EDN: PBIEVM
Т.В. Дорожкина - к.э.н, доцент кафедры таможенного дела и логистики, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Институт управления, бизнеса и технологий, Калуга, Россия, [email protected],
T.V. Dorozhkina - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Customs and Logistics, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Institute of Management, Business and Technology, Kaluga, Russia;
Е.С. Щербакова - старший преподаватель кафедры «Экономика и управление», Тульский институт управления и бизнеса имени Н.Д. Демидова, Тула, Россия, [email protected],
E.S. Shcherbakova - senior lecturer of the department of economics and management, Tula Institute of Management and Business named after N.D. Demidov, Tula, Russia;
А.А. Кузнецова - обучающаяся, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, [email protected],
A.A. Kuznetsova - student, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia;
А.А. Иванов - обучающийся, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, [email protected],
A.A. Ivanov - student, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia.
О СОВРЕМЕННЫХ МЕХАНИЗМАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ABOUT MODERN MECHANISMS FOR ATTRACTING FOREIGN INVESTMENTS INTO THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. На фоне снижения темпов роста мировой и национальной экономик, особое внимание уделяется поиску новых партнеров. Несмотря на санкционный режим, Российская Федерация не потеряла своей инвестиционной привлекательности и стремится получить средства из внешних источников для развития отечественного бизнеса. В работе проанализированы основные механизмы привлечения иностранных инвестиций в крупные проекты. Показаны перспективы сотрудничества с Китаем, а также с другими странами восточного региона. Особое внимание уделено проектам в энергетической отрасли. Определено, что основные проблемы привлечения инвесторов связаны не только с внешней средой (санкции, уход иностранных компаний с российского рынка), но наличием нерешенных вопросов организации инвестиционного поля (слабое технологическое обеспечение, бюрократические барьеры, отсутствие стандартов инвестиционной деятельности, неравномерное инфраструктурное развитие регионов). Последовательно обосновывается мысль о том, что поиск новых партнеров должен подкрепляться созданием условий для ведения бизнеса на основе организации коммуникационных процессов на государственном и региональном уровнях, а также с использованием стандартизации инвестиционной среды. Наиболее перспективным направлением в поиске экономических партнеров в условиях смены стратегических ориентиров является восточное.
Abstract. Against the background of declining growth rates of the global and national economies, special attention is paid to the search for new partners. Despite the sanctions regime, the Russian Federation has not lost its investment attractiveness and seeks to obtain funds from external sources for the development of domestic business. The paper analyzes the main mechanisms for attracting foreign investment in large projects. The prospects of cooperation with China, as well as with other countries of the eastern region are shown. Special attention is paid to projects in the energy sector. It is determined that the main problems of attracting investors are connected not only with the external environment (sanctions, withdrawal of foreign companies from the Russian market), but also with the presence of unresolved issues of the organization of the investment field (weak technological support, bureaucratic barriers, lack of investment standards, uneven infrastructural development of regions). The idea that the search for new partners is consistently justified.
Ключевые слова: инвестиции, международное сотрудничество, инвестиционный стандарт, инвестиционные проекты, энергетическая отрасль.
Keywords: investments, international cooperation, investment standard, investment projects, energy industry.
Необходимость построения мировой экономики на принципах многополярности требует от правительств большинства стран мира пересмотра внешнеэкономических ориентиров, но не отменяет необходимости применения отработанных механизмов, которые способны поддержать темпы развития национальных хозяйственных систем. В условиях быстрых изменений особое внимание уделяется привлечению инвестиций, которые должны обеспечиваться определенным уровнем развития инфраструктуры [3].
Основными видами работ, направленных на привлечение иностранного капитала стали:
- разработка документов стратегического планирования для расширения экономического сотрудничества с рядом ведущих партнеров;
- увеличение объемов двухстороннего сотрудничества в сфере торговли;
- обеспечение роли России как основного транзитера между странами Азии и Европы;
- содействие международному развитию и гуманитарное сотрудничество;
- улучшение инвестиционного климата и развития двусторонних инвестиционных проектов;
- продвижение отечественных вакцин на мировые рынки;
- развитие международной торговли;
- развитие энергетического сотрудничества.
Значительную роль в повышении инвестиционной привлекательности российских регионов должно сыграть внедрение инвестиционного стандарта, который уже применяют 70 субъектов РФ.
Представляется важным проанализировать динамику прямых иностранных инвестиций за предыдущие три года. В 2020 году их объем составил 9,5 млрд дол. США. После ослабления карантинных мер приток иностранных инвестиций увеличился в 2 раза и составил 30,7 млрд дол. США и уже в 2021 году данный показатель составил 39,8 млрд дол. Но из-за нестабильной геополитической обстановки после начала специальной военной операции, количество прямых иностранных инвестиций уменьшилось на 52,3 %, что составило 19,0 млрд дол. США в 2022 году.
Основными странами-инвесторами в Российский бизнес в анализируемом периоде являлись Германия, Китай, Франция, США, Италия, Швейцария. Еще одним показателем является количество иностранных инвестиционных проектов (рисунок 1).
На рисунке 1 показано количество инвестиционных проектов за 2020-2022 год. Рассматривая динамику общего количества проектов ПИИ в Россию, можно отметить устойчивую тенденцию снижения количества проектов. В 2019 году их было больше 190, а к 2022 количество уменьшилось до 128.
Тем не менее, Россия остается одним из лидеров на развивающихся рынках и не теряет своей привлекательности для вложения средств многих международных компаний.
Естественно-гуманитарные исследования № 5 (49), 2023
83
Рисунок 1 - Количество проектов ПИИ в РФ с 2020 г. по 2022 г.
К середине 2022 года важным фактором, повлиявшим на количество прямых иностранных инвестиций, стало укрепление тандема между Россией и Китаем, что позволило увеличить поток ПИИ в РФ на 75 %. Обе страны активно взаимодействуют как в двухстороннем порядке, так и в рамках международных организаций. Кроме того, особое внимание уделяется участию в международных форумах и совещаниях. Одним из таких мероприятий является Форум Азия - Европа. Также можно выделить международный форум «РОСТКИ: Россия и Китай - взаимовыгодное сотрудничество», который стал крупнейшим мероприятием в 2023 году, проводимым в Казани. На данном форуме были обсуждены вопросы торгового сотрудничество стран, а также новые инвестиционные проекты. Китайскую внешнеэкономическую политику в последние годы характеризует тот факт, что страна предпочитает вывозить капитал, активно кредитуя инфраструктурное строительство [1].
Не менее важным инструментом в укреплении отношений России и Китая является Межправительственная Российско-Китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству, в рамках которой координируются инвестиционные проекты. Несмотря на сложную ситуацию в международных отношениях, отмечается тенденция к росту совместных капиталовложений, при этом рассматриваются не только китайские инвестиционные вложения, но и значительная роль отводится инвестиционным проектам, ориентированным на Азиатский рынок.
Помимо инвестиционного сотрудничества, особая роль отводится и экономическому сотрудничеству между Россией и Китаем (таблица 1) [4].
Таблица 1 - Товарооборот между Россией и Китаем с 2020 г. по 2022 г. в млрд дол. США
Показатели 2020 г. 2021 г. 2022 г. Темп роста в 2022 г., в % к
2020 г. 2021 г.
Товарооборот РФ и Китая 103,9 140,7 190,3 183,2 135,3
Экспорт РФ в Китай 49,1 68,1 114,1 232,4 167,5
Импорт РФ из Китая 54,8 72,6 76,1 138,9 104,8
По данным таблицы заметен рост товарооборота в 2022 г. по отношение к 2021 г. на 35,3%. Стоит отметить тот факт, что 2022 год стал показательным в плане экспорта. Впервые за анализируемый период, экспорт РФ в Китай превысил объём импорта Китайской продукции в Россию. Так, экспорт в 2022 году составил 114,1 млрд. долл. США, больше, чем аналогичный показатель в 2021 году на 65,7 %.
Возвращаясь к инвестициям, отметим, что основными направлениями вложения инвестиций зарубежными компаниями в экономику России стали такие отрасли как сельское хозяйство, промышленность и энергетика. Последнему направлению придается особая значимость, в связи с резким сокращением поставок энергоносителей на Запад.
Так, с 2022 года Россия и Иран активно развивают связи в рамках «Энергетического моста» между двумя странами, который предполагает торговлю и инвестиции в сферах нефти и газа, сжиженного газа, атомной энергии, добычи и переработки угля. Так же, параллельно с энергоносителями, Россия увеличила поставку минеральных удобрений и продовольствия, а именно растительного масла.
Антироссийские санкции, вызвавшие рост цен на энергоносители и перебои в их поставке способствовали росту экономической активности на восточном направлении. Давние отношения с Индией получили новый виток. С начала 2022 года Россия занимает лидирующие позиции в поставках нефти в Индию, обогнав при этом Саудовскую Аравию и Ирак. При этом отмечается тенденция к расчётам по поставкам в национальных валютах. В конце 2022 года Индия разрешила российским банкам отрыть счета в рупиях, что позволяет постепенно избавиться от долларовой зависимости во внешней торговле.
Заметны подвижки в отношениях с Индией в промышленном секторе. Из-за стратегического курса правительства Индии на увеличение потребления газа в стране и развитие сопутствующей инфраструктуры открылась возможность расширения присутствия крупнейших российских нефтегазовых компаний на индийском рынке. Например, «Роснефть» приобрела 49,13 % акций индийской компании Essar Oil Limited и сейчас активно занимается развитием порта и нефтеперерабатывающего завода в г. Вадинар, а также производством нефтехимии и развитием розничной торговой сети.
Помнимо этого сторонами активно обсуждаются вопросы индийского инвестирования в российские проекты «Арктик СПГ-2» и «Восток Ойл». На данный момент крупнейшие индийские представители нефтегазовой отрасли Oil India Ltd., OVL и другие крупные компании уже инвестировали в «Сахалин-1» и другие перспективные российские проекты более 16 млдр. долл.
Не менее эффективно налаживаются торговые и инвестиционные отношения России, Монголии и Китая по вопросам энергетики. Совместным проектом является строительство магистрального газопровода в Монголии, который позволит соединить Россию, Монголию и Китай единым газопроводом. Вопросы маршрута поставок газа в Западный Китай активно обсуждались на совместных встречах предстателей стран. Финальным этапом переговоров стал восточный экономический форум. Так, по планам уже в 2024 году в Монголии ожидается начало строительства МГП Союз-Восток продолжительностью примерно в 962 км. В целях реализации данного проекта Газпром уже провёл работы по изучению местности, её рельефов и возможных проблем, которые могут осложнить строительство газопровода.
Но за формальными цифрами стоит целый ряд проблем, возникающих при привлечении иностранных партнеров, а также в накоплении прямых иностранных инвестиций.
Первой проблемой, с которой столкнулась Россия в 2020 году, является пандемия Covid-19, из-за которой нарушились устоявшиеся цепочки поставок и перестали функционировать иностранные компании [5].
Второй проблемой, повлиявшей на внешнеэкономическую политику России, стала нестабильная геополитическая обстановка, из-за начала специальной военной операции в 2022 году. Большинство иностранных компаний продали российский бизнес в течение весны и начала лета 2022 года, прекратив инвестиции, маркетинговую активность или поставки товаров.
Третьим фактором остаются вводимые Европой и США санкции. Данные меры повлекли за собой отказ от сотрудничества с Россией многих крупных иностранных компаний, что привело к снижению притока иностранного капитала в Российскую экономику.
Ещё одним значимым фактором является заморозка средств нерезидентов на Мосбирже. По оценкам специалистов доля инвесторов из недружественных стран до начала СВО составляла от 40 до 70 %. Большую часть ценных бумаг не успели продать, что привело к их заморозке вместе с дивидендами. По итогу российский рынок акций значительно ослаб. По некоторым оценкам капитализация за 2022 год упала на 40 %.
Не менее важной проблемой является правовая база. Российская правовая система характеризуется наличием «узких мест», которые мешают привлечению инвестиций в долгосрочные проекты. Слабая адаптирован-ность под иностранных инвесторов, неэффективные и медленные судебные разбирательства, коррупция, излишняя бюрократия - факторы, которые негативно влияют на инвестиционную привлекательность РФ [2].
Для решения данных проблем видится необходимость выдвижения предложений по повышению инвестиционной привлекательности РФ.
Необходимым мероприятием по привлечению иностранных инвестиций в Россию является расширение информационного обмена в электронном виде. Данная мера позволит облегчить коммуникационные процессы между инвесторами, ускорить процесс принятия решений, а также снизить коррупционные риски.
Также первоочередной задачей является поиск новых торговых партнёров и наращивание объёмов торговли с дружественными странами, что положительно скажется на экономическом развитии страны не только путём расширения торговых связей, но и поможет с поиском новых потенциальных инвесторов.
Для поддержки международных проектов необходимо создание единого миграционного пространства между странами.
Все эти меры позволят увеличить объем прямых иностранных инвестиций и обеспечат оптимальную работу инфраструктуры страны.
Таким образом, можно сказать, что в сфера инвестиций в РФ имеет ряд значимых проблем и подвержена новым вызовам. Поэтому возникает необходимость в реализации мер по минимизации отягощающих факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность России. Но несмотря на сложную международную обстановку в сфере инвестирования и особые отношения с Западом, Россия остается неплохим вариантом для зарубежных компаний из-за выгодного экономического положения страны, емкости рынка, доступности природных и высококачественных трудовых ресурсов. В ближайшее время должна завершиться работа, которая ведется уже более двух лет, по формированию современной, стандартизированной инвестиционной среды на региональном уровне. В результате повышения рисковых факторов на западном направлении, наиболее перспективным выглядит инвестиционное сотрудничество со странами Востока. Именно поэтому на данном этапе особо важными становятся активные действия с российской стороны по развитию финансовых механизмов, реализации логистических инфраструктурных проектов, подготовке профессиональных кадров, что станет основой благоприятной инвестиционной среды и решающими факторами в поиске новых партнёров.
Источники:
1. Дорожкина Т.В., Щербакова Е.С., Глаголева А.А., Кузнецова А.А. Поворот на восток: коллаборации в инфраструктурных проектах // Вестник Академии знаний. 2023. № 2 (55). С. 65-69.
2. Зуева А.А. Проблемы и перспективы интеграции России в международные транспортно-логистические системы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 3-2 (97). С. 23-26.
3. Крутиков В.К., Якунина М.В., О.М. Петрушина [и др.]. Региональная экономика и управление // Калуга: АКФ «Политоп», 2018. - 864 с. - ISBN 9785-93821-198-8. - EDN WKPTRL.
4. Мигел А.А., Митрохина К.И., Кузнецова А.А., Хохлова Н.А. Стратегические задачи осуществления "поворота на Восток": отношения с Китаем //Modem Economy Success. 2023. № 2. С. 25-29.
5. Орманжи Я.П., Иванов А.А. Векторы развития ФТС в условиях трансформации международных экономических отношений // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2022. № 20. С. 71-73.