Научная статья на тему 'О СОРВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА СВОБОДЫ'

О СОРВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / СВОБОДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мезенцева А.Э.

В данной статье рассматриваются основные философские идеи понимания феномена свободы. Особое внимание уделяется современным концепциям свободы. Дано определение свободы как обязательного элемента всестороннего развития личности.This article discusses the main philosophical ideas to understand the phenomenon of freedom. Special attention is given to contemporary concepts of freedom. Freedom is defined as a mandatory element of the comprehensive development of the personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СОРВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА СВОБОДЫ»

вызвать разную реакцию на какое-либо определённое событие. Могут даже применять запрещенные законом приемы, например, 25 кадр. Человеческий глаз может воспринимать 24 кадра в секунду. 25 кадр мы не видим, но наше подсознание его воспринимает. Таким образом, в любое кино, рекламу, новости можно вставить 25 кадр с любой информацией и влиять на настроение в обществе, на мнение людей и т. д., вплоть до программирования людей на самоубийства, на беспорядки [4].

Кинематограф может влиять на людей простым эффектом гипноза. С помощью фильмов можно врываться в сознание, в ум человека - до сих пор это используется многими политиками во всем мире. Можно далеко не ходить за примером, в Советском Союзе многие кинофильмы не принимались в прокат пока не пройдут жесткий отбор. Непристойное поведение, хуже - насилие, вовсе не подпускались к советскому зрителю[1].

У всех нас есть свои неповторимые и ни с чем несравнимые фильмы. Установлено, что знакомство с любимой кинолентой, сколько бы раз она не просматривалась, позволяет забыть человеку о заботах в повседневной жизни, умиротворяет и улучшает настроение. Удивительно, что улучшение настроения происходит даже в тех случаях, когда любимый кинофильм самый что ни на есть коварный и страшный фильм ужасов. Объясняется это, видимо, тем, что зритель уже знает, что произойдет в следующее мгновение и думает на уровне подсознания: «Как же хорошо, что это происходит не со мной» [3].

В ходе своей работы мы провели исследование в виде тестирования. Мы задали опрашиваемым несколько простых вопросов о роли кино в их жизни и получили вот такие результаты. «Какие фильмы у вас в приоритете?»: - зарубежные - 27%; отечественные -19%; 50х50 - 42%; затрудняюсь ответить -12%.

«Влияет кинематограф на нравственное воспитание человека?»: - да - 75%; нет - 25%

«Предпочитаете ли вы смотреть новинки в кинотеатрах или ждёте их выхода в сети Интернет?»: - смотрю в кино-21%; смотрю в интернете - 21%; 50х50-31%; в зависимости от возможностей - 27%.

Нельзя отрицать влияние кинематографа на нашу жизнь. В одних случаях это влияние благотворно сказывается на нас, а в других - вовсе нет. Лучше всего принимать кинематограф как разновидность досуга, но извлекать из этого для себя полезное, ведь он для того и существует, чтобы пробудить в каждом из нас человеческие качества, такие как жалость, сочувствие, доброту и многие другие.

Библиография:

1. http://www.sledui.com/kinobook/vliyanie-kinematografa-nasovremennuyu-zhizn-cheloveka/

2. http://www.kremlinrus.ru/article/202/33214/

3. http://xquite.ru/life/rub/lkinview.php?id=1

УДК (091)123

О СОРВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА СВОБОДЫ

Мезенцева А.Э., бакалавр 2 курса направления подготовки 27.03.05 «Инноватика» Научный руководитель: ассистент Инюшина И.А.

ФГБОУ ВО ОрелГУЭТ

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются основные философские идеи понимания феномена свободы. Особое внимание уделяется современным концепциям свободы. Дано определение свободы как обязательного элемента всестороннего развития личности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

человек, личность, общество, свобода.

ABSTRACT

This article discusses the main philosophical ideas to understand the phenomenon of freedom. Special attention is given to contemporary concepts of freedom. Freedom is defined as a mandatory element of the comprehensive development of the personality.

KEYWORDS

man, personality, society, freedom.

Свобода является одной из вечных тем философии. Многие мыслители на протяжении всего существования философской мысли пытались объяснить сущность этого феномена. Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Ницше, Э. Фромм. И. Берлин - лишь неполный перечень имен мыслителей, внесших вклад в понимание данного феномена.

Человеческая свобода остается одной из важнейших проблем современного мира. Времена меняются - меняется мнение общества о различных сторонах жизнедеятельности человека, самом качестве и уровне жизни, возможностях, правах и обязанностях человека. Проблема свободы, таким образом, обнаруживается во всех сторонах человеческого бытия - в политической, духовной и общественной сферах.

Можно не без оснований утверждать, что свобода - основополагающее качество человеческой личности. Она выступает обязательным условием существования и развития человека, так как в некотором смысле способствует его приспособлению к окружающей действительности. Большинство философов пришло к заключению о том, что результатом этого приспособления становится ограничение свободы личности в социуме. Общественная жизнь человека связана с конкретными рамками поведения и морали, поэтому абсолютная свобода невозможна [1]. Трактовка свободы человека в современной философии уходит корнями в сложный сплав социальных и политических теорий, религиозных и научных идей.

В данной статье под свободой мы будем понимать феномен, связанный с характеристикой человека как разносторонней личности, так как именно свобода определяет возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями, творчески самовыражаться и вести созидательную деятельность. Ограничение свободы личности, влекущее за собой регламентацию ее сознания и поведения, приравнивает человека к минимальной единице в механизме общественной системы. Такое умаление человека пагубно отражается не только на уровне личности, но и на уровне общества в целом, наполняя историю человечества свидетельствами о войнах и острых социальных конфликтах - свидетельствами о несчастливом бытии человечества.

Дать однозначное определение феномену свободы очень сложно. Обычно под свободой понимают способность человека поступать, исходя из своих желаний, интересов и целей, основываясь на знаниях объективной действительности. Свобода в самом общем смысле представляет собой наличие возможности выбора и вариантов событий. В таком понимании отсутствие выбора - это, то же самое, что и отсутствие свободы.

Основой и теоретической предтечей современного понимания феномена свободы можно считать концепцию немецкого философа Ф. Ницше. Следует отметить, что вся философия этого мыслителя проникнута бунтарским духом, желанием возвыситься над обыденностью. Его понимание свободы связано с бессознательной стороной воли, проявляющейся как воля к власти. В своей работе «Так говорил Заратустра» немецкий философ писал: «Все - свобода: ты можешь, ибо ты хочешь!» [2]. Это следует понимать так, что истинно свободный человек - это Сверхчеловек, преодолевший человеческое, освободившийся от рамок обыденной морали, ставший по ту сторону добра и зла.

Заслуга Ф. Ницше заключается в том, что он первый в философской мысли выявил позитивную и негативную сущность свободы - «свободы для» и «свободы от». Романенко С.Ю. отмечает, что, по мнению Ф. Ницше, «право, способствует развитию частных интересов, воплощая общую, согласованную волю участников общественных отношений, является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе, направлено на ликвидацию произвола («свобода от»), уничтожающего свободу («свободу для»)» [3]. Ницшеанское разделение феномена свободы на позитивный и негативный аспект стало основой философских концепций свободы XX века. Здесь особое место занимают труды немецкого социолога и философа Э.Фромма, а также английского философа И.Берлина.

Вопросы, поднятые в книге Э. Фромма «Бегство от свободы» - яркий пример противоречий, которые возникают у человека в современном обществе. Фромм рассмотрел как внутреннее «Я» человека влияет на восприятие свободы. Процесс развития человеческой свободы, согласно Фромму, является противоречивым и неоднозначным. Человек ощущает двойственность личной свободы: с ростом уверенности в себе возрастает и ощущение одиночества, изолированности от общества. По мнению Э. Фромма современный индивидуум обременен ростом свободы от внешних факторов по отношению к внутренним преградам на пути к свободе. Бремя свободы Фромм рассматривает как негативную свободу или же «свободу от». Негативная свобода обусловлена стремлением человека к подчинению, с одной стороны, и господству - с другой. Фромм писал: «Индивид целиком отрекается от себя... от собственной свободы, но при этом обретает новую уверенность и новую гордость в своей причастности к той силе, к которой он теперь может себя причислить» [4].

«Позитивный» аспект свободы, по Э. Фромму, начинается из желания индивида стать хозяином событий в собственной жизни. Человек хочет, чтобы его жизнь и принимаемые им решения зависели только от него, а не от действий каких-либо внешних сил. Человек жаждет быть орудием своего собственного волеизъявления, а не поступать так, как того желает воля других людей. Человек хочет быть субъектом, а не объектом; хочет, чтобы им двигали его личные мотивы и осознанно принятые решения, воздействующие на изменения желаний извне.

Еще один философ, уделявший большое внимание понятиям позитивной и негативной свободы — И. Берлин. В своей работе «Две концепции свободы» мыслитель раскрывает различные варианты понимания этого феномена. Ее основное содержание основывается на анализе концепций гражданских свобод от Гоббса до Милля. Берлин доказывает невозможность существования личности и реализации ее свободы без абсолютной свободы индивидуального действия [5]. Негативная свобода по определению Берлина - это свобода деятельности и бытия человека или группы индивидуумов, которые существуют и развиваются, не подвергаясь вмешательству других людей. Позитивная свобода - это способность человека самостоятельно совершать какое-либо действие, которое соответствуют только его интересам, а не интересам других людей.

Интересно рассмотреть вопрос, насколько И. Берлин высоко ставит свободу среди других человеческих ценностей. Этот ракурс проблемы представляется актуальным для современного общества, в котором весьма часто говорят о свободе, часто не понимая, что за этим стоит. Берлин постоянно ссылается на примеры свободы, сталкивающиеся с другими основными ценностями, включая равенство, справедливость, сострадание, славу, счастье, безопасность, общественный порядок и др, и, что характерно, предполагает, что эти конфликты должны решаться относительно друг друга в каждом отдельном случае, а не в соответствии с общими высокими принципами. Точка зрения Берлина состоит в том, что такие ценности, идеалы или их составляющие не являются полностью несопоставимыми. Берлин пишет о ценностях так: «Свобода и равенство находятся среди высших целей, которые преследуют люди в течение многих веков; но полная свобода для волков - это смерть

для овец, полная свобода сильных, одарённых несопоставима с правилами пристойного существования слабых и менее одарённых... Равенство может требовать сокращения свободы тех, кто желает доминировать» [5]. Иными словами, степень свободы человека должна сопоставляться с другими ценностями, но не превозноситься как единственно значимое общественное явление.

Человек является общественным существом, поэтому он должен осознать, что любое его желание и личные мотивы могут быть реализованы только в обществе. Выбранные для рассмотрения в данной статье философские концепции подчеркивают противоречивость феномена свободы. Современный человек обладает всеми проявлениями свободы: свободой слова, печати, вероисповедания, свободой выбора профессиональной деятельности и т.д. Возможно, поэтому современный человек воспринимает свободу как что-то само собой разумеющееся. Следует отметить и наличие непонимания противоречивых аспектов свободы на уровне обыденного сознания. Человек склонен искать абсолютную свободу, образ которой часто навязывается СМИ, не задумываясь о том, возможна ли она. Вопрос о степени свободы каждого члена общества, скорее всего, останется открытым для философских дискуссий. Однако каждый человек может согласиться для себя с утверждением о том, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. И этот личный выбор послужит гарантом мирного и благополучного сосуществования людей в обществе.

Библиография:

1. Свобода воли//Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с. - (Мир энциклопедий).

2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра/URL: http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt(дата обращения: 25.11.2016)

3. Романенко С. Ю. Понимание свободы в философии Ф. Ницше// Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(36). URL: http://sibac.info/archive/social/10(36).pdf (дата обращения: 25.11.2016)

4. Фромм Э. Бегство от свободь^/URL: http://lib.ru/PSIHO/FROMM/fromm02.txt (дата обращения: 27.11.2016)

5. Берлин И. Две концепции свободы // URL: http://kant.narod.ru/berlin.htm (дата обращения: 24.11.2016)

УДК 130.2:174.6

ПРОБЛЕМА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ (НА ПРИМЕРЕ

КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР)

Позднякова В.С., бакалавр 2 курса направления подготовки 08.03.01 «Строительство» Научный руководитель: к.п.н. Рожкова Н.В. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена одной из самых злободневных проблем современной молодёжи, а именно игровой зависимости. Показано, что игромания - болезнь, которую нельзя запускать. Требуется проводить ряд профилактических действий, которые позволяют отвлечься от игры и не дать ей поглотить Вашу жизнь.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Игра, игромания, компьютерные игры, зависимость от компьютерных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.