Научная статья на тему 'Конструирование и апробация методики «Субъективное качество жизни» (СКЖ)'

Конструирование и апробация методики «Субъективное качество жизни» (СКЖ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1313
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПСИХОМЕТРИКА / ВАЛИДНОСТЬ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / SUBJECTIVE QUALITY OF LIFE / SUBJECTIVITY / PSYCHOMETRICS / VALIDITY / PSYCHODIAGNOSTIC METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эксакусто Татьяна Валентиновна, Заиченко Александра Анатольевна

В рамках данной статьи представлено исследование субъективного качества жизни субъектов, результатом которого стали разработка, конструирование и апробация психодиагностической методики «Субъективное качество жизни» (СКЖ) личности. В статье описана теоретическая модель качества жизни субъекта, представлены результаты математической проверки тестовых норм методики, приведены статистические данные валидизации и стандартизации опросника, данные о его апробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constructing and approbation of methodology “Subjective quality of life” (SQL)

This paper presents a study of the subjective quality of life of subjects, which resulted in the development, construction and testing of psychodiagnostic techniques “Subjective quality of life” (SQL) of the individual. This article describes a theoretical model of quality of life of the subject, the results of the mathematical validation of the test methodology standards, statistical data validation and standardization of the questionnaire and data on its approbation.

Текст научной работы на тему «Конструирование и апробация методики «Субъективное качество жизни» (СКЖ)»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 12

Вып. 4

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.072.52

Т. В. Эксакусто, А. А. Заиченко

КОНСТРУИРОВАНИЕ И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ «СУБЪЕКТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ» (СКЖ)

Характеристика современного состояния проблемы

Еще в конце XX в. вопросы качества жизни человека привлекали большое внимание специалистов в различных областях знаний. Эти вопросы приобретают особую актуальность в начале ХХ! в. с его бурными изменениями социального, политического, экономического, религиозного характера. Действительно, состояние современного общества на сегодняшний день определяется как нестабильное и напряженное. Рост неблагоприятных тенденций и трудностей в жизни современного человека приводит к увеличению количества людей, испытывающих неудовлетворенность, напряжение, стресс, оценивающих мир с пессимистической точки зрения. Данные изменения в свою очередь приводят к деформации личностных качеств, присущих субъектам: происходит разрушение веры в успех, в будущее, в себя; снижается активность и уверенность личности. В то же время, в результате серьезных изменений в обществе государство все больше нуждается в людях с развитыми ценностными ориентациями, жизненными смыслами и целями, с оптимистическим взглядом на жизнь (свое будущее), ощущающих собственное благополучие, поскольку именно такие люди составляют потенциал общества, создавая возможность его благоприятного развития.

Вопросы качества жизни широко рассматриваются как отечественными (А. Е. Ко-гут, Е. В. Давыдова и А. А. Давыдов, М. Н. Алферова, В. К. Бочкарева, С. А. Айвазян, Л. А. Кузьмичев, М. В. Федоров, Е. Е. Задесенец, Т. А. Буров, Е. К. Казаков, П. С. Мстиславский, Г. М. Зараковский, Т. Н. Савченко, Г. М. Головина и др.), так и зарубежными исследователями (Д. Джонстон, А. Тойнби, А. Кемпбелл, У Роджерс, Л. Леви, Л. Андерсон и др.). Однако большой пласт исследований позволяет рассматривать качество жизни лишь с точки зрения внешних (социальных) условий и их соответствия ожиданиям, стандартам человека. При этом данная проблема остается недостаточно изученной с позиций субъектной основы качества жизни. С этой точки зрения понятие «субъективное качество жизни» приобретает особый контекст и открывает большие перспективы для исследователей.

Теоретический анализ проблемы субъективного качества жизни (СКЖ) и его основных составляющих показал (Т. Н. Савченко, Г. М. Головина, Д. А. Леонтьев, З. Ф. Дуд© Т. В. Эксакусто, А. А. Заиченко, 2012

ченко, И. В. Мащенко, П. П. Фесенко, С. Любомирски и др.), что существующая модель СКЖ включает в себя два основных компонента: когнитивный (как совокупность представлений, субъективных оценок и убеждений человека о себе и о собственной жизни) и аффективный (баланс позитивных и негативных аффектов в жизни субъекта, включающий уровень удовлетворения человеком своих потребностей, субъективное отношение к своей жизни, что сопровождается определенными эмоциональными оценками и переживаниями) [1, 2]. Сочетание когнитивного и аффективного компонентов СКЖ отражает самостоятельную оценку человеком своей жизни в зависимости от его ценностей и убеждений, что приводит к необходимости обращения к понятиям субъекта и субъектности.

Субъект как высший уровень гармоничного развития самореализующейся личности [3-6], и субъектность как мера ответственности человека за происходящее с ним, выбор им поведенческих стратегий в соответствии с внутренними и внешними условиями, активность и самостоятельность в преодолении жизненных трудностей [7], становятся тем базисом, который во многом может определять субъективное качество жизни.

Субъектность как сложное и многомерное понятие можно рассматривать как совокупность «статического» аспекта, «динамического» аспекта и аспекта «результативности» [7].

1) «Статический» аспект как отражение относительной устойчивости характеристик субъекта, их сбалансированности и гармоничности включает совокупность ценностно-смысловых и духовно-нравственных ориентаций [7]. Как отмечается многими исследователями (К. А. Абульханова, В. И. Моросанова, Е. А. Сергиенко, В. Н. Сагатов-ский), основу субъектности составляют именно смыслообразование и формирование ценностной значимости жизнедеятельности личности [3].

2) «Динамический» аспект включает те переменные, которые отражают движение человека к развитию, его направленность, способность к гибкости, «изменчивости» в соответствии с условиями внешней среды, что способствует самосовершенствованию субъекта. К этим переменным можно отнести личностный рост, цели, саморазвитие и т. п. (А. П. Корнилов, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий и др.) [7].

3) Аспект «результативности» — как отражение возможностей субъекта находить меру соответствия наличным условиям, что в конечном итоге определяет устойчивость человека и его оценку различного рода влияний окружающего мира, эффективность его адаптации к ним, включает такие переменные, как жизнестойкость, самореализация, адаптивность и т. п. (К. А. Абульханова, А. Б. Холмогорова, Д. А. Леонтьев и др.) [7].

Учитывая когнитивный и аффективный компонент как составляющие СКЖ, а также выделенные аспекты субъектности, можно предположить, что модель СКЖ включает в себя следующие компоненты.

1. Ценностные и смысловые ориентации (соответствуют когнитивному компоненту СКЖ и «статическому» аспекту субъектности), которые отражают целостную, относительно непротиворечивую картину мира субъекта, его понимание и осознание текущей жизненной ситуации [2, 3, 5].

2. Цели и устремления (соответствуют когнитивному компоненту СКЖ и «динамическому» аспекту субъектности) как возможность видеть (осознавать) перспективы развития своего «Я» и своей жизни. При этом цели можно понимать как попытку достижения человеком какого-либо конкретного результата, который в деталях пред-

ставлен в его «модели желаемого будущего». Устремления направляют поведение человека и объединяют множество целей [2, 4].

3. Удовлетворенность жизнью (соответствует аффективному компоненту СКЖ и аспекту «результативности») характеризует оценку субъектом своей жизни, субъективное отношение человека к различным сферам жизнедеятельности [7, 9, 10].

Рассматривая ценностные и смысловые ориентации, цели и устремления, удовлетворенность субъекта как основные показатели СКЖ, важно обозначить те сферы жизни человека, которые являются определяющими для благополучия субъекта. На сегодняшний день можно выделить различные сферы жизнедеятельности и области развития субъекта, каждая из которых дифференцируется, исходя из основных потребностей человека. Их можно разделить на две группы, опираясь на критерий объективности — субъективности условий жизни:

• объективно-психологические (качество жизни зависит не только от самого субъекта, но и от окружающих его наличных условий): отдых и досуг, семейные отношения, профессиональная реализация, место и условия жительства, материальное благополучие, экология и т. п.;

• субъективно-психологические (качество жизни зависит только от субъекта и уровня его субъектности): духовное развитие и личностный рост, религия и духовность, чувство свободы и защищенности, любовь и привязанность [1, 2, 5, 9, 11].

Анализ исследований по вопросам сфер жизнедеятельности человека позволил выявить наиболее значимые сферы жизни, в которых проявляется качество жизни (М. Аргайл, Р. Эммонс, И. А. Джидарьян и др.): семейные отношения, межличностные отношения, здоровье и физическое благополучие, отдых и досуг, религия и духовное развитие, карьера и профессиональный успех, материальное благополучие, экология и окружающая среда; личностный рост (или субъективное «Я»).

Таким образом, опираясь на результаты различных исследований (Т. Н. Савченко, Г. М. Головиной, Н. М. Гориславской, Д. В. Сочивко и др.) и ориентируясь на субъектный подход, под субъективным качеством жизни можно понимать совокупность ценностно-смысловых ориентаций, целей, устремлений и степень удовлетворенности ими субъекта в соответствии с основными параметрами биожизненных, материальных, духовных и социокультурных потребностей в различных сферах жизнедеятельности человека.

Такое понимание СКЖ поднимает вопросы диагностики, соответствующей данному теоретическому конструкту. Анализ психодиагностических исследований показал, что существующие методики диагностики СКЖ направлены зачастую либо на измерение его когнитивного компонента (цели, ценности, самосознание, самоотношение), либо аффективного (удовлетворенность различными сферами жизнедеятельности, оптимистичный/пессимистичный взгляд на жизнь), либо на выявление показателя общего благополучия человека или удовлетворенности жизнью, как интегрального показателя качества жизни людей. Большинство из них («Оценка качества жизни» З. Ф. Дудченко; «Шкала оценки качества жизни» Т. Н. Савченко, Г. М. Головиной; «Интегральная оценка качества жизни» В. К. Бочкаревой; «Индивидуальное качество жизни» И. В. Мащенко; «Шкала психологического благополучия» К. Рифф) надежно зарекомендовали себя в психологической практике [12-14]. Однако нужно отметить и тот факт, что ряд методик отличает отсутствие проверки на валидность и надежность в ус-

ловиях репрезентативной российской выборки, а также неразработанность стандартизированных шкал оценки результатов. Еще одним из ограничений существующих методик является отсутствие количественных, интервальных результатов (некоторые опросники предполагают только качественный анализ явления), что усложняет использование методик на больших выборках, не объясняет достоверность и валидность получаемых результатов.

Таким образом, возникает необходимость разработки адекватного и надежного диагностического инструментария с целью изучения субъективного качества жизни, опирающегося на понятие субъекта и субъектности. Представляется, что учитывая при разработке методики предложенный конструкт СКЖ, возможно получить не только уров-невую оценку актуального состояния субъективного качества жизни человека, но и достаточно целостное представление о перспективах динамики качества жизни с учетом сбалансированности и гармоничности всех показателей, что может способствовать дальнейшей дифференцированной и эффективной психокоррекционной работе.

Цель исследования

Конструирование надежной, стандартизированной методики диагностики субъективного качества жизни с учетом ценностно-смысловых ориентаций, целей, устремлений и степени удовлетворенности ими субъекта в различных сферах жизнедеятельности.

Предмет и объект исследования

Объект исследования — субъективное качество жизни, рассматриваемое как совокупность ценностно-смысловых ориентаций, целей, устремлений и степень удовлетворенности ими субъекта в различных сферах жизнедеятельности.

Предмет — конструирование методики диагностики СКЖ с учетом представленной модели.

Психометрические характеристики методики

На первом этапе разработки методики определялся ее конструкт, наиболее отвечающий задачам исследования. Исходя из теоретического анализа возможных форм построения методики, был использован принцип порядковой шкалы, в частности шкалы Р. Лайкерта, где ответ на каждый вопрос предполагает пятибалльную оценку от «да, совершенно согласен», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «затрудняюсь ответить»; до «нет, совершенно не согласен». К преимуществам использования данной шкалы относится сравнительная легкость конструирования утверждений, а также сравнительная простота процедуры для респондента. Опираясь на теоретический анализ и описанную модель СКЖ, был разработан первоначальный вариант методики, включающий 120 прямых и обратных утверждений. Данные утверждения подбирались в соответствии и с компонентами модели СКЖ (ценностно-смысловые ориентации, цели и устремления, удовлетворенность субъекта как блоки методики), и с основными сферами жизнедеятельности человека (семья, отношения с другими, здоровье и физическое благополучие, отдых и досуг, религия и духовное развитие, карьера и профессиональный успех, материальное благополучие, экология и окружающая среда; субъективное «Я» как шкалы методики).

По результатам экспертной оценки (внешней очевидной валидности) 45% вопросов опросника корректировались на предмет содержания и соответствия теоретической модели СКЖ. В окончательный вариант методики было отобрано 108 утверждений, прямых и обратных равно пропорционально. В каждом из трех блоков методики представлены вопросы, относящиеся к различным шкалам (табл. 1).

Таблица 1. Утверждения методики (на примере шкалы «Семья и семейные отношения»)

УТВЕРЖДЕНИЯ НЕТ, совершенно не согласен Скорее НЕТ, чем да Затрудняюсь ответить Скорее ДА, чем нет ДА, совершенно согласен

Блок «Ценностно-смысловые ориентации»

Обеспечить счастье и благополучие семьи — важно для меня

Обычно мнение близких и родных меня не интересует и не влияет на мои решения

Я ценю время, проведенное в кругу моих родных и близких

Блок «Цели и устремления»

Я всегда готов помочь своим родным и близким

Я всегда стремился создать крепкую семью, в которой есть понимание, поддержка и любовь

С детства я стремился уехать от своей семьи и обрести независимость

Блок «Удовлетворенность жизнью»

В детстве у меня не было доверительных отношений с родителями

Я доволен сложившимися в семье правилами поведения и уважаю семейные традиции

Я ощущаю поддержку и любовь со стороны своих близких

В соответствии с требованиями психометрики была сформирована выборка из 165 человек (61 мужчина и 104 женщины), представленная возрастными границами: 22-28 лет (58 респондентов); 33-39 лет (56 респондентов); 44-51 год (52 респондента). Все участники исследования — работающие, имеющие высшее образование субъекты, активно включенные в систему социальных связей и различные сферы жизнедеятельности.

Эмпирический анализ методики и ее последующая апробация включали в себя проверку и реализацию следующих математических процедур и статистических требований, которым должен отвечать психологический тест (П. Клайн) [15]: дискримина-тивность, надежность (включающая ретестовую надежность и надежность — согласованность), валидность, нормализация показателей и их последующая стандартизация.

Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод. Высокий показатель дискриминативности (по формуле Фергюсона: б = 0,86), стремящийся к 1, говорит об эффективности данной методики, о способности ее отдельных пунктов дифференцировать обследуемых относительно «максимального» или «минимального» результата, это также отражает взаимосвязанность пунктов методики между собой.

На этапе определения надежности определялись два показателя внутренней (надежность — согласованность) и внешней (ретестовая надежность) устойчивости методики [15]. Полученные корреляционные связи при проверке надежности — согласованности (высокие, положительные и устойчивые) позволяют сделать вывод о согласованности отдельных частей методики, т. е. все блоки и шкалы являются единым целым, направленным на оценку СКЖ (коэффициент корреляции Спирмена: тх = 0,93, гхх = 0,96 при р < 0,01). Было достоверно выявлено, что блоки и шкалы не повторяют и не противоречат друг другу, они ортогональны и находятся в «перпендикулярном» взаимодействии (отрицательные корреляции по корректировочной функции Нанел-ли). Следовательно, результаты по каждой шкале охватывают свой блок диагностики СКЖ и лишь дополняют другой, что также подтверждает внутреннюю надежность теста. В целом, высокий, валидный показатель надежности теста (корреляционные связи по формуле Спирмена—Брауна: ткк = 0,79 при р < 0,01) при расщеплении его на 108 частей (в соответствии с пунктами — вопросами теста) свидетельствует о наличии устойчивой и надежной корреляционной связи между данными частями, подтверждает цельность и согласованность вопросов методики. При проверке ретестовой надежности теста были выявлены устойчивость и стабильность показателей методики, что повышает эффективность ее результатов к различного рода изменениям внутри личности и ситуативным воздействиям (коэффициент ранговой корреляции Спир-мена: т = 0,87; г-корреляция Пирсона гху = 0,84 при проверке ¿-критерием Стьюдента £ = 22,49 и 1кр = 3,29 при р < 0,01). Надежность теста в целом свидетельствует о наличии устойчивой и сильной корреляционной связи между отдельными пунктами теста, подтверждает цельность и согласованность вопросов методики. Высокие и достоверные показатели надежности в целом отражают точность и устойчивость результатов методики, что позволило сохранить утверждения с низкой корреляцией (6 утверждений).

Проверка показателей методики на валидность осуществлялась при помощи изучения очевидного (внешнего), конструктного, конкурентного и критериального ее видов. Проверка достоверности и конструктной валидности подтвердила высокий уровень надежности — согласованности теста (коэффициент «а» Кронбаха: ак = 0,95 и критерия «х2»: х2эмп = 2751,87 при р < 0,01). Результаты изучения конструктной валидности позволили также сделать вывод о том, что показатели методики «СКЖ» имеют устойчивую высокую корреляцию с показателями методики «Шкалы психологического благополучия» Т. Рифф (ШПБ) (коэффициент многоклеточной сопряженности К. Чупро-ва: К = 0,74 при £ = 20,8 при р < 0,01). Данные соответствуют друг другу и находятся в логическом соотношении, что позволяет говорить о конструктивности опросника и достоверности его показателей.

С целью проведения конкурентной валидности использовались результаты следующих диагностических методик: «Шкалы психологического благополучия (ШПБ)» Т. Рифф, «Оценка качества жизни (КЖ)» З. Ф. Дудченко, «Тест смысложизненных ори-ентаций (СЖО)» Д. А. Леонтьева (результаты корреляционного анализа по критерию Спирмена т между шкалами методик см. в табл. 2, 3).

Таблица 2. Корреляция результатов методики СКЖ с результатами методики «Шкала психологического благополучия» и «Смысложизненные ориентации»

Методики Шкалы СКЖ Б1 Б2 Б3

Шкала психологического благополучия Личностный рост ,607** ,502** ,532** ,611**

Цель в жизни ,558** ,446** ,484** ,568**

Самопринятие ,604** ,501** ,561** ,584**

Психологическое благополучие ,382** ,395** ,375** ,293**

Смысложизненные ориентации Цели ,691** ,624** ,611** ,650**

Процесс ,710** ,578** ,625** ,714**

Результат ,439** ,369** ,359** ,532**

Примечание: СКЖ — суммарный показатель по методике «Субъективное качество жизни» личности; Б1 — блок ценностно-смысловых ориентаций; Б2 — блок целей и устремлений; Б3 — блок удовлетворенности жизнью и счастья; где (**) — значимость результата при р < 0,01.

Таблица 3. Корреляция результатов методики СКЖ с результатами методики «Оценка качества жизни»

Методика Шкалы Ш1 Ш2 Ш3 Ш4 Ш5 Ш6 Ш7 Ш8 Ш9

и н Материальные потребности 0,114 0,069 0,087 0,154 0,028 0,129 ,326** 0,111 0,187

з s ж M т с <ü s « d к я OJ Экология 0,123 0,143 0,066 0,225 0,130 0,162 ,323** 0,096 0,148

Семья ,380** 0,069 0,154 0,073 -0,09 0,080 0,120 0,133 ,312**

Развлечения 0,132 0,153 ,339** 0,184 0,131 0,246 0,207 0,178 0,107

Работа 0,079 0,147 0,263 0,179 0,048 ,300** 0,055 0,050 0,196

Здоровье 0,262 0,164 ,323** 0,292 0,094 0,056 0,144 0,082 0,270

ц О Душевное состояние 0,185 0,132 0,234 ,359** 0,098 0,196 0,239 0,261 ,459**

Примечание: Ш1 — шкала «Семья»; Ш2 — шкала «Отношения с другими»; Ш3 — шкала «Здоровье и физическое благополучие»; Ш4 — шкала «Отдых и досуг»; Ш5 — шкала «Религия и духовное развитие»; Ш6 — шкала «Карьера и профессиональный успех»; Ш7 — шкала «Материальное благополучие»; Ш8 — шкала «Экология и окружающая среда»; Ш9 — шкала «Субъективное Я»; где (**) — значимость результата при р < 0,01.

Реализация корреляционного анализа методики СКЖ с опросником «Шкала психологического благополучия (ШПБ)» К. Рифф, направленная на диагностику благополучия жизни личности как основного параметра благоприятного развития личности и ее самореализации позволила выявить высокие взаимосвязи показателей по всем шкалам. На основании схожих целей диагностики, высокой валидности и надежности данной методики она выступила основной для нахождения конкурентной валидности. В целом, количественные результаты методики СКЖ полностью соответствуют полученным данным методики ШПБ. Обнаруженная высокая положительная корреляцион-

ная связь показателя субъективного качества жизни и шкал «Автономия и внутренняя свобода», «Положительные отношения с другими» (по методике ШПБ) свидетельствует о том, что субъекты с высоким СКЖ характеризуются как самостоятельные и независимые, способные регулировать собственное поведение; они ориентированы на сохранение благоприятных отношений с другими, их отличает низкая конформность и достаточно высокая гибкость в общении, в отличие от субъектов с низким СКЖ.

Корреляционный анализ методик СЖО (по шкалам «Цель», «Процесс», «Результат») и СКЖ показал наличие высокой положительной корреляционной связи по показателям: «Ценностно-смысловые ориентации» (т = 0,62), «Цели и устремления» (г = 0,63), «Удовлетворенность жизнью» (г = 0,53). Корреляция со шкалами «Локус контроля Я» (т = 0,6) и «Локус контроля жизнь» (т = 0,63) отражает особенности представлений респондентов с разным уровнем СКЖ о себе и о возможностях самореализации. Так, субъекты с высоким СКЖ чувствуют себя свободными, осознают свои возможности и потенциал развития, в то время как люди с низким СКЖ убеждены в собственной беспомощности и невозможности изменить жизнь к лучшему.

Высокие корреляционные показатели результатов шкал методики «Оценка качества жизни» З. Ф. Дудченко с показателями по шкалам методики СКЖ (в частности, коэффициенты корреляций между шкалами оценки благополучия субъекта в различных сферах жизнедеятельности и общим блоком удовлетворенности) подтвердили валид-ность методики.

Таким образом, полученные корреляционные связи позволяют сделать вывод о ва-лидности методики СКЖ и возможности использовать ее как альтернативную множеству методик, направленных на изучение отдельных аспектов и компонентов качества жизни субъекта и его благополучия.

Результаты проверки критериальной валидности методики СКЖ подтверждают устойчивость ее показателей независимо от гендерных и возрастных различий, что говорит об индивидуальной направленности значений, зависящих именно от субъектно-сти личности (сравнение результатов между подгруппами по возрастному признаку: Н = 1,21 при р = 0,54; по половому признаку: Н = 2,05 при р = 0,37), и возможности использования в разных социальных группах без разработки дополнительных субшкал методики.

С целью выделения уровней СКЖ и описания их качественной интерпретации был реализован завершающий этап разработки методики: проведение нормализации и стандартизации результатов. В качестве стандартной шкалы была взята шкала «стенов» — перевод тестовых баллов в нормализованные показатели от 1 до 10. Проведенный интерпретационный анализ данных посредством метода «полярных», или контрастных, групп (т. е. групп, значимо различающихся по степени выраженности какого-либо параметра, например, личностного качества) показал следующее: при интерпретации результатов целесообразно исходить из дифференциации индивидов на три основные категории: с высокими показателями субъективного качества жизни (> 8 стенов), средним уровнем СКЖ (7-4 стена), низким уровнем СКЖ (< 3 стена).

Таким образом, проверка методики СКЖ при помощи математических и статистических процедур показала ее высокую значимость, соответствие теоретическому конструкту, непротиворечивость существующим моделям субъективного качества жизни.

Проверка тестовых норм методики позволила перейти к следующему этапу конструирования методики — этапу количественной и качественной обработки результатов.

Количественная обработка данных проводится в три этапа, что расширяет интерпретационные возможности диагностики. На первом этапе проводится обработка данных в соответствии с ключом (в ключе представлены основные блоки методики: ценностно-смысловые ориентации, цели и устремления, удовлетворенность субъекта; и ее шкалы: семья, отношения с другими, здоровье и физическое благополучие, отдых и досуг, религия и духовное развитие, карьера и профессиональный успех, материальное благополучие, экология и окружающая среда, субъективное Я). Опираясь на данный ключ и учитывая принцип шкалы Лайкерта, по формуле расчета подсчитывается сумма «сырых баллов», соответствующих шкале номеров вопросов. На втором этапе суммарные баллы по каждой шкале переводятся в «стены» — стандартные баллы, позволяющие получить сведения об уровне выраженности основных показателей субъективного качества жизни человека. В результате должны получиться 12 независимых показателей (от 1 до 10 стенов), три из которых относятся к блокам и девять — к шкалам методики. По результатам математической обработки отдельных показателей на третьем этапе проводится подсчет суммарного (интегрального) показателя субъективного качества жизни (суммируются значения по всем шкалам с учетом их значений по всем блокам). С целью проверки расчетов сырых данных важно помнить о наличии нижних (минимальное значение) и верхних (максимальное значение) границ шкал, блоков и суммарного показателя СКЖ. Так, диапазон значений шкал (сферы жизнедеятельности) включает баллы от 12 до 60; блоков (компоненты СКЖ), от 36 до 180 баллов; общий показатель СКЖ имеет балльное распределение от 108 до 540 баллов.

Качественная обработка результатов также осуществляется в несколько этапов. На первом этапе по результатам подсчета «сырых баллов» (по блокам и шкалам) строится профиль субъективного качества жизни человека. Графический профиль (где ось абсцисс — шкалы (сферы жизни), ось ординат — блоки СКЖ) отражает распределение результатов (средних и пиковых значений), их соотношение и взаимосвязь. Полученный профиль позволяет еще до этапа интерпретации наглядно увидеть те «зоны», которые являются отражением степени развития и реализации ценностей субъекта, его целей и устремлений, удовлетворенности в различных сферах жизнедеятельности. На втором этапе проводится интерпретация данных. Интерпретации подвергаются только переведенные в стандартные баллы результаты (по блокам, шкалам и интегральному показателю), которые действительно являются надежными, валидными и достоверными показателями СКЖ субъекта, что существенно для проведения корректной диагностической работы.

Следующий этап разработки методики предполагал ее апробацию с целью изучения распределения выборки респондентов с точки зрения уровня СКЖ и особенностей его профиля. Проведенное эмпирическое исследование показало следующее распределение результатов. Из 163 участников исследования 31 человек (19%) характеризуется высоким уровнем субъективного качества жизни, 102 человека (62%) средним и 30 человек (19%) — характеризуются низким интегральным показателем СКЖ. Люди с высоким показателем СКЖ характеризуются сформированными личностными смыслами и ценностями, терминальными устремлениями и удовлетворенностью своими достижениями в различных сферах жизни. Анализ соотношения результатов по

блокам и шкалам методики в группе людей с высоким субъективным качеством жизни показал наличие преимущественно гармоничного, сбалансированного профиля, в котором оценки по всем блокам и шкалам имеют высокие или средние с тенденцией к высоким показатели. Субъекты данной группы ориентированы на личностный рост, чувствуют себя успешными и независимыми, испытывают ощущение полноты бытия, радости и оптимизма, характеризуются позитивными представлениями о себе и своем развитии в различных сферах жизнедеятельности.

Респонденты со средним уровнем субъективного качества жизни отличаются дисгармоничным профилем, что выражается в «десинхронизации» выраженности блоков и шкал, наличием пиковых (минимальных и максимальных) результатов. Другими словами, большинство респондентов группы характеризуются неравномерностью, «асимметричностью» выраженности показателей (например, когда высокие значения по ценностно-смысловым ориентациям сопровождаются очень низкими значениями по блокам «Цели и устремления» и «Удовлетворенность жизнью»), либо наблюдается «разбалансированность» в различных сферах жизнедеятельности (в одной сфере субъект полностью успешен и удовлетворен ею, а в другой — ощущает подавленность и апатию, отсутствие целей). Можно предположить, что респонденты этой группы достаточно неустойчивы, непредсказуемы как субъекты жизненного пути. Наиболее часто повторяющиеся в группе дисгармоничные профили следующие: высокие цели и терминальные ценности, но низкая удовлетворенность; несформированная система ценностей при наличии целеустремленности и позитивного взгляда на жизнь; ситуативные цели и устремления, невыраженная система ценностных ориентаций и высокая удовлетворенность жизнью. Данные результаты показывают актуальность и необходимость реализации психокоррекционной и развивающей работы, направленной на оптимизацию субъективного качества жизни личности.

Респонденты с низким СКЖ характеризуются дисгармонией в структуре ценностно-смысловых ориентаций, неудовлетворенностью собой, неумением отстаивать свои интересы и достигать собственные цели. Субъекты с низким СКЖ имеют соответствующий «низкий» профиль, что является показателем общего неблагополучного жизненного настроя, преобладания негативных суждений о себе и жизни в целом, неспособности выстраивать свой жизненный путь и достигать значимых целей.

Заключение

Сконструированная методика «Субъективное качество жизни» соответствует всем психометрическим требованиям, предъявляемым к психодиагностическим методикам, и характеризуется высокой валидностью, надежностью, достоверностью результатов. Проведенное эмпирическое исследование подтвердило целесообразность выделенного конструкта субъективного качества жизни и показало его высокую прикладную значимость. Ценностно-смысловые ориентации, цели и устремления, удовлетворенность субъекта, проявляющиеся в различных сферах жизнедеятельности, отражают основную логику и закономерности формирования субъективного качества жизни человека как субъекта своего жизненного пути. Уникальность результатов каждого респондента и особенности профиля людей с разными уровнями субъективного качества жизни показали необходимость дальнейшей психокоррекционной работы с учетом специфики профиля СКЖ. Таким образом, разработанная методика

«Субъективное качество жизни» позволяет не только интерпретировать результаты, но и прогнозировать дальнейшую дифференцированную коррекционную работу в соответствии с теоретическим и эмпирическим конструктом субъективного качества жизни.

Литература

1. Савченко Т. Н., Головина Г. М. Субъективное качество жизни. Подходы, методы оценки, прикладные исследования. М.: Институт психологии РАН, 2006. 170 с.

2. Эммонс Р. Психология высших устремлений. М.: Смысл, 2003. 416 с.

3. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989. 248 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Богомаз С.А. Целеустремленность и связность целей в структуре индивидуальности. Томск // Сибирский психол. журнал. 2008. Вып. 30. С. 56-63.

5. Леонтьев Д. А. Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). М.: Смысл, 2005. 280 с.

6. Сергиенко Е. А. Субъект развития, субъект деятельности, субъект жизни: регуляция поведения // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под. ред. В. И. Моросановой. М.: Изд-во ПИ РАО; Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. С. 256-273.

7. Эксакусто Т. В. Теоретические основы социально-психологической безопасности: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2010. 344 с.

8. Брушлинский А. В. Психология субъекта / отв. ред. проф. В. В. Знаков. М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.

9. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 271 с.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / общ. ред. Л. Я. Гозмана. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

11. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Эмоции и психическое здоровье // Вестник реабилитационной и коррекционной работы. 1996. №1. С. 85-88.

12. Бодалев А. А, Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2002. 440 с.

13. Мащенко И. В. Метод оценки нравственного развития личности / И. В. Мащенко, Н. Н. Протько, В. Н. Ростовцев // Медицина. 2007. № 2. С. 76-78.

14. Ross C. E., Willigen M. V. Education and the Subjective Quality of Life. East Carolina University // Journal of Health and Social Behavior. 1997. Vol. 38 (September). 297 p.

15. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов / пер. с англ. Е. П. Савченко. Киев: ПАН ЛТД, 1994. 255 с.

Приложение

МЕТОДИКА «СУБЪЕКТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»

Инструкция: «Просим Вас ответить, на следующие вопросы и высказывания, которые относятся к различным сферам вашей жизни.

Поскольку при ответах на некоторые вопросы необходимо вспомнить ваших родителей, а может быть так, что в действительности вас вырастили другие люди (дяди и тети, бабушки и дедушки, другие родственники, опекуны и т. д.), тогда отвечайте на вопросы так, как будто эти люди были для вас родителями».

№ ВОПРОСЫ НЕТ, совершенно не согласен Скорее НЕТ, чем да Затрудняюсь ответить Скорее ДА, чем нет ДА, совершенно согласен

1 Обеспечить счастье и благополучие семьи — важно для меня

2 Я стараюсь разнообразить свое общение, иметь много друзей и приятных знакомых

3 В последнее время я чувствую себя утомленным и уставшим от событий моей жизни

4 Отдых, путешествия и развлечения очень важны для меня

5 Я ценю любой опыт, который получаю от жизни: учебы, общения, работы над собой, отдыха и т. д.

6 На пути к достижению целей я часто боюсь потерпеть неудачу и совершить ошибку

7 Я считаю, что для моего профессионального развития необходимо иметь хорошее образование

8 Я любой ценой стремлюсь к дорогой и комфортной жизни

9 Я чувствую себя уязвимым и незащищенным от неблагоприятных воздействий окружающей среды

10 Я всегда готов помочь своим родным и близким

11 Я тяжело прощаю обман и предательство, долго храню в себе обиду и злость на окружающих

12 Для меня важно регулярно следить за состоянием своего здоровья

13 Я всегда стремлюсь полноценно отдыхать и расслабляться, не жалея на отдых ни сил, ни времени, ни средств

14 Для достижения своей цели я использую любые удобные мне методы, не следуя законам религиозной морали

15 Моя жизнь в последнее время лишена смысла, я часто ощущаю грусть и пустоту

16 Я постоянно стремлюсь приобретать новые профессиональные навыки, развиваться, учитывая опыт прошлых ошибок

№ ВОПРОСЫ НЕТ, совершенно не согласен Скорее НЕТ, чем да Затрудняюсь ответить Скорее ДА, чем нет ДА, совершенно согласен

17 Я не считаю важным следить за происходящими изменениями в окружающей меня среде

18 Для меня важно совершенствовать свои профессиональные навыки, от которых зависит мое материальное благополучие

19 В детстве у меня не было доверительных отношений с родителями

20 Для меня важно знать, что друзья и близкие всегда окажут поддержку и помощь

21 Я стремлюсь регулярно следить за собой и поддерживать себя в тонусе, чтобы оставаться активным и энергичным человеком

22 Мне почти никогда не удается хорошо отдохнуть и расслабиться

23 Судьба часто бывает ко мне несправедлива

24 Я ценю религию своего народа, её историю и основные заповеди

25 Профессиональная деятельность, которой я занимаюсь, утомляет и угнетает меня

26 Для меня важно быть финансово обеспеченным, иметь возможность реализовывать свои планы

27 При выборе места жительства (дома, района, города), я учитываю состояние окружающей среды

28 Меня угнетают семейные торжества и праздники

29 Я стремлюсь видеть в людях, прежде всего, их положительные качества и их достоинства

30 Обычно я чувствую себя активным и бодрым, мое самочувствие в отличном состоянии

31 Для меня важно добиться успеха в жизни (карьера, высокий доход, крепкая семья и т. д.) — отдыхать и расслабляться некогда

32 Я ценю каждый момент своей жизни, любой получаемый опыт — важен для меня

№ ВОПРОСЫ НЕТ, совершенно не согласен Скорее НЕТ, чем да Затрудняюсь ответить Скорее ДА, чем нет ДА, совершенно согласен

33 Я счастлив, что моя жизнь наполнена духовностью и верой в высшее начало (в Бога)

34 Успешная карьера — это результат везения и удачи, которые сопутствуют лишь некоторым людям

35 Стремление к заработку и материальным благам только портит и ухудшает мировосприятие и душевное состояние человека

36 Мне нравится, что в современном мире существуют движения и общества, направленные на защиту окружающей среды

37 Обычно мнение близких и родных меня не интересует и не влияет на мои решения

38 Я легко поддерживаю отношения с другими людьми

39 Я стараюсь поддерживать себя в хорошей физической форме (регулярно заниматься спортом, проводить активный отдых и т. д.)

40 Я не считаю важным пробовать новые виды досуга и хобби, когда в моей жизни уже есть привычные занятия

41 Я стараюсь выражать себя неординарно, активно и творчески

42 В своей жизни я стремлюсь духовно развиваться, обогащать свой внутренний мир

43 Я совершенно не доволен своими отношениями с коллегами и начальством на работе

44 Я доволен своим материальным положением и удовлетворен уровнем своей жизни

45 Для меня важно знать, чем я питаюсь и в каких экологических условиях живу

46 Я всегда стремился создать крепкую семью, в которой есть понимание, поддержка и любовь

47 У меня есть друзья, которым я могу доверять и на которых могу положиться

№ ВОПРОСЫ НЕТ, совершенно не согласен Скорее НЕТ, чем да Затрудняюсь ответить Скорее ДА, чем нет ДА, совершенно согласен

48 Занятия спортом — лишняя трата времени, на которые уходят нужные силы и энергия

49 Я стараюсь меньше отдыхать, чтобы уделять больше времени другим важным делам своей жизни

50 Я счастлив, что могу расширять и обогащать свой духовный внутренний мир

51 Я не считаю важным анализировать свою жизнь, размышлять о целях и будущих достижениях

52 Я стараюсь усердно и целеустремленно учиться и работать, чтобы реализовать себя и добиться успехов в профессиональной деятельности

53 Я считаю, что высокий доход является результатом обмана и манипуляций нечестных людей

54 В последнее время экологическое неравновесие сильно пугает меня, нарушает мой внутренний комфорт

55 Я ценю время, проведенное в кругу моих родных и близких

56 Я не стремлюсь налаживать отношения с окружающими меня людьми

57 Я доволен своей внешностью и удовлетворен своей физической формой

58 Я счастлив, что имею увлечения, которые делают мою жизнь ярче и интереснее

59 Я стараюсь идти к своей цели до конца, достигая желаемого результата

60 Я неудовлетворен своим душевным состоянием, не вижу перспектив духовного развития

61 Мой уровень образования и квалификации соответствует той профессиональной деятельности, которой я занимаюсь

№ ВОПРОСЫ НЕТ, совершенно не согласен Скорее НЕТ, чем да Затрудняюсь ответить Скорее ДА, чем нет ДА, совершенно согласен

62 Я считаю необходимым защищать и ограждать себя и своих близких от неблагоприятных воздействий окружающей среды (плохого питания, некомфортных условий проживания и т. п.)

63 Я доволен сложившимися в семье правилами поведения и уважаю семейные традиции

64 Меня не интересуют мнения окружающих людей обо мне и о моем поведении

65 Обычно мои стремления вести здоровый образ жизни до конкретных действий не доходят, оставаясь лишь идеями

66 Я доволен тем, как провожу свое свободное время

67 Для меня важно иметь перспективы развития в жизни, возможность самовыражения и дальнейшего роста

68 Для моего душевного благополучия необходимы занятия, которые позволяют мне разносторонне развиваться (чтение любимых книг, созерцание природы и т. д.)

69 В целях достижения успехов в карьере я использую любые средства

70 Мой низкий и нестабильный заработок постоянно выбивает меня из равновесия, нарушает мое душевное благополучие

71 Для меня важно сохранение природных ресурсов и поддержание баланса в окружающей среде

72 Я ценю своих родных, они достойные и честные люди

73 Обычно общение с людьми приносит мне разочарование и напряжение

74 Я стараюсь работать над «минусами» и совершенствовать «плюсы» своего внешнего вида

75 На сегодняшний день состояние моего здоровья оставляет желать лучшего

№ ВОПРОСЫ НЕТ, совершенно не согласен Скорее НЕТ, чем да Затрудняюсь ответить Скорее ДА, чем нет ДА, совершенно согласен

76 Я ценю дополнительную возможность самореализации и самовыражения с помощью своих хобби

77 Постоянное стремление к достижению целей вызывает у меня сильное раздражение

78 Я стараюсь придерживаться в жизни основных норм нравственности и морали, быть честным и достойным человеком

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

79 Профессиональная деятельность позволяет раскрыть мой внутренний потенциал

80 Я стремлюсь принимать участие в различных экологических движениях

81 Я не люблю вспоминать события из прошлого, это приносит мне разочарование и неуверенность в будущем

82 Для меня важно поддерживать хорошие отношения с окружающими людьми

83 Я стремлюсь к власти и влиянию над людьми

84 Здоровый образ жизни — лишь модная тенденция, которой я не придерживаюсь

85 Проводя свой досуг, я стараюсь развиваться, узнавать что-то новое и интересное

86 Я ощущаю поддержку и любовь со стороны своих близких

87 Мне не нравится, что в настоящее время духовное развитие становится модной тенденцией

88 В профессиональной деятельности для меня важно быть на вершине успеха

89 Я не удовлетворен окружающими меня материальными благами

90 Я не считаю нужным заботиться о своей экологической безопасности

91 Я не пытаюсь сохранять хорошие отношения со своими родственниками

№ ВОПРОСЫ НЕТ, совершенно не согласен Скорее НЕТ, чем да Затрудняюсь ответить Скорее ДА, чем нет ДА, совершенно согласен

92 Для меня важно поддерживать себя в хорошей физической форме

93 Обычно я предпочитаю находиться в одиночестве

94 Как правило, я не могу позволить себе расслабиться и отдохнуть, так как дела «не отпускают»

95 Только финансовое благополучие позволит мне жить комфортно и счастливо

96 Я стремлюсь разнообразить свою жизнь новыми знаниями и приятными впечатлениями

97 Я горжусь своей профессиональной деятельностью и карьерными успехами

98 Я стремлюсь обеспечить себе и своей семье дорогую и комфортную жизнь

99 Духовность и вера в высшую силу (в Бога) не являются важными составляющими моего жизненного благополучия

100 На сегодняшний день, мой заработок полностью удовлетворяет меня

101 Я стремлюсь к поддержанию чистоты и порядка в своем городе

102 С детства я стремился уехать от своей семьи и обрести независимость

103 Меня расстраивает то, что мои развлечения и отдых не соответствуют моим желаниям

104 Я не удовлетворен своей жизнью, хотел бы в корне все изменить, начать все сначала

105 Для меня важно в жизни реализовать свои профессиональные цели, добиться успеха

106 Я не стремлюсь к стабильному и высокому заработку

107 В целом я удовлетворен экологией, считаю её благоприятной для моей жизнедеятельности

108 На данный момент я могу с уверенностью сказать, что я счастлив

Обработка результатов

Обработка результатов осуществляется в соответствие с ключом (см. табл. 1). Ключ включает наличие прямых и обратных утверждений, так при подсчете прямых пунктов опросника баллы начисляются от 1 до 5 (ответ «нет, совершенно не согласен» тождественен 1, а ответ «да, совершенно согласен» равен 5). В обратных пунктах опросника баллы инвертируются от 5 до 1 (ответ «нет, совершенно не согласен» оценивается в 5 баллов, а ответ «да, совершенно согласен» — в 1 балл).

Таблица 1. Ключ методики «Субъективное качество жизни (СКЖ) личности

Сферы КомпонентыЧ Пункты теста Семья Отношения с другими Здоровье и физическое благополучие Отдых и досуг Религия и духовное развитие Карьера и профессиональный успех Материальное благополучие Экология и окружающая среда «Субъективное Я»

Ценностно- смысловые ориентации Прямые 1;55; 72 20;82 12;92 4;76 5;24; 68 7;79; 88 26;18 45;62; 71 32;67

Обратные 37 64;93 48;84 31;40 99 34 53;95 90 51;81

Цели и устремления Прямые 10; 46; 2;29 21;39; 74 13;85 42;78; 96 16;52; 105 8;98 27;80; 101 41;59

Обратные 91; 102 56;83 65 49;94 14 69 35;106 17 6;77

Удовлетворенность жизнью и счастье Прямые 63;86 47;38 30;57 58;66 33;50 61;97 44;100 36;107 108

Обратные 19;28 11;73 3;75 22; 103 60;87 25;43 70;89 9;54 15;23; 104

По результатам подсчета «сырых баллов» строится профиль СКЖ субъекта, который наглядно представляет распределение результатов показателя качества жизни и благополучия человека, отражает взаимодействие блоков и шкал между собой с целью выявления сильных и слабых областей развития, противоречий и несоответствий в жизнедеятельности, реализации субъекта в различных сферах своей жизни. Возможно два варианта построения профилей СКЖ, выбор которых зависит от конкретных диагностических и психокоррекционных целей: исходя из блоков (структурных компонентов) СКЖ либо сфер жизнедеятельности (см. рис. 1).

Рис. 1. Пример построения графического профиля СКЖ на основе сфер жизнедеятельности

Для дальнейшей обработки результатов рекомендуется перевод сырых баллов в стены (см. табл. 2)

Таблица 2. Перевод «сырых баллов» в стандартную шкалу «стены»

8 « в 3 Интервалы сырых баллов по блокам, шкалам и общего показателя

о р Й о Блок 1 Блок 2 Блок 3 Ш1 Ш2 Ш3 Ш4 Ш5 Ш6 Ш7 Ш8 Ш9 Общий

й 1 36-91 36-96 36-70 12-24 12-23 12-24 12-23 12-26 12-26 12-26 12-20 12-24 108-247

и И со и 2 92-102 97-106 71-83 25-29 24-29 25-30 24-29 27-31 27-31 27-30 21-25 25-30 248-299

Ш 3 103-113 107-116 84-105 30-34 30-34 31-35 30-34 32-35 32-35 31-34 26-30 31-35 300-351

4 114-124 117-126 106-115 35-39 35-39 36-40 35-39 36-39 36-39 35-39 31-45 36-40 352-377

Средний 5 125-135 127-136 116-125 40-44 40-44 41-45 40-44 40-44 40-44 40-44 36-40 41-45 378-403

6 136-146 137-145 126-130 45-49 45-49 46-49 45-48 45-48 45-48 45-47 41-44 46-49 404-429

7 147-156 147-150 131-138 50-53 50-53 50-52 49-51 49-51 49-51 48-51 45-47 50-52 430-455

Высокий 8 157-160 151-157 139-149 54-56 54-56 53-55 52-55 52-55 52-55 52-55 48-52 53-56 456-481

9 161-169 158-166 150-160 57-59 57-59 56-59 56-59 56-59 56-59 56-59 53-57 57-59 482-507

10 170-180 167-180 161-180 60 60 60 60 60 60 60 58-60 60 508-540

На основании анализа построенных по сырым значениям профилей СКЖ и выделяемых в них взаимосвязей, с учетом рассчитанных стандартных оценок общего показателя блоков и шкал осуществляется интерпретация и качественное описание СКЖ обследуемого.

Интерпретация результатов

I. Блоки (отражают особенности сформированности и развития компонентов СКЖ):

Блок ценностно-смысловых ориентаций. Баллы по данной шкале отражают степень сознательного отношения человека к действительности, определяют характер и качество значимых смыслов и ориентаций в иерархии ценностей, определяют мотивацию поведения субъекта в различных сферах жизнедеятельности, а также отражают субъективно воспринимаемую значимость для субъекта тех или иных объектов. Низкие баллы по данной шкале говорят о том, что данный респондент характеризуется слабо развитыми ценностными ориентациями, не осознает значимость развития и реализации в жизни своих идей. Для него не значимы перспективы достижения успеха, организации и контроля собственной жизни. Высокие баллы свидетельствуют о том, что субъект осмысленно подходит к организации своей жизни, развивается в различных областях жизнедеятельности, ориентирован на личностно-значимые стороны жизни, для него важны и ценны перспективы роста и возможности реализации своего внутреннего потенциала в различных сферах жизнедеятельности.

Блок целей и устремлений. Баллы по данной шкале отражают способность субъекта двигаться к достижению своих целей, готовность развиваться и реализовываться на пути к благополучию жизни. Низкие баллы говорят об отсутствии в жизни субъекта устремлений в различных сферах своей жизни, респондент не отличается сформированными целями и организованными планами на будущее, не стремится к самореализации, самосовершенствованию. Высокие баллы отражают стремление человека развиваться и достигать поставленных перед собою целей; такой субъект ориентирован на развитие и реализацию своих идей, стремится к самосовершенствованию через активную работу над собой в различных сферах жизни.

Блок удовлетворенности жизнью и счастья. Показатели данной шкалы являются свидетельством того, каков уровень удовлетворения человеком своих потребностей какова его субъективная

оценка своей жизни. Низкие баллы по данной шкале характеризуют неудовлетворенность респондента своей жизнью в целом. В представлениях субъекта преобладают негативные суждения о большинстве сфер жизнедеятельности. Такой субъект разочарован в своих жизненных устремлениях, находится в подавленном состоянии. Высокие баллы свидетельствуют о преобладании позитивного настроя субъекта. Такой человек испытывает ощущение полноты бытия, радости и оптимизма, удовлетворенности жизнью, характеризуется позитивными представлениями о себе и своем развитии в различных сферах жизнедеятельности.

II. Шкалы методики (отражают характер и качество жизнедеятельности субъекта в различных сферах жизни):

Семья. Баллы по данной шкале характеризуют отношение респондента к своей семье, его устремления в обеспечении комфорта, ценность благополучия и гармонии в семейных отношениях.

Отношения с другими. Баллы по данной шкале отражают, насколько субъект ценит общение и установление новых контактов в своей жизни, стремится ли он к активному взаимодействию с окружающими и удовлетворен ли отношениями с другими.

Здоровье и физическое благополучие. Баллы по данной шкале отражают ценность для человека своего здоровья, удовлетворенность им, стремление к совершенствованию своего физического благополучия.

Отдых и досуг. Данная шкала свидетельствует о том, насколько значим для человека отдых и досуг, удовлетворенность своим свободным временем и возможность его полноценной реализации.

Религия и духовное развитие. Содержание данной шкалы отражает отношение человека к религии, ценностное отношение к духовному развитию, устремленность к развитию своей духовности и духовности общества в целом.

Карьера и профессиональный успех. Шкала, отражающая направленность человека на профессиональную деятельность, профессиональное развитие и карьеру, удовлетворенность своей профессиональной позицией, своими трудовыми успехами.

Материальное благополучие. Шкала, свидетельствующая об общей удовлетворенности человека своими финансовыми возможностями, направленности на рост своего благосостояния, значимости для него материальных благ и комфорта.

Экология и окружающая среда. Шкала отражает степень заинтересованности субъекта окружающей средой, стремление в сохранении благоприятной экологической ситуации, удовлетворенность экологией.

Субъективное Я. Баллы по данной шкале отражают, насколько человек является самостоятельной, целостной и активной личностью, которая ценит возможности роста и развития в жизни, стремится к самореализации и самоорганизации, при этом показатели отражают, насколько субъект удовлетворен течением жизни и ходом событий.

III. Суммарный показатель СКЖ. Отражает степень сформированности у человека структуры жизненных ценностей, наличие целей и жизненных устремлений, направленных на достижение субъективного благополучия, развитие своего качества жизни. Суммарный показатель СКЖ включает оценку соответствия основных параметров жизни человека его биожизненным, материальным, духовным и социокультурным потребностям. Чем более высокими баллами характеризуется субъект, тем более сформированы его личностные смыслы, которые организуют его жизнь, что способствует формированию целостности его жизненной позиции. Общий показатель СКЖ отражает удовлетворенность жизнью, социальными отношениями и окружающей средой, наличие благоприятных представлений субъекта о самом себе. Высокие показатели СКЖ свидетельствуют об уверенной жизненной позиции человека как субъекта, о его целеустремленности, активности, наличии развитого личностного потенциала, способствующего гармоничности в различных сферах жизнедеятельности.

Рекомендации: В ходе диагностической работы, особое внимание следует уделять качественному анализу блоков методики, в показателях которых раскрываются состояния и уровни развития основных компонентов СКЖ. Лежащие в основе субъективного благополучия, они отражают основную логику и закономерности формирования СКЖ в различных сферах жизнедеятельности и активности человека как субъекта своего жизненного пути.

Статья поступила в редакцию 28 мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.