Научная статья на тему 'О совершенствовании законодательства и практической деятельности в аспекте проблемы симуляции психического заболевания'

О совершенствовании законодательства и практической деятельности в аспекте проблемы симуляции психического заболевания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NON-IMPUTABILITY / SIMULATION / FINISHING OF CRIMINAL CASE / COMPULSORY MEASURES OF MEDICAL TREATMENT / НЕВМЕНЯЕМОСТЬ / СИМУЛЯЦИЯ / ПРЕКРАЩЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Секретарева Т. М.

Затрагивается проблема симуляции преступниками психических заболеваний. По мнению автора, в решении данной проблемы имеют значение два аспекта: совершенствование законодательства и совершенствование практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Секретарева Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT IMPROVEMENT OF LEGISLATION AND PRACTICE IN PROBLEM OF SIMULATION OF MENTAL ILLNESS

The author of the article touches upon the problem of simulation of the criminals mental illness. According to the author, two aspects the improvement of legislation and improvement of practice have a value in solution of this problem.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании законодательства и практической деятельности в аспекте проблемы симуляции психического заболевания»

УДК 343

Т. М. Секретарева

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ СИМУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Затрагивается проблема симуляции преступниками психических заболеваний. По мнению автора, в решении данной проблемы имеют значение два аспекта: совершенствование законодательства и совершенствование практической деятельности. К л ю ч е в ы е с л о в а: невменяемость, симуляция, прекращение уголовного дела, принудительные меры медицинского характера.

ABOUT IMPROVEMENT OF LEGISLATION AND PRACTICE IN PROBLEM OF SIMULATION OF MENTAL ILLNESS

The author of the article touches upon the problem of simulation of the criminals mental illness. According to the author, two aspects the improvement of legislation and improvement of practice have a value in solution of this problem.

K e y w o r d s: non-imputability, simulation, finishing of criminal case, compulsory measures of medical treatment.

Поступила в редакцию 31 января 2017 г.

В соответствии с положениями Уголовного кодекса РФ лицо, которое не осознает фактического характера и общественной опасности своих действий (бездействия) в момент совершения общественно опасного деяния либо не может руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, признается невменяемым.

Невменяемость влечет невиновность субъекта, непривлечение его к уголовной ответственности и неприменение к нему наказания. К невменяемому субъекту может быть применено принудительное лечение. В связи с этим гражданин, преступивший закон, может предпринять попытку изобразить себя психически больным с целью введения в заблуждение суд и органы предварительного расследования, сфальсифицировав симптомы психического заболевания, т.е. симулировать его наличие в целях возможного избежания наказания, освобождения от уголовной ответственности.

Симуляция - это притворство, ложное утверждение или изображение чего-нибудь с целью ввести в обман, заблуждение1.

В юридической литературе под симуляцией понимается форма защитной реакции человека в виде сознательного, преследующего определенную цель притворного поведения в рамках производства по уголовному делу, заключающегося в фабрикации или усилении, с различной степенью достоверности, патологических явлений или искусственном вызывании симптомов психического расстройства с помощью медикаментозных средств2.

1 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е изд., стереотип. М., 1995. С. 707.

2 См.: Ермакова Е. В. Особенности доказывания на досудебных стадиях производства по уголовным делам в отношении подозреваемого, обвиняемого, симулирующего психические расстройства : дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2008. С. 9.

© Секретарева Т. М., 2017

Освобождение лица от уголовной ответственности либо от наказания вследствие учета судом ложного психического заболевания ведет к отрицательным правовым последствиям: ненаказанию виновных в совершении преступлений лиц, побуждению других лиц к совершению преступлений из-за повышения вероятности того, что можно в некоторых случаях не отвечать за противоправные поступки и, соответственно, росту преступлений. В связи с этим С. Улицкий справедливо обращал внимание на то, что применение принудительного лечения не ухудшает, а улучшает правовой статус лица3.

Проблема существования симулятивного поведения преступников, по нашему мнению, напрямую зависит от наличия в законодательстве положений, которые позволяют лицам, преступившим закон, в случае имеющегося психического заболевания «улучшить» свой правовой статус путем освобождения от уголовной ответственности. Указанные положения должны быть тщательно выверены законодателем, для того чтобы исключить желание преступников необоснованно стать освобожденными от уголовной ответственности. В случае невыверенности положений они должны немедленно исключаться из норм действующего законодательства.

Таким образом, процесс совершенствования норм законодательства в аспекте проблемы симуляции психического заболевания имеет немаловажное значение. Проанализируем вышесказанное на примере положений ст. 443 УПК РФ.

До принятия Федерального закона от 3 февраля 2014 г. № 4-ФЗ4 в УПК РФ имелась норма (ч. 2 ст. 443), позволявшая лицу освободиться от уголовной ответственности и последующего наказания, если оно имеет психическую болезнь, согласно которой суд должен был вынести постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительной меры медицинского характера, если лицом было совершено деяние небольшой тяжести.

Рассматривая данную норму с позиции существования явления симуляции в уголовных и уголовно-процессуальных отношениях, которая достаточно широко применялась в судебной практике5, заметим, что существование в законодательстве указанной нормы, существенно «улучшающей» правовой статус лиц, совершивших преступное деяние, могло способствовать их симулятивному поведению.

В настоящее время ч. 2 ст. 443 УПК РФ в усовершенствованной редакции указывает, что суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении к лицу принудительного лечения, если оно не представляет опасности по своему психическому состоянию после совершения запрещенного уголовным законом поступка.

Данная норма также востребована практикой, о чем свидетельствуют судебные решения, в которых лица с психическими болезнями подлежат освобождению от уголовной ответственности6.

3 См.: Улицкий С. Применение принудительного лечения в стадии исполнения приговора // Советская юстиция. 1987. № 14. С. 15.

4 О внесении изменения в статью 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : федер. закон от 3 февраля 2014 г. № 4-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 6. Ст. 555.

5 См., например: Постановление Починковского районного суда Нижегородской области от 13 апреля 2012 г. URL: http://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/search (дата обращения: 10.12.2016) ; Ортиков Е. Применение принудительных мер медицинского характера // Законность. 2009. № 4. С. 40-42.

6 Постановление Пресненского районного суда г. Москвы от 6 июля 2015 г. по делу 1-219/2015. URL: http://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/bsr/case/7375931 (дата об-

Таким образом, законодатель гарантирует лицу, совершившему противоправное деяние, освобождение от уголовной ответственности в случае утраты им общественной опасности для себя и окружающих, что в полной мере может способствовать улучшению правового статуса нарушителя уголовного закона.

Тем не менее понятие «утрата общественной опасности» не представляется точным и ясным, поскольку специалистам в области медицины невозможно точно предсказать, насколько сильную угрозу для общества могут представлять психически нездоровые граждане в будущем, и как будет развиваться течение их болезни. В связи с этим лица, претендующие на освобождение от ответственности, могут попытаться предпринять действия, направленные на это, например изобразить себя перед следствием и судом психически нездоровым человеком, сослаться на временное помутнение сознания, предъявить ложные документы о наличии заболевания и другие, тем самым симулируя наличие психической болезни. Так, лица, совершившие преступления, могут указать на помрачение сознания, галлюцинации, относящиеся к кратковременным психическим расстройствам, с целью показать, что они были опасны только в момент совершения противоправного деяния, а в настоящее время осознают свою вину и более закон не нарушат. Следовательно, необходимо тщательное производство судебно-психиатрической экспертизы, ее анализ судом на предмет возможного симулирования подэкспертным заболеваний психики в случае возможного применения в решении по уголовному делу положений ч. 2 ст. 443 УПК РФ. Таким образом, процесс совершенствования практической деятельности в аспекте проблемы симуляции психического заболевания также имеет важное значение наряду с совершенствованием норм законодательства.

Для полного обследования психического состояния человека при производстве судебной экспертизы специалистам в области медицины следует применять различные методы исследований. Эксперту нужно воздерживаться от предположительных оценок, не основанных на достаточной полноте информации, необходимой для окончательного заключения. При выявлении у испытуемого признаков симуляции психических или иных расстройств эксперт может высказать ему свое мнение в деликатной форме, не ущемляющей личного достоинства испытуемого, предупредить его о том, что факт симуляции будет отражен в экспертном заключении, и посоветовать прекратить симулятивное поведение7.

Необходимо также особо внимательное и тщательное исследование судьей дела, если будет установлено, что лицо по результатам его рассмотрения может подлежать освобождению от уголовной ответственности, а уголовное дело - прекращению на основании ч. 2 ст. 443 УПК РФ, так как именно суд, исследуя вопрос о наличии оснований для применения к лицу принудительных мер медицинского характера, обязан проверить в судебном заседании обоснованность выводов специалистов-психиатров о наличии у лица психического расстройства и его возможных последствиях и в зависимости от его психического состояния принять надлежащим образом мотивированное решение8. Таким образом, судья должен

ращения: 10.12.2016) ; Постановление Дербентского районного суда Республики Дагестан № 1-104/2016 от 12 октября 2016 г. по делу № 1-104/2016. URL: http://sudact.ru/regular/doc/ e8hf86m89vda=1481236432258 (дата обращения: 10.12.2016).

7 См.: Кашепов В. П. Комментарий к ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (постатейный). М., 2003. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc// (дата обращения: 09.12.2016).

8 По делу о проверке конституционности ряда положений статей 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами

наглядно оценить состояние гражданина с точки зрения наличия психического заболевания или его симуляции и объективно исследовать все доказательства в уголовном деле.

граждан С. Г. Абламского, О. Б. Лобашовой и В. К. Матвеева : постановление Конституционного Суда РФ от 20 ноября № 13-П. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67088/ (дата обращения: 09.12.2016).

Столичный бизнес-колледж (г. Йошкар-Ола) Секретарева Т. М., преподаватель правовых дисциплин

Metropolitan Business College (Yoshkar-Ola) Secretareva T. M., Lecturer of the Legal Subjects E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.