Научная статья на тему 'О СООТНОШЕНИИ УРОВНЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ'

О СООТНОШЕНИИ УРОВНЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
129
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / МАТЕРИАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Подузов А.А., Языкова В.С.

Статья посвящена изучению Субъективного Качества Жизни (СКЖ), его сущности и процессов, тесно связанных с его движением. В ней освещены как методология исследований в этой области знания, так и последние достижения в создании широкой эмпирической базы, необходимой для таких исследований. К практическим результатам статьи относятся выявление действительного соотношения между СКЖ и традиционным показателем благополучия людей - уровнем их жизни, а также вывод о том, что на современном этапе развития человечества накопление материальных благ и экономический рост, игравшие до сих пор центральную роль в этом развитии, постепенно уступают ее нематериальным формам накопления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СООТНОШЕНИИ УРОВНЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»

О СООТНОШЕНИИ УРОВНЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

A.А. ПОДУЗОВ, кандидат технических наук, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Москва, Россия

B.С. ЯЗЫКОВА, кандидат философских наук. E-mail: spiridonovna@mail.ru Институт народнохозяйственного прогнозировании РАН, Москва, Россия

Статья посвящена изучению Субъективного Качества Жизни (СКЖ), его сущности и процессов, тесно связанных с его движением. В ней освещены как методология исследований в этой области знания, так и последние достижения в создании широкой эмпирической базы, необходимой для таких исследований. К практическим результатам статьи относятся выявление действительного соотношения между СКЖ и традиционным показателем благополучия людей - уровнем их жизни, а также вывод о том, что на современном этапе развития человечества накопление материальных благ и экономический рост, игравшие до сих пор центральную роль в этом развитии, постепенно уступают ее нематериальным формам накопления.

Ключевые слова: субъективное качество жизни, уровень жизни, материальная обеспеченность, ценности, ценностное пространство.

Б01: 10.47711/0868-6351-188-86-100

В последнее время в социальных науках все сильнее ощущается потребность в конструировании показателя, с помощью которого можно было бы приблизительно оценить, насколько хороша или плоха, привлекательна или неприемлема жизнь тех или иных людей и социальных групп. Речь идет об обобщающем показателе Субъективного качества жизни (СКЖ). Мы акцентируем слово «обобщающий», поскольку не обобщающих, частных показателей качества много, и все они, как представляется, выступают как элементы эмоционального мира человека, т.е. принадлежат той стороне психики, которая особенно чувствительна к характеру его поступков. К их числу можно было бы отнести такие, как дружба, любовь, красота, радость, интерес, компетентность, зависть, жадность, ложь, страх, тщеславие и многие другие.

Следует подчеркнуть, что это не факторы (т.е. причины), влияющие на динамику СКЖ, а компоненты, образующие в совокупности содержание самого понятия СКЖ. Оно мыслится как взвешенная алгебраическая сумма таких компонент (т.е. с учетом того, положительны они или отрицательны). Весовыми множителями в ней должны выступать индивидуальные интенсивности испытываемых чувств. Что же касается факторов повышения или снижения СКЖ, то мы полагаем, что их можно подразделить на объективные (внешние) и субъективные (непосредственные). К первым относятся условия жизни людей и их изменения. Примерами могут служить уровень материальной обеспеченности человека, качество социальной среды обитания, степень авторитарности общества. Ко вторым можно отнести такие, как здоровье, располагаемая свобода выбора во всех сферах жизни (включая выбор жизненного пути), наличие способностей и талантов, религиозность и др. Механизм воздействия факторов на движение СКЖ предполагает не изменение перечня учитываемых в СКЖ элементов эмоционального мира (этот перечень, как представляется, должен вытекать из существующих теоретических представлений), а сдвиги в системе взвешивания учитываемых чувств: благоприятные факторы должны отражаться в увеличении веса позитивных чувств и соответствующем уменьшении веса негативных чувств, а неблагоприятные - в противоположных изменениях весовых множителей.

В настоящей работе мы в основном концентрируемся на современном состоянии исследований роли материальной обеспеченности человека, т.е. доступных ему объективно существующих предметов и услуг, потребление которых создает в его сознании непосредственное ощущение того или иного уровня качества жизни.

Уровень жизни. Прежде всего следует убедиться, что в имеющемся арсенале социально-экономических показателей России пока действительно нет ни одного, дающего обобщающее представление о жизни отдельно взятого респондента. Но преобладающее мнение свидетельствует как раз об обратном, т.е. о том, что такой показатель существует и широко известен. Это так называемый уровень жизни (УЖ), расчеты которого начались еще во времена Российской империи, а надежные со статистической точки зрения значения которого публикуются, начиная с 1905 г. [1]. Тогда в чем же проблема и так ли уж необходим СКЖ? Проблема - в социальном смысле и содержании фактически публикуемого УЖ. Любознательный человек с широким кругом интересов, впервые столкнувшийся с понятием «уровень жизни», сразу почувствует, что прикоснулся к разгадке извечной тайны: что такое жизнь (имея в виду ее биологическую и психическую стороны), каковы ее место и смысл в безжизненном материальном мире и что представляют собой ее градации (уровни)?

При ближайшем рассмотрении, однако, выясняется, что на самом деле все обстоит иначе. Различные источники дают множество определений понятия УЖ, и в каждом из них это понятие имеет свое содержание. Согласно одному, пожалуй, самому распространенному, УЖ - это сложившаяся степень обеспеченности (курсив наш) людей материальными благами и услугами, необходимыми для безопасного и комфортного существования [2]. Часто встречается и формально более широкое определение УЖ как совокупности условий жизнедеятельности людей и степени удовлетворения их потребностей, сложившихся на определенный исторический период [3]. Здесь, видимо, имеется в виду весь круг жизненно важных потребностей прежде всего материальных, но не только. Уместно присутствие и таких, как улучшение экологии, уменьшение распространенности преступности, алкоголизма, наркомании и др. Но как представляется, все они уже должны присутствовать в первом определении как часть совокупности условий безопасного и комфортного существования.

Если согласиться с предложенным нами ранее подходом к оценке СКЖ как к балансу чувств и эмоций, переживаемых индивидом, как к реакции на психические образы, сопровождающие процесс потребления всего, чем он обеспечен [4], то упомянутый УЖ выступает лишь как мера совокупности ресурсов, используемых при создании СКЖ и, следовательно, приведенные выше определения не совместимы с представлением об УЖ как о понятии, дающем целостное представление о человеке и его жизни. Они ничего не говорят ни о человеке, ни о его жизни как таковых. Их функция состоит в том, чтобы указать на условия (в основном внешние), соблюдение которых позволяет уже существующей жизни продолжаться.

На наш взгляд, термин «уровень жизни» не просто неудачен, он ошибочен, поскольку искажает существующую в сфере потребления систему очевидных причинно-следственных связей. Если у кого-то сломался холодильник, то руководствуясь смыслом словосочетания «уровень жизни», на дом нужно приглашать не мастера, а врача: ведь пострадал уровень «Жизни». Если человек умер, то это еще не означает, что его жизнь прекратилась. Вся его материальная обеспеченность (т.е. «Жизнь»?) какое-то время сохраняется, причем на том же Уровне, что и до смерти. По сути дела, термин «уровень жизни» приравнивает все непосредственно окружающие человека предметы длительного и краткосрочного пользования к человеческим органам и тем самым как бы «оживляет» их и «присоединяет» к самому человеку.

К сказанному можно добавить, что англоязычный термин «standard of living» (если именно он послужил в свое время прообразом русского словосочетания «уровень жизни») многозначен, и одним из допустимых значений термина standard выступает слово кондиция [5], т.е. устаревший и почти вышедший из употребления термин, означающий условие. В этом случае русский перевод всего термина выглядел бы как «условия жизни», что вполне соответствует его фактическому содержанию. По нашему мнению, от термина «уровень жизни» следует вообще отказаться и пользоваться вместо него терминами, отвечающими существу измеряемых и изучаемых процессов, а именно, «обеспеченность людей необходимыми потребительскими благами» или «совокупность условий жизни людей».

Но сказанное вовсе не означает, что мы принижаем значение стоящего за рассматриваемым термином реального объекта, каким является совокупность материальных и нематериальных ресурсов, практическое использование которых дает человеку возможность ощутить собственное СКЖ. Если наука достигла возможности адекватно оценивать движение этой совокупности, равно как и баланса чувств, положенного в основу меры СКЖ, то перед учеными открыта перспектива изучения одной из сторон механизма формирования взаимосвязи между этими показателями и, что особенно интересно и важно, изучения вопросов эффективного (либо неэффективного) использования человеком располагаемых потребительских благ и в первую очередь накопленного имущества (богатства).

Хотелось бы подчеркнуть также, что не следует, на наш взгляд, стремиться к «совершенствованию» УЖ, пытаясь расширить сферу его охвата путем включения в нее тех сторон человеческой жизни, для оценки которых и предлагается ввести самостоятельный показатель СКЖ. Это такие, например, компоненты как стремление к повышению уровней культуры, нравственности и др. Более конструктивным представляется подход, нацеленный на достижение четкого и оправданного разграничения между ресурсами «производства» качества жизни и его результатами, т.е. самим СКЖ.

Феномен субъективного качества жизни. СКЖ - это один из результатов взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому плодотворное его изучение должно опираться на основательное, философское понимание особенностей такого взаимодействия. С этой целью мы обратились к статье известного отечественного философа Юрия Валериановича Перова «Самый независимый ум всего ХУШ столетия», предпосланную им в качестве предисловия к книге Дэвида Юма «О человеческой природе» [6, с. 5-23]. Напоминая нам, что еще три века тому назад было признано, что познающему мир человеку (субъекту) непосредственно дано только его собственное сознание, мир же объектов доступен лишь как совокупность представлений об этих объектах в чувственных образах, Ю. Перов задает риторический вопрос: можно ли в принципе удостовериться, что получаемые таким путем представления соответствуют объективным вещам. И сам отвечает: очевидно, что убедиться в этом невозможно, поскольку представления о самих вещах как таковых субъекту не доступны.

Иллюзия, заставляющая человека принимать рождающиеся в его сознании представления за реально существующие независимые объекты внешнего мира, настолько сильна, что держит людей в своем надежном плену миллионы лет. Сознание разыгрывает с человеком потрясающий трюк. Глядя на окружающий мир, он не допускает и тени сомнения, что на самом деле перед ним - не независящие от его воображения объективно существующие предметы, а некие до сих пор неизвестным образом порождаемые субъективные видения, психические образы. Это трюк, который по своей убедительности можно, пожалуй, сравнить только с ежедневно наблюдаемым восходом и заходом Солнца, которое на самом деле никуда не заходит и ниоткуда не восходит, и является следствием вращения нашей Земли вокруг собственной оси.

На протяжении всей своей жизни субъект не в состоянии вырваться из «пространства представлений» и непосредственно обратиться к самим вещам, как таковым. Кроме того, стоит задуматься: разве наличие в нашей душе эмоциональных переживаний доказывает, будто они порождены некими существующими вне нас реальными объектами? Имеются ли хотя бы какие-то основания допускать помимо чувственных восприятий еще и самостоятельное существование внешних вещей в качестве их источников? Отвечая на эти вопросы, Ю. Перов пишет: «в повседневной жизни и в философии мы признаем (курсив наш) объективное существование вещей вне нас, хотя никакая философия не в состоянии строго доказать их существование... Когда мы утверждаем, что те или иные вещи существуют, - это всего лишь акт нашей веры в их существование, понятой как специфическое чувство или переживание» [6, с. 12]. Ниже в настоящей статье мы пользуемся термином «объективный мир» и склонны признавать его реальное существование. Но вместе с тем полагаем, что некоторый простор для сомнений в этом все-таки остается.

Разоблачение рассматриваемой иллюзии поставило философию познания, а вместе с ней и целый ряд естественных наук в затруднительное положение. Один из ведущих философов XX века Бертран Рассел констатировал, что философия в целом оказалась в тупике, из которого она так и не смогла впоследствии выйти [6, с. 9]. Поскольку условия жизни человека и его обеспеченность потребительскими благами - это совокупности, которые до сих пор мыслились учеными как складывающиеся из объектов реального окружающего мира, приведенные выше рассуждения относятся и к ним. Но мы в соответствии со сказанным выше принимаем объективность существования вещей вне нас и, опираясь на это, считаем, что используемый статистическими органами традиционный подход к конструированию обобщающих показателей обеспеченности людей разного рода благами вполне оправданным.

Что же такое субъективное качество жизни? В литературе можно найти разные определения. Приведем распространенную точку зрения. Она констатирует, что СКЖ - это междисциплинарное понятие, характеризующее эффективность всех сторон жизнедеятельности человека. Понятие СКЖ различается в зависимости от научной дисциплины, которая его использует. В экономической отрасли делается акцент на фактическую степень удовлетворения основных потребностей человека, уровень его развития и степень обеспечения безопасности жизни. В социологии выделяют качество удовлетворения материальных и культурных потребностей, качество образования, обслуживания и т.д. [7]. Мы не разделяем такой позиции, поскольку считаем СКЖ фундаментальным понятием, которое должно иметь единственное научно обоснованное определение, не зависящее от того, в какой области человеческой деятельности его применяют.

Попытаемся продолжить цепь приведенных выше рассуждений. Мы согласны с тем, что познающему мир субъекту непосредственно дано только его собственное сознание. Чем же оно наполнено? Судя по собственному опыту, там присутствуют прежде всего психологические образы предметов и процессов окружающего мира. Это зрительные, слуховые и другие сенсорные восприятия. Кроме того, в нем присутствуют мысли, желания и ощущаемые потребности, воспоминания (в основном о взаимоотношениях с другими людьми), сновидения, воображаемые ситуации, а также чувства и эмоции. Последние компоненты, как представляется, играют в процессе восприятия и познания особую роль: они выражают субъективность человека, т.е. сущность его внутреннего мира, личное отношение ко всему, перечисленному выше, свойственное этому лицу. Особая роль отношений человека к другим своим переживаниям означает, на наш взгляд, что именно здесь находится ключ к осмыслению понятия СКЖ.

Определение: субъективное качество жизни - это психологическое понятие, обозначающее комплекс отношений человека, выражающихся в позитивных, негативных и нейтральных чувствах и эмоциях, появляющихся и некоторое время существующих в его сознании, к остальным элементам его сознания на протяжении определенного периода времени (интервала наблюдения).

Единственное, на что следует обратить внимание, состоит в том, что сравнение так определяемого субъективного качества жизни и необходимой для его обеспечения совокупности реальных ресурсов потребления, это сравнение содержимого пространств разной природы, а именно, элементов внутреннего пространства нашего сознания и находящихся в нашей собственности внешних предметов объективного мира. Ясно, что сравнение абсолютных значений элементов этих пространств лишено смысла. Но он присутствует в желании понять, что можно ожидать от сравнения динамики материальной обеспеченности человека и движения его СКЖ, сопровождается ли увеличение обеспеченности повышением качества жизни, или не обязательно. Разумеется, для обстоятельного ответа на этот вопрос необходимы результаты специального социально-психологического обследования населения (см. ниже) Мы, однако, полагаем, что для предварительного ответа уже имеются достаточные основания.

Подход Эриха Фромма. Предпринятый во второй половине прошлого века видным немецко-американским психологом-теоретиком Эрихом Фроммом глубокий исторический экскурс подтверждает долговременность существования фундаментальных вопросов человеческой жизни, поставленных впервые в далекой древности, но до сих пор не имеющих общепризнанного решения. Их все еще предоставляется решать каждому человеку самостоятельно, в меру его собственного разумения. К ним относится и интересующий нас вопрос: как следует человеку строить свою жизнь? Что согласно общественному мнению, должно быть в человеке главным: эгоизм или альтруизм, а если их комбинация, то какая именно? Или конкретнее и максимально приближаясь к фактической жизни человека как последовательности его поступков: что предпочтительнее и важнее - личное обогащение, т.е. все более широкое приобретение для себя и последующее обладание предметами природы и материальной культуры кратко- и долгосрочного пользования («иметь»), или осмысленное бытие в мире, когда человек все глубже осознает и реализует круг своих психологических возможностей, способностей, задатков, которыми в той или иной мере наделен каждый, и испытывает потребность проявлять себя, дарить, делиться с другими, жертвовать собой («быть»)?

Под «иметь» и «быть» Фромм таким образом имеет в виду не обыденные значения этих слов, а два основных типа ценностных ориентаций личности, два способа существования человека в мире. Человек с ориентацией на «иметь» относится к миру как хозяин к собственности, к своему имуществу. Тогда как при ориентации на «бытие» он рассматривает последнюю как противоположность обладанию: она означает жизнелюбие, стремление жить не только для себя и подлинную причастность к миру [8, с. 44]. На наш взгляд, эту концепцию можно интерпретировать как идею широкого спектра вариантов смысла человеческой жизни и содержания ее качества в современном обществе, спектра, который с одного края ограничен полной устремленностью человека к накоплению материального богатства, а с другого полностью ориентирован на ценности самореализации, т. е. на полное раскрытие собственного личностного потенциала.

До последнего времени концепция Фромма и его предшественников воспринималась как теоретическая идея, захватывающая воображение, но далекая от практических приложений. Она порождает много вопросов, требующих прояснения. Например, достижимы ли указанные крайние варианты в реальной жизни, или это

чисто абстрактные границы, располагающиеся вне всякого человеческого опыта? Насколько привлекательны ценности, образующие содержание этих границ, концентрируется ли население вблизи от них, или напротив, подавляющая часть людей руководствуется в своей жизни той или иной комбинацией ценностных ориентаций, соответствующих границам? Насколько стабильны сами эти ориентации, меняются ли они только в связи с уходом из жизни старых поколений и приходом им на смену новых, молодых? Если они нестабильны, то каков характер их изменчивости, является ли он непрерывным, эволюционным, или проявляется как последовательность редких, но значительных скачков? Сейчас мы можем ответить на первый из этих вопросов: ни та ни другая крайняя ориентация, т. е. ни «иметь», ни «быть» в чистом виде не достижимы. Сколь ни был бы духовен человек, он не может существовать без физиологического, почти полностью материального тела («почти» - потому что помимо материального вещества оно немыслимо без информации, которая пронизывает все это тело и по своей природе нематериальна), которому для осуществления жизнедеятельности абсолютно необходимы хотя бы какие-то элементы «иметь». И наоборот, насколько бы ни был он поглощен страстью к накопительству, без наличия пусть ущербного, но все же нематериального начала он не сможет почувствовать радости от удовлетворения страсти.

На второй вопрос Фромм пытается ответить, просто выражая свое личное мнение: «Опираясь на мои собственные наблюдения, я полагаю, что люди, однозначно демонстрирующие стойкую ориентацию либо на обладательную, либо на экзистенциальную («бытийную» - А.П. и В.Я.) модель поведения, составляют незначительное меньшинство; в огромном же большинстве реально присутствуют обе возможности, и какая из них станет преобладающей... зависит от факторов окружающей среды» [8, с. 167]. Разумеется, эту, скорее всего, верную позицию желательно было бы конкретизировать. Но свои труды Фромм в основном создавал на протяжении первых послевоенных десятилетий, когда еще не было возможностей подтвердить его качественные выводы количественными статистическими оценками. Тем не менее сделать свои заключения максимально убедительными он стремился и в этом, наряду с учением К. Маркса ему помогли исследования создателя психоанализа Зигмунда Фрейда.

Фрейд обнаружил, что все дети в своем развитии переживают период всеобъемлющей агрессивности, а затем накануне зрелости проходят этап, отличающийся тем, что всю свою энергию они тратят на приобретение и накопление, распространяя свою жадность вначале на вещи и деньги, а затем и на нематериальные ценности: чувства, слова, энергию и др. Самое важное здесь состоит в том, что преобладание собственнической ориентации характерно для периода неполной зрелости и поэтому ее следует считать патологией, если она остается доминирующей в более поздний период человеческой жизни. Другими словами, для Фрейда взрослый человек, занятый исключительно мыслями о том, чтобы приобретать и обладать, - это душевно больной, невротик, и, следовательно, само общество, в котором преобладают личности с такой структурой психики, следует признать больным [8, с. 131].

Поскольку ценности будут находиться в центре нашего внимания на протяжении всей оставшейся части статьи, необходимо остановиться на этом понятии более подробно. Субъективные ценности - это то важное, что человек хочет от своей жизни, то, что имеет для него относительно устойчивое нравственное, эстетическое и познавательное значение. По мнению известного американского психолога Михайя Чиксентмихайи, это базовый набор мотиваций, формирующих значимость для человека тех или иных материальных, духовных, или природных объектов, явлений, их соответствие его основным потребностям. У каждого есть более или менее ясное представление о том, чего бы он хотел достигнуть в жизни. То, насколько человеку удается приблизиться к осуществлению своего желания, своей мечты, и является мерой качества его жизни. [9, с. 33].

Мы бы сказали так: ценности - это то, к чему осознанно стремится каждый человек в процессе повышения своего субъективного качества жизни. СКЖ и ценности - это близкие, но не тождественные понятия. Ценности - это своего рода цель, а СКЖ - это ощущаемая человеком характеристика движения к ней. Рождающиеся во внутреннем, психическом мире человека, субъективные ценности - у каждого свои, но у многих одинаковые - объединяясь, порождают психические и физические усилия, которые направлены на достижение этих целей и выступают в качестве важного и, возможно, единственного глубинного источника всего социально-экономического развития страны. Особенность человеческой психики состоит, как известно, в том, что желания и мечты в случае их осуществления быстро становятся чем-то само собой разумеющимся, т.е. исчезают. Но каждый знает, что на их место сразу же приходят новые, часто более высокие желания, и процесс развития продолжается.

Если человек - это то, чего он хочет, т.е. совокупность его ценностей, то полезным инструментом изучения процесса его развития в течение жизни и его роли в обществе могло бы стать ценностное пространство с предложенной Фроммом системой координат «иметь» и «быть». Представим себе, что вдоль горизонтальной оси Х откладывается накопленная человеком к каждому данному моменту его жизни масса материальных ценностей, т. е. уровень его материальной обеспеченности жизненными ресурсами. По вертикальной же оси У - достигнутый объем располагаемых нематериальных благ, к числу которых относятся как все более полно осознаваемые врожденные способности и таланты, так и познание и понимание окружающего мира и самого себя, приобретенные в ходе накопления жизненного опыта. В этом двухмерном пространстве каждый респондент отображается в виде безликой точки, а вся информация о его качественных и количественных характеристиках содержится в ее координатах. При таком подходе все существенные сдвиги в интересах и ориентациях человека с предельной наглядностью изображаются формой кривой, описываемой движущейся по ходу жизни точкой в его ценностном пространстве. Если оказывается, что ребенку не приятно, когда другие прикасаются к его игрушкам, это интерпретируется как начало его жизненной траектории, располагающееся в точке, принадлежащей оси материальных благX. Если траектория завершается в точке, лежащей в окрестности оси У (т.е. при минимальном значении координатыХ), то тем самым фиксируется факт разочарования индивида к концу жизни в иллюзорных материальных ценностях (подлинные ценности следовало бы своевременно разыскивать на оси У). Если, наконец, в воображаемом пространстве Фромма присутствуют точки, соответствующие всем респондентам представительной для страны выборки, то по конфигурации этого множества можно было бы судить о мере разнообразия ценностных устремлений проживающих здесь людей, расстояние между точками указывало бы на степень их психологической совместимости, а трансформацию всей конфигурации и ее движение от одного раунда обследования к последующим интерпретировать как направленность ценностного развития населения страны в целом.

Возможно, сказанное способно вызвать недоуменный вопрос: зачем столько говорить о том, что Фромм мог бы сделать, но не сделал, пусть даже из-за отсутствия необходимой эмпирической базы. Ответ состоит в следующем. Далее нам предстоит рассмотреть исследование Инглхарта, методика которого обладает по сравнению с идеями Фромма как определенным сходством, так и важными отличиями, и в этой ситуации нам бы хотелось выявить особенности подхода Инглхарта в чистом виде.

Подход Рональда Инглхарта. Возможности подтвердить (либо опровергнуть) умозаключения Фромма появились только в последние десятилетия XX в. Мы имеем в виду прежде всего труды видного американского социолога Рональда Инглхарта. Будучи в 1970-е годы исследователем в проекте «Евробарометр» (мониторинг общественного мне-

ния стран ЕС), он обнаружил, что поколения людей, пришедшие в этот мир после окончания второй мировой войны, постепенно обретают систему ценностей, отличную от той, которой руководствуются когорты лиц, родившихся в довоенные годы. Это наблюдение позволило ему сформулировать следующую гипотезу. Последняя четверть ХХ в. - это время начала глобального обновления системы ценностей, которой человечество руководствовалось в своей жизни на протяжении нескольких веков. После второй мировой войны в большинстве индустриальных стран в результате быстрого экономического роста, а также развития государства благосостояния опыт личностного формирования в когортах более поздних годов рождения стимулировал выработку новых приоритетов. На протяжении истории большинство людей было чрезвычайно озабочено угрозой суровых экономических лишений, а то и голода. Однако исторически беспрецедентная степень экономической безопасности, какую узнали послевоенные поколения в индустриальных обществах, способствовала постепенному сдвигу приоритетов от «материалистических» ценностей (когда упор делался прежде всего на экономической и физической безопасности) к ценностям «постматериальным» (когда на первый план выдвигаются самореализация и качество жизни человека) [10]

Рассматривая социальную роль обновляющихся ценностей и убеждений людей, Инглхарт пришел к выводу, что они могут стать источником изменения всего общества. Они меняют облик экономической, политической и социальной жизни. Трансформируются экономические цели, религиозные нормы и семейные ценности, что в свою очередь влияет на темпы экономического роста и характер социально-экономического развития страны. Инглхарт полагает, что экономическое развитие, культурные, а также политические изменения идут рука об руку, образуя целостные и даже до некоторой степени предсказуемые паттерны. Высказанные без малого полвека тому назад эти мысли были приняты далеко не единодушно. Оппонентами в США и других странах были опубликованы десятки статей с целью попытаться опровергнуть такую позицию, либо предложить альтернативу. Автор убежден, что решающим средством внесения определенности в этот дискуссионный вопрос могло стать только значительное расширение используемой эмпирической базы, т.е. круга обследуемых стран.

Чем он руководствовался? Вероятно, следующей простой идеей. Долгосрочное исследование социально-экономического и культурного развития той или иной страны - очень непростая задача. Каждая претерпевает в процессе своего развития многочисленные изменения, переходя из одного состояния в другое. Эти состояния, выступают не только как достояние неочевидного прошлого, но и как принадлежность к далекому от определенности будущему. Между тем и прошлое, и будущее можно в какой-то мере разглядеть, путешествуя не во времени, а в пространстве. На Земле существует множество стран, и каждая из них характеризуется своим уровнем развития, имеющим параллель во временном измерении других стран, и чем шире круг вовлеченных в исследование стран, тем надежнее выводы.

В 1981 г. началось осуществление Всемирного Обзора Ценностей (ВОЦ), а в 1990 г. его руководителем был утвержден Р. Инглхарт. Ему, по-видимому, принадлежит и объяснение на базе ВОЦ происходящих в мире в последнее годы изменений. ВОЦ - это исследовательский проект, впервые соединивший единым замыслом усилия многих сотен социологов по всему миру, изучающих ценности и убеждения населения, а также их воздействие на социальную и культурную жизнь своих стран. Приведенные ниже цифры дают представление о масштабах проекта. В общей сложности к настоящему времени проведено семь раундов (волн) ВОЦ. В таблице содержатся некоторые показатели степени охвата населения планеты в первых пяти волнах [11]. Шестая волна осуществлялась в 2010-2014 гг. и охватила 91 страну, а седьмая волна (2017-2020 гг.) - 129000 респондентов [12].

Говоря о ВОЦ, необходимо подчеркнуть, что это самое большое сравнительное обследование, проводимое на базе университетов всего мира, включая Россию, с целью изучения ценностей и убеждений населения. Это единственное академическое исследование, которое охватывает весь спектр национальных отличий: от очень бедных до самых богатых стран, от стран с очень авторитарными режимами до максимально либеральных демократий, учитывая особенности всех культурных зон мира.

Таблица

Количество стран, включенных в базу данных Всемирного обзора ценностей

Волна Год Количество стран Население, чел. Респонденты, чел.

1 1981-1984 20 4 700 000 000 25 000

2 1989-1993 42 5 300 000 000 61 000

3 1994-1998 52 5 700 000 000 75 000

4 1999-2004 67 6 100 000 000 96 000

5 2005-2008 54 6 700 000 000 77 000

Источник: [11, с. 36].

Проект включает данные из более чем 100 стран, где проживают почти 90% населения мира. Во всех участвующих в конкретной волне странах используется одна и та же анкета, что делает ВОЦ самым крупным сравнительным мониторинговым исследованием по изучению убеждений и ценностей человечества из всех когда-либо проводившихся.

Проект предоставляет обширную базу данных для анализа роли человеческих убеждений и ценностей в происходящих в мире социальных, экономических и политических изменениях. Репрезентативные национальные выборки позволяют изучать население каждой страны путем проведения интервью с использованием стандартизированной анкеты, ориентированной на измерение ценностей, связанных с трудовой мотивацией, личным благополучием (т.е. субъективным качеством жизни), качеством государственного управления, социальным капиталом (т.е. доверием между людьми), политическим участием, гражданским обществом, социальными движениями, религией, тендерными ролями, толерантностью к социальным меньшинствам, и защите окружающей среды. Все интервью проводятся национальными организациями, собирающими данные под руководством национальных научных руководителей проекта. Везде, где это возможно, проводятся интервью лицом к лицу с респондентом. Национальные опросы осуществляются с помощью национально репрезентативных выборок, состоящих из по крайней мере 1000 чел. в возрасте от 18 лет и старше. Случайная вероятностная выборка используется, когда это возможно, принимая во внимание местные национальные условия.

Наш следующий и одновременно заключительный шаг в настоящей работе состоит в том, чтобы уяснить ответ, который дает современная социологическая наука, вооруженная результатами Всемирного обследования ценностей, на вопрос, поставленный в начале статьи: влияет ли физический объем потребления на СКЖ и если да, то каково это влияние.

Рост материальной обеспеченности и движение СКЖ. Достаточно ли сказанного ранее для определенного ответа на этот вопрос? Разумеется, нет. Мы уверены лишь в том, что находимся на правильном пути к научно обоснованному ответу. Чтобы пройти его самостоятельно, следует подготовить исходную эмпирическую базу, что в принципе может оказаться выполнимым, благодаря ВОЦ и другим крупномасштабным социологическим обследованиям. Но мы полагаем, что на данном этапе целесообразнее воспользоваться уже опубликованными результатами расчетов других авторов.

Проф. Р. Инглхарт решает эту задачу следующим образом. Безразмерный индекс субъективного качества жизни индивида, приблизительно сопоставимый с аналогичными индексами для других участников выборочного обследования, вычисляется им на основании ответов респондента на вопросы о том, насколько он считает себя счастливым, и о степени его удовлетворенности своей жизнью в целом. Требуемый индекс для всей страны предлагается оценивать как среднее арифметическое между (1) долей тех в стране, кто считает себя «очень счастливым» или «счастливым» за вычетом доли тех, кто называет себя «не очень счастливым» или «несчастливым» и (2) долей тех, кто помещает себя в диапазоне от пункта 7 до пункта 10, за вычетом доли тех, кто помещает себя в диапазоне пунктов с 1-го по 4-й на шкале из 10 пунктов, где «1» означает, что респондент испытывает сильную неудовлетворенность своей жизнью, а «10» - что респондент в высшей степени удовлетворен своей жизнью в целом. Но при этом автор отмечает, что корреляция между этим индексом и его компонентами - индексами счастья и удовлетворенности, взятыми порознь -настолько высока, что можно пользоваться и каждым из них в отдельности.

На прилагаемом рисунке представлена выявленная Инглхартом связь между средними значениями удовлетворенности жизнью населения и вычисленными с помощью паритетов покупательной способности значениями ВВП на душу населения (в долларах 2000 г.) в 95-ти странах, в которых проживает 90% населения мира. Ценностное пространство, положенное в основу этого построения, аналогично тому, которое неявно присутствует у Фромма, с той, однако, разницей, что теперь точками изображены не респонденты, а страны и соответственно на осях координат отложены не индивидуальные, а средние по каждой стране показатели. Лаконично поясняя рисунок, он пишет: «Чтобы обеспечить надежность выводов, этот рисунок основан на данных из всех опросов Всемирного и Европейского исследования ценностей, проведенных с 1981 по 2014 г. Кривая на рисунке показывает логарифмическую линию регрессии, описывающую связь между ВВП на душу населения и удовлетворенностью жизнью. Если уровень удовлетворенности жизнью каждого общества полностью определялся бы уровнем его экономического развития, то все страны попали бы на эту линию предсказанных значений» [13, с. 208].

С одной стороны, в этом высказывании остается неясным, насколько все эти осуществлявшиеся на протяжении тридцатилетнего интервала времени и обладающие, по всей вероятности, разным дизайном и различающимися опросниками обследования сопоставимы между собой. И если не вполне, то как они приводились к достаточно сопоставимому виду. Представляется, что это не тривиальная задача. С другой, вызывает сомнение и его последнее утверждение. Автор, по всей видимости, считает его истинным в идеализированных условиях, когда существует единственный и объективный фактор, - уровень экономического развития - полностью определяющий характер движения СКЖ. Но даже в этих упрощенных условиях выбор в качестве «линии предсказанных значений» именно логарифмической кривой остается субъективным решением автора (что не мешает ему быть приемлемым с практической точки зрения).

Изображенный ниже рисунок - это часть картины, представленной Инглхартом [13, с. 209], и у них много общего. Система координат на обеих иллюстрациях одна и та же. По вертикальной оси координат отложены средние по каждой стране уровни СКЖ. По горизонтальной же оси мы бы предпочли откладывать показатель роста ресурсов, необходимых для ощущения СКЖ. Фактически же откладывается среднедушевой ВВП, не вполне соответствующая величина. С одной стороны, сюда входят помимо потребительских расходов населения (что релевантно) и такие нерелевантные, избыточные по-

зиции, как валовые частные внутренние инвестиции, государственные расходы на приобретение продукции (в том числе военного назначения), а также чистый экспорт товаров и услуг. С другой - в ней недооценена такая важная с точки зрения СКЖ позиция как текущее потребление накопленных предметов длительного пользования (личное материальное богатство). Единственной весомой составляющей этой позиции, которая все-таки учитывается в величине среднедушевого ВВП, является условная арендная плата за собственное жилье. Различие же этих иллюстраций состоит в том, что чрезмерная перегруженность оригинала названиями стран побудила нас отказаться от большинства названий, тем более, что фокусирование внимания на отдельных странах и их взаимном расположении не входит в нашу задачу.

Рисунок. Удовлетворенность жизнью и экономическое развитие Источник: [10].

Сохраненные 27 (из 95) названий служат удобству ориентации читателя в современном состоянии мирового ценностного пространства. Подчиняется ли рассматриваемый аспект социального развития человечества некоторой эмпирически (статистически) подтверждаемой закономерности, и если да, то что она собой представляет - вот вопрос, вызывающий основной интерес.

Обнаруженная закономерность, изображаемая линией регрессии, показывает, что все страны можно подразделить на три группы. Левая, пожалуй, самая многочисленная из трех, простирается от Армении до Индии, Турции и Венгрии. Она характеризуется относительно низким уровнем материальной обеспеченности населения (до 10 тыс. долл./год), весьма низкой в среднем степенью удовлетворенности

населения своей жизнью (от 5,0 до 6,3 пунктов 10-балльной шкалы) и наиболее широким разбросом стран по этому показателю (от 5 до 8 пунктов). Следующая группа включает страны, занимающие в общем ряду стран промежуточное положение и располагающие уровнем среднедушевого ВВП в диапазоне от 10 до 13 тыс. долл. Сверху она ограничивается Венесуэлой, а средний уровень отношения людей к собственной жизни повышается до 6,3-7.0 пунктов. И третья группа, занимающая правую верхнюю часть пространства (от Венесуэлы до СЩА, Норвегии и Сингапура), состоит из стран, материальная сторона жизни населения которых оценивается как 13 тыс. долл. и выше. Это страны с самой высокой удовлетворенностью населения своей жизнью (7,0-7,5 пунктов). Их разброс по этому показателю гораздо ниже, чем в предыдущих группах (в основном от 6,5 до 8,0 пунктов), что наводит на мысль о психологическом сближении людей по мере повышения их материальной обеспеченности.

С наличием регрессионной кривой, становится очевидной следующая важная тенденция. Проходя через первую группу стран, кривая располагается почти вертикально с легким отклонением вправо. В этой особенности отражается тот реальный факт, что в этих странах даже незначительный прирост материальной обеспеченности может сопровождаться существенным повышением качества жизни. Однако так продолжается лишь до известного предела, рубежа на границе первой и второй групп. Во второй группе стран рост удовлетворенности жизнью, хотя и связан с увеличением материального потребления, но эта связь слабее, чем в первой группе. Наконец, в третьей группе дальнейшее обогащение ведет к почти полному обесценению приростов материальной обеспеченности. Главными источниками повышения СКЖ становятся другие факторы.

Тот факт, что страны на приведенном рисунке располагаются не хаотично, а подчиняясь выявленной статистической закономерности, означает, на наш взгляд, что вместе взятые они образуют некую целостность, хотя, возможно, и слабую. Ее объяснительной способностью воспользуемся ниже. Идентификация указанных выше трех групп стран свидетельствует о сосуществовании на Земле двух разных миров, каждый из которых, пусть с некоторой условностью, может рассматриваться под углом зрения учения Э. Фромма. Население одного из этих миров живет в основном по принципу «иметь», видит свое счастье в приобретении материальных благ, в экономическом росте и время от времени испытывает тревогу в связи с возможностью вооруженных конфликтов и голода. Людям, принадлежащим этому миру, не чужды такие душевные качества, как жадность, зависть, обман, тревожность, жестокость, страх. Население другого мира состоит большей частью из людей, живущих по принципу «быть», лиц, принадлежащих послевоенным поколениям, в достаточной мере обеспеченных и принимающих свою обеспеченность как нечто само собой разумеющееся. В этом мире материальная обеспеченность, хотя и остается ценностью, но далеко не самой приоритетной. На место более значимых ценностей выдвигаются различные виды нематериального богатства, а именно, свобода выбора, человеческие взаимоотношения, гендерное равенство, компетентность, честность, доверие, справедливость и др.

Можно подумать, что интерес к источникам повышения СКЖ в странах, живущих пока по принципу «иметь», является преждевременным. Мы так не думаем. Имущественная структура населения этих стран, как правило, крайне неравномерная. В ней всегда присутствует сегмент весьма состоятельных людей, уровень материальной обеспеченности которых не только сопоставим, но и превосходит тот, который характерен для стран, живущих по принципу «быть». Выявление с помощью ВОЦ фактической системы ценностей, характерной для населения этого сегмента в разных странах, представляло бы значительный интерес: ведь если не произойдет ничего экстраординарного, катастрофического, каждая такая страна в процессе своего развития рано

или поздно подойдет к указанному ценностному рубежу, а это означало бы, что ее преобладающая ориентация на материальные ценности к этому моменту должна серьезно трансформироваться. Материальные ценности должны «потесниться» и уступить место постматериальным. Находясь в окрестности отмечавшегося рубежа, страна готова перейти на новый для себя путь дальнейшего социального развития. Все это означает, что одним из инструментов предвидения будущего для развивающихся стран мог бы стать мониторинг эволюции сегмента состоятельных людей этих стран, его доли в общей численности населения и системы ценностей его представителей.

И последнее замечание. Выше, когда вводилось понятие ресурсов, позволяющих человеку ощутить собственное СКЖ, говорилось о том, что измерение динамики этих агрегированных показателей позволило бы оценить, насколько эффективно используются располагаемые ресурсы в разных условиях. Сейчас, эту мысль можно выразить более конкретно. Представим себе, что объем ресурсов, обеспечивающих СКЖ во всех странах, несколько (но на одну и ту же величину) возрос. К каким последствиям в этих странах и сдвигам в расположении соответствующих точек на рисунке это могло бы привести? Мы полагаем, что по мере реализации предполагаемых дополнительных возможностей наращивания материальной обеспеченности и спустя определенное время, возможно не малое, население каждой страны могло бы почувствовать повышение качества жизни, а соответствующие точки сдвинулись бы. Спрашивается: куда и насколько?

Ответ помогает дать предположение о целостности, присущей всей системе стран. На наш взгляд, направленность сдвигов должна определятся характером выявленной закономерности, в которой эта целостность проявляется т. е. осуществляться вдоль (параллельно) усредняющей разброс точек регрессионной кривой. Что же касается величины смещения, то она должна быть разная в зависимости от того, о какой группе стран идет речь. В странах с ценностной ориентацией на «иметь», расположенных поблизости от приблизительно вертикальной усредняющей линии, даже незначительное повышение материальной обеспеченности может привести к значительному повышению СКЖ, что в свою очередь означает высокую эффективность вложений в материальную обеспеченность людей в развивающихся странах. Если же обратиться к странам с ценностной ориентацией «быть» (правая сторона фиг. 1.), то мы увидим противоположную картину. Движение по горизонтальной оси координат, которое мы в первом приближении принимаем за рост материальной обеспеченности, однозначно свидетельствует, что, хотя СКЖ и зависит от того, насколько население страны разбогатело, но зависимость эта едва заметна. Здесь эффективность затрат на приобретение все новых предметов роскоши и т.п. гораздо ниже и стремится к нулю, доставляя владельцу все меньше радости. И возникает естественный вопрос: какая польза от этого «мертвого» богатства? Разве его рост свидетельствует о психическом здоровье общества? Не говорит ли он об обратном: сквозь поры каждого такого общества просвечивает высказанная Лопе де Вега идея «собаки на сене». Мы считаем, что наступает время, когда накопление материальных благ и экономический рост, игравшие до сих пор центральную роль в улучшении жизни людей, начинают постепенно уступать ее нематериальным формам накопления.

В заключение отметим, что настоящая работа рассматривается нами как введение к многостороннему, комплексному исследованию места и роли субъективного качества жизни в современном российском обществе. Некоторые из высказанных в ней мыслей и соображений имеют сугубо предварительный характер. Таковы, например, надежды на то, что Всемирное обследование ценностей в его существующем виде удовлетворит все потребности эмпирического характера, которые могут возникнуть в ходе исследования. Определенность здесь будет внесена только в ходе практической

работы с сырыми материалами Обследования. Далее мы сделали попытку назвать некоторые позитивные и негативные факторы (причины) движения СКЖ, но пока нет не только теории, объясняющей взаимодействие протекающих здесь процессов, но даже обоснованной классификации самих факторов. Кроме того, мы приводим полученные Р. Инглхартом статистические оценки связи между размерами СКЖ и уровнями экономического развития соответствующих стран (т.е. среднедушевыми величинами ВВП). Но последние не вполне совпадают с требующимися оценками материальной обеспеченности людей, которые статистическими органами не исчисляются; они должны как-то вычисляться пользователями.

Приведенных примеров, видимо, достаточно, поскольку не в них главное. Главное в том, что центральное место в исследовании СКЖ принадлежит человеку. Отвлекаясь от загадочной природы ключевых особенностей человеческой психики (до сих пор отсутствует ясность в том, что такое сознание и сознательное восприятие объективного мира, органичной частью которого является и сам человек), ряд ученых разных специальностей сосредоточили свое внимание на деятельности людей и, в частности, на том, что им свойственно определять свои индивидуальные ценности и стремиться к их осуществлению, что существуют внешние и внутренние факторы, помогающие и мешающие этим процессам. Этот путь оказался плодотворным. Выяснилось, что человечество начинает постепенно менять свое отношение к материальным ценностям как доминировавшему веками фактору повышения СКЖ, передавая эту роль (по достижении определенного уровня материальной обеспеченности) нематериальным ценностям. Если это действительно так, то начинается небывалый сдвиг в структуре факторов, определяющих величину СКЖ, и это обстоятельство должно, на наш взгляд, отразиться в значительном расширении поля научных исследований.

Литература

1. https://pikabu.ru/story/kak-menyalsya-uroven-zhizni-v-rossii

2. https://yandex.ru/images/search7text

3. https://infopedia. su/18х13cab. html

4. Poduzov A.A. and Yazykova V.S. On the Theory and Measurement of Quality of Life // Studies on Russian Economic Development. 2014. Vol. 25. № 4. Pp. 379-388.

5. https://english grammar. big/dictionary/en-ru/standard. html

6. Юм Д. О человеческой природе. М.: Азбука-Аттикус, 2017. 318 с. [DavidHume. On the human nature. Mos-kow: Azbuka-Attikus, 2017. 318 s.]

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/кач.жиз

8. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 2014. 314 с. [Erich Fromm. Haben oder sein7 1986.]

9. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания. М., 2020, 460 с. [Mihaly Csikszent-mihalyi. Flow. The Psychology of optimal experience. 1990.]

10. Инглхарт Р. Постмодерн. Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. http://www.sociology.mephi.ru/docs/polit/html/ingl.htm [R. Inglehart. Postmodern. Changing values and changing societies. http://www.sociology.mephi.ru/docs/polit/html/ingl.htm]

11. Херпфер Х. О международной научно-исследовательской программе «Всемирное изучение ценностей» и Всемирной ассоциации по изучению ценностей // Социология. 2013. № 4. [Herpfer H. On the international research program «World Values Survey» and the World Values Survey Association // Sotsiologiya. 2013. No. 4.].

12. Icst.hse.ru>все новости>381215652.html

13. Инглхарт Р. Культурная эволюция. Как меняются человеческие мотивации и как это меняет мир. М.: Мысль, 2018. 346 с. [Inglehart R. Cultural Evolution: People's Motivations are Changing, and Reshaping the World. Cambridge Univ. Press, 2018; Moscow, Mysl', 2018. 346p.].

Статья поступила 10.03.2021. Статья принята к публикации 20.04.2021.

Для цитирования: А.А. Подузов, В.С. Языкова. О соотношении уровня материальной обеспеченности и субъективного качества человеческой жизни // Проблемы прогнозирования. 2021. № 5(188). С. 86-100.

DOI: 10.47711/0868-6351-188-86-100

Summary

ON THE RATIO OF THE LEVEL OF MATERIAL SUPPORT AND THE SUBJECTIVE QUALITY OF HUMAN LIFE

A.A. PODUZOV, Cand. Sci. (Technical), Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

V.S. YAZYKOVA, Cand. Sci. (Philosophy), Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Abstract: The article is devoted to studying the Subjective Quality of Life (SQL), its essence and processes closely related to its movement. It highlights both the research methodology in this area of knowledge and recent advances in the creation of a broad empirical base needed to carry out such research. The practical results of the article include the identification of the actual relationship between the SQL and traditional indicator of people's well-being - their level of life, as well as the conclusion that at the present stage of human development the accumulation of material wealth and economic growth, which have hitherto been playing a central role in this development, are gradually yielding to its nonmaterial forms of accumulation.

Keywords: subjective quality of life, standard of living, material security, values, value space

Received 10.03.2021. Accepted 20.04.2021.

For citation: A.A. Poduzov and V.S. Yazykova. On the Ratio of the Level of Material Support and the Subjective Quality of Human Life // Studies on Russian Economic Development. 2021. Vol. 32. No. 5. Pp. 508-517.

DOI: 10.1134/S1075700721050117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.