Научная статья на тему 'О социально ориентированном управленческом учете в организациях потребительской кооперации'

О социально ориентированном управленческом учете в организациях потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребительская кооперация / социальная миссия / социально ориентированный учет / интегрированный учет / информационная система организаций потребительской кооперации. / consumer cooperation / social mission / socially oriented accounting / integrated accounting / information system of consumer cooperation organizations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашова Ольга Руслановна

В статье подчеркивается, что организации потребительской кооперации, являясь некоммерческими, в первую очередь нацелены на выполнение социальной миссии. Многоотраслевая структура кооперативных организаций дает возможность перераспределять доходы от коммерческой деятельности в пользу членов-пайщиков и остального населения, пользующегося услугами предприятий потребительской кооперации и социальными преференциями. С другой стороны, на руководство кооперативными организациями накладывается ответственность перед пайщиками за рациональное использование паевых накоплений, чтобы социальные задачи осуществлялись не за счет пайщиков, а за счет заработанных доходов от коммерческой деятельности. Для управления процессом осуществления социально ориентированной деятельности необходима информационная система, обеспечивающая управленческий аппарат потребительских обществ соответствующей информацией. Автор делает вывод, что социально ориентированный учет может стать учетной системой для указанных целей. В работе сформулировано собственное определение социально ориентированного учета, исследованы его методологические основы, определено место в учетной системе. По мнению автора, социально ориентированный учет может стать частью интегрированного учета, что повысит рациональность и экономичность информационной системы организаций потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондрашова Ольга Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOCIALLY ORIENTED MANAGEMENT ACCOUNTING IN THE ORGANIZATIONS OF CONSUMER COOPERATION

The article states that consumer cooperation organizations as non-profit organizations are primarily aimed at fulfilling the social mission. The multi-sectoral structure of cooperative organizations makes it possible to redistribute income from commercial activities in favor of shareholders and the rest of the population using services of consumer cooperation enterprises and social preferences. On the other hand, the management of cooperative organizations is responsible to shareholders for the rational use of mutual savings, so that social tasks are carried out not at the expense of shareholders, but at the expense of the income earned from commercial activities. To control the process of implementation of social activities there is a need for an information system providing the administrative staff of consumer societies with relevant information. The author concludes that socially oriented accounting can become the system of accounting for these purposes. The paper formulates its own definition of socially oriented accounting, examines its methodological foundations, and determines its place in the accounting system. According to the author, socially oriented accounting can become a part of integrated accounting, which will increase the rationality and efficiency of the information system of consumer cooperation organizations.

Текст научной работы на тему «О социально ориентированном управленческом учете в организациях потребительской кооперации»

Проблемы современной экономики и управления, направления их решения: сб. материалов Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2017. С. 159-162.

4. Смолькина Ю.В. Развитие малых форм инновационной деятельности в социально-экономической системе региона // Социогуманитарные и правовые проблемы современного общества: материалы XVI Межвуз. науч. конф. по общегуманитарным, правовым и экономическим вопросам. Чебоксары: ИД Пегас, 2015. С. 130-135.

5. Универсальный «оборонный» комплаенс // Конкуренция и право. 2017. № 5. URL: https:// e.djoumal.ru (дата обращения: 12.04.2019).

References

1. Anufrieva E.M., Blokhintseva O.N. Rol i mes-to regiona v innovatsionnom i tekhnologicheskom razvitii ekonomiki Rossii [The role and place of a region in the innovative and technological development of Russian economy] // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. 2011. № 24. S.273-277.

2. Babkin G.V., Kosenko A.A., Lavrinov G.A. Mezhprogrammnaya koordinatsiya - osnova me-khanizma povysheniya effektivnosti byudzhetno-

go processa v chasti gosudarstvennogo oboronnogo zakaza [Inter-program coordination as the basis of a mechanism for increasing the efficiency of the budget process in terms of the state defense order] // Izvestiya Rossijskoj akademii raketny'kh i artillerij-skikh nauk. 2018. № 1 (101). S. 33-40.

3. Popov V.V., Zy'ryaeva, N.P. Konkurentospo-sobnost' organizatsii i puti ee povy'sheniya [Competitiveness of the organization and ways of improving it] // Problemy' sovremennoj e'konomiki i up-ravleniya, napravleniya ikh resheniya: sb. materialov Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. Cheboksary': ChKI RUK, 2017. S. 159-162.

4. SmoFkina Yu.V. Razvitie maly'kh form inno-vatsionnoj deyatel'nosti v social'no-e'konomicheskoj sisteme regiona [Development of small forms of innovation in the socio-economic system of the region] // Sotsiogumanitarny'e i pravovy'e problemy' sovre-mennogo obshchestva: materialy' XVI Mezhvuz. nauch. konf. po obshchegumanitarny'm, pravovy'm i e'konomicheskim voprosam. Cheboksary': ID Pegas, 2015. S. 130-135.

5. Universal'ny'j «oboronny'j» komplaens [Universal «defense» compliance] // Konkurentsiya i pravo. 2017. № 5. URL: https://e.cljournal.ru (data obrashcheniya: 12.04.2019).

КАДЫШЕВА Ольга Николавна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

KADYSHEVA, Olga Nikolaevna - Candidate of Science (Economies), Associate Professor at the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 657.1

О СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

О.Р. Кондрашова

В статье подчеркивается, что организации потребительской кооперации, являясь некоммерческими, в первую очередь нацелены на выполнение социальной миссии. Многоотраслевая структура кооперативных организаций дает возможность перераспределять доходы от коммерческой деятельности в пользу членов-пайщиков и остального населения, пользующегося услугами предприятий потребительской кооперации и социальными преференциями. С другой стороны, на руководство кооперативными организациями накладывается ответственность перед пайщиками за рациональное использование паевых накоплений, чтобы социальные задачи осуществлялись не за счет пайщиков, а за счет заработанных доходов от коммерческой деятельности. Для управления процессом осуществления социально ориентированной деятельности необходима информационная система, обеспечивающая управленческий аппарат потребительских обществ соответствующей информацией.

Автор делает вывод, что социально ориентированный учет может стать учетной системой для указанных целей. В работе сформулировано собственное определение социально ориентированного учета, исследованы его методологические основы, определено место в учетной системе. По

мнению автора, социально ориентированный учет может стать частью интегрированного учета, что повысит рациональность и экономичность информационной системы организаций потребительской кооперации.

Ключевые слова, потребительская кооперация; социальная миссия; социально ориентированный учет; интегрированный учет; информационная система организаций потребительской кооперации.

O.R. Kondrashova. ON SOCIALLY ORIENTED MANAGEMENT ACCOUNTING IN THE ORGANIZATIONS OF CONSUMER COOPERATION

The article states that consumer cooperation organizations as non-profit organizations are primarily aimed at fulfilling the social mission. The multi-sectoral structure of cooperative organizations makes it possible to redistribute income from commercial activities in favor of shareholders and the rest of the population using services of consumer cooperation enterprises and social preferences. On the other hand, the management of cooperative organizations is responsible to shareholders for the rational use of mutual savings, so that social tasks are carried out not at the expense of shareholders, but at the expense of the income earned from commercial activities. To control the process of implementation of social activities there is a need for an information system providing the administrative staff of consumer societies with relevant information.

The author concludes that socially oriented accounting can become the system of accounting for these purposes. The paper formulates its own definition of socially oriented accounting, examines its methodological foundations, and determines its place in the accounting system. According to the author, socially oriented accounting can become a part of integrated accounting, which will increase the rationality and efficiency of the information system of consumer cooperation organizations.

Keywords: consumer cooperation; social mission; socially oriented accounting; integrated accounting; information system of consumer cooperation organizations.

Потребительские кооперативы выделены в самостоятельную организационно-правовую форму юридических лиц и относятся к некоммерческим организациям, поскольку целью деятельности потребительского кооператива является удовлетворение материальных и иных потребностей его членов. В процессе коммерческой деятельности, осуществляемой в уставных целях, у потребительской кооперации объективно появилась еще одна цель - получение прибыли. Прибыль является основным источником самофинансирования и устойчивого положения организаций в условиях рынка.

В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г. отмечено: «Миссия потребительской кооперации в России - участие в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счет удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения» [7].

Термин «социальная миссия» применяется в Концепции развития потребительской кооперации РФ, учебной и научной литературе не случайно. В переводе с английского языка «миссия» означает «роль, ответственное задание», т.е. в широком понимании - это осново-

полагающий смысл, философия существования организации. Отсюда вытекают высокодуховные принципы работы потребительской кооперации: единение, бескорыстие, взаимовыручка, неравнодушие, забота о нравственности и духовности.

Социальная направленность деятельности изначально присуща потребительской кооперации, соответствует ее природе, менталитету, идеологии, формирует ее уникальность, является отличительной чертой и одним из главных преимуществ по сравнению с организациями других форм собственности и организационно-правовых форм. Преимущество достигается за счет вовлечения в сферу влияния кооперативной организации пайщиков, которые не всегда являются работниками кооператива.

В связи с этим одной из важнейших задач управленческого аппарата потребительского общества является содействие активному участию пайщиков как хозяев потребительских обществ в управлении ими и контроле за их деятельностью. Наряду с этим следует обеспечить информирование пайщиков и других заинтересованных пользователей о работе потребительских обществ и степени достижения ими целей уставной деятельности - выполнения социальной миссии.

Как показало исследование учетной практики кооперативных организаций, информация о выполнении социальной миссии системно в

бухгалтерском учете не отражается. Отдельная часть социальной информации отражается в ведомственной статистической отчетности потребительских обществ, однако при этом не выстроена единая система социальных показателей, позволяющая раскрыть степень выполнения социальной миссии в полном объеме. Для целей составления ведомственной отчетности социальные показатели формируются путем выборки данных из аналитического учета или оперативного учета, что требует дополнительных затрат. Управленческий учет слабо развит в организациях потребительской кооперации и в большинстве случаев ограничивается ведением аналитического учета доходов и расходов по отраслям деятельности.

Таким образом, управленческий аппарат кооперативных организаций не обладает в полном объеме информацией о степени выполнения социальной миссии, о вкладе каждой отрасли (сегмента) в общую задачу реализации социальной миссии, о наличии отраслей, которые получают убыток и не могут финансировать выполнение социальных задач. Отсутствие такой информации является, по нашему мнению, недостатком в организации бухгалтерского учета и серьезным упущением (пробелом) со стороны менеджмента.

С целью получения необходимой информации для предоставления ее заинтересованным пользователям следует сформировать информационную систему, основанную на интеграции бухгалтерского и управленческого учета. Вопросы сущности и организации интегрированного учета рассматривались автором в более ранних работах [6].

Две учетные подсистемы тесно связаны. Их взаимосвязь проявляется в универсальном использовании первичной информации, единых методов, принципов, объектов и элементов [5]. С другой точки зрения, в управленческом учете используется значительное количество элементов финансового учета [2], учитываются, например, те же самые операции, что и в финансовом учете, наблюдается использование оперативной информации для формирования финансовых документов. Кроме того, для управленческих решений необходима информация как из финансового, так и из управленческого учета.

Всеобщей точкой зрения, которую формулирует Я.В. Соколов, является следующая. Производственный учет - это область взаимопроникновения управленческого и финансового учета на российских предприятиях, под которым понимают учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции [12].

Следует иметь в виду, что в условиях автоматизации процессов управления и производства, в рамках которого нами рассматривается автоматизация бухгалтерского учета, не совсем верно говорить о полной обособленности управленческого и финансового учета, учитывая, что вся первичная информация поступает в информационную систему организации однократно, в момент совершения каждой хозяйственной операции.

Понятие интегрированного учета лишь констатирует свершившийся факт: объединение и взаимосвязь двух учетных систем. В большинстве своем исследователи проблем бухгалтерского учета под интегрированным учетом понимают объединение финансового, налогового и управленческого учета. Целями всех этих видов учета являются, соответственно, формирование финансовой, налоговой и управленческой отчетности. Продолжая эту логическую цепочку можно предположить, что итогом интегрированного учета будет составление интегрированной отчетности. Такой подход нам представляется неверным.

На наш взгляд, предпосылкой объединения различных видов учета и создания системы интегрированного учета является ввод в учетную систему первичной информации о фактах хозяйственной жизни и формирование единой информационной базы данных. Собранная первичная информация впоследствии может сортироваться, группироваться по необходимым разрезам и многократно использоваться в зависимости от целей управления [1]. Представляется, что основой для интеграции является формирование учетной первичной записи о факте хозяйственной деятельности в электронной базе данных, что позволяет использовать запись о таком факте, сделанную один раз, многократно - в различных подсистемах единой интегрированной системы учета. Таким образом, система интегрированного учета, в которой одним из компонентов, по нашему мнению, становится управленческий учет, в условиях применения 1Т-технологий предполагает применение следующего принципа: преемственности и многократности использования первичных данных при их одноразовом фиксировании в первичном учете в базе данных.

Пользователи отчетности кооперативных организаций заинтересованы в информации о социальной направленности их деятельности. Социально ориентированная деятельность потребительской кооперации приводит к необходимости формирования в учетной системе разнообразных социальных показателей с целью их отражения в социальной отчетности.

Категория социального учета и его соотношение с финансовым и управленческим учетом в последние годы является предметом научных дискуссий. Исследуем некоторые высказывания, приведенные в отечественной и зарубежной научной литературе (таблица).

Поддерживая высказанное выше мнение о неизбежности интеграции финансового и управленческого учета, мы согласимся с теми авторами, которые высказывают мнение о том,

что социально ориентированный учет имеет общую информационную базу, применяет общую методологию с бухгалтерским (финансовым) учетом, но дополняет его нефинансовыми и неучетными показателями, что соответствует области управленческого учета. Таким образом, социально ориентированный учет является составной частью интегрированного учета, а социальная отчетность - частью интегрированной отчетности.

Обзор определений категории «социальный учет» в научной литературе

Автор Год Определение

М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера [9] 1999 Социальный учет - предоставление сведений о кадрах, продукции и услугах, который ориентируется на устранение или сокращение масштабов загрязнения окружающей среды. В широком смысле целью социального учета является определение расходов, которые несет общество в связи с деятельностью организаций частного сектора

Л.В. Чижевская [14] 2007 Цель социально ориентированного учета - создать информационную систему, которая позволяет любой факт хозяйственной жизни предприятия сопоставить с социальными потребностями общества

М.В. Вахрушина [3] 2011 Социальный учет - учет квантифицируемых нефинансовых показателей, необходимых для составления социальной отчетности. Именно управленческий учет способен генерировать информацию о нефинансовых показателях деятельности компании, необходимую для составления корпоративной социальной отчетности

Е.Н. Харитонова [13] 2012 Методы оценки активов и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации, а также порядок проведения контроля за хозяйственными операциями социального учета совпадают с аналогичными положениями бухгалтерского учета

Е.В. Мамонтова, Е.И. Фахрисла-мова [8] 2013 Социальный управленческий учет представляет инновационную область знаний. Он ориентирован на определение затрат, которые несет общество, социум в целом, в связи с деятельностью коммерческой организации; сопряжен с учетом трансакционных и социальных затрат, возникающих при недостаточной определенности прав собственности и проявлении внешних эффектов

Т.Н. Соловей [11] 2014 Социальный и бухгалтерский учет пересекаются в части признания фактов хозяйственной жизни, связанных с социальной активностью предприятия, при этом социальный учет расширяет границы финансового учета финансово-неквантифицируемыми показателями (натуральными, трудовыми)

С.Н. Петренко, В.О. Бессарабов [10] 2016 Социально ориентированный учет - это процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи пользователям достоверной и непредвзятой информации о состоянии и результатах проведения социальных программ (мероприятий)

Е.В. Демяхина [4] 2017 Социальный учет является информационным процессом, т.е. процессом восприятия, сбора, регистрации и группировки информации, ее обобщения в показателях социальной отчетности, представляемой широкому кругу заинтересованных пользователей, об экономической, социальной, экологической деятельности предприятия путем использования методов бухгалтерского, оперативного и статистического учетов. Социальный учет может выступать не столько отдельным видом учета, а, в большей степени, расширением границ традиционного бухгалтерского (финансового) учета. Это расширение связано с необходимостью увеличения состава показателей социальной отчетности в интересах пользователей

А.А. Ярыш [15] 2018 Отражение социально ориентированной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности не выходит за рамки методологии бухгалтерского учета, каких-либо принципиально новых экономических категорий и объектов не возникает. Методы и инструменты учета социально ориентированной деятельности соответствуют общепринятой в теории и нормативно-правовом регулировании бухгалтерского учета на практике

Относительно сходства и различий бухгалтерского финансового учета и социально ориентированного учета можно высказать следующие наблюдения. При исследовании целей финансового и социального учета нами установлено, что финансовый учет обеспечивает формирование информации о всех хозяйственных процессах организации, контроль за наличием и движением активов, обязательств, фактами хозяйственной жизни и выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности деятельности по всем направлениям. Социальный учет формирует полную и достоверную информацию о реализации социальной политики организации.

Целями составления бухгалтерской финансовой отчетности является обеспечение данными о результатах деятельности организации, ее имущественном положении инвесторов, кредиторов, партнеров и других заинтересованных лиц. Социальная отчетность демонстрирует следование принципам устойчивого развития с целью привлечения новых инвестиций, продвижения корпоративных интересов и улучшения взаимоотношений с общественностью, местными органами власти, пайщиками, работниками.

Принципами бухгалтерского финансового учета является отражение хозяйственной деятельности организации исходя из установленных правил и требований нормативных документов на постоянной основе, при этом информация формируется в временном разрезе и имеет динамический характер. В свою очередь, социальный учет предполагает постоянное совершенствование методов отражения социально ориентированной деятельности, отражает итоговые показатели за отчетный период или на момент завершения той или иной социальной программы и имеет имиджевый характер.

Полагаем, что учет последствий социально ориентированной стратегии организации целесообразно называть социально ориентированным. Таким образом, социально ориентированный учет - часть интегрированного учета, т.е. процесс, включающий сбор, группировку и обобщение финансовой и нефинансовой информации обо всех аспектах социально ответственной деятельности организации, с целью регулирования и управления этой деятельностью, а также отражения установленных организацией показателей о социально ориентированной деятельности во внутренней и внешней отчетности.

Как видно из приведенного определения, наша трактовка сущности социально ориентированного учета предполагает наличие у него двух целей:

- первая цель вытекает из сущности финан-

сового учета - предоставление информации внешним пользователям посредством составления отчетности;

- вторая цель вытекает из сущности управленческого учета - формирование информации для целей управления.

Если проецировать социально ориентированный учет на деятельность потребительской кооперации, можно обнаружить сходство в двойственности их целей. Организации потребительской кооперации стремятся удовлетворять потребности заинтересованных сторон разными способами: для партнеров, налоговых органов и работников - путем достижения более высоких результатов коммерческой деятельности и раскрытия их в финансовой отчетности; для пайщиков, общественности, СМИ, органов власти - путем реализации социальной миссии и раскрытия информации в социальной отчетности.

Функциями социально ориентированного учета являются:

1) сбор и группировка финансовой и нефинансовой информации для формирования и исчисления установленных социальных показателей;

2) разработка системы коммуникационных связей между различными субъектами социально направленной деятельности (сегментами организации) и уровнями управления;

3) подготовка информации для менеджеров в целях принятия решений по текущему и стратегическому планированию социально ответственной деятельности, формирование социально ориентированной отчетности для внешних заинтересованных пользователей и организация обратной связи с ними;

4) оценка результатов деятельности подразделений, сегментов и их вклада в реализацию социальной политики организации;

5) контроль и координация будущего развития социально ориентированной деятельности сегментов и организации в целом.

К принципам социально ориентированного учета, которые во многом сходны с принципами финансового и управленческого учета, мы относим следующие:

1. Принцип прогнозности. Социально ориентированный учет нацелен не только на прошедшие периоды (как финансовый учет), но и на будущие (как управленческий учет), поэтому в системе социально ориентированного учета много внимания уделяется формированию прогнозной (плановой) информации. Данный принцип проявляется в первую очередь через систему бюджетирования социальных показателей.

2. Принцип релевантности. Означает, что информация, представленная в любом учетном документе, должна быть полезна пользователю. Относительно социально ориентированного учета можно сказать, что информация, подготовленная для принятия решений в области социально направленной деятельности, должна содержать в себе все необходимые данные, выраженные в доступной и понятной форме, должна быть уместной и не должна быть перегружена лишними деталями. Релевантность (значимость, существенность, приемлемость для принятия решений) информации облегчает процесс ее усвоения и изучения менеджерами.

3. Принцип открытости. Данные финансового учета доступны широкому кругу пользователей, все показатели формируются по установленным законодательством правилам. Информация управленческого учета является коммерческой тайной и предоставляется только менеджерам организации, поскольку он ведется для внутренних нужд организации и законодательно не регулируется. Информация социально ориентированного учета в первую очередь предназначена для заинтересованных пользователей и раскрывается в социальной отчетности, а следовательно, является открытой для всех пользователей.

4. Принцип адресности. Любая учетная информация должна составляться для конкретных пользователей (стейкхолеров), с учетом их запросов и информационных потребностей. У каждого заинтересованного пользователя могут быть свои информационные потребности в области социально ответственной деятельности организации, следовательно, при ведении социально ориентированного учета и формировании социальной отчетности следует учесть по возможности все информационные запросы.

5. Принцип единства планово-учетных единиц. Заключается в использовании в бюджетировании и социально ориентированном учете одинаковых показателей и единиц измерения. Такой подход обеспечивает между ними прямую и обратную связь. На разных уровнях бюджетирования (бюджеты центров ответственности, бюджеты центров сегментирования) планово-учетные единицы или детализированы или, напротив, более укрупнены.

6. Принцип экономичности. Состоит в том, что социально ориентированным учетом формируется лишь та информация и та отчетность, которые необходимы для целей внутреннего управления и для внешних пользователей. Данный принцип гласит, что затраты на поддержание системы социально ориентированного уче-

та должны быть значительно ниже выгод от ее функционирования.

По нашему мнению, объекты социально ориентированного учета можно разделить на следующие группы:

1) расходы на ведение социально ориентированной деятельности - сумма фактически понесенных расходов организации (осуществленных за счет различных источников) на ведение социально ориентированной деятельности, документально подтвержденных, предусмотренных в бюджетах, отраженных в интегрированном учете;

2) вмененные издержки - не являются явными затратами, представляют собой упущенные выгоды (доходы), которыми организации пришлось пожертвовать ради осуществления социальных программ, мероприятий, реализации социальной политики (например, предоставленные скидки на товары, услуги);

3) подразделения (сегменты) организации, осуществляющие социально ориентированную деятельность;

4) социальные показатели - финансовая и нефинансовая информация, характеризующая отдельные количественные или качественные аспекты социально ориентированной деятельности.

С учетом приведенных методологических основ социально ориентированного учета на следующем этапе следует приступать к разработке его методики и непосредственно организации в потребительской кооперации.

Список литературы

1. Антонова М.В. Формирование отчетности в условиях устойчивого развития // Вестник Российского университета кооперации. 2012. № 4 (10). С.17-23.

2. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33. С.12-23

3. Вахрушина М.А. Раскрытие информации о вознаграждениях и социальном обеспечении работников в финансовой отчетности публичных компаний // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 20. С. 2-14.

4. Демяхина Е.В. Социальный бухгалтерский учет как инструмент КСО // Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы: сб. ст. V Всерос. науч.-практ. конф. (19-20 янв. 2017 г.). Пенза, 2017. С. 33-38.

5. Карпова Т.П. Управленческий учет: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2003. 350 с.

6. Кондрашова О.Р. К вопросу о сущности интегрированного учета и отчетности // Эконо-

мические, правовые, организационно-управленческие аспекты развития трудовых ресурсов в современных условиях глобальных рисков: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (10 февраля 2016 г.): в 2 ч. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2016. Ч. 1. С. 188-193.

7. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года. URL: http:// studbooks.net (дата обращения: 06.04.2019).

8. Мамонтова Е.В., Фахрисламова Е.И. Управленческий учет на предприятии: организация и формирование социальных показателей управленческого учета // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2013. № 2. С. 232-243.

9. Мэтьюс М.Р., Перера М.Х.Б. Теория бухгалтерского учета: учебник / пер. с англ., под ред. Я.В. Соколова, И.А. Смирновой. М.: Аудит; ЮНИТИ, 1999. 663 с.

10. Петренко С.Н., Бессарабов В.О. Основы социально ориентированного учета и отчетности: монография. Донецк: ДонНУЭТ, 2016. 273 с.

11. Соловей Т.Н. Социальный и финансовый учет в условиях изменения экономической среды // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского гос. политехн. ун-та. 2013. № 6 (185). С.202-205.

12. Управленческий учет: учеб. пособие / под ред. Я. В. Соколова. М.: Магистр, 2010. 428 с.

13. Харитонова Е.Н. Показатели социально ответственной деятельности промышленных предприятий // Управленческие науки. 2012. № 2. С.48-55.

14. Чижевська Л.В. Бухгалтерський облш як професшна дiяльнiсть: теорiя, оргашзащя, прогноз розвитку: монографiя. Житомир: ЖДТУ, 2007. 528 с.

15. Ярыш А.А. Учет и отражение в отчетности информации о социальных обязательствах на основе применения забалансового учета // Экономические науки. 2018. № 161. С. 76-81.

References

1. AntonovaM.V. Formirovanie otchetnosti v us-loviyakh ustojchivogo razvitiya [Reporting formation in the conditions of sustainable development] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2012. № 4 (10). S. 17-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vakhrushina M.A. Problemy' i perspektivy' razvitiya rossijskogo upravlencheskogo ucheta [Problems and prospects of development of the Russian management accounting] // Mezhdunarodnyj bukhgalterskij uchet. 2014. № 33. S. 12-23

3. Vakhrushina M.A. Raskrytie informatsii o voznagrazhdeniyakh i sotsial'nom obespechenii rabotnikov v finansovoj otchetnosti publichny kh

kompanij [Disclosure of information on remunerations and social security of workers in financial statements of public companies] // Mezhdunarodny'j bukhgalterskij uchet. 2011. № 20. S. 2-14.

4. Demyakhina E.V. Sotsial'ny'j bukhgalterskij uchet kak instrument KSO [Social accounting as KSO tool] // Bukhgalterskij uchet, analiz, audit i na-logooblozhenie: problemy' i perspektivy': sb. st. V Vseros. nauch.-prakt. konf. (19-20 yanv. 2017 g.). Penza, 2017. S. 33-38.

5. Karpova T.P. Upravlencheskij uchet [Management accounting]: uchebnik dlya vuzov. M.: YuNITI, 2003. 350 s.

6. Kondrashova O.R. K voprosu o sushchnos-ti integrirovannogo ucheta i otchetnosti [On the issue of the essence of integrated accounting and reporting] // E'konomicheskie, pravovy'e, orga-nizatsionno-upravlencheskie aspekty' razvitiya trudovy'kh resursov v sovremenny'kh uslovi-yakh global'ny'kh riskov: sb. materialov Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. (10 fevralya 2016 g.): v 2 ch. Cheboksary': ChKI RUK, 2016. Ch. 1. S.188-193.

7. Kontseptsiya razvitiya potrebitel'skoj kooperatsii Rossijskoj Federatsii do 2015 goda. URL: http://www.studbooks.net (data obrashcheniya: 06.04.2019).

8. Mamontova E.V., Fakhrislamova E.I. Upravlencheskij uchet na predpriyatii: organizatsiya i formirovanie social'ny'kh pokazatelej uprav-lencheskogo ucheta [Management accounting at the enterprise: organization and formation of social indicators of management accounting] // Infrastrukturny'e otrasli e'konomiki: problemy' i perspektivy' razvitiya. 2013. № 2. S. 232-243.

9.Me^fyusM.R., PereraM.Kh.B. Teoriya bukh-galterskogo ucheta [Theory of accounting]: uchebnik / per. s angl., pod red. Ya.V. Sokolova, I.A. Smirno-voj. M.: Audit; YuNITI, 1999. 663 s.

10. Petrenko S.N., Bessarabov V.O. Osnovy' sotsial'no orientirovannogo ucheta i otchetnosti [Basics of socially oriented accounting and reporting]: monografiya. Doneczk: DonNUE'T, 2016. 273 s.

11. Solovej T.N. Social'ny'j i finansovy'j uchet v usloviyakh izmeneniya e'konomicheskoj sredy' [Social and financial accounting in the changing economic environment] // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gos. politekhn. un-ta. 2013. № 6 (185). S. 202-205.

12. Upravlencheskij uchet [Management accounting]: ucheb. posobie / pod red. Ya. V. Sokolova. M.: Magistr, 2010. 428 s.

13. Kharitonova E.N. Pokazateli sotsial'no ot-vetstvennoj deyatel'nosti promy'shlenny'kh pred-priyatij [Indicators of socially responsible activity of industrial enterprises] //Upravlencheskie nauki. 2012. № 2. S. 48-55.

14. Chizhevs^ka L.V. Bukhgalters'kij oblik yak profesijna diyal'nist': teoriya, organizatsiya, prog-noz rozvitku [Accounting as professional activity: theory, organization, forecast of development]: mo-nografiya. Zhitomir: ZhDTU, 2007. 528 s.

15. Yary'sh A.A. Uchet i otrazhenie v otchetnosti

informatsii o sotsiaFny'kh obyazateFstvakh na os-nove primeneniya zabalansovogo ucheta [Accounting and reflection in the reporting of information on social obligations on the basis of application of off-balance accounting] // E'konomicheskie nauki. 2018. № 161. S. 76-81.

КОНДРАШОВА Ольга Руслановна - преподаватель СПО кафедры бухгалтерского учета. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

KONDRASHOVA, Olga Ruslanovna - Teacher of STR of the Department of Accounting. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: olga_kondrashova_74@mail. ru.

УДК 338.12

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

О.В. Литвинова, М.С. Абросимова, О.Г. Васильева

В статье представлены результаты апробации диагностического инструментария оценки экономической безопасности предприятий АПК региона. Цель исследования - рассмотреть взаимосвязь экономических и неэкономических показателей деятельности предприятия и выявить факторы, обуславливающие устойчивость предприятий в условиях неопределенности и макроэкономической нестабильности. В настоящее время в экономической науке сложилось несколько методологических подходов к исследованию экономической безопасности организаций: ресурсный, функциональный, менеджерский и др. Для целей исследования был выбран динамический подход, реализованный посредством методологии BSC, позволяющий оценивать реакцию системы управления бизнесом на изменения внешней среды и параметров развития организации. По результатам исследования предложены следующие механизмы повышения экономической безопасности предприятий АПК: формирование системы управления, основанной на стратегической гибкости и риск-менеджменте, развитие цепочки добавленной стоимости посредством вертикальной интеграции и выхода на новые рынки, внедрение технологических и продуктовых инноваций.

Ключевые слова: экономическая безопасность; диагностика; инструментарий; методы оценки; предприятия АПК; управление.

O.V. Litvinova, M.S. Abrosimova, O.G. Vasilyeva. INTERPRETATION OF THE RESULTS OF DIAGNOSTIC TOOLS APPLICATION TO ASSESS ECONOMIC SAFETY OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

The article presents the results of approbation of diagnostic tools to assess the economic security of agricultural enterprises in the region. The purpose of the study is to examine the relationship between economic and non-economic indicators of an enterprise and to identify factors that ensure the stability of enterprises at the time of uncertainty and macroeconomic instability. Currently, the economic science has developed several methodological approaches to the study of economic safety of organizations: resource, functional, managerial, etc. For the purposes of the study, a dynamic approach was chosen and implemented through the BSC methodology, which allows to evaluate the response of business management systems to changes in the external environment and organization development parameters. According to the study, the following mechanisms were proposed to increase economic safety of agricultural enterprises: the formation of a management system based on strategic flexibility and risk management, the development of the value chain through vertical integration and access to new markets, the introduction of technological and product innovations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.