Научная статья на тему 'О совершенствовании планирования педагогической работы профессорско-преподавательского состава в Российской таможенной академии'

О совершенствовании планирования педагогической работы профессорско-преподавательского состава в Российской таможенной академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ И РАЗНОВИДНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / TYPES AND VARIETIES OF PEDAGOGICAL WORK / НОРМЫ ВРЕМЕНИ / TIME STANDARDS / ВЕРХНИЕ ПРЕДЕЛЫ И ПЛАНОВЫЕ ОБЪЕМЫ ГОДОВОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ / UPPER LIMITS AND PLANNED VOLUMES OF ANNUAL TEACHING LOAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удовенко Сергей Петрович

В статье представлены предложения по совершенствованию планирования педагогической работы профессорско-преподавательского состава в Российской таможенной академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPROVEMENT OF PLANNING AND PEDAGOGICAL WORK OF HIGHER-EDUCATION TEACHING PERSONNEL IN THE RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

The suggestions for improving the planning of pedagogical work of higher-education teaching personnel in the Russian Customs Academy are presented in the article

Текст научной работы на тему «О совершенствовании планирования педагогической работы профессорско-преподавательского состава в Российской таможенной академии»

УДК 378.1

И О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ tJ РАБОТЫ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

g В РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ

У В статье представлены предложения по совершенствованию планирования пе-

-О дагогической работы профессорско-преподавательского состава в Российской та-

Е моженной академии

¡г

^ The suggestions for improving the planning of pedagogical work of higher-education

e^ teaching personnel in the Russian Customs Academy are presented in the article

Удовенко С.П.

E

Ключевые слова: виды и разновидности педагогической работы; нормы времени; верхние пределы и плановые объемы годовой учебной нагрузки

Keywords: types and varieties of pedagogical work; time standards; upper limits and planned volumes of annual teaching load

Актуальность указанной темы обусловлена тем, что планирование педагогической работы преподавателей, опирающееся на соответствующие нормативные правовые акты, ориентирующее на применение современных технологий и методик в учебном процессе, своевременно реагирующее на изменение конкретных ситуаций, создает исходные условия для результативной творческой деятельности педагогических работников. Соответственно, проблемы, изъяны в планировании педагогической работы, отсутствие системности, должного учета предложений профессорско-преподавательского состава (далее - III 1С) и т.д. самым негативным образом влияют на конечный результат - качество образовательного процесса.

В данных заметках развиваются и конкретизируются идеи и предложения, ранее изложенные в концептуальном плане в одной из работ автора1, применительно к Российской таможенной академии (далее - Академия).

В качестве конкретного предмета исследования взят своего рода базовый документ - приказ Академии от 26.03.2015 №2 204 «О нормах времени педагогической нагрузки по видам работ для профессорско-преподавательского состава Российской таможенной академии и филиалов» (далее - Приказ).

В Приказе установлен годовой бюджет рабочего времени для ППС в объеме 1500 часов, исходя из шестичасового рабочего дня (36 часов в неделю); установлены и вводятся в действие с 1 сентября 2015 года для ППС

1 Удовенко С.П. Планирование педагогической работы преподавателей вузов: проблемы, пути решения // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 2 (50). С. 215-228.

Академии и филиалов: нормы часов педагогической (учебной) работы ППС (Прил. 1); нормы времени по видам работ (Прил. 2).

Переходя к оценке Приложений к данному Приказу, отметим: во-первых, вначале будут сформулированы рекомендации по корректировке названий (заголовков) этих приложений; во-вторых, далее будут приведены авторские суждения относительно структуры и содержания Прил. 2, а затем рассмотрены вопросы установления объемов годовой учебной работы (нагрузки) ППС, соотношения учебной и другой педагогической работы.

Итак, у Прил. № 1 есть заголовок - нормы часов педагогической (учебной) работы ППС кафедр. Между тем, в действующих нормативных правовых актах в сфере образования термин «педагогическая (учебная) работа» не используется, а применяется обозначение «учебная (преподавательская) работа» (см. например: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ст. 47, п. 6.), что вполне правомерно, так как учебная (преподавательская) работа - это один из видов педагогической работы. Далее, для Прил. № 2 приведен следующий заголовок - нормы времени по видам работ. Однако, если учесть, что данное Приложение по своей структуре представляет собой таблицу, в которой определены виды педагогической работы (учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская, организационно-методическая, воспитательная), а в рамках каждого ее вида приведены названия разновидностей (подвидов) этой работы с указанием норм времени в часах, то представляется предпочтительным, при сохранении акцента на нормы времени, следующее название - нормы времени по разновидностям учебной и другой педагогической работы.

Теперь о содержательной части Прил. № 2.

Во-первых, если основываться на действующей нормативно-правовой базе (см. например: Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367, п. 52-54; Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601, Прил. № 1, прим. 1), а также учитывать современную практику работы многих преподавателей Академии и филиалов, стоит подумать о включении в перечень видов педагогической работы ППС, помимо традиционных, и других ее видов.

Во-вторых, нормы времени, установленные для ключевых разновидностей учебно-методической работы, не мотивируют, не ориентируют преподавателей на применение инновационных форм проведения учебных занятий (интерактивные лекции, групповые дискуссии, тренинги, анализ ситуаций и т.п.)2.

В-третьих, как это ни странно, но в разделе «Учебно-методическая работа» не предусмотрен такой важнейший ее вид, как разработка рабочих программ учебных дисциплин (модулей). Есть и другие упущения.

В-четвертых, зачастую локальными нормативными актами Академии вводятся новые виды работы, которые должны выполнять преподаватели

2 Удовенко С.П. Указ. соч. С. 226-227.

Удовенко С.П.

(например, проверка курсовых и выпускных квалификационных работ на неправомерное заимствование), однако, эти виды работы и их нормирование либо не отражаются в приказах Академии «О нормах времени...», либо это происходит с большим запозданием.

В-пятых, следует отметить и то, что выполнение работы по отдельным разновидностям некоторых видов педагогической деятельности является весьма затруднительным (если вообще возможным) при сохранении жестких ограничений по объему годовой учебной нагрузки. Например, подготовка доцентом кафедры рукописи монографии объемом 10 п.л. трансформируется, при норме 50 часов на 1 п.л., в 500 часов по разделу «Научно-исследовательская работа». Очевидно, что подготовка рукописи при сохранении нормы годовой учебной работы для доцента в 850 часов - дело достаточно проблематичное.

С учетом изложенного, главными направлениями совершенствования планирования в данном сегменте педагогической работы представляются: составление перечня видов и разновидностей педагогической работы, отвечающего современным требованиям и учитывающего весь спектр педагогической работы, выполняемой преподавателями; установление норм времени по разновидностям учебной и другой педагогической работы, отражающих реальную трудоемкость их выполнения.

Указанные направления особенно актуальны еще и потому, что в самое ближайшее время с работниками Академии будут заключаться так называемые эффективные контракты, в которых, в частности, должны быть указаны трудовые функции работника, конкретные виды поручаемой ему работы (см. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»).

Теперь представляется возможным перейти к рассмотрению, пожалуй, одного из самых злободневных вопросов в планировании педагогической работы ППС.

В Прил. № 1 установлена предельная годовая учебная нагрузка по должностям ППС: заведующему кафедрой (в том числе и.о. заведующего кафедрой) - 700 часов, профессору - 800 часов, доценту - 850 часов, старшему преподавателю - 879 часов, преподавателю - 880 часов.

Означает ли это, что планируемые на учебный год объемы учебной нагрузки по должностям ППС должны обязательно совпадать с вышеуказанными объемами?

С одной стороны, если эти объемы представляют собой предельные значения годовой учебной нагрузки ППС, то логично предположить, что планируемая годовая учебная нагрузка преподавателей может быть меньше (ниже) ее предельных значений. С другой стороны, реальная практика в Академии

О совершенствовании планирования педагогической работы.

в последние годы состояла в том, что планирование и выполнение годовой учебной нагрузки ППС осуществлялось по предельным значениям.

Попробуем разобраться в этой непростой ситуации на основе анализа положений приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее - Приказ № 1601).

Вначале приведем положения из Прил. № 1 к Приказу № 1601:

- педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, устанавливается продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю (п. 2.1.);

- в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга и др. (прим. 1 к Прил. № 1).

Теперь приведем ряд положений из раздела VI «Определение учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и основания ее изменения» (Прил. № 2 к Приказу № 1601):

- для определения учебной нагрузки ППС ежегодно на начало учебного года по структурным подразделениям вузов локальным нормативным актом устанавливается средний объем учебной нагрузки, а также ее верхние пределы дифференцированно по должностям ППС (п. 6.1);

- учебная нагрузка каждого преподавателя определяется в зависимости от занимаемой им должности, уровня квалификации и не может превышать верхних пределов, устанавливаемых по должностям ППС (п. 6.2);

- в вузах верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям ППС, устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году (п. 7.1.2).

Итак, можно сделать следующие выводы из вышеприведенного фрагмента.

Во-первых, верхний предел годовой учебной нагрузки в максимальном размере (900 часов) может быть установлен, но не по всем должностям ППС, поскольку, в соответствии с п. 6.1 Приказа № 1601, верхние пределы учебной нагрузки устанавливаются дифференцированно (то есть неодинаково) по должностям ППС. Во-вторых, планируемые объемы учебной нагрузки по должностям ППС на учебный год могут быть меньше (ниже) установленных для них верхних пределов. В-третьих, определенная приказом Академии предельная годовая учебная нагрузка по должностям ППС (от 700 часов для заведующего кафедрой до 880 часов для преподавателя) фиксирует, строго

Научные сообщения

259

Удовенко С.П.

говоря, только то, что учебная нагрузка преподавателей не может быть выше этих предельных значений.

Кроме того, стоит отметить, что действующее законодательство допускает возможность (правда, в неявном виде) планировать для преподавателей, занимающих одинаковые должности, разные объемы годовой учебной нагрузки. Так, в п. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в частности, прописано: соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника (курсив наш - С.У).

Это следует понимать, по-видимому, так. К примеру, если в учебном плане на очередной учебный год по дисциплинам, закрепленным, предположим, за доцентом И.И. Петровым, произошли изменения в их трудоемкости в сторону уменьшения (например, снижение количества аудиторных часов и (или) исключение курсовых работ и т.п.), то, во-первых, планируемый объем его учебной (преподавательской) работы снизится по сравнению с предшествующим годом. Это, как мы отмечали, вполне допустимо. Во-вторых, естественно, что в таком случае изменится и соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы данного преподавателя.

Из этого можно сделать практически значимый вывод: в связи с тем, что образовательные программы по направлениям (специальностям) подготовки, одним из важных элементов которых являются учебные планы, подлежат обновлению (см. п. 23 Приказа Минобрнауки России № 1367), а, следовательно, изменения, в том числе и в учебных планах, - это не разовое мероприятие, считаем необходимым отметить, что представленные в данных заметках соображения, опирающиеся на действующие нормативные правовые акты, дают возможность для принятия взвешенных решений по вопросам, связанным с годовой учебной нагрузкой ППС Академии.

Разумеется, в данных заметках рассмотрены далеко не все аспекты планирования педагогической работы ППС. Учитывая их актуальность и практическое значение, предлагаем провести обсуждение данной проблематики на уровне Академии.

Библиографический список

1. Удовенко С.П. Планирование педагогической работы преподавателей вузов: проблемы, пути решения // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 2 (50). С. 215-228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.