Н.И. Промский
О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА
В статье речь идет о характере и проблемах взаимоотношений России с Евросоюзом, об особенностях внешнеторговых связей и сотрудничестве в области производственной кооперации. Действие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, регулирующего всесторонние отношения обоих партнеров, закончилось. Впереди новый этап переговоров, традиционных и нетрадиционных подходов, возможных новых форм и противоречий.
Ключевые слова: Европейский союз, Россия, сотрудничество, кооперация, соглашение, топливо и сырье, структура, внешнеторговый оборот.
Россия поставила перед собой амбициозную, но вполне реальную цель - интегрироваться в мировую экономику. Она имеет немалые резервы для более активного включения в мировое хозяйство и повышения на основе взаимовыгодных торгово-экономических связей общих результатов экономического развития. Ее главным партнером выступают европейские страны, с которыми у России традиционные, давние исторические хорошо налаженные связи.
Общие цивилизационные корни, христианская традиция, тесные и постоянно расширявшиеся человеческие контакты способствовали культурному сближению России и ее западных соседей. Европейская политика Российской империи заключалась в поддержании приемлемого баланса сил на континенте и привлечении интеллектуальных, технологических и финансовых ресурсов передовых стран для модернизации страны. Без дореволюционной России невозможно представить себе международные экономические отношения XIX - начала ХХ в., а без европейских капиталовложений - быстрого экономического развития России в тот период.
Особенности торгово-экономических взаимоотношений
Ряд причин как внутреннего, так и внешнего характера предопределяют российский интерес к Европе в новых условиях. Хотя Россия все больше сосредоточивается на самой себе, она стремится избежать международной изоляции, которой просто не может себе позволить. Более того, тесное взаимодействие с внешним миром является необходимым условием модернизации, реорганизации России и ее развития. Так, объем внешней торговли России со странами ЕС достиг в 2005 г. 177,1 млрд долл., что составило 61,4% от оборота со странами дальнего зарубежья и 52% от всего внешнеторгового оборота страны. В 2006 г. соответственно 231,6 млрд долл. и 61,8%, 52,7%1. Доля стран ЕС в общем объеме иностранных инвестиций в Россию также перевалила за 50%.
Страны ЕС являются крупными потребителями основных товаров российского экспорта (природный газ, нефть, уголь, лес, металлы, продукция ядерного топливного цикла, черной металлургии, химии, алмазы и т. д.). Более 80% российского экспорта приходится на экспорт энергоносителей, сырья и минералов. Соотношение машинно-технической продукции составляет примерно 30:1 в пользу европейских поставщиков. Ярко выраженная сырьевая направленность структуры экспорта является следствием низкой конкурентоспособности российской промышленности, проявления которой можно заметить даже на внутреннем рынке. Тем не менее в отдельных отраслях зависимость Европы от российских поставок является довольно внушительной. Прежде всего это относится к энергоснабжению: удовлетворению потребностей в природном газе, в нефти и нефтепродуктах, а также ядерном топливе. В начале XXI в. на долю России приходилось более 15% (по стоимости) всего импорта ЕС минерального топлива из третьих стран, 39% - никеля, 17% - алюминия, 8% - черных металлов. В натуральном выражении поставки из России составляют 15% закупаемой Евросоюзом в третьих странах нефти, 34% нефтепродуктов, 42% газа2.
Для России экономические связи с ЕС имеют непреходящее значение по многим причинам. Во-первых, основной источник валютных поступлений в российский бюджет - это экспорт энергоносителей в Европу. Во-вторых, значительная часть импортных потребностей внутреннего рынка России в основных продуктах питания, продукции химической и фармацевтической промышленности, в разнообразных машинах и технологическом оборудовании покрывается за счет поставок из стран Евросоюза. В-третьих, при-
влекательность западноевропейского рынка для России состоит еще и в том, что в большинстве секторов он достаточно открыт для российских товаров с точки зрения таможенно-тарифного регулирования: средневзвешенная таможенная пошлина на импорт из России в ЕС составляет 1%, около 80% товаров ввозится без обложения пошлинами. Еще 10% экспорта подпадают под систему преференций, сокращающую уровень таможенного обложения примерно в два раза. РФ имеет положительное сальдо в торговле с ЕС.
Однако при этом нельзя не заметить, что значимость России как торгово-экономического партнера объединенной Европы существенно уступает роли Евросоюза во внешнеэкономических связях нашей страны. Так, на долю России приходится около 1% совокупного экспорта стран-членов ЕС и 2% их совокупного импорта. Эта ассиметрия в известной мере усиливает позиции ЕС в экономическом сотрудничестве с Россией, но не выступает в качестве основополагающего фактора взаимных отношений. Приоритетный характер связей между Россией и ЕС определяется экономической взаимодополняемостью хозяйственных структур с обеих сторон, которая, однако, пока в полной мере не реализована.
В качестве правовой основы для взаимной торговли ЕС и РФ сегодня выступает Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), заключенное в июне 1994 г. и вступившее в действие лишь в декабре 1997 г. в силу длительности процесса ратификации всеми государствами-членами ЕС. Для того чтобы стимулировать развитие экономических связей на основе этого соглашения, не дожидаясь длительного процесса ратификации, в июле 1995 г. было заключено и вступило в силу Временное соглашение между Россией и ЕС о торговле и связанных с торговлей вопросах. Это соглашение включает те положения соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которые не требуют ратификации. В рамках СПС стороны договорились о предоставлении друг другу режима наибольшего благоприятствования и предусмотрели перспективную возможность создания зоны свободной торговли. Помимо СПС, торговый режим для некоторых товаров (текстиль, сталь) определяют дополнительные соглашения.
Режим наибольшего благоприятствования не исключает для сторон возможность предоставления более благоприятного режима третьим странам в соответствии с соглашениями об экономической интеграции. Для России такие изъятия необходимы для проведения мероприятий в ходе интеграционных процессов в рамках СНГ, для ЕС - в контексте возможного присоединения новых членов.
В 1999 г. Европейский союз инициировал обмен стратегиями развития отношений с Россией, причем РФ стала, как специально
подчеркивалось, первой страной, в отношении которой ЕС выработал некие общие рамки отношений. Россия отреагировала собственным документом - «Среднесрочной стратегией развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом (2000-2010 гг.)», основанным на идее тесного партнерства с Евросоюзом.
Расширение ЕС в период 2004-2007 гг. до 27 членов имеет неоднозначные последствия для РФ. С одной стороны, Россия имеет дело с более емким рынком с унифицированными правилами торговли, где индивидуальные особенности каждой страны заменены единым таможенным тарифом и общими процедурами и стандартами, единой системой субсидий и правил конкуренции. С другой стороны, существовавшие преференциальные двусторонние соглашения заменены на СПС, которое оказывает незначительное влияние на взаимную торговлю, поскольку более половины его статей фактически не действуют.
Взаимная торговля теперь основана на едином таможенном тарифе и единой европейской системе преференций - ряду российских компаний это принесло пользу, другим - ухудшение конкурентных позиций. И, наконец, для России есть ряд чисто отрицательных последствий расширения ЕС. Это, прежде всего, увеличение относительной конкурентоспособности европейских компаний, которые уже освоились с преимуществами общего рынка, на рынке стран ЦВЕ. Если при сегодняшней структуре экспорта этот вопрос для РФ не так уж актуален, то при попытке изменить соотношение отраслей в экспортной специализации Россия столкнется с прочными позициями компаний ЕС на этих рынках.
Переход на единую внешнеторговую политику ведет к применению антидемпинговой политики ЕС к российским товарам и на рынках этих стран, что ухудшает их конкурентоспособность. Отечественным товарам становится труднее вписаться в новую систему стандартов на рынках стран ЦВЕ. Участие новых членов в реализации единой политики ЕС в области сельского хозяйства, энергетике, создании конкурентной среды является дополнительными препятствиями для российских производителей.
Россия ищет способы минимизации потерь в интересах отечественных компаний. По ряду наиболее острых вопросов уже достигнут серьезный прогресс. Начались переговоры по торговле ядерными материалами, в ходе которых наша страна стремится сохранить текущие уровни поставок ядерного топлива. Активно обсуждаются вопросы антидемпинговых процедур. По ряду вопросов ЕС не идет на уступки России. Для дальнейшего политического и экономического сотрудничества с ЕС наша страна должна развиваться в направлении повышения собственной технологичес-
кой базы, производства продукции, соответствующей европейским стандартам, и постепенно адаптировать свое законодательство к правовым нормам ЕС. Это станет базой для успешной работы со странами Евросоюза в наступившем столетии.
В настоящий период, когда срок действия СПС (десятилетний период) подошел к концу, на повестке дня стоит вопрос не просто об автоматической пролонгации действующего СПС, а о наполнении его новыми статьями, в первую очередь о формировании условий для перехода к свободной торговле между Россией и ЕС. Представители ЕС неоднократно заявляли о возможности заключения с Россией соглашения о свободной торговле после присоединения нашей страны к ВТО.
Практика многолетнего сотрудничества свидетельствует, что Европу Россия в качестве торгового партнера интересует именно с такой, а не какой-либо иной структурой товарооборота, и для нас принципиально важно предусмотреть в будущих договоренностях возможность участия российских производителей готовой продукции в производственной деятельности европейских фирм в качестве кооперантов и субкооперантов, возможность поставлять на европейские рынки изделия своей обрабатывающей промышленности.
Сотрудничество в сфере производственной кооперации
У России, безусловно, есть сферы сотрудничества в несырьевой сфере, в том числе в области новейших технологий. Например, в последние годы Россия значительно продвинулась по пути вступления в мировое информационное сообщество. Так, начиная с 1999 г. российский телекоммуникационный рынок растет впечатляющими темпами - по 40% в год. Объем российского телекоммуникационного рынка оценивается сегодня в 8,5 млрд долл. По мнению Министерства связи РФ, в отрасль необходимо ежегодно инвестировать не менее 3 млрд долл., для того чтобы догнать западные страны по уровню развития телекоммуникаций3.
Большую роль в ускорении развития «новой экономики» в России играет сотрудничество с иностранными компаниями, прежде всего с западноевропейскими. Важное значение, в частности, имеют изменения в организации услуг европейских сотовых операторов связи. Этому содействует союз крупнейших операторов мобильной телефонии: итальянской «Telecom Italia Mobile», немецкой «T-Mobile International», испанской «Telefonica Moviles» и французской «Orange». Новый международный консорциум полу-
чил название «Freemove». Целью его учреждения является создание более совершенной международной схемы предоставления услуг связи и снижения цен на сотовые телефоны.
Совокупную абонентскую базу этих четырех национальных операторов сотовой связи, насчитывающую 170 млн абонентов, предполагается увеличить до 240 млн абонентов за счет других стран, в том числе и России.
Один из крупнейших мировых производителей оборудования для мобильной связи шведский концерн «Ericsson» в 2004 г. наладил в России производство оборудования сотовой связи для сетей типа edma-450. «Ericsson» рассматривает Россию как самый перспективный рынок для сетей этого типа. У компании есть договоренность с холдингом «Skylink», который собирается создавать федеральную сеть edma-450, а его акционерами являются московская компания «АФК Система» и санкт-петербургский холдинг «РТДК».
Россия кровно заинтересована в углублении сотрудничества со странами ЕС в сфере машиностроения. Хотя машиностроение в России продолжает оставаться в упадке, машиностроительный комплекс по-прежнему играет важную роль в экономике страны: на его долю приходится около 20% всей выпускаемой промышленной продукции и примерно 25% основных промышленно-производст-венных фондов4.
В ходе реформ российское машиностроение уступило лидирующие позиции отраслям, производящим топливно-сырьевые товары; его доля в экспорте страны значительно сократилась. Например, в экспорте в страны ЕС машины и оборудование составляют 4-5%. Однако в последнее время положение дел начинает медленно, но неуклонно выправляться.
Россия стремится развивать активное сотрудничество в самых передовых отраслях машиностроения. С 2001 г. отечественное объединение «Росавиакосмос» заключило соглашение с крупнейшим европейским авиационно-космическим и оборонным концерном «EADS», который сотрудничает с российскими компаниями как с равноправными партнерами более чем по 30 проектам в самых различных областях.
Наиболее значимая из компаний, входящих в «EADS», - европейский авиастроительный концерн «Airbus Industrie» (с центром управления во Франции), основными участниками которого выступают Франция, Германия, Великобритания и Испания, тесно сотрудничает с российскими авиапредприятиями. Авиалайнеры, выпускаемые концерном, оснащаются комплектующими российского производства. Еще в 2002 г. «Airbus Industrie» выбрал группу
российских компаний «Каскол» в качестве основного партнера по реализации программы сотрудничества с российским авиапромом.
Совместное предприятие «Хамильтон Сандстренд-Наука» (создано американской фирмой «Hamilton Sundstrand» и российским научно-производственным объединением «Наука») станет поставщиком теплообменников системы кондиционирования самого большого в мире пассажирского авиалайнера А-380, серийное производство которого уже началось. По существу, это первый опыт поставки российских высокотехнологичных комплектующих.
Основная продукция российской самолетостроительной корпорации «Иркут», объединяющей, в частности, Иркутский и Таганрогский авиазаводы, - это истребители Су-30МК и самолеты-амфибии Бе-200. Корпорация уже имеет успешный опыт международного сотрудничества - производство отдельных элементов конструкции фюзеляжа для западноевропейских самолетов. В 2004 г. концерны «EADS» и «Иркут» подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Началась работа по созданию очень перспективного самолета-амфибии Бе-200 стоимостью в 25 млн долл. Проведенные «EADS» исследования показали, что в течение 20 лет может быть продано до 320 этих самолетов, незаменимых в борьбе с пожарами. «EADS» помогает продвигать на западные рынки Бе-200; в 2004 г. концерн «EADS» приобрел 10% акций «Иркута».
Стремясь стать самодостаточным в космической сфере, Евросоюз активно сотрудничает по данному направлению с Россией. В 2003 г. было подписано межправительственное соглашение между Россией и Францией о запусках с 2006 г. ракет-носителей «Союз» с экваториального французского космодрома в Куру. Для этого создано совместное франко-российское предприятие «Стар-сем» (25% капитала принадлежит Российскому авиационно-космическому агентству, 25% - самарскому ЦКБ «Прогресс», которое производит эти ракеты, и 50% - консорциуму французских фирм). Европейское космическое агентство уже получило 40 заказов на «южноамериканские» запуски «Союза», что может принести России за 5 лет доход примерно в 1 млрд евро5.
Активно развивается также сотрудничество в области энергетического машиностроения, производства сложной бытовой техники и т. п.
О начале масштабного сотрудничества в авиационно-космической сфере было объявлено в 2001 г. во время визита президента Франции Жака Ширака в Москву, сразу после заключения соответствующего соглашения между «Росавиакосмосом» и крупнейшим европейским авиационно-космическим и оборонным кон-
церном «EADS». Возглавлявший тогда делегацию французских бизнесменов президент корпорации «EADS» (ей принадлежит 80% акций «Airbus») Филипп Камю не уставал говорить о важности равноправного сотрудничества между Россией и Европой и даже предлагал российскому авиапрому в будущем войти в состав «Airbus», не потеряв своей индивидуальности.
Предполагалось, что отечественные заводы будут производить для «Airbus» по одной секции для фюзеляжей дальнемагистраль-ных самолетов A-330 и A-340 и по 150 секций для ближнемагист-ральных самолетов серий A-318 и A-320, что покроет половину потребностей «Airbus» в этих деталях. Кроме того, российские специалисты должны были принять участие в проектировании отдельных конструкций самолета-супергиганта A-380 на 555 пассажиров. Общий объем средств, которые российские предприятия должны были получить от кооперации с Европой в области гражданского авиастроения, оценивался почти в 800 млн евро за десятилетие.
Однако этот вполне реалистичный проект начал пробуксовывать, едва стартовав. Европейской корпорации предстояло провести переговоры и заключить контракты с нашими предприятиями - участниками кооперации. Но еще в середине августа 2001 г., т. е. спустя полтора месяца после подписания на высшем уровне рамочного соглашения, этого так и не было сделано. А теракты 11 сентября и разразившийся вслед за ними кризис в самолетостроении и вовсе поставили российско-европейский авиапроект на грань краха.
Хотя официальные лица неоднократно заявляли, что кризис сотрудничеству не помешает, тем не менее сама возможность реализации этого проекта в намеченные сроки (до 2011 г.) и его заявленная стоимость вызывают у специалистов большие сомнения. Расчеты «Airbus» строились из роста производства, а на практике произошло снижение производства самолетов «Airbus», что повлекло убытки корпорации. Тем не менее емкость мирового рынка авиационных комплектующих оценивается в 100 млрд долл. США ежегодно импортируют их на 15 млрд долл., а Европа - на 10-11 млрд долл., что сохраняет привлекательность сотрудничества в этой сфере.
Другой амбициозный российско-европейский проект, предусматривающий запуск с французского космодрома Куру ракет «Союз», также испытывает сложности в реализации из-за противодействия профсоюзов французских рабочих. По замыслу г-на Камю, запуск «Союзов» с Куру должен был существенно расширить возможности «EADS» на рынке коммерческих космических запусков и позволить заработать России почти 760 млн евро.
Дело в том, что сейчас с Куру стартуют только ракеты «Arian»-IV и «Arian»-V, запуск которых обходится в 80-85 млн долл. каждый.
Запуск же «Союзов» с этого космодрома будет стоить почти втрое дешевле - около 30 млн долл. Но для того, чтобы «Союзы» начали летать с Куру, экваториальный космодром необходимо дооборудовать, вложив в него 250-270 млн долл. Россия в принципе была готова выделить треть этой суммы, поставив оборудование в соответствии с договоренностями, однако после массовых манифестаций рабочих в Руане, где выпускаются ракеты «Arian», Европейское космическое агентство (ЕКА) неожиданно попросило Россию увеличить финансирование. В этих действиях можно усматривать попытку не допустить российские ракеты на европейский рынок запусков. По расчетам лидеров профсоюзов, из-за конкуренции с «Союзами» выпуск ракет «Arian» может быть сокращен на треть, что вызовет массовые увольнения персонала. Обозначились сложности в реализации и других намеченных ранее проектов.
В контексте развития производственной кооперации с западными, в том числе и европейскими, компаниями следует отметить одно немаловажное обстоятельство. В ходе подключения этих компаний к решению проблем российского машиностроения возникает немало трудностей, связанных с обеспечением обороноспособности страны. Например, германский концерн «Siemens» предполагал купить одно из ведущих предприятий России - «Силовые машины». Однако передача иностранному собственнику производства, имеющего оборонное значение, вступает в противоречие с законодательством о защите государственной тайны. Выделение собственно оборонного производства в самостоятельное предприятие оказалось технически невозможным, а создание новых аналогичных мощностей потребовало бы много времени и средств. К тому же компании «Siemens» удалось приобрести акции «Калужского турбинного завода», связанного с производством атомных подлодок.
Проблемы и перспективы сотрудничества
В ближайшей перспективе на первый план выходят вопросы торгово-экономических отношений между сторонами и их обеспечение, в том числе заключение современного рамочного соглашения между сторонами. В этом отношении сомнений в необходимости нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, нового СПС-2, у РФ и Евросоюза не существует. Другое дело - решить вопросы: каким оно должно быть, какие цели будет преследовать? Надо иметь в виду наличие различных исторических, правовых, организационных форм и решений, существующих сегодня в мировой практике и международном праве. Среди
них - партнерство, ассоциация, зона свободной торговли, таможенный союз и т. д. Собственные наработки есть и у России, например, в рамках СНГ, отношений с Белоруссией, Казахстаном, Украиной. И у ЕС есть такие наработки - отношения со странами Средиземноморья, США, Мексикой, Норвегией, Швейцарией. Очевидно, что будущая российско-европейская концепция всестороннего сотрудничества должна воспринять этот накопленный позитивный опыт.
Логично предположить, что в отношениях двух сторон, двух заметных субъектов интеграционного взаимодействия в мире, может существовать определенный период перестройки, гармонизации целей, задач и правовых установлений с учетом опыта, наработанного в прошлом, а также приобретенного от реализации четырех «дорожных карт», иных договоренностей. В соответствии со ст. 106 СПС оно может продлеваться автоматически из года в год, если одна сторона не заявит заблаговременно о намерении выйти из соглашения. При этом есть и другой вариант - подготовка нового договора, поскольку СПС явно устарело и не учитывает ни новую ситуацию в России, ЕС и во всем мире, ни накопленный опыт и новые задачи сотрудничества России и ЕС, особенно планы создания общих пространств.
Но при этом нельзя не замечать и того обстоятельства, что в результате беспрецедентного этапа расширения на восток Европейский союз фактически из экономической группировки превратился в европейский военно-политический союз: за исключением США, Канады, Исландии и Турции почти все страны-члены ЕС являются членами НАТО. Это несколько иная ситуация, затрагивающая и вопросы безопасности. Но безопасность Европы возможна только вместе с Россией, а не против России. Очевидно, что Европейский союз заинтересован в стратегическом партнерстве, однако реальное стратегическое партнерство может возникнуть только на основе общих ценностей и с учетом общих интересов.
Нельзя не отметить, что эволюция в XXI в. современного миропорядка, задачи, которые возникают перед его субъектами, не позволяют затягивать период принятия решений по проблеме многовекторного регулирования российско-европейских отношений. Это - серьезная политическая, экономическая, юридическая и идеологическая задача, которая выдвигается в качестве приоритетной для властных структур России и не в меньшей степени - Евросоюза.
Примечания
1 Россия 2007. Краткий статистический справочник. М., 2007. С. 47.
2 Международная экономическая интеграция / Под ред. Н.Н. Ливенцева. М.: Экономистъ, 2006. С. 381.
3 Черников Г.П., Черникова Д.А. Европа на рубеже ХХ-ХХ1 (проблемы экономики). М.: Дрофа, 2006. С. 326.
4 Там же. С. 331.
5 Там же. С. 335.