Научная статья на тему 'О совладающем поведении студентов-медиков на стадии завершения обучения в вузе'

О совладающем поведении студентов-медиков на стадии завершения обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
358
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТИЛИ / MEDICAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS / COPING BEHAVIOR / COPING BEHAVIOR STYLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Любовь Николаевна

В статье представлены результаты исследования стилей совладающего поведения у студентов-медиков на стадии завершения обучения в вузе (додипломной стадии профессионализации). Эмпирически показано различие в сформированности копинг-стилей, используемых студентами медицинских и немедицинских специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильева Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE COPING BEHAVIOUR OF MEDICAL STUDENTS AT THE LAST STAGE OF THEIR EDUCATION

The article presents the results of the research oncoping strategies demonstrated by medical students at the last stage of their education at higher education institution (pre-diploma stage of professionalization). The empirical difference between the levels of composition of the coping styles demonstrated by medical and non-medical students is presented.

Текст научной работы на тему «О совладающем поведении студентов-медиков на стадии завершения обучения в вузе»

УДК 378

Васильева Любовь Николаевна

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом института последипломного образования Ярославской государственной медицинской академии editor@hist-edu.ru

О СОВЛАДАЮЩЕМ ПОВЕДЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ НА СТАДИИ ЗАВЕРШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье представлены результаты исследования стилей совладающего поведения у студентов-медиков на стадии завершения обучения в вузе (додипломной стадии профессионализации). Эмпирически показано различие в сформированности копинг-стилей, используемых студентами медицинских и немедицинских специальностей.

Ключевые слова: врачебная деятельность, механизмы психологической защиты, совладающее поведение, ко-пинг-стили.

Vasilyeva Lyubov Nikolaevna

PhD in Psychology, Senior Lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology (with

a Postgraduate Education Course) of Yaroslavl State Medical

Academy

editor@hist-edu.ru

ON THE COPING BEHAVIOUR OF MEDICAL STUDENTS AT THE LAST STAGE OF THEIR EDUCATION

The article presents the results of the research on-coping strategies demonstrated by medical students at the last stage of their education at higher education institution (pre-diploma stage of professionalization). The empirical difference between the levels of composition of the coping styles demonstrated by medical and non-medical students is presented.

Key words: medical activity, psychological defense mechanisms, coping behavior, coping behavior styles.

Как известно, профессия врача предъявляет к личности требования, связанные с эмоциональными перегрузками (страданием, болью, умиранием, смертью), частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия. Осуществление деятельности в подобных условиях требует от врача высокой эмоциональной устойчивости, психологической надежности, умений противостоять стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам. Все это обеспечивается развитой личностной системой защиты как на неосознаваемом уровне (механизмами психологической защиты) [1, с. 48], так и на осознаваемом уровне (стилями совладающего поведения).

Важным этапом профессионализации врача является вузовский этап, который представляет собой сензитивный период формирования необходимых профессионально важных качеств врача, основных новообразований индивидуального стиля профессиональной деятельности. При этом особую значимость имеет додипломная стадия, на которой закладываются не только базовые компетенции, но и возможные предпосылки девиаций в профессиональной роли [2].

В основу исследования легли следующие теоретические положения:

1. Под совладающем поведением (копинг-поведением) понимается осознанная система действий, направленная на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующая человека к требованиям ситуации и помогающая преобразовать ее в соответствии с намерениями, либо позволяющая выдержать те обстоятельства, изменить которые человек не может.

2. Стиль совладания рассматривается как тенденция человека действовать определенным и последовательным образом в специфических ситуациях, выбирая определенные паттерны социального поведения. Под стилем понимается то сочетание стратегий копинг-поведения, которые человек использует наиболее часто и постоянно [3, с. 43].

Цель нашей работы - изучение стилей совладающего поведения у студентов-медиков педиатрического, фармацевтического и лечебного факультетов на этапе завершения обучения в вузе как основы формирования осознанных способов преодоления различных трудных жизненных и профессиональных ситуаций.

В исследовании принимали участие 280 студентов ЯГМА, составивших 3 группы: студенты 6 курса лечебного факультета - 100 чел., студенты 6 курса педиатрического факультета -100 чел., студенты 5 курса фармацевтического факультета - 80 чел. Возраст испытуемых - от 22 до 35 лет. Состав выборки будущих врачей по половому и возрастному признакам: мужчин -58 чел., что составило 25,6%, средний возраст - 23,5 г.; женщин - 222 чел. (74,4%), средний возраст - 22,7 г. Лечебный факультет: мужчин - 38 чел. (65,5% от общего числа респондентов), женщин - 62 чел. (27,9%), средний возраст - 23,1 г. Педиатрический факультет: мужчин - 13

чел. (22,4%), женщин - 87 чел. (39,2%), средний возраст - 22,6 г. Фармацевтический факультет: женщин - 73 чел. (32,9%), мужчин - 7 чел. (12,1%), средний возраст - 23,5 г. Кроме того, респондентами являлись 158 чел. (46 мужчин и 112 женщин), из них 79 студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультета ЯГМА и 79 студентов 5 курса юридического и экономического факультетов Ярославского государственного университета, которые составили группу, условно обозначенную как «не медики». Средний возраст студентов-медиков составил 23,24 г., «не медиков» - 21,9 лет.

Методический комплекс: для изучения стилей совладающего поведения использовался опросник Н.С. Эндлера и Д.А. Паркера «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (КПСС), адаптированный Т.Л. Крюковой, выявляющий три основные стиля: проблемно-

ориентированнный копинг (ПОК), эмоционально ориентированный копинг (ЭОК) и копинг, ориентированный на избегание (КОИ), с двумя субстилями: «отвлечение» и «социальное отвлечение». Для обработки полученный данных использовался электронный пакет SPSS 19.00 в рамках пробного периода. В качестве методов математической обработки применялась описательная статистика, непараметрические критерии: H-критерий Краскала-Уолесса и U-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования: большинство респондентов всех специальностей имеют показатели проблемно-ориентированного копинга (ПОК) в пределах нормы (m=58,01 баллов): лечебного факультета - 58%, педиатрического - 73%, фармацевтического - 77,5%. При этом количество испытуемых с уровнем показателя ПОК выше нормы больше на лечебном факультете (25%), а меньше - на фармацевтическом факультете (только 8,75%). Частота встречаемости показателя ЭОК с уровнем, соответствующим норме (m=43,17 баллов), у будущих врачей специальности «лечебное дело» (54%) значительно выше, чем у респондентов специальностей «педиатрия» (45%) и «фармация» (41,25%). Большинство респондентов-фармацевтов имеют уровень ЭОК больше нормы (56,25%). Среди испытуемых всех специальностей наиболее часто встречаются респонденты с уровнем КОИ, выше нормы (m=41,88 балла): у студентов фармацевтического факультета - 83,75%, лечебного - 52 %, педиатрического - 50%. У преобладающего числа студентов 6 курса педиатрического факультета (61%) и 5 курса фармацевтического факультета (72,5%) отмечается нормальный уровень выраженности копинг-субстиля «отвлечение». У студентов 6 курса лечебного факультета частота встречаемости показателей этого субстиля, соответствующих норме (46%) и выше нормы (45%), примерно одинаковая. У преобладающего числа студентов показатели копинг-субстиля «социальное отвлечение» имеют уровень, соответствующий норме. У незначительного числа респондентов выраженность этого субстиля ниже нормы (лечебный факультет - у 11%, педиатрический - у 7%, фармацевтический - у 2,5%). Эмоционально-ориентированный копинг (H=56,14 при р=0,000) и копинг ориентированный на избегание (H=11,96 при р=0,003) в большей степени характерны для студентов фармацевтического факультета, чем для студентов лечебного и педиатрического факультетов. Таким образом, у студентов-фармацевтов преобладает эмоциональное реагирование на ситуацию и погружение в свои переживания, сфокусирование на своих эмоциях при отсутствии действий, направленных на изменение ситуации; самообвинение и вовлечение других людей в свои переживания (ЭОК). С другой стороны, они склонны уйти от проблемы, не думать о ней вообще (проявления КОИ).

В результате сравнительного анализа стилей совладающего поведения в группах «медиков» и «не медиков» обнаружены достоверно значимые различия в уровне сформированности эмоционально-ориентированного копинга у студентов-медиков и студентов-«не медиков» (U=2312 при p=0,005): ЭОК в большей степени характерен для «не медиков», чем медиков. Выявлены достоверно значимые различия в степени выраженности копинга-ориентированного на избегание у студентов-медиков и студентов-«не медиков» (U=2374 при p=0,009), в том числе, субстилей «отвлечение» (U=1752,5 при p=0,000) и «социальное отвлечение» (U=1650 при p=0,0001): у респондентов-медиков она выше, чем у респондентов немедицинских специальностей.

Таким образом, студенты-«не медики» склонны проявлять совладающее поведение в виде эмоционального реагирования на возникшие трудности, вплоть до полного погружения в свои негативные эмоции. По сравнению с ними студенты-медики предпочитают совладание, которое проявляется в стремлении получить поддержку от других людей (субстиль «социальное отвлечение»), так и в фокусировании своего внимания на предметах и объектах, не имеющих прямого отношения к конкретной ситуации (просмотр телевизора, принятие алкоголя, сон и другие действия, характерные для субстиля «отвлечение»).

Итак, на основании проведенного исследования для данной выборки можно сделать следующие выводы:

1. Эмоционально-ориентированый копинг в большей степени характерен для студентов немедицинского профиля, чем для студентов-медиков.

2. Копинг, ориентированный на избегание, в том числе, субстили «отвлечение» и «социальное отвлечение», наиболее выражен у студентов медицинских специальностей.

3. Обучение будущих врачей оптимальным способам совладания с трудными жизненными и профессиональными ситуациями необходимо осуществлять с учетом исходного уровня сформированности у них того или иного стиля/субстиля копинг-поведения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Васильева Л.Н., Кузнецова Е.В., Рыбакова А.Ф. О защитном поведении будущих врачей // Образование и наука в XXI веке: материалы 8-ой Междунар. науч.-практ. конф. София, 2012. Т. 33.

2. Доника А.Д. Профессиональный онтогенез: Медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. М., 2009.

3. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.