Научная статья на тему 'Региональные особенности охотничьего туризма в России'

Региональные особенности охотничьего туризма в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2225
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХОТНИЧИЙ ТУРИЗМ (ОТ) / HUNTING TOURISM / ОХОТА / HUNTING / ТУРИСТ-ОХОТНИК / TOURIST-HUNTER / ТУРИСТСКАЯ ОХОТНИЧЬЯ ДЕСТИНАЦИЯ (ТОД) / TOURIST AND HUNTING DESTINATION / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / REGIONAL FEATURES / ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО / GAME MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Макарющенко Виктор Владимирович

Даётся краткая классификация охотничьего туризма в России, въездного и внутреннего, а также характеристика внутреннего охотничьего туризма на местном, региональном и межрегиональном уровнях; указывается на произошедшее изменение в структуре туристов-охотников, а также на то, что внутренний охотничий туризм сейчас является основным фактором развития охотничьего туризма России в целом; описываются объекты охоты, обитающие на территории нашей страны. Вводится понятие «туристская охотничья дестинация»; отмечается, чем определяются региональные особенности охотничьего туризма, рассматриваются некоторые региональные особенности ряда наиболее значимых российских туристских охотничьих дестинаций (Камчатский край, Магаданская область и Чукотский а.о., Республика Саха (Якутия), Курганская, Кировская, Иркутская области, Удмуртская Республика, Ростовская область, республики Алтай, Бурятия, Алтайский, Красноярский, Хабаровский края, Московская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Ленинградская области и др.). Делается вывод, что Российская Федерация как единая туристская охотничья дестинация с позиций въездного охотничьего туризма в основном специализируется на организации охотничьих туров на крупных по трофейным качествам животных: копытных, хищников. Подчёркивается, что охотничьи хозяйства России в целом наделены необходимыми для организации охотничьего туризма правами, но влияние государственного управления на охотничий туризм остается существенным и не всегда позитивным. Рассматриваются некоторые проблемы охотничьего туризма как вида хозяйственной деятельности в России; сравнивается организация охот для российских и иностранных граждан; указывается на необходимость совершенствования законодательства для развития российского охотничьего туризма на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional features of hunting tourism in Russia

A brief classification of hunting tourism in Russia, internal and local as well as the characteristic of internal hunting tourism at local, regional and interregional levels are given; the change happened in the structure of the tourists-hunters, as well as the internal hunting tourism is now a major factor in the development of hunting tourism in Russia as the whole are indicated; the objects of hunting, living in our country are described. The definition of "hunting tourist destination" is introduced. Determinants of the regional features of hunting tourism are noticed. Some regional features of several Russian most important tourist destinations and hunting (Kamchatka Kray, Magadan region and Chukotka Autonomous Okrug, the Republic of Sakha (Yakutia), Kurgan, Kirov, Irkutsk regions, Udmurtia, Rostov region, the Altai Republic, Buryatia, Altai, Krasnoyarsk, Khabarovsk Kray, Moscow, Tver, Vologda, Yaroslavl, Leningrad regions) are discussed. It is concluded that Russia as a union tourist and hunting destination from view of inbound hunting tourism specializes mainly in organizing of hunting tours for major trophy quality animals: ungulates, carnivores. It is emphasized that hunting property in Russia generally have the necessary organization for the rights of hunting tourism, but the influence of government on hunting tourism is essential and not always positive. Some of the problems of hunting tourism as a form of economic activity in Russia are discussed; the organization of hunts for Russian and foreign citizens are compared; the need to improve legislation for the development of the Russian hunting tourism at the federal and regional levels are indicated.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности охотничьего туризма в России»

ЗООТЕХНИЯ

УДК: 639.1

Региональные особенности охотничьего туризма в России

Макарющенко Виктор Владимирович, научный сотрудник ГНУ ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова, г. Киров, Россия

E-mail: eco@nature.kirov.ru

Даётся краткая классификация охотничьего туризма в России, въездного и внутреннего, а также характеристика внутреннего охотничьего туризма на местном, региональном и межрегиональном уровнях; указывается на произошедшее изменение в структуре туристов-охотников, а также на то, что внутренний охотничий туризм сейчас является основным фактором развития охотничьего туризма России в целом; описываются объекты охоты, обитающие на территории нашей страны. Вводится понятие «туристская охотничья дестинация»; отмечается, чем определяются региональные особенности охотничьего туризма, рассматриваются некоторые региональные особенности ряда наиболее значимых российских туристских охотничьих дестинаций (Камчатский край, Магаданская область и Чукотский а.о., Республика Саха (Якутия), Курганская, Кировская, Иркутская области, Удмуртская Республика, Ростовская область, республики Алтай, Бурятия, Алтайский, Красноярский, Хабаровский края, Московская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Ленинградская области и др.). Делается вывод, что Российская Федерация как единая туристская охотничья дестинация с позиций въездного охотничьего туризма в основном специализируется на организации охотничьих туров на крупных по трофейным качествам животных: копытных, хищников. Подчёркивается, что охотничьи хозяйства России в целом наделены необходимыми для организации охотничьего туризма правами, но влияние государственного управления на охотничий туризм остается существенным и не всегда позитивным. Рассматриваются некоторые проблемы охотничьего туризма как вида хозяйственной деятельности в России; сравнивается организация охот для российских и иностранных граждан; указывается на необходимость совершенствования законодательства для развития российского охотничьего туризма на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова: охотничий туризм (ОТ), охота, турист-охотник, туристская охотничья дестинация (ТОД), региональные особенности, охотничье хозяйство

Актуальность изучения региональных особенностей охотничьего туризма обусловлена активно развивающимся в нашей стране рынком оказания услуг в сфере охоты. И хотя всё больше и больше охотничьих хозяйств России специализируется на организации туристских охот, ещё далеко не везде потенциал туристско-охотничьего рынка используется достаточно эффективно. Несмотря на общность принципов организации охотничьего туризма в Российской Федерации, учитывая различие её природно-экономических условий, существует ряд региональных особенностей туристско-охот-ничьей деятельности, характеристика которых и является целью нашего исследования. Основные задачи исследования: анализ охотничьего туризма как специфической деятельности в сфере охоты и туризма; определение наиболее значимых объектов охоты и исследование региональных особенностей охотничьего туризма; определение спроса на услуги по организации охот с заранее задан-

ными характеристиками в различных туристских охотничьих дестинациях.

Хотя общее состояние и отдельные направления охотничьего туризма неоднократно анализировались [1, 2, 3], региональные характеристики охотничьего туризма, за отдельными исключениями [4], изучены достаточно слабо; преимущества, которыми располагают те или иные регионы России, не используются в полной мере. Поэтому анализ региональных особенностей охотничьего туризма актуален и имеет как научную новизну, так и практическую значимость.

Общие положения в охотничьем туризме. Охотничий туризм (ОТ), главной целью которого является получение услуг в сфере охотничьего хозяйства, уже достаточно прочно вошёл в практику деятельности российских охотпользователей. Его современный облик сформировался под воздействием двух направлений: въездного и внутреннего. Въездной ОТ понимается нами как охотничьи путешествия, организуемые для

иностранных граждан, приезжающих в Россию на охоту специально, а внутренний -для граждан РФ и граждан других государств, временно находящихся на её территории с другими целями.

За 25 лет, прошедших в нашей стране с начала массового развития этого вида хозяйственной деятельности [5], произошли изменения в структуре туристов-охотников. Если в начале 90-х годов 20-го века это были в основном иностранные граждане, то в настоящее время среди них преобладают российские, хотя и въездной ОТ по-прежнему сохраняет важное значение для охотничьего хозяйства страны. Тем не менее, внутренний туризм сейчас является основным фактором развития охотничьего туризма России в целом.

Характеризуя внутренний ОТ по степени удалённости мест проведения охот от мест постоянного проживания туристов-охотников, мы делим его на три уровня: местный, региональный и межрегиональный.

На местном уровне туристы-охотники принимают участие в охоте чаще всего в выходные и праздничные дни в пределах муниципального образования, являющегося местом их проживания. Объектами охоты в основном служат массовые виды животных, к трофейным качествам которых предъявляются невысокие требования. Такие охоты «выходного дня» планируются незадолго до их начала в зависимости от текущей обстановки в охотничьих угодьях и организуются обычно самими туристами-охотниками.

На региональном уровне поездки на охоту совершаются в основном туристами-охотниками из административных центров и крупных городов субъекта Российской Федерации в его пределах. Объектами охоты могут служить как массовые, так и лимитируемые виды животных. При их организации используется как опыт самих туристов-охотников, так и их личные связи с конкретными организаторами охот. В настоящее время практически в каждом субъекте РФ существует рынок охот регионального уровня, более развитый в густонаселённых регионах страны, в основном в европейской части России.

На межрегиональном уровне охотничьи путешествия предпринимаются в пределах всей страны на животных, ареал которых ограничен или их численность в регио-

не проживания туристов-охотников мала. В этом случае, кроме цены охоты, существенную роль в выборе направления путешествия определяют предполагаемая успешность охоты и ожидаемое качество трофея. Охоты межрегионального уровня требуют для их подготовки более длительного времени и привлечения специалистов.

Пакет предлагаемых туристам-охотникам услуг изменяется от минимального набора на местном уровне до максимального - на межрегиональном. В зависимости от удаленности района охоты изменяется её цена и соответственно доступность для потребителя.

Говоря о региональных особенностях ОТ, под регионом мы понимаем субъект Российской Федерации как самостоятельную единицу в рамках переданных ей полномочий в вопросах использования охотничьих ресурсов. Региональные особенности ОТ определяются, в первую очередь, физико-географическим своеобразием территории, её климатическими условиями, размерами и доступностью охотугодий, наличием охотничьих ресурсов, их численностью и трофейной привлекательностью, развитием охотничьей инфраструктуры, наличием кадров, региональной политикой в области охотничьего туризма, безопасностью нахождения на ней, другими факторами. Как синоним понятию «регион» нами применяется также понятие - «туристская охотничья дестинация» (ТОД) [6].

Рассматривая региональные особенности ОТ с точки зрения наличия в ТОД объектов охоты, необходимо учитывать то, что ареалы большинства охотничьих животных охватывают несколько субъектов РФ, а животные, обитающие на конкретной территории, чаще всего не отличаются особыми трофейными качествами, поэтому большинство регионов РФ не может предложить на туристском охотничьем рынке чего-то уникального от природы, делающего конкретную ТОД монополистом на рынке, поэтому привлекать туристов-охотников в конкретный регион необходимо, прежде всего, за счёт повышения успешности охоты и качества обслуживания, имеющего к тому же оптимальное соотношение с ценой. Кроме внутренней конкуренции, российским ТОД необходимо учитывать существующую конкуренцию со стороны

других стран, предлагающих на рынке аналогичные охоты.

За четверть века развития в России ОТ произошла дифференциация и специализация субъектов РФ в оказании услуг по организации тех или иных видов охот, определяемая как объективными, так и субъективными факторами [7], а также сложившимися у российских и зарубежных туристских организаций, продвигающих российский туристский охотничий продукт на охотничьем рынке, деловых связей с заработавшими за это время хорошую репутацию долгосрочными охотпользователями и иными организаторами (устроителями) охот.

Региональные особенности российских туристских охотничьих дестинаций. Рассмотрим некоторые региональные особенности ряда российских ТОД, самой известной из которых, безусловно, является Камчатский край. Его основные особенности связаны с обитающими здесь бурым медведем, восточносибирским лосем и снежным бараном. Лидерство медведя, как объекта трофейной охоты, определяется в первую очередь его крупными размерами, высокой численностью и практически повсеместным распространением. Желанным охотничьим трофеем Камчатки является также лось, отличающийся большими рогами, которого мы рассматриваем во вторую после медведя очередь не в силу его меньшей значимости, а в силу меньшей, по сравнению с медведем, численности и меньшего ареала, в связи с чем спрос на него даже больше, чем на медведя. Замыкает список охотничьих трофеев, ради которых в 99% случаев едут на Камчатку туристы-охотники со всего мира, снежный баран. Все перечисленные охоты относятся к дорогим и доступны довольно состоятельным охотникам. Бюджет каждой из этих охот составляет несколько сотен тысяч рублей. Значительно удорожает охоты трудность транспортной логистики при её организации, на одном из этапов которой бывает необходимо использовать вертолёт, парк которых состоит в основном из больших и поэтому дорогих в эксплуатации моделей (МИ-8 и МИ-8МТВ). Даже если вертолёт не используется в транспортной схеме, цены на охоты всё равно поддерживаются местными аутфитте-рами на достаточно высоком уровне.

К сожалению, характерным для организации охот на Камчатке является использование вертолёта не только для оборудования охотничьего лагеря и доставки в него туристов-охотников, но и непосредственно для осуществления охоты (поиска животных, загона их вертолётом на стрелков, ведения с него стрельбы по животным). Если в США или в Канаде, например, в день залёта в охотничий лагерь охотиться вообще запрещено (и этот запрет строго соблюдается), то некоторые туристские фирмы рекламируют на Камчатке охоту с использованием вертолёта, а в рекламе, ориентированной на иностранных туристов-охотников, введён даже термин такого способа охоты: drop & hunt (спускаться и охотиться, англ.) [8]. В целом можно констатировать, что основная доля ОТ Камчатки рассчитана на такие его виды, как въездной и внутренний межрегионального уровня. Доля местного ОТ на полуострове относительно невысока.

Схожими с Камчатским краем природными условиями и животным миром характеризуются Магаданская область и Чукотский автономный округ. Первая специализируется на весенней охоте на бурого медведя, снежного барана и отчасти на лося, второй - на охоте на лося (за исключением периодов ограничения на него охоты). В отличие от Камчатки за организацию охоты здесь берётся гораздо меньшее количество охотничьих хозяйств и других организаторов.

Охотой на восточносибирского (колымского) лося и отчасти на снежного барана была известна в начале туристской деятельности в России Республика Саха (Якутия), куда поток туристов-охотников сейчас значительно снизился. Такие крупные игроки на туристском охотничьем рынке, как «Колыминтур» (п. Зырянка), «Илинтур» (г. Якутск) прекратили своё существование, а другие не заняли их место. В настоящее время Якутия может заинтересовать туриста-охотника, пожалуй, колымским лосем, снежным бараном и, возможно, диким северным оленем. Если при организации охоты здесь бывает необходимо задействовать вертолёт, стоимость часа полётного времени которого на сегодня доходит до 200 тыс. руб., то такая охота становится неконкурентоспособной, поскольку только для охотников, желающих стать членами Клуба Боль-

шого Шлема (Grand Slam Club/Ovis), важен, например, якутский подвид барана. Для большинства же охотников, в общем-то, без разницы, какого снежного барана добыть в свою охотничью коллекцию. ОТ в Республике Саха (Якутия) рассчитан, в основном, на туристов-охотников из европейской части России и из-за рубежа. Местными охотниками любима охота на водоплавающую дичь, в том числе и на турпана. Основная доля ОТ приходится на такие его виды, как въездной и внутренний межрегионального уровня. Достаточно высока также доля ОТ регионального уровня.

Сложившийся на туристском охотничьем рынке спрос на охотничьи виды Камчатского края, Магаданской области, Чукотского автономного округа и Республики Саха (Якутия) мы определяем в 300-500 охот в год на медведя и по 100-200 охот на лося и снежного барана. Имеющееся предложение в зависимости от вида превышает спрос в 1,5-3 раза.

Не менее известна на российском охотничьем рынке Курганская область, привлекающая к себе туристов-охотников в первую очередь охотой на сибирскую косулю, благодаря высокой численности и достойным трофеям которой она занимает на рынке по этой позиции лидирующее положение как в России, так и в мире. В целом охотничье хозяйство этой области можно охарактеризовать как ориентированное на развитие ОТ, основная доля которого приходится на въездной и внутренний регионального и межрегионального уровней. Высока также доля местного охотничьего туризма. Необходимо отметить, что охотничья инфраструктура в области постепенно улучшается. Долгосрочные охот-пользователи стараются инвестировать заработанные на обслуживании туристов-охотников средства в новые охотничьи базы, технику и снаряжение. Спрос на туристско-охотничьем рынке Курганской области по этой охоте мы определяем в 400-500 охот в год. Основной конкурирующей ей ТОД является соседний Казахстан.

В числе лидирующих по развитию ОТ регионов находится также Кировская область, в которой рассматриваемая нами форма освоения охотничьих ресурсов стала применяться одной из первых в стране - с начала 90-х гг. прошлого века - и достаточ-

но широко практикуется сейчас. Правительством Кировской области ОТ рассматривается как один из брэндов региона, для продвижения которого на мировом охотничьем рынке последние два года выделялись областные бюджетные средства для участия в международных мероприятиях (например, в охотничьей ярмарке в Дортмунде, Германия). Основными объектами охоты в Кировской области являются боровая дичь, бурый медведь, лось, рысь, волк. В части организации весенней охоты на боровую дичь для иностранных граждан она является сейчас, пожалуй, лидером среди регионов России. Основная доля ОТ приходится на въездной и внутренний регионального и межрегионального уровней. Высока также доля местного ОТ. В большой степени коммерческая деятельность в охотничьей отрасли области связана с обеспечением потребностей Московской агломерации и использованием её инфраструктуры: железнодорожного, международного воздушного транспорта, вокзалов, аэропортов, средств размещения, объектов туристского показа, трансферных возможностей. В последние годы стала также использоваться инфраструктура Казани и Перми. В охотэкономическом плане специфика области заключается в том, что она находится на пределе оптимальной продолжительности охотничьих поездок, совершаемых финансово-обеспеченными гражданами столичного региона по железной дороге или на автомобиле [9]. Спрос на туристско-охотничьем рынке Кировской области мы определяем в 250-500 охот в год на боровую дичь, до 100 охот на медведя, 30-50 охот на лося, по 10-30 охот на волка и рысь.

Из наиболее известных ТОД азиатской части России также можно отметить Иркутскую область, республики - Алтай, Бурятия, края - Алтайский, Красноярский и Хабаровский. Байкальский район - Иркутская область и Республика Бурятия - предлагает на туристском охотничьем рынке в основном охоту на медведя и изюбра. Следует отметить относительно большое количество продаваемых медвежьих берлог, которые находят охотники-промысловики в начале зимнего охотничьего сезона, находясь в охоту-годьях с лайками. ОТ здесь ориентирован как на туристов-охотников из европейской части России и из-за рубежа, так и из Иркутска и Улан-Удэ.

В Республику Алтай туристы-охотники едут в основном за сибирским горным козлом и за маралом. Основная доля ОТ здесь приходится на въездной и внутренний туризм межрегионального уровня. Доля местного внутреннего ОТ относительно невысока. Говоря о диких животных, обитающих в Республике Алтай и привлекающих внимание определённой категории туристов-охотников, стоит упомянуть трансграничную популяцию алтайского аргали, обитающего на границе с Монголией, где на него проводится легальная трофейная охота. В связи с этим заслуживает внимания изучение вопроса о возможности строго контролируемой эксплуатации популяции горных баранов с российской стороны. Например, проводить трофейную охоту на самцов старшей возрастной группы и частью полученных за охотничий трофей средств (речь может идти о сумме до 50 тыс. евро) заинтересовывать местное население в охране этих животных. Так делается, например, в Пакистане, где местное население охраняет вин-торогих козлов для трофейных охотников со всего мира. Спрос на туристско-охотничьем рынке Республики Алтай мы определяем в 20-50 до 100 туристов-охотников в год.

Характеризуя Красноярский край как туристскую охотничью дестинацию, отметим, что охотничий туризм относительно развит лишь на его юге, который отличается охотой на сибирского горного козла, медведя и марала. Основная доля охотничьего туризма приходится на въездной и внутренний межрегионального уровня. Доля местного внутреннего ОТ относительно невысока. Емкость туристского охотничьего рынка Красноярского края мы определяем до 70-80 туристов-охотников в год.

Из ТОД европейской части РФ, где охотничий туризм имеет относительно широкое распространение, можно выделить Московскую, Тверскую, Вологодскую, Ярославскую, Ленинградскую области и Республику Карелия. Спрос на туристско-охотничьем рынке этих регионов мы определяем в 2000-5000 туристов-охотников на бурого медведя, лося, кабана, на самцов глухаря и тетерева на токах.

Московскую и Ленинградскую области можно охарактеризовать как основной

район сосредоточения туристов-охотников, выезжающих на охоту в ближайшие охотничьи угодья. В связи с этим нужно отметить предлагаемые в этих и в соседних с ними областях комфортабельные условия размещения. Охота здесь проходит в основном на массовые объекты охоты, и охотничий трофей нередко не фигурирует в качестве основной цели охоты. Основная доля ОТ приходится на региональный и межрегиональный его виды.

На ОТ в Республике Карелия оказывает влияние соседний Санкт-Петербург, где проживает достаточное количество потенциальных заказчиков туристского охотничьего продукта. Здесь предлагаются в основном охоты на боровую дичь, медведя и лося. Имеются также большие возможности в организации рыбной ловли. Основная доля ОТ приходится на межрегиональный охотничий туризм.

В последние годы на рынке охотничьего туризма стала известна Удмуртская Республика благодаря совместной работе ГУП «Удмур-тохота» и немецкой туристкой охотничьей фирмы «Russia Tours». Основными объектами охоты в Удмуртии являются боровая дичь, кабан, лось, бурый медведь. Наибольший поток клиентов в республике приходится на въездной охотничий туризм, на втором по значимости месте находится межрегиональный ОТ и на третьем - региональный.

Характеризуя охотничий туризм в Южном федеральном округе, следует выделить Ростовскую область, в которой, в свою очередь, необходимо отметить охотничьи угодья Александровского производственного опытного участка ФГБУ «Ростовское государственное опытное охотничье хозяйство», известного хорошими трофейными рогами своих благородных оленей. Последние события вокруг Украины, скорее всего, негативно отразятся на въездном ОТ области.

Другая известная ТОД округа - Астраханская область, специализирующаяся на охоте на водоплавающую дичь. Наряду с охотой здесь также широко рекламируется рыбная ловля. Основная доля ОТ приходится на межрегиональный и региональный его виды.

В качестве отдельной укрупнённой ТОД, объединяющей несколько ТОД, можно выделить российский Северный Кавказ [10], куда туристы-охотники едут в основном за

кавказским горным козлом. Характеризуя этот район охоты, следует отметить нестабильность ситуации с точки зрения безопасности при нахождении в ней. ОТ здесь ориентирован, в основном, на туристов-охотников из других регионов страны и из-за границы. Доля местного ОТ относительно невысока.

Рассматривая Российскую Федерацию как единую ТОД с позиций въездного охотничьего туризма, можно прийти к выводу, что в основном наша страна специализируется на организации охотничьих туров на крупных с точки зрения их трофейных качеств животных: копытных, хищников. Являющийся важным объектом охоты глухарь у немцев, как и у австрийцев, наряду с копытными животными, также относится к высокой дичи (Hochwild, нем.).

Характерным для России является отсутствие предложений по организации загонных охот с большим количеством (от 10 и более голов) добываемой дичи (в основном кабан), наподобие испанских загонных охот (Monterias), предлагаемых также в Австрии, Болгарии, Венгрии, Хорватии, Польше, Турции, Чехии и др.

Проблемы охотничьего туризма и пути их решения. Несмотря на то, что животный мир в РФ является государственной собственностью, охотничьи хозяйства России в целом наделены необходимыми для организации охотничьего туризма правами. Они самостоятельно планируют свою деятельность в области ОТ, формируют, продвигают и реализуют туристско-охотничьи продукты на внутреннем и зарубежном рынках. Тем не менее, влияние государственного управления на охотничий туризм весьма существенно. Прежде всего, это касается не всегда обоснованных с точки зрения ОТ государственной политики, введения искусственных запретов и ограничений охоты, примером чего является фактический запрет традиционной русской охоты на медведя на берлоге, установления порядка распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов, совершенно не учитывающего особенности охотничьего туризма, и т.п. К этому можно также добавить неоправданно сложный порядок временного ввоза в Россию охотничьего огнестрельного оружия [11].

Отсутствие реальной ответственности государственных служащих за негативные последствия таких действий являются проблемой не только для охотничьего туризма, но и для охотничьего хозяйства России в целом. Общей проблемой охотничьего туризма России является также недостаточная прозрачность этого вида хозяйственной деятельности. Прежде всего, это касается организации и осуществления внутреннего охотничьего туризма. Охоты для российских граждан зачастую оформляются по различным серым схемам или не оформляются вовсе, что, на наш взгляд, свидетельствует о недостаточной работе уполномоченных государственных органов, отсутствии должного контроля с их стороны и несовершенства законодательства. Более того, неформальные схемы, имеющие место во внутреннем ОТ, существенно сдерживают въездной охотничий туризм, поскольку оформляемые в основном официально охоты для иностранных граждан не выдерживают ценовой конкуренции с «серыми» и в силу этого более дешёвыми охотами, организуемыми для российских туристов-охотников.

В связи с этим актуальными задачами на федеральном и региональном уровнях, решение которых необходимо для развития российского ОТ, являются: дальнейшее совершенствование законодательства, в том числе по созданию приоритетов для охотничьего туризма, а также повышение качества работы государственных органов как в части наведения порядка в охотничьих угодьях, так и контроля над финансово-экономической деятельностью хозяйствующих субъектов и надлежащего финансового обеспечения деятельности государственных органов [12]. Без решения этих вопросов сложно рассчитывать на устойчивое развитие в перспективе данного направления охотхозяйственной деятельности.

Список литературы

1. Мельников В.К., Андреев М.Н., Ма-карющенко В.В. Рекомендации по организации международного охотничьего туризма. 2-е изд., перераб. и доп. Киров: ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова, 1992. 62 с.

2. Сафонов В.Г., Андреев М.Н., Макарю-щенко В.В. Иностранный охотничий туризм в России // Охотничье дело. 1997. № 5-6. С. 9.

3. Вашукевич Ю.Е. Охотничий туризм в России (организационно-экономические аспекты). Иркутск: Оттиск, 2001. 148 с.

4. Андреев М.Н., Макарющенко В.В. Иностранный охотничий туризм в Волго-Вятском регионе // Основные итоги и приоритеты научного обеспечения АПК Евро-Северо-Востока: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 110-летию Вятской с.-х. опытной станции (Зональный НИИСХ Северо-Востока им. Н.В. Рудницкого). Киров: НИИСХ Северо-Востока, 2005. Т. II: Механизация. Животноводство. С. 387-390.

5. Андреев М.Н., Макарющенко В.В. Иностранный охотничий туризм в России: вопросы истории, современное состояние и динамика развития // Охрана и рациональное использование животных и растительных ресурсов: Мат-лы Междун. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию фак. охотоведения и 5-летию первого выпуска биологов-охотоведов ИрС-ХИ, 26-30 мая 2005 г. Иркутск: ИрГСХА, 2005. Разд.: Охотничий туризм, производство продукции охотничьего хозяйства. С. 505-513.

6. Система мероприятий по территориальной организации охотничьего туризма для его дальнейшего развития в России (аналитические данные): отчёт о НИР / ГНУ ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова Россельхо-закадемии; рук. Андреев М.Н.; отв. исполн. Макарющенко В.В. Киров, 2009. 337 с.

7. Макарющенко В.В., Андреев М.Н. Вопросы истории и организации охотничьего туризма в России // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2010. № 4. С. 75-78.

8. Фирма «Mistral Jagdreisen»: [сайт]. URL: http://www.mistral-jagd.at/angebote/2013/ k51.pdf (дата обращения: 17.01.2014).

9. Андреев М.Н., Макарющенко В.В. Современное состояние и проблемы охотничьего туризма в Кировской области // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2008. № 11.С. 187-190.

10. Андреев М.Н., Макарющенко В.В. Возможности использования туристских ресурсов хозяйствами Росохотрыболовсоюза на Северном Кавказе // Итоги и перспективы деятельности охотничьих хозяйств в новых экономических условиях: материалы Всесоюзн. науч.-произв. семинара (конф.), 13-16 ноября 1989 г. Киров, 1989. С. 181-183.

11. Макарющенко В.В., Андреев М.Н. Кто в Россию с ружьем придет (Временный ввоз в Россию иностранными гражданами оружия для охоты). Ч. 1 // Сафари. 2008. № 6. С. 40-43.; Ч. 2 // Сафари. 2009. № 1. С. 68-71.

12. Andrejev M.N., Safonov V.G. Jagdtourismus für Ausländer in Russland - reale Einschätzung der heutigen Situation // Beiträge zur Jagd- und Wildforschung. 1996. Bd. 21. S. 357-360.

Regional features of hunting tourism in Russia Makaryushchenko V.V., research worker

Russian Research Institute Of Game Management And Fur Farming, Kirov, Russia

A brief classification of hunting tourism in Russia, internal and local as well as the characteristic of internal hunting tourism at local, regional and interregional levels are given; the change happened in the structure of the tourists-hunters, as well as the internal hunting tourism is now a major factor in the development of hunting tourism in Russia as the whole are indicated; the objects of hunting, living in our country are described. The definition of "hunting tourist destination" is introduced. Determinants of the regional features of hunting tourism are noticed. Some regional features of several Russian most important tourist destinations and hunting (Kamchatka Kray, Magadan region and Chukotka Autonomous Okrug, the Republic of Sakha (Yakutia), Kurgan, Kirov, Irkutsk regions, Udmurtia, Rostov region, the Altai Republic, Buryatia, Altai, Krasnoyarsk, Khabarovsk Kray, Moscow, Tver, Vologda, Yaroslavl, Leningrad regions) are discussed. It is concluded that Russia as a union tourist and hunting destination from view of inbound hunting tourism specializes mainly in organizing of hunting tours for major trophy quality animals: ungulates, carnivores. It is emphasized that hunting property in Russia generally have the necessary organization for the rights of hunting tourism, but the influence of government on hunting tourism is essential and not always positive. Some of the problems of hunting tourism as a form of economic activity in Russia are discussed; the organization of hunts for Russian and foreign citizens are compared; the need to improve legislation for the development of the Russian hunting tourism at the federal and regional levels are indicated.

Key words: hunting tourism, hunting, tourist-hunter, tourist and hunting destination, regional features, game management

References

1. Mel'nikov V.K., Andreev M.N., Makar-jushchenko V.V. Rekomendacii po organizacii mez-hdunarodnogo okhotnich'ego turizma. [Recommendations for the organization of international hunting tourism.]. The Prof. B.M. Zhitkov VNIIOZ. Kirov, 1992. 62 p.

2. Safonov V.G., Andreev M.N., Makarju-shchenko V.V. Inostrannyj okhotnichij turizm v Rossii. [The foreign hunting tourism in Russia]. Okhotnich'e delo [Hunter's business]. 1997. no. 5-6. p. 9.

3. Vashukevich Yu.E. Okhotnichij turizm v Rossii (organizacionno-jekonomicheskie aspekty). [Hunting tourism in Russia (The organizational and economic aspects)]. Irkutsk, 2001. 148 p.

4. Andreev M.N., Makarjushchenko V.V. Inostrannyj okhotnichij turizm v Volgo-Vyatskom regione. [Foreign hunting tourism in the Volga-Vyatka region]. Osnovnye itogi i prioritety nauchnogo obespecheniya APK Evro-Severo-Vostoka: Mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashh. 110-letiju Vyatskoj s.-h. opytnoj stancii (Zonal'nyj NIISH Severo-Vostoka im. N.V. Rudnickogo). [Main outcomes and priorities of scientific support of AIC of Euro-North-East: Proceedings of the Intern. scientific-practical. conf. dedicated The 110-th anniversary of Vyatka Agricultural Experiment Station (The N.V. Rud-nitsky Zonal North-East Agricultural Research Institute)]. North-East Agricultural Research Institute. Kirov, 2005. T. II: Mechanization. Livestock. pp. 387-390.

5. Andreev M.N., Makarjushchenko V.V. Inostrannyj okhotnichij turizm v Rossii: voprosy istorii, sovremennoe sostoyanie i dinamika razvi-tiya. [The foreign hunting tourism in Russia: problems of the history, current state and dynamics of development]. Okhrana i racional'noe ispol'zovanie zhivotnyh i rastitel'nyh resursov: Mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashh. 55-letiju fak. okhotovedeniya i 5-letiju pervogo vypuska biologov-okhotovedov IrSHI, 26-30 maya 2005 g. Razdel: Okhotnichij turizm, proizvodstvoprodukcii okhotnich'ego khozyajstva. [Protection and sustainable use of the animal and plant resources: Proceedings of the Intern. scientific-practical. conf., dedicated 55-th anniversary of fac. of game management and the 5-th anniversary of the first issue of Game Biologists IrSKHI, 26-30 May 2005. Section: Hunting tourism, pro-

duction of hunting]. [Irkutsk: Irkutsk State Agrarian Academy], 2005. pp. 505-513.

6. Sistema meropriyatijpo territorial'noj organizacii okhotnich'ego turizma dlya ego dal'nej-shego razvitiya v Rossii (analiticheskie dannye): otchjot o NIR. GNU VNIIOZ im. prof. B. M. Zhitkova Rossel'hozakademii. [System of measures for the territorial organization of hunting tourism for its further development in Russia (analytical data): Research report. The prof. B.M. Zhitkov GNU VNIIOZ RASHN]. Kirov, 2009. 337 p.

7. Makarjushchenko V.V., Andreev M.N. Voprosy istorii i organizacii okhotnich'ego turizma v Rossii. [Questions of history and organization of hunting tourism in Russia]. Agrarnaya nauka Evro-Severo-Vostoka [An Agrarian science of Euro-North-East]. 2010. no.4. pp. 75-78.

8. Firma "Mistral Jagdereisen" (sait) [Company «Mistral Jagdreisen»: [site]]. URL: http://www.mistral-jagd.at/angebote/2013/ k51 .pdf (date accessed: 01.17.2014).

9. Andreev M.N., Makarjushchenko V.V. Sovremennoe sostoyanie i problemy okhotnich'ego turizma v Kirovskoj oblasti. [The current state and the problems of hunting tourism in the Kirov region]. Agrarnaya nauka Evro-Severo-Vostoka [An Agrarian science of Euro-NorthEast]. 2008. no.11. pp. 187-190.

10. Andreev M.N., Makarjushchenko V.V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya turistskikh resursov khozyajstvami Rosokhotrybolovsojuza na Severnom Kavkaze [Possibilities of use of tourist resources of Rosokhotrybolovsoyuz farms in the North Caucasus]. Itogi i perspektivy deyatel'nosti okhotnich'ih khozyajstv v novyh jekonomicheskikh usloviyakh: materialy Vsesojuzn. nauch.-proizv. seminara (konf.), 13-16 noyabrya 1989. [Results and perspectives of game farms in the new economy: Materials Proc. Scientific-Mfr. Workshop (Conference), 13-16 th November 1989]. Kirov, 1989. pp. 181-183.

11. Makarjushchenko V.V., Andreev M.N. Kto v Rossiju s ruzh'em pridet (Vremennyj vvoz v Rossiju inostrannymi grazhdanami oruzhiya dlya okhoty). [Who comes in Russia with a gun (Temporary importation of weapons for hunting in the Russian by the foreign citizens)]. Part 1. Safari. 2008. no.6. pp. 40-43.; Part 2. Safari. 2009. no. 1. pp. 68-71.

12. Andreyev M.N., Safonov V.G. Jagdtourismus für Ausländer in Russland - reale Einschätzung der heutigen Situation // Beiträge zur Jagd-und Wildforschung. 1996. Bd. 21. pp. 357-360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.