Научная статья на тему 'О совести'

О совести Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3583
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕСТЬ / СОЗНАНИЕ / СИСТЕМА НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА / ПОСТУПОК / ЛИЧНОСТЬ / CONSCIENCE / CONSCIOUSNESS / SYSTEM OF MORAL VALUES / ACTION / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сидоров Константин Рудольфович

Обосновывается, что совесть является: во-первых, чувством, индикатором реализации в поступках человека его нравственных ценностей; во-вторых, медиатором движения сознания осознания своих ошибок и условием изменения себя как личности. На основе исторических и биографических данных проводится анализ трех видов поступка человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About conscience

The present paper proves that conscience is a feeling indicating the implementation of man's moral values in life, in the first place; a mediator of the consciousness movement, notably, of the realization of mistakes, and a condition for the man to change him or herself as a personality, in the second place. The analysis of three kinds of human actions is carried out on the basis of historical and biographical data.

Текст научной работы на тему «О совести»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_25_

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 1

УДК 159.923 (045) К.Р. Сидоров О СОВЕСТИ

Обосновывается, что совесть является: во-первых, чувством, индикатором реализации в поступках человека его нравственных ценностей; во-вторых, медиатором движения сознания - осознания своих ошибок и условием изменения себя как личности. На основе исторических и биографических данных проводится анализ трех видов поступка человека.

Ключевые слова: совесть, сознание, система нравственных ценностей человека, поступок, личность. 1. Что такое совесть?

A.Н. Леонтьев о значимости проблематики совести для психологии личности в одной из своих лекций сказал следующее: «... Если вы дадите мне учение о личности без этого слова (совесть), я наверное скажу, что это учение о чем-нибудь, только не о личности. В лучшем случае о личности, потерявшей совесть» [6. С. 505].

По мнению В. Франкла, совесть принадлежит к числу специфических человеческих проявлений, и даже более чем специфических человеческих, ибо она является неотъемлемой составной частью условий человеческого существования, и работа её подчинена основной отличительной характеристике человеческого существования - его конечности. «Совесть - орган смысла. Именно она является ориентиром в поисках смысла, который не только должен, но и может быть найден» [11. С. 38]. Человеку дан шанс исправиться.

О значимости совести в народе много пословиц и поговорок: Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека, Без совести и при большом уме не проживешь, Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь [10].

Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом [9. С. 730].

B. Франкл отмечает, что его нравственная совесть - это не то, что влечет, а то, перед лицом чего он принимает решение. По его мнению, инстанция, перед которой мы несем ответственность - это совесть (сверхличность). В. Франкл указывает на ответственность человека перед Богом: «Человек, выступающий на подмостках жизни и ослепленный сверкающей на переднем плане повседневностью, он всё же мудростью своего сердца всякий раз угадывает присутствие великого, хотя и незримого Наблюдателя, перед которым он отвечает за требующееся от него осуществление его личного, конкретного смысла» [11. С. 38].

В зороастризме сказано, что в собственных поступках человек руководствуется внутренним мерилом - совестью [3].

Совесть выступает своеобразным индикатором реализации в поступках человека его нравственных ценностей, условием осознания собственных проступков - безнравственных деяний, ошибок. Следовательно, совесть как чувство нравственной ответственности, является производным образованием от системы ценностей1, носителем которой является человек. Система нравственных ценностей воспитывается в человеке, и именно она, определяя его поступки и проявляясь в них, раскрывает жизнь его как Личности. Здесь следует иметь в виду три вида поступка (деяний) человека.

2. О трех видах поступка человека

Первый вид поступка. Человек, являющийся носителем нравственных ценностей, поступает в соответствии с ними. Про такого человека говорят так: «Совесть его чиста». Человеку она придаёт душевное спокойствие и уверенность в своих поступках.

Это находит своё отражение в народных пословицах и поговорках: Когда совесть спокойна, тогда и человек счастлив, У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится, Добрая совесть злому ненавистна, Добрая совесть не боится клеветы, За совесть, за честь - хоть голову снесть [10].

Здесь и далее все выделения по тексту мои: К.С.

1 Ценность - осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни [3. С. 119].

2012. Вып. 1

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Рассмотрим исторические примеры. Меткое описание поступков исторических личностей проводит М. Монтень. Одно из таких описаний: «Когда Сципиона2 обвинили перед лицом римского народа в важном преступлении, он вместо того, чтобы оправдываться перед своими судьями или заискивать перед ними, сказал им: "Очень вам это к лицу - затевать суд и требовать головы человека, благодаря которому вы наделены властью, судить весь мир". Другой раз в ответ на обвинения, которые бросил ему в лицо один народный трибун, он, вместо того, чтобы защищаться, сказал, обращаясь к своим согражданам: "Давайте пойдем и воздадим хвалу богам за победу, которую они мне даровали над карфагенянами в такой же день, как сегодня", и когда он двинулся по направлению к храму, вся толпа, и в том числе его обвинитель, последовали за ним. Когда Петилий, по наущению Катона, потребовал у Сципиона дать отчет в деньгах, потраченных во время войны против Антиоха, Сципион, явившись по этому поводу в сенат, вынул принесенную им под платьем книгу записей и заявил, что в ней содержится полный отчёт всех приходов его и расходов. Но когда ему предложили предъявить эту книгу для проверки, он наотрез отказался сделать это, заявив, что не желает подвергать себя такому позору, и собственноручно, перед лицом сенаторов, разорвал книгу в клочья. Я не думаю, чтобы человек с нечистой совестью мог изобразить подобную уверенность. Сципион обладал от природы благородным сердцем, говорит Тит Ливий, всегда устремленным к слишком высоким целям, чтобы он мог быть преступником или унизиться до того, чтобы защищать свою невиновность» [7. С. 149]. Другой пример высоконравственного поведения: «Император Конрад III, осадив Вельфа, герцога баварского, не пожелал ни в чем пойти на уступки, хотя осажденные готовы были смириться с самыми позорными и унизительными условиями, согласными только на то, чтобы дамам благородного звания, запертым в городе вместе с герцогом, позволено было выйти оттуда пешком, сохранив в неприкосновенности свою честь и унося на себе всё, что они смогут взять. Они же, руководствуясь великодушным порывом, решили водрузить на свои плечи мужей, детей и самого герцога. Императора до такой степени восхитил их благородный и смелый поступок, что он заплакал от умиления; в нём погасло пламя непримиримой и смертельной вражды к побежденному герцогу, и с этой поры он стал человечнее относиться и к нему, и к его подданным» [7. С. 10].

Следующий пример приводит Н.М. Карамзин и касается он благородных поступков Александра Невского, исполненных любовью к Отчизне и народу своему: «До селе, Александр не преклонял выи в Орде, и россияне ещё с гордостью именовали его своим независимым князем: даже стращали им моголов. Батый слышал о знаменитых его достоинствах и велел сказать ему: "Князь Новогород-ский! Известно ли тебе, что Бог покорил мне множество народов? Ты ли один будешь независимым? Но если хочешь властвовать спокойно, то явись немедленно в шатре моём, да познаешь славу и величие моголов". Александр любил отечество более своей княжеской чести: не хотел гордым отказом подвергнуть оное новым бедствиям и, презирая личную опасность не менее тщеславия, вслед за братом Андреем поехал в стан монгольский, где Батый, приняв их с ласкою, объявил вельможам, что слава не увеличила достоинств Александровых, и что сей князь действительно есть человек необыкновенный: такое сильное впечатление сделали в нем мужественный вид Невского и различные слова его, одушевленные любовью к народу российскому и благородством сердца!» [5. С. 102]. Много раз приходилось Невскому с риском для жизни ездить к ханам монгольским, ради спасения россиян («За Новгород и за всю землю Русскую») [5. С. 104]. За любовь к народу и Отечеству он причислен к лику Святых в православии. Поступки смелые, благородные, с риском для собственной жизни, не вызывающие угрызения совести. Следовательно, подлинно волевое поведение, его глубинный механизм заключен именно здесь - в системе убеждений человека, его морально-этических принципах и ценностях.

По совести, по чести жил и поступал Н.И. Пирогов - великий русский хирург, спасший многих тяжелораненых солдат от верной гибели [8].

Второй вид поступка. Человек является носителем нравственных ценностей, однако не всегда поступает соразмерно с ними. В этом случае совесть (от слова «весть», «вести») - это ориентир, указывающий человеку путь нравственного изменения себя, исправления своих ошибок и деяний. Совесть в этом случае заставляет человека переживать, терзаться, преисполняться страхом.

Как указывает Ювенал: «Первое наказание для виновного заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом... Душа как палач, терзает их скрытым бичеванием» [7. С. 147]. Как указывает Лукреций: «Многие выдавали себя, говоря во сне или в бреду, во

2 Сципион (235-138 гг. до н.э.) - выдающийся римский полководец, под водительством которого римляне победили войска Ганнибала [7].

О совести 27

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 1

время болезни, и разоблачали злодеяния, долго остававшиеся скрытыми» (Там же. С. 148). Это также находит своё отражение в народных пословицах и поговорках: От человека утаишь, от совести не утаишь, Как ни мудри, а совесть не перемудришь, Нечистая совесть спать не даёт [10].

Совесть дает человеку шанс изменить самого себя. Безнравственные поступки, пробуждающие совесть, ориентируют человека на то, что нравственные ценности, носителем которых он является, не были приняты им к исполнению. Поэтому нужно пересмотреть собственные действия и их основания, а главное поступать в соответствии с этическими принципами, нормами, законами. Совесть здесь выступает медиатором движения сознания - сначала ретроспективно - осознание своих проступков, а затем и проспективно - построение планов и намерений по исправлению собственных ошибок, самого себя.

Обратимся к фактам: «Всем, вплоть до маленьких детей, известен нижеследующий рассказ. Финикиец Бессий, которого упрекали в том, что он без причины разорил воробьиное гнездо и убил воробьёв, оправдывался тем, что эти птички без умолку зря обвиняли его в убийстве отца. До этого мгновения никто ничего не знал об этом отцеубийстве. Оно оставалось тайной, но неспящие фурии человеческой совести заставили раскрыть эту тайну именно того, кто должен был понести за неё наказание» [7. С. 148]. Верно то, что, как указывает Авл. Гелий, «содеянное зло порождает терзания - дурной умысел оборачивается против того, кто замыслил зло» (Там же).

Два других примера находим у М.Н. Карамзина, сумевшего детально и четко передать вспышки совести за содеянное Иоанна Грозного - царя российского: «Характеры сильные требуют сильного потрясения, чтобы свергнуть с себя иго злых страстей и с живою ревностию устремиться на путь добродетели. Для исправления Иоаннова3 надлежало сгореть Москве!»4. Неслыханное злодейство случилось в Москве после пожара - в поджоге оклеветали Глинских (дело рук заговорщиков), мятежники в святом храме убили родного дядю государева, извлекли его тело из Кремля и положили на лобном месте, разграбили имение Глинских, умертвили множество их слуг и детей боярских. Никто не унимал беззакония: правительства как бы не было. Царь Иоанн не провел справедливого разбирательства по делу Глинских (!), с молчаливого согласия позволил свершиться беззаконию (!). В то ужасное время, когда юный царь находился в Воробьевском дворце, явился к нему иерей Сильвестр, родом из Новагорода, приблизился к Иоанну с угрожающим перстом, с видом пророка, и гласом убедительным возвестил ему, что суд божий гремит над главою царя легкомысленного и злострастного; что огонь небесный испепелит Москву; что сила вышнего волнует народ и гнет гнева в сердца людей! Раскрыв святое писание, сей муж указал Иоанну правила, данные вседержителем сонму царей земных; заклинал его быть ревностным исполнителем их уставов, представил ему даже какие-то страшные видения, потряс душу и сердце, овладел воображением, умом юноши и произвел чудо: Иоанн сделался другим человеком; обливаясь слезами раскаяния, простер десницу к наставнику вдохновенному; требовал от него силы быть добродетельным и принял оную» [5. С. 195-204]. Как указывает историк о путях исправления Иоанна Грозного: «Худое воспитание, испортив в нем естественные склонности, оставило ему способ к исправлению в одной вере: ибо самые дерзкие развратители царей не дерзали тогда касаться сего святого чувства» (Там же). Разумеется, что пробудившаяся совесть Иоаннова благоприятно далее сказалась в управлении государством. Однако с годами правления Ио-аннова вспышки совести становились всё реже и реже, ибо ценности добродетели со временем в нём утрачивались и он превращался в тирана собственного же народа. Вот, что пишет об этом Карамзин: «Иоанн готовит Пскову участь Новгорода, думая, что и жители оного хотели изменить России5. Там начальствовал добрый князь Юрий Токманов и жил славный благочестием отшельник, салос (юродивый) Никон: один - счастливым советом, другой - счастливой дерзостию спасли город. В субботу второй недели великого поста царь ночевал в монастыре св. Николая на Любатове, видя Псков, где в

3 Как указывает историк: «Ни набожность Иоаннова, ни искренняя любовь к добродетельной супруге не могли укротить его пылкой, беспокойной души, стремительной в движениях гнева, приученной к шумной праздности и забавам грубым, неблагочинным. Он любил показывать себя царем, но не в делах мудрого правления, а в наказаниях, в необузданности прихотей, играл, так сказать, милостями и опалами; умножая число любимцев, ещё более умножал число отверженных; своевольствовал, чтобы доказывать свою независимость и ещё зависел от вельмож, ибо не трудился в устроении царства и не знал, что государь, истинно независимый, есть только государь добродетельный» [5. С. 194].

4 Событие происходило в апреле 1547 г. [5].

5 События происходили зимой 1570 г. [5].

2012. Вып. 1

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ожидании приближающейся грозы, никто не смыкал глаз; все люди были в движении; ободряли друг друга или прощались с жизнию, отцы с детьми, жены с мужьями. В полночь царь услышал благовест и звон церквей псковских: сердце его, как пишут современники, чудесно умилилось. Он вообразил живо, с какими чувствами идут граждане к заутренне в последний раз молить Всевышнего о спасении слезами припадают к святым иконам - и мысль, что Господь внимает гласу сердец сокрушенных, тронула душу столь ожесточенную! В каком-то неизъяснимом порыве жалости Иоанн сказал воеводам своим: "Иступите мечи о камень! Да престанут убийства!.." "На другой день, вступили в город, он с изумлением увидел на всех улицах, перед домами, столы с изготовленными яствами (так было сделано по совету князя Юрия Токманова): граждане, жены, их дети, держа хлеб и соль, приклоняли колена, благословляли, приветствовали царя и говорили ему: "Государь князь Великий! Мы, верные твои подданные, с усердием и любовию предлагаем тебе хлеб - соль; а с нами и животами нашими твори волю свою: ибо всё, что имеем, и мы сами твои, самовержцу великий!" Сие неожиданная чопорность была приятна Иоанну. Игумен Печерский, с духовенством встретил его на площади у церквей св. Варлаама и Спаса. Царь слушал молебен в храме Троицы, поклонился гробу св. Всеволода -Гавриила, с удивлением рассматривал тяжелый меч сего древнего князя и зашел в келию к старцу салосу Николе, который под защитою своего юродства не убоялся обвинить тирана в кровопийстве и святотатстве. Пишут, что он предложил Иоанну в дар... кусок сырого мяса; на что царь сказал: "Я христианин и не ем мяса в великий пост"; а пустынник ответствовал: "Ты делаешь хуже: питаешься человеческой плотию и кровию, забывая не только пост, но и Бога!" Грозил ему, предсказывал несчастье и так устрашил Иоанна, что он немедленно выехал из города: жил несколько дней в предместии, дозволил воинам грабить имение богатых людей, но не велел трогать иконы, сосуды, книги и, как бы невольно пощадив свою неутолимую жажду к мучительству» [5. С. 228-229]. Только человек, пренебрегающий нравственными ценностями, может совершать злодеяния и не раскаиваться за них в дальнейшем.

Следующий пример касается жизни академика А.Д. Сахарова. Ученый принимал самое непосредственное участие в разработке водородной бомбы. Однако, когда увидел страшный взрыв на полигоне, более того узнал, что из-за обрушения одного из бомбоубежищ погибли солдат и маленькая девочка, а несколько человек получили тяжелые травмы, то полностью изменил свою жизнь - стал заниматься общественной и правозащитной деятельностью, которая захватила его целиком. Папа Римский Бенедикт 16 как-то упомянул Сахарова, приводя пример гражданского мужества и внутренней свободы, и призвал равняться на русского ученого в деле отстаивания фундаментальных человеческих ценностей. Сам Андрей Дмитриевич так оценивал свои поступки: «Я никогда не считал себя лидером какого-либо движения и не претендовал на это. Все мои действия и высказывания носили частный, индивидуальный характер, отражали мои убеждения (или сомнения), мои нравственные импульсы. Я лишь старался быть на уровне собственной судьбы.» [1. С. 31]. Судьба создателя атомной бомбы, взорвавшейся над Хиросимой, американского физика Роберта Оппенгеймера в чем-то схожа с сахаровской. Ученого стали терзать моральные мучения. Он стал бороться за различные ограничения в области создания ядерного оружия, сомневался в том, нужно ли создавать термоядерное оружие. Это было основанием, чтобы отстранить его от секретных работ и отправить на скамью подсудимых [1].

Третий вид поступка. Человек поступает безнравственно, и не терзаем муками совести. В народе говорят так: «Его совесть спит», «Когда совесть раздавали, его дома не было» [10]. Совесть не пробуждается у подобного человека потому, что он не является носителем нравственных ценностей или их утратил со временем. Это лицемеры, клеветники, лжецы и эгоисты. Вообще, спектр человеческих пороков гораздо шире. Не пробудившаяся совесть за свои деяния, лишает человека возможности осознать свою безнравственность и встать на путь духовного исправления.

К примеру, Эдвард Теллер при создании оружия огромной разрушающей силы вопросами морали не терзался [1]. Не терзались муками совести и многие воинствующие политические лидеры, например, Гитлер.

По этому виду поступка есть предупреждения, содержащиеся в религиозных источниках. В Библии находим: «Кто роет яму, сам упадет в неё, и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею. Кто делает зло, на того обратится оно, и он не узнает, откуда оно пришло к нему» [2. С. 662]. В зороа-стрийском источнике «Суждения духа разума» имеется следующее высказывание: «. Даже обладая мощью и могуществом разума и мудрости, даже тогда невозможно состязаться с судьбой, так

О совести

29

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 1

как, если приблизится судьба, в добре или зле, мудрец на деле окажется в смятении, а глупец -сведущим, трус станет более смелым, а смелый - трусом, прилежный - ленивым, а ленивый станет прилежным. То, что для какой-либо («той») вещи определено, войдет в неё причиной и изгонит (из неё) всё остальное» [4. С. 99].

Таким образом, в религиозных источниках явно указывается, во-первых, что человек несет ответственность за свои поступки и, во-вторых, что «спящее сознание» (при отсутствии совести) может порой пробудить только сильные удары судьбы (рок, фатум). Это и есть предупреждение тем, кто вынашивает злые намерения - собственную судьбу мы создаем себе сами.

Действительно ли это так? Обратимся к фактам. Как сложилась судьба Лаврентия Берии? Расстрелян за преступления перед народом. Судьба Гитлера? Покончил с собой. Хрущев отстранил Г.К. Жукова от командования армией и в итоге сам был отстранен с поста генерального секретаря Брежневым и его окружением. Примеров можно приводить множество. Верно то, что спящая совесть - это трагедия для самого человека.

В заключение хотелось бы привести одну мудрую зороастрийскую пословицу: Добрые мысли, добрые слова, добрые дела [4]. Ее соблюдение позволяет избежать мучительные для человека угрызения совести.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрей Сахаров // Наша история. 100 великих имен. 2010. Вып. №41. 31 с.

2. Библия. Казань: Казанская Епархия, 1991.

3. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: МГУ, 1980. 157 с.

4. Зороастрийские тексты. Суждение Духа разума. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1997. 352 с.

5. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. М.: Просвещение, 1990. 384 с.

6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. 511 с.

7. Монтень М. Опыты. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 544 с.

8. Николай Пирогов // Наша история. 100 великих имен. 2011. Вып. №64, 31 с.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН, Российский фонд культуры. М: АЗЪ., 1996. 928 с.

10. Русские народные пословицы и поговорки / сост. А.М. Жигулев. Устинов: Удмуртия, 1986. 512 с.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М: Прогресс, 1990. 367 с.

Поступила в редакцию 16.11.11

K.R. Sidorov About conscience

The present paper proves that conscience is a feeling indicating the implementation of man's moral values in life, in the first place; a mediator of the consciousness movement, notably, of the realization of mistakes, and a condition for the man to change him or herself as a personality, in the second place. The analysis of three kinds of human actions is carried out on the basis of historical and biographical data.

Keywords: conscience, consciousness, system of moral values, action, personality.

Сидоров Константин Рудольфович,

кандидат психологических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

E-mail: kоnstantsid@yandex.ru

Sidorov K.R.,

candidate of psychology, associate professor Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6 E-mail: konstantsid@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.