составляющие входят в технологическую основу Индустрии 4.0 и обеспечиваются дивергенцией знаний шестого технологического уклада.
Цифровая экономика для социума или социум, оцифрованный экономикой
Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что новая цифровая реальность приводит, по крайней мере, к следующим глобальным последствиям:
во-первых, к усилению социально-интеллектуального неравенства, поскольку в условиях всеобщей цифровиза-ции, преимущество получают те страны, народы, отдельные социальные страты, кланы и элиты, которые раньше других освоили жизнь в цифромире, кто сумел войти в цифровое общество и научился им манипулировать;
во-вторых, к дисбалансам и деформированию рынков труда, вызванным сокращением миллионов рабочих мест в традиционных отраслях экономики в результате автоматизации производства, использования гибких производственных линий, прогресса в вычислительной технике;
в-третьих, к возрастанию потребностей в профессионалах высших компетенций, необходимых для создания инфраструктуры цифровой экономики и развития технологий, способных изменить саму природу человека и социума: генно-инженерных технологий; клонирования людей с определёнными способностями; вживления в людей различных кибернетических устройств; включения человеческих органов и их моделей в робототехнические устройства и систем и т.д.;
в-четвёртых, к интенсификации трансграничных миграционных процессов в мире и, особенно, на постсоветском пространстве; при этом массы людей перемещаются вместе со своими традиционными ценностями, что порождает конфликт культур (цивилизаций).
Таким образом, цифровизация, как никогда ранее, динамично деформирует экономику и изменяет её возможности, порождая спектр противоречий и конфликтов, способных перерасти в локальные войны и даже в мировую войны. Возникают потенциально серьёзные информационно-технологические угрозы, способные подорвать национальную и экономическую безопасность государств:
• традиционное использование киберсистем в шпионаже, терроризме, для сбора информации и распространения дезинформации руководства стран и граждан через сетевые каналы коммуникаций социальных и специальных сетей, в качестве основного наступательного оружия в гибридных войнах;
• криминализация цифросферы преступными сообществами, радикальными религиозными, националистическими и другими экстремистскими группировками;
• применение киберсредств для провоцирования техногенных и технологических катастроф, вывода из строя критически важных объектов, систем управления и связи, транспорта, электроэнергетики, военной техники и иных объектов жизнедеятельности;
• использование электронных средств и криптовалют для незаконного вывоза капитала и отмывания преступно полученных доходов;
• осуществление противозаконной предпринимательской деятельности посредством задействования сети Интернет, включая электронную торговлю и электронный обмен деловой и коммерческой информацией, ухода от налогообложения.
Развитие цифросферы может породить целый ряд вызовов глобального характера:
во-первых, создание опасных для человека микроорганизмов на основе использования генно-инженерных технологий и, в частности, синтезирование вирусов избирательного действия для их использования против групп людей с определёнными биологическими маркерами, а также людей определённого пола, возраста и даже расы, несмотря на запрет производства и использования биологического оружия;
во-вторых, клонирование людей с наделением их определёнными свойствами и функциями; эта возможность возникла, по мнению учёных, с появлением биотехнологии клонирования млекопитающих, высших приматов и человека;
в-третьих, включение в робототехнические устройства органов человека и их моделей, а также вживление в людей различных кибернетических устройств в целях наделения их дополнительными интеллектуальными и физическими возможностями, улучшения работы их органов чувств, идентификации личности с возможностью манипуляции поведением людей, наделением элементами человеческого образа андроидов и создавать роботов с искусственным интеллектом на основе исследований в области создания моделей нервной системы человека;
в-четвёртых, в научной среде не один десяток лет обсуждается проблема возможного выхода из-под контроля автономных роботомашинных систем и наделения их способностью к самоорганизации и принятию самостоятельных решений, хотя последствия превращения этой угрозы в реальность пока предсказать невозможно.
Вызовы и угрозы, порождаемые собственно развитием цифросферы, определяют необходимость строгого ограничения и регулирования, вплоть до запрета, использования цифровых технологий в опасных для общества и человека областях жизнедеятельности. При этом запретительные и ограничительные меры целесообразно сочетать с мониторингом научных исследований по указанным направлениям, всемирной сертификацией и аттестацией специалистов в сфере цифровых технологий, с разработкой и принятием соответствующих международных технических регламентов и процедур, определяющих процесс создания роботов.
Список литературы
1. Будущее экономики России: роль цифросферы. Вызовы, угрозы, решения. Монография / Под науч. ред. И.М. Братищева. - М., 2018. - С. 525.
2. Петров М., Буров В., Шклярук М., Шаров А. Государство как платформа. - М., 2018. - С. 7-16.
3. Фефелов А. О, Трамп, ты - Ын! // Завтра. - М., 2018. - № 25.