Научная статья на тему 'О сохранении архитектурного наследия исторического центра г. Барнаула'

О сохранении архитектурного наследия исторического центра г. Барнаула Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
261
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ / ДЕМИДОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кремнев С.А.

Статья посвящена проблеме сохранения архитектурного наследия города Барнаула. Сохранение и воссоздание архитектурных памятников исторической части города связано не только с духовными и культурно-историческими аспектами, но и с социально-экономическими факторами развития региона, в частности, развитием туриндустрии. Автор рассматривает становление и развитие архитектурного облика Барнаула XVIII-XIX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О сохранении архитектурного наследия исторического центра г. Барнаула»

О СОХРАНЕНИИ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА Г. БАРНАУЛА

© Кремнев С.А.1

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул

Статья посвящена проблеме сохранения архитектурного наследия города Барнаула. Сохранение и воссоздание архитектурных памятников исторической части города связано не только с духовными и культурно-историческими аспектами, но и с социально-экономическими факторами развития региона, в частности, развитием туриндустрии. Автор рассматривает становление и развитие архитектурного облика Барнаула ХУШ-ХГХ вв.

Ключевые слова архитектурное наследие, туристский кластер, русский классицизм, Демидовская площадь.

В условиях экономического кризиса проблемы сохранения культуры могут отходить на второй план, что несет в себе опасность утраты культурного наследия для будущих поколений. Экономические проблемы оказывают влияние на состояние архитектурных памятников, которые ветшают и разрушаются. Сегодня вопросы сохранения памятников архитектуры приобретают особую остроту, поскольку это связано не только с духовными и культурно-историческими аспектами, но и с социально-экономическими факторами развития региона, в частности, развитием туриндустрии.

Развитие туризма является важным фактором устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Алтайском крае. Одним из приоритетов в развитии экономики края в соответствии с принятой стратегией социально-экономического развития края до 2025 г. является создание туристского комплекса международного уровня. Проект туристского кластера «Барнаул - горнозаводской город», разработанный Институтом архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета, был включен в федеральную целевую программу развития внутреннего въездного туризма в РФ на 2011-2018 гг. Проект «Барнаул - горнозаводской город» позволяет по-новому взглянуть на роль Барнаула в развитии Западной Сибири, её промышленности и культуры. На территории данного туристско-рекреационного кластера, расположенного в самой старой, исторической части города, планируется выделить ряд подкластеров, один из которых располагается на Демидовской площади.

Демидовская площадь является историческим центром города Барнаула, основанием которого послужило создание Акинфием Никитичем Демидо-

1 Студент Института архитектуры и дизайна.

вым меде- и сереброплавильного заводского комплекса. Строительство завода было начато осенью 1739 года, в этом же году была построена плотина и проложен отводной канал. Комплекс построек Барнаульского сереброплавильного завода включал в себя Демидовскую площадь, Петропавловскую улицу (затем - Набережную, позже - улицу Республики, ныне - улицу Пол-зунова), заводской двор (ныне территория спичечной фабрики на улице Пол-зунова) и Соборную площадь (ныне площадь Свободы).

Сегодня фраза Ф.М. Достоевского, дважды посещавшего наш город в середине XIX в., «Барнаул - это маленький Санкт-Петербург» стала для бар-наульцев почти крылатой. Барнаул, как и Санкт-Петербург, с самого начала строился по единому плану. На плане 1748 г., составленном П. Старцевым, содержится информация о формировании исторического центра Барнаула. Улицы на нем направлены не к Оби, а к заводской площади. Мастеровая, драгунская, солдатская и купеческая слободы расположены вдоль продольной оси, образуемой рекой Барнаул (ныне река Барнаулка) и прудом. Производственные здания ориентированы параллельно поперечной оси - плотине. Параллельно-перпендикулярное расположение улиц дало повод называть их линиями, подобно улицам Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Кроме того, церковь Барнаульского завода была посвящена, по подобию северной столицы, святым Петру и Павлу, а ее колокольня была увенчана высоким шпилем [6, с. 25].

В тот период, как отмечает известный алтайский искусствовед Т.М. Сте-панская, «возросшие связи сибирских городов с европейской частью России обусловили общность архитектурных форм и композиционных приемов в строительстве общественных зданий» [6, с. 47]. Образцовые проекты фасадов общественных и частных зданий, выполненные архитекторами А.Д. Захаровым, К.И. Росси и В.П. Стасовым, послужили моделью для сибирских архитекторов и сыграли важную роль в распространении принципов архитектуры русского классицизма. В свою очередь, как отмечают некоторые исследователи, опыт строительства промышленных городов-заводов Урала и Сибири наложил свой заметный отпечаток на Петербург и оказал влияние на все последующее градостроительство.

Планировка Барнаула являлась характерной для градостроительного искусства классицизма с присущими ему строгой геометричностью общего плана и преобладанием прямоугольной системы параллельных кварталов и улиц. В 1785 был составлен план Барнаула, в соответствии с которым город располагался на левом берегу реки Барнаул и состоял из 70 прямоугольных кварталов, 8 улиц, расположенных параллельно пруду и 10 переулков. Переулок, выходящий к Московско-Сибирскому тракту, был назван Московским и стал центральной магистралью города. Однако центром города по-прежнему являлась площадь сереброплавильного завода, которая, будучи типичной для горного города, имела, одновременно с этим, и свои особые неповторимые черты.

Архитектура

9

Ансамбль Демидовской площади, сложившийся в 1818-1852 гг., представляет собой уникальный памятник градостроительства первой половины XIX в. Демидовскую площадь, спроектированную в стиле русского классицизма, часто называют «уголком Санкт-Петербурга» благодаря ее архитектурному устройству. В Петербурге площади строились следующим образом: по трем сторонам находятся здания, образующие букву П, четвертая сторона - набережная Невы и решетка, а в центре - монумент. Подобным образом была устроена и Демидовская площадь. Ее ансамбль получил полноту и гармоничность благодаря зданиям в стиле классицизма: одна сторона - горный госпиталь (архитектор А.И. Молчанов), вторая - здание горного училища (архитекторы Я.Н. Попов, В.А. Шрейбер), третья - здание богадельни, четвертая - заводской пруд. При планировке площади и ансамбля сереброплавильного завода архитектор Я.Н. Попов, который являлся учеником знаменитого К.И. Росси, руководствовался принципами пространственной гармонии и архитектурного единства, которые были характерны для петербургских построек того времени.

Главная роль в композиции площади была отведена зданию горного училища. По первоначальному замыслу это здание должно было стать самой торжественной постройкой ансамбля Демидовской площади, однако проект училища Я.Н. Попова дважды отклонялся начальством Колывано-Воскресенских заводов, и в дальнейшем он был поручен архитектору В.А. Шрейберу, который участвовал в строительстве Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В итоге здание горного училища лишилось монументальных колонн и пандуса, отчего получилось «плоским» по сравнению со зданиями госпиталя и богадельни, однако хорошо вписалось в композицию Демидовской площади [6, с. 85].

Площадь первоначально носила название Конюшенной и была переименована в связи со строительством обелиска «Столетию Колывано-Воскресен-ских заводов» в честь 100-летия горного дела на Алтае (первое название площади, которое встречается в документах, это «площадь, предназначенная для обелиска»). Обелиск, получивший также название Демидовского столпа, был заложен 18 июня 1825 г, и основные работы производились в 1821-1823 г.г., однако окончание строительства относится к 1839 г. (по другим данным к 1844 г.). Высота Демидовского столпа составляет 14 метров, он сложен из 12 серых гранитных блоков, которые высекались и обрабатывались в деревне Беловской Колыванской волости и затем сплавлялись на плотах вниз по рекам Чарышу и Оби до Барнаула. Основание обелиска опирается на четыре чугунные угловые опоры, расположенные на гранитном постаменте. Первоначально на гранях постамента были установлены бронзовые литые доски с посвятительными надписями, а на постаменте находился овальный чугунный барельеф с изображением Демидова. Позже, в 1917 г. старые мемориальные доски были сняты с обелиска, а барельеф передан в Алтайский краеведческий музей. В целом можно сказать, что обелиск «Столетию Колывано-Воскресенских заводов» представляет собой редкий на сегодняшний день памятник истории техники.

К 1830-40 гг. объемно-пространственный ансамбль центра Барнаула получил логическое завершение. В его архитектурном решении были осуществлены принципы классицизма в градостроении: эстетика максимально раскрытого пространства, система пространственных связей и далеких перспектив, превращение города в произведение искусства. Однако протяженный горизонтально-пространственный акцент застройки Барнаула, характерный для классицизма, включал и вертикальные мотивы, а именно, Демидовский столп, а также главы и колокольни культовых построек - силуэты колоколен Петропавловского собора, церкви Одигитрии, Иоанновской церкви подчеркивали основные композиционные оси и красоту местного ландшафта. Все это позволяет отнести исторический центр города Барнаула к числу редких памятников архитектуры Сибири, вобравших в себя и Уральские традиции заводострое-ния, и черты европейского стиля классицизма. Таким образом, по мнению Т.М. Степанской, в архитектуре Барнаула проявилось свойство преемственности «не ограничиваться «вертикальными» связями (от древности к современности)», но реализовывать и «горизонтальные» связи, а именно - взаимную передачу культурных традиций между регионами, народами и т.д. [6, с. 100].

Итак, Барнаул - один из старейших городов Сибири, сохранивший свою красоту и самобытность. Конечно, сегодняшний Барнаул Ф.М. Достоевский, будь он жив, не назвал бы маленьким Санкт-Петербургом. Но, все же старый центр нашего города продолжает хранить дух северной столицы. И современные архитекторы делают все возможное, чтобы сохранить уникальную атмосферу исторического центра в неприкосновенности. Мы согласны с мнением сибирского архитектора А.П. Долнакова, считающего, что улицы, площади, отдельные здания и ансамбли представляют собой особую архитектурную летопись города, которую необходимо изучать, воссоздавать и сохранять для будущих поколений [4]. И вполне возможно, что предстоящее развитие архитектуры так или иначе будет связано с оживлением ее «исторической памяти» [5, с. 28].

Список литературы:

1. Алтай. Путеводитель с картами. - Тула: ИПО «Лев Толстой», 1999. -224 с.

2. Барнаул / Сост. А.Д. Сергеев. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1980. - 120 с.

3. Барнаул: Энциклопедия. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. у-та, 2000. - 408 с.

4. Долнаков А.П., Зотеева Л.А., Степанская Т.М. Памятники архитектуры Барнаула. - Барнаул, 1992. - С. 26-28.

5. Петракова Л.Д. Проблемы сохранения интерьеров памятников архитектура Барнаула // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3 (15).

6. Степанская Т.М. Архитектура Алтая VIII - начала XX в.: проблема интерпретации столичной архитектурной школы на территории Сибири [Текст]: учебное пособие / Т.М. Степанская. - Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2014. - 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.