Научная статья на тему 'Россия и Евросоюз: некоторые особенности экономических взаимоотношений в контексте безопасности'

Россия и Евросоюз: некоторые особенности экономических взаимоотношений в контексте безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / EU / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ECONOMIC RELATIONS / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Промский Н.И.

В статье рассматриваются особенности взаимоотношений между Россией и Евросоюзом, экономические отношения, в контексте вопросов безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia and the EU: some features of economic relations in the security context

The article discusses the features of the relationship between Russia and the EU economic relations in the context of security issues

Текст научной работы на тему «Россия и Евросоюз: некоторые особенности экономических взаимоотношений в контексте безопасности»

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Россия и Евросоюз:

некоторые особенности экономических взаимоотношений в контексте безопасности

Н.И. Промский *

Economic relationships with European Union for Russia are of great importance, because of: delivery of energy resources, purchase ofnecessary machiness and equipment; developing cooperation ties. The partners have startidpreparing the agreement of partnership and collaboration (APS - 2), which takes into account the changes in the international politics and economy.

o> о о сч

о о о

Q.

со

S

н

о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Россия и Евросоюз — два стародавних партнера, которые не могут обходиться друг без друга: Европе нужно в массовых масштабах поставлять за границу свои машины и оборудование, а России — зарабатывать валютные средства для покупки этих машин, продавая топливно-энергетические и сырьевые товары. Но давние и неплохо развивающиеся связи отмечены немалым количеством серьезных проблем: с европейской стороны, желанием законсервировать характер этих связей, с российской — изменить его, облагородив структуру своего экспорта, опираясь на кооперационные связи с теми же европейскими фирмами. Отношения между партнерами переживают сейчас своего рода «момент истины» — возможность дальнейшего развития на основе нового всеобъемлющего соглашения СПС-2. Каким оно будет?

Россия поставила перед собой амбициозную, но вполне реальную цель — интегрироваться в мировую экономику. Она имеет немалые резервы для более активного включения в мировое хозяйство и повышения на основе взаимовыгодных торгово-экономических связей общих результатов экономического развития. Ее главным партнером выступают европейские страны, с которыми у России традиционные, давние, исторически хорошо налаженные связи.

Общие цивилизационные корни, христианская традиция, тесные и постоянно взаимопроникающие человеческие контакты способствовали культурному сближению России с ее западными соседями. Европейская политика Российской империи заключалась в поддержании приемлемого баланса сил на континенте и привлечении интеллектуальных, технологических и финансовых ресурсов передовых стран для модернизации своей страны. Без дореволюционной России невозможно представить себе международные экономические отношения XIX — начала ХХ века, а без европейских капиталовложений — быстрого экономического развития России в тот период.

Особенности торгово-экономических взаимоотношений на современном этапе. Ряд причин как внутреннего, так и внешнего характера предопределяют российский интерес к Европе в новых условиях. Хотя Россия в основном занята решением своих внутренних проблем (экономических, политических, социальных), она стремится избежать международной изоляции, которой просто не может себе позволить. Более того, тесное взаимодействие с внешним миром является необходимым условием модернизации, реорганизации и развития России. Так, объем внешней торговли России со странами ЕС в 2006 г. достиг (по данным таможенной статистики) 238,5 млрд долл., что составило 63,7%

Доцент кафедры мировой экономики РГГУ, кандидат экономических наук.

от оборота со странами дальнего зарубежья и 54,3% от всего внешнеторгового оборота страны. В 2007 г. соответственно почти 284 млрд долл., 60,4 % и 51,4%*. Доля стран ЕС в общем объеме иностранных инвестиций в Россию также перевалила за 50%.

Страны ЕС являются крупными потребителями основных товаров российского экспорта (природный газ, нефть, уголь, лес, металлы, продукция ядерного топливного цикла, черной металлургии, химии, алмазы и т. д.). Более 80% российского экспорта приходится на экспорт энергоносителей, сырья и минералов. Соотношение машинно-технической продукции составляет примерно 30:1 в пользу европейских поставщиков. Ярко выраженная сырьевая направленность структуры экспорта является следствием низкой конкурентоспособности российской промышленности, проявления которой можно заметить даже на внутреннем рынке. Тем не менее, в отдельных отраслях зависимость Европы от российских поставок является довольно внушительной.

Прежде всего это относится к энергоснабжению: удовлетворению потребностей в природном газе, в нефти и нефтепродуктах, а также ядерном топливе. В начале XXI в. на Россию приходилось более 15% (по стоимости) всего импорта ЕС минерального топлива из третьих стран, 39% никеля, 17% алюминия, 8% черных металлов. В натуральном выражении поставки из России составляют 15% закупаемой Евросоюзом в третьих странах нефти, 34% нефтепродуктов, 42% газа2.

Для России экономические связи с ЕС имеют непреходящее значение по многим причинам. Во-первых, основной источник валютных поступлений в российский бюджет — это экспорт энергоносителей в Европу. Во-вторых, значительная часть потребностей внутреннего рынка России в импортных основных продуктах питания, продукции химической и фармацевтической промышленности, разнообразных машин и технологического оборудования покрывается за счет поставок из стран Евросоюза. В третьих, привлекательность западно-европейского рынка для России состоит еще и в том, что в большинстве секторов он достаточно открыт для российских товаров с точки зрения таможенно-тарифного регулирования: средневзвешенная таможенная пошлина на импорт из России в ЕС составляет 1%, около 80% товаров

ввозится без обложения пошлинами. Еще 10% экспорта подпадают под систему преференций, сокращающую уровень таможенного обложения примерно в два раза. Российская Федерация имеет положительное сальдо в торговле с ЕС.

Однако нельзя, при этом, не заметить, что значимость России как торгово-экономического партнера объединенной Европы существенно уступает роли Евросоюза во внешнеэкономических связях нашей страны. Так, на долю России приходится около 1% совокупного экспорта стран-членов ЕС и 2% их совокупного импорта. Эта ассиметрия в известной мере усиливает позиции ЕС в экономическом сотрудничестве с Россией, но не выступает в качестве основополагающего фактора взаимных отношений. Приоритетный характер связей между Россией и ЕС определяется экономической взаимодополняемостью хозяйственных структур с обеих сторон, которая, однако, пока в полной мере не реализована.

В качестве правовой основы для взаимной торговли ЕС и РФ сегодня выступает Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), заключенное в июне 1994 г. и вступившее в действие лишь в декабре 1997 г. в силу длительности процесса ратификации всеми государствами членами ЕС. В рамках СПС стороны договорились о предоставлении друг другу режима наибольшего благоприятствования и предусмотрели перспективную возможность создания зоны свободной торговли. Помимо СПС, торговый режим для некоторых товаров (текстиль, сталь) определяют дополнительные соглашения.

В 1999 г. Европейский Союз инициировал обмен стратегиями развития отношений с Россией, причем РФ стала, как специально подчеркивалось, первой страной, в отношении которой ЕС выработал некие общие рамки отношений. Россия отреагировала собственным документом — «Среднесрочной стратегией развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом (2000—2010 гг.)», основанным на идее тесного партнерства с Евросоюзом.

Расширение ЕС в период 2004—2007 гг. до 27 членов имеет неоднозначные последствия для РФ. С одной стороны Россия имеет дело с более емким рынком с унифицированными правилами торгов -ли, где индивидуальные особенности каждой страны заменены единым таможенным тарифом и общими процедурами

О)

о о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о m ф VO >5

о *

о ф

у s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я <

s

I H

о ф

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и стандартами, единой системой субсидий и правил конкуренции. С другой стороны, существовавшие преференциальные двусторонние соглашения заменены на СПС, которое оказывает незначительное влияние на взаимную торговлю, поскольку более половины его статей фактически не действуют.

Взаимная торговля теперь основана на едином таможенном тарифе и единой европейской системе преференций — ряду российских компаний это принесло пользу, другим — ухудшение конкурентных позиций. И, наконец, для России есть ряд чисто отрицательных последствий расширения ЕС. Это, прежде всего, увеличение относительной конкурентоспособности европейских компаний, которые уже освоились с преимуществами общего рынка, на рынке стран Центарль-ной Восточной Европы. Если при сегодняшней структуре экспорта этот вопрос для РФ не так уж актуален, то при попытке изменить соотношение отраслей в экспортной специализации Россия столкнется с прочными позициями компаний ЕС на этих рынках.

Россия ищет способы минимизации потерь в интересах отечественных компаний. По ряду наиболее острых вопросов уже достигнут серьезный прогресс. Начались переговоры по торговле ядерными материалами, в ходе которых наша страна стремится сохранить текущие уровни поставок ядерного топлива. Активно обсуждаются вопросы антидемпинговых процедур. По ряду вопросов ЕС не идет на уступки России.

В настоящий период, когда срок действия СПС (десятилетний период) закончился, на повестке дня стоит вопрос не просто автоматической пролонгации действующего СПС, а наполнения его новыми статьями, в первую очередь на формирование условий для перехода к свободной торговле между Россией и ЕС. Представители ЕС неоднократно заявляли о возможности заключения с Россией соглашения о свободной торговле после присоединения нашей страны к ВТО3.

Практика многолетнего сотрудничества свидетельствует, что Европу Россия в качестве торгового партнера интересует именно с такой, а не какой-либо иной структурой товарооборота, и для нас принципиально важно предусмотреть в будущих договоренностях возможность участия российских производителей готовой продукции в производственной деятель-

ности европейских фирм в качестве коо-перантов и субкооперантов, возможности поставлять на европейские рынки изделия своей обрабатывающей промышленности.

Сотрудничество в сфере производственной кооперации. У России, безусловно, есть области сотрудничества в несырьевой сфере, в том числе новейших технологий. Например, в последние годы Россия значительно продвинулась по пути вступления в мировое информационное сообщество. Так, начиная с 1999 г. российский телекоммуникационный рынок растет впечатляющими темпами — по 40% в год. Объем российского телекоммуникационного рынка оценивается сегодня в 8,5 млрд. По мнению Министерства связи РФ, в отрасль необходимо ежегодно инвестировать не менее 3 млрд долларов для того, чтобы догнать западные страны по уровню развития телекоммуникаций4.

Большую роль в ускорении развития «новой экономики» в России играет сотрудничество с иностранными компаниями, прежде всего с западноевропейскими. Важное значение, в частности, имеют изменения в организации услуг европейских сотовых операторов связи. Этому содействует союз крупнейших операторов мобильной телефонии: итальянской «Telecom Italia Mobile», немецкой «T-Mobile International», испанской «Telefonica Moviles» и французской «Orange». Новый международный консорциум получил название «Freemove». Целью его учреждения является создание более совершенной международной схемы предоставления услуг связи и снижения цен на сотовые телефоны.

Россия кровно заинтересована в углублении сотрудничества со странами ЕС в сфере машиностроения. Хотя машиностроение в России продолжает оставаться в упадке, машиностроительный комплекс по-прежнему играет важную роль в экономике страны: на его долю приходится около 20% всей выпускаемой промышленной продукции и примерно 25% основных промышленно-производствен-ных фондов5.

Россия стремится развивать активное сотрудничество в самых передовых отраслях машиностроения. С 2001 г. отечественное объединение «Росавиакосмос» заключило соглашение с крупнейшим европейским авиационно-космическим и оборонным концерном «EADS», который сотрудничает с российскими компаниями как с равноправными партнерами более чем по 30 проектам в самых различных областях.

Наиболее значимая из компаний, входящих в «EADS», является европейский авиастроительный концерн «Airbus Industrie» (с центром управления во Франции), основными участниками которого выступают Франция, Германия, Великобритания и Испания, тесно сотрудничает с российскими авиапредприятиями. Авиалайнеры, выпускаемые концерном, оснащаются комплектующими российского производства.

Совместное предприятие «Хамиль-тон Сандстренд — Наука» (создано американской фирмой «Hamilton Sundstrand» и российским научно-производственным объединением «Наука») станет поставщиком теплообменников системы кондиционирования самого большого в мире пассажирского авиалайнера А-380, серийное производство которого уже началось. По существу это первый опыт поставки российских высокотехнологичных комплектующих.

Стремясь стать самодостаточным в космической сфере, Евросоюз активно сотрудничает по данному направлению с Россией. В 2003 г. было подписано межправительственное соглашение между Россией и Францией о запусках с 2006 г. ракет-носителей «Союз» с экваториального французского космодрома в Куру. Для этого создано совместное франко-российское предприятие «Старсем» (25% капитала принадлежит Российскому авиационно-космическому агентству, 25% — самарскому ЦКБ «Прогресс», которое производит эти ракеты, и 50% — консорциуму французских фирм). Европейское космическое агентство уже получило 40 заказов на «южноамериканские» запуски «Союза», что может принести России за 5 лет доход примерно в один млрд евро6.

Активно развивается также сотрудничество в области энергетического машиностроения, производства сложной бытовой техники и т.п.

Нет необходимости еще раз приводить доводы в пользу желательности и необходимости диверсификации структуры российского экспорта. В отношениях с нашим самым крупным внешнеторговым и экономическим партнером — Европейским союзом это актуально вдвойне. И здесь очень важно уяснить следующее обстоятельство: во-первых, изменения не произойдут мгновенно, как по мановению волшебной палочки, со вчера на сегодня; во-вторых, это не будут в массовом масштабе новейшие машины, разрабаты-

ваемые нашими КБ, которые вот-вот поступят в наше серийное производство и завтра радостно будут восприняты европейским рынком технических изделий; в-третьих, и главном, наше возрастающее техническое присутствие на европейских рынках будет происходить в кооперационном сотрудничестве с самими европейцами, точнее, с их фирмами в виде встраивания в их производственные цепочки. У нас есть такие виды производства, узлы и детали которых востребованы нашими европейскими партнерами, о чем говорилось выше.

О начале масштабного сотрудничества в этой сфере было объявлено в 2001 г. во время визита президента Франции Жака Ширака в Москву, сразу после заключения соответствующего соглашения между «Росавиакосмосом» и крупнейшим европейским авиационно-космическим и оборонным концерном «EADS». Предполагалось, что отечественные заводы будут производить для «Airbus» по одной секции для фюзеляжей дальнемагистраль-ных самолетов A-330 и A-340 и по 150 секций для ближнемагистральных самолетов серий A-318 — A-320, что покроет половину потребностей «Airbus» в этих деталях. Кроме того, российские специалисты должны были принять участие в проектировании отдельных конструкций самолета-супергиганта A-380 на 555 пассажиров. Общий объем средств, которые российские предприятия должны получить от кооперации с Европой в области гражданского авиастроения, оценивался почти в 800 млн евро за десятилетие.

Однако этот вполне реалистичный проект начал пробуксовывать, едва стартовав. Европейской корпорации предстояло провести переговоры и заключить контракты с нашими предприятиями — участниками кооперации. Но еще в середине августа 2001 г., то есть спустя полтора месяца после подписания на высшем уровне рамочного соглашения, этого так и не было сделано. А теракты 11 сентября и разразившийся вслед за ними кризис в самолетостроении и вовсе поставили российско-европейский авиапроект на грань краха.

Хотя официальные лица неоднократно заявляли, что кризис сотрудничеству не помешает. Тем не менее, сама возможность реализации этого проекта в намеченные сроки (до 2011 г.) и его заявленная стоимость вызывают у специалистов большие сомнения. Расчеты «Airbus» строились из роста производства, а на практике

0) о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 л

ü <

*

5 I

н

о ф

со

произошло снижение производства самолетов «Airbus», что повлекло убытки корпорации. Тем не менее, емкость мирового рынка авиационных комплектующих оценивается в 100 млрд долларов. США ежегодно импортируют их на 15 млрд долларов, а Европа на 10-11 млрд долларов, что сохраняет привлекательность сотрудничества в этой сфере.

Другой амбициозный российско-европейский проект, предусматривающий запуск с французского космодрома Куру ракет «Союз», также испытывает сложности в реализации из-за противодействия профсоюзов французских рабочих. Дело в том, что сейчас с Куру стартуют только ракеты «Arian»-IV и «Arian»-V, запуск которых обходится в 80-85 млн долларов каждая. Запуск же «Союзов» с этого космодрома будет стоить почти втрое дешевле — около 30 млн долларов. Но для того, чтобы «Союзы» начали летать с Куру, экваториальный космодром необходимо дооборудовать, вложив в него 250-270 млн долларов. Россия в принципе была готова выделить треть этой суммы, поставив оборудование в соответствии с договоренностями, однако после массовых манифестаций рабочих в Руане, где выпускаются ракеты «Arian», Европейское космическое агентство (ЕКА) неожиданно попросило Россию увеличить финансирование. В этих действиях можно усматривать попытку не допустить российские ракеты на европейский рынок запусков. По расчетам лидеров профсоюзов, из-за конкуренции с «Союзами» выпуск ракет «Arian» может быть сокращен на треть, что вызовет массовые увольнения персонала. Обозначились сложности в реализации и других намеченных ранее проектов.

В контексте развития производственной кооперации с западными, в том числе и европейскими компаниями, следует отметить одно немаловажное обстоятельство. В ходе подключения этих компаний к решению проблем российского машиностроения возникает немало трудностей, связанных с обеспечением обороноспособности страны. Например, германский концерн «Siemens» предполагал купить одно из ведущих предприятий России — «Силовые машины». Однако передача иностранному собственнику производства, имеющего оборонное значение, вступает в противоречие с законодательством о защите государственной тайны. Выделение собственно оборонного производства в самостоятельное предприятие ока-

залось технически невозможным, а создание новых аналогичных мощностей потребовало бы много времени и средств. К тому же компании «Siemens» удалось приобрести акции «Калужского турбинного завода», связанного с производством атомных подлодок.

Проблемы и перспективы сотрудничества. В ближайшей перспективе на первый план выходят вопросы торгово-экономических отношений между сторонами и их обеспечение, в том числе заключение современного рамочного соглашения между сторонами. В этом отношении сомнений в необходимости нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, нового СПС-2, у Российской Федерации и Евросоюза не существует. Об этом шла речь на саммите Россия — Евросоюз в Ханты-Мансийске. Другое дело решить вопросы: каким оно должно быть, какие цели будет преследовать? Надо иметь в виду наличие различных исторических, правовых, организационных форм и решений, существующих сегодня в мировой практике и международном праве. Среди них — партнерство, ассоциация, зона свободной торговли, таможенный союз и т.д. Собственные наработки есть и у России. Например, в рамках СНГ, отношений с Белоруссией, Казахстаном, Украиной. И у Евросоюза есть такие наработки — отношения со странами Средиземноморья, США, Мексикой, Норвегией, Швейцарией. Очевидно, что будущая российско-европейская концепция всестороннего сотрудничества должна воспринять этот позитивный накопленный опыт.

Логично предположить, что в отношениях двух сторон, двух заметных субъектов интеграционного взаимодействия в мире может существовать определенный период перестройки, гармонизации целей, задач и правовых установлений с учетом опыта, наработанного в прошлом, а также приобретенного от реализации четырех «дорожных карт», иных договоренностей.

Но при этом, нельзя не замечать и того обстоятельства, что в результате беспрецедентного расширения на Восток Европейский Союз фактически из экономической группировки превратился в европейский военно-политический союз — за исключением США, Канады, Исландии и Турции, — почти все страны-члены ЕС являются членами НАТО. Это несколько иная ситуация, затрагивающая и вопросы безопасности. Но безопасность Европы возможна только вместе с Россией,

но не против России. Очевидно, что Европейский Союз заинтересован в стратегическом партнерстве, однако реальное стратегическое партнерство может возникнуть только на основе общих ценностей и с учетом общих интересов.

Нельзя не отметить, что эволюция в XXI в. современного миропорядка, задачи, которые возникают перед его субъек-

тами, не позволяют затягивать период принятия решений по проблеме многовекторного регулирования российско-европейских отношений. Это серьезная политическая, экономическая, юридическая и идеологическая задача, которая выдвигается в качестве приоритетной для властных структур России и не в меньшей степени — Евросоюза.

Литература и примечания

1. Россия 2008. Краткий статистический справочник. — М., 2008. С. 471.

2. Международная экономическая интеграция /под редакцией проф. Н.Н. Ливенцева. — М. «Экономиста». 2006. С. 381.

3. Судя по реакции в Европе по поводу событий на Кавказе, в первую очередь под воздействием нечистоплотной западной пропаганды, произвольно освещавшей события в Южной Осетии, ее не скоро туда примут.

4. Черников Г.П., Черникова Д.А. Европа на рубеже ХХ — XXI (проблемы экономики). — М. «Дрофа». 2006. С. 326.

5. Там же. С. 331.

6. Там же С. 335.

Методы государственного

регулирования экономических отношений: проблемы теории и практики

3.0. XycauHOB*

There are mainstream problems of theory and practice of economical relations state regulation to be overseen in the above mentioned article. The author demonstrates, the state efficiently uses economical and administrative legal techniques to influence on economy upon stipulations for exchange relations formation and favourable prerequisites to create conditions for self-regulating frameworks.

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы имеют определенную специфику и существенно различаются по странам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выбор форм и методов регулирования экономических процессов — всегда творческая, требующая тщательного подхода задача, решение которой возложено на государство. Регулирующая роль государства в данной сфере отношений сокращается не по сути, а лишь по объему, при этом качественно изменяется и набор правовых средств воздействия на экономическую деятельность обозначенных корпораций. Вопрос о деятельности государства в социально-экономической жизни общества притягивал внимание ученых на различных этапах развития нашего общества. Одним из них являлся вопрос о методах воздействия государства на экономику.

В условиях формирования рыночных отношений, создания благоприятных условий функционирования саморегулирующихся систем государство использует

экономические и административные методы воздействия на экономику. При этом указанные методы следует рассматривать как сложные экономико-правовые категории.

Когда мы говорим о категории, то имеем дело с абстракцией, отражающей существенные стороны экономических отношений.

Необходимо дать определение метода государственного воздействия на экономику. Под методом регулирования экономики следует понимать способ организационно-правового воздействия в целях организации ее наиболее целесообразной структуры, исходя из требований объективных законов развития общества.

Остановимся на рассмотрении указанных групп методов. Экономические методы деятельности государства до определенного времени рассматривались, как противоположность административным, было принято считать экономические методы разновидностью админи-

Кандидат юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.