Научная статья на тему 'О состоянии системы радиовещания в России в условиях информационной войны'

О состоянии системы радиовещания в России в условиях информационной войны Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
589
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОВЕЩАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАДИОСТАНЦИЯ / КОММЕРЧЕСКАЯ РАДИОСТАНЦИЯ / ДОСТУПНОСТЬ РАДИО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / RADIO BROADCASTING / INFORMATION FIELD / STATE-OPERATED BROADCASTING STATION / COMMERCIAL BROADCASTING STATION / RADIO TRANSMISSION AVAILABILITY / INFORMATION WARFARE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Романенко Владимир Петрович

Рассматривается современное состояние эфирного вещания в Российской Федерации, приводится краткий обзор истории функционирования и разрушения системы отечественного радиовещания. Обсуждается проблема доступности радиопередач, транслируемых в различных диапазонах. Анализируются технический, экономический и общественно-политический аспекты проблемы. Затрагивается вопрос содержательного наполнения радиоэфира. Обосновывается важность и предлагаются способы восстановления доступности радио на всей территории страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers current state of on-air broadcasting in Russian Federation and gives brief review of Russian radio broadcasting system functioning and destruction. He discusses the problem of radio transmission availability depending on broadcast spectrum, analyzing technical, economic and socio-political factors, and touches upon a subject of radio program contents. The author has provided evidence and has proposed the ways of Russia-wide radio broadcasting system reconstruction.

Текст научной работы на тему «О состоянии системы радиовещания в России в условиях информационной войны»

УДК 316.774: 654.191

О состоянии системы радиовещания в России в условиях информационной войны

В. П. Романенко

Союз писателей РФ

Рассматривается современное состояние эфирного вещания в Российской Федерации, приводится краткий обзор истории функционирования и разрушения системы отечественного радиовещания. Обсуждается проблема доступности радиопередач, транслируемых в различных диапазонах. Анализируются технический, экономический и общественно-политический аспекты проблемы. Затрагивается вопрос содержательного наполнения радиоэфира. Обосновывается важность и предлагаются способы восстановления доступности радио на всей территории страны.

Ключевые слова: радиовещание; информационное поле; государственная радиостанция; коммерческая радиостанция; доступность радио; информационная война.

День радио в нашей стране официально отмечается с 1980 г. Однако в последние десятилетия сложилась парадоксальная ситуация: праздник есть, а того, чему он посвящен, нет. Впрочем, где-то радио несомненно есть — в крупных городах, главным образом в диапазоне БМ, вещают десятки радиостанций. Правда, станции эти коммерческие и передают в основном поп-музыку, причем, как правило, на английском языке, как будто работают не в России, а в Америке или Австралии.

Но проблема современного радиовещания не только в том, что оно стало целиком и полностью коммерческим и служит в основном для распространения рекламы. Проблема в том, что сегодня в нашей стране есть множество мест, в которых даже единственную радиостанцию, которая считается государственной, «Радио России», услышать невозможно. В одном из таких мест — в небольшом поселке Нижний Архыз, среди гор Северного Кавказа — проживает автор.

© Романенко В. П.

Автору часто вспоминается время, когда отечественное радио было не только всесоюзным, но и без преувеличения всемирным, когда оно вещало во всех диапазонах — от длинных до ультракоротких волн. Вспоминается и песня, где звучали такие слова: «Ничего нам другого не надо, / Только слушайте нас в тишине / И на длинной, и на средней, / И на самой короткой волне...»

Длинноволновое вещание надежно обеспечивало абсолютную доступность основной государственной программы — первой программы Всесоюзного радио (Радио-1) — на всей громадной территории СССР, от Калининграда до Владивостока, от Средней Азии до Таймыра. Первая программа дублировалась в диапазоне средних волн, на частотах, где работали передатчики областных и республиканских радиостанций. Кроме того, передачи Всесоюзного радио шли в нескольких коротковолновых диапазонах — здесь кроме Радио-1, а также вещания на десятках иностранных языков

в эфире регулярно звучали специальные программы для моряков, рыбаков и полярников, причем обязательно с концертами по заявкам. Благодаря отлаженной работе многих тематических редакций, радиопередачи из Москвы отличались значительным разнообразием и богатством: в них были новости и комментарии, научные обзоры и литературные чтения, народная и классическая музыка, театральные постановки — словом, всё лучшее из отечественной и мировой культуры [1]. Нельзя не признать, что Советский Союз обладал уникальной радиосетью и был великой радиодержавой, которую слышал весь мир.

Но в начале 1990-х гг. система отечественного радиовещания начала рушиться. Первым было уничтожено Ра-дио-1, тональность передач которого не соответствовала политическим вкусам и веяниям того времени. После этого длинноволновое вещание просуществовало еще несколько лет в виде ограниченного блока программ для Северного Кавказа, а потом его окончательно отключили. Затем из эфира постепенно исчезли русскоязычные передачи на коротких волнах, остались лишь две средневолновые станции относительно небольшой мощности: «Радио России» и «Вести ФМ». В местности, где проживает автор, принимать эти станции можно только с мощной, высокой наружной антенной и только после 21 ч. При этом прием идет неуверенно и с помехами — физические свойства средних волн таковы, что они хорошо распространяются на большие расстояния исключительно в ночное время и только если позволяет рельеф местности, поэтому в горных регионах малоэффективны.

В ультракоротковолновом и FM-диа-пазонах ситуация не лучше, поскольку метровые волны уверенно проходят лишь в пределах прямой видимости. Если

установить антенну передающей станции на высокую мачту, можно добиться действия передатчика максимум на несколько десятков километров (в зависимости от его мощности). Возвышенности, а тем более горный рельеф препятствуют распространению таких радиоволн. Эти диапазоны отданы преимущественно коммерческому радиовещанию, само существование работающих в них радиостанций полностью зависит от количества пользующихся их услугами рекламодателей, поэтому содержание радиопрограмм определяется их «рекламоемкостью». Ориентирован этот сегмент радиоэфира исключительно на молодежь, главным образом на ту ее часть, которая активно посещает магазины, следит за модой, т. е. постоянно совершает покупки. Отсюда специфическое заполнение сетки вещания: в основном поп-музыка, причем весьма сомнительного качества, в редких перерывах — различные небрежно подготовленные викторины, конкурсы и т. п. По информации исследовательской компании «Медиаскоп» [2], таких радиостанций в России подавляющее большинство. Мощность каждой из них невелика, расположены они исключительно в крупных городах, что естественно: именно там находится большинство супермаркетов и других торговых предприятий. Дальность их действия также ограничена, как правило, территорией городов и их окрестностей. Справедливости ради стоит отметить, что в диапазоне ультракоротких волн работает и «Радио России» — чаще всего через областные и республиканские студии, которые занимают небольшую часть эфирного времени для местных новостей. Так, в поселке Нижний Архыз иногда можно услышать это вещание из Ставрополя, но прием зависит от атмосферных условий и в большинстве случаев затруднен значительными искажениями и помехами.

Личность. Общество. Государство

Судя по всему, проблемы, на которые автор пытается обратить внимание, касаются не только названного им удаленного района, но и сотен, если не тысяч других небольших селений, а возможно, и малых городов. Это значит — тысячи людей находятся вне информационного поля. Обычные радиоприемники есть во всех домах, но в большинстве случаев выключены. Как представляется автору, надежды, возлагаемые на Интернет, в данных обстоятельствах излишне велики: многим он пока что недоступен как физически и экономически, так и психологически. В самом деле, мало кому придет в голову брать с собой компьютер, например, на дачу, в поход или на рыбалку. Даже если он планшетный, самой новой модели, далеко не везде распространена технология Wi-Fi, позволяющая беспроводное подключение к сети. Между тем в недавнем прошлом небольшой карманный приемник давал возможность слушать передачи из Москвы в любой географической точке и был доступен практически всем.

Автор предлагает несколько вариантов решения проблемы доступности радио. Известно (см., напр., [3]), что в отличие от ультракоротких и средних длинные волны легко огибают крупные неровности рельефа и могут приниматься везде, даже среди гор. К сожалению, сегодня этот диапазон, как полагает автор, навсегда закрыт для отечественного радиовещания. Однако автор уверен, что решение об отказе от него было необдуманным и преждевременным. В таком большом государстве, как Россия, передачи в длинноволновом диапазоне могут служить, вероятно, единственным возможным средством вещания на всей территории страны, к тому же мощным объединяющим фактором для всех населяющих ее народов. Последнее особенно важно в условиях разгорающейся

информационной войны. Разумеется, вещание на длинных волнах требует государственного финансирования и существенно дороже, чем эксплуатация маломощных ультракоротковолновых и БМ-передатчиков, но, по убеждению автора, бухгалтерский подход здесь неуместен.

Еще одно решение: возобновить вещание на коротких волнах, которые за счет отражения от ионосферы способны достигать любой точки земной поверхности, причем даже при небольшой мощности передатчика. Для автора остается открытым вопрос о причинах вывода этого диапазона из радиовещания, тем более что на многих его частотах по-прежнему работают на русском языке мощнейшие (судя по громкости) передатчики Китая и ряда других стран, в том числе вероятных противников России.

Наконец, несколько нетривиальное предложение. Сегодня во многих, даже совсем небольших поселках ПАО «Ростелеком» устанавливает мачты для трансляции основных программ телевидения. Может быть, совсем нетрудно было бы на этих же мачтах установить маломощные ультракоротковолновые или БМ-ретрансляторы наиболее популярных некоммерческих радиоканалов (помимо «Радио России» к ним относятся, например, «Маяк», «Вести ФМ», «Звезда»). Тогда радиовещание стало бы намного доступнее не только для молодой аудитории, но и для слушателей более зрелого возраста.

Автор намеренно почти не упоминает о содержании передач: во многих случаях оно вызывает недоумение. Это относится не только к коммерческим радиостанциям: так, «Радио России» нередко выступает в роли рекламного агентства по сбыту медицинских приборов и лекарственных препаратов

сомнительного качества. Вопросам медицины эта радиостанция посвящает едва ли не половину всего эфирного времени. Известно, что слушают ее передачи в основном люди старшего возраста, но это не значит, что все они больны. Даже если часть аудитории и нуждается во врачебных консультациях, их лучше и надежнее получать в поликлиниках. Однако «Радио России» берет на себя задачи, мало связанные со спецификой своей основной деятельности, и дикторы, стремясь сэкономить эфирное время для рекламы, читают новости в таком темпе, что разобрать, о чем идет речь, крайне затруднительно. Популярная в прошлом радиовещательная компания «Маяк» в последнее время всё чаще предпочитает эфиру Интернет, а ее информационно-развлекательные программы превратились из источника информации в подборку бессодержательных бесед, особенно в утренние часы. Довершает безрадостную картину то, что на всех упоминавшихся ранее каналах из эфира почти исчезли русская и классическая музыка, народные песни, замечательная советская песенная классика, он неоправданно насыщен рекламой и англоязычными «хитами».

Однако автору хотелось бы, чтобы эфирное радиовещание восстановилось, прежде всего технически, и стало доступно не только в столице и других крупных городах, но и по всей территории страны. Министр связи и массовых коммуникаций РФ Н. А. Никифоров направляет усилия своего ведомства главным образом на распространение Интернета. Он очень молод и, видимо,

поэтому считает, что мальчики и девочки со смартфонами — это основная группа населения страны, которая должна иметь все возможности слушать радио в Интернете, тогда как остальная часть жителей России интереса не представляет, а само эфирное вещание — архаичная система, наследие прошлого. По убеждению автора, подобная позиция ошибочна. Согласно статистическим данным [4], более половины населения РФ — люди вполне зрелого возраста, а четверть — пенсионеры, и обычное радиовещание будет для них, без сомнения, понятнее и предпочтительнее новейших достижений цифровых технологий.

Литература

1. Шерель А. А. Аудиокультура XX века: история, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 576 с.

2. 2017 Radio Index: Аудитории радиостанций, Москва — 2017/1 (январь — март 2017 г.), Россия — 2017/1 (октябрь 2016 г. — март 2017 г.) // Mediascope [Электронный ресурс] / АО «Медиа-скоп». Cop. 1998—2017. URL: http://mediascope. net/upload/iblock/5cf/RI_2017_1_report.pdf (дата обращения: 30.05.2017).

3. Ахияров В. В., Филатов А. А. Условия распространения радиоволн вблизи земной поверхности // Радиотехника. 2010. № 10. С. 103—110.

4. Демография // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Росстат. Cop. 1999—2017. URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/sta-tistics/population/demography/ (дата обращения: 30.05.2017).

Романенко Владимир Петрович — кандидат технических и филологических наук, Заслуженный работник культуры России, член Союза писателей РФ. E-mail: rmko.vl@yandex.ru

Статья поступила 22 марта 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.