Научная статья на тему 'О социальной ответственности предприятий и проблемах социальной отчетности'

О социальной ответственности предприятий и проблемах социальной отчетности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
479
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ПРЕДПРИЯТИЯ / SOCIAL RESPONSIVENESS / CORPORATE SOCIAL RESPONSIVENESS / SOCIAL REPORTING / SOCIAL PROGRAM / SOCIAL PASSPORT OF ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Владимир Иванович

В статье рассмотрены вопросы социальной ответственности предприятий. Уточнена ее сущность, приведены модели социальной ответственности (американская и европейская). Обращено внимание на проблемы социальной ответственности российских предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOCIAL RESPONSIVENESS AND SOCIAL REPORTING PROBLEMS

The problems of social responsiveness are considered in the article. The entity of it is specified. The author gives the models of social responsiveness: American and European. Also the attention is given to the problem of social responsiveness of Russian enterprises.

Текст научной работы на тему «О социальной ответственности предприятий и проблемах социальной отчетности»

О СОЦИАЛЬНОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИИ И ПРОБЛЕМАХ СОЦИАЛЬНОМ ОТЧЕТНОСТИ

УДК 330

Владимир Иванович Кузнецов,

д.э.н., профессор кафедры Общего менеджмента и предпринимательства ФГБОУ «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики» Тел.: (495) 442-23-98 Эл. почта: Vkuznetsov@mesi.ru

В статье рассмотрены вопросы социальной ответственности предприятий. Уточнена ее сущность, приведены модели социальной ответственности (американская и европейская). Обращено внимание на проблемы социальной ответственности российских предприятий.

Ключевые слова: социальная ответственность, корпоративная социальная ответственность, социальная отчетность, социальная программа, социальный паспорт предприятия.

Vladimir I. Kuznetsov,

PhD in Economics, Professor, the Department of General Management and Business Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Tel.: (495) 442-23-98 E-mail: Vkuznetsov@mesi.ru

ABOUT SOCIAL RESPONSIVENESS AND SOCIAL REPORTING PROBLEMS

The problems of social responsiveness are considered in the article. The entity of it is specified. The author gives the models of social responsiveness: American and European. Also the attention is given to the problem of social responsiveness of Russian enterprises.

Keywords: social responsiveness, corporate social responsiveness, social reporting, social program, social passport of enterprise.

1. Введение

В настоящее время существуют как минимум три подхода к пониманию социальной ответственности.

Первый наиболее популярный подход: под социальной ответственностью понимается то, что основная хозяйственная деятельность компании по определению имеет социально значимый характер. Она выражается в производстве качественных товаров и услуг, уплате налогов и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Второй подход подразумевает, что компания выходит за минимум законодательно определенных рамок и осуществляет стратегически целесообразный вклад в развитие внутренней и внешней среды действия своего бизнеса, тем самым, повышая устойчивость в долгосрочной перспективе. При этом компания проводит внутренние и внешние социальные программы, которые касаются, прежде всего, развития персонала, экологически безопасного производства и местного сообщества.

Третий подход выражается в том, что компании стремятся иметь репутацию социально ответственной организации, в связи с чем принимают активное участие в формировании высоких общественных стандартов, например таких, как прозрачность компании, качество образования в регионе, согласование цен на социально значимую продукцию и т.п.

В настоящее время популярна стейкхолдерская теория, которая персонифицирует социальную ответственность путем выделения специфических групп или персон, принимаемых во внимание в социально ориентированной организации. Среди них выделяют:

• органы государственной власти (заинтересованы в получении налогов в государственный бюджет);

• органы местного самоуправления (заинтересованы в получении налогов в местный бюджет, в развитии объектов социальной инфраструктуры, в решении таких социальных проблем как занятость, экология, образование, культура, спорт и др.);

• собственники (акционеры) (заинтересованы в увеличении стоимости акций (стоимости предприятия) и в получении вознаграждения в виде дивидендов);

• руководители предприятия (заинтересованы в денежном вознаграждении);

• наемные работники (заинтересованы в стабильной занятости, денежном вознаграждении, решении социальных вопросов за счет предприятия, т.е. в патернализме);

• кредиторы (заинтересованы в получении процентов за кредит и гарантии его возврата);

• потребители (заинтересованы в удовлетворении потребностей, в получении продукции высокого качества по приемлемым ценам);

• профсоюзы (заинтересованы в развитии социального партнерства, в увеличении числа членов профсоюза);

• поставщики (заинтересованы в платежеспособности предприятия и длительном сотрудничестве).

Таким образом, под корпоративной социальной ответственностью понимают концепцию выстраивания деятельности деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса с акцентом на следующие принципы:

• производство качественной продукции и услуг для потребителей;

• создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в развитие человеческого потенциала;

• неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.п.;

• построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами;

• учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

• вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы.

№1, 2012

32

2. Модели социальной ответственности

Наиболее распространенными считают американскую и европейскую (континентальную) модели социальной ответственности предприятий. Их анализ позволяет выделить следующие отличия:

• экономическая ответственность в основном фокусируется на аспекте прибыльности бизнеса и на ответственности компании перед ее акционерами. Европейцы в данную группу отношений также относят ответственность перед работниками предприятия и местными сообществами;

• юридическая ответственность является базой для любой формы социальной ответственности в Европе. Европейский бизнес рассматривает государство как институт, приводящий в исполнение принятые правила поведения, в то время как в США подобное государственное регулирование воспринимается скорее как вмешательство в вопросы личной свободы;

• большинство социальных проблем относятся европейскими компаниями к сфере этической ответственности. Европейцы вообще не очень склонны доверять частному сектору. Именно этим объясняется более высокий уровень внимания к бизнесу со стороны общественности в Европе, чем в каких-либо других странах. Например, вопросы атомной энергетики, испытания медицинских препаратов на животных, генная инженерия не сходят с повестки дня европейцев. Этическая ответственность в США подразумевает, прежде всего, поддержку развития местного сообщества.

• благотворительность не так популярна в Европе, как в США, что объясняется высоким уровнем налогового бремени, значительно превышающим американские аналоги. Как следствие, европейские компании принимают участие в филантропических акциях преимущественно через юридически закрепленные механизмы.

3. Особенности российской модели корпоративной социальной ответственности

Российская модель корпоративной социальной ответственности еще не является сформировавшейся, поскольку принципы социальной ответственности официально поддерживаются лишь небольшим количеством коммерческих организаций, объединенных под эгидой союзов и ассоциаций. В настоя-

щее время, местные администрации зачастую оказывают давление на расположенные на их территориях предприятия, что обусловлено передачей федеральным правительством финансирования правительственных программ региональным и местным администрациям.

В этих условиях, проводя активную корпоративную социальную политику, четко определяющую области ответственности, и распределяя ресурсы в соответствии с выбранными приоритетами, предприятие может значительно снизить давление со стороны местной власти. Четкое определение зоны своей ответственности может также помочь предприятию лучше соответствовать ожиданиям местного сообщества и вносить свой вклад в его развитие без ущерба для собственной эффективности. Этим и объясняется специфика определения социальной ответственности российских предприятий.

Понятие социальной ответственности в России сразу стало рассматриваться в самом широком своем смысле. По мнению российских экспертов, целью любого бизнеса является, прежде всего, прибыль и обязательства компании, перед акционерами или соучредителями, что близко к американскому подходу. И только в том случае, если выполнены эти обязательства, возникает ответственность перед обществом. При этом подчёркивается, что социально-ответственный бизнес заинтересован в том, чтобы уменьшить социальную напряженность в обществе. Кроме того, некоторые эксперты подчёркивают, что социальная ответственность возникает в таких компаниях, которые имеют стратегические планы развития. Также подчёркивается, что социальная ответственность бизнеса возникает только на конкурентном рынке.

Располагая значительным опытом в решении социальных вопросов, российские предприятия, на наш взгляд, не должны от него отказываться. Можно предположить, что на современном этапе российской экономики создались благоприятные условия для формирования социально ориентированной деятельности российских предприятий. Этому способствуют следующие предпосылки:

• имеется опыт планирования социального развития на всех уровнях управления;

• назрела необходимость формирования и реализации концепции социаль-

но ориентированной рыночной экономики, в которой предприятиям отведена одна из ведущих ролей;

• общество и отдельные социальные группы все более настойчиво обращают внимание на социальные и экологические параметры жизнедеятельности.

Кроме того, в современной экономике отечественные промышленные предприятия (особенно, крупные) сохраняют в себе некоторые признаки «социалистических предприятий»:

1) наличие объектов социальной инфраструктуры на балансе предприятий (жилье, лечебные и дошкольные учреждения, спортивные сооружения и т.п.);

2) социальные гарантии (обязательное трудоустройство в случае сокращения, переподготовка за счет предприятия, защищенность работника от увольнения и т.п.);

3) существенные ограничения пользования имуществом (зданиями и сооружениями, оборудованием, финансовыми ресурсами и т.п.) предприятия, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

4) сохранение возможности государственного вмешательства в управление непосредственно государственным предприятием или через пакет акций, принадлежащих государству;

5) наличие разного рода ограничений и инструкций, регламентирующих финансово-хозяйственную самостоятельность предприятий.

Социальная ответственность предприятия предполагает осуществляемый предприятием, в рамках социальной политики, результативный комплекс социальных программ в приоритетных для него и социального окружения целях.

Социальные программы компаний - это добровольно осуществляемая компанией деятельность в социальной сфере, которая носит системный характер, связана со стратегией развития бизнеса, не противоречит принципам эффективного корпоративного управлении и направлена на удовлетворение запросов различных стейкхолдеров компании.

Среди наиболее распространенных направлений социальных программ можно выделить:

1) мероприятия по работе с персоналом

Основными мероприятиями, проводимыми в этом направлении, являются обучение и повышение квалифи-

Экономика, Статистика и Информатика

№1, 2012

33

кации персонала, принятие мотиваци-онных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам так называемого социального пакета, создание условий для их отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций, участие персонала в принятии управленческих решений.

2) Охрана здоровья и безопасные условия труда

Мероприятия этого направления обеспечивают проведение и поддержание дополнительных, по отношению к законодательно закрепленным нормам, мер по охране здоровья и безопасности на рабочих местах. Программы в рамках данного направления охватывают следующие сферы деятельности: охрану труда и технику безопасности, медицинское обслуживание персонала на предприятии, поддержание санитарно-гигиенических условий труда, охрану материнства и детства, создание эргономичных рабочих мест, профилактику профессиональных заболеваний и т.д.

3) Социально ответственная реструктуризация

Это одно из направлений, призванных обеспечить проведение в компании необходимых структурных изменений, прежде всего, в интересах персонала. Распространенной является практика реализации подобных программ совместно с объединениями работодателей и местными, региональными, а в некоторых случаях и федеральными органами власти. В ходе реализации программ социально ответственной реструктуризации, как правило, проводятся информационные кампании, освещающие предстоящую перестройку, мероприятия по профессиональной переподготовке и содействию в трудоустройстве, осуществляются компенсационные выплаты сотрудникам, попавшим под сокращение и т.д.

4) Развитие местного сообщества

Данное направление предусматривает мероприятия по вовлечению компании и ее сотрудников в жизнь местного сообщества путем проведения различных социальных программ и акций. Среди них такие, как поддержка детства, юношества и других социально незащищенных слоев населения, со-

хранение и развитие жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, участие в благотворительных акциях, финансовая поддержка местных культурных, образовательных и спортивных организаций, социально значимых исследований и т.д.

5) Добросовестная деловая практика

Это направление социальных программ способствует установлению между поставщиками, партнерами и клиентами компании добросовестной деловой практики, предполагающей принятие и осуществление политики открытости в отношении всех сторон, заинтересованных в ее деятельности. Такая практика предусматривает организацию крупными компаниями мероприятий по содействию малому бизнесу, принятие мер по добровольному ограничению отдельных сфер бизнеса (например, введение запрета на курение на рейсах авиакомпаний или отказ табачных компаний от продажи сигарет несовершеннолетним), а также сотрудничество с органами государственного управления, обществами потребителей, профессиональными объединениями и прочими общественными организациями.

Зачастую предприятия заинтересованы раскрывать информацию о социальной ответственности, что позволяет им создать благоприятный образ (имидж). В этом случае обнародование социальных программ используется в качестве саморекламы. Например, обнародование авиакомпаниями высоких заработков пилотов с учетом дополнительных социальных выплат в глазах общественности служит гарантией высокого качества и надежности обслуживания. Внедрение стратегии международной диверсификации крупными российскими компаниями также заставляет их обращать внимание на социальные программы.

4. Заключение. Проблемы социальной отчетности

За рубежом широкое распространение получает открытая социальная отчетность. Под социальной отчетностью понимают отчеты компаний, включающие информацию не только о ре-

№1, 2012

зультатах экономической деятельности, но и социальные и экологические показатели.

Корпоративный социальный отчет - это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, потребителей продукции и всего общества о том, как компания реализует заложенные в своих стратегических планах цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологии.

В последнее время применяются стандартизированные формы отчетности, которые составляются по международным стандартам (СО-8000, ГИО).

Вместе с тем широкое распространение получила свободная форма отчетности, которая популярна в России. Обычно она представляет собой буклеты о благотворительных программах компании, поддержке образования, здравоохранения, культуры и спорта. Однако, такая форма отчетности не может обеспечить достоверность отчета и его сравнимость с другими отчетами. Отчет в свободной форме предназначен для внешних аудиторий и не предполагает социального аудита.

В России социальную ответственность предприятий можно характеризовать данными социального паспорта предприятия.

Литература

1. Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Социальный менеджмент.-М.: ЕАОИ, 2011.

2. Кузнецов В.И., Михайлова М.В. Стратегия развития регионального банка в условиях конкуренции/Современная конкуренция, 2008,№ 6 (12).

3. Социальный менеджмент//под ред. С.Д. Ильенковой.-М.: ЮНИТИ, 1998.

References

1. S.D. Ilienkova, VI. Kuznetsov Social management.-Moscow: the Euroasian open institute , 2011

2.V. Kuznetsov, M.Mikhailova Regional bank s development strategy in the competitive context//Modern competition, 2008, № 6 (12).

3. Social management// edited by Ilienkova. S.D.- Moscow, UNITI,1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.