Научная статья на тему 'О социальных и экономических факторах развитие сельских территорий Республики Башкортостан'

О социальных и экономических факторах развитие сельских территорий Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РАССЕЛЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ В КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯХ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сагатгареев Рафик Минифатихович

В работе на основе авторской методики дана оценка социальноэкономического развития сельских территорий Республики Башкортостан. В качестве критерия уровня социальноэкономического развития территорий предлагается потребность в инвестициях в расчете на одного жителя на строительство объектов социальной инфраструктуры по существующим природноэкономическим зонам Республики Башкортостан по принципу: чем выше потребность в инвестициях для обеспечения территорий объектами социальной инфраструктуры на нормативном уровне, тем ниже показатель социальноэкономического развития территорий. Рассчитана стоимость ввода единицы мощностей в учреждениях социальной инфраструктуры в сельских территориях Республики Башкортостан: 1 кв. м. жилья, 1 ученического места в школах, 1 места в детских дошкольных учреждениях, 1 койкоместа в больницах, 1 места в клубах. Существующие различия в социальноэкономическом развитии территорий Республики Башкортостан объясняется особенностями расселения сельского населения. В республике изза различий в природных условиях (горнолесная, лесостепная и степная зоны) плотность освоения территорий весьма различна. Существуют различия и в людности населенных пунктов, что создает разные условия для формирования территориальной сети объектов социальной инфраструктур. Исходя из существующих условий для развития сети социальной инфраструктуры предлагается основную часть строительства этих объектов вести за счет бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сагатгареев Рафик Минифатихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О социальных и экономических факторах развитие сельских территорий Республики Башкортостан»

О социальных и экономических факторах развитие сельских территорий Республики Башкортостан

Сагатгареев Рафик Минифатихович

кандидат экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ (Уфимский филиал)

В работе на основе авторской методики дана оценка социально-экономического развития сельских территорий Республики Башкортостан. В качестве критерия уровня социально-экономического развития территорий предлагается потребность в инвестициях в расчете на одного жителя на строительство объектов социальной инфраструктуры по существующим природно-экономическим зонам Республики Башкортостан по принципу: чем выше потребность в инвестициях для обеспечения территорий объектами социальной инфраструктуры на нормативном уровне, тем ниже показатель социально-экономического развития территорий. Рассчитана стоимость ввода единицы мощностей в учреждениях социальной инфраструктуры в сельских территориях Республики Башкортостан: 1 кв. м. жилья, 1 ученического места в школах, 1 места в детских дошкольных учреждениях, 1 койко-места в больницах, 1 места в клубах. Существующие различия в социально-экономическом развитии территорий Республики Башкортостан объясняется особенностями расселения сельского населения. В республике из-за различий в природных условиях (горно-лесная, лесостепная и степная зоны) плотность освоения территорий весьма различна. Существуют различия и в людности населенных пунктов, что создает разные условия для формирования территориальной сети объектов социальной инфраструктур. Исходя из существующих условий для развития сети социальной инфраструктуры предлагается основную часть строительства этих объектов вести за счет бюджетных средств. Ключевые слова: Сельские территории, социально-экономическое развитие, расселение,потребность в капитальных вложениях.

Современный этап развития страны характеризуется усилением взаимосвязи экономики и социальной сферы. Экономика и социальная сфера являются относительно самостоятельными подсистемами, внутри которых действуют собственные механизмы обеспечения пропорциональности. В экономике, это система рыночного выбора, а в социальной сфере - общественного.

Когда мы говорим о механизме взаимодействия экономики и социальной сферы, на наш взгляд, речь должна идти, в первую очередь, об экономической основе развития социальной сферы.

В то же время успешное экономическое развитие во многом обусловлено сформировавшейся на территории социальной сферой.

На взаимообусловленность социальных и экономических факторов территориального развития указывают в своей статье и Ан-тонюк В.С., Данилова И.В., Мительман С.А., Буликеева А.Ж. следующими аргументами «С позиции системного методологического подхода социальная инфраструктура субъектов РФ является элементом региональной экономической системы.. .Как показывает практика развитых стран, наблюдается положительная взаимосвязь между ВВП на душу населения и доступностью социальных благ, долей инвестируемых расходов бюджета на социальную сферу и уровнем дифференциации населения» [1. с.54].

Взаимообусловленность и взаимовлияние социальных и экономических факторов на территориальное развитие прослеживаются и на муниципальном уровне, в том числе на состоянии и развитии сельских территорий. При этом следует обратить внимание на значительный разрыв между временем формирования социальных и экономических факторов и временем получения положительного эффекта в развитии территориальный социально-экономических систем. Наличие такого временного лага позволяет государственным органам «оптимизировать» расходы на содержание и развитие социальной инфраструктуры. А в научных исследованиях затрудняется количественная и качественная оценка взаимного влияния социальных и экономических факторов на территориальное развитие, что в немалой степени способствует формированию не эффективной финансовой политики в системе межбюджетных отношений.

Сложности и многообразие взаимодействия общественных отношений затрудняют разграничение отдельных типов отношений. Так, признается, что невозможно выделить относительно самостоятельную экономическую и социальную сферы, поскольку внутри экономической сферы протекают социальные процессы и наоборот, внутри социальной - экономические.» [2. с. 18].

При определении соотношения социальной и экономической сторон общественного развития важным является выявление этой взаимосвязи через понятия социально-экономических систем.

Оценка социально-экономического условия развития сельских территорий в настоящее время может рассматриваться в разрезе отдельных населенных пунктов или муниципальных образований [3]. В первом случае объектом исследования является наличие в

О £

ю

5

со

2 е

6

сч

СП £

Б

а

2 о

том или ином населенном пункте объектов социальной инфраструктуры, во втором, кроме наличия объектов социальной инфраструктуры изучается и достаточность финансовых резервов для функционирования вышеназванных объектов [4. с.33].

Плотность размещения объектов социальной инфраструктуры, а также уровень финансирования единицы их мощности могут быть весьма различными. Одной из особенностей услуг является то, что дополнительное их производство не вызывает насыщения этими благами. При этом предложение просто переходит на более высокий уровень качества услуг.

В то же время возможности общества в каждый данный момент ограничены. Хотя при этом понимается, что большинство услуг нацелено на удовлетворение вторичных потребностей, от них зависит формирование человеческого капитала (здоровья, образования и культуры), что, в конечном счете, предопределяет социальный статус личности.

А потому общество, исходя из принципа справедливости, вынуждено создавать более или менее одинаковые условия для удовлетворения эти потребностей. По крайней мере, определить их базовый уровень, что гарантируется всем без исключения членам общества. Такой подход получил свое отражение в конституциях многих стран, в том числе и Российской Федерации [5-11].

Базовый уровень обеспечения населения социальными услугами в сфере реальных экономических отношений обнаруживается в системе нормативов, являющихся исторически конкретной мерой общественных потребностей. Нормативная база выражает систему общественных потребностей, а не их насущностью Приоритеты в обеспечении услугами определяются путем принятия управленческих решений в условиях демократии, главным образом методом голосования.

Таблица 1

Численность постоянного населения на 1.01.2014 г., тыс. чел. Рассчитано по материалам Башкортостанстата

1 Ьжазатели ПрИрСЩНО-ЭКОНОМ И ческие :юны

Северная лесостепь Северо-восточная лесостепь Южная лесостепь Пред-уральская степь Зауральская степь ГорноЛесная

Всего 398.1 117.4 462.3 726.8 142,2 274.3

I? т.ч. 11 сельских поселениях 313.7 117.4 374,4 473.6 114.6 146.6

Цельный нес н соотношении населения, %

сельского 78,8 100,0 81,0 65,2 81,0 53,5

городского 21.2 0 19 34.5 19,0 46,5

Цельный нес сельского населения В о и 1 ней его численности по республике, % 20,4 7,6 24,3 30,8 7,4 9,5

Таблица 2

Структура сельских населенных пунктов по их людности по природно-ческим зонам Республики Башкортостан (на 1 января 2008г., в %)* *Рассчитано автором

Группы 11риродно-ЭЮномИЧеекие зоны Псе го

населен- Север- Северо- Южная Преду- Заураль- Горно- по РБ

ных ная лесо- восточ- лесо- раль- ская лесная

пунктов степь ная лесо- степь ская степь зона

[[О степь степь

людности

1Зсего 100 100 100 100 100 100 100

I? т.ч. без 2.4 3,9 1,2 2,6 0,6 - 2,4

населе-

ния

До 100 36,2 26,4 35,6 34,4 14,2 35.9 33,9

чел.

101-200 18,1 13,8 19,5 17.8 17,8 17.4 ¡8.0

чел.

201-500 28,6 34,9 23,7 27,7 37,8 23,6 27,8

чел.

501-1000 11,8 13,5 15,0 12,8 19,4 19,3 13,3

чел.

1001- 1,9 5,5 3,8 3,7 8,4 3,8 3,4

3000 чел.

Свыше 1.0 2,0 1.2 1,0 1.6 - 1,2

3000 чел.

Нормативы развития социальной инфраструктуры различаются в городах и сельской местности. Законодательно нормативы развития объектов социальной инфраструктуры в городах определены в Законе Российской Федерации «Об основах градостроительства в Российской Федерации».

Необходимый уровень инвестиций, позволяющий выйти на нормативную обеспеченность учреждениям социальной инфраструктуры, во многом зависит от соотношения городско-

го и сельского населения, от расселения последнего. Чем выше плотность населения и его концентрация в крупных населенных пунктах, тем меньше требуется капитальных вложений, т.к. возведение крупных объектов в расчете на единицу мощности обходится дешевле.

В зависимости от природно-климатических или природ-но-экономических зон меняются условия, а отсюда и результаты сельскохозяйственной деятельности, соотношение численности сельского и городско-

Таблица 3

Концентрация сельского населения в населенных пунктах различной людности по природно-экономическим зонам Республики Башкортостан (в %)* *Рассчитано автором

]'ру|[[[Ы ! [рирОДнО-ЭЮнОМИчеекие ЗОНЫ 1)свГ0

населенных Ссвер-ная лесо-степь Северо-восточ- Южная лесо- 11рсд-ураль- Зауральская Горнолесная по РБ

пунктов ная лесо- степь ская степь юна

степь степь

людности

1 Зсето 100 100 100 100 100 100 ИХ)

I? т.ч. до 100 чел. 6,0 3,1 4,5 4,6 1,6 4,1 4,7

101-200 10,1 5,4 8,5 8,5 5,8 10,6 8,3

чел.

201-500 34,4 28,3 22,9 29,2 28,6 30,9 28,1

чел.

501-1000 26,9 2,7 29,2 28,1 27,7 30,8 27,3

чел.

1001-3000 8,2 17,8 16,1 15,3 22,0 23,6 14,7

чел.

Свыше 3000 чел. 14,4 22,7 18,8 14,3 14,3 - 16.9

го населения, характер его расселения и др. в нашем исследовании мы попытались показать те различия по природно-эко-номическим зонам1, которые так или иначе могут оказывать на формирование уровня социально экономического развития сельских территорий и которые следует учитывать при подготовке соответствующих управленческих решений.

В таблице 1 показана численность постоянного населения в отдельных природно-эко-номических зонах Республики Башкортостан

Как следует из данных таблицы большая часть сельского населения (30,8%) проживает в предуральской степной зоне, меньше всего - в зауральской степной зоне. В северо-восточной лесостепной зоне сельское население составляет 100 %, а в горно-лесной - только 53%.

Ретроспективный анализ размещения населения Республики Башкортостан показывает снижение удельного веса населения, проживающего в населенных пунктах с численностью до 500 человек. В 1959-2008 гг. эта цифра снизилась на 28%. Увеличилась доля населения, проживающего в населенных пунктах с численностью свыше 3000 человек. Кроме того, анализ показал, что за 1959 - 2008

гг. количество сельских населенных пунктов в Республике Башкортостан сократилось с 7299 до 3893, средняя их людность повысилась с 282 до 331 человек, а средняя густота их снизилась с 51 до 29 поселений на каждые 1000 кв. км., что привело к увеличению среднего расстояния между ними до 5,7 км против 4,5 км в 1959г.

Анализ по состоянию на 2008 г. показал, что средняя густота и людность сельских поселений в отдельных частях Башкортостана имеет свои особенности. Так, средняя густота сел по районам на каждые 1000 кв. км. территории колеблется от 7,8 в Белорецком районе и д 81 в Шаранском районе. Средняя людность населенных пунктов варьирует от 178 человек в Иглинском до 562 человек в Дуванском районе. Без населения по состоянию на начало 2008г. были 2,4% сел северной лесостепи; 2,6% предуральской степи; 12% южной лесостепи; 3,9% северо-восточной лесостепи и 0,6% зауральской степи (табл.2.)

По концентрации крупных населенных пунктов выделяется зауральская степная зона. Здесь 10,4% сел имеют людность свыше 1 тыс. человек жителей. Это обусловлено редкостью водных источников, терри-

торий, благоприятных для создания населенных пунктов, в то время как в пределах зон северной и южной лесостепи доля таких населенных пунктов составляет соответственно 2,9 и 5,0%. Удельный вес крупных сел выше в пределах северо-восточной лесостепной зоны, где села в условиях большой изре-занности рельефа размещены вдоль крупных водных артерий.

Относительно населенных пунктов с людностью до 500 человек можно сказать следующее: большая их часть внутри зоны сосредоточена в зауральской степи и горно-лесной зоне, т.е. в тех регионах, где ниже плотность населения, а расстояния между населенными пунктами достигают больших величин. В этих зонах все крупные села должны иметь достаточные мощности по широкому кругу обслуживания.

В южной лесостепи и предуральской степной зоне, куда входят районы с высокой плотностью сельского населения, более половины населенных пунктов с людностью до 200 человек.

Как отмечалось, чем выше концентрация населения в крупных населенных пунктах, тем дешевле обходится создание объектов сферы обслуживания. По концентрации населения выделяются северо-восточная лесостепь, зауральская степь южная лесостепь (табл.3).

Северо-восточная лесостепь, где доля сел с людностью свыше 1 тыс. человек, на 5,6 пункта опережает южную лесостепь по численности проживающего в них населения.

Хотя 33,9 % сельских населенных пунктов Республики Башкортостан имеет людность до 100 человек, в них проживает только 4,7% населения. Доля населения, проживающего в населенных пунктах такой людности, выше в северной лесостепной зоне, что предполагает особое внимание в районах этой зоны к обслуживанию населения малых деревень. В населенных пунктах с людностью менее 200 человек наибольшая

О £

ю

5

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 е

6

сч

СП £

Б

а

2 о

доля населения приходится на поселения в северной лесостепной, а также в горно-лесной зоне. Если в первой из зон сельское население достаточно плотное, то второй имеет наименьшую плотность.

Рассмотрим размещение учреждений народного образования по природно-экономи-ческим зонам Республики Башкортостан.

В районах южной лесостепной зоны наиболее благоприятные условия для функционирования учреждений народного образования и культуры. Здесь одна средняя школа приходится на 35 кв. км территории против 50 кв. км по республике (табл. 4).

Число мест в школах в расчете на 1000 жителей меньше всего в предуральской степи, далее в северной и южной лесостепи. Выше среднереспубликанских показателей обеспеченность школами в северо-восточной лесостепи, горно-лесной зоне, зауральской степи (164 места против 170).

Число мест в клубах на 1000 жителей во всех зонах превышает нормативный уровень. По районам республики превышение составляет в 2,4 раза. Наивысший уровень насыщения местами в клубных учреждениях наблюдается в районах пре-дуральской степи, северо-восточной лесостепи. В районах этих же зон, наряду с горно-лесной зоной, достигнута наивысшая обеспеченностьбиблиотек книгами и журналами в расчете на 1000 человек.

Как отмечалось, значительная часть сельского населения необходимую медицинскую помощь получает в городских поселениях. А потому четкое деление между медицинскими учреждениями по специализации и размещению по месту жительства пациентов в сельских районах отсутствует. Медицинские учреждения, как правило, наиболее густую сеть имеют там, где больше городов.

По обеспеченности койко-местами наибольшее отставание наблюдается в горно-лес-

Таблица 4

Сеть учреждений народного образования и культуры по природно-экономическим зонам Республики Башкортостан *Рассчитано автором

1 [рИХОДИТСЯ 11риродно-экономические зоны Всего

на 1 Север- Ссвсро- Южная Пред- Заура- Горко- по РБ

учреждение ная но сточ- лесо- ураль- льская лесная

лесо- ная степь ская степь Зона

степь лесостепь степь

Народного образования

11лощадъ 35 85 35 51 76 151 50

территории.

кн. км.

[ 1аселения, 483 57] 621 509 582 472 553

чел.

Кульпщ ')Ы

11л о щади 73 105 57 75 147 339 72

территории,

кв. км.

Населения. 510 570 635 511 546 612 631

чел.

Таблица 5

Показатели здравоохранения по природно-экономическим зонам Республики

Башкортостан

*Рассчитано автором

Показатели 11ри роднО-Экономические зоны Всего

Север- Ссвсро- Южная Преду- Заураль Горно- по РБ

ная лесо- восточ- лесо- ральская екая лесная

степь ная лесостепь степь спепь степь зона

На 1 койку

Площади 3,5 7,7 3,8 4,8 9,8 3,3 4,7

территории, кв. м.

Населения, чел. 45 74 64 59 66 96 65

На 1 врача

Площади 19 60 20 28 56 23 27

территории, кв. м.

Населения, чел. 242 583 329 340 378 683 336

На I медработника

Площади 4,3 11.2 4,7 3,4 10,8 3,8 5,1

территории, кв. м.

1 [аееления, чел. 56 109 80 75 73 113 87

ной зоне и северо-восточной лесостепи (табл.5.).

Наиболее редкая сеть - в зауральской степи и в северо-восточной лесостепи.

Одним из важнейших показателей социально-экономического развития сельской местности, которым во многом обусловливается качество быта трудящихся, является обеспеченность жильем. Различия по природно-экономическим зонам по этому показателю достигают 2,8 кв. м. на одного жителя, что намного меньше существующих различий по райо-

нам. Различие между обеспеченностью жильем населения Альшеевского (20,5 кв. м.) и Мишкинском (14,8 кв. м.) районов составляют 5,7 кв.м. Эти два района относятся к одной -предуральской степной зоне. По обеспеченности жильем другим природно-экономическим зонам уступает зауральская степь. Но и здесь внутризональ-ные различия по обеспеченности жильем в расчете на одного жителя весьма значительны - от 18,8 кв.м. в Абзелиловском до 16,6 кв.м. в Учалинском районе. Приведенные данные на-

Таблица 6

Стоимость ввода единицы мощностей в учреждениях Республики Башкортостан, в руб. * *Рассчитано автором

Объекты строительства 1990 г. 2014г. 2014 г к 1990г., в разах

Жилье, 1 К15. м. 282 19100 67,7

Школы. 1 учеб. место 1930 191260 99,1

Детские дошкольные учреждения, 1 3004 190000 63,2

место

Больницы, 1 койко-место 25000 380000 15,2

Клубы. 1 место 1970 102000 51,8

глядно иллюстрируют, что в дифференциации обеспеченности населения жильем главную роль играют не территориальные факторы, а внимание местных органов управления к решению указанной проблемы.

Здравоохранение в Республике Башкортостан остается узким местом. Обеспеченность врачами в расчете на 10 тыс. человек ни в одной зоне не превышает 19 человек. Башкортостан по обеспеченности больничными койками в 2014 г. занимала 36 место, при обеспеченности ими на 10 тыс. человек в 93 коек против 136 коек в 1990 г. В Российской Федерации за этот период обеспеченность больничными койками также снизилась. Выше республиканского показателя обеспеченность койками в районах северо-восточной лесостепи, ниже всего - в горно-лесной зоне и южной лесостепи.

Сложной проблемой был выбор показателя оценки стоимости ввода единицы мощности в учреждениях социальной инфраструктуры. Для этого по каждой группе учреждений и предприятий были проанализированы показатели сметной стоимости и фактически складывающихся затрат ввода единицы мощности. В качестве показателей были приняты наиболее реальные оценки. Так, в жилищном строительстве в их качестве была принята средняя сложившаяся сметная стоимость ввода 1 кв. м. жилья. В школьном строительстве фактические затраты оказались намного ниже сметных и расчеты были осуществлены на базе фактических затрат на ввод одного

места. Такой подход был использован и в оценке необходимого уровня инвестиций на строительство больниц и поликлиник.

Как видно из таблицы 6, стоимость ввода единицы мощности различных объектов социальной инфраструктуры увеличивалась по-разному. Наивысшие темпы роста были характерны для строительства больниц, затем школ. Несколько более низкие темпы подорожания наблюдались при строительстве жилья и клубов.

Важное отличие нынешнего периода заключается в том, что изменилась сама форма участия государства в выравнивании социально-экономического развития территорий.Государство практически отказалось от финансирования капитального строительства в отраслях торговли и бытового обслуживания населения, сосредоточив свои ресурсы на строительстве школ, детских дошкольных учреждений, больниц и клубов. В Республике Башкортостан много средств направляется на строительство объектов газификации и дорог.

Поскольку спрос представляет собой платежеспособную потребность населения и движение капиталов способно быстро занять свободные ниши, то, в принципе, нет необходимости в финансировании строительства объектов торговли и бытового обслуживания населения, предприятия которых прошли коммерциализацию. Однако процесс наращивания капиталов происходит в целях получения прибыли. В этих условиях государство может сти-

мулировать приток капиталов путем установления налоговых льгот и субсидирования производства различных видов услуг. Такая необходимость существует прежде всего в развитии бытового обслуживания в сельской местности и торговле в удаленных и мелких населенных пунктах.

Сокращается также финансирование жилищного строительства со стороны государства и сельскохозяйственных предприятий. Так, в 2014г. за счет средств населения было введено 93,7% всей жилой площади против 47, 2% в 1990 г.

Недостаток финансирования побуждает государство все больше средств концентрировать в строительстве объектов социальной инфраструктуры в сельской местности (табл.7). В Республике Башкортостан за счет бюджетных средств в 2014 г. в сельской местности построены все школы и больницы, все дошкольные учреждения.

В таблице 7 дана оценка потребности в капитальных вложениях за счет бюджетных источников в расчете на одного жителя на строительство объектов социальной инфраструктуры по сельским районам РБ. Каквидно,потребность в капитальных вложениях различается от 294800 руб. в горно-лесной зоне до 2600920 руб. в северной лесостепной зоне.

По нашей оценке, потребность в строительстве объектов социальной инфраструктуры -это, главным образом, потребность в объектах муниципальной собственности, строительство которых, в принципе, могут быть финансировано за счет средств республиканского бюджета.

Проведенный нами анализ выявил закономерность: чем выше потребность сельских районов в капитальных вложениях на развитие социальной инфраструктуры, тем меньшую возможность для этого они имеют. А потому финансирование строительства школ, больниц и клубов в переходный период целесообразно осуществ-

© £

Ю

5

со

2 е

6

сч

СП £

Б

а

2 о

лять за счет республиканского бюджета.

При сложившейся макроэкономической политике(неэквивалентный межотраслевой обмен не в пользу сельского хозяйства, дорогие кредиты и др.) мало реально организовывать конкурентоспособное сельхозпроизвод-ство с достойным уровнем доходов в сельской местности и достаточным для расширенного воспроизводства уровнем прибыли. Особенно это относится к территориям с менее благоприятными природно-климатическими условиями.

В таблице 8 в разрезе при-родно-экономических зон республики приведены данные по урожайности зерновых культур, производству сельскохозяйственной продукции, в том числе на одного постоянно проживающего в сельской местности.

Сравнивая приведенные в таблице данные можно сделать следующие выводы.

С позиции природно-климатических условий наиболее благоприятными являются южная лесостепная и предуральс-кая степная зоны, что подтверждается получаемой здесь урожайностью зерновых культур.

Несмотря на самую высокую численность сельского населения, проживающего на этих территориях (374 и 473 тыс. чел., соответственно, см. табл.1), здесь производилось в 2013 г. в расчете на одного сельского жителя сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении по 81,4 и 98,1 тыс. рублей. Для сравнения в северовосточной лесостепной и горно-лесной зонах эти показатели составили 54,9 и 62,2 тыс. руб, соответственно.

В связи с изложенным трудно предположить, что в сложившихся макроэкономических условиях экономическая составляющая в социально-экономических системах сельских территорий будет достаточной для развития социальной сферы этих территорий.

Литература

1. Антонюк В.С., Данилова И.В., Мительман С.А., Буликее-

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребность в капитальных вложениях за счет бюджетных источников, в расчете на одного жителя на строительство объектов социальной инфраструктуры по природно-экономическим зонам Республики Башкортостан, в руб. * *Рассчитано автором

Объекты Северная лесостепь Северовосточная лесостепь Южная лесостепь 11ред-урапьская степь Зауральская степь Горнолесная зона

Школы 2004000 436800 2180000 2251400 436740 204800

Больницы 574000 612(H) 948(H) 35600 44800 82800

Клубы 22920 21600 19600 22400 16400 17200

Итого 2650920 519600 2294400 2309400 497940 294800

Таблица 8

Отдельные показатели по сельскому хозяйству Республики Башкортостан за 2013 г.

Рассчитано по материалам Башкортостанстата

Показател и Пр и род] ш - :жо н о м и чеек и е ЗОНЫ

Северная лесостепь Северо-восточная лесостепь Южная лесостепь Прсду-ральекая степь Зауральская степь Горнолесная зона

Произведено продукции сельского хозяйства: - всего, млн. руб. 19808,3 6445,6 30484.9 46470.0 7284,3 9124,2

- в расчете на одного постоянно проживающего н сельской местности, тыс. руб. 63,1 54,9 8L4 98,1 63,6 62,2

Урожайность терновых 8 весе после доработки в среднем за 2011-2013 гг., ц/га 12,8 13,8 19,0 17,0 9,1 12,4

ва А.Ж. Управление социальной инфраструктурой регионов в системе инструментов повышения качества жизни населения регионов // Экономика регионов. 2015. № 3, С.53-66.

2. Заславская Т.И. Реальна ли демократическая переориентация экономики? - Эко. 1997. № 11, С.18. (Показать страницы начала и конца статьи)

3. Modernization and Global hange// Materials the First international Modernization Forum., China?. 8-9 August 2013, p. 78-87.

4. Гатауллин Р.Ф., Сагатга-реев Р.М., Салимова Э.Р. Повышение эффективности муниципального сектора экономики: -монография. Уфа: Академия ВЭГУ. 2009, С.33. (Показать общий объем монографии)

5. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 3 марта.

6. Конституция Соединенных Штатов Америки, 1787. 17 сен-

тября. (http://100pudov.com.ua/ subject/65/27561).

7. Основной закон Федеративной Республики Германии / / Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИН-ФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 181—234.

8. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — С. 665—682.

9. Конституция Норвегии от 17 мая 1814г. //сборнику «Конституции государств Европы». Издательство НОРМА, 2001 г.

10. Конституция Королевства Дания от 5 июня 1953 г. (http://www.uznal.org/

constitution.php?text = Denmark&language=r)

11. Конституции зарубежных государств Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония,Канада /М:Бек, 1999.

Ссылки

1 Группировка сельских районов по природно-экономичес-ким зонам дана согласно принятой в Республике Башкортостан Системе ведения сельского хозяйства. Такой подход обусловлен тем, что, как показывают наши исследования, каждой природно-экономичес-кой зоне соответствуют свои особенности расселения.

About social and economic factors development of the rural territories of the Republic of Bashkortostan Sagatgareev R.M. Financial University under the Government of the Russian Federation (Ufa branch) On the basis of the author's methodology assesses the socioeconomic development of rural territories of the Republic of Bashkortostan. As a criterion of the level of socio-economic development of regions is offered the need for investment per capita for the construction of social infrastructure on existing natural and economic zones of the Republic of Bashkortostan according to the principle: the higher the need for

investments to secure territories and social infrastructure at the normative level, the lower the socioeconomic development of territories. Is the cost of entering a unit of capacity in the institutions of social infrastructure in rural territories of Republic Bashkortostan: 1 sq. m. housing, 1 student place in schools, 1st place in preschool institutions, 1 beds in hospitals, 1 space in the clubs. Differences in the socio-economic development of territories of the Republic of Bashkortostan is primarily attributed to the displacement of the rural population. In the Republic, due to differences in natural conditions (mountain-forest, forest-steppe and steppe zones) - density development are quite different. There are also differences in population size of localities, which creates different conditions for the formation of the territorial network of social infrastructures. On the basis of existing conditions for the development of a network of social infrastructure proposed for the main part of the construction of these facilities is carried out at the expense of budgetary funds.

Keywords: Rural areas, socio-economic development, resettlement, the need for capital investment

References

1. Antonyuk V. S., Danilov I.V., Mitelman

S.A, Bulikeeva A Zh. Management of a social infrastructure of regions in system of instruments of improvement of quality of life of the population of regions//Economy of regions. 2015. No. 3, S. 53-66.

2. Zaslavskaya T. I. Whether democratic

reorientation of economy is real? -Eko. 1997. No. 11, S. 18. (To show pages of the beginning and the end of article)

3. Modernization and Global hange//

Materials the First international

Modernization Forum., China?. 8-9 August 2013, p. 78-87.

4. Gataullin R. F., Sagatgareev R. M.,

Salimova E. R. Increase in efficiency of municipal sector of economy: -monograph. Ufa: VEGU academy. 2009, S. 33. (To show the total amount of the monograph)

5. Constitution of the Russian Federation//Russian newspaper. 1993. March 3.

6. United States Constitution of America, 1787. September 17. (http://100pudov.com.ua/subject/ 65/27561).

7. Fundamental law of the Federal Republic of Germany//Federal Republic of Germany. Constitution and legal acts. The lane with it. / Under the editorship of Yu. P. Uryas. — M.: Progress, 1991. — It is brought on: Constitutions of the states of the European Union / Under the general editorial office L.A Okunkova — M.: The INFRA-M publishing group — the REGULATION, 1997. — Page 181 — 234.

8. The constitution of the French Republic//Constitution of the states of the European Union / Under general edition of L. A. Okunkov. — M.: The INFRA-M publishing group — the REGULATION, 1997. — Page 665 — 682.

9. The constitution of Norway of May 17,

1814//to the collection «Constitutions of the States of Europe». NORMA publishing house, 2001.

10. The constitution of the Kingdom of Denmark of June 5, 1953 (http:// www.uznal .org/ constiitLitibn.php?text=Denmark&language=r)

11. Constitutions of the foreign states of United States of America, Great Britain, France, Germany, Italy, Spain, Greece, Japan, Canada/ M:bek, 1999.

О À

S

&

s

2 e

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.