Научная статья на тему 'О современном инженерном проектировании'

О современном инженерном проектировании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2502
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О современном инженерном проектировании»

7. Jaynes, J. (1976a). The evolution of language in the late Pleistocene. Annals of the New York Academy of Sciences, 28, 312-325.

8. Jaynes, J. (1976). The origin of consciousness in the breakdown of the bicameral mind. Boston: Houghton Mifflin.

В.В. Солнышкина О СОВРЕМЕННОМ ИНЖЕНЕРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Для реализации целостности подготовки специалистов необходим комплекс мероприятий, сочетающих глубокую фундаментальную подготовку и знание сферы будущей деятельности, объединенной общей целью, объектом исследования, методологией построения и ориентацией на межпредметные связи. В результате соответствующей всем перечисленным задачам мы считаем именно проектную деятельность студентов.

Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели «потребного будущего» и воплощать их в жизнь.

Способность к созданию целевых прообразов и деятельностных программ находит отражение в формах конструирования (непосредственной практической деятельности по производству объекта), моделирование (концептуального замещающего упрощения объекта), проектирование (теоретического способа создания технических артефактов и объектов иной природы). Таким образом, проектирование - это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым.

Подтверждением этому является и то обстоятельство, что проектная деятельность охватывает все сферы человеческого бытия: природу, общество и технические системы. Повышение внимания к проблемам проектной деятельности связано с возрастанием ее роли в социально-экономическом развитии общества. Этап проектирования более чем на семьдесят процентов определяет качество и надежность функционирования внедряемых технических, экономических и социальных систем. Для определения педагогических аспектов организации подготовки специалистов в области автоматизации технологических процессов и производств к проектной деятельности в условиях высшей школы мы считали необходимым изучение объективной и субъективной сторон современной проектной деятельности.

Основными категориями, характеризующими проектную деятельность, являются понятия «проект», «проектирование», «проектная концепция», «проектировочная функция», «проектная культура», «субъект и объект проектирования». До недавнего времени эти термины использовались в основном в технической сфере, в последнее время эти понятия трактуются более широко.

Понятие «проект» в общефилософском значении есть перспективнопредметный прообраз возможного объекта, адекватно отображающей предполагаемый объект и информационно выраженный в конкретно-функциональной, языковой форме. Содержание проектов реализуется в различных формах: чувственного представления, мысленной конструкции, вербального описания, математической модели, графических изображений, печатного текста, технической документации. Проекты различаются природой и масштабами проектируемых объектов, методами проектирования, типами разрешений и ограничений при реализации проектных процедур и т.д. В практике проектирования понятие «проект» употребляется в зависимости от конкретной смысловой ситуации. При этом нередко проектом называют

пакет проектной документации. В последнее десятилетие широкое распространение получил термин «инновационный проект», под которым понимают организационную форму инновационной деятельности, конкретизированную точным описанием целей, задач, исходных условий, мероприятий, используемых ресурсов, методов управления и ожидаемых результатов.

Термин «проектирование» (от лат. Projectus - выступающий вперед, выдающийся) в широком философском понимании, означает всякую интеллектуальность продуктивно-проектировочного содержания, направленную на создание идеальных прообразов возможных объектов. В более узком, терминологическом значении « проектирование» есть процесс создания перспективно-предметного прообраза заданного объекта в информационной форме проектной разработки. Проектирование - тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование - это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

Понятие «субъект проектирования» указывает на совокупность субъектов, осуществляющих проектную (проектировочную) функцию. Таковыми являются: отдельные индивидуумы, различные этнические, социальные группы и общности, интеллектуально-машинные системы, обобщенные организации, социальные институты, исторические поколения и цивилизации, все человечество в целом. Круг «объектов проектирования» безграничен. Это природные явления, строительные сооружения, производственно-технические, организационные, экономические, экологические, педагогические и другие системы и процессы.

Понятие «проектная культура» рассматривается в литературе в различных аспектах: как характерная особенность современной культуры, как характеристика одной из необходимых составляющих профессиональной компетентности специалиста любого профиля, как высшая форма профессиональной компетентности в сфере проектирования. По мнению многих авторов, характерной особенностью современной культуры является стремление к изменению мира, ее конструктивный, преобразующий характер. Эта существенная особенность позволила им назвать проектной культуру, идущую на смену традиционной, и привести характерные ее особенности и отличия от других форм культуры, таких как научная или гуманитарная. Проективность образования направлена на формирование проектной культуры специалиста планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления. Проектная культура, ее элементы должны естественно входить сначала в образовательный процесс, а затем в профессиональную деятельность, что будет способствовать перестройке современной промышленности на продукцию, несущую в себе общекультурные ценности.

Помимо базового общефилософского определения, согласно которому «проектирование есть процесс создания перспективно-предметного прообраза объекта», существует множество частных определений, выражающих различные стороны процесса проектирования: творческую, целевую, информационную, операционную и другие. Анализ различных подходов к проблеме проектной деятельности показывает, что все многообразие концептуальных воззрений содержит общую инварианту: понимание проектирования как творческого процесса предметной объективации потенциальных возможностей личности в ходе построения проекта целевого объекта.

Проблема природы проектной деятельности - предмет постоянных дискуссий. Исторически сложились два альтернативных подхода. Первый утверждает

приоритет природы, и его сторонники рассматривают проектную деятельность человека, как целиком репродуктивную. Второй приоритет творчества человека, и его сторонники рассматривают проектную деятельность как целиком инновационную. Согласно первому, объективно-онтологическому направлению, единственным источником и основой проектную деятельность являются внешние аналоги, реальности и факторы. Согласно второму, субъективно-интроспективному направлению -внутренние возможности, ресурсы и способности Развивающееся в последние десятилетия универсально-эвристическое направление исходит из представления о существовании многообразных вариантов самореализации проектной активности. Мы придерживаемся последнего направления, и считаем, что все формы проектной деятельности, в том числе и инженерное проектирование, в paзной мере и в разном сочетании содержат моменты репродукции, инновации, модификации, а их соотношение в структуре проектных решений существенно определяется конкретным содержанием проектных задач.

Проектирование - обязательная часть профессионального обучения. В качестве его продуктов хорошо известны технические проекты. Традиционно дипломное проектирование является обучающей и одновременно контролирующей формой организации подготовки специалиста. Создание курсового и дипломного проекта выступает в качестве результирующего акта, свидетельствующего о способности студента к самостоятельному созданию и публичному предъявлению профессионального продукта.

Инженерное проектирование начинается при наличии выраженной потребности общества в технических объектах, которыми могут быть объекты строительства, промышленные изделия или процессы. «Проектирование технического объекта -это процесс, заключающийся в получении и преобразовании исходного описания объекта в окончательное его описание на основе выполнения комплекса работ исследовательского, расчетного и конструкторского характера». Проектирование включает в себя разработку технического предложения и (или) технического задания, отражающих эти потребности, и реализацию технического задания в виде проектной документации

Различают техническое проектирование (конструирование), технологическое и функциональное проектирование. Проектирование и конструирование - понятия близкие, поэтому нередко говорят о проектно-конструкторской задаче, о проектноконструкторской деятельности. Так как конструкторская задача является частью более широкого задания на проектирование, в дальнейшем мы будем употреблять единый термин - проектирование - для обозначения процесса создания проекта технической системы любой степени сложности. Целью технического проектирования на этапе профессионального обучения может быть не только создание нового объекта (инновационного продукта), но и придание ему нового, более высокого качества или изменение условий его существования. Требования к проектированию задаются заказчиком.

Особенностью современного инженерного проектирования является то, что оно основано па применении принципов системного подхода, которые во многом определили сущность разработанных в последние десятилетия новых методов проектирования. Системный подход включает в себя выявление структуры системы, типизацию связей, определение атрибутов, анализ влияния внешней среды. При системном проектировании промышленных объектов выделяют несколько обобщенных уровней, которые конкретизируются для различных подходов к проектированию и различных технических объектов. Для проектирования сложных систем характерны следующие особенности; структуризация процесса проектировании, выражаемая декомпозицией проектных задач и документации, выделением стадий, этапов, про-

ектных процедур, итерационный характер проектирования, типизация и унификация проектных решений и средств проектирования.

В зависимости от последовательности решения задач иерархических уровней различают нисходящее, восходящее и смешанное проектирование. Неопределенность и нечеткость исходных данных при нисходящем проектировании (так как еще не спроектированы ком поленты) или исходных требований при восходящем проектировании (поскольку техническое задание имеется на всю систему, а не на ее части) обусловливают необходимость прогнозирования недостающих данных с последующим их уточнением (итерационность проектирования).

Наряду с декомпозицией на иерархические уровни применяют разделение представлений о проектируемых объектах на аспекты. Аспект описания (страта) -описание системы или ее части с некоторой оговоренной точки зрения, определяемой функциональными, физическими или иного типа отношениями между свойствами и элементами.

Проектирование является многоэтапным, развернутым во времени процессом. Стадии проектирования - наиболее крупные части проектирования как процесса, развивающегося во времени. Близким к определению стадии является понятие этапа проектирования. Этапы проектирования подразделяют на части, называемые проектными процедурами. Примерами проектных процедур могут служить подготовка сборочных чертежей, анализ кинематики, моделирование переходного процесса, оптимизация параметров и другие проектные задачи. Проектирование сводится к выполнению некоторых последовательностей проектных процедур - маршрутов проектирования.

Проектирование, при котором все проектные решения или их часть получают путем взаимодействия человека и ЭВМ, называют автоматизированным, в отличие от ручного (без использования ЭВМ) или автоматического (без участия человека на промежуточных этапах). Системы, реализующие автоматизированное проектирование, называются САПР (в англоязычном написании CAP System - Computer Aided Design System).

Автоматизация проектирования - процесс разработки проекта, когда проектные процедуры и операции осуществляются разработчиком изделия при тесном взаимодействии со средствами ВТ, рациональном распределении функций между проектировщиком и СВТ и обоснованном выборе методов машинного решения задач.

Процесс автоматизированного проектирования средств управления делится на следующие этапы: системотехническое, схемотехническое, конструкторское и технологическое.

При системотехническом проектировании разработка ведется до уровня структурных (функциональных) схем, элементами которых служат блоки, узлы.

Схемотехническое проектирование устройств предусматривает разработку блоков, узлов системы до уровня принципиальных схем.

Конструкторское проектирование устройств предусматривает разработку конструкции устройства.

Технологическое проектирование заключается в разработке технологической подготовки производства с изготовлением документации для изготовителя. Процесс проектирования делится на этапы, которые делятся на процедуры и операции.

Проектная процедура - совокупность проектных операций над исходными данными, выполнение которых заканчивается проектным решением.

Проектная операция - действие или совокупность действий проектировщика, составляющих часть проектной процедуры и заканчивающихся получением фрагмента проектного решения.

Проектное решение - промежуточное или конечное описание объекта проектирования, необходимое для завершения проектной процедуры.

САПР - это инструментарий проектировщика, комплекс автоматизации проектирования, взаимосвязанный с необходимыми подразделениями проектной организации или пользователем системы выполняющей автоматизированное проектирование.

САПР объединяет технические средства, лингвистическое, информационное, методическое, организационное, математическое и программное обеспечения.

Существует два способа проектирования - восходящее и нисходящее.

При восходящем проектировании (проектирование внизу вверх) осуществление процедур в низких иерархических уровнях предшествует выполнению процедур, относящихся к более высоким иерархическим уровням.

Для нисходящего - (проектирование сверху вниз) - характерна противоположная последовательность осуществления процедур и этапов.

Основной функцией САПР является выполнение автоматизированного проектирования на всех или отдельных стадиях проектирования объектов и их составных частей.

Процесс проектирования технических систем имеет две стороны: материально-предметную и психологическую. Первая опирается на систему математических, естественнонаучных и технических знаний о свойствах проектируемых объектов, историю развития техники, понимание основных закономерностей научнотехнического прогресса. Для выявления психологических закономерностей инженерного проектирования необходимы комплексные психолого-педагогические исследования различных его аспектов: структуры проектной деятельности, особенностей ее отдельных этапов, творческих элементов проектной деятельности и т.д. Следует отметить, что исследования психологических особенностей проектной деятельности инженера тесно переплетены с исследованиями в области эвристики и инженерной психологии. Одной из первых попыток изучения психологических вопросов технического творчества является работа Т. Рибо, который выявил четыре этапа в деятельности изобретателей и конструкторов. К его позиции близок П.К. Эн-гельмейер, выделивший три этапа технического творчества, возникновение идеи технического устройства и дальнейшее более глубокое осознание и оценка человеком; разработка плана будущего изобретения; стадия практической реализации этого плана.

С.Л. Рубинштейн впервые выдвинул мысль о том, что особенность работы инженера - творца новой техники заключается в том, что результатом его деятельности является «создание веши, реального предмета, механизма, который разрешает определенную проблему. Он должен ввести что-то новое в контекст действительности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредована деятельностью человека, техникой: а ней воплощено историческое развитие научной мысли».

Так, Дж.Р. Диксон в своей монографии «Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений», приводит важнейшие качества, необходимые проектировщику и дает развернутую характеристику творческой инженерной деятельности, В которую входят:

1. Изобретательность - умение генерировать новые полезные идеи, лежащие в основе вещей и процессов, предназначенные для достижения поставленных целей.

2.Умение проводить инженерный анализ - способность анализировать данный элемент, систему или процесс с использованием технических и научных прин-

ципов с целью быстрого получения правильного решения.

3.Технические знания - доскональное знание и глубокое освоение конкретной инженерной специальности.

4.Широкая специализация - способность компетентно и уверенно разбираться в основных проблемах или идеях научных дисциплин, лежащих за пределами данной узкой специальности.

5. Математическое мастерство - умение при решении применять мощный математический аппарат.

6. Умение принимать решения в условиях неопределенности, но при полном и всестороннем учете всех существенных факторов.

7. Знание технологии производства - понимание возможностей и ограничений как прежних, так и новых технологий.

8. Умение передавать информацию о полученных результатах - способность выражать свои мыши четко и убедительно (устно, письменно, графически).

Дж. Р. Диксон предложил следующую схему проектной деятельности: уяснение цели - выбор пути решения задачи - формирование идеи - инженерный анализ -конкретизация решения - производство - распределение, сбыт и использование. Автор считает, что при инженерном проектировании Специалисту необходимо решить две центральные задачи. Во-первых, надо найти идею решения (метод, схему), а, во-вторых, количественно проанализировать эту идею. Первая задача - исследовательская, творческая, новаторская. Ее решение предполагает помимо овладения некоторым запасом знаний умение осуществлять поисково-комбинаторную деятельность, анализировать результаты и выбирать оптимальный вариант из нескольких возможных. Выполнение второй задачи - количественный анализ схемы - предполагает овладение специальными техническими знаниями и математическими умениями. Дж.Р. Диксон делает вывод о том, что процесс проектирования неоднороден, включает как продуктивную, так и репродуктивную деятельность; что основные этапы проектирования «изобретательство, инженерный анализ и принятие решений представляют собой три различных процесса интеллектуальной деятельности».

Особенностью проектной деятельности является ее поисково-комбинаторный характер. Выполнение такой деятельности предъявляет к человеку ряд требований: инженер проектировщик помимо специальных, общепрофессиональных знаний должен обладать системным техническим мышлением и развитыми техническими способностями. Рассматривая структуру технического мышления и способы его формирования и развития, автор выдвигает гипотезу о трехкомпонентной структуре технического мышления, в котором понятийные, обратные и практические компоненты занимают равноправное место и находятся в сложном взаимодействии между собой. На разных этапах решения технических задач доминируют различные компоненты мыслительной деятельности.

Рассматривая структуру проектной деятельности, выделяются следующие ее компоненты (содержательно-информационный, функционально-методологический, процедурно-организационный) и уровни (личностный, понятийный, предметный, операциональный и действенный) Анализируя возможности современных САПР, рассматриваются три концептуально различных направления повышения эффективности проектной деятельности с использованием ЭВМ.

По мнению многих авторов особенностью объектов проектирования современного инженера является, прежде всего, высокий уровень системности. Преобразующая или познавательная деятельность специалиста может охватывать как всю систему (объект) в целом, так и отдельные его подсистемы (отдельные стороны объекта, предметы). Но в любом случае преобразующая деятельность специалиста с высшим техническим образованием должна учитывать максимум связей объекта

как внутрисистемных, так и межсистемных связей. Именно в этом мы видим одно из существенных отличий деятельности специалиста с высшим и средним техническим образованием. Особенность проектной деятельности инженера заключается в том, что она предполагает широкий взгляд на разрабатываемый продукт, рассмотрение его не только с точки зрения сугубо технической, но с учетом социальных, психологических, экономических, эстетических, организационных и других факторов. Инженеру-проектировщику при разработке нового технического объекта для серийного производства следует учитывать не только его функциональное назначение, но и ресурсы необходимых материалов, оборудования и технологии, возможность автоматизации производства и создания безотходного технологического цикла и т.д.

Приведенные в государственных образовательных стандартах профессиональные задачи специалиста в области автоматизации технологических процессов и производств в области проектирования, могут быть эффективно решены только с позиций системного подхода.

Основываясь на психологических особенностях проектной деятельности, мы считаем, что подготовка специалиста в области автоматизации технологических процессов и производств в условиях технического университета должна быть нацелена на:

• формирование системного инженерного мышления;

• развитие креативных качеств личности;

• достижение конечного результата - готовности выпускников к разработке инновационных проектов.

Системное инженерное мышление характеризуется способностью видеть проектируемый объект с разных позиций и решать задачи, связанные с его освоением, творчески, самостоятельно, на уровне ориентировки во всем комплексе связей и отношений. Необходимым условием формирования системного инженерного мышления является интеграция содержания учебною материала отдельных дисциплин, то есть процесс подготовки специалистов в (техническом вузе должен включать не только решение частных инженерных задач (принятие решений на микроуровне), но и анализ деятельности на более высоких уровнях, включая макроуровень, где техническая система, являющаяся объектом той или иной специальности, рассматривается в целом, причем не изолированно, а в ее реальной взаимосвязи с окружающей средой.

Формирование таких составляющих системного инженерного мышления как гибкость (использование различных стратегий решения инженерных задач), дивергентность (получение множества вариантов решений и выбор оптимальных), оперативность (быстрота перехода от вербально-абстрактных к нагляднодейственным операциям в условиях высшей школы должно основываться на овладении студентами современной методологией, формами и средствами проектной деятельности, в частности, математическими методами автоматизированного проектирования, компьютерного и имитационного моделирования технологических процессов и технических объектов.

Необходимым условием проектной деятельности, включающей решение технических проблем различного уровня сложности, является способность проектировщика к творчеству.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Автоматизация проектирования; Учебное пособие для вузов / О.В. Алексеев,

А.А. Головков, И.Ю. Пивоваров и др.; Под ред. О.В. Алексеева. - М.; Высш. Шк., 2000.

2. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: системный подход / Пер. с польск. - М., 1981.

3. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование, ЛСЛБЕМЛ - 2005.

4. Сазанов Б.В. К определению понятия «проектирование» // Методология исследования проектной деятельности. - М., 1973.

5. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. -1985. - № 10.

А.Е. Фатеев

О ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ВЛАДИМИРА НАБОКОВА

В современных лингвистических исследованиях одним из базовых понятий является понятие языковой личности. Вслед за В.В. Воробьевым, Ю.Н.Карауловым, К.Ф. Седовым и другими учеными под языковой личностью мы будем понимать личность, реконструированную в своих основных чертах языковыми средствами через текст.

Проблема языкового выражения личности становится особенно актуальной в свете развития антропоцентрического направления лингвистики, литературоведения и других наук. В художественном тексте образ автора, его языковая личность становится важнейшей текстообразующей категорией, поскольку вся "художественная действительность" строится через призму его восприятия.

Языковая личность В. Набокова в последние десятилетия находится в поле зрения отечественных лингвистов, литературоведов, культурологов (работы Б. Носика, Ю.Д. Апресяна, Т.А. Чанкаевой, В.Е. Александрова).

Языковая личность В. Набокова чрезвычайно многогранна: он писал романы, пьесы, воспоминания, литературно-критические статьи, шахматные этюды и т.д. Поэзия В. Набокова, с которой он начинал свой путь в литературу, в этом ряду стоит особняком. По сравнению с поэзией Маяковского и Хлебникова, Ахматовой и Цветаевой, Ходасевича и Георгия Иванова стихи В.Набокова выглядели культурновторостепенными, традиционно-книжными. Однако проверку временем они выдержали и являются составной частью его литературного наследия и материалом для воссоздания языковой личности В. Набокова.

Ю.Д. Апресян отметил, что "биография Набокова, подобно биографии Пушкина, ныне расписана по месяцам, а иногда и по дням с микроскопической точностью. Однако составить сколько-нибудь полное представление о его личности трудно.. ."[Апресян, 2000, 494]. Исследователь предпринял интересную попытку воссоздать штрихи портрета писателя через описание внешности, черт характера

В.Набокова, а также через систему таких категорий, как интеллектуальное бесстрашие, чувство чести, эрудиция и т.д.

Метатему В. Набокова Ю.Д. Апресян определил как "преодоление смерти человека по имени Владимир Набоков силой его творческого сознания, внутри которого он заставляет жить сознание своих читателей" [Апресян, 2000, 501]. В русле такого определения метатемы творчества писателя исследование особенностей его языковой личности становится еще более актуальным.

Метатема творчества подчиняет себе творческие темы и линии и реализуется через них. Одной из ведущих тем набоковского творчества является тема России: она проходит и через эссеистику, и через художественную прозу, и через поэзию.

Тема России в поэтическом творчестве В. Набокова уже находила свое отражение в трудах исследователей, однако ее значимость для постижения творческого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.