Научная статья на тему 'О соотношении принципов и признаков правового государства'

О соотношении принципов и признаков правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1212
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА" / "ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА" / "ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА И ПРАВОВОГО ЗАКОНА" / "PRINCIPLES OF THE RULE-OF-LAW STATE" / "ATTRIBUTES OF THE RULE-OF-LAW STATE" / "SUPREMACY OF LAW AND LEGAL LAW"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хажипов Рафик Халилович

Данная статья посвящена проблеме раскрытия специфических черт и особенностей данного типа государства. Особый упор сделан на выявлении нетождественности понятий «принципы» и «признаки» правового государства, приведены их определения и рассмотрены конкретные виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On correlation of principles and attributes of a rule-of-law state

The article On correlation of principles and attributes of a rule-of-law state deals with the problem of revealing of specific features and peculiarities of this type of state. The emphasis is laid on revealing the nonidentity of the notions principles and attributes, their definitions and concrete types are given.

Текст научной работы на тему «О соотношении принципов и признаков правового государства»

Р. Х. Хажипов

О СООТНОШЕНИИ ПРИНЦИПОВ И ПРИЗНАКОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Вопрос о качественных особенностях правового государства и отличии его от «обычного» или неправового государства является одним из актуальных в общей теории правового государства. Несмотря на, казалось бы, внешнюю очевидность, он продолжает вызывать споры и остается одним из самых дискуссионных в научной литературе.

В современной юридической науке сложилась некая традиция определять содержательные свойства правового государства, используя самые разнообразные термины: «признаки», «принципы», «черты», «характеристики», «критерии», «особенности» и т.п. Чаще всего они рассматриваются как тождественные, однородные по смыслу и содержанию понятия. При этом наиболее распространенным при характеристике правового государства остается применение парных категорий «признаки-принципы» правового государства.

Если попытаться сгруппировать

встречающиеся в отечественном

государствоведении подходы по определению специфических черт правового государства, его признаков и принципов, можно выделить следующие, наиболее характерные позиции и мнения.

Первая группа авторов при определении специфики правового государства идет по пути полного отождествления признаков и принципов правового государства, не видит каких-либо различий между ними, рассматривая их как идентичные, синонимичные термины.1

Другие исследователи разграничивают данные понятия, говорят о них как об отдельных, самостоятельных характеристиках, однако какой-либо четкой дифференциации

1 См.: Курс лекций по теории государства и права / Под ред. Н.А. Катаева и В.В.Лазарева. - Уфа, 1994. - С. 204; Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазарева. - М., 2003. - С. 422-429; Теория государства и права / Под ред. А.Г.Хабибуллина, В.В.Лазарева. - М., 2009. - С. 235-236; Червонюк В.И. Теория государства и права. - М., 2007. - 656-660; Теория государства и права / Под ред. М.М.Рассолова. - М., 2004. - С. 174-178.

между признаками и принципами правового государства не проводят.2

Согласно третьей точке зрения, наиболее продуктивным является анализ особенностей правового государства сквозь призму выделения прежде всего его принципов. О признаках правового государства в данном ракурсе речь, как правило, вообще не идет.3

Суммируя вышеприведенные мнения, подчеркнем их общую особенность - различий между признаками и принципами правового государства большинство отечественных государствоведов не проводит.

Фундаментальная методологическая основа (природа) данных характеристик правового государства априори считается единой, в онтологическом плане - тождественной: «говоря о признаках, подразумеваем принципы, выделяя принципы, автоматически считаем, что это признаки». С одной стороны, такая позиция вполне правомерна и имеет право на существование. Ведь по сути речь идет о единых и однородных в своей основе качественных особенностях такого явления как правовое государство. С другой стороны, представляется, что некая изначальная смысловая нетождественность между понятиями «признаки» и «принципы» все же имеется, что это не вполне совпадающие термины, и они дают разное прочтение

2 См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. - М., 1998. - С.398-401; Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. // Отв. ред. М.Н.Марченко. Том 1. - М., 1998. - С. 373382; Раянов Ф.М. Правовое государство - судьба России. - Уфа, 2007. - С.135-137: Общая теория права / Под общ. ред. А.С.Пиголкина. - М., 1996. - С. 332-334; Нерсесянц В.С. Философия права. - М., 1998. - С. 106107 и др.

3 См. : Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М., 1997. - С.183-189; Теория государства и права / Отв. ред. В.Д.Перевалов. - М., 2004. - С. 359-363; Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права. - М. 2009. - С. 164-172; Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е.Крутских. - М., 2001. - С. 311; Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 2005. - С. 538-542; Оксамытный В.В. Теория государства и права. - М., 2004. - С. 296-297.

№2 (20) 2010

особенностям и специфике правового государства.

Действительно, под «принципами» в научной литературе принято понимать «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения».1 В свою очередь, термин «признаки» обозначает «показатель, примету, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь».2 Исходя из смыслового содержания данных понятий, можно попробовать выявить их качественное своеобразие применительно к правовому государству. Под принципами правового государства, очевидно, следует понимать совокупность наиболее важных,

фундаментальных, базовых свойств, вне которых правовое государство немыслимо и не может существовать в качестве такового. Признаки же правового государства - это такие его черты, которые, определяя его специфику, позволяют одновременно отделить,

разграничить это тип государственности от иных, неправовых по своей сути государств.

Идея разделения принципов и признаков правового государства в научной литературе не является абсолютно новой. Ряд отечественных ученых выявляют своеобразие правового государства посредством выстраивания его наиболее значимых, сущностных свойств и черт, т.е. принципов. Так, вполне обоснованной выглядит позиция В.Л.Кулапова и А.В.Малько, которые при определении специфики правового государства делают упор на два его базовых свойства: «Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона)».3

1 Советский энциклопедический словарь / Главный ред. А.М.Прохоров. - М., 1989. - С.1071; Краткая философская энциклопедия / Ред. Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко. - М., 1994. - С.362-363. 2Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1998. - С.591. 3Кулапов В.Л, Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2008. - С. 166.

«Правовое государство - указывает А.Н.Соколов в своем фундаментальном исследовании о правовом государстве,-является исключительно многосторонним постулатом и характеризуется несколькими главными принципами». 4 К их числу принадлежат:

- гарантия свободы отдельного человека (личности) относительно государства: этот принцип находит свое логическое продолжение и конкретизацию в основных правах человека;

- правовое равенство, которое конкретизируется во взглядах о том, что законы должны иметь одинаковую для всех силу действия и что все граждане должны быть одинаково равны перед законом;

- правовая безопасность, соизмеримость государственного действия;

-разделение государственной власти в функциональном и институциональном (организационном) смысле на

законодательную, исполнительную и судебную.

Принципы, отмечает В.Я.Любашиц, «это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым».5 К таким фундаментальным, главным принципам функционирования правового государства, по его мнению, относятся:

1) господство права в организации и деятельности всех государственных органов и общественных организаций;

2) осуществление публичной власти в соответствии с принципом разделения властей;

3) реальность и гарантированность прав и свобод граждан.6

Схожее, но несколько иное прочтение соотношению признаков и принципов правового государства дает Т.С.Касимов. Пытаясь выявить различия между этими понятиями, он указывает, что признак - это черта, присущая правовому государству как явлению, она предполагает, что такое государство есть в реальности и обладает этими свойствами, потому что людям свойственно описывать признаки прежде всего реально

4 Соколов А.Н. Правовое государство: от идеи до материализации. - Калининград, 2002. - С. 11-12.

5Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права. - М., 2010. - С. 298-299.

6 См.: Там же. - С.300.

существующих явлений и вещей. В свою очередь, понятие «принципы» подразумевает, что речь идет о неких абстрактных идеях, о том, каким должно быть данное явление. Получается, говорит он, что авторы, употребляющие понятие «принципы правового государства», в большей степени склонны считать правовое государство абстракцией или идеалом, которого нет в реальном мире. В конце концов Т.С.Касимов приходит к выводу, что термин «признаки правового государства» является более правильным понятием, чем термин «принципы правового государства». 1

Приведенная аргументация по раскрытию содержания понятия «признаки» сквозь призму реальности самой категории «правовое государство», а термина «принципы» как доказательства абстрактности или идеальности правового государства не выглядит продуктивной хотя бы потому, что любое государство вообще и правовое в особенности есть перманентно развивающееся понятие, в нем всегда присутствуют моменты реального и идеального. Теория правового государства не может возникнуть сразу раз и навсегда в законченном виде. Она видоизменяется, трансформируется, постоянно дополняется новыми качествами. Правовое государство существует, функционирует одновременно как реальная, живая, действующая модель государственного устройства, но с другой стороны, выступает как идеал, конечная цель, высший образец государственности.

Представляется, что различия между категориями «признаки» и «принципы» правового государства следует искать не в противопоставлении реального и идеального в их природе, в большей степени они кроются в такой их взаимосвязи, которая определяется внутренней сущностью самого правового государства. Вместе с тем при раскрытии смысла понятий «признаки» и «принципы» правового государства следует придерживаться их максимального соответствия

этимологическому содержанию данных категорий.

Исходя из сказанного, под принципами правового государства мы можем понимать такую совокупность исходных,

1См.: Касимов Т.С. Понимание правового государства в современной российской юридической науке // Правовое государство: теория и практика. - 2009. -№

3. - С. 13.

фундаментальных (сущностных) свойств правового государства, которые

характеризуют его в качестве важнейшего социального института гражданского общества, гарантирующего обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного правом. Принципы - суть необходимые условия или предпосылки успешного функционирования правового государства, утверждающие человека в качестве высшей самоценности общества. Принципы правового государства имеют специфическую общественную, точнее, социально-политическую природу, они являют собой качества правового государства первичного или высшего уровня.

Соответственно, признаки правового государства - это система специальных, формально-юридических черт и свойств правового государства, позволяющих говорить о нем как о собственно правовом, т.е. отличающемся от неправового, государстве. Признаки правового государства, в отличие от принципов, имеют в большей степени юридическую природу и представляют собой специфически необходимый набор правовых инструментов по воздействию на общественные отношения. По отношению к принципам признаки выступают в качестве своеобразного механизма «наполнения» их реальным содержанием, они обеспечивают их реализацию и претворение в жизнь.

Приведенная концепция основывается на том, что государство вообще и правовое государство в частности, как высший тип государства, представляет собой своеобразный синтез социологического и формально-юридического аспектов.2 Социологическая (содержательная) сторона правового государства находит свое закрепление прежде всего в принципах правового государства. Главенствующий принцип такого типа государства в условиях современной России получил утверждение в ст.2 Конституции Российской Федерации, в которой торжественно провозглашается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

2 См.: Чиркин В.Е. Государствоведение. - М., 1999. -С. 36-42.

№2 (20) 2010

Правовое государство есть форма ограничения власти правами и свободами человека. В этом смысле права и свободы индивида - важнейший противовес всесилию государственной власти, призванной обеспечить ее ограничение и самоограничение. «Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первичным, определяющим,

системообразующим признаком правового государства, с которым связаны иные его признаки, служащие осуществлению свободы и прав человека..

Таким образом, приоритетность (реальность и гарантированность) прав и свобод индивида -краеугольный принцип правового государства. Он определяет все другие стороны его функционирования в обществе, задает вектор развития всем остальным его принципам. К числу наиболее фундаментальных принципов, отвечающих природе правового государства, также относятся:

1) юридическое равенство всех субъектов общественных отношений, правовая защищенность человека и гражданина;

2) осуществление публичной власти в соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) федерализм, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

4) взаимная ответственность личности и государства.

Разумеется, указанный перечень не является ни исчерпывающим, ни завершенным. Сущностные свойства правового государства являются достаточно динамичной, постоянно развивающейся системой, их иерархия и взаимосвязь обусловлены многими факторами - нравственно-духовным потенциалом развития общества, уровнем его правосознания и правовой культуры, спецификой исторического момента и пр. Однако, при всем при этом именно эти базовые свойства правового государства определяют его специфику и особую роль в развивающемся гражданском обществе.

Что касается признаков правового государства, то их функциональное назначение

заключается в придании наибольшей юридической определенности исходным базовым началам правового государства. Они свидетельствуют о том, насколько выстроена «по вертикали» и «горизонтали» пирамида государственного механизма, насколько она юридически выверена и подогнана к интересам и потребностям гражданского общества, в какой мере она способна обеспечить решение главной задачи правового государства, заключающейся в максимальной реализации прав и свобод человека и гражданина. Можно сказать, что признаки не просто

конкретизируют и дополняют принципы правового государства, а юридически обеспечивают их полноценную реализацию, превращают претворение их в жизнь в необратимый и закономерный процесс, формируют необходимую благоприятную правовую среду. Только при наличии соответствующей правовой среды можно говорить о возможности и реальном осуществлении прав и свобод личности, о разделении властей, о федерализме, о правовой государственности вообще.

Какие же свойства правового государства можно отнести к его признакам? Не претендуя на исчерпывающий анализ данной проблемы, попробуем выделить наиболее характерные признаки правового государства. При этом в целом мы будем опираться на исследование, проведенное профессором А.Н.Соколовым, который, базируясь на большом фактическом материале о развитии правового государства в Германии, раскрыл наиболее значимые аспекты теории и практики правового государства. Отметим попутно, что черты правового государства, отличающиеся от его принципов, А.Н.Соколов называет институтами правового государства.2

К числу признаков правового государства также принадлежат:

- верховенство права и правового закона в организации и деятельности всех государственных органов и общественных организаций;

1 Права человека / Отв. ред. Е.А.Лукашева. - М., 2003.

- С.178-179.

2См.: Соколов А.Н. Указ. соч. - С.144-190.

- связанность государственной власти и, прежде всего исполнительной, законом;

- всеохватывающая и эффективная судебная защита;

- запрет на чрезмерность государственного действия;

- ответственность государства за действия своих органов и должностных лиц;

- институт конституционной жалобы.

Ю.А. Свирин

Итак, правовым мы называем государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания правовых законов, которые закрепляют неотъемлемые права и свободы граждан и последовательно связывают государство с целью подчинения его деятельности интересам общества.

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

На встрече Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с Министром юстиции РФ А.В. Коноваловым 29 мая 2008г. было отмечено, что от надлежащего исполнения судебных актов зависит эффективность самой судебной системы в целом, а несвоевременное исполнение судебных актов дискредитирует саму идею судебного разбирательства1.

Без хорошо отлаженного государственного механизма и эффективной законодательной базы невозможно исполнить надлежащим образом и в кратчайшие сроки требования, содержащиеся в исполнительных документах. И в этом случае любой властный акт государственного органа, в том числе и суда, будет иметь декларативный характер. Без эффективного исполнительного производства само материальное право превращается в «nudum jus» (лат.) «голое право», т.е. право без возможности его реализации.

К сожалению, эффективность

исполнительного производства в настоящее время остается крайне низкой. Для сравнения следует сказать, что в 2006г. в России в целом исполнялось только 48% решений судов. Ситуация не меняется и в настоящее время. Об этом говорят следующие цифры. В 2009г. по России взыскано только 39,1% денежных средств от фактически подлежащих взысканию. В 2009г. было возбуждено 1,9 млн. исполнительных производств по взысканию алиментов, т.е. 1,9 млн. детей в 2009г. остались

1 Текст рабочей встречи Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с Министром юстиции РФ А.В. Коноваловым см. на сайте: www.kremlin.ru

без материальной поддержки родителей или одного из родителей.

Автором статьи было изучено действующее законодательство, регулирующее отношения, связанные с исполнением

правоприменительных актов и практика его применения, что позволило сделать вывод об отсутствии достаточно разработанной эффективной законодательной базы регулирующей исполнительные

правоотношения. Кроме того, в настоящее время огромный массив норм права, регулирующих исполнительные

правоотношения, разбросан по многим законодательным актам относящимся к различным отраслям права, в связи с чем нами предлагается внести в законодательство следующие изменения:

I. Необходимо провести кодификацию всех норм, регулирующих исполнительные правоотношения. Проводя кодификацию всех норм гражданского исполнительного производства необходимо свести их в две большие группы.

Первая - общая часть, в которой должны располагаться нормы права, относящаяся ко всему исполнительному производству в целом, должна состоять из следующих институтов: 1) законодательство об исполнительном производстве; 2) принципы исполнительного производства; 3) субъекты исполнительного производства; 4) стадии исполнительного производства; 5) место и время совершения исполнительных действий; 6) процессуальные сроки; 7) штрафы и расходы в исполнительном производстве; 8) извещения и вызовы; 9) исполнительные документы; 10) надзор и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.