Научная статья на тему 'Особенности деятельности воспитательно-трудовых колоний по исправлению несовершеннолетних осужденных в 1930-1950 годах'

Особенности деятельности воспитательно-трудовых колоний по исправлению несовершеннолетних осужденных в 1930-1950 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности воспитательно-трудовых колоний по исправлению несовершеннолетних осужденных в 1930-1950 годах»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБО ЗРЕНИЕ

И. Н. КУРКИНА доцент кафедры гуманитарных дисциплин

ВЮИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, полковник внутренней службы

Особенности деятельности воспитательно-трудовых колоний по исправлению несовершеннолетних осужденных в 1930-1950 годах

Происходящие в современном российском обществе социально-экономические преобразования привели к изменению моральных ценностей и установок, что требует от населения определенной адаптации к новым жизненным условиям. Наиболее уязвимой в сложившейся ситуации оказалась категория несовершеннолетних. Такие факторы, как недоработки в воспитании со стороны семьи, образовательных и общественных организаций, проблема общественно полезной занятости, а также увеличение числа неблагополучных семей приводят к тому, что подростки пополняют группы маргиналов с высокой криминальной активностью. Так, согласно данным, опубликованным на официальном сайте МВД России, в 2014 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 29,1 % по сравнению с 2013 годом. При этом почти на 52 % возросло количество краж, грабежей и разбоев с участием несовершеннолетних.

В связи с этим к учреждениям, исполняющим наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, предъявляются особые требования - качественное изменение самого подхода к исправлению подростков, оказавшихся в местах заключения. К сожалению, социальная изоляция часто приводит к дезадаптации, неумению и нежеланию приспосабливаться к существующим в обществе нормам морали и права, как следствие - несовершеннолетние вновь встают на преступный путь.

Если обратиться к истории, то можно отметить, что в советский период (1930-1950 годы) перед воспитательно-трудовыми колониями (ВТК) стояли трудности, очень схожие с современными проблемами. Например, более чем полвека назад

к числу наиболее популярных среди несовершеннолетних правонарушений относились преступления корыстно-насильственной направленности: кражи, грабежи, разбои. Интересен тот факт, что в социально-демографических, педагогических и криминологических характеристиках личности несовершеннолетних осужденных советского периода и отбывающих наказания в современных воспитательных колониях много общего. Так, в обозначенный исторический период большинство осужденных, отбывавших наказания в ВТК, имели уровень образования ниже среднего, а 34 % - всего четыре класса; фактически каждый второй подросток до совершения правонарушения не работал и не обучался; почти треть имели какие-либо отклонения в психическом развитии, около 3 % были признаны умственно отсталыми [1]. Контингент современных воспитательных колоний характеризуется практически аналогичными показателями: каждый четвертый воспитанник имеет лишь начальное образование, увеличивается численность практически неграмотных подростков; более половины осужденных (56,3 %) - лица без определенных занятий; примерно у 2,1 % подростков была выявлена олигофрения* в стадии дебильности [2].

Согласно отчету о работе воспитательных колоний за первое полугодие 2014 года в 2013/14 учебном году получили основное общее и среднее (полное) образование в воспитательных колониях (ВК) ФСИН России 1 808 осужденных, из них начальное образование - 85 человек, во вспомогательных классах - 103 человека. Средне-

* Олигофрения - умственная отсталость, врожденная или приобретенная в период раннего детства.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

списочная численность отбывающих наказания в ВК составляет 1 925 осужденных, 186 из которых до осуждения не были трудоустроены и не обучались. Изучение, анализ и объективная оценка деятельности ВТК по реализации педагогических, социальных и организационных методов исправления несовершеннолетних осужденных позволяет использовать накопленный опыт, а также создает объективные предпосылки для извлечения уроков из пенитенциарной истории.

Несмотря на фактическое отсутствие опыта деятельности пенитенциарных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в нашей стране, советская власть выработала достаточно эффективные принципы исправления подростков, ставшие основой будущей системы учебно-воспитательной и трудовой работы с осужденными. Была провозглашена цель создания мест лишения свободы - воспитание из осужденных подростков полезных членов общества.

К 1934 году места лишения свободы были переданы Главному управлению исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения (ГУЛАГ) НКВД СССР. В это время в общую систему исправительно-трудовых учреждений также входило 50 колоний для несовершеннолетних преступников [3]. В целом политика государства в отношении правонарушителей была достаточно жесткой и носила карательный, классовый характер, пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних осужденных выгодно отличались от мест лишения свободы для взрослых преступников. Так, обязанность получения среднего (полного) образования в условиях отбывания наказания закреплялась на законодательном уровне; в местах лишения свободы обязательно функционировали профессионально-технические училища, где выбор получаемой специальности был достаточно широким (в среднем предлагалось 10-12 профессий) [4]. Сотрудники колоний применяли дифференцированный подход при выборе специальности для каждого воспитанника: учитывалось как желание самих несовершеннолетних, так и объективный уровень их физического и умственного развития, природные задатки и наклонности, а также возможность устройства на хорошо оплачиваемую работу после выхода на свободу. Кроме того, экономические потребности страны, климатические особенности той местности, где находилась ВТК, возраст и пол осужденных определяли, по каким специальностям будут обучаться воспитанники. Это давало возможность колониям получать заказы и реализовывать выпускаемую продукцию,

а перспектива трудоустройства формировала у несовершеннолетних интерес к определенным профессиям.

Трудовое воспитание относилось к важнейшему средству исправления малолетних преступников. Показательным представляется тот факт, что в сложное для экономики страны время несовершеннолетние осужденные получали все заработанные деньги, не делая никаких отчислений, из них 75 % они могли потратить в ВТК, а 25 % выплачивалось им после отбывания наказания [4].

В местах лишения свободы была развита система поощрения подростков за хорошее отношение к труду и успехи в трудовой деятельности. Так, в Икшанской ВТК (1944-1945 годы) более половины воспитанников получили возможность свободных прогулок, дополнительных свиданий, 67 % от общего числа заключенных были занесены благодарности в личное дело, 39 % получили условно-досрочное освобождение «за успехи и достижения в трудовой деятельности» [5].

После отбывания наказания несовершеннолетних в обязательном порядке трудоустраивали: направляли на фабрики, заводы, где с ними проводили шефскую и воспитательную работу. Необходимо добавить, что в настоящее время, к сожалению, практически каждый третий подросток, освободившись из воспитательной колонии, не может трудоустроиться.

Один из классиков советской педагогической науки В. Н. Сорока-Росинский высказал мысль о том, что образование - главнейшее оружие перевоспитания [6]. В этой связи руководством ГУЛАГа особое внимание уделялось обучению осужденных подростков. Например, в ВТК отдаленных регионов не всегда можно было организовать вечерние школы, поэтому было разработано Положение о заочных отделениях вечерних общеобразовательных школ, согласно которому в колониях были созданы консультационные пункты заочных краевых, областных и городских общеобразовательных школ, где самостоятельно, а также получая в установленное время консультации учителя, осужденные осваивали учебные предметы. Каждый учащийся был обязан пройти экзаменационные испытания по всем изучаемым дисциплинам [7].

Во многих ВТК преподаватели применяли передовые методы работы, а именно: изучение личности каждого учащегося, развитие у них инициативности, вовлечение подростков в кружковую работу, проведение тематических

57

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2016

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

конкурсов, викторин и др. Так, отдел детских колоний УМВД Томской области ежегодно организовывал областные смотры лучших школьных команд по литературе, математике, географии и другим предметам. Ребят награждали ценными подарками, книгами, правом посещения выставок и др. [8]. В основу воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными были положены идеи А. С. Макаренко. Фактически на протяжении всего анализируемого периода ключевым подходом к исправлению подростков было создание в коллективе так называемого правильного общественного мнения. Для этого в ВТК был создан совет актива, призванный помогать администрации. Подростки, входящие в совет, самостоятельно решали проблемы, связанные с организацией учебных занятий, производственной и клубной, спортивной работой. В целом данное направление деятельности было сильно политизировано, его основной задачей являлось формирование у осужденных «социалистического мировоззрения», в связи с чем с ними еженедельно проводились политзанятия и политинформации.

В 1930-1950 годах в Советском Союзе активно шел процесс формирования системы общественного воздействия на подростков, находящихся в местах заключения, а также отбывших срок наказания. При этом наблюдалась тенденция к объединению усилий всех общественных сил, стремящихся нравственно оздоровить подрастающее поколение: шефских коллективов, родительских комитетов и попечительских организаций. В колониях проводилась политико-воспитательная, культурно-массовая и спортивная работа. Особого внимания и изучения заслуживает опыт налаживания связей с общественными и шефскими организациями, а также постоянная работа сотрудников мест лишения свободы с родителями и родственниками несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказания. Представители этих организаций помогали проводить мероприятия по улучшению труда и быта, оказывали помощь сотрудникам колоний в организации технических конференций, выставок, экскурсий на предприятия, встреч с передовиками производства, новаторами промышленности и сельского хозяйства, работниками культуры (к сожалению, в настоящее время эта работа находится в упадке в силу сложных социально-экономических условий «выживания» самих трудовых коллективов). Представители общественности вели систематическое наблюдение за бывшими воспитанниками, условиями их жизни.

В каждой колонии были созданы и достаточно успешно функционировали, принося положительные результаты, попечительские советы и родительские комитеты. В качестве иллюстрации приведем пример Звенигородской ВТК, где к 1947 году было налажено регулярное проведение общественных смотров достижений воспитанников с привлечением представителей шефствующих воинских частей (проводилась агитационная работа с несовершеннолетними осужденными по разъяснению необходимости защиты своей Родины, выполнения воинской обязанности), родительских комитетов, трудовых коллективов. После освобождения многие воспитанники направлялись на фабрики и заводы, где трудились по полученной в ВТК специальности. По рекомендации администрации колонии несовершеннолетние, успешно окончившие среднюю школу и вставшие на путь исправления, могли быть зачислены в институты и техникумы [9].

На современном этапе одной из основных задач, стоящих перед государством, является интенсивный поиск и разработка наилучших форм, средств и методов ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Изучение истории деятельности воспитательно-трудовых колоний, форм, методов и особенностей процесса исправления подростков позволит повысить эффективность деятельности современных мест лишения свободы. ^

1. Качественный состав служащих воспитательно-трудовых колоний НКВД СССР // ГАРФ. Ф. Р-9412 сч. Оп. 1. Ед. хр. 913. Д. 27. Л. 97-99.

2. Лузгин С. А. Социальная работа как одно из основных средств исправления осужденных. Рязань, 2012.

3. Исправительно-трудовые учреждения НКВД СССР // ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 28. Л. 192.

4. Детков М. Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. М., 1999. С. 246.

5. Воспитательно-трудовые колонии НКВД СССР. Икшанская воспитательно-трудовая колония // ГАРФ. Ф. 9489. Оп. 2. Д. 1. Л. 271.

6. Сорока-Росинский В. Н. Трудновоспитуемые // Пед. мысль. 1924. № 2. С. 205-206.

7. Куркина И. Н. Педагогические основы исправления несовершеннолетних осужденных в советской России, 1936-1957 годы : дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2003. С. 153.

8. Воспитательно-трудовые колонии НКВД СССР. Икшанская воспитательно-трудовая колония // ГАРФ. Ф. 9489. Оп. 2. Д. 269. Л. 65.

9. Отчет о воспитательной работе Звенигородской воспитательно-трудовой колонии // ГАРФ. Ф. 9413. Оп. 1. Д. 23. Л. 184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.