ДК 331 Камч
О СОСТОЯНИИ И ПРОБЛЕМАХ ОХРАНЫ ТРУДА В КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
Т.И. Дубровина (КамчатГТУ), Г.И. Ивахов (администрация Камчатской области)
Приведен анализ совершенствования нормативно-правовых актов по охране труда и существующих проблем в управлении охраной труда в Камчатской области.
The analysis of improvement of the normative and - legal labour protection and existing problems in management of labour protection in Kamchatka area are carried out.
В настоящий период становления и развития Камчатской области во всех направлениях исполнительные органы продолжают осваивать новую для себя функцию - управление охраной труда. Администрацией области в 2002 г. была продолжена работа по созданию нормативноправовой базы управления охраной труда. В целях приведения нормативно-правовых актов по охране труда Камчатской области в соответствие с требованиями Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ внесены дополнения и изменения в Положение об организации работы по охране труда в структурных подразделениях администрации Камчатской области. Разработан проект закона Камчатской области «О мерах социальной защиты лиц, замещающих областные государственные должности категории «А» и областные государственные должности областной государственной службы Камчатской области». Разработаны и утверждены приказом начальника управления труда и социального развития пять положений и рекомендаций по организации работы в области охраны труда, в т. ч.:
- «Положение о порядке проведения государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности»;
- «Положение об организации проведения обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в Камчатской области»;
- «Рекомендации по организации работы по охране труда на малых предприятиях Камчатской области».
Внесены дополнения в ст. 10 Закона Камчатской области «О местном самоуправлении в Камчатской области». Постановлением Совета народных депутатов от 12.03.2003 г. № 416 утверждена областная целевая Программа улучшения условий и охраны труда на 2002-2005 годы.
В целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда при администрации Камчатской области создана и действует межведомственная комиссия по охране труда (МВК), председателем которой является заместитель губернатора Л.С. Бобровник.
В течение 2002 г. было проведено три заседания МВК с рассмотрением следующих вопросов:
- об аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в Камчатской области в 2002 г.;
- о состоянии работы по охране труда в Камчатской области в 2001 г.;
- о состоянии работы по обеспечению средствами индивидуальной защиты работников предприятий Камчатской области;
- о состоянии работы по подготовке специалистов по охране труда в учебных центрах Камчатской области;
- о результатах комплексных проверок ОАО «Камчатрыбспецстрой», ООО «КАМРЕ»;
- об утверждении плана работы на 2003 г. и др.
Проводилась работа по созданию служб охраны труда, назначению лиц, ответственных за организацию работ по охране труда. В результате за 2002 г. введено на освобожденной основе 5 должностей инженеров по охране труда, назначено на неосвобожденной основе 112 человек, ответственных за эту работу. В 49-ти организациях созданы комиссии по охране труда, в 102-х организациях выбраны 207 уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Для осуществления государственного управления охраной труда непосредственно в области с 2002 г. организована работа координационного совета по охране труда в муниципальном образовании п. Мильково, межведомственная комиссия по охране труда в администрации ЗАТО г. Вилючинска. Особое внимание уделяется организации целевого обучения работников по вопросам охраны труда. В Петропавловске-Камчатском создано девять специальных учебных центров с правом обучения руководителей и специалистов, категории отдельно застрахованных. За 2002 г. в них прошли обучение и проверку знаний по охране труда 10 370 человек, из них 4 028 руководителей и специалистов, 6 342 рабочих.
На основании Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в 2002 г. проводилось обучение по охране труда категории отдельно застрахованных за счет средств Фонда социального страхования РФ. В соответствии с соглашениями, заключенными управлением труда и социального развития области с Государственным комитетом по рыболовству РФ, с Минтруда России, обучение проводили Камчатский центр охраны труда (100 человек), центр охраны труда Камчатского государственного технического университета (100 человек), центр ООО «Компания «Край земли» (84 человека), что позволило увеличить число обученных на 284 человека.
В Камчатской области проводится проверка знаний по охране труда комиссией, утвержденной губернатором области. Так, в 2002 г. проведено 23 заседания, на которых прошли проверку знаний 247 человек, из них 163 руководителя. Областными специалистами в Мильковском районном муниципальном образовании для 50-ти человек было организовано и проведено обучение с проверкой знаний по охране труда.
Определенную работу провели в 2002 г. федеральные органы надзора: Госинспекция труда, Госсанэпиднадзор, Госэнергонадзор, Госгортехнадзор, Госпожнадзор, ЦСМ и другие. В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в области в полном объеме в течение года проведена аттестация 1 135 рабочих мест на 15-ти предприятиях с количеством работников 1 562 человека. По итогам аттестации рабочих мест из общего числа рабочих мест, прошедших аттестацию, аттестовано 475 рабочих мест (41,9 %), условно аттестовано 654 рабочих места (57,6 %), не аттестовано 6 рабочих мест (0,5 %).
В настоящее время изучаются утвержденные нормативно-правовые акты системы сертификации работ по охране труда и осуществляется их внедрение в практику работы. Специалистами контрольно-надзорных органов проводились целевые проверки по вопросу обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ); 53,7 % всех проверок проведено на предприятиях рыбной отрасли. В ходе целевых проверок было выявлено значительное количество допускаемых работодателями нарушений требований законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обеспечения работников СИЗ.
В течение 2002 г. были проведены проверки организаций, занимающихся закупкой и поставкой СИЗ. Установлено, что большое количество средств индивидуальной защиты, реализуемой на территории Камчатской области, не сертифицировано и не всегда выдерживает конкуренцию с аналогичной продукцией иностранных фирм. К сожалению, сегодня на территории Камчатской области не организована работа по сертификации СИЗ. Намечены мероприятия для решения данного вопроса в 2003-2004 гг.
Не способствует улучшению обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и действующее налоговое законодательство, в соответствии с которым в настоящее время стоимость СИЗ, приобретаемых за счет прибыли предприятия и выдаваемых работнику сверх установленных норм, включается в налогооблагаемый доход работника.
Соблюдение требований охраны труда в организации необходимо обеспечивать проведением экспертизы проектов строительства новых и реконструкции действующих производственных
объектов путем оценки соответствия проектных решений по вопросам условий и охраны труда требованиям действующих законодательных и нормативных правовых актов. В течение 2002 г. рассмотрено 46 проектов, из них 30 были возвращены на доработку.
В соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности», утвержденными постановлением Минтруда РФ № 53 от 02.07.2001 г., обследование организаций и выдача экспертных заключений по условиям и охране труда на территории Камчатской области проводится при лицензировании отдельных видов деятельности.
В результате проведенной работы выдано 329 экспертных заключений по условиям и охране труда по заявкам организаций и индивидуальных предпринимателей (из них 35 отрицательных). Обследование организаций, осуществляющих лицензионную деятельность на территории области, на их соответствие нормативным и законодательным актам по охране труда показали, что при осуществлении заявленной деятельности работодатели не уделяют должного внимания вопросам обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников. Предприятия зачастую функционируют в неприспособленных для производства помещениях. Работы проводятся с нарушением правил безопасности, производственное оборудование в большинстве случаев морально и физически устарело.
Поэтому одним из актуальных вопросов, требующих первоочередного рассмотрения и решения, является определение порядка взаимодействия государственной экспертизы условий труда с лицензирующими органами и обязательный учет ими заключения по условиям труда, выдаваемого госэкспертизой при выдаче лицензии.
В течение года проводилась работа по разрешению конфликтных ситуаций между работниками и работодателями по вопросам условий и охраны труда. Характерным примером возникновения конфликтной ситуации в области условий и охраны труда является непредоставление компенсаций за работу с вредными условиями труда, в т. ч. льготных пенсий.
По данным Госкомстата области за 2002 г., 124,8 тыс. чел. составляют среднесписочную численность работников предприятий полного круга отраслей экономики, что на 6,6 % меньше уровня 2001 г.
В Едином государственном регистре предприятий (организаций) зарегистрировано:
- 12,2 тыс. юридических лиц и их подразделений, включая филиалы и представительства;
- 11,6 тыс. индивидуальных предпринимателей;
- 15,2 тыс. занятых на постоянной основе.
В 2002 г. работало 45,03 тыс. человек на предприятиях промышленности, транспорта, строительства и связи, что составляет 36 % от общего количества занятых в экономике области.
Органами государственной статистики не анализируются условия труда 64 % работников. В существующей методике не берется во внимание абсолютное большинство работников, занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, в сфере оказания услуг по ремонту автотранспорта, бытовой и другой техники, а также работники индивидуальных предпринимателей.
Согласно статистическим данным, Камчатская область занимает печальное третье место в Российской Федерации по количеству работников, занятых трудом, условия которого не отвечают санитарно-гигиеническим нормам. Их число составляет 36,4 % от общего числа работающих, из них 41 % приходится на рыбную отрасль (для сравнения: по России в рыбной отрасли эта цифра не превышает 25 %). В ходе проведенных исследований по условиям труда на 189-ти предприятиях с общей численностью работающих 30 918 человек установлено, что доля работников, занятых трудом, условия которого не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, за три последних года возросла на 3,2 %.
Ниже приведены выборочные показатели состояния охраны труда.
2000 г. 33,6 %
Число работников, занятых трудом, условия которого не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам
2001 г.
33,9 %
2002 г.
36,4 %
(в т. ч. 16 % женщин)
2000 г. 2001 г. 2002 г.
116 чел., в т. ч. 47 женщин 147 чел., в т. ч. 67 женщин 156 чел., в т. ч. 33 женщины
(0,31 %) (0,43 %) (0,5 %)
Число работников, занятых тяжелым физическим трудом
2001 г. 2002 г.
1 484 человека (4,2 %) 1 575человека (5,09 %)
Число работающих под воздействием шума, вибрации, загазованности, ионизирующего облучения
2000 г. 2001 г. 2002 г.
8006 чел., в т. ч. 164 женщины 8094 чел., в т. ч. 210 женщин 8201 чел., в т. ч. 180 женщин
В г. Вилючинске 48,9 % всех работников трудятся в неблагоприятных условиях, из них 43,2 % заняты тяжелым физическим трудом. В Усть-Камчатском районе таких работников 44,1 %, Мильковском районе - 32,6 %, г. Петропавловске-Камчатском - 38,2 %.
Неблагоприятные условия труда для работающих на предприятиях (от общего количества)
Государственные и муниципальные Частные
25 % 38 %
Компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда, предоставляемые работникам
2001 г. 2002 г.
47,7 % 49,3 %
Число работников, получающих хотя бы одну компенсацию за вредные условия труда в муниципальных образованиях (в процентном отношении от общего числа)
г. Вилючинск - 64,3 % Усть-Большерецкий район - 54,6 %
Усть-Камчатский район - 59,8 % Елизовский район - 53 %
Мильковский район - 55,3 % г. Петропавловск-Камчатский - 46,8 %
Число женщин, работающих в неблагоприятных условиях
г. Вилючинск 32,7 %
Мильковский район 15,8 %
г. Петропавловск-Камчатский 15,5 %
Необходимо отметить, что меры, направленные на улучшение охраны труда и условий работы женщин и подростков на предприятиях и в организациях Камчатской области, работодателями решаются неудовлетворительно, реализуются не в полной мере и далеко не всегда эффективны. Проводимая организационно-профилактическая работа по охране труда позволила сохранить в 2002 г. тенденцию снижения производственного травматизма, но остается на стабильно высоком уровне число случаев со смертельным исходом и тяжелых несчастных случаев.
В 2002 г. анализ работы проведен по 435-ти организациям с охватом 66,5 тыс. работающих: произошло 336 несчастных случаев на производстве, в т. ч. 28 случаев со смертельным исходом с
числом погибших 29 человек. Зарегистрировано 3 случая профессиональных заболеваний. Число пострадавших от несчастных случаев на производстве в области снизилось. Так, показатель травматизма на 1 000 работающих составил 5,05 (в 2001 г. - 5,1).
Самый высокий травматизм допущен на транспортных предприятиях - показатель травматизма на 1000 работающих в этой отрасли вырос и достиг 9,7; высок уровень травматизма в строительстве - 9,3. Наибольшее число пострадавших зафиксировано на предприятиях частной собственности -5,7, а это в 1,26 раза выше, чем на государственных и муниципальных предприятиях.
Не лучше обстоят дела в муниципальных образованиях:
Число пострадавших (чел.) КЧ
Елизовский район 60 8,3
г. Вилючинск 28 7,4
г. Петропавловск-Камчатский 211 5,9
Снизилось число тяжелых несчастных случаев: если в 2001 г. пострадали 49 человек, то в 2002 г. только 36. Групповые несчастные случаи возросли с двух в 2001 г. до девяти в 2002 г.
Причины производственного травматизма:
- физический и моральный износ оборудования, сокращение объемов капитального и профилактического ремонта оборудования, машин, сооружений, промышленных объектов;
- отсутствие новых технологий и технического образования, резкое уменьшение обновления флота, транспортных средств;
- отсутствие служб охраны труда на предприятии;
- отсутствие в полной мере ответственности работодателей за состояние условий труда, недооценка ими последствий социального и экономического значения мер по созданию здоровых и безопасных условий труда;
- ухудшение трудовой дисциплины.
В области зарегистрированы три случая с впервые выявленным диагнозом профессионального заболевания.
К основным причинам отсутствия или несоответствия статистических показателей профессиональной заболеваемости фактическому состоянию можно отнести следующее:
- сокращение медицинских служб на предприятиях;
- недостаточная организация проведения периодических медицинских осмотров;
- отсутствие работы по выявлению лиц с подозрением на профессиональные заболевания;
- отказ работодателя от оплаты за прохождение медосмотров (периодических и при приеме на работу) и невозможность оплаты (по социальным причинам) за медосмотры самими работниками или поступающими на работу.
Несмотря на огромные усилия органов управления, государственного надзора и контроля, профсоюзов по созданию и укреплению служб охраны труда на предприятиях, обеспечению безопасности труда, проведенные исследования указывают на бездеятельность большинства предприятий, особенно малых, в области охраны труда. Отсутствие на предприятиях специалистов по охране труда ведет к низкому уровню организации работы на данном направлении и печальным последствиям.
На протяжении последнего десятилетия в области охраны труда остаются проблемы, обусловленные целым рядом не решенных пока вопросов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. И все-таки в настоящее время принят ряд законов на всех уровнях власти, обновлены и внесены изменения в нормативно-правовые акты, отраслевые документы, фактически идет беспрерывный процесс усовершенствования, обновления и замены правового обеспечения по охране труда. Но приведенные данные за 2000-2002 гг. говорят о том, что заметного снижения травматизма не происходит. Имеющиеся законы и нормативно-правовые акты в полной мере не работают. Вопросы охраны труда не воспринимаются работодателем как прямая первоочередная обязанность, как вопросы государственной важности, направленные на сохранение жизни и здоровья работников.
Литература
1. Сведения о смертельном травматизме в субъектах РФ 2001-2002 гг. // Справочник специалиста по охране труда. - 2002. - № 3. - С. S4-96.
2. «Об охране труда в Камчатской области»: Закон Камчатской области от 06.04.1999 г. № 36. - Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 2001. - 26 с.