Научная статья на тему 'О СООТНОШЕНИИ ЛЕСНОГО И ФАУНИСТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ'

О СООТНОШЕНИИ ЛЕСНОГО И ФАУНИСТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
использование лесов / лесное хозяйство / охотничье хозяйство / охотничьи ресурсы / рациональное природопользование. / use of the woods / forestry / hunting economy / hunting resources / rational environmental management

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. Н. Устинова

статья посвящена исследованию проблемы соотношения некоторых норм фаунистического и лесного законодательства при использовании лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Цель статьи – анализ состояния и перспектив развития законодательного регулирования использования охотничьих ресурсов на землях лесного фонда. Методологическую основу исследования составляют общенаучный и специальные методы познания, среди которых эколого-юридический метод, метод анализа и прогнозирования. Автором рассмотрено соотношение таких понятий, как лесное хозяйство и охотничье хозяйство, установлены направления, согласно которым осуществляется сотрудничество между специально уполномоченными органами в лесной и охотхозяйственной сферах, раскрыты некоторые аспекты современной природоресурсной политики РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the ratio of forest and faunal legislation on the use of the territory

the article is devoted to the study of the problem of the correlation of some norms of faunal and forest legislation in the use of forests for hunting activities. The purpose of the study is the state and prospects for the development of legislative regulation of the use of hunting resources on the lands of the forest fund. The methodological basis is made up of general scientific and special methods of cognition, including environmental-legal, analysis and forecasting methods. The relationship of such concepts as forestry and hunting is considered. Directions have been established according to which cooperation is carried out between specially authorized bodies in the forest and hunting sectors. Some aspects of the modern natural resource policy of the Russian Federation are disclosed.

Текст научной работы на тему «О СООТНОШЕНИИ ЛЕСНОГО И ФАУНИСТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ»

№ 426 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. -№ 20, ст. 2535; 2019. - № 14 ч. 1, ст. 1515.

17. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2019 году. - М., 2020. - С. 91-92.

18. URL: https://rosreestr.gov.ru/site/activity/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovami-zemel-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 25.02.2021).

А.Н. Устинова, A.N. Ustinova,

старший преподаватель кафедры Senior lecturer at the Department

земельного и экологического права ofLand and Environmental Law,

Саратовской государственной Saratov State Law Academy,

юридической академии andriyanova.aniuta@yandex.ru О

о

DOI: §

О СООТНОШЕНИИ ЛЕСНОГО §

И ФАУНИСТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА §

ПО ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ а ¡3

Ои

о

Аннотация: статья посвящена исследованию проблемы соотношения некото- § а

рых норм фаунистического и лесного законодательства при использовании лесов для о |

осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Цель статьи О "

- анализ состояния и перспектив развития законодательного регулирования исполь- § §

зования охотничьих ресурсов на землях лесного фонда. Методологическую основу § £

исследования составляют общенаучный и специальные методы познания, среди § О

которых эколого-юридический метод, метод анализа и прогнозирования. g и

Автором рассмотрено соотношение таких понятий, как лесное хозяйство Я §

и охотничье хозяйство, установлены направления, согласно которым осуществляется § §

сотрудничество между специально уполномоченными органами в лесной и охотхо- ? §

зяйственной сферах, раскрыты некоторые аспекты современной природоресурсной § О

политики РФ. и 3

s о

Ключевые слова: использование лесов, лесное хозяйство, охотничье хозяйство, охотничьи ресурсы, рациональное природопользование.

А.

On the ratio of forest and faunal legislation А

on the use of the territory О

§

Abstract: the article is devoted to the study of the problem of the correlation of some о norms of faunal and forest legislation in the use of forests for hunting activities. The purpose а of the study is the state and prospects for the development of legislative regulation of the use of hunting resources on the lands of the forest fund. The methodological basis is made up of general scientific and special methods of cognition, including environmental-legal,

analysis and forecasting methods. The relationship of such concepts as forestry and hunting is considered. Directions have been established according to which cooperation is carried out between specially authorized bodies in the forest and hunting sectors. Some aspects of the modern natural resource policy of the Russian Federation are disclosed.

Keywords: use of the woods, forestry, hunting economy, hunting resources, rational environmental management.

В последние десятилетия проблема рационального природопользования, в том числе использования лесных и фауни-стических ресурсов, поднимается и рассматривается не только как требующая немедленного решения для возобновления количества природных ресурсов и улучшения их качественного состояния, но и как фактор угрозы экологической безопасности РФ. Это делает более острым вопрос охраны и защиты лесов, а также сохранения биологического разнообразия. Именно в таком аспекте функцио-g нирования лесного и охотничьего хозяйства необходим непрерывный государственный надзор и принятие соответствующих госу-0; дарственных программ, т.к. исследуемая сфера отношений требует оЗ значительных вложений, но не на всех этапах развития приносит § желаемый доход. Все изложенное определяет актуальность изуче-g ния отдельных аспектов природопользования на предоставленных для этого территориях.

Охотничье хозяйство - важный вид хозяйственной деятельности, § до настоящего времени поставляющей продукцию охоты и одновре-g менно направленной на рациональное использование охотничьих ре-§ сурсов. Для многих субъектов РФ оно является неотъемлемой частью

комплексного использования территории. о- Актуализированное управление и ведение охотничьего хозяй-§ ства основывается на Стратегии развития охотничьего хозяйства О в Российской Федерации до 2030 года, основными принципами g реализации которой можно назвать: а) обеспечение неотъемлемых С прав человека на благоприятную окружающую среду; б) соблюдение паритетных начал при определении соотношения экономических, 26 экологических и социальных интересов общества и государства [1].

Для лесной отрасли современным документом управленческого ха-CV рактера выступает Стратегия развития лесного комплекса Российской ® Федерации до 2030 года (окончательный период действия которой совпадает), новая редакция которой по сравнению с ее прототипом образца 2018 г. была доработана с учетом новых национальных целей развития России. Среди них немаловажная роль отводится созданию комфортной и безопасной среды, а лес в этом процессе - важнейшая составляющая.

Лесное законодательство относит виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства к одному из видов использования лесов, как юридическими лицами, так и гражданами (до 1 января 2010 г. данный вид лесопользования именовался «ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты»; с указанной даты эти мероприятия по сути были объединены термином «осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства»). Допускается пользование на договорных основаниях (охотхозяйственные соглашения), которые регулируются фаунистическим законодательством, в том числе Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об охоте») [2], и на основе договоров аренды лесных участков, регулируемых лесным законодательством, в том числе о Лесным кодексом РФ [3]. о

Срок договора аренды лесного участка, находящегося в госу- 2 дарственной или муниципальной собственности, установлен ст. 72 | ЛК РФ, п. 3 которой отсылает к ст. 36 названного Кодекса, в соот- | ветствии с которой срок договора аренды не может превышать срока ^ охотхозяйственного соглашения, а именно от 20 до 49 лет (п. 1 ст. 27 о Закона об охоте). о 3

Лесные участки, предоставляемые для осуществления видов де- о ^ ятельности в сфере охотничьего хозяйства, признаются охотничьими О Ц угодьями. «Общедоступные охотничьи угодья составляют почти по- 3 о ловину (46 %) охотничьих угодий в Российской Федерации и явля- | | ются государственным резервным фондом охотничьих угодий» [1]. | О «В общедоступных охотничьих угодьях граждане используют лесные <■> 3 участки без их предоставления в соответствии со ст. 11 Лесного ко- | ^ декса РФ» [3]. О О

Правила использования лесов для осуществления видов дея- 1| тельности в сфере охотничьего хозяйства устанавливаются законом д £ субъекта РФ. Такие законы, принятые преимущественно были при- | 3 няты в субъектах в 2000-е гг. однако на данный момент почти все признаны утратившими силу (например, Закон Саратовской области от 11 сентября 2007 г. № 168-ЗСО «О правилах использования лесов а для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяй- г ства на территории Саратовской области»; Закон Пензенской области £ от 22 февраля 2007 г. № 1226-ЗПО «О некоторых вопросах, связанных | с реализацией в Пензенской области отдельных положений Лесного § кодекса Российской Федерации»; др.) Параметры осуществления охоты (именно процесс, включая и лесные участки как конкретное место ее проведения) утверждаются высшим должностным лицом

этого субъекта (например, Постановление Губернатора Саратовской области от 8 сентября 2017 г. № 245 (в ред. от 19.03.2021) «Об утверждении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях Саратовской области»; Постановление Губернатора Пензенской области от 20 февраля 2013 г. № 41 (в ред. от 15.12.2020) «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты на территории Пензенской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения»; др.).

ФЗ «Об охоте» устанавливает, что охотничье хозяйство - это сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания. В большинстве случаев средой обитания для охотничьих ресурсов выступает лес. Именно поэтому отношения в сфере осуществления охотничьего хозяйства регулируются не Р) только фаунистическим законодательством, а подпадают и под сферу ^ действия лесного законодательства, и соответственно могут характе-0; ризоваться как лесные.

§ С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Правительства § РФ от 28 июля 2020 г. № 1132, согласно которому признаны утратив-^ шими силу более 80 актов лесного законодательства, среди которых ^ Правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, Правила ле-55 соразведения и лесовосстановления, Правила ухода за лесами и т.д. § Однако в этом перечне нет Приказа Минприроды России от 12 декабря 2017 г. № 661 (в ред. от 29.10.2020) «Об утверждении Правил с- использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере ^ охотничьего хозяйства и Перечня случаев использования лесов для ц- осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без § предоставления лесных участков», кроме того, на названный Приказ О не распространяется и требование об отмене с 1 января 2021 года, ^ установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ С «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 206-ФЗ «О внесении 28 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осу-(V ществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» [4] ® был несколько изменен порядок использования лесных и земельных ^ участков для нужд охотничьего хозяйства. Так, было установлено, что: а) земли обороны и безопасности, временно не используемые по целевому назначению, с согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут включаться в границы охотничьих угодий; б) использование лесов без предоставления лесных

участков допускается, если осуществление указанных охотничьих видов деятельности не влечет за собой проведения рубок лесных насаждений или создания объектов охотничьей инфраструктуры; в) на лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, являющихся временными постройками, в том числе ограждений; г) к охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, другие временные постройки, сооружения, объекты благоустройства, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Охотничье и лесное хозяйства на протяжении всей своей истории ° развивались в России на условиях сотрудничества. Федеральное § агентство лесного хозяйства и Министерство природных ресурсов о и экологии РФ и теперь совместно осуществляют целый ряд биотех- £ нических мероприятий. Общие функции и полномочия указанных в государственных органов следует научно обосновывать, опираясь § на критерии как естественного, так и правового характера. Среди ¡0 таких общих точек соприкосновения можно обозначить следующие. ° в Во-первых, все компоненты природной среды, сосредоточенные § § в границах лесных участков, используемых в качестве охотничьих уго- § 1 дий, зачастую находятся не в должном природном равновесии, а в со- 8 3 стоянии «конфликта», поэтому от лиц, ведущих лесное и охотничье § о хозяйство требуется высокий уровень профессионализма в решении 0 0 сложных взаимоотношений леса и охотничьей фауны (например, ре- | о зультатом истребления крупных хищников стало резкое увеличение в | популяции оленя, что в свою очередь привело к уничтожению ценных Ц § лесных культур и подроста естественного происхождения на значи- § § тельных по площади территориях). 1 д

Во-вторых, необходима координация мероприятий, проводимых 8 в в рамках ведения охотничьего хозяйства, и видов хозяйственной 29 и иной деятельности, осуществляемой в рамках ведения лесного хозяйства. Речь в данном случае идет не только о проведении рубок д. главного пользования, но и о других лесохозяйственных меропри- § ятиях, которые могут существенным образом повлиять на условия | обитания охотничьих ресурсов (например, осушение заболоченных § площадей приводит к изменению ареала обитания некоторых видов птиц; сенокошение и выпас скота в лесу означает потерю части кормовой базы для некоторых видов травоядных диких зверей).

В-третьих, лесные охотничьи угодья характеризуются особой ролью для развития охотничьего хозяйства, так как увеличивают общую биологическую продуктивность лесных биогеоценозов. Представители соответствующих государственных структур должны охранять не только лесные, но и фаунистические ресурсы, а также должны принимать меры по недопущению факторов, наносящих вред охотничьему хозяйству.

Рациональность и экономность потребления природных ресурсов должны в будущем должны стать неотъемлемым элементом их охраны. Необходимость сочетания экологии и экономики предполагает рациональность и эффективность природопользования в интересах формирования и функционирования социального государства, ставящего своими конституционными задачами обеспечение достойной жизни ЗС человека, благоприятные условия проживания граждан Российской § Федерации. Решение этих и других вопросов, касающихся использова-

^ ния лесных участков, в том числе и для ведения охотничьего хозяйства ос

^ и осуществления охоты на арендных условиях, рационального и эко-

§ номически эффективного использования лесных охотничьих угодий,

® во многом будет зависеть как от профессиональной инженерной под-^ готовки кадров (инженерной и охотоведческой), так и от повышения правовой культуры и грамотности специалистов и населения в целом. ^ Принимаемые государством меры должны навести порядок в лесном § и охотничьем хозяйстве и сделать природопользование максимально ^ бережным и прозрачным.

с5

Список литературы:

^ 1. Об утверждении Стратегии развития охотничьего хозяйства

в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение

О

GQ Правительства РФ от 03.07.2014 N° 1216-р. URL: http://www.consultant.ru (дата S обращения: 02.05.2021).

2. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный 30 ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ - URL: http://www.

consultant.ru (дата обращения: 02.05.2021). (у 3. Лесной кодекс РФ [Электронный ресурс]: Федеральный закон

О от 04.12.2006 № 200-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: ^ 02.05.2021).

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23.06.2016 № 206-ФЗ - URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 02.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.