Научная статья на тему 'Этапы творческого пути (к 40 - летию ОКТБ «Орион»)'

Этапы творческого пути (к 40 - летию ОКТБ «Орион») Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Дерлугян Петр Дмитриевич, Ефимова Валентина Захаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы творческого пути (к 40 - летию ОКТБ «Орион»)»

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ (к 40 - летию ОКТБ «Орион»)

С начала 60-х гг. ХХ в. в Новочеркасском политехническом институте на кафедре «Детали машин», а с 1965 г. в проблемной лаборатории специального материаловедения под руководством проф. А.А. Кутькова проводились исследования по созданию «потеющих пластмасс» -антифрикционных самосмазывающихся полимерных материалов группы «маслянит». Были выдвинуты теоретические основы получения композиционных полимерных материалов с высокими триботехническими характеристиками. Низкий коэффициент трения и высокая износостойкость позволили использовать материалы в подвижных сопряжениях узлов трения скольжения машин и механизмов взамен бронзы и баббитов. Обладая одновременно высокой стойкостью к коррозии, материалы, помимо использования их в машиностроении, нашли применение в химической промышленности, судостроении, гидротехнике и энергетике.

Запросы промышленности в «маслянитах» в то время не обеспечивались возможностями лаборатории, а передача технологий их получения на предприятия требовала значительных финансовых затрат и времени. В целях повышения эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оперативности разработки и внедрения результатов работ в промышленность приказом Минвуза РСФСР № 283 от 28.06.1974 г. было организовано Особое кон-структорско-технологическое бюро специального материаловедения Новочеркасского политехнического института (ОКТБ СМ) на полном хозяйственном расчете. Директором-главным конструктором ОКТБ СМ был назначен д.т.н., профессор Александр Андреевич Кутьков. Этим приказом была открыта страница в рождении, становлении и развитии научно-производственной организации, специализирующейся в области антифрикционного материаловедения.

Особенностью ОКТБ СМ являлось наличие в структуре организации опытного производства, способного удовлетворять растущие потребности промышленности в своих разработках, сократив до минимума процесс от разработки до внедрения, обеспечив высокую степень завершенности прикладных разработок.

В течение 40-летней истории ОКТБ СМ претерпело некоторые изменения в названии, статусе и подчиненности. Так, в 1980 г. ОКТБ СМ переименовано в «Особое конструкторско-техноло-гическое бюро ''Орион'' при Новочеркасском политехническом институте», в 1996 г. получило статус Государственного унитарного предприятия «Особое конструкторско-технологическое бюро ''Орион'' Министерства образования РФ, в 2001 г. предприятие переименовано в «Федеральное государственное унитарное предприятие ОКТБ ''Орион'' Министерства образования РФ», а с 2005 г. фирменное наименование предприятия -Федеральное государственное унитарное предприятие «Особое конструкторско-технологичес-кое бюро ''Орион'' (ФГУП ОКТБ «Орион»). Основное научное направление предприятия оставалось неизменным.

Приказом Министра промышленности, науки и технологий РФ № 43 от 30 июля 2002 г. ФГУП ОКТБ «Орион» выдано Свидетельство о государственной аккредитации научной организации.

Указом Президента РФ № 1009 от 4 августа 2004 г. ФГУП ОКТБ «Орион» было включено в перечень стратегических предприятий как осуществляющее выполнение работ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты прав и законных интересов граждан РФ.

В 2012 г. по представлению Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области ФГУП ОКТБ «Ори-

он» включено во Всероссийский реестр социально ответственных предприятий и организаций.

Руководителями - главными конструкторами ОКТБ «Орион» назначались:

1974 - 1981 гг. - Кутьков Александр Андреевич, д-р техн. наук, профессор;

1981 - 1982 гг. - Малеванный Виктор Иванович, канд. техн. наук, доцент;

1982 - 1987 гг. - Гончаров Семен Иванович, д-р техн. наук, профессор;

1988 - 2009 гг. - Логинов Владимир Тихонович, д-р техн. наук, профессор, академик Российской инженерной академии, член Российского национального комитета по трибологии.

С июля 2009 г. и по настоящее время предприятие возглавляет Петр Дмитриевич Дерлугян, канд. техн. наук, доцент, академик Российской инженерной академии, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Почетный работник науки и техники РФ.

Все это время в ОКТБ «Орион» активно развивается одно из приоритетных направлений науки и техники в области новых материалов и технологий их производства. Разработанные теоретические основы химического конструирования композиционных материалов и покрытий нашли применение в создании группы антифрикционных композитов с заранее заданными техническими характеристиками. Предложенные способы механохимической модификации полимеров позволили реализовать при трении в поверхностном рабочем слое эффекты самосмазывания, самоорганизации и структурной приспосабливаемости подвижных молекулярных форм. Это дало возможность регулировать свойства полимеров в процессе их переработки в изделия и тем самым значительно улучшить физико-механические, триботехнические, теплофизи-ческие характеристики композитов.

В результате сотрудничества с ведущими организациями страны в области проектирования новой техники по их заказам и техническим заданиям создана группа антифрикционных самосмазывающихся композиционных полимерных материалов и износостойких покрытий, обладающих специальными свойствами и предназначенных для работы в качестве подшипников скольжения, скользящих направляющих и уплотнений.

По заказу СКБ «Ленгидросталь» (г. Санкт-Петербург) и Треста «Гидромонтаж» (г. Москва), разработаны антифрикционный самосмазывающийся материал АСМК-112 и его модификации, предназначенные для скользящих направляющих и подшипников скольжения опорно-ходовых устройств гидротехнических сооружений. Материал внедрен и успешно эксплуатируется на всех гидроэлектростанциях страны. С целью исследования свойств материалов, работающих в водных средах, включая водопоглощение, набухание, влияние флоры и фауны речных водоемов, организована испытательная станция на р. Дон (отв. исп.: П.Д. Дерлугян, А.С. Сухов, В.М. Могиль-ницкий, Р.А. Чебанов, Е.П. Худяков).

Совместно с ПКБ «Рубин» и НИИ «Морфиз-прибор» (г. Санкт-Петербург) создана группа антифрикционных материалов: «Маслянит-11», «Маслянит-36», «Маслянит-38Х», «Маслянит-М», «Маслянит-К», предназначенных для работы в водных средах в качестве подшипников скольжения надводной и глубоководной техники. Материалы прошли стендовые межведомственные испытания, включая контакт с морской водой. С этой целью на территории 1-й судоверфи ВМФ в п. Лазаревское была организована и оснащена испытательным и исследовательским оборудованием морская исследовательская лаборатория. Разработана технология получения крупногабаритных полимерных подшипников скольжения размерами до метра в диаметре и весом до 300 кг, спроектирована, изготовлена и налажена технологическая линия по их производству (отв. исп.: П.Д. Дерлугян, В.М. Могильницкий, Н.Н. Водолазов, В.С. Исаков, Р.А. Чебанов, Е.П. Худяков, Г.В. Земляков, Ю.А. Медведев).

В ходе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проводимых в рамках договора с КБ «Компас» (г. Санкт-Петербург), созданы антифрикционные самосмазывающиеся листовые материалы «НПИ-М» и «ПЛМ-3А». Они обеспечивали кратковременную работу механизмов при скоростях скольжения от 5 до 45 м/с. При эксплуатации сохранялся стабильно низкий коэффициент трения в паре с алюминиевыми сплавами без применения смазочных материалов. Разработанный антифрикционный самосмазывающийся материал «Маслянит-36М» предназначен

для работы в среде специальной технологической жидкости ПГВ в качестве вкладышей и сегментов подшипников скольжения узлов трения аэрофинишеров. Разработки, выполняемые по постановлению Правительства, прошли лабораторные, стендовые, натурные испытания, высоко оценены межведомственной комиссией и внедрены в судостроении (отв. исп.: П.Д. Дерлугян, А.А. Вакар, И.Д. Дерлугян, И.В. Павлов).

Согласно постановлению ВПК и Правительства по созданию образцов специальной техники совместно с КБ «Южное» (г. Днепропетровск) разработан антифрикционный самосмазывающийся материал «Маслянит-9С», предназначенный для опор скольжения при перетягивании крупнотоннажных грузов по металлическим направляющим в полевых условиях. Разработка была принята межведомственной комиссией и внедрена на Южном машиностроительном заводе (отв. исп.: П.Д. Дерлугян, А.А. Вакар, С.В. Костюков, В.Ф. Таранцов, Г.В. Земляков, Т.Г. Мшве-ниерадзе, Л.М. Данюшин, И.В. Павлов).

В лаборатории перспективных разработок выполнялись исследования по реализации эффекта избирательного переноса за счет введения в масла и пластичные смазки координационных соединений переходных металлов, на основании которых разработана группа металлоплакирую-щих смазочных материалов. Предложенная технология получения твердосмазочных покрытий на основе ткани из волокон политетрафторэтилена и полимерного связующего позволила реализовать работу подшипников скольжения при нагрузках до 250 МПа в интервале температур от минус 180 до плюс 250 оС. Технология модификации резинотехнических изделий, путем нанесения методом электрофореза защитного полимерного покрытия, позволила эксплуатировать узлы трения при гидростатическом давлении до 50 МПа (отв. исп.: А.С. Кужаров, В.О. Гречко, В.В. Чуваев, Г.А. Данюшина, Г.А. Рябова, В.Г. Ряд-ченко, И.Д. Дерлугян).

По заказу СКБ «Транспрогресс» и ВНИИПИ «Транспрогресс» (г. Москва) проводились работы по созданию контейнерных пневмотранспортных систем, работающих на опорах скольжения. Для узлов трения разработана группа антифрикционных самосмазывающихся композиционных полимерных материалов, а для их испытаний спро-

ектирован, изготовлен и внедрен в эксплуатацию специальный стенд, позволяющий получать три-бологические характеристики узла трения в условиях, приближенных к натурным. Для опор скольжения несущих роликов ленточных конвейеров, работающих в горно-рудной промышленности на предприятиях ПО «Ростовнеруд», ОПО «Винницкнерудпром», ПО «Ростовнеруд», ОПО «Ворошиловграднерудпром», разработаны конструкции роликовых опор с использованием антифрикционных самосмазывающихся материалов «Маслянит». По заказу ЦНКБ (г. Москва) разработаны конструкции узлов одновинтовых насосов-дозаторов с применением композиционных материалов для обойм (отв. исп.: С.М. Губарев, Б.И. Усатов, В.А. Левинцев, К.И. Колесников, Н.М. Доценко, В.Г. Алтынов, Г.Н. Гаврилова, В.И. Чубов).

Решая проблему повышения работоспособности и продления срока службы узлов трения при их эксплуатации в коррозионно-абразивных средах, по заказу химкомбината «Россия» (г. Каменск) разработано модифицированное никель-фосфорное покрытие, а также технология его нанесения на крупногабаритные изделия в заводских условиях (отв. исп.: В.Т. Логинов, Г.Е. Трофимов, П.Д. Дерлугян).

Для круглогодичного спуска судов с наклонных стапелей, передвижения крупногабаритных, тяжеловесных устройств на опорах скольжения, гидрозатворов малых оросительных систем и рыборазводных прудов на основе полиэтилена разработаны композиционные самосмазывающиеся материалы «Пластмасса ПМ» и «МДСК». Технология их производства освоена на Свирьской судоверфи (отв. исп.: Н.М. Мамаев, Л.М. Данюшин).

По заданию НИИ «Приборостроения» (г. Москва) на базе ОКТБ «Орион» разработана группа термостойких композиционных антифрикционных самосмазывающихся материалов серии «ТАСМ», работоспособных в интервале температур от минус 150 до плюс 400 °С в вакууме и различных газовых средах (отв. исп.: Б.Н. Васильев, А.С. Иванов, Т.Д. Плешакова).

Совместно с конструкторами ПНО «Машиностроение» (г. Реутово), разработчиками ракетно-космической техники, созданы и внедрены в тяжелонагруженных узлах сухого трения, работающих на воздухе, в вакууме и газовых средах,

антифрикционные фосфатные твердые смазочные покрытия ФТСП-1 и ФТСП-2. Коэффициент трения скольжения в заданных режимах 0,02 - 0,04 в вакууме и 0,05 - 0,08 на воздухе (отв. исп.: В.Т. Логинов, В.М. Могильницкий, Г.Е. Трофимов).

В лаборатории смазочных технологических материалов взамен жидкостей на нефтяной основе разработан смазочный материал на водной основе, применяемый на металлорежущем оборудовании и давильных агрегатных станках при обработке труднодеформируемых и труднообрабатываемых металлов и сплавов давлением и резанием, а также технологическая смазка, используемая при штамповке и глубокой вытяжке металлов (отв. исп.: Г.И. Шульга, О.П. Рыбаков, В.Ф. Мельников, Э.Г. Сарры, А.Г. Черненко, Т.Г. Никонова).

В плане реализации федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002 - 2006 годы» ЮРГПУ (НПИ) совместно с ФГУП ОКТБ «Орион» стали победителями конкурса, объявленного Министерством образования и науки РФ по комплексному проекту «Научно-методическое и организационное сопровождение создания научно-образовательно-производственного комплекса (отраслевого кластера) на основе институциональной интеграции по одному из приоритетных направлений». При реализации данного проекта ОКТБ «Орион» выполнило НИР: «Разработка теоретических основ химического конструирования антифрикционных самосмазывающихся материалов и покрытий с заданными техническими характеристиками» и ОКР: «Разработка технологии производства скользящих направляющих и уплотнений из антифрикционных самосмазывающихся материалов для работы в коррозионно-абразивных средах». В ходе реализации комплексного проекта на базе ОКТБ «Орион» для участников НОПК был создан Центр коллективного пользования, включающий в себя организацию пяти научно-исследовательских лабораторий с оснащением их необходимым оборудованием (отв. исп. В.Т. Логинов, П.Д. Дер-лугян, В.М. Могильницкий, Г.А. Данюшина, Р.А. Чебанов, В.А. Левинцев).

ОКТБ «Орион» активно включилось в реализацию ФЦП «Исследования и разработки по при-

оритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007 - 2013 годы»:

В 2009 - 2010 гг. выполняется ГК № 02.518.11.7130, заключенный с Федеральным агентством по науке и инновациям в целях обеспечения государственных нужд. Тема НИР -«Проведение исследований в области создания новых перспективных композиционных самосмазывающихся материалов с использованием метода химического конструирования и обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ методами триботехнических исследований, разработанными для УСУ» (отв. исп. В.Т. Логинов, П.Д. Дерлугян, В.М. Могильницкий, Г.А. Данюшина, Р.А. Чебанов, Ф.П. Дерлугян, Е.Н. Гридинская, А.В. Могильницкий).

В 2010 - 2011 гг. с Минобрнаукой РФ был заключен договор № 02.120.11.1859-МК об условиях использования гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых и организовано выполнение НИР по теме: «Исследование процессов получения композиционных антифрикционных самосмазывающихся материалов и износостойких покрытий с заданными техническими характеристиками методами химического конструирования и нанотех-нологий для эксплуатации в экстремальных условиях» (отв. исп. Ф.П. Дерлугян, И.Н. Щербаков, М.Ю. Шевченко).

В 2011 - 2012 гг. на научно-производственной базе ОКТБ «Орион» выполнен ГК № 16.518.11.7106, заключенный с Департаментом приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки РФ, в целях обеспечения государственных нужд, по теме: «Проведение исследований в области создания перспективных износостойких композиционных материалов для тяжелонагруженных узлов трения с использованием уникальной стендовой триботехнической установки УСУТ-2» (отв. исп. В.М. Могильниц-кий, Р.А. Чебанов, Г.А. Данюшина, Ф.П. Дерлу-гян, Е.Н. Гридинская, А.В. Могильницкий).

В 2012 - 2013 гг. в Рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» ФГУП ОКТБ «Орион» выполнило соглашение № 14.U01.21.1078 с Минобрнаукой по НИР на тему: «Разработка и исследования функциональных композиционных материалов и покрытий для трибосопряжений, работающих в

экстремальных условиях, методами химического наноконструирования» (отв. исп.: В.Г. Шишка, Г.А. Данюшина, Ю.М. Бережной, И.В. Иванова).

Помимо основной научной школы по антифрикционному материаловедению в ОКТБ «Орион» в 80-90-х годах прошлого столетия развивались и другие научные направления, которые в дальнейшем были реорганизованы в самостоятельные предприятия.

С 1978 г. под руководством доцента О.Д. Га-гина были начаты работы по исследованию и диагностике работоспособности металлоконструкций подъемно-транспортных машин и оборудования, выявлению и устранению дефектов, продлению их работоспособности. В 1996 г. это направление получило развитие в ООО НПП «Мысль» под руководством профессора А.А. Короткого.

С 1982 по 1994 г. на базе ОКТБ «Орион» проводились работы по созданию литиевых химических источников тока. Работы, выполнявшиеся по Постановлениям правительства и ВПК, имели большое научное и практическое применение. За разработку данной продукции ряд сотрудников были награждены правительственными наградами. Эти работы нашли дальнейшее развитие под руководством М.С. Плешакова в рамках созданного ЗАО «Орион-ХИТ».

В 1982 г. под руководством профессора С.И. Гончарова были организованы работы по автоматизации технологических производств на базе роботизированных комплексов. Ответственными исполнителями работ являлись доцент С.И. Дуров и доцент А.Н. Болтышев. В 1993 г. работы вместе с помещениями и технологическим оборудованием были переданы в ЮРГПУ (НПИ), где продолжаются на базе механического факультета под руководством доцента В.М. Бердника.

С 1982 по 1993 г. ОКТБ «Орион» активно сотрудничает с медицинским гастроцентром г. Железноводска и Ростовским медицинским институтом по разработке приборов и систем для гастроэнтерологии. Ответственным исполнителем работ от «Ориона» был назначен А.Н. Чеботарев.

Более 500 научных разработок выполнены в ОКТБ «Орион» на высоком научно-техническом уровне. Это подтверждается получением свыше 400 авторских свидетельств и патентов, в чем огромная заслуга бессменного руководителя патентной службы В.З. Ефимовой. За внедрение изобрете-

ний в народное хозяйство А.А. Кутьков был удостоен звания «Заслуженный изобретатель РСФСР», а 15 сотрудников удостоены нагрудного знака «Изобретатель СССР». Двадцать пять разработок отмечены медалями ВДНХ СССР (3 золотых, 10 серебряных и 12 бронзовых). Результаты научных исследований опубликованы более чем в 5000 научных трудов, включая 11 монографий и 6 тематических сборников «Антифрикционные материалы специального назначения». Результаты разработок докладывались и обсуждались на конференциях, симпозиумах и форумах, в том числе за рубежом, выставлялись и награждались дипломами на выставках и ярмарках. На базе ОКТБ «Орион» проводились Всесоюзная научно-техническая конференция «Трибоника и антифрикционное материаловедение» и Всесоюзный семинар по биостойкости и защите полимерных материалов. В 1983 г. группа молодых ученых стала Лауреатами премии комсомола Дона, а в 1986 г. - Лауреатами премии Ленинского комсомола.

По проблемам трибологии и антифрикционного материаловедения учеными, работающими в разное время в ОКТБ «Орион» или тесно связанными с научными исследованиями, проводимыми в ОКТБ, защищено 7 докторских диссертаций: А.А. Кутьков, Д.Т. Авдеев, А.Я. Гоголев, В.Т. Логинов, А.С. Кужаров, Ю.Е. Пономарев, Г.И. Шульга. Работают над докторскими диссертациями Д.В. Миньков, И.Н. Щербаков, В.Г. Шишка. По тематике ОКТБ «Орион» защищено более 50 кандидатских диссертаций. Профессор В.Т. Логинов избран членом Российского национального комитета по трибологии. ОКТБ «Орион» в рамках учебно-научно-производственных комплексов активно сотрудничает с вузами области по подготовке инженерных и научных кадров, а также выступает ведущим предприятием для соискателей и аспирантов ЮРГПУ(НПИ), ДГТУ, РГУПС, ЮФУ.

С 1992 г. ОКТБ «Орион» активно сотрудничает с Российской инженерной академией по направлению «Материаловедение и технология», а также его Ростовским региональным отделением, включившись в реализацию планов и задач, направленных на развитие и сохранение интеллектуального потенциала отраслевой науки и техники по основным инженерным направлениям.

В это время действительными членами академии (академиками) избраны В.Т. Логинов и П.Д. Дер-лугян, членом-корреспондентом И.Н. Щербаков, а академическими советниками утверждены В.М. Могильницкий, И.Д. Дерлугян, А.В. Скори-ков, Г.А. Данюшина, Ф.П. Дерлугян, Г.Е. Трофимов, В.В. Иванов, В.Г. Шишка, И.В. Иванова. Лауреатами конкурсов молодых ученых им. академика И.И. Воровича, проводимых Ростовским региональным отделением РИА и СКНЦ ВШ в области фундаментальных и прикладных проблем современной техники, становились: 2007 г. -Ф.П. Дерлугян; 2010 г. - И.Н. Щербаков и Ф.П. Дерлугян; 2012 г. - И В. Иванова; 2013 г. -Ю.М. Бережной.

В настоящее время коллектив ОКТБ «Орион» реализует свое основное научное направление, разрабатывая и внедряя в промышленность антифрикционные самосмазывающиеся композиционные полимерные материалы и износостойкие покрытия с заданными техническими характеристиками, предназначенные для эксплуатации в экстремальных условиях. По реализации приоритетного направления развития науки и техно-

логий РФ «Индустрия наносистем» и ряда критических технологий ведется 80 % работ. В целях диверсификации производства выполняется 20 % работ, связанных с изготовлением запасных частей и агрегатов для сельхозтехники, а также комплектующих изделий для оперативного таможенного контроля.

Научно-исследовательская, испытательная, технологическая и производственная база, представленная тематическими подразделениями, а также службы аппарата управления, службы обеспечения и охраны, технические службы размещаются в 19 объектах недвижимости, общей площадью около 5000 м2, включенных в Реестр федерального имущества и переданных ОКТБ «Орион» на праве хозяйственного ведения.

Над реализацией планов трудятся около 100 сотрудников, включая научных работников, аспирантов, соискателей и студентов вузов. Среди них 3 доктора технических наук и 17 кандидатов. Совместно с высококвалифицированными инженерно-техническими работниками и служащими коллектив готов продолжать славные трудовые традиции ОКТБ «Орион».

Дерлугян Петр Дмитриевич - Директор-главный конструктор Федерального государственного унитарного предприятия «Особое конструкторско-технологическое бюро "Орион"»

Ефимова Валентина Захаровна - руководитель патентно-информационной службы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.