Научная статья на тему 'О сохранении научно-конструкторского потенциала шинного производства'

О сохранении научно-конструкторского потенциала шинного производства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О сохранении научно-конструкторского потенциала шинного производства»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо

О СОХРАНЕНИИ НАУЧНО-КОНСТРУКТОРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ШИННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Несмотря на свое провинциальное положение, Омск в 80-е годы занял лидирующее место в разработке научных основ и новейших образцов оборудования и технологий для шинной промышленности. Центром этих работ был НИКТИшп, в дальнейшем переименованный в НПП "Прогресс". Высококлассный научный и конструкторский коллектив (четыре заслуженных изобретателя РФ, полтора десятка кандидатов наук, десятки талантливейших конструкторов), сотни изобретений, масса научных публикаций, семейства новых станков и агрегатов, десятки новых, уникальных резинокордных оболочек различного назначения, авторитет и признание среди всех заводов отрасли, орден на знамени института -вот короткий перечень достижений этого времени.

Сегодня ситуация кардинально изменилась к худшему. От НИИ остались крохи, большинство ведущих специалистов всех рангов покинули его стены, многие переквалифицировались, а те, кто еще остался верен своим пристрастиям, работают вполсилы. Вместо некогда мощного НИИ, оснащенного всем необходимым, образовалось несколько самостоятельных маломощных организаций типа АО "Поликон", АО "Сибстанкошинпром", ТОО "Параллель" и др., занимающихся узкими вопросами шинного производства.

Если подойти к изложенному формально, можно констатировать закат некогда известной и ведущей фирмы, развал научной школы, словом, кризис. Если же посмотреть на ситуацию не с позиции чистой , констатации, а с иной, то еще не все потеряно.

Областная и городская администрация озабочены решением проблем занятости, загрузки заводов ВПК, поиском для них заказов, оживлением производства. А между тем в городе сложилась уникальная ситуация, которой грех не воспользоваться (пока еще не поздно), тем более что уже имеется положительный практический опыт такого использования.

В Омске есть некогда гремевший на всю страну и бывший одним из флагманов шинной промышленности, а ныне резко сдавший свои позиции шинный завод, нуждающийся ныне в кардинальной реконструкции и переоснащении хотя бы потому, что его оборудование в немалой степени физически и морально устарело, а вновь построенные перед "перестройкой" цеха требуют наполнения. Пока еще есть ученые и конструкторы, занимавшиеся или занимающиеся по сей день вопросами

совершенствования станочного парка шинных заводов. Имеется конгломерат высококлассных, с такими же специалистами и рабочими, заводов ВПК (в частности ПО "Полет", завод СПС и др.), которые оказались полузагруженными, но, решая задачу выживания, освоили изготовление ряда новейших образцов станков для сборки автопокрышек по чертежам омских конструкторов. Эти станки успешно эксплуатируются на Барнаульском и Омском шинных заводах, спрос на них возрастает. Такой положительный опыт заслуживает самого пристального изучения и развития, так как он свидетельствую- об одном из реальных и вполне осуществимых в достаточно большом масштабе путей решения упоминавшихся выше проблем.

Сегодня буквально на поверхности находится реальная возможность превращения Омска в центр по проектированию, изготовлению и оснащению всех отечественных шинных заводов (а в перспективе и стран СНГ) совершеннейшим оборудованием и по его добротному сервисному обслуживанию. Вполне реальна со временем организация в городе и производства пресс-форм для вулканизации покрышек - этих крайне дефицитных и требующих высокого уровня изготовления изделий.

Иными словами, идея витает в воздухе. При наличии доброй воли и желания всех заинтересованных сторон: администраций - банков - науки -изготовителей (машиностроители) - потребителей (шинные заводы) -задача решаема наилучшим образом и с наименьшими затратами, быстрой отдачей.

Если ничего не предпринять в самое ближайшее время, получится как в поговорке: "Что имеем - не храним, потерявши - плачбм". Разве это в наших интересах? Дальнейшее промедление смерти подобно, ибо научный и конструкторский потенциал, сосредоточенный в шинном производстве, тает буквально на глазах. А начинать освоение с Нуля потребует таких временных, финансовых и материальных затрат, что останется жить только воспоминаниями и мечтами о светлом будущем.

Ю. Кармацкий, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.