[email protected] Александр Дмитриевич Горчаков,
аспирант кафедры управления персоналом и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.24 РЭУ им. Г. В. Плеханова
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ
В статье обоснована актуальность исследования методологических основ корпоративного управления, проанализированы особенности российской модели управления корпоративными образованиями, рассмотрены наиболее известные подходы к формированию принципов корпоративного управления, выделены значимые общие и специальные принципы управления отечественными корпорациями, предпосылки формирования механизма эффективного корпоративного управления, такие как контроль со стороны акционеров, перераспределение прав собственности между экономическими агентами, а также условия достижения синергетиче-ского эффекта: разработка перспективных и текущих планов и программ инновационной деятельности, использование методов оценки эффективности инвестиционных проектов, введение корпоративных регламентов, формирование программ участия в инвестициях. Доказано, что эффективность корпоративного управления во многом определяется комплексом методов прямого и косвенного, формального и неформального воздействия, общими и инструментальными методами управления. Объективная необходимость использования различных методов корпоративного управления обусловлена характером и вектором изменений существующих организационно-экономических отношений в организационно-экономическом механизме управления корпоративным образованием. Предложена модель механизма управления корпоративным образованием в условиях экономической нестабильности.
Ключевые слова: управление, методы, корпоративное образование, акционерное общество.
A.D. Gorchakov
IMPROVEMENT OF METHODOLOGICAL BASIS FOR MANAGING CORPORATE TRAINING
The paper substantiates the relevance of researching methodological foundations of corporate governance, analyzes the Russian model of corporate training management, considers the most well-known approaches to the
corporate governance principles, and identifies significant general and specific principles of Russian corporate governance, prerequisites for the development of the mechanism of effective corporate governance, such as influence of shareholders, redistribution of property rights between economic agents, as well as the conditions to achieve a synergistic effect: development of prospective and current plans and programs of innovation, use of evaluation methods for investment projects viability, introduction of corporate regulation, and development of investments participation programs. It is proved that the effectiveness of corporate governance is largely determined by a number of methods of direct and indirect, formal and informal feedback, general and instrumental methods of management. The necessity of using various methods of corporate governance is caused by the nature and changing vector of the existing organizational and economic relations in the organizational and economic mechanism of corporate training management. A model of the mechanism of managing corporate training in the context of economic instability is presented.
Keywords: management, methods, corporate training, joint-stock company.
Развитие корпоративного управления в России обретает все большее значение в условиях поиска новых движущих сил формирования сбалансированной структуры и повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Важным фактором рыночных преобразований является поиск и реализация новых возможностей экономического роста, наиболее эффективных практик и инструментов корпоративного управления союзами интегрированных структур. Значение методологической, теоретической и практической сторон анализа данной проблемы возросло в связи с развитием кризисных явлений, изменением вектора международного сотрудничества России и активизацией процессов импортозамещения в высокотехнологичных и обрабатывающих отраслях экономики.
По результатам исследований отечественных экономистов, посвященных особенностям российской модели управления корпоративными образованиями, установлено, что ключевой проблемой низкой эффективности механизма корпоративного управления в России является ущемление прав и интересов акционеров, ограничение доступа к информации о результатах деятельности корпоративных структур (таблица).
Существующая методология корпоративного управления требует формирования более четких представлений об отдельных положениях и принципах управления корпорациями.
Ю.Б. Винслав обосновал следующие принципы корпоративного управления в российских объединениях:
1) принцип методологического и информационного взаимодействия между органами государственной
власти и ведущими корпоративными образованиями при формировании программы социально-экономического развития;
2) принцип регулирования, определенности, стабильности набора функций и методов управления интегрированным бизнесом;
3) принцип прозрачности бизнес-процессов корпорации для стейкхолдеров (объективность и полнота информации, представленной в средствах массовой информации, о корпоративном образовании);
4) принцип взаимного признания зон невмешательства государства в вопросы корпоративного бизнеса;
5) принцип ответственности руководства корпоративных образований перед государством и обществом;
6)принцип независимости функционирования институтов и государственно-общественной экспертизы инвестиционных проектов ведущих корпораций и т.д.) [1; 3; 5].
Общие принципы корпоративного управления, представленные выше, позволяют автору интегрировать и анализировать принципы системной методологии, подразделяя их на основные и специальные. К основным принципам корпоративного управления автором отнесены: принцип комплексного подхода к организации и управлению корпоративным образованием, принцип системности, принцип стратегической эффективности. Специальные принципы корпоративного управления включают: принцип вертикальной координации, диверсификацию, принцип минимизации рисков корпоративного управления, принцип конструктивного взаимодействия между владельцами капитала и топ-менеджерами, принцип синергетического эффекта, принцип использования конкурентных преимуществ.
Характеристика черт модели управления отечественной корпорацией
№ Наименование Краткая характеристика
1 Сепаратизация собственности от контроля Держатели обыкновенных акций не могут принимать участие в управлении в пределах принадлежащих им долей, менеджеры-акционеры думают в первую очередь о собственной выгоде, переводя теневой доход за рубеж
2 Контроль над корпорацией Уход от контроля со стороны государства
3 Дискреционное управление Ориентировано на интересы менеджеров, а также стейкхолдеров (чиновники, политики, криминалитет), нарушение законодательства
4 Сокрытие теневых доходов от государственных органов Не легализованы доходы, акционеры не имеют реальных рычагов влияния на систему управления корпорацией
♦-
После факторного анализа бизнес-среды автор определил ряд предпосылок формирования механизма эффективного корпоративного управления:
- наличие эффективного механизма контроля со стороны акционеров за действиями менеджеров различных уровней;
- механизм перераспределения прав собственности между эффективными экономическими агентами. Таким образом, развитие качественных параметров корпоративного управления в цепи «владелец -наемный руководитель» определяется: целевыми комплексными программами и мероприятиями с расчетом показателей результативности деятельности; материальной и моральной поддержкой высшего руководства корпорации в соответствии с реализуемой корпоративной стратегией для достижения наиболее значимых целевых ориентиров; постоянным совершенствованием системы стандартов, регулирующих деятельность корпоративного образования; развитием механизма учета и контроля деятельности менеджеров [2; 6-9].
Достижение синергетического эффекта возможно на основе формирования механизма координации интеграционного взаимодействия контрагентов корпоративного образования, для чего необходимо:
- разработать перспективные и текущие планы и программы инновационной деятельности в сфере производства и продаж, инвестиций и НИОКР в высокотехнологичных отраслях экономики;
- использовать динамические методы оценки эффективности инвестиций;
- ввести корпоративные регламенты руководством головной компании, общие и специфические нормы корпоративного взаимодействия и коммуникаций;
- единые программы взаимного участия в инвестициях, совместной деятельности, а также представительства материнской компании в органах управления дочерних компаний.
Эффективность корпоративного управления определяется прежде всего системой стратегического менеджмента, гибкостью, способностью корпораций эффективно и оперативно реагировать на вызовы внешней среды. Успешное корпоративное управление, как правило, основано на готовности быстро адаптироваться к изменениям внешнего окружения и гибко применять достижения современного менеджмента.
Важным элементом механизма корпоративного управления является принятие решений. Тем не менее современный менеджмент выдвигает в качестве ключевого требования к функционированию корпоративного образования адаптивность к изменениям маркетингового пространства. Современное поколение топ-менеджеров все больше ориентируется прежде всего на мониторинг и маркетинговый анализ в ущерб развитию методов и механизмов корпоративного управления. Достижение же целей корпоративного управления должно осуществляться с использованием различных методов корпоративного управления.
С позиции различных научных подходов под методами управления понимаются способы воздействия подсистемы управления на объект управления (кадры, организационно-экономическую сферу, производство, финансы, маркетинг, НИОКР, управление качеством и пр.) для достижения целей корпоративного управления.
-♦
Эффективность корпоративного управления во многом определяется комплексом методов прямого и косвенного, формального и неформального воздействия, общими и инструментальными методами управления.
Многообразие методов корпоративного управления усложняет процесс их отбора, оценки и использования. Существующая тенденция к развитию методологических основ корпоративного управления, вызванная необходимостью формирования адаптационных аспектов корпоративного управления в условиях становления национальной модели смешанной экономики, обусловила необходимость классификации данных методов.
Наиболее эффективные методы корпоративного управления, как правило, классифицируются следующим образом:
- по уровням управления (методы управления корпорацией, подразделением, отдельными сотрудниками);
- по содержанию (административные, экономические, социально-экономические методы и пр.);
- по характеру воздействия (методы прямого или косвенного управления и пр.).
Данная классификация отражает функциональный подход к управлению. Другие ученые распределяют существующие методические подходы к корпоративному управлению по природе и содержанию приемов и технологий воздействия. Таким образом, существующие методические подходы дополняют друг друга, приводя изменяющуюся систему корпоративного управления в равновесное состояние.
Следует отметить, что ряд наиболее важных областей корпоративного управления требует использования специальных методов: оценки инвестиционных проектов, распределения дивидендов, производственного и ассортиментного планирования, расчета потока лизинговых платежей или платежей за пользование заемными средствами, управления поставками, фондоемкостью, модернизацией и обновлением средств труда, управления активами корпорации [4].
Объективная необходимость использования различных методов корпоративного управления обусловлена характером и вектором изменений существующих организационно-экономических отношений в механизме управления корпоративным образованием. На наш взгляд, механизм управления корпорацией включает в себя следующие структурные элементы (рисунок):
- штаб-квартира корпоративного образования;
- подразделения (дочерние компании, зависимые фирмы, филиалы);
- аппарат управления;
- основные и вспомогательные производства (средства труда, предметы труда, рабочая сила, информация и пр.);
- организационно-экономические отношения;
- система обеспечения эффективности стратегического и оперативного управления.
Следует разграничивать механизмы управления корпоративными образованиями в зависимости от типа организационной структуры, степени централизации или децентрализации, что детерминирует различия в структурных элементах и методологии управления корпоративными образованиями.
МИССИЯ И ЦЕЛИ КОРПОРАЦИИ
Механизмупраеления корпорацией
1 1 1
Критерии результативности управления цели, управление активами, снабжением, производством, сбытом, диспетчирование, нормирование, техобслуживание, специализация, ценообразование, реструктуризация корпорации, снижение затрат, финансовое управление и т.д. ♦ ♦ Внеоборотные активы оборудование, технология, здания, транспорт и т.д. 4 4 Оборотные активы запасы, денежные средства, дебиторская задолженность, незавершенное производство
Управляемые переменные объем приобретения, продажи, аренды, распределение активов, затраты, выручка, сроки реализации, прибыль, ее распределение Инвестиции инвестиционные программы, строительство, реконструкция, обеспечение ликвидности, выбор источников инвестирования и т.д.
Аппарат управления дочерними и зависимыми организациями
г \
Потребители Поставщики Персонал
Механизм управления корпоративным образованием
Конечно, для обеспечения эффективного функционирования корпоративного образования и фирм ее членов должна быть согласована и скоординирована работа подразделений в системе управления, ответственных за основные и вспомогательные бизнес-процессы. Особенности различных корпоративных структур находят отражение в методологии корпоративного управления, механизме распределения полномочий между подсистемами и предприятиями корпоративных объединений.
1. Верещагина ЛК вопросу о развитии инновационных технологий в персонал-менеджменте // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 5 (54). С. 62-64.
2. Верещагина ЛО повышении эффективности системы менеджмента качества промышленного предприятия // Перспективы науки. 2013. № 2 (41). С. 102-104.
3. Верещагина ЛРазвитие организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием (на примере обойного производства). Саратов: СГСЭУ, 2010.
4. Верещагина Л.С., Гордашникова О.Ю. Резервы повышения качества персонала подразделений СМК // Вестник Чувашского университета. 2008. № 4. С. 358-370.
5. Россинский В.И. Основы корпоративного управления: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2012.
6. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. СПб.: Изд-во Санкт-Петрбургск. ун-та, 1997.
7. Шихвердиев А.П. Совет директоров в системе корпоративного управления компании. М.: Изд-во «Наука», 2012.
8. Шувалов С.А. Проблемы корпоративного менеджмента: Теория и практика / под ред. проф. В.М. Ларина. Саратов: СГСЭУ, 2003.
9. Яшин Н.С., Григорян Е.С. Методологические аспекты обеспечения устойчивости предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 5 (54). С. 113-117.