Научная статья на тему 'О соотношении понятий «Демократия», «Публичное управление» и «Гражданское общество» в современной России'

О соотношении понятий «Демократия», «Публичное управление» и «Гражданское общество» в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
509
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДЕМОКРАТИЯ / CIVIL SOCIETY / PUBLIC ADMINISTRATION / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шестак Дарья Александровна

Рассматривается неразрывная взаимосвязь таких понятий, как «публичное управление», «демократия» и «гражданское общество», достижение которой обеспечит развитие российского государства, его утверждение на мировой арене как правового, социального, светского, демократического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the inseparable correlation of such notions as “public administration”, “democracy” and “civil society” that provide the development of Russia, its establishment at the world scene as the legal, social, secular, democratic.

Текст научной работы на тему «О соотношении понятий «Демократия», «Публичное управление» и «Гражданское общество» в современной России»

Objective investment limitations of the innovative development of the domestic economics

There is shown that the steady growth potential of the domestic economics is directly connected with the solution of the problem of insufficient investment of the innovative development. Detection of the modern reasons for the gap between investment demand and supply may help to substantiate the ways out of the situation.

Key words: investments, effective demand for

investments, investment duty, investment resources, subjects of investment process.

(Статья поступила в редакцию 13.03.2014)

Д.А. ШЕСТАК (Волгоград)

о соотношении Понятий «демократия», «публичное управление» и «гражданское общество» в современной россии

Рассматривается неразрывная взаимосвязь таких понятий, как «публичное управление», «демократия» и «гражданское общество», достижение которой обеспечит развитие российского государства, его утверждение на мировой арене как правового, социального, светского, демократического.

Ключевые слова: гражданское общество, публичное управление, демократия.

С принятием Конституции в декабре 1993 г. наша страна перешла в качественно новый этап своего развития. Распад СССР, переход от плановой экономики к рыночной, смена административных методов управления новыми методами управления современной Россией потребовали адаптации управленческой системы к особенностям развития государства.

В настоящее время Россия переживает серьезные перемены в связи с изменением системы управления государством, реформированием Вооруженных сил РФ, пенсионной реформой, реформой образования и здравоохранения. Соответственно, осуществляют-

© Шестак Д.А., 2014

ся перемены и в сознании граждан, всех слоев населения, и в самой структуре государства, что, в свою очередь, влияет на жизнь каждого гражданина страны. Так, в последние годы мы наблюдаем активизацию гражданского общества, его развитие, желание участвовать в управлении страной. В связи с этим необходимо определить, можно ли говорить о роли гражданского общества в публичном управлении современной Россией, связывать понятия «публичное управление», «гражданское общество» и «демократия» в контексте развития нашей страны.

Понятие публичного управления появилось в России относительно недавно, однако в последнее время этой категории политики и экономики уделяется все больше внимания. проанализируем современные трактовки понятия «публичное управление». Так, В.Е. Чир-кин понимает его следующим образом: «Публичное управление - это нормотворческая, распорядительная, контрольная, организационная и иная деятельность. Она осуществляется на основе установленных норм, правил, процедур» [16, с. 41]. Кроме того, исследователь определяет публичную власть через понятие «территориального публичного коллектива как особого вида объединения народа или его части, отличающегося особыми формами образования, высокой степенью централизации в пределах своей территории, особым характером связей между его членами и специфическими свойствами принуждения, которые имеют публично-властный характер» [15, с. 20]. В свою очередь, Я.Я. Кайль пишет: «Активная обратная связь органов исполнительной власти с гражданским обществом через партиси-пацию (привлечение населения к добровольному участию в правительственных проектах и мероприятиях местного самоуправления) расширяет уровень их сотрудничества, улучшает качество принимаемых решений, оптимизирует расходование государственных (муниципальных) ресурсов, повышает эффективность деятельности правительства и, как следствие, уровня и качества жизни населения в целом» [6, с. 56]. Наконец, В.Ф. Халипов определяет публичную власть так: «...власть (в присутствии публики), открытая народу и его суждениям, общественная по характеру, не частная, вовлекающая в управление широкие круги управления» [14, с. 134]. Последнее определение кажется нам наиболее подходящим в контексте данного исследования.

Сопоставив упомянутые дефиниции, можно сделать вывод о том, что объектом публичного управления является деятельность государства и иных субъектов публичной власти, которая призвана соответствовать общественным интересам и должна решать общественно значимые задачи. Целью публичного управления может быть деятельность публичных коллективов с целью оптимизации условий функционирования общества. Другими словами, публичное управление - это определенное воздействие субъекта, который обладает публичной властью, на объект в целях реализации каких-либо общественных интересов. Мы полагаем, что в современной России под субъектом публичного управления следует понимать гражданское общество, ибо именно его волеизъявление и участие в процессе управления государством и определяют вектор деятельности высших органов государственной власти. Это утверждение вытекает из главного документа нашей страны - Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Статья 1 Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [8]. Современная научная литература определяет демократию как «форму правления государством, отличающуюся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод» [3]. Так, Ф. Шмиттер и Т.Л. Карр считают, что «современная политическая демократия есть система управления, при которой власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей <...> ключевой элемент демократии - полноправие граждан» [17]. Другими словами, демократия -это возможность и правомочие граждан напрямую влиять на деятельность государства в сферах управления.

Исследователь современного общества А.В. Волкова определяет, что в ходе эволюции публичного управления неумолимо возрастает роль общества, делается все больший акцент на значимости публичного участия, возрастает роль так называемых публичных ценностей, что влечет за собой и новое понимание такой категории, как «ценность государственных услуг» [4]. Соответственно, ценности, формируемые гражданами, т.е. «публикой», вырабатываемые путем публичных дискуссий, в ко-

торых принимают участие все без исключения граждане, впоследствии становятся ориентирами для ведения политики государственной властью. Вышесказанное дает нам основания постулировать факт неразрывной взаимосвязи демократии как формы правления государством и публичного управления как формы ее реализации.

В рамках данной статьи мы остановимся на понятии, которое неразрывно связано, на наш взгляд, и с публичным управлением, и с демократией. Реализация своих законных прав и интересов, определение публичных ценностей, участие в управлении страной, как мы упоминали выше, осуществляются гражданами, представителями «публики». Именно эта активная публика и является своего рода ядром управления, той движущей силой, которая позволит нашей стране успешно развиваться. Следует отметить, что в рамках проводимых в современной России демократических реформ значение гражданского общества неуклонно возрастает. В качестве предпосылок усиления гражданского общества в публичном управлении мы рассматриваем факторы, определяющие развитие публичного управления и исторически, и на современном этапе. Такими факторами следует считать природно-климатический (географический), территориальный, этнопсихологический (ментальный), информационно-технологический, политический и экономический [12]. Современные ученые определяют гражданское общество как «политико-публичную форму человеческого бытия, как сообщества граждан, в рамках которого каждый индивид - актор, заинтересованный в обеспечении достойной жизни для себя и для других, осуществляет политическую активность, реализуя свои интересы и удовлетворяя естественную потребность в общении, достигает общего блага [1; 7]. При этом «понятийно гражданское общество акцентирует свою независимость от государства и одновременно активное взаимодействие с ним» [7, с. 214]. Таким образом, одной из ключевых функций гражданского общества является неразрывная связь с органами управления, направленная на достижение благополучия граждан страны.

однако, по сути, гражданское общество -это проявление всего того неполитического, что есть в отношениях гражданина с государством. Это вероисповедание, свобода выбора политических предпочтений, национальные особенности, демографический фактор и многое другое - все, что мы можем назвать сфе-

Экономика

рой самопроявления гражданина. Именно она становится особенно важной в условиях современной России. невозможно уповать на успех проведенной реформы, опираясь только на факт издания нормативно-правового акта. Тем более это невозможно в такой многонациональной, «многогранной» стране, как Российская Федерация, в современный сложный и важный период становления нового общества. Именно в такие моменты становится особенно важным сохранить достигнутое и минимизировать риски любых кризисных ситуаций. однако желания недостаточно, и здесь эффективным оказывается инструмент публичного управления, форма управления, которая дает возможность активно участвовать в жизни государства, влиять на процессы, происходящие в стране, и решения, принимаемые государственными органами власти, предотвращать кризисы.

особо следует остановиться на неуклонном возрастании роли «высоких технологий» в реализации своих законных прав и свобод гражданским обществом путем осуществления публичного управления, что и определяет по сути «демократию» современной России. В качестве примеров можно привести и электронную площадку «общероссийского народного фронта», цель которого нынешний президент нашей страны В.В. Путин определил как «возможность каждому созидать великую страну, великую Россию» [19], проект «Электронная Россия», создание системы «открытое правительство», целью которого является формирование новых для России механизмов взаимодействия экспертного сообщества, структур гражданского общества и органов власти, что обеспечит, в свою очередь, вовлечение в процесс сбора и анализа информации, обсуждения и выработки решений значительного количества людей, представляющих различные точки зрения, интересы и обладающих разным горизонтом планирования, собственно говоря, самого гражданского общества

[10]. Кроме того, благодаря развитию высоких технологий, повышению доступности информации для каждого гражданина нашей страны развиваются «негосударственные» формы проявления деятельности гражданского общества. Примером тому могут служить электронная площадка «Сердитый гражданин»

[11], которая ярко демонстрирует способность гражданского общества самостоятельно взаимодействовать с органами публичной власти, информационная система общего пользова-

ния «Демократор» [5], на базе которой реализуется защита конституционных прав и свобод граждан и др. Безусловно, следует принимать во внимание также тот факт, что развитие этой сферы технологий дало толчок такому понятию, как «оппозиционные движения», хаотичное распространение неправительственных некоммерческих организаций, которые, в свою очередь, своей деятельностью могут наносить вред конституционному строю нашей страны, ее благополучию.

Подводя итоги, мы можем сделать выводы о неразрывной взаимосвязи таких понятий, как «публичное управление», «демократия» и «гражданское общество», ибо все эти категории объединены едиными целями, достижение которых возможно лишь при их совместной реализации. Примерами, подтверждающими взаимосвязь терминов «публичное управление», «гражданское общество» и «демократия», являются постепенное расширение принципов демократии и их реализация в современной России, привлечение граждан к выработке векторов управления государством путем проведения референдумов, организации гражданских форумов и др. Очевидным становится тезис о необходимости для органов государственной власти нашей страны действовать в единстве категорий демократии, гражданского общества и публичного управления, поскольку данная триада составляет, по сути, стратегию и тактику управления государством: демократия как принцип, гражданское общество как реализующий принцип демократии политический субъект, публичное управление как форма реализации политической деятельности. Именно такое сочетание может обеспечить успешное развитие нашего государства, его утверждение на мировой арене как правового, социального, светского, демократического.

литература

1. Батанов А.С. [и др.]. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающий фактор ускорения социально-экономического развития России. М., 2005.

2. Глобальный мир: антикризисные императивы, модернизация, институты: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д., 2013.

3. Демократия [Электронный ресурс] // Центральная научная библиотека. ТЖЬ : Й1р://%'%глг.0ск. ru/teoriya_gosudarstva_i_prava/demokratiya_2.html.

4. Демократия и управление: информ. бюл. ис-след. комитета РАПН по сравнительной политологии (СП-РАПН). 2012. № 2 (14).

5. Демократор.ру: информационная система общего пользования [Электронный ресурс]. URL : http://democrator.ru.

6. Епинина В.С., Кайль Я.Я. Трехуровневая система повышения результативности партиси-пативного механизма // Вестн. Волгогр. гос. унта. Сер. 3: Экономика. Экология. 2013. № 1 (22). С. 56-64.

7. Коноплин Ю.С., Нагаева С.К. Гражданское общество в политическом измерении // Мировая экономика и международные отношения.1995. № 12.

8. Конституция РФ [Электронный ресурс]. URL : http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm.

9. Общероссийский народный фронт [Электронный ресурс]. URL : http://onf.ru.

10. Открытое правительство [Электронный ресурс]. URL : http://xn--80abeamcuufxbhgound0h9cl. xn--p1ai/opengov.

11. Сердитый гражданин [Электронный ресурс]. URL : http://www.angrycitizen.ru.

12. Сивопляс А.В. Культурно-историческое становление понятий государства, гражданского общества и его субъекта как свободной индивидуальности // Изв. Том. политехн. ун-та. 2010. №6 (317). С. 214-218.

13. Сидунова Г.И., Шестак Д.А. Развитие публичного управления в России // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Соц.-экон. науки и искусство. 2012. № 3 (67). С. 116-119.

14. Халипов В.Ф. Власть. Основы кратологии. М., 1995.

15. Чиркин В.Е. Публичная власть. М., 2005.

16. Чиркин В.Е. Публичное управление : учебник. М., 2004.

17. Шмиттер Ф., Линн К.Т. Что есть демократия? [Электронный ресурс] // Новое публичное управление. URL : http://pavroz.ru/schmitter-karl-democracy.

* * *

1. Batanov A.S. [i dr.]. Rol institutov gra-zhdanskogo obschestva i potentsiala chelovecheskoy lichnosti kak vozrastayuschiy faktor uskoreniya sotsialno- ekonomicheskogo razvitiya Rossii. M., 2005.

2. Globalnyiy mir: antikrizisnyie imperativyi,

modernizatsiya, institutyi: materialyi Mezhdunar.

nauch.-prakt. konf. Rostov n/D., 2013.

3. Demokratiya [Elektronnyiy resurs] // Tsentralnaya nauchnaya biblioteka. URL : http:// www.0ck.ru/teoriya_gosudarstva_i_prava/ demokratiya_2.html.

4. Demokratiya i upravlenie: inform. byul. issled. komiteta RAPN po sravnitelnoy politologii (SP-RAPN). 2012. № 2 (14).

5. Demokrator.ru: informatsionnaya sistema

obschego polzovaniya [Elektronnyiy resurs]. URL : http://democrator.ru.

6. Epinina V.S., Kayl Ya.Ya. Trehurovnevaya sistema povyisheniya rezultativnosti partisipativnogo mehanizma // Vestn. Volgogr. gos. un-ta. Ser. 3: Ekonomika. Ekologiya. 2013. № 1 (22). S. 56-64.

7. Konoplin Yu.S., Nagaeva S.K. Grazhdanskoe obschestvo v politicheskom izmerenii // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyie otnosheniya.1995. № 12.

8. Konstitutsiya RF [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm.

9. obscherossiyskiy narodnyiy front [Elektronnyiy resurs]. URL : http://onf.ru.

10. otkryitoe pravitelstvo [Elektronnyiy resurs].

URL : http://xn--80abeamcuufxbhgound0h9cl.xn--

p1ai/opengov.

11. Serdityiy grazhdanin [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www.angrycitizen.ru.

12. Sivoplyas A.V. Kulturno-istoricheskoe stanovlenie ponyatiy gosudarstva, grazhdanskogo obschestva i ego sub'ekta kak svobodnoy individual-nosti // Izv. Tom. politehn. un-ta. 2010. №6 (317).

S. 214-218.

13. Sidunova G.I., Shestak D.A. Razvitie pub-lichnogo upravleniya v Rossii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Sots.-ekon. nauki i iskusstvo. 2012. № 3 (67). S. 116-119.

14. Halipov V.F. Vlast. Osnovyi kratologii. M., 1995.

15. Chirkin V.E. Publichnaya vlast. M., 2005.

16. Chirkin V.E. Publichnoe upravlenie : uchebnik. M., 2004.

17. Shmitter F., Linn K.T. Chto est demokratiya? [Elektronnyiy resurs] // Novoe publichnoe upravlenie. URL : http://pavroz.ru/schmitter-karl-democracy.

About correlation of the notions “democracy”, “public administration” and “civil society” in modern Russia

There is considered the inseparable correlation of such notions as "public administration", "democracy" and "civil society" that provide the development of Russia, its establishment at the world scene as the legal, social, secular, democratic.

Key words: civil society, public administration, democracy.

(Статья поступила в редакцию 14.03.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.