Научная статья на тему 'О совершенствовании педагогического мастерства учителей вечерних (сменных) общеобразовательных школ территориальных органов ФСИН России'

О совершенствовании педагогического мастерства учителей вечерних (сменных) общеобразовательных школ территориальных органов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании педагогического мастерства учителей вечерних (сменных) общеобразовательных школ территориальных органов ФСИН России»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

**

Полковник внутренней службы Ю. П. СИБИЛЬ,

заместитель начальника отдела воспитательных колоний УСПВРО ФСИН России

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ШКОЛ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ

Одной из ключевых функций, возложенных на уголовно-исполнительную систему, является организация получения общего образования осужденными к лишению свободы.

В воспитательных колониях осужденные получают общее образование на базе вечерних (сменных) общеобразовательных школ. Ежегодно получают образование более 2 тыс. подростков.

Сегодняшний портрет среднего несовершеннолетнего осужденного выглядит следующим образом. Это юноша 16-летнего возраста, который до осуждения проживал в городе, учился в общеобразовательной школе, состоял на учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, регулярно употреблял алкоголь. Осужден за кражу к трем годам лишения

свободы. Наказание в виде лишения свободы отбывает впервые, однако ранее имел условную судимость. Отличается средним интеллектуальным уровнем, узким кругозором. Характерные черты - эгоизм, пренебрежение к этике. В последнее время мы наблюдаем тревожную тенденцию снижения уровня образования у осужденных, поступающих в воспитательные колонии, а также высокую степень их социальной и педагогической запущенности. В сравнении с аналогичным периодом прошлого учебного года в три раза увеличилось число осужденных, не имеющих никакого образования, при этом каждый третий из них еще имеет то или иное психическое заболевание.

Из анкет учащихся установлено, что 9,2 % осужденным не нравится учиться; 6,1 % - во время учебных занятий ощущают большую умственную нагрузку; 11,2 % - имеют проблемы при ответах на уроках в присутствии других учеников; 15,3 % - не нравится писать сочинения и т. д.

Учитывая названные выше проблемы, перед педагогическими работниками школ ВК стоит очень сложная задача - сформировать желание и потребность «добывать» знания,

Е

которые пригодятся им в жизни, важно «научить учиться», то есть организовать учебный процесс так, чтобы у каждого ученика была потребность самому получать знания.

В Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации говорится: «...Школа не просто передает набор знаний. Качественное обучение без воспитания невозможно». Ключевым звеном работы педагогов школ ВК является максимальное объединение двух процессов: обучения и воспитания несовершеннолетних. Правильное сочетание этих важных компонентов дает свои положительные результаты. При этом зачастую воспитательная составляющая является одной из сильных сторон деятельности школ воспитательных колоний. Многие учителя, не считаясь с личным временем, проводят кружковую, внеклассную работу. Совместно с воспитателями они принимают участие в подготовке и проведении викторин, творческих конкурсов, культурных, спортивных и других мероприятий.

Безусловно, современный педагог школ ВК должен обладать знаниями не только по своему предмету, но и умело сочетать все формы воспитания в процессе обучения.

С целью расширения своих знаний педагоги ВК взаимодействуют с региональными органами управления образованием. Например, учителя школы Можайской ВК (Московская область) прошли обучение на курсах повышения квалификации в Педагогической академии последипломного образования министерства образования Московской области. Педагоги школы Стерлитамакской ВК (Республика Башкортостан) прошли переподготовку по программе «Применение на уроках и внеклассных мероприятиях системы мониторинга качества образова-

ния VOTUM, мобильных интерактивных устройств и программно-методических комплексов». Учителя школы Рязанской ВК обучались на специальных курсах на базе Рязанского областного института развития образования по теме «Современные подходы к математическому образованию».

Многие работники школ ВК принимают участие в семинарах, конференциях и конкурсах. Так, директор школы Тюменской ВК Т. И. Коробейникова участвовала во Всероссийском конкурсе «Директор школы-2012», а педагоги школы Ангарской ВК (Иркутская область) - во Всероссийском конкурсе «Я - классный руководитель».

Учителя школ ВК Красноярского края, Архангельской и Брянской областей принимали участие в научно-практическом семинаре в Вологодском институте права и экономики ФСИН России.

В республиканском семинаре «Эффективные методы обучения, воспитания, социально-психологического и правового сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» участвовали педагоги школы Абаканской ВК (Республика Хакасия).

Взаимодействие педагогов осуществляется не только на региональном, но и на международном уровне. Директор школы Ангарской ВК (Иркутская область) И. М. Пескова прошла стажировку на международных курсах «Современные модели управления образовательным учреждением: опыт Германии и Швейцарии», а также приняла участие в международной научно-практической конференции на тему «Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: опыт, проблемы, перспективы».

С целью распространения передового педагогического опыта совершенствования учебно-воспитательной работы с осужденными, внедрения новых педа-

вопросы управления

гогических технологий, расширения сферы профессионального общения педагогов каждые два года совместно с фондом «Попечитель» проводится конкурс «Лучший учитель школ воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы». В 2013 году на базе школы Тюменской ВК проведен 19-й по счету конкурс.

В состав экспертной комиссии по оценке конкурсных материалов были включены сотрудники ФСИН России, директора школ ВК, имеющие большой опыт практической работы, представители Научно-исследовательского института ФСИН России. На рассмотрение экспертной комиссии поступили творческие работы 43 учителей, в том числе: по физике и математике - 12, информатике - 1, химии и биологии - 9, русскому языку и литературе - 9, иностранному языку - 5, истории и обществознанию - 3, географии - 2, физкультуре - 1, начальным классам -1. Конкурсные материалы оценивались по 6 критериям: полнота предоставленных документов, оформление работ, содержание творческих работ, формы работы на уроке и их результативность, использование ТСО, характеристика учителя.

Жюри конкурса

Комиссией отмечено, что все поступившие работы интересны и уникальны как с точки зрения изложения материала, так и методики преподавания, учитывающей возрастные и психологические особенности учащихся школ ВК. Отрадно отметить, что в работах конкурсантов внимание обращалось не только на повышение уровня образования, но и на формирование навыков позитивного и эстетического восприятия мира у обучающихся.

Экспертами были определены 10 финалистов. Финальный тур состоялся в школе Тюменской ВК. Конкурсанты состязались в мастерстве в течение трех дней.

При проведении открытого урока учитель математики и физики В. А. Пель-менева (Курганская область) показала элементы педагогических инноваций, а именно: каким образом надо развивать творческую активность во время урока. Учитель русского языка и литературы А. В. Шабанов (Воронежская область) показал личност-но-ориентированные ситуации на уроке литературы, при этом в учебном процессе он практикует проведение интегрированных (совместных) уроков с участием преподавателей истории, обществознания и других учебных дисциплин.

Учитель истории М. Н. Трубицина (Еврейская автономная область) применила на открытом уроке метод кейс-технологии, который предполагает обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Члены жюри конкурса отметили экономическую игру «Путь к успеху».

Учитель русского языка и литературы И. Н. Грачева (Приморский край) ор-

ганизовала коллективную работу в классе. Ее проект «Формирование патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой работы» успешно реализуется на уроках русского языка и факультативных занятиях по литературе. Учитель математики и физики Ю. И. Долматова (Волгоградская область) выбрала для открытого урока рациональные методы и приемы обучения, сочетание устных и письменных видов работ.

Учитель истории С. Н. Луканова (Калининградская область) использовала метод активного обучения (лекции с проблемными заданиями). Большое внимание ею уделяется индивидуальной работе по ликвидации пробелов, направленной на развитие у учащихся памяти. Жюри отмечено, как С. Н. Луканова на своих уроках умело создает атмосферу спокойствия и доверия между учителем и учеником. Она разработала и внедрила в практику авторскую программу «Дом, который построишь ты!».

Учитель биологии О. А. Попова (Иркутская область) и учитель химии и биологии Н. В. Дудченко (Тюменская область) ис-

Победитель конкурса А. В. Шабанов проводит открытый урок

пользовали на уроке элементы технологии адаптивной школы, вовлекая учащихся в процесс обучения через пробуждение у них желания исследовать неизвестное.

В состязательной борьбе победил и признан лучшим учителем школ воспитательных колоний в 2013 году Александр Викторович Шабанов, учитель русского языка и литературы (Воронежская область). Призерами стали учитель математики и физики Валентина Александровна Пельменева (Курганская область), учитель биологии Оксана Анатольевна Попова (Иркутская область).

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предполагает дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения; разработку и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осужденных.

Проведение подобных конкурсов профессионального мастерства является одним из способов решения указанных выше задач. ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.