Научная статья на тему 'Цифровое будущее и глобальная экономическая безопасность'

Цифровое будущее и глобальная экономическая безопасность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1692
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / глобальная экономическая безопасность / угрозы и вызовы / целевая модель компетенций / digital economy / global economic security / threats and challenges / target model of competency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манахова Ирина Викторовна

В статье рассматриваются основные тенденции и перспективы развития цифровой экономики. Выявлены новые угрозы и вызовы глобальной экономической безопасности в условиях цифровой трансформации. Проанализированы основные показатели развития цифровой экономики в России. Обоснована целевая модель компетенций, необходимых для ускорения цифровой трансформации национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL FUTURE AND GLOBAL ECONOMIC SECURITY

The article examines major trends and prospects in the development of the digital economy. New threats and challenges to global economic security in the context of digital transformation are identifi ed. Major indicators of the development of the digital economy in Russia are analyzed. The author defi nes a target model of competencies necessary to accelerate the digital transformation of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Цифровое будущее и глобальная экономическая безопасность»

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: АСПЕКТЫ В КАЧЕСТВЕ И БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 33:004

ЦИФРОВОЕ БУДУЩЕЕ И ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

DIGITAL FUTURE AND GLOBAL ECONOMIC SECURITY

Манахова Ирина Викторовна

Manahova Irina Viktorovna

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

PhD (Economics), professor, head of the department of economic security. Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются основные тенденции и перспективы развития цифровой экономики. Выявлены новые угрозы и вызовы глобальной экономической безопасности в условиях цифровой трансформации. Проанализированы основные показатели развития цифровой экономики в России. Обоснована целевая модель компетенций, необходимых для ускорения цифровой трансформации национальной экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, глобальная экономическая безопасность, угрозы и вызовы, целевая модель компетенций.

The article examines major trends and prospects in the development of the digital economy. New threats and challenges to global economic security in the context of digital transformation are identified. Major indicators of the development of the digital economy in Russia are analyzed. The author defines a target model of competencies necessary to accelerate the digital transformation of the Russian economy.

Keywords: digital economy, global economic security, threats and challenges, target model of competency.

В современном мире стремительными темпами идет процесс становления цифровой экономики, что является глобальной стратегией развития стран и регионов. Цифровая транс-

формация преобразует социально-экономическую парадигму жизни. Это основа для развития систем государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего

ШшшяШ

общества. В Декларации лидеров G20 (июль 2017 г.) подчеркнуто, что цифровая трансформация является движущей силой глобального, инновационного и устойчивого роста, способствующего сокращению неравенства и выходу на устойчивое развитие к 2030 г.

Цифровая трансформация представляет процесс глубинных системных изменений под влиянием информатизации общества, проявляющийся в преобразовании субъектов (развитие цифровых компетенций у населения, цифровые компании, электронное правительство), усложнение объектов (интернет вещей, 3D-модели продуктов, интеллектуаизация товаров и услуг), изменение моделей взаимодействия участников рынка (перенос в виртуальное пространство, сетевые трансакции, расширение онлайн и оффлан выбора). Сущностной чертой новой цифровой экономики являются изменения на уровне движения экономической материи, что формирует новый технологический уклад, основанный на: 1) нано- и биотехнологиях, которые изменяют вещества на микроматериальном уровне, порождая принципиально новый тип трансформации ресурсов в блага; 2) информационных технологиях, радикально изменяющих пространственно-временные характеристики экономических процессов; 3) изменении личного фактора и роли человека как носителя знаний в экономике [3].

В настоящее время, согласно теории академика С.Ю. Глазьева, разворачивается активная фаза шестого технологического уклада, ядром которого являются нанотехнологии, радикально повышающие эффективность развития цифровой экономики (см. рис. 1).

Диффузия инноваций, бурное развитие на-нотехнологий, компрессия времени могут при-

вести мир к новой технологической революции, ускоренному возникновению седьмого технологического уклада, базирующегося на искусственном интеллекте, и полностью изменить не только экономику и среду обитания, но и природу самого человека.

Общие черты цифрового будущего обрисовал американский футуролог Р. Курцвейл. На обозримом горизонте в 50-60 лет произойдут невиданные скоростные технологические изменения, которые преобразуют реальную действительность. Уже к 2020 г. под влиянием научно-технического прогресса подешевеют мощные процессоры, равные производительности человеческого мозга, способные на 1016 операций в секунду. Все сферы искусства будут использовать виртуальную реальность.

Следующее десятилетие, 2020-2030 гг., ознаменуется полным покрытием земного шара повсеместной связью с помощью широкополосного доступа к интернету. Медицина на основе нано- и биотехнологий позволит с каждым годом продлевать жизнь человека более, чем на год. Массовое внедрение нанотехнологий приведет к многократному удешевлению всей совокупности товаров и услуг. На основе нанотехнологий будут построены первые летающие машины. Военные роботы и дроны станут стопроцентно программиреумыми. Первые нанороботы, вживленные в кровеносно-сосудистую систему человека, позволят обеспечивать питанием весь организм и бороться с вирусами, создавая супериммунитет. Появится суперкомпьютер, представляющий собой полную копию головного мозга, впервые искусственный разум человека сможет пройти тест Тьюринга. Развитие производственных технологий позволит окончательно преодолеть бедность и войны.

Рис. 1. Структура технологических укладов I-VI [1]

В период 2030-2040 гг. искусственный интеллект начнет генерировать новые знания. Виртуальная реальность через наноустройства будет интегрирована непосредственно в человеческий мозг. Переход к человеческому телу версии 2:0: с улучшенным скелетом и энергетикой на нанотехнологиях; затем версия 3:0 -фиксированные формы уступят место система с управляемых фоглетов.

2040-2050 гг.: любая пища создается на молекулярном уровне, невозможно определить источник ее происхождения. Суммарная мощность искусственного интеллекта в миллиард раз превзойдет мощность интеллекта всех людей.

К 2070 г. на смену нанотехнологиям придут пикотехнологии (глубинные изменения энергетических состояний внутри электронов для получения метастабильных состояний с необычными свойствами и создания новых экзотических форм атомов), позволяющие работать в масштабах триллионной части метра 10(-12)м.

Технологические инновации расширяют возможности и повышают качество жизни людей. Однако цифровое будущее ставит перед человечеством новые вызовы в области глобальной экономической безопасности [4]. Монопольное использование новейших технологий в интересах отдельных национальных или частных интересов может составлять опасность для безопасности государств и требует правового регулирования в международном масштабе. По мнению академика С.Ю. Глазьева [2], необходимо инициировать разработку наднациональных правовых актов в области нейтрализации угроз, стоящих перед человеческой цивилизацией. Ограничительные меры должны включать:

• запрет на клонирование людей;

• запрет на создание опасных и болезнетворных вирусов, иных форм биологического оружия;

• внедрение международных стандартов вживления в организм человека кибернетических устройств;

• мониторинг искусственного интеллекта для выявления потенциально опасных созданных систем;

• унифицированная сертификация специалистов в области инфомационно-коммуника-ционных технологий;

• разработка международных технических регламентов и процедур сертификации роботов-андроидов.

Инновационный, цифровой уклад жизни, внедрение новых информационных программ и технологий, смена технологической эпохи -эти процессы развиваются экспоненциально, следует быть готовым к радикальным изменениям в будущем уже в настоящем.

По данным Всемирного банка, доля цифровой экономики в общем ВВП мира составляет 5,5 %, аналитики прогнозируют существенный рост, к 2035 г. её объем превысит 16 триллионов долларов [7]. Россия пока занимает 39-е место в мировом рейтинге стран, вклад цифровой экономики в валовом внутреннем продукте РФ -2,8 %, большая часть из этого (84 %) относится к сфере потребления. Тем не менее, с 2011 по 2015 гг. цифровая экономика росла в 8,5 раз быстрее, чем экономика России в целом, и обеспечила четверть прироста ВВП страны [6].

Переход к цифровой экономике сопровождается глобальными трендами:

• геоэкономическими (низкие темпы экономического роста, нарастание социального неравенства, ускорение регионализации);

• демографические (рост населения мира, увеличение доли пожилых людей, выход на рынок труда «цифрового» поколения);

• технологические (роботизация, цифрови-зация бизнес-процессов).

Цифровизация экономики несет множество экономических и социальных выгод. Для стимулирования ускорения цифровой экономики в стране необходим экономический рост (см. рис. 2). Новое качество роста определяется совокупным капиталом нации: природным, экономическим, человеческим и социальным, которые взаимосвязаны. В современном мире особый акцент делается на человеческий капитал как фактор экономического роста и прогрессивного развития. Внедрение новых информационных программ и технологий, задачи анализа больших данных (Биг Дата), переход к технологическому укладу, появление технологий блокчейн, интернета вещей (1оТ) заставляют по-другому относиться к человеческому ресурсу, знаниям.

Направление развития информационных технологий неразрывно связано с образованием, развитием человеческих ресурсов. Согласно методологии Й. Рассмусена, совокупность занятых в экономике делится на три группы: «Знание» (высокая квалификация, когнитивные сложные задачи), «Правило» (средний уровень квалификации, когнитивные рутинные задачи), «Умения» (базовый уровень об-

ШшшяШ

разования, механические задачи). Критическим показателем для стран с развитой цифровой экономикой является доля работников категории «Знание», которая составляет более 25 % (США, Япония, Германия, Сингапур, Великобритания).

Исследование, проведенное ВСО-групп (октябрь 2017 г.), показывает, что в России только 17 % специалистов (ученые, ИТ-инженеры, врачи, преподаватели, руководители) относится к первой группе, обладают высокоразвитыми компетенциями, основная доля (48 %) работников (бухгалтеры, юристы, офисные администраторы) - ко второй группе и 35% составляют низко квалифицированную рабочую силу (продавцы, охранники, уборщики, водители и т. д.), что на данном этапе развития не позволяет войти в группу стран с развитой цифровой экономикой (см. рис. 3).

Трансформация форм занятости и рынка труда требует развития новых универсальных компетенций, востребованных в цифровой экономике. Поколение Ъ, сегодняшние студенты вузов, через 3-5 лет выйдут на рынок труда и к 2025 г. составят примерно четверть всей рабочей силы. С развитием информационного общества и цифровой экономики происходит усложнение профессий, меняются требования к молодым специалистам: во-первых, цифро-

визация способствует высвобождению времени для решения более сложных и творческих задач; во-вторых, повышаются требования к уровню квалификации и набору компетенций.

На базе экспертного анализа разработана Целевая модель универсальных компетенций 2025 [5], которая сосредоточена на формировании: 1) цифровые; 2) когнитивные; 3) социально-поведенческие.

Цифровые навыки включают умение управлять информацией, развитие цифровой культуры, знание основ программирования, умение использовать профессиональные цифровые инструменты. В современном мире со школьной скамьи формируется практико-ориентированный подход к обучению, что позволяет быстро ориентироваться в виртуальной среде, находить нужную информацию, совершать электронные трансакции, экономить время и средства. Поколение Ъ больше времени проводит в виртуальном мире, чем реальной действительности. Цифровые компетенции необходимы абсолютно всем специалистам как в технических, так и в гуманитарных профессиональных областях. Для экономистов использование цифровых технологий, быстрый анализ больших данных позволяет подготовить реалистичный экономический прогноз, в основу которого

ЦифрОВ! 13ЭДИЯ рОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И<?Вэчник долгосрочного экономического роста

Источники прироста В0П к 2025 году за счет цифровизации

Тр№ руб., в цоцах 2015 Г.

Оптимизация ipoüHflgiMiiA

эффективности рынка труда

Повышен«

гтроизводито.пьности

оборудования

Повышение эффекттоности Н1ТОКР и разработки гродуктое

Мониторинг производСТВЕННЫ* ЛИНИЙ В рпжнм» РОВНОДО ВрнЦиЦИ

Огттимизащл логистических

цнрщрутан иомрндшншиг! ГШрЯПКй припршгсшлсш

{]||фН|И01ИЙ

ЭффОКТИВНЫЙ И бЫСТрЫЙ ПОИСК Р0001Ы

и заполнен!«? вакаьеий Возможности удаленной рябо™ Новые профессии и работою моста Сокращение простоев оборудования и расходов на ремонты Повышение загрузки оборудовании

Быстрое грошгипирование и контроль качества Анализ больших массивов данных при разработке и совершенствовании продуктов

Эффект

от цифровиэа цми

Г^гт&я^альныи эффект для 06По1 цифрмчэащм ич 20Э5 1т'у

> в4,1—8,9

трлн руб.. что составит

19-34%

ойцаго увегкненнч ВВП

Рис. 2. Источники экономического роста на основе цифровизации

■ -

..ЭСЕЕ-: аап^нч^ян уивьаникне з=: = -^

г«; л'у. ипипямв ЕЕ^Еч-1

©в®

> Зи]иН| 'ЕЫСОШ-КЗаП/ф.^ЙЦСЕ^И-Л ' пНЕ." ~=<~. Е "= чэ / '1-1

к£|ГнНТИЕ:ЫЕ-^З^нч ЕЕ^З'.-' ф • ' ф % **

а 11л

ли I | ЭЙ

II

« IИIл I ^

4Л I */% | зл

I 434 | 934 | ад* | ЭЙ,

1

ЭЧй-ОШлЭ [мсуриш

■ -«-Ы^ЕСЕ^Ч-М нввепенке

- '.'Е:-^-!™ :■ Е.:5сз;-- п

- з? й;зз;=з—^ - Е1

■ НнэрмЯ ИЧР1

■ тняШВЗПиачея-З-ЙВ

■ Нет апивлкл2

Пбривдной париад

■ Очоеол^ ЧВЭЁЛВНИЕ - МУЙЕн-лк ЕПЕЗаСГ " 35

":Г|ч-:= :;:Е;:ЕЕ-ИЕ - Е РОС:-^

■ СрЕдакШИЧР

■ -Й9ЙИ

■ -пфрсвая

■ нчиер-сг:^ - чззелемн?

Экономика знаний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ == -лоелвчне

- ЕЗЗЗЕС" -

- ^ззе-ЗЕЕ-НЕ -

■ ИЧ?

■ ; Е^ккн^ £='' н= ^ -

■ чмгрсыап зинсмпка

■ ;зкп>■■ГЕ:-£-:-' -

Рис. 3. Траектория развития стран на пути к цифровой экономики

закладывается максимально кастомизирован-ная модель потребления. От специалистов в области медиа, коммуникаций и дизайна требуется умение пользоваться графическими редакторами и другими цифровыми инструментами.

Социально-поведенческие компетенции включают: коммуникации, толерантность, межличностные навыки, кросскультурное взаимодействие. Современный набор компетенций студента предлагает знание иностранных языков, широкий кругозор, мобильность. Для поколения Ъ ценности личностного роста, баланса работы и личной жизни более важны, чем финансовые возможности и карьера.

Когнитивные компетенции развиваются с приобретением опыта: адаптивность, решение нестандартных задач, нацеленность на результат, саморазвитие, организованность, управленческие навыки, эмоциональный интеллект нацеленность на саморазвитие, предпринимательские навыки, достижение результатов, межкультурное взаимодействие. В информационной экономике, основанной на зна-

ниях, возрастает роль человека как личности, которая является носителем и создателем нового знания.

Развитие новых компетенций, формирование профессионалов категории «Знание» закладывает основу для конкурентоспособности страны, бизнеса и населения в условиях экономики знаний. Обучение в течение всей жизни должно стать императивом современного человека. Цифровая экономика - это мир талантов и тружеников.

Таким образом, в цифровой экономике кардинально меняются требования к человеческому капиталу. Любая эффективная деятельность непременно зависит от каждого отдельного человека, от его вклада, поведения, отношения к задаче, его стимулов и мотивации, источников информации. Скорость изменений настолько высока, что требует от молодежи формирования универсальных компетенций XXI в., овладения новыми знаниями и навыками, чтобы не оказаться в числе «лишних людей» и уверенно шагнуть в цифровое будущее.

Библиографический список (References)

1. Глазьев С.Ю. Великая цифровая революция. URL: http://www.glazev.ru/articles/6-jekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka.

2. Глазьев С.Ю. Экономика будущего. Есть ли у России шанс? М. : Книжный мир, 2017.

3. Кадомцева С.В., Манахова И.В. Современная парадигма социально-экономического развития: Часть 1: Информационная революция // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 5 (69). С. 17-23.

4. Манахова И. В. Кудайкулов М.К. Глобальные вызовы и риски экономической безопасности / Экономическая безопасность России: вызовы ХХ1 века : матер. Междунар. науч.-практ. конф. 15 марта 2016 г. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В.Плеханова. 2016. С. 169-182.

5. Россия 2025: от кадров к талантам // ВСО Review. URL: http://image-src.bcg.com/Images/Russia-Skills_Outline_ v1.8_preview_tcm27-177753.pdf.

6. Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru (дата обращения: 25.01.2018).

7. Digital Russia report 2017. URL: www.tadviser.ru/ images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (дата обращения: 12.01.2018).

1. Glaz'ev S.Ju. Velikaja cifrovaja revoljucija [The Great Digital Revolution]. URL: http://www.glazev.ru/articles/6-jekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka.

2. Glaz'ev S.Ju. (2017) Jekonomika budushhego. Est' li u Rossii shans? [Economics of the future. Does Russia have a chance?] M. : Knizhnyj mir.

3. Kadomtseva S.V., Manakhova I.V. (2017) Sovre-mennaya paradigma sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya: Chast' 1: Informatsionnaya revolyutsiya [Current paradigm of socio-economic development: Part 1: Information revolution] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 5 (69). P. 17-23.

4. Manahova I.V. Kudajkulov M.K. (2016) Global'nye vyzovy i riski jekonomicheskoj bezopasnosti [Global challenges and risks of economic security] / Jekonomicheskaja bezopasnost' Rossii: vyzovy XXI veka : mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 15 marta 2016. / otv. red. I.A. Sushkova. Saratov. Q 169-182.

5. Rossiya 2025: ot kadrov k talantam (2017) [Russia 2025: from the workforce to the talents] // BCG Review. November 2017. P. 8-20.

6. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal Service of State Statistics]. URL: www.gks.ru (date of access: 25.01.2018).

7. Digital Russia report 2017. URL: www.tadviser.ru/ images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (date of access: 12.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.