Научная статья на тему 'Особенности производственного охотничьего контроля в России и принципы его развития'

Особенности производственного охотничьего контроля в России и принципы его развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХОТА / СОХРАНЕНИЕ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ / ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОХОТПОЛЬЗОВАТЕЛИ / HUNTING / PRESERVATION OF GAME RESOURCES / HUNTING GROUND / ENVIRONMENTAL CONTROL / RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES / LONG-TERM HUNTING PROVIDERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гребнев И. А., Андреев М. Н.

В статье анализируется ряд основных положений производственного охотничьего контроля как правовой меры обеспечения охраны и рационального использования охотничьих ресурсов и среды их обитания. Работа проводилась на основе системного подхода с использованием комплексного и исторического методов, формальнологического анализа, методов классификации, аналогии, правового моделирования и юридического толкования. Приводится классификация охотничьего контроля и показано, что охотничий контроль представляет собой отдельное направление экологического контроля, а производственный охотничий контроль является видом негосударственного охотничьего контроля. Показана историческая обусловленность и причины внедрения института производственного охотничьего контроля в современную природоохранную практику России. Предлагается определение понятия «производственный охотничий контроль». Рассмотрена специфика производственного охотничьего контроля. Отмечено, что в числе его особенностей направленность на обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования охотничьих ресурсов путем выявления, предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов; наделение охотпользователей государственно-властными полномочиями, свойственными органам государственного охотничьего надзора; смешанный, внешний и внутрихозяйственный характер, предполагающий возможность осуществления как в отношении независимых от охотпользователя граждан и организаций, так и в отношении работников и структурных подразделений долгосрочных охотпользователей. Определены принципы развития производственного охотничьего контроля, показана необходимость их специального нормативного закрепления в законодательстве об охоте и сохранении охотничьих ресурсов. Предложенная система принципов может стать основой для решения научных и практических задач производственного охотничьего контроля, обеспечения системности и стабильности правового регулирования в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гребнев И. А., Андреев М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of industrial hunting control in Russia and principles of its development

The article analyzes a number of the main aspects of industrial hunting control as a legal measure for providing protection and rational use of game resources and their habitats. The study was carried out on the basis of systemic approach using complex and historic methods, formal and logistic analyses, methods of classification, analogue, law simulation and legal interpretation. The article gives the classification of hunting control as a separate direction of environmental control and presents industrial hunting control as a kind of non-state hunting management. Historic conditions and reasons for introduction of industrial hunting control into the system of environment protection in Russia are shown. The definition of the concept « industrial hunting control» is proposed and specific features of this process are pointed out. One of these features is the focus on the conservation, reproduction and rational use of game resources through detecting, preventing and restraint of violation of regulatory requirements of hunting and game resources conservation law. The next specific is giving authoritative powers characteristic of state hunting supervision bodies to hunting providers. Industrial hunting control also features mixed, external and internal nature that means the ability of its implementation with regard to both individuals and organizations irrespective of hunting providers and workers and subdivisions of long-term hunting providers. The principles of industrial hunting control development have been outlined and current need for their special legitimization in the law of hunting and game resources conservation is shown. The proposed system of principles can become the basis for solving scientific and practical problems of industrial hunting control, ensuring consistency and stability of legal regulation in this area.

Текст научной работы на тему «Особенности производственного охотничьего контроля в России и принципы его развития»

ОХОТОВЕДЕНИЕ/GAME MANAGEMENT

https://doi.org/10.30766/2072-9081.2019.20.2.163-171 УДК 639.1:349.6: 342.951

Особенности производственного охотничьего контроля в России и принципы его развития

© 2019. И.А. Гребнев123, М.Н. Андреев4

1ФГБОУ ВО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», г. Киров, Российская Федерация,

2ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Российская Федерация, 3АНО «Институт природоресурсного и экологического права», г. Киров, Российская Федерация,

Министерство лесного хозяйства Кировской области, г. Киров, Российская Федерация

В статье анализируется ряд основных положений производственного охотничьего контроля как правовой меры обеспечения охраны и рационального использования охотничьих ресурсов и среды их обитания. Работа проводилась на основе системного подхода с использованием комплексного и исторического методов, формальнологического анализа, методов классификации, аналогии, правового моделирования и юридического толкования. Приводится классификация охотничьего контроля и показано, что охотничий контроль представляет собой отдельное направление экологического контроля, а производственный охотничий контроль является видом негосударственного охотничьего контроля. Показана историческая обусловленность и причины внедрения института производственного охотничьего контроля в современную природоохранную практику России. Предлагается определение понятия «производственный охотничий контроль». Рассмотрена специфика производственного охотничьего контроля. Отмечено, что в числе его особенностей - направленность на обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования охотничьих ресурсов путем выявления, предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов; наделение охотпользователей государственно-властными полномочиями, свойственными органам государственного охотничьего надзора; смешанный, внешний и внутрихозяйственный характер, предполагающий возможность осуществления как в отношении независимых от охотпользователя граждан и организаций, так и в отношении работников и структурных подразделений долгосрочных охотпользователей. Определены принципы развития производственного охотничьего контроля, показана необходимость их специального нормативного закрепления в законодательстве об охоте и сохранении охотничьих ресурсов. Предложенная система принципов может стать основой для решения научных и практических задач производственного охотничьего контроля, обеспечения системности и стабильности правового регулирования в данной сфере.

Ключевые слова: охота, сохранение охотничьих ресурсов, охотничье хозяйство, экологический контроль, рациональное природопользование, долгосрочные охотпользователи

Для цитирования: Гребнев И.А., Андреев М.Н. Особенности производственного охотничьего контроля в России и принципы его развития. Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2019;20(2): 163-171. https://doi.org/10.30766/2072-9081.2019.20.2.163-171.

Благодарности: Авторы заявляют об отсутствии финансирования.

Features of industrial hunting control in Russia and principles of its development

© 2019. Ivan A. Grebnev123, Mikhail N. Andreev4

1Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vyatka State Agricultural Academy», Kirov, Russian Federation,

2Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vyatka State University», Kirov, Russian Federation,

3Institute of natural resources and environmental law, Kirov, Russian Federation, 4Ministry of forestry of the Kirov region, Kirov, Russian Federation

The article analyzes a number of the main aspects of industrial hunting control as a legal measure for providing protection and rational use of game resources and their habitats. The study was carried out on the basis of systemic approach using complex and historic methods, formal and logistic analyses, methods of classification, analogue, law simulation and legal interpretation. The article gives the classification of hunting control as a separate direction of environmental control and presents industrial hunting control as a kind of non-state hunting management. Historic conditions and reasons for introduction of industrial hunting control into the system of environment protection in Russia are shown. The definition

of the concept « industrial hunting control» is proposed and specific features of this process are pointed out. One of these features is the focus on the conservation, reproduction and rational use of game resources through detecting, preventing and restraint of violation of regulatory requirements of hunting and game resources conservation law. The next specific is giving authoritative powers characteristic of state hunting supervision bodies to hunting providers. Industrial hunting control also features mixed, external and internal nature that means the ability of its implementation with regard to both individuals and organizations irrespective of hunting providers and workers and subdivisions of long-term hunting providers. The principles of industrial hunting control development have been outlined and current need for their special legitimization in the law of hunting and game resources conservation is shown. The proposed system ofprinciples can become the basis for solving scientific and practical problems of industrial hunting control, ensuring consistency and stability of legal regulation in this area.

Key words: hunting, preservation of game resources, hunting ground, environmental control, rational use of natural resources, long-term hunting providers

For citation: Grebnev I.A., Andreev M.N. Features and principles of production hunting control. Agrarnaya nauka Evro-Se-vero-Vostoka = Agricultural Science Euro-North-East. 2019;20(2):163-171. (In Russ.). https://doi.org/10.30766/2072-9081. 2019.20.2.163-171.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р1, исходит из того, что сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.

Важнейшим способом решения указанных задач является экологический контроль, в широком смысле понимаемый как осуществляемая уполномоченными субъектами система мероприятий по охране, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов (предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства, обеспечение соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования).

В 2009 году Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 в практику охотничьего природопользования введен новый вид контрольной деятельности - производственный охотничий контроль. Это стало ответом государства на общественную потребность в усилении охраны охотничьих ресурсов и обеспе-

чении их рационального использования силами хозяйствующих субъектов, осуществляющих пользование объектами животного мира. Наделив долгосрочных охотпользователей правомочиями по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений охотничьего законодательства, государство фактически восстановило часть прав по охране охотничьих животных и угодий, которыми они располагали ранее до вступления в силу в 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях3. О природоохранной роли охотничьих хозяйств в этот период можно судить по таким цифрам: до 2002 г. на территории Российской Федерации штатными работниками охотпользователей ежегодно вскрывалось 7,5-8,5 тыс. нарушений охотничьего законодательства, что вместе с деятельностью общественной инспекции, выявлявшей 2,5-3,0 тыс. нарушений в год, составляло пятую часть всех правонарушений в сфере охоты4. Поэтому нормативное закрепление соответствующих прав охотпользователей, формирование правового механизма производственного охотничьего контроля стало важным этапом совершенствования деятельности по охране охотничьих животных и охотничьих угодий в современных условиях.

Возникновение производственного охотничьего контроля как нового для современной России правового и хозяйственного явления требует научного анализа теоретических и практических вопросов его осуществления.

1Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации». "Собрание законодательства РФ", 09.09.2002, № 36, ст. 3510; "Российская газета", № 176, 18.09.2002.

2Федеральный закон от 24 июля 2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 30.03.2018) // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735; «Российская газета». 2009. № 137.

3Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. "Российская газета", № 256, 31.12.2001; "Парламентская газета", № 2-5, 05.01.2002; "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

4Андреев М.Н., Краев Н.В., Краева В.Н. Производственный охотничий контроль: Научно-методическое пособие. СПб.: Изд-во «Лань», 2016. 336 с.

Это тем более важно, поскольку формирование и внедрение механизма производственного охотничьего контроля в современное законодательство и практическую деятельность проходило без очевидного участия охотоведческой науки и охотничьей общественности.

С учетом изложенного, цель исследования состояла в рассмотрении основополагающих начал: особенностей и принципов производственного охотничьего контроля для развития теоретических взглядов на охотничий и экологический контроль, создания правовых и организационных условий повышения эффективности деятельности охотничьих хозяйств по сохранению, воспроизводству и рациональному использованию охотничьих ресурсов.

Задачи исследования состояли в установлении места производственного охотничьего контроля в системе экологического контроля, рассмотрении его специфики, разработке системы принципов производственного охотничьего контроля и их характеристике, решении вопроса о необходимости нормативного закрепления предложенных принципов.

Материал и методы. В процессе исследования анализировались литературные источники, действующее законодательство и практический опыт осуществления экологического и охотничьего контроля, в том числе федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира, федерального государственного охотничьего надзора, производственного охотничьего контроля.

Работа проводилась на основе системного подхода с использованием комплексного и исторического методов, формально-логического анализа, методов классификации, аналогии, правового моделирования и юридического толкования.

Результаты и их обсуждение. В настоящее время государственная политика в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов находится в процессе формирования и совершенствования [1, 2, 3], сопровождающаяся переосмыслением её целей, задач и механизмов осуществления, восприятием потребностей практики охотпользования, опыта, накопленного в других сферах деятельности, приданием им нормативного характера и обеспечением реализации посредством права [4, 5, 6]. Одним из результатов развития государственной политики в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов в современных условиях является введение в современное

законодательство положений о производственном охотничьем контроле.

Появление в охотничьем законодательстве производственного охотничьего контроля, как правовой меры обеспечения охраны и рационального использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, обусловлено несколькими причинами, характерными для современного периода развития охоты и охотничьего хозяйства. В их числе:

- увеличение рисков истощения биоразнообразия и устойчивого существования охотничьих ресурсов вследствие неоднократного реформирования государственного управления охраной и использованием животного мира и вызванного этим существенного ослабления государственного охотничьего надзора, снижением природоохранной эффективности государственного управления рассматриваемой сферы в целом;

- ослабление административно-правового механизма охраны животного мира и упразднение норм законодательства, наделявших работников охотничьих хозяйств полномочиями по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений правил охоты;

- ухудшение финансирования специально уполномоченных в области охраны и использования животного мира и среды его обитания государственных органов, наделения их полномочиями, не обеспеченными денежными ресурсами, необходимыми для их реализации;

- снижение уровня охотничьей культуры у значительной части охотничьего населения, усиление тенденции потребительского отношения к использованию природных ресурсов, стимулируемого развитием рыночных отношений в сфере природопользования;

- обеспокоенность ученых, специалистов по охране и использованию животного мира, общественности складывающейся в данной сфере ситуацией.

В результате действия указанных факторов сформировалась и поддерживается социальная потребность в изменении сложившейся в охотпользовании ситуации, характеризующейся существенным ослаблением контроля над охраной и использованием охотничьих ресурсов, сохранением и развитием возможностей их нерационального, истощительного использования.

В числе мер по её преодолению специалисты охотничьего хозяйства, общественные организации и охотники указывают на необходимость наделения работников юридических лиц и индивидуальных предпринимате-

лей, осуществляющих пользование охотничьими ресурсами, полномочиями, позволяющими осуществлять их охрану от нарушителей правил охоты и составлять протоколы об административных правонарушениях.

Отсутствие указанных полномочий в законодательстве об административных правонарушениях, наряду с ослаблением государственного охотничьего надзора и отсутствием юридических механизмов, допускающих самостоятельную деятельность общественных охотничьих инспекторов, является одной из причин ухудшения охраны животного мира на территории Российской Федерации, возникновения критической ситуации в управлении популяциями отдельных видов охотничьих ресурсов.

Рассматриваемая проблема отражает одно из противоречий, характерных для современного периода развития охоты и охотничьего хозяйства. Оно выражается в реализации в процессе государственного управления моделей конфликтной государственной политики, проявляющейся в противопоставлении специально уполномоченных органов государственного управления негосударственным организациям, осуществляющим деятельность по охране и использованию животного мира, непосредственно не связанным с государственным управлением, научным организациям, специалистам охотничьего хозяйства, а также отраслевому гражданскому сообществу.

В течение ряда лет данный вопрос обострялся и стал непосредственно влиять на общественную оценку природоохранной эффективности деятельности не только исполнительной, но и представительной власти. Для её решения законодателем был использован за-

крепленный в экологическом праве механизм производственного контроля в области охраны окружающей среды. Поэтому уже в первую редакцию Федерального закона об охоте и сохранении охотничьих ресурсов законодателем было включено положение о производственном охотничьем контроле. В дальнейшем оно получило развитие, и к настоящему времени деятельность по осуществлению производственного охотничьего контроля оформилась в самостоятельную группу взаимосвязанных между собой юридических норм, определяющих права и обязанности государственных органов и охотничьих хозяйств в области контроля над соблюдением законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов.

Анализ сущности и содержания экологического и охотничьего контроля показывает, что их основной функцией является экологическая. Особенность реализации экологической функции применительно к экологическому и охотничьему контролю состоит в том, что критерием оценки хозяйственной и иной деятельности при проведении соответствующих мероприятий является соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Исходя из широкого понимания экологического контроля как деятельности, направленной на обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов специальными методами, и представлений о системообразующем характере природоохранной направленности охотничьего контроля, предложена следующая классификация экологического и охотничьего контроля (рис.).

Рис. Структура охотничьего контроля / Fig. Hunting control structure

Как показано на рисунке, производственный охотничий контроль является одним из направлений экологического контроля и видом негосударственного охотничьего контроля.

К настоящему времени в охотничьем законодательстве вопросы осуществления производственного охотничьего контроля прямо и косвенно регулируются более чем 9 нормативными правовыми актами. Их анализ и сравнение с законодательными актами, регламентирующими другие виды производственного экологического контроля, позволяет охарактеризовать специфику производственного охотничьего контроля. В рамках данного исследования можно указать на следующие его особенности:

- направленность производственного охотничьего контроля на обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования охотничьих ресурсов путем выявления, предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов. Это особенность, с одной стороны, отражает обособленный предмет производственного охотничьего контроля и охотничьего контроля в целом, а, с другой стороны, является основанием для его отнесения к сфере экологического контроля;

- долгосрочные охотпользователи и их работники, осуществляющие производственный охотничий контроль, наделены государственно-властными правомочиями, которыми также обладают органы государственного охотничьего надзора и уполномоченные на его осуществление должностные лица. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие иные виды производственного экологического контроля, такими правомочиями не обладают;

- производственный охотничий контроль имеет смешанный, внешний и внутрихозяйственный характер и может осуществляться как в отношении независимых от охотпользо-вателя граждан и организаций, так и в отношении работников и структурных подразделений долгосрочных охотпользователей. Также производственному охотничьему контролю свойственны признаки вневедомственного и

внутриведомственного контроля. Напротив, производственный экологический контроль других видов, как правило, осуществляется в отношении собственных работников и структурных подразделений хозяйствующих субъектов и имеет ведомственный и внутрихозяйственный характер.

Анализ нормативных охотничьих правовых актов в исторической ретроспективе показывает, что они содержали положения, наделявшие охотпользователей правами по охране охотничьих угодий от нарушителей правил охоты. Так, указания на охотничьих сторожей полей, лесов и охотничьих обществ содержатся в Законе «Об охоте» 1892 г.5 В Декрете об охоте от 20 июля 1920 г.6 наряду с государственными органами обязанность по охране угодий от нарушителей правил охоты возлагалась на охотничьи хозяйства и охотничью общественность. Положением об охотничьем хозяйстве 1930 г.7 на государственные и кооперативные предприятия и общественные организации возлагалась обязанность организовать специальный охотничий надзор и наблюдение за выполнением правил производства охоты и за охраной охотничьих угодий. Аналогичные нормы содержались и в Положении об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР 1960 г.8

Таким образом, современный производственный охотничий контроль, как правовое явление, имеет исторически обусловленный характер и представляет собой реализацию традиционной деятельности охотпользовате-лей по охране охотничьих ресурсов и угодий от нарушителей правил охоты современными юридическими средствами.

Рассмотрение производственного охотничьего контроля с указанных позиций позволяет определить систему принципов, в соответствии с которыми должна осуществляться и развиваться данная деятельность. Таких принципов нами сформулировано одиннадцать.

1. Обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования охотничьих ресурсов при осуществлении производственного охотничьего контроля. Данный принцип характеризует природоохранную направленность производственного охотничьего

5Высочайше утвержденные Правила об охоте от 3 февраля 1892 г. // Полное собрание законов Российской Империи.

СПб.: Государственная типография, 1895. Собрание Третье. Т. 12 (1892). № 8301. С. 81-85.

6Об охоте: декрет Совнаркома РСФСР от 20 июля 1920 г. // СУ РСФСР. 1920. № 66,ст. 297.

^Положение об охотничьем хозяйстве РСФСР:утв. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 февраля 1930 г.

СУ РСФСР. 1930. № 9, ст. 109.

8 Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Совмина РСФСР от 10.10.1960 № 1548. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

контроля и обеспечивает его единство с целями и задачами охотничьего контроля, государственного и корпоративного управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования животного мира и среды его обитания, сохранения биоразнообразия, охраны окружающей среды и рационального природопользования.

2. Приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при проведении производственного охотничьего контроля. Указанный принцип непосредственно вытекает из требований действующего законодательства. Он предполагает, что производственные охотничьи инспектора, осуществляющие публично значимые функции и наделенные государством властными правомочиями, при проведении мероприятий по контролю обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3. Законность производственного охотничьего контроля. Принцип законности означает, что производственный охотничий контроль должен проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в рамках предоставленных охотпользователям правомочий. Он может осуществляться только лицами, получившими статус производственного охотничьего инспектора, и только в закрепленных охотничьих угодьях, с соблюдением порядка и требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

4. Профессионализм и компетентность производственных охотничьих инспекторов. Деятельность производственных охотничьих инспекторов должна быть направлена на обеспечение охраны охотничьих ресурсов и среды их обитания, рационального охотпользования, то есть на соблюдение частного и публичного экологического интереса. Для её осуществления производственные охотничьи инспектора наделяются государственно-властными правомочиями: установленными законодательством правами и обязанностями в отношении лиц, находящихся и не находящихся с ними в отношениях подчиненности. В силу этого принцип профессионализма и компетентности требует от производственных охотничьих инспекторов специальных знаний, навыков и умений, необходимых для осуществления своей трудовой деятельности, их систематической актуализации и совершенствования.

5. Объективность производственного охотничьего контроля. Согласно данному принципу действия и решения инспекторов, при проведении производственного охотничьего контроля должны основываться на достоверных и полных данных о деятельности контролируемых субъектов. Предвзятое отношение производственного охотничьего инспекторы к проверяемым лицам исключается. Результаты контроля должны быть достоверными, заведомо не искаженными.

6. Обязательность и регулярность производственного охотничьего контроля. При осуществлении производственного охотничьего контроля следует исходить из того, что его проведение является не только правом, но и обязанностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - долгосрочных охотпользователей, которым необходимо осуществлять контрольную деятельность на постоянной и плановой основе.

7. Системность производственного охотничьего контроля. Производственный охотничий контроль следует осуществлять системно. Методологически и организационно он должен быть встроен в систему экологического контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, проводиться во взаимодействии с государственными и муниципальными органами, хозяйствующими субъектами и гражданами.

8. Самостоятельность и независимость субъектов производственного охотничьего контроля. Данный принцип означает, что долгосрочные охотпользователи должны быть самостоятельны в планировании и реализации мероприятий производственного охотничьего контроля. Финансирование соответствующих мероприятий должно обеспечиваться за счет средств хозяйствующего субъекта. Государственные органы определяют порядок осуществления производственного охотничьего контроля, взаимодействуют и контролируют, но прямо не вмешиваются в его проведение. Долгосрочные охотпользователи, производственные охотничьи инспектора не обязаны предварительно информировать государственные органы и иных лиц о планируемых мероприятиях по контролю.

9. Ответственность производственных охотничьих инспекторов за нарушение законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по осуществлению производственного охотничь-

его контроля уполномоченные на его осуществление лица должны нести ответственность в соответствии с действующим законодательством. В предусмотренных законодательством случаях, производственный охотничий инспектор может быть лишен своего статуса.

10. Обязательность рассмотрения уполномоченными государственными органами в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов материалов производственного охотничьего контроля. Производственный охотничий контроль является важным элементом системы охотничьего контроля. Документы, составляемые по его итогам, могут являться основанием для возбуждения административных и уголовных дел, источником информации о состоянии законности в охотничьих угодьях, соблюдении прав и законных интересов граждан. Рассмотрение и анализ материалов производственного охотничьего контроля должны быть обязанностью уполномоченного государственного органа. Несоблюдение данного принципа следует рассматривать в качестве основания для привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной и другим видам ответственности.

11. Социальная защищенность производственных охотничьих инспекторов. Деятельность производственных охотничьих инспекторов связана с реализацией отдельных властных правомочий, необходимых для обеспечения соблюдения как частного, так и публичного интереса. Данная деятельность в силу своей природоохранной специфики непосредственно сопряжена с наличием угроз жизни, здоровью, имуществу производственного охотничьего инспектора и членов его семьи. Эффективность производственного охотничьего контроля во многом зависит от уровня оплаты труда производственного охотничьего инспектора, его обеспеченности специальными средствами, гарантиями, предоставляемых ему и членам его семьи при получении травм или смерти при исполнении трудовых обязанностей.

Нерешенность вопросов социальной защищенности в настоящее время является одной из значимых причин, способствующих формальному отношению производственного охотничьего инспектора к проведению контроля, снижению его качества и недостаточной эффективности в целом.

Необходимо отметить, что современная ситуация в сфере экологического контроля характеризуется рядом проблем, отрицательно влияющих на его эффективность [7, 8, 9], воз-

можность обеспечения сохранения и рационального использования природных, в том числе охотничьих, ресурсов [10, 11, 12]. Обозначенная проблематика характерна и для охотничьего контроля, в том числе производственного [13, 14, 15]. Учитывая это, предложенная система принципов производственного охотничьего контроля включает актуальные для современного этапа его развития положения, представляющие собой экологические, правовые, организационные и, косвенно, финансовые основы осуществления производственного охотничьего надзора, обеспечивающие условия для разрешения существующих в данной области проблем.

Необходимо отметить, что принципы производственного охотничьего контроля могут быть выведены методами аналогии и юридического толкования из принципов-норм уже существующих в современном российском законодательстве. Однако, как показывает проблематика экологического и охотничьего контроля, такой способ закрепления является недостаточным для формирования системных взглядов на основы производственного охотничьего контроля и придания им юридически значимого статуса. В связи с этим целесообразно прямое закрепление принципов производственного охотничьего контроля в профильном нормативном правовом акте.

Заключение. Таким образом, производственный охотничий контроль является одним из направлений экологического контроля и видом негосударственного охотничьего контроля, представляющим собой исторически обусловленную деятельность охотничьих хозяйств по охране охотничьих животных и угодий. Его особенностями являются: направленность на обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования охотничьих ресурсов путем выявления, предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов; наделение долгосрочных охотпользователей и их уполномоченных работников государственно-властными правомочиями; смешанный, внешний и внутрихозяйственный характер. Предложенная система принципов производственного охотничьего контроля включает экологические, правовые и организационно-финансовые требования к его осуществлению. Рекомендуется прямое закрепление указанных принципов в законодательстве об охоте и сохранении охотничьих ресурсов.

Список литературы

1. Андреев М.Н., Краев Н.В., Краева В.Н. О государственном управлении охраной и использованием животного мира. Вестник охотоведения: науч.-практ. и теорет. журнал. 2013;(1):95-107.

2. Боголюбов С.А. Реализация экологической политики посредством права [Электронный ресурс]: монография. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: "ИНФРА-М", 2015. 320 с. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». Версия

3. Винобер А.В. Охотничье хозяйство: будет ли эпоха возрождения? Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства. 2016;(1):5-16. Режим доступа: http://www.biosphere-sib.ru/scientific-practical-j ошпак/Гуманитарные%20аспекты%20охоты_1_2016 .pdf.

4. Дёжкин В.В., Сафонов В.Г. Охотничье хозяйство России и экологическая парадигма. Использование и охрана природных ресурсов в России. 2009;(3(105)):26-29.

5. Сафонов В.Г. Экомодернизация и перспективы охотничьего хозяйства России. Экология. 2013;(5):368. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19569324.

6. Сафонов В.Г. К оценке значения охоты и охотничьего хозяйства. Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства. 2016;(1):28-31. Режим доступа: http://www.biosphere-sib.ru/scientific-practical-jour-пак/Гуманитарные%20аспекты%20охоты_1_2016 .pdf.

7. Бринчук М.М. Правовой механизм подготовки и принятия экологически значимых решений. Государство и право. 2000;(9):42-44.

8. Бучакова М.А. Совершенствование экологического контроля (надзора) в Российской Федерации. Научный вестник Омской академии МВД России. 2014;(2):50-52. Режим доступа: https://elibra-ry.ru/item.asp?id=21616978.

9. Винокуров А.Ю. Общественный экологический контроль: современное состояние и перспективы. Экологическое право. 2014;(3):17-22.

10. Кичигин Н.В. Правовые проблемы публичного экологического контроля (надзора): монография. М.: Изд-во Триумф, 2012. 328 с.

11. Шулятьев А.А. Проблемы устойчивого использования охотничьих ресурсов и государственного надзора в сфере охоты. Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства. 2017;(3(6)):146-151. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30480707.

12. Данилкин А.А. Государственная политика и управление в сфере охоты: тот ли выбран курс? Вестник охотоведения. 2015;12(1):104-117.

13. Сафонов В.Г. Эколого-экономические аспекты устойчивого использования охотничьих ресурсов в России. Использование и охрана природных ресурсов в России. 2009;(6(108)):46-51.

14. Андреев М.Н. Производственный охотничий контроль: понятие, особенности и проблемы осуществления [Электронный ресурс]. Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства: материалы Междунар. научн.-практ. конф., посвящ. 95-летию ВНИИОЗ им. проф. Б.М.Житкова. Киров, 2017. С. 442-446..

15. Данилкин А.А. О декабрьских поручениях президента по вопросам охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира. Вестник охотоведения. 2017;14(1):15-21. Режим доступа: https://elib-rary.ru/item.asp?id=28961448.

Поступила: 04.03.2019 Принята к публикации: 04.04.2019 Опубликована онлайн: 30.04.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах:

Гребнев Иван Анатольевич, кандидат биол. наук, доцент кафедры охотоведения и биологии диких животных, ФГБОУ ВО "Вятская государственная сельскохозяйственная академия", Октябрьский пр-кт, 133, г. Киров, Российская Федерация, 610017, e-mail: info@vgsha.info, доцент кафедры трудового и социального права, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», ул. Московская, д.36, г. Киров, Российская Федерация, 610000, e-mail: info@vyatsu.ru, Председатель Правления, АНО «Институт природоресурсного и экологического права», ул. Широнинцев, д. 11. г. Киров, Российская Федерация, 610042, ORCID: http://orcid. org/0000-0002 -8028-0713, e-mail: ivan_grebnev_84@mail.ru,

Андреев Михаил Николаевич, кандидат с.-х. наук, заместитель начальника управления охраны и использования животного мира, Министерство лесного хозяйства Кировской области, ул. Пятницкая, д. 32, г. Киров, Российская Федерация, 610020, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3058-8242, e-mail: wildlife_ru@mail.ru.

от 04.12.2015.

References

1. Andreev M.N., Kraev N.V., Kraeva V.N. O gosudarstvennom upravlenii okhranoy i ispol'zovaniem zhivotnogo mira. [About state management of protection and use of fauna]. Vestnik okhotovedeniya: nauchno-prakicheskiy i teoreticheskiy zhurnal. 2013;(1):95-107. (In Russ.).

2. Bogolyubov S.A. Realizatsiya ekologicheskoy politiki posredstvom prava [Elektronnyy resurs]: monografiya. Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii. [Implementation of environmental policy through law [Electronic resource]: monograph. Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation]. Moscow: "INFRA-M", 2015. 320 p. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Garant». Versiya ot 04.12.2015.

3. Vinober A.V. Okhotnich'e khozyaystvo: budet li epokha vozrozhdeniya? [Hunting economy: will it come to life?]. Gumanitarnye aspekty okhoty i okhotnich'ego khozyaystva. 2016;(1):5-16. (In Russ.). URL: http://www.biosphere-sib.ru/scientific-practical-journals/ryMaHHTapHHe%20acneKTH%20oxoTH_1_2016.pdf.

4. Dezhkin V.V., Safonov V.G. Okhotnich'e khozyaystvo Rossii i ekologicheskayaparadigma. [Hunting economy of Russia and ecological paradigm]. Ispol'zovanie i okhranaprirodnykh resursov vRossii. 2009;(3(105)):26-29. (In Russ.).

5. Safonov V.G. Ekomodernizatsiya i perspektivy okhotnich'ego khozyaystva Rossii. [Green retrofit and prospects of the hunting economy of Russia]. Ekologiya. 2013;(5):368. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19569324.

6. Safonov V.G. K otsenke znacheniya okhoty i okhotnich'ego khozyaystva. [On the evaluation of importance of hunting and hunting industry] Gumanitarnye aspekty okhoty i okhotnich'ego khozyaystva. 2016;(1):28-31. (In Russ.). URL: http://www.biosphere-sib.ru/scientific-practical-journals/ryMaHHTapH^ie%20acneKT^i%20oxoTH_1_2016.pdf.

7. Brinchuk M.M. Pravovoy mekhanizm podgotovki i prinyatiya ekologicheski znachimykh resheniy. [Legal framework for the preparation and adoption of environmentally relevant decisions]. Gosudarstvo ipravo. 2000;(9):42-44. (In Russ.).

8. Buchakova M.A. Sovershenstvovanie ekologicheskogo kontrolya (nadzora) v Rossiyskoy Federatsii. [Improvement of environmental control (supervision) in the Russian Federation]. Nauchnyy vestnik Omskoy akademii MVDRossii. 2014;(2):50-52. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21616978.

9. Vinokurov A.Yu. Obshchestvennyy ekologicheskiy kontrol': sovremennoe sostoyanie i perspektivy. [Public environmental control: current state and prospects]. Ekologicheskoepravo. 2014;(3):17-22. (In Russ.).

10. Kichigin N.V. Pravovye problemy publichnogo ekologicheskogo kontrolya (nadzora): monografiya. [Legal problems of public environmental control (supervision): monograph]. Moscow: Izd-vo Triumf, 2012. 328 p.

11. Shulyat'ev A.A. Problemy ustoychivogo ispol'zovaniya okhotnich'ikh resursov i gosudarstvennogo nadzora v sfere okhoty. [Problems of sustainable use of hunting resources and state supervision in the field of hunting]. Gumanitarnye aspekty okhoty i okhotnich'ego khozyaystva. 2017;(3(6)):146-151. (In Russ.). URL: https://elib-rary.ru/item.asp?id=30480707.

12. Danilkin A.A. Gosudarstvennaya politika i upravlenie v sfere okhoty: tot li vybran kurs? [State policy and management in the field of hunting: is the right line chosen?]. Vestnik okhotovedeniya. 2015;12(1):104-117. (In Russ.).

13. Safonov V.G. Ekologo-ekonomicheskie aspekty ustoychivogo ispol'zovaniya okhotnich'ikh resursov v Rossii. [Ecological and economic aspects of sustainable use of game resources in Russia]. Ispol'zovanie i okhrana prirodnykh resursov v Rossii. 2009;(6(108)):46-51. (In Russ.).

14. Andreev M.N. Proizvodstvennyy okhotnichiy kontrol': ponyatie, osobennosti i problemy osushchestvleniya [Elektronnyy resurs]. Sovremennye problemy prirodopol'zovaniya, okhotovedeniya i zverovodstva: materialy Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf., posvyashch. 95-letiyu VNIIOZ im. prof. B.M.Zhitkova. [Production hunting control: concept, features and problems of implementation [Electronic resource]. Modern problems of nature management, hunting and animal husbandry: Proceedings of International scientific and practical conference dedicated to the 95th anniversary of Professor Zhitkov Research Institute of Game Management and Fur Farming]. Kirov, 2017. pp. 442-446.

15. Danilkin A.A. O dekabr'skikh porucheniyakh prezidenta po voprosam okhrany, vosproizvodstva i ispol'zovaniya ob"ektov zhivotnogo mira. [About December instructions of the President concerning protection, reproduction and use of objects of fauna]. Vestnik okhotovedeniya. 2017;14(1):15-21. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28961448.

Information about the authors:

Ivan A. Grebnev, PhD in Biology, associate professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Vyatka State Agricultural Academy", Oktyabrsky Avenue, 133, Kirov, Russian Federation, 610017, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vyatka State University», Moskovskaya street, 36, Kirov, Russian Federation, 610000, Chairman of the Board, Institute of natural resources and environmental law, Shironintsev str., 11. Kirov, Russian Federation, 610042, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8028-0713, e-mail: ivan_grebnev_84@mail. ru,

Mikhail N. Andreev, PhD in Agriculture, Deputy head of the Department of wildlife protection, Ministry of forestry of the Kirov region, st. Pyatnitskaya, h. 32, Kirov, Russian Federation, 610020, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3058-8242, e-mail: wildlife_ru@mail.ru.

Received: 04.03.2019 Accepted for publication: 04.04.2019

Published online: 30.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.