Научная статья на тему 'О СООТНОШЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОГО И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ'

О СООТНОШЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОГО И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / СЛУЖЕБНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечаев Александр Анатольевич, Образцов Александр Викторович

В статье рассматриваются вопросы соотношения ведомственного и процессуального контроля в деятельности руководителя следственного органа. Затрагиваются проблемы взаимовлияния уголовно-процессуальных и служебных полномочий руководителя следственного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нечаев Александр Анатольевич, Образцов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RELATIONSHIP OF DEPARTMENTALAND PROCEDURAL CONTROL

The article deals with the issues of the ratio of departmental and procedural control in the activities of the head of the investigative body. The problems of mutual influence of criminal procedural and official powers of the head of the investigative body are touched upon.

Текст научной работы на тему «О СООТНОШЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОГО И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»

О соотношении ведомственного и процессуального контроля

АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ НЕЧАЕВ,

заместитель начальника кафедры управления органами расследования преступлений, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ ОБРАЗЦОВ,

пенсионер МВД России, кандидат юридических наук, доцент

On the relationship of departmental and procedural control

ALEXANDER ANATOLYEVICH NECHAEV,

Deputy Head of the Department of Management of Crime Investigation Bodies, Candidate of Law, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

ALEXANDER VIKTOROVICH OBRAZTSOV,

Pensioner of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Law, Associate Professor

УДК 343.13

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы соотношения ведомственного и процессуального контроля в деятельности руководителя следственного органа. Затрагиваются проблемы взаимовлияния уголовно-процессуальных и служебных полномочий руководителя следственного органа.

Ключевые слова и словосочетания: руководитель следственного органа; уголовно-процессуальные полномочия; служебные полномочия.

Annotation. The article deals with the issues of the ratio of departmental and procedural control in the activities of the head of the investigative body. The problems of mutual influence of criminal procedural and official powers of the head of the investigative body are touched upon.

Keywords and phrases: head of the investigative body; criminal procedural powers; official powers.

Институциональной основой предварительного расследования является процессуальное руководство расследо-

ванием преступлений. Руководство расследованием преступлений осуществляют определенные должностные лица, к которым следует

прежде всего отнести руководителя следственно органа, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания

Цель такого руководства неизменно связана со ст . 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), и она заключается в том, чтобы защитить права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также не допустить незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод . Такая цель применительно к стадии предварительного расследования может быть дифференцирована на отдельные задачи:

— надлежащее рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях;

— своевременное возбуждение уголовного дела;

— проведение надлежащего предварительного расследования;

— своевременное и обоснованное предъявление обвинения;

— своевременное и обоснованное прекращение уголовного дела при наличии к тому оснований;

— своевременное и обоснованное приостановление и возобновление уголовного дела;

— своевременное и обоснованное рассмотрение заявленных ходатайств;

— своевременное и обоснованное рассмотрение жалоб участников уголовного судопроизводства;

— проверка материалов уголовного дела;

— дача указаний по расследованию уголовного дела;

— своевременное рассмотрение требований прокурора;

— своевременное рассмотрение возражений следователя на требования прокурора

Осуществление вышеназванных задач возможно только в рамках уголовного процесса. Но расследование уголовных дел базируется на определенной организационно-управленческой основе, которая обеспечивает функционирование всей системы расследования . Для того, чтобы вся многоуровневая система расследования функционировала и соответствовала требованиям уголовно-процессуального законодательства, институт процессуального руководства через уголовно-процессуальную и организационно-управленческую деятельность руководителей следственных органов всех уровней направляет процесс расследования преступлений . Это делается путем издания нормативных правовых актов, принятия управленческих решений, создания криминалистических рекомендаций, надлежащая реализация которых затем на по-

стоянной основе отслеживается путем систематической проверки процессуальной и служебной деятельности следователей и нижестоящих руководителей следственных органов

Одно из главных направлений процессуального руководства — осуществление контроля за деятельностью подчиненных подразделений как процессуального, так и ведомственного . Важность такого контроля отмечена в работах О . В . Химичевой [2] и С . В . Валова [1, с . 15].

Для осуществления процессуального руководства руководитель следственного органа использует как уголовно-процессуальные, так и служебные полномочия

Для того чтобы нормы уголовно-процессуального права были в полной мере реализованы, необходима и организационно-управленческая деятельность руководителей следственного органа Эти должностные лица создают организационные условия осуществления уголовно-процессуального законодательства. Все принимаемые этими лицами управленческие документы направлены на актуализацию положений уголовно-процессуального законодательства Но поскольку процесс расследования уголовных дел в различных следственных подразделениях складывается по-разному, то и принимаемые управленческие решения в определенной степени привязаны к регионам, районам, состоянию законности в этих регионах, уровню преступности, состоянию служебной дисциплины в следственных подразделениях

По своему содержанию управленческие документы руководителей следственных органов всех уровней тесно связаны с уголовно-процессуальными нормами и указывают на их своевременное, точное и надлежащее исполнение этих норм . В этом смысле процессуальная и служебная деятельность взаимосвязаны между собой, а последняя носит к процессуальной обеспечительных характер . Значительную часть такой деятельности занимает процессуальный и ведомственный контроль

На практике процессуальная и служебная деятельность осуществляются одновременно, и, по сути, одна без другой невозможны Но эти виды деятельности не тождественны

Необходимо выявить различия в ведомственном и процессуальном контроле, а также то, что их объединяет Начнем с последнего и укажем на общее в ведомственном и процессуальном контроле:

— осуществляются одними и теми же должностными лицами;

— осуществляются в одни и те же временные периоды;

— осуществляются в отношении одних и тех же должностных лиц (следователей и руководителей следственного органа);

— способы процессуального и ведомственного контроля базируются на одних и тех же познавательных методах (анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, описание и т. д . );

— имеют общую цель: защитить права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также не допустить незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;

— их существование продиктовано объективной необходимостью;

— они являются неотъемлемой частью всей правоохранительной деятельности государственных органов

Различия в ведомственном и процессуальном контроле заключаются в следующем:

— в их основу положена разная правовая база: процессуальный контроль базируется на нормах уголовно-процессуального права, ведомственный контроль осуществляется на основе норм административного права. Соответственно, правовые базы ведомственного и процессуального контроля разные . Правовая база процессуального контроля — УПК РФ . Формально-юридический источник ведомственного контроля — различные ведомственные приказы;

— используются разные правовые формы;

— для их осуществления должностные лица использует разные правовые статусы. Здесь следует исходить из того, что эти лица одновременно осуществляют уголовно-процессуальные и служебные полномочия, которые не являются тождественными;

— результаты ведомственного и процессуального контроля различны;

— в процессе осуществления процессуального контроля следователь и дознаватель обладают определенной процессуальной самостоятельностью и автономией . Например, указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа;

— разные последствия процессуального и ведомственного контроля . Процессуальный контроль призван влиять на расследование конкретного дела, тогда как ведомственный контроль направлен в целом на весть процесс расследования, касается в основном всей массы уголовных дел, находящихся в производстве;

— они осуществляются с разной степенью интенсивности Процессуальный контроль осуществляется практически по каждому уголовному делу и почти в непрерывном режиме Ведомственный контроль не столь интенсивен

и не связан непосредственно с каждым расследуемым делом;

— процессуальный контроль осуществляется в процессе расследования уголовного дела, ведомственный контроль так тесно не связан с проводимым расследованием и может осуществляться уже после проведенного расследования;

— процессуальный контроль носит конкретный характер (касается одного конкретного уголовного дела), ведомственный контроль — обобщенный характер (прямо или косвенно касается нескольких уголовных дел);

— процессуальный контроль направлен только на процессуальную деятельность, ведомственный контроль носит многоаспектный характер и связан с организацией процессуальной деятельности, служебной подготовки и дисциплины и т д ;

— в результате процессуального контроля корректируется процессуальная деятельность, в результате ведомственного контроля корректируется как процессуальная, так и другие виды деятельности в следственных подразделения, например, служебная подготовка, кадровая работа, организация рабочего времени и служебная дисциплина

Вышеперечисленные различия вовсе не означают, что эти два контроля противопоставляются, исключают друг друга, наоборот, они дополняют друг друга и в какой-то степени не возможны друг без друга

Эти два вида контроля не следует друг другу противопоставлять, указывать на их приоритетность или доминирующую роль . Каждый из видов контроля решает свою задачу и обеспечивает законность и эффективность расследования .

Результат взаимодействия ведомственного и процессуального контроля — интеграционный эффект в виде обеспечения режима законности, повышения качества и результативности расследования уголовных дел . Также создаются и поддерживаются на соответствующем уровне условия для осуществления предварительного следствия, обеспечивается необходимая функциональная устойчивость в процессуальной деятельности, дисциплина, внутренняя организованность и согласованность в работе подчиненных следственных подразделений

Существующая многоуровневая система ведомственного и процессуального контроля наряду с прокурорским надзором обеспечивает эффективное функционирование следственных подразделений территориальных органов МВД России на всех уровнях .

Значение реализации ведомственного контроля для осуществления процессуаль-

ного контроля необходимо объяснить тем, что ведомственный контроль устанавливает определенные организационные рамки для осуществления процессуального контроля,

актуализирует недостатки предварительного следствия за конкретный период времени, а также конкретизирует формы и методы процессуального контроля

Список литературы:

1 . Валов С. В. Управление органами предварительного следствия в России (теоретические и организационные основы): автореф дис .... канд . юрид . наук . Москва, 2007 .

2 . Химичева О. В. Концептуальные основы процессуального контроля и надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: монография . Москва, 2007 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.