Научная статья на тему 'Формирование проектной культуры'

Формирование проектной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1946
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование проектной культуры»

С. ДВОРЕЦКИЙ, профессор

Н. ПУЧКОВ, профессор Е. МУРАТОВА, кандидат педагогических наук

Тамбовский государственный технический университет

Этап проектирования более чем на семьдесят процентов определяет качество и надежность функционирования внедряемых технических, экономических и социальных систем. Поэтому проектная культура должна естественным образом находить отражение в программах подготовки специалистов с высшим техническим образованием, а затем через профессиональную деятельность по разработке прогрессивных технологий и оборудования способствовать перестройке отечественной промышленности на выпуск конкурентоспособной продукции, несущей в себе общекультурные ценности.

Современному проектированию присуща тенденция, определяющая его направленность не столько на сам разрабатываемый объект, сколько на происходящие в ходе его освоения и использования изменения в сфере производства, сбыта и потребления, то есть переход от проектирования отдельных технических объектов к созданию и инженерно-техническому обеспечению всех этапов функционирования социотехнических систем. Необходимость разработки таких систем влечет за собой постоянное совершенствование методов, средств и организационных форм проектной деятельности, что проявляется в системном подходе к проектированию, применении методов математического моделирования и оптимизации, искусственного интеллекта, в широком использовании возможностей компьютерного инжиниринга.

Формирование

проектной

культуры

Система обучения должна обеспечить освоение студентами современной методологии, организационных форм и средств проектирования социотехни-ческих систем с целью формирования системно-целостного видения информационно-профессиональной сущности проектных процедур. Готовность к проектной деятельности заключается в способности выпускника к разработке новых наукоемких видов продукции на основе современных технологий компьютерного проектирования с учетом множества ограничений технологического, технического, экологического, экономического, эргономического и социального характера. Важнейшая роль в формировании этой готовности в условиях высшей технической школы принадлежит курсовому и дипломному проектированию.

«Проектирование - самостоятельная работа студента, основной целью которой является развитие и закрепление теоретических знаний и расчетнографических навыков при решении практических инженерных проблем с использованием последних достижений науки и техники, в том числе новых информационных технологий» [1]. Являясь одной из форм учебно-познавательной деятельности студентов, оно имеет ряд особенностей, учет которых позволяет сформировать у студентов требуемый социальным заказом уровень готовности к проектированию со-циотехнических систем.

Учебное проектирование, как никакая другая форма обучения, обеспечи-

вает развитие способности студентов к выполнению профессиональных функций в связи с комплексным характером заданий, близостью его структуры к реальной проектной деятельности. При наличии довольно большого объема выполняемых проектов и количества часов, отводимых в учебных планах инженерных специальностей на консультации и самостоятельную работу, студенту под силу освоить проектирование различных уровней технических объектов - от отдельных узлов до социотехнических систем. В процессе учебного проектирования происходит одновременно как проверка теоретических знаний, сопровождающаяся их повторением, углублением, систематизацией, так и формирование умений применять их для решения конкретных инженерных задач, развитие и закрепление у студентов инженерных навыков принятия решений и их практической реализации в виде соответствующей проектно-конструкторской документации. В процессе самостоятельного выполнения студентами проектов различного уровня сложности происходит усвоение современных методов, организационных форм и средств инженерного проектирования и формирование системно-целостного видения сущности проектных процедур. Учет преподавателями индивидуальных особенностей каждого студента при определении структурно-содержательной и организационно-процессуальной сторон учебного проектирования позволяет обеспечить оптимизацию процесса овладения ими профессиональной деятельностью, формирование мотивационной, когнитивной, операциональной, информационной и эмоционально-волевой готовности к ней.

Коллеги полагают, что студенты, обучающиеся 5 лет и выполнявшие дипломные проекты в течение 16 недель,

адаптируются на производстве за 2-2,5 года; при обучении по 5,5-6 летней программе и длительности дипломного проектирования в течение 7-8 месяцев адаптация выпускника вуза на производстве сокращается до 6 месяцев [2]. Однако, на наш взгляд, решающее значение для эффективности подготовки имеет не количество часов, отводимых в учебном плане на курсовое и дипломное проектирование, а методика его организации.

Разработанная нами методика организации курсового и дипломного проектирования базируется на учете психологических и инженерно-технических особенностей современной проектной деятельности специалиста машиностроительного профиля [3]. Она предусматривает:

• разделение процесса выполнения учебного проекта на отдельные этапы и нацеленность каждого этапа на формирование мотивационного, когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и информационного компонентов готовности к инновационнопроектной деятельности;

• выявление дидактических условий активизации учебно-познавательной деятельности студентов в соответствии с педагогическими целями и особенностями каждого этапа проектирования;

• определение комплекса учебнометодических и программно-технических средств, необходимых для проектной деятельности специалиста, и формирование готовности к их использованию посредством организации информационной среды курсового и дипломного проектирования.

Поиск оптимальных дидактических условий организации курсового и дипломного проектирования проводился нами путем выявления общих (для процесса учебного проектирования в целом) и специфических (для отдельных

проектных процедур) факторов, влияющих на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов в процессе овладения ими основами проектной деятельности. С учетом различных этапов проектирования они представлены в табл.1.

Методические приемы создания и

обеспечения перечисленных в таблице дидактических условий при подготовке студентов специальностей 170500 «Машины и аппараты химических производств» и 170600 «Машины и аппараты пищевых производств» приведены в [4-6]. В связи с тем, что объем журнальной статьи не позволяет рассмот-

Таблица 1

Этапы проекти- рования Дидактические условия активизации учебно-познавательной деятельности Цели подготовки студентов к инновационно-проектной деятельности

“Проанали- зировать задание” • Привлечение студентов к разработке технического задания на проектирование. • Формулировка технического задания в виде проблемы. • Актуальность, профессиональная направленность и практическая значимость решаемых задач. Формирование умений: • постановки целей и задач инновационного проекта; • разработки стратегии проектирования с применением методов сетевого планирования.

“Выполнить проект” • Самостоятельный выбор методики расчетов. • Анализ полученных решений и выбор оптимального. • Групповой характер проектирования. • Выполнение междисциплинарных проектов. • Использование специализированного программного обеспечения. • Преемственность решаемых в проектах задач. • Поэтапный контроль графика и качества работы. Формирование навыков: • системного анализа объектов проектирования; • применения математических методов автоматизированного проектирования, компьютерного и имитационного моделирования; • разработки инновационных проектов наукоемких производств с учетом показателей качества продукции, критериев энерго- и ресурсосбережения и экологической безопасности; • использования САЭ/САМ/САБ-систем, САЬ8-технологий при разработке нового оборудования.

“Оформить документа- цию” • Наличие достаточного количества учебнометодической, научно-технической и справочной литературы. • Использование возможностей компьютерных систем и информационных технологий. Формирование навыков оформления технической документации с использованием: • электронных библиотек; • баз данных и знаний; • графических подсистем САПР.

“Защитить проект” • Доступность информации о требованиях комиссии к защите проектов. • Возможность консультации у специалистов предприятий и преподавателей других кафедр. • Групповая работа над подготовкой к защите проекта. Формирование: • умений обоснования принятых в проекте инновационных решений; • коммуникативной готовности к работе в профессиональной среде.

реть влияние всех обозначенных в табл.1 дидактических условий на эффективность учебного проектирования, рассмотрим в качестве примера такой аспект активизации учебно-познавательной деятельности студентов, как комплексное использование возможностей прикладных информационных технологий и компьютерных систем.

Готовность к проектированию современных социотехнических систем подразумевает высокий уровень информационной культуры проектировщика [5-6].

Основными операциями, выполняемыми в процессе учебного проектирования с использованием информационных технологий и компьютерных систем, являются оформление текстовой технической документации, проведение технологических, механических и технико-экономических расчетов, выполнение чертежей проектируемых объектов.

Важнейшим инструментом современного инженера, позволяющим решать все больший круг профессиональных задач, являются интегрированные системы конструирования и технологической подготовки производства -CAD/ CAM/ CAE-системы. Среди возможностей CAD/ CAM/ CAE-систем следует отметить перспективность информационного обмена, так как наибольшая эффективность от применения таких систем достигается при их использовании совместно с CALS-технологиями. Следовательно, при информатизации учебного проектирования необходимо постепенно вводить информационный обмен, используя архивы электронных документов, базы данных, электронные библиотеки, сайты Интернета, специализированное программное обеспечение. Конкретные модификации программного обеспечения извлекаются из накопленного опыта и результатов подготовки потенциальных

пользователей, из образовательных программ, политики информатизации, проводимой на кафедре (в вузе).

Таким образом, при использовании компьютерных систем и информационных технологий функция «Выполнить проект» реализуется студентами за счет специального программно-методического обеспечения (программ для моделирования технологических процессов и технических объектов, выполнения расчетов, оформления графической и текстовой документации, сквозного проектирования) и информационного обеспечения на электронных носителях (справочных баз данных, баз знаний, электронных пособий и т.д.).

Анализ дидактических условий активизации учебно-познавательной деятельности на различных этапах проектирования позволил сделать вывод о необходимости расширения диапазона используемых компьютерных систем и информационных технологий, формирования единого информационно-образовательного пространства и привлечения преподавателей и студентов к его наполнению.

С этой целью на выпускающих кафедрах механико-машиностроительного факультета Тамбовского государственного технического университета разрабатываются взаимодополняющие друг друга универсальная «Система математического моделирования, оптимизации и проектирования технологических процессов и оборудования химических и пищевых производств» (далее просто «Система») и автоматизированная лаборатория удаленного доступа «Проектирование и эксплуатация химико-технологических систем».

По замыслу авторов, создаваемые «Система» и автоматизированная лаборатория представляют собой электронную энциклопедию по технологи-

ческим процессам, машинам и аппаратам химических и пищевых производств, методам их расчета, оптимизации, проектирования и обеспечивают проведение лабораторных работ и практических занятий студентов по сети Интернет. Реализованная в «Системе» стратегия интегрированного проектирования позволяет создавать высокопроизводительные энерго- и ресурсосберегающие гибкие автоматизированные технологические установки, обладающие свойством «робастности» по отношению к неопределенности (неточности) знания части исходных данных при проектировании и случайному изменению этих параметров в процессе эксплуатации.

Программно-методическое обеспечение «Системы» включает современные, эффективные и надежные алгоритмы и программы моделирования:

• гидродинамики потоков в технологических аппаратах;

• статических и динамических режимов и характеристик химико-технологических процессов и оборудования;

• прочности, показателей надежности и износостойкости деталей и узлов машин и аппаратов химических и пищевых производств;

• календарного плана выпуска продукции, в том числе многоассортиментной, и графика планово-предупредительных ремонтов технологического оборудования;

• параметрической оптимизации режимных и конструктивных параметров машин и аппаратов;

• синтеза систем автоматического управления технологическими процессами;

• интегрированного оптимального проектирования и конструирования как отдельных технологических машин и аппаратов, так и автоматизированных технологических установок, производств, социотехнических систем.

Объединение пакетов прикладных программ в единую «Систему» и обеспечение широкого доступа к представленным знаниям через сеть Интернет позволяют достичь нового качества образовательных технологий и оперативно наполнять и обновлять единую информационную среду в соответствии с достижениями современной науки и техники. На совершенно новом уровне организуются лекционные, лабораторные, практические занятия и, что очень важно, курсовое проектирование по таким традиционно сложным дисциплинам, как «Процессы и аппараты химических (пищевых) технологий производств)», «Проектирование оборудования химических (пищевых) производств. САПР», «Математическое моделирование и оптимизация технологических процессов и оборудования отрасли», а также дипломное проектирование.

На рис. 1 представлена модель профессионально-ориентированной учебно-информационной среды дипломного проектирования, включающая каналы доступа к информационным ресурсам и инструментальным средствам и позволяющая студентам использовать имеющуюся информационную базу и наполнять ее при работе над дипломными проектами. Подобное информационное пространство (среда) делает доступным все виды программного обеспечения, используемые в учебном процессе, и многие разрозненные ранее учебно-методические и научно-исследовательские разработки, что позволяет обеспечить активизацию учебно-познавательной деятельности студентов в процессе овладения ими основами инновационно-проектной деятельности. Участие студентов в информационном обеспечении процессов курсового и дипломного проектирования заключается в следующем:

• представляет собой творческую

Учебно-методическое обеспечение

• методические указания к проектированию

• научно-техническая литература по проектированию

• справочные материалы, стандарты

•____методики расчета оборудования

Программное обеспечение

текстовый редактор графический редактор электронная таблица СЛБ/СЛМ/САЕ-системы прикладные пакеты для инженерных

расчетов

Руководитель проекта

Комиссия по приему проекта

Выполнение проекта

• Ана • Про • Оф< докумен • Зап. шиз задания актирование ормление гации гита проекта

Исполнитель проекта

Нормо-

контролер

Рецензент

Проект

Составные части проекта

технологическая • экономическая • графическая конструкторская • экологическая • исследовательская

• монтажно-компоновочная

Внедрение проекта

Рис. 1. Модель учебно-информационной среды дипломного проектирования

деятельность по использованию накопленных в процессе обучения методологических приемов решения технических задач для разработки новой наукоемкой продукции или технологии;

• является действенным мотивационным фактором, способствующим

развитию интереса к различным аспектам инновационно-проектной деятельности;

• обеспечивает формирование когнитивного компонента готовности к самостоятельному поиску информации, ее систематизации и применению

на практике интегрированных профессиональных знаний;

• способствует выработке навыков выполнения реальных инженерных функций;

• формирует информационную культуру специалиста посредством освоения спектра информационно-коммуникационных технологий, используемых для выполнения различного типа и уровня сложности инженерно-инновационных разработок.

Обогащение единого информационного пространства самими студентами в ходе выполнения ими задач с помощью современных средств автоматизации и интеллектуализации под руководством преподавателей по существу является новым способом передачи знаний по схеме: «преподаватель - студент - единое информационное пространство - студент следующего поколения» вместо традиционной: «преподаватель - студент». Мы считаем такой способ обучения весьма актуальным для подготовки конкурентоспособных в сфере инженерно-инновационной деятельности специалистов, так как он позволяет сформировать у выпускника не только готовность к использованию при выполнении профессиональных функций возможностей прикладных информационных технологий и компьютерных систем, но и готовность к участию в программном оснащении своего рабочего места, в том числе созданию приложений пользователя.

Формирование проектной культуры выпускника технического вуза окажется успешным, если:

• система профессиональной подготовки будущего специалиста в техническом университете разработана с учетом психологических и инженернотехнических особенностей проектной деятельности;

• инновации в структурно-содержательном блоке подготовки направлены на выработку у выпускников системного подхода к проектированию технических объектов с учетом механических, материаловедческих, технологических, экономических параметров и экологических требований и постоянного расширения тематики проектов и типов решаемых инженерных задач, разработки заданий, требующих углубленной проработки вопросов специальной технологии, промышленной экологии, надежности оборудования, автоматизации и механизации, использования в каждом последующем курсовом и дипломном проектах результатов предыдущих, выполнения комплексных проектов по заказам предприятий;

• инновации в организационнопроцессуальном блоке подготовки способствуют овладению студентами современными методами и средствами проектирования технических систем, и эта цель достигается путем привлечения студентов к выработке задач учебного проектирования, использования методов математического моделирования, возможностей САПР, новых информационных и телекоммуникационных технологий на всех этапах выполнения проектно-конструкторских работ;

• активизация учебно-познавательной деятельности студентов обеспечивается созданием учебно-информационной, профессионально-ориентированной среды, подчиненной достижению оптимальных условий для формирования проектной культуры будущих специалистов.

Реализация разработанной методики подготовки будущих специалистов механико-машиностроительного профиля в процессе курсового и дипломного проектирования, согласно результатам проведенных педагогических ис-

следований, способствует развитию мотивационного, когнитивного, операционального и эмоционально-волевого компонентов готовности выпускников к проектной деятельности, способствует формированию у выпускников системно-целостного видения сущности проектно-конструкторских задач и овладению ими современной методологией, организационными формами и средствами проектирования социотехнических систем и повышает конкурентоспособность выпускника. Данная технология адаптивна и может быть использована для формирования проектной культуры инженеров других специальностей.

Литература

1. Курсовое и дипломное проектирование: Учебное пособие / Дворецкий С.И., Кор-

Д. ЧЕРНИЛЕВСКИЙ, профессор Московская государственная технологическая академия В. МОИСЕЕВ, профессор Пензенский технологический институт

Признание России страной с рыночной экономикой предполагает в качестве следующего шага укрепление ее позиций в мировом сообществе через вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). После подписания соответствующих документов это будет сопряжено с необходимостью соблюдения и выполнения определенных соглашений и правил. Все они будут нацелены на вхождение России в мировую рыночную экономику с честной и добросовестной конкуренцией. Предстоит создать эффективные экономические механизмы и нормально работающие законы, обес-

мильцин Г.С., Борщев В.Я.- Тамбов, 2002.

2. Радченко П.М. Групповое курсовое проектирование с элементами деловой игры.- Владивосток, 1992.

3. Методология функционального моделирования. Рекомендации по стандартизации Р50.1.028-2001. - М., 2001.

4. Подготовка к проектной деятельности как средство обеспечения профессиональной компетентности выпускника / Дворецкий С.И., Пучков Н.П., Муратова Е.И, Таров В.П. // Вестник ТГТУ.-2002.- Т.8.- № 2.- с.351-365.

5. Дворецкий С.И., Майстренко А.В., Муратова Е.И. Формирование информационной культуры специалиста // Информатика и образование.- 2001.- № 4.- С. 21-31.

6. Дворецкий С.И., Муратова Е.И., Таров

В.П. Информационные технологии в подготовке инженера / / Высшее образование в России. - 2001. - № 3. - С.130-135.

Непрерывное

образование.

Второе высшее

печивающие действенную структурную, инвестиционную и инновационную перестройку хозяйственной деятельности на макро- и микроуровне. Подготовительные работы нацелены на формирование рынка капитала (инвестиций), рынка инноваций, рынка труда и сырьевых ресурсов, рынка конкуренции, на создание рыночной инфраструктуры и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все это предъявляет высокие требования к нашей системе профессионального образования, к развитию науки и технологии, к качеству подготовки специалистов высшей квалификации.

Сегодня все более очевидным ста-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.