Научная статья на тему 'О совершенствовании отдельных экономических аспектов институциональной среды кластеров'

О совершенствовании отдельных экономических аспектов институциональной среды кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / РИСК / CLUSTER / ECONOMY / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / INNOVATION / MANAGEMENT / TAXATION / RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лямзин Олег Леонидович, Выжитович Александр Михайлович

В статье исследованы подходы федеральных и региональных органов власти к формированию отдельных элементов институциональной среды для реализации процессов экономической кластеризации. Затронут аспект ускоренного создания требуемой для стимулирования кластеризации экономики отечественной законодательной базы. Подвергнуты анализу подходы к организации разноуровневой финансовой поддержки формирования территориальных кластеров. Рассмотрены особенности налогообложения и налогового контроля как экономического аспекта институциональной среды кластеров, сформулированы основные проблемы налогообложения и рекомендации по развитию порядка налогообложения юридических лиц в условиях кластера. Проведен анализ нормативной базы в сфере налогообложения, выявлены характерные признаки деятельности участников кластеров с влиянием на налогообложение, предложена упрощенная экономическая модель расчета налога на прибыль при условии выбора участниками кластера консолидированной группы налогоплательщиков, создающая новые основы налоговых взаимоотношений. Содержание статьи может быть интересно российским и зарубежным специалистам, занимающимся вопросами развития институциональной среды кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of selected economic aspects of the institutional environment of clusters

The article studies the approaches of federal and regional authorities to creation of certain elements of institutional environment for the implementation of economic clustering. We also consider the aspect of the accelerated creation of the economy required for stimulation of clustering, and the aspect of domestic legislative framework. We analyze approaches to various financial support of the creation of territorial clusters. We also consider the features of taxation and tax control as an economic aspect of the institutional environment of clusters, we define the main problems of taxation and draw recommendations for the development of taxation of legal entities in a cluster. The article analyzes regulatory framework in taxation. We reveal the features of the activity of cluster members that affects taxation. We suggest a simplified economic model for calculating income tax provided that the participants in cluster chose a consolidated group of taxpayers that creates new bases for tax relations. The content of the article may be of interest to Russian and foreign experts engaged in the development of institutional environment of clusters.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании отдельных экономических аспектов институциональной среды кластеров»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 21 • ноябрь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

0 совершенствовании отдельных экономических аспектов институциональной среды кластеров

Лямзин О.Л. 1, Выжитович А.М. 2

1 Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия

2 Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье исследованы подходы федеральных и региональных органов власти к формированию отдельных элементов институциональной среды для реализации процессов экономической кластеризации. Затронут аспект ускоренного создания требуемой для стимулирования кластеризации экономики отечественной законодательной базы. Подвергнуты анализу подходы к организации разноуровневой финансовой поддержки формирования территориальных кластеров. Рассмотрены особенности налогообложения и налогового контроля как экономического аспекта институциональной среды кластеров, сформулированы основные проблемы налогообложения и рекомендации по развитию порядка налогообложения юридических лиц в условиях кластера. Проведен анализ нормативной базы в сфере налогообложения, выявлены характерные признаки деятельности участников кластеров с влиянием на налогообложение, предложена упрощенная экономическая модель расчета налога на прибыль при условии выбора участниками кластера консолидированной группы налогоплательщиков, создающая новые основы налоговых взаимоотношений. Содержание статьи может быть интересно российским и зарубежным специалистам, занимающимся вопросами развития институциональной среды кластеров.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кластер, экономика, институциональная среда, инновации, управление, налогообложение, риск.

Improvement of selected economic aspects of the institutional environment of clusters

Lyamzin O.L.1, Vyzhitovich A.M.2

1 Novosibirsk State Technical University, Russia

2 Siberian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia

введение

Институциональная среда кластеров оказывает существенное влияние на результаты их деятельности. Эта среда характеризуется набором особенностей, причем экономические аспекты имеют приоритетное значение как для участников кластера, так и в целом для

экономики регионов. Сегодняшний интерес к проблемам кластеризации национальных экономик в значительной мере стимулируется успешным опытом в этой сфере, имеющимся в странах-лидерах по реализации кластерной политики. Формирование кластерной базы экономического развития государства представляет из себя весьма сложный, комплексный процесс с множеством воздействующих факторов, реализуемый одновременно на макро-, мезо- и микроуровне экономики. Вместе с тем, вопросы создания институциональной среды, содействующей возникновению и развитию кластерных структур, не теряют актуальности и остаются в фокусе внимания исследователей.

Если говорить об определенных усилиях административных органов РФ по формализации структуры создающихся и поддержке уже имеющихся российских кластеров, то они сегодня заметны. В первую очередь речь здесь идет о финансовых и налоговых мерах, участии в формировании важнейших инфраструктурных элементов для развития кластеров с разработкой мер по их поддержке с институциональной точки зрения. Также стоит упомянуть и об ускоренном создании требуемой для стимулирования кластеризации экономики законодательной базы.

Проблемы формирования и развития различных аспектов институциональной среды кластеров в российской экономике в современных условиях нашли достаточно широкое отражение в работах А. Киселева [1] (К1$е1еу), А. Буланова [2]

ABSTRACT:_

The article studies the approaches of federal and regional authorities to creation of certain elements of institutional environment for the implementation of economic clustering. We also consider the aspect of the accelerated creation of the economy required for stimulation of clustering, and the aspect of domestic legislative framework. We analyze approaches to various financial support of the creation of territorial clusters. We also consider the features of taxation and tax control as an economic aspect of the institutional environment of clusters, we define the main problems of taxation and draw recommendations for the development of taxation of legal entities in a cluster The article analyzes regulatory framework in taxation. We reveal the features of the activity of cluster members that affects taxation. We suggest a simplified economic model for calculating income tax provided that the participants in cluster chose a consolidated group of taxpayers that creates new bases for tax relations. The content of the article may be of interest to Russian and foreign experts engaged in the development of institutional environment of clusters.

KEYWORDS: cluster, economy, institutional environment, innovation, management, taxation, risk. JEL Classification: 0170, D 810, L 140, R580 Received: 19.11.2017 / Published: 16.11.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Lyamzin O.L. (oll0fb.nstu.ru)

CITATION:_

Lyamzin O.L., Vyzhitovich A.M. (2017) O sovershenstvovanii otdelnyh ekonomicheskikh aspektov institutsionalnoy sredy klasterov [Improvement of selected economic aspects of the institutional environment of clusters]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (21). - 3221-3236. doi: 10.18334/rp.18.21.38552

(Bulanov, Mezentseva, 2010), А. Казанцева [3] (Kazantsev, Nikitina, Leora, Firsova, 2009), О. Лямзина [4-9] (Lyamzin, Titova, 2008; Lyamzin, Samkov, Grishina, 2009; Lyamzin, Eremina, Dosuzheva, 2011; Lyamzin O.; Lyamzin O., 2016; Lyamzin, 2016), Е. Куценко [10, 11] (Kutsenko; Kutsenko, 2015), Т. Усковой [12] (Uskova, 2008), В. Третьяк [13] (Tretiak, 2011), Д. Галимова [14] (Galimov, Klyukovkin, 2010), Е. Попова [15] (Popov, Simonova, 2013), Л. Маркова и М. Ягольницера [16, 17, 18, 19] (Markov, Yagolnitser, 2008; Markov, Yagolnitser, Teplova, 2010; Markov, 2015; Yagolnitser M., 2014), В. Тарасенко [20] (Tarasenko, 2015), И. Меньшенина [21] (Menshenina, Kapustina, 2008), В. Титовой [22] (Titova, Kolocheva, Titova, 2013) и др. исследователей.

Вместе с тем, интерес представляет дальнейшее изучение возможностей улучшения институциональной среды в силу ее высокой важности для процессов кластеризации экономики, а также значительной динамики изменений в этой сфере.

В экономической научной литературе приводится различная терминология, используемая в целях описания институциональной среды кластеров. Тем не менее анализ этой литературы позволяет констатировать, что большинство исследователей сходится в понимании институциональной среды в теории кластеров как сложившейся на определенной территории системы законодательных актов, норм и правил поведения (в том числе неформальных), оказывающей непосредственное влияние на деятельность экономических агентов. Она включает отношения с властью, правовую защищенность, условия для конкуренции.

Целью данной статьи является обзор состояния отдельных экономических аспектов институциональной среды кластеров и определение направлений их совершенствования.

о законодательном и финансовом аспекте институциональной среды экономических кластеров

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в свое время основы политики государства в этой сфере [23]. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (разработаны Министерством экономического развития РФ) конкретизировали базовые подходы к формализации и поддержке

ОБ АВТОРАХ:_

Лямзин Олег Леонидович, доцент кафедры маркетинга и сервиса, кандидат экономических наук, доцент (o[[0fb.nstu.ru)

Выжитович Александр Михайлович, доцент кафедры налогообложения, учета и экономической безопасности, кандидат экономических наук, доцент (vam_7O0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Лямзин О.Л., Выжитович А.М. О совершенствовании отдельных экономических аспектов институциональной среды кластеров // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 21. -С. 3221-3236. doi: 10.18334/rp.18.21.38552

кластеров в российских регионах [24]. Поддержка кластеризации российской экономики была отражена и в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [25]. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в явном виде требует согласования между правительственными программами и отраслевыми стратегиями с проектами территориальных инновационных кластеров. На сегодняшний день отдельные кластеры уже являются включенными в текстовую часть некоторых государственных программ, осуществляются действия по формализации мер поддержки кластеризации в подготавливаемых трехгодичных планах по реализации госпрограмм [26]. Также существует и набор региональных проектов и программ развития, стимулирующих воплощение в жизнь идей формирования региональных кластеров.

В 2012 году Правительство Российской Федерации, заблаговременно отобрав кластеры на конкурсной основе (в рамках работы Группы по развитию ГЧП (государственно-частного партнерства) в сфере инноваций при комиссии Правительства РФ по высоким технологиям и инновациям, на основе поручения Президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета РФ (11 ноября 2011 г.), утвердило список региональных инновационных кластеров, могущих получить финансовую и иную поддержку соответствующих федеральных структур [27]. Так, в 2013 году данная поддержка была осуществлена в отношении 13 кластеров на сумму 1,3 млрд рублей, а уже в 2014 году -25 кластеров на сумму 2,5 млрд рублей. В 2015 году подобная поддержка оказывалась на ту же сумму [28]. Министерство экономического развития Российской Федерации по своей линии также осуществляет субсидирование кластеризации экономики. Так, В 2013 г. оно провело отбор на конкурсной основе субъектов РФ для направления их бюджетам субсидий из федерального бюджета Российской Федерации для реализации мер, включенных в программы развития пилотных инновационных региональных кластеров. Необходимые условия по данному субсидированию были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации № 188 от 6 марта 2013 г. [29, 30].

Нужно заметить, что в настоящее время наблюдается рост заинтересованности и российских институтов развития в поддержке экономических кластеров и создания соответствующих элементов институциональной среды кластеризации. В этой связи можно упомянуть такие институты развития, как ОАО «Российская венчурная компания», Инвестиционный фонд Российской Федерации, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», которые имеют сегодня в ориентирах своей деятельности в текущем и перспективном периоде осуществление комплекса мероприятий по поддержке кластеризации экономики и конкретных кластерных структур. Подобные комплексные меры предполагают непосредственную помощь финансового характера, консалтинговую помощь и осуществление другого содействия в отработке тех проектов, что реализуются в территориальных кластерах [31] (Тоукау!о, Р1$шеппауа, 0). Согласно решениям Межведомственной

комиссии, созданной для реализации Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года, сформирована рабочая группа, провозглашающая своей целью координацию деятельности региональных институтов развития (в первую очередь в тех регионах, которые имеют инновационные кластеры). Состав этой группы достаточно представителен - в нее входят специалисты Фонда «Сколково», Российского фонда технологического развития, Фонда «Роснано», Внешэкономбанка, Ассоциации инновационных регионов России, ОАО «РВК», Сбербанка и ВТБ, Фонда Бортника, Фонда РЖС и ряда других институтов развития [32] (Shadrin, 2013).

Налоговый аспект институциональной среды кластеризации и предложения по его совершенствованию

Специфические особенности работы компаний в кластерах влияют на их налоговые обязательства. К ним можно отнести, в частности, достаточно высокий уровень взаимозависимости (кооперации) с другими участниками кластера, оформление многосторонних соглашений, активное взаимодействие со специализированной организацией кластера, обязательное выполнение требований внутренних нормативных документов кластера, осуществление инвестиций в уставный капитал специализированной организации и других участников кластера, применение договоров о совместной деятельности, заключение соглашений о предоставлении государственных субсидий и соблюдение предъявляемых требований, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

В соответствии с нормативными документами Новосибирской области официальный статус приобретается после включения в реестр кластеров. Выписка из реестра является подтверждающим документом для применения мер налогового стимулирования и использования специальных налоговых правил.

Анализ действующего законодательства, включая текущую редакцию Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) показал наличие ограниченной информации о налогообложении компаний в условиях кластера.

Имеется лишь формулировка по ставке налога на прибыль от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, а также в турист-ско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных в кластер, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности (п. 1.2 ст. 284 НК РФ). Здесь применяется нулевая ставка налога на прибыль для зачисления в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ). Налогоплательщик может использовать эту налоговую ставку начиная с отчетного периода, следующего за отчетным периодом, в котором он получил статус резидента соответствующей особой экономической зоны или кластера (абз. 5 п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Планы по изменению налогообложения в России, закрепленные в «Основных направлениях налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», не включают контекст о кластерах. В Новосибирской области местное законодатель-

ство по налогообложению по отношению к кластерам информации также не содержит, поэтому участники кластеров применяют общие правила налогообложения.

Функционирование кластеров и увеличение их количества в регионах создают актуальную потребность увеличения уровня информированности налогоплательщиков относительно особенностей их налогообложения как участников кластеров, а также надежную защиту от налоговых рисков через уточнения в НК РФ и нормативных документах.

Наиболее популярной является необходимость разъяснений налогового законодательства для налогоплательщиков - участников кластеров по вопросу налогового учета по налогу на прибыль организаций, порядку исчисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Следует отметить, что кластер считается объединением юридических лиц, а не отдельным юридическим лицом, поэтому его участники уплачивают НДС, налог на прибыль и другие налоги самостоятельно.

В отношении кластеров НК РФ не рассматривает аналогию в форме консолидированной группы налогоплательщиков. Наличие жестких установленных требований по критериям соблюдения показателей группы затрудняет фактически использование этой налоговой конструкции в кластере.

На порядок расчета налогооблагаемой прибыли участников кластера влияют следующие особенности:

• бизнес-процессы, экономически и правовые процедуры организаций кластера не должны нарушать действующее законодательство;

• в регионах могут быть утверждены отдельные налоговые льготы и преференции, например, сниженный размер ставки налога на прибыль в региональный бюджет, в зависимости от приоритетности задач и плановых показателей предприятий кластера;

• потребность в оплате услуг и работ, связанных с созданием инфраструктуры кластера, в частности, центров коллективного пользования, инжиниринга, аутсорсинга, сертификации и др.

Расходы компаний-участников кластера принимаются в налоговом учете при условии их документального подтверждения, экономического обоснования, связанности с получением выгод или расширением других возможностей кооперации. В соответствии со ст. 270 НК РФ они делятся на расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и расходы, не учитываемые при исчислении налоговой базы.

В отношении правил формирования доходов и расходов, а также налоговой базы особенностей нет, поэтому можно считать, что при ведении бухгалтерского учета и налогового учета налогоплательщики - участники кластеров должны ссылаться на ПБУ Минфина РФ и НК РФ.

Учитывая масштабность работы многих компаний, участники кластера могут вести в нем деятельность через свои обособленные подразделения, расположенные на его территории, и перечислять налог на прибыль с соблюдением правил распределения налога на прибыль по региональным бюджетам, а также в соответствии с ст. 288 НК РФ уплачивать в федеральный бюджет авансовые платежи и сумму налога без разделения по филиалам, производственным площадкам и другим обособленным подразделениям.

На основании Федерального закона от 29.12.2014 г. № 465-ФЗ с 1 января 2015 г. денежные и товарные субсидии, полученные организациями, для целей налогообложения включаются в состав доходов в порядке, установленном в ст.271 и 273 НК РФ.

Что касается мер финансовой поддержки для промышленных кластеров, то перечень возможных субсидий отражен в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 41 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения». Полученные средства в качестве субсидий учитываются для целей налогообложения как доходы, поэтому расходы, понесенные за счет указанных средств, нужно рассматривать как выполненные для ведения деятельности, связанные с получением доходов (см. Письма Минфина России от 16.05.2016 № 03-0305/27752, от 03.11.2015 № 03-03-06/63488).

При использовании субсидий необходимо знать, что таковые выдаются не безвозмездно, а для строгого целевого использования. При невыполнении целевых экономических показателей, закрепленных в соглашении о предоставлении субсидии и государственных программах, в силу различных внутренних и внешних факторов государственную субсидию необходимо вернуть в соответствующий бюджет России или региона. При нарушении условий получения субсидий денежные суммы взятых субсидий в полном объеме включаются в состав доходов того налогового периода, в котором допущено нарушение.

Участники кластеров могут получить статус налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов на основании ст. 284.3. НК РФ, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации этого проекта, составляют не менее 90 % общих доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 НК РФ. В этой ситуации возможно применять к налоговой базе пониженные налоговые ставки до 1 января 2027 года.

Деятельность участников кластеров связана также с налоговым контролем. Умение проходить налоговые проверки без налоговых санкций является конкурентным преимуществом, поскольку это влияет на укрепление деловой репутации. Принимая во внимание, что функциональная схема работы кластера имеет многочисленность последовательных участников движения потоков денежных средств, товаров, услуг, выполненных работ («цепочки контрагентов»), а финансовые результаты отдель-

ных юридических лиц в кластере могут быть отрицательными в первые годы работы, возникает значительный риск того, что участники кластеров попадут в выборку под категорию налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. ФНС России разработаны 12 критериев отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок. Например, они включаются в группу налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки по критерию «Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период». Значимость проблемы нарастает ввиду того, что внутри кластера организации являются плательщиками НДС и у них налоговые вычеты (уплаченный НДС) могут быть более 80 %, что создает предпосылки для повышенного внимания у налоговых органов.

Критической ситуацией для работы кластера может стать приостановка операций по счетам в банках, принадлежащим отдельным участникам кластера, по решениям налоговых органов из-за налоговых правонарушений. Это может нарушить непрерывность расчетов, товарных поставок внутри кластера.

С целью учета современных особенностей работы организаций в условиях кластера для уменьшения расходов налоговых органов на налоговое администрирование, исключения ситуаций с неэффективным планированием налоговых контрольных мероприятий рекомендуется внести изменения и дополнения в нормативные документы ФНС России по вопросам планирования налоговых проверок, предусмотрев уточнение критериев применительно к кластерам. Например, наличие предоставленной функциональной схемы кластера налоговому органу для проверки соблюдения цепочки расчетов может рассматриваться как положительный фактор по соответствию заявленному порядку деятельности.

В плане управления налоговыми рисками налогоплательщикам было бы необходимо выполнять систематическую работу по оценке значений общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок. Мониторинг и контроль индикаторов повышенного внимания возможно закрепить во внутренних документах за специализированной организацией кластера для повышения его налоговой безопасности, а также в локальных документах юридических лиц как его участников.

Для развития благоприятных налоговых условий сформировано предложение о предоставлении права участникам кластера выбирать способ уплаты налога на прибыль самостоятельно либо в формате консолидированной группы налогоплательщиков через специализированную организацию в кластере, если будет единогласное решение совета кластера и общего собрания участников. Реализация данной инициативы возможна при условии внесения изменений и дополнений в НК РФ относительно порядка исчисления и уплаты налога на прибыль, разработки соответствующих методов расчета необходимых показателей. Существует предположение, что данный подход мог бы способствовать уменьшению издержек на налоговое администриро-

вание группы компаний в кластере, а также снижению расходов на организацию и ведение налогового учета в компаниях.

Ввиду многообразия управленческих и иных услуг, оказываемых специализированной организацией участникам кластера, рекомендуется также уточнить в 25 Главе НК РФ возможность отнесения на расходы юридического лица стоимости услуг специализированной организации, связанных с управлением кластером либо с выполнением заявок отдельных участников кластеров.

В целях управления налоговыми рисками подходы могут быть аналогичными как при выборе партнеров по договору аутсорсинга, так и при оценке контрагента [33] (Vyzhitovich, 2015).

В ходе исследования А. М. Выжитовичем совместно с Е. В. Возмиллер была разработана финансовая модель по налогу на прибыль при предположении внесения изменений в НК РФ и условии выбора участниками кластера порядка расчета налога на основе консолидированной группы налогоплательщиков.

В таблицах 1 и 2, составленных авторами по данным исследований, проведенных в 2017 г. на материалах группы предприятий г. Новосибирска (как и таблица 3), представлены расчеты налога на прибыль в рамках двух моделей налоговых расчетов при самостоятельном налоговом декларировании отдельными участниками кластера и в формате консолидированного налогового декларирования. В качестве исходных данных представлены показатели 20 компаний, объединенных в кластер.

Далее рассмотрены условные показатели налоговой базы и налоговых поступлений по 20 компаниям кластера, в числе которых имеются предприятия с налоговыми убытками. Консолидация налоговых доходов и расходов показывает, что если компании находясь в кластере уплачивают налог на прибыль организаций самостоятельно, то:

1) они собственными силами покрывают свои убытки за предшествующие годы, что автоматически не дает им возможности развиваться;

2) бюджеты уровней поступления налога на прибыль организаций недополучают средства, необходимые для финансирования в виде субсидий для этих же и других организаций.

Если же организации выплачивают налог на прибыль организаций в формате консолидированной группы налогоплательщиков, то наблюдается иная картина:

1) организациям, получающим убытки в отчетном периоде проще, так как их убытки покрываются за счет организаций, имеющих положительный финансовый результат в отчетном периоде;

2) если рассматривать данный вариант на долгосрочную перспективу, то видно, что для бюджетов это выгодно, так как со временем поступления в бюджет будут увеличиваться, что создаст благоприятные условия для страны в целом.

В таблице 3 представлен сравнительный анализ прогнозируемых поступлений налога на прибыль при различных формах уплаты, показаны отклонения как результат перехода на консолидированную модель расчета налога на прибыль.

Таблица 1

Уплата налога на прибыль организаций самостоятельно

Компания Налоговая база за год, тыс. руб. Поступления налога на прибыль в бюджет при самостоятельной уплате, тыс. руб.

2016 2017 2018 2019 2016 2017 2018 2019

А 275,46 364,65 343,51 357,98 55,092 72,93 68,702 71,596

Б -235,46 -143,43 -51,31 0,31 0 0 0 0

В 546,54 520,25 254,35 365,47 109,308 104,05 50,87 73,094

Г 321,65 865,43 543,35 612,1 64,33 173,086 108,67 122,42

Д 54,54 85,43 94,21 77,3 10,908 17,086 18,842 15,46

Е 87,45 93,21 142,5 89,68 17,49 18,642 28,5 17,936

Ж 123,45 358,74 243,54 278,69 24,69 71,748 48,708 55,738

З -98,745 -69,74 -43,54 -3,47 0 0 0 0

И 86,53 69,87 85,43 90,9 17,306 13,974 17,086 18,18

К 568,521 549,69 353,41 442,62 113,7042 109,938 70,6826 88,524

Л -107,645 -83,643 -33,54 3,46 0 0 0 0

М 94,535 54,632 24,54 36,42 18,907 10,9264 4,908 7,284

Н 548,74 564,86 543,54 513,28 109,748 112,972 108,708 102,656

О 24,684 35,365 35,435 43,25 4,9368 7,073 7,087 8,65

П 787,46 415,34 643,54 596,34 157,492 83,068 128,708 119,268

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р 25,454 24,53 54,35 62,12 5,0908 4,906 10,87 12,424

С 35,43 24,35 23,15 25,78 7,086 4,87 4,63 5,156

Т 295,45 243,54 435,43 369,69 59,09 48,708 87,086 73,938

У -254,54 -142,545 -34,35 6,65 0 0 0 0

Ф 213,54 245,22 212,55 100,1 42,708 49,044 42,51 20,02

Итого 3393,044 4075,749 3870,1 4068,7 817,87 903,02 806,57 812,34

Источник: составлено авторами.

Предполагаемыми выгодами при введении права на применение консолидированной группы налогоплательщиков в кластере являются:

• возможность уменьшения издержек на налоговое администрирование группы компаний в кластере;

• снижение расходов на организацию и ведение налогового учета в компаниях;

• перспектива роста налоговых поступлений в результате принятия налоговых убытков в первые отчетные налоговые периоды.

Таблица 2

уплата налога на прибыль консолидированной группой

компания налоговая база за год, тыс. руб. примечание поступления налога на прибыль в бюджет в формате консолидированной группы, тыс. руб.

2016 2017 2018 2019 2016 2017 2018 2019

А 275,46 364,65 343,51 357,98 А покрывает убытки Б 8 72,93 68,702 71,596

Б -235,46 -143,43 -51,31 0,31 0 18,412 18,424 10,324

В 546,54 520,25 254,35 365,47 109,308 104,05 50,87 73,094

Г 321,65 865,43 543,35 612,1 64,33 173,086 108,67 122,42

Д 54,54 85,43 94,21 77,3 10,908 17,086 18,842 15,46

Е 87,45 93,21 142,5 89,68 17,49 18,642 28,5 17,936

Ж 123,45 358,74 243,54 278,69 Ж покрывает убытки З 4,941 71,748 48,708 55,738

З -98,745 -69,74 -43,54 -3,47 0 5,801 5,24 8,014

И 86,53 69,87 85,43 90,9 17,306 13,974 17,086 18,18

К 568,521 549,69 353,41 442,62 К покрывает убытки Л 92,1752 109,938 70,6826 88,524

Л -107,645 -83,643 -33,54 3,46 0 4,8004 10,0206 7,4

М 94,535 54,632 24,54 36,42 18,907 10,9264 4,908 7,284

Н 548,74 564,86 543,54 513,28 109,748 112,972 108,708 102,656

О 24,684 35,365 35,435 43,25 4,9368 7,073 7,087 8,65

П 787,46 415,34 643,54 596,34 157,492 83,068 128,708 119,268

Р 25,454 24,53 54,35 62,12 5,0908 4,906 10,87 12,424

С 35,43 24,35 23,15 25,78 7,086 4,87 4,63 5,156

Т 295,45 243,54 435,43 369,69 Т покрывает убытки У 8,182 48,708 87,086 73,938

У -254,54 -142,545 -34,35 6,65 0 22,399 21,639 8,2

Ф 213,54 245,22 212,55 100,1 42,708 49,044 42,51 20,02

Итого 3393,0 4075,7 3870,1 4068,7 678,6 954,4 861,9 846,3

Источник: составлено авторами.

Таблица 3

сравнительный анализ поступлений налога на прибыль, тыс. руб.

подход 2016 2017 2018 2019 итого

Обычный 817,87 903,02 806,57 812,34 3339,82

Консолидированный 678,61 954,43 861,89 846,28 3341,21

Отклонение -139,26 51,41 55,32 33,94 1,41

Источник: составлено авторами.

Заключение

В связи с нарастающими требованиями экономической безопасности кластеров на фоне разнообразных негативных внешних и внутренних факторов многое будет зависеть от деловой активности не только органов государственной власти, но и от способности развития внутренних механизмов в кластере и межкластерного сотрудничества. Крайне важным является совершенствование институциональной среды как фундамента для развития кластеров. Реализация рассмотренных выше предложений может оказать как положительное воздействие на взаимоотношения участников кластеров, так и на выполнение плановых показателей в соответствии с программами по развитию кластера и соглашениями с органами государственной власти на получение государственных субсидий.

ИСТОЧНИКИ:

1. Киселев А.В. Определение приоритетных направлений для формирования класте-

ров малых и средних предприятий на примере г. Москвы. Virtass. [Электронный ресурс]. URL: http://www.virtass.ru/admin/pics/25_02_10.pdf (дата обращения: 05.11.2017).

2. Буланов А.Ю., Мезенцева О.В. Методологические аспекты управления инновациями

в инфраструктурных элементах промышленных кластеров. - М.: Стратег, 2010. -123 с.

3. Казанцев А.К., Никитина И.А., Леора Т.Н., Фирсова С.А. Региональные научно-тех-

нологические комплексы: индикаторы оценки и методика сравнительного анализа. / Монография. Бюллетень ЦИСН №1. Серия «Экономика и менеджмент в сфере науки и инноваций». - М.: ЦИСН, 2009.

4. Лямзин О.Л., Титова В.А. О подходах к интеграции базовых участников националь-

ного инновационного процесса // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. -№ 5. - с. 19-27.

5. Лямзин О.Л., Самков Т.Л., Гришина Е.А. Разработка модели инновационных циклов

как инструмента взаимодействия межотраслевых интегрированных структур с использованием кластерного подход // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009.

- № 6. - с. 67-77.

6. Лямзин О.Л., Еремина С.Л., Досужева Е.Е. Инновационно-интеграционные аспекты

деятельности современных организаций в отечественных условиях: Монография.

- Новосибирск: НГТУ, 2011. - 170 с.

7. About analytical and structural aspects of the management system of organizations that

implement the integration steps. SGEM conference on social sciences & arts O. Lyamzin. About analytical and structural aspects of the management system of organizations that implement the integration steps. SGEM conference on social sciences & arts : conf. proc., intern. multidisciplinary sci. conf., on social sciences & arts, Bulgaria, Albena, 1-9 Sept.

2014. - Sofia : STEF92 Technology Ltd., 2014. - Vol. 3. - P. 3-8. - ISBN 978-619-710527-8, ISSN 2367-5659

8. Lyamzin O. Approaches to forming and evaluating the effectiveness of multisectoral inno-

vation associations (innovation clusters). / 11 International forum on strategic technology. - Novosibirsk: NSTU, 2016. - 432-436 p.

9. Лямзин О.Л. О логике и направлениях интеграции экономических субъектов при

формировании инновационных кластеров // Актуальные проблемы электронного приборостроения (АПЭП–2016): тр. 13 междунар. науч.-техн. конф. - 3-6 окт. 2016 г.: в 12 т. - Новосибирск, 2016. - c. 122-131.

10. Куценко Е. Кластеры в экономике: практика выявления. Обобщение зарубежного опыта. Urlid. [Электронный ресурс]. URL: http://urlid.ru/ai2u (дата обращения: 11.11.2017).

11. Куценко Е. Пилотные инновационные территориальные кластеры России: модель устойчивого развития // Форсайт. - 2015. - № 1. - c. 32-55. - doi: 10.17323/1995-459X.2015.1.32.55.

12. Ускова Т.В. Развитие региональных кластерных систем // Региональная экономика.

- 2008. - № 1(1). - c. 9-104.

13. Третьяк В. Кластеры предприятий: Монография, Изд. 3-е., 2011. - 196 c.

14. Галимов Д.А., Клюковкин В.Н. Кластеры: проблемы теории и практики. / Монография. - Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010. - 96 c.

15. Попов Е.В., Симонова В.Л. Управление развитием институтов кластерных образований // Вестник Пермского университета. - 2013. - № 1(28).

16. Марков Л.С., Ягольницер М.А. Развитие кластерной экономики в Сибирском федеральном округе. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП, 2008. - 130 c.

17. Марков Л.С., Ягольницер М.А., Теплова И.Г. Функционирование и механизмы развития производственного кластера // Регион: Экономика и Социология. - 2010.

- № 1. - c. 287-305.

18. Марков Л. Теоретико-методологические основы кластерного подхода. -Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. - 300 c.

19. Ягольницер М.А. Диагностика условий формирования инновационных кластеров в регионах России: математико-статистический подход // Экономическое возрождение России. - 2014. - № 2. - c. 93-104.

20. Тарасенко В.В. Территориальные кластеры: Семь инструментов управления. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 201 c.

21. Меньшенина И.Г., Капустина Л.М. Кластерообразование в региональной экономике. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. - 154 c.

22. Титова В.А., Колочева В.В., Титова Т.В. Обеспечение конкурентных преимуществ организации с использованием маркетинговых концепций и инструментов // Интеграл. - 2013. - № 1-2(69-70). - c. 123.

23. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Economy. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/concept/ doc20081117_01 (дата обращения: 11.11.2017).

24. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/ doc201001081702 (дата обращения: 12.11.2017).

25. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2227-р от 08.12.2011 г. «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Economy. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov. ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04 (дата обращения: 12.11.2017).

26. Указ Президента РФ N 596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике». Система Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/70170954/#help04 (дата обращения: 12.11.2017).

27. Поручение Председателя Правительства Российской Федерации №ДМ-П8-5060 от 28 августа 2012 г. об утверждении перечня инновационных территориальных кластеров. Economy. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/innovations/politic/doc20120907_02 (дата обращения: 12.11.2017).

28. Национальное деловое партнёрство Альянс-медиа. Innovbusiness. [Электронный ресурс]. URL: http://innovbusiness.ru/NewsAM/newsamshow.asp?id=19621 (дата обращения: 12.11.2017).

29. Приказ Министерства экономического развития РФ от 4 сентября 2013 года N 514 «О проведении конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров». Docs. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/499045464 (дата обращения: 12.11.2017).

30. Постановление Правительства РФ № 188 от 6 марта 2013 г. «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров». Система Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70230352/ (дата обращения: 12.11.2017).

31. Товкайло М., Письменная Е. Правительство поддержит кластеры грантами и субсидиями. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/ articles/2010/03/04/pravitelstvo-podderzhit-klastery-grantami-i-subsidiyami (дата обращения: 12.11.2017).

32. Шадрин А.Е. Ставка на лидеров // Бюджет. - 2013. - № 5.

33. Выжитович А.М. Управление налоговыми рисками при реализации стратегий аутсорсинга предприятиями в процессе реструктуризации // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. - № 8(130). - с. 78-84.

REFERENCES:

Bulanov A.Yu., Mezentseva O.V. (2010). Metodologicheskie aspekty upravleniya innovatsiyami v infrastrukturnyh elementakh promyshlennyh klasterov [Methodological aspects of innovation management in infrastructure elements of industrial clusters] M.: Strateg. (in Russian).

Galimov D.,A., Klyukovkin V.N. (2010). Klastery: problemy teorii i praktiki [Clusters: problems of theory and practice] Biysk: Izd-vo Alt. gos. tekhn. un-ta. (in Russian).

Kazantsev A.K., Nikitina I.A., Leora T.N., Firsova S.A. (2009). Regionalnye nauchno-tekhnologicheskie kompleksy: indikatory otsenki i metodika sravnitelnogo analiza [Regional scientific and technological complexes: assessment indicators and methodology of comparative analysis] M.: TsISN. (in Russian).

Kutsenko E. (2015). Pilotnye innovatsionnye territorialnye klastery Rossii: model ustoychivogo razvitiya [Pilot innovative territorial clusters of Russia: a sustainable development model]. Foresight. 9 (1). 32-55. (in Russian). doi: 10.17323/1995-459X.2015.1.32.55.

Lyamzin O. (2016). Approaches to forming and evaluating the effectiveness of multisectoral innovation associations (innovation clusters) Novosibirsk: NSTU.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lyamzin O.L. (2016). O logike i napravleniyakh integratsii ekonomicheskikh subektov pri formirovanii innovatsionnyh klasterov [On logic and directions of the integration of economic entities in the creation of innovative clusters] Current problems of electronic instrument making (APEP-2016). 122-131. (in Russian).

Lyamzin O.L., Eremina S.L., Dosuzheva E.E. (2011). Innovatsionno-integratsionnye aspekty deyatelnosti sovremennyh organizatsiy v otechestvennyh usloviyakh [Innovative integration aspects of the activities of modern organizations in domestic environment] Novosibirsk: NGTU. (in Russian).

Lyamzin O.L., Samkov T.L., Grishina E.A. (2009). Razrabotka modeli innovatsionnyh tsiklov kak instrumenta vzaimodeystviya mezhotraslevyh integrirovannyh struktur s ispolzovaniem klasternogo podkhod [Development of a model of innovation cycles as a tool for inter-sectoral integrated structures interaction using the cluster approach]. Management in Russia and abroad. (6). 67-77. (in Russian).

Lyamzin O.L., Titova V.A. (2008). O podkhodakh k integratsii bazovyh uchastnikov natsionalnogo innovatsionnogo protsessa [On approaches to integration of the basic participants of national innovation process]. Management in Russia and abroad. (5). 19-27. (in Russian).

Markov L. (2015). Teoretiko-metodologicheskie osnovy klasternogo podkhoda [Theoretical and methodological foundations of cluster approach] Novosibirsk: IEOPP SO RAN. (in Russian).

Markov L.S., Yagolnitser M.A. (2008). Razvitie klasternoy ekonomiki v Sibirskom federalnom okruge [Development of cluster economy in the Siberian Federal District] Novosibirsk: Izd-vo IEOPP. (in Russian).

Markov L.S., Yagolnitser M.A., Teplova I.G. (2010). Funktsionirovanie i mekhanizmy razvitiya proizvodstvennogo klastera [Industrial clusters: how they operate and develop]. Region: Economics and Sociology. (1). 287-305. (in Russian).

Menshenina I.G., Kapustina L.M. (2008). Klasteroobrazovanie v regionalnoy ekonomike [Clustering in the regional economy] Yekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. ekon. un-ta. (in Russian).

Popov E.V., Simonova V.L. (2013). Upravlenie razvitiem institutov klasternyh obrazovaniy [Management of cluster institutions]. Bulletin of the Perm University. (1(28)). (in Russian).

Shadrin A.E. (2013). Stavka na liderov [Bet on leaders]. Byudzhet. (5). (in Russian).

Tarasenko V.V. (2015). Territorialnye klastery: Sem instrumentov upravleniya [Territorial clusters: seven management tools] M.: Alpina Pablisher. (in Russian).

Titova V.A.,Kolocheva V.V., Titova T.V. (2013). Obespechenie konkurentnyh preimuschestv organizatsii s ispolzovaniem marketingovyh kontseptsiy i instrumentov [Ensuring organization's competitive advantages through marketing concepts and tools]. Integral. (1-2(69-70)). 123. (in Russian).

Tretiak V. (2011). Klastery predpriyatiy [Clusters of enterprises] M. (in Russian).

Uskova T.V. (2008). Razvitie regionalnyh klasternyh sistem [Development of regional cluster systems]. Regionalnaya ekonomika. (1(1)). 93-104. (in Russian).

Vyzhitovich A.M. (2015). Upravlenie nalogovymi riskami pri realizatsii strategiy autsorsinga predpriyatiyami v protsesse restrukturizatsii [Managing tax risks in the implementation of outsourcing strategies by enterprises in the process of restructuring]. Bulletin of the Samara State University of Economics. (8(130)). 7884. (in Russian).

Yagolnitser M.A. (2014). Diagnostika usloviy formirovaniya innovatsionnyh klasterov v regionakh Rossii: matematiko-statisticheskiy podkhod [Diagnostics of conditions for the formation of innovative clusters in Russian regions: mathematical and statistical approach]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. (2). 93-104. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.