Кусаинова Лаззат Абаевна,
кандидат юридических наук, магистр политологии
О СООТНОШЕНИИ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРИНЦИПОВ МЕРИТОКРАТИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
С момента принятия Закона Республики Казахстан «О государственной службе» в июле 1999 года казахстанская государственная служба превратилась в действенный аппарат профессиональных служащих, призванных обеспечивать эффективное выполнение возложенных на них функций государства. Сформировано так называемое «профессиональное правительство». Государство, возлагая обширный круг полномочий на государственный аппарат, в лице политических и административных государственных служащих, определило четко регламентированный перечень их прав и обязанностей.
Государственные служащие, наряду с законодательством в области государственной службы, в своей деятельности руководствуются и иными законодательными и нормативными правовыми актами. При этом государственные служащие наиболее защищены в соблюдении их конституционных прав, нежели акторы, такие как студенты, пенсионеры, общественные объединения или другие слои населения.
Динамично развивающиеся в условиях современного общества правоотношения требуют систематического внесения различных изменений в действующее законодательство. Вместе с тем, выявляются противоречия норм различных по иерархии правовых актов.
Так, например, рассмотрим соотношение норм Трудового кодекса и законодательства в области государственной службы.
Пунктом 41 Положения о порядке прохождения государственной службы, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 10 марта 2000 года № 357 (далее - Положение), установлено, что в случае изменения структуры управления, переименования должностей, сокращения штата государственного органа
без фактического сокращения численности и (или) существенного изменения условий труда, административные государственные служащие продолжают работу на должностях по новому штатному расписанию, соответствующих (полностью или в значительной части) условиям труда на ранее существовавшей должности.
Понятие существенного изменения условий труда регламентировано Трудовым кодексом Республики Казахстан (далее - ТК).
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 ТК РК работодатель обязан в письменной форме предложить работнику при наличии иную работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы - вакантную нижестоящую должность, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья.
Законодательство в области государственной службы процедуру и условия назначения административного государственного служащего при изменении условий труда, например, в результате реорганизации государственного органа, не регламентирует.
Согласно пункту 2 статьи 15-1 Закона Республики Казахстан «О государственной службе» (далее - Закон), занятие административной государственной должности корпуса «Б» внутри государственного органа осуществляется в порядке перевода. При этом согласно пункту 1 статьи 15-1 Закона, занятие административной государственной должности корпуса «Б» в порядке перевода может быть произведено только при условии согласия административного государственного служащего.
Здесь также следует принимать во внимание, что согласование по назначению в порядке перевода административного государственного
служащего осуществляется уполномоченным государственным органом по делам государственной службы только на основании заявления административного государственного служащего на занятие вакантной должности. То есть при отсутствии письменного согласия (заявления) Службы управления персоналом государственных органов не могут произвести процедуру согласования и впоследствии назначения административного государственного служащего на имеющуюся вакантную государственную должность.
Вместе с тем, и ТК РК установлено, что с работником может быть прекращен трудовой договор только в случае его письменного отказа от продолжения трудовых отношений.
Таким образом, нормы ТК РК ставят условие письменного отказа от предложенной должности, а нормы Закона о государственной службе требуют наличия письменного согласия на занятие предложенной должности. В обоих случаях законодатель требует от работника (государственного служащего) письменного выражения своей позиции. Но вместе с тем, не регламентируется, а что последует в случае, если работник не напишет такой отказ либо не напишет и согласие. Коллизия норм права создает условие для проявления недобросовестности со стороны работника (государственного служащего).
В этой связи возникает необходимость законодательного регламентирования обязательств государственных служащих, в части необходимости письменного выражения (согласие/отказ) о переводе на вакантную административную государственную должность. В противном случае, их действия должны расцениваться как основание для прекращения государственной службы.
Необходимость разрешения данного вопроса также обусловлена и тем, что у государственных органов отсутствует какой-либо механизм по принуждению к волеизъявлению той или иной позиции государственным служащим. При этом ни законодательство о государственной службе, ни ТК РК не содержат оснований по отстранению таких государственных служащих от работы.
Статья 50 ТК РК имеет исчерпывающий перечень оснований по отстранению от работы. Полагаем, что следует рассмотреть возможность дополнения данной статьи нормой следующего содержания: «Работодатель имеет право отстранить от работы работника, не выразившего письменного согласия либо письменного отказа на занятие предложенной
вакантной (административной государственной) должности». Полагаем, данная норма будет иметь свой эффект, так как пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что на период отстранения от работы работнику не сохраняется заработная плата и не выплачивается за счет работодателя пособие по временной нетрудоспособности.
Также предлагается дополнить абзац второй пункта 41 нормой в следующей редакции: «В этом случае занятие административных государственных должностей корпуса «Б», осуществляется в порядке перевода административных государственных служащих по новому штатному расписанию, соответствующих (полностью или в значительной части) условиям труда на ранее существовавшей должности.
В случае письменного отказа административного государственного служащего от предложенной вакантной административной государственной должности по новому штатному расписанию, он подлежит увольнению.
В случае непредставления административным государственным служащим письменного согласия или письменного отказа о переводе на предложенную вакантную административную государственную должность, государственный орган по согласованию с уполномоченным органом по делам государственной службы или его территориальным подразделением принимает решение о прекращении им государственной службы. На данный период административный государственный служащий подлежит отстранению от работы.
На период отстранения от работы административному государственному служащему не сохраняется заработная плата и не выплачивается пособие по временной нетрудоспособности».
Кроме того, является необходимой потребностью развитие солидарной ответственности сторон в процессе подготовки и переподготовки государственных служащих, обучающихся за счет средств государственного бюджета. Предлагаемые меры обусловлены тем, что реализация права государственных служащих на переподготовку и повышение квалификации осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, за ними сохраняется место работы (должность), а также предусмотрено условие об отработке на государственной службе. Полагаем, что принцип солидарной ответственности (государственный орган - слушатель - учебное заведение)
способствует обеспечению качественного образовательного процесса на всех стадиях обучения, а также послужит действенным механизмом, повышающим качественное содержание административных государственных служащих.
Исходя из развития принципов меритокра-тии, пунктом 30 Положения о порядке прохождения государственной службы предусмотрено назначение выпускников Национальной школы государственной политики Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан (далее - НШГП) на вакантную вышестоящую административную государственную должность корпуса «Б» в государственном органе.
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 7 марта 2013 года №523 «Реестр должностей государственных служащих», к должностям корпуса «Б» группы категории «С» отнесены центральные исполнительные органы, а к должностям категории С-1 отнесены должности заместителей председателей комитетов, директора департаментов центральных исполнительных органов.
В этой связи, наблюдается некорректность в отношении правового положения лиц, направленных на обучение в НШГП с должностей заместителей председателя комитета, директоров департамента центрального исполнительного органа, так как в имеющейся иерархии должностей вышестоящими для них должностями являются должности, входящие в корпус «А».
Принимая во внимание поставленные Главой государства задачи о необходимости подготовки профессиональных политических служащих, решением данной задачи призвана заниматься НШГП, а в настоящее время и ОАО «Назарбаев университет». В этой связи корректным решением может стать внесение изменений в указанный пункт Положения.
Развитие принципов правового государства в последние годы отчасти приводит к либерализации норм, связанных с обеспечением
конституционных прав граждан. В частности, при рассмотрении заявлений, обращений и жалоб заявителей, обеспечивая права граждан, государственными органами, как правило, не принимаются во внимание несоблюдение заявителями законодательно установленных обязанностей. Таким образом, происходит нарушение баланса правомочий сторон. Сложившаяся в последние годы практика неукоснительности соблюдения прав граждан порождает новый социальный слой населения - профессиональных жалобщиков. Профессиональные жалобщики - это люди, имеющие высокий уровень образованности, но не высокие морально-этические нормы, преследующие личные, нередко корыстные интересы. При этом профессиональные жалобщики, используя государственные механизмы воздействия, оказывают давление на принятие выгодного для них решения. В число профессиональных жалобщиков, как правило, попадают лица, имеющие субъективное отношение к происходящим процессам, в той или иной мере нарушающие личные интересы заявителя, либо не удовлетворенные принятыми должностными лицами, государственными и правоохранительными органами решениями. Полученные навыки в результате многолетних переписок с различными государственными органами и инстанциями становятся своего рода образом жизни данной категории людей.
Не оспаривая конституционных прав граждан на обращение, вместе с тем, следует более внимательно изучить законодательное регламентирование процессов рассмотрения жалоб граждан, с учетом соблюдения ими установленных законом обязанностей, выработки этапов принятия по их жалобам исчерпывающих решений, и регламентирования их ответственности, в случае установления злоупотреблением конституционным правом.
Предложения по консолидации норм законодательства в области государственной службы и Трудового кодекса выносятся для обсуждения в рамках усиления принципа меритократии на государственной службе.
Заманауи цогам жагдайында cepniudi mYpde дамып келе жатцан цуцыцтыц цатынастар цолданыстагы зацнамага ЖYйeлi mYpde взгepicтep emi3ydi цажет emedi.
Осы мацалада Ецбек кодекс мен Цазацстан Республикасыныц мемлекеттт цызмет саласындагы зацнама нормаларыныц mзжipибeлiк цолданысы царастырылады.
Ецбек шарттары eлeулi турде взгерген жагдайда Ецбек кодекстде цызмemкepлepдi ауыстыру жэне тагайындау мeханизмдepi царастырылган. Алайда, аталган механизмдер мемлекеттт цызмет саласындагы зацнамада толыццанды жузеге аспайды. Бул вз кезегтде цуцыц цагидаларын цолдануда цайшылыц тудырады.
Автор мeмлeкemmiк цызмет саласындагы зацнама мен Ецбек кодекс нормаларын шогырландыру бойынша усыныстар жасаган.
Ty^h свздер: цуцыцты асыра пайдалану, меритократия, мемлекеттж цызмет, ецбек шарттарыныц взгepуi, кэЫби шагымданушы.
Динамично развивающиеся в условиях современного общества правоотношения требуют систематического внесения изменений в действующее законодательство.
В настоящей статье рассматривается практическое применение норм трудового кодекса и законодательства в области государственной службы Республики Казахстан.
Трудовым законодательством установлены механизмы назначения и перемещения работников в случае существенных изменений условий труда. Однако данные механизмы не достаточно имплементированы в законодательстве в области государственной службы. В свою очередь это порождает коллизии в применении норм права.
Автором выработаны предложения по консолидации норм законодательства в области государственной службы и Трудового кодекса.
Ключевые слова: злоупотребление правом, меритократия, государственная служба, изменение условий труда, профессиональный жалобщик.
Dynamic in contemporary society relationship requires systematic changes in the current legislation .
This article discusses the practical application of labor law and legislation in the public service of the Republic of Kazakhstan.
Labor legislation establishes mechanisms destination and movement of workers in the event of significant changes in working conditions. However, these mechanisms are not sufficiently implemented in legislation in the field of public service. In turn, this creates a conflict in the application of the law.
The author has developed proposals for the consolidation of the legislation in the field of Public Service and Labour Code.
Keywords: abuse of rights, meritocracy, public service, changing working conditions, professional plaintiff.
Лэззат Абайкызы ^сайынова,
з.г.к., саясаттану магис^
Мемлекеттж кызметте зацнама к^идалары мен меритократия к^идаттарыныц аракатынасы туралы
Кусаинова Лаззат Абаевна,
к.ю.н., магистр политологии
О соотношении норм законодательства и принципов меритократии на государственной службе
Kusainova Lazzat Abayevna,
c.j.s.master of political science
On the relation between legal norms and principles of meritocracy in the civil service