Научная статья на тему 'О СОДЕЙСТВИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИВ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

О СОДЕЙСТВИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИВ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ / СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ВНЕШТАТНЫЕ СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волынкин Е.Н.

В статье рассматриваются некоторые аспекты правового регулирования участия общественности в борьбе с преступностью несовершеннолетних, акцентируется внимание на проблемных вопросах правоприменения, отрицательно влияющих на оперативно-розыскные отношения с участвующими либо содействующими субъектами в противодействии преступности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PUBLIC ASSISTANCE IN COMBATING JUVENILE DELINQUENCY

The article considers some aspects of the legal regulating public participation in the fight against juvenile delinquency, focuses attention on the problematic issues of law enforcement that negatively affect operational-search relations with participating or assisting entities in countering juvenile delinquency.

Текст научной работы на тему «О СОДЕЙСТВИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИВ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 343.85

Евгений Николаевич ВОЛЫНКИН,

доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент

volynkinen@yandex.ru

о содействии общественности

в противодействии преступности несовершеннолетних

on public assistance in combating juvenile delinquency

В статье рассматриваются некоторые аспекты правового регулирования участия общественности в борьбе с преступностью несовершеннолетних, акцентируется внимание на проблемных вопросах правоприменения, отрицательно влияющих на оперативно-розыскные отношения с участвующими либо содействующими субъектами в противодействии преступности несовершеннолетних.

The article considers some aspects of the legal regulating public par-ticipation in the fight against juvenile delinquency, focuses attention on the problematic issues of law enforcement that negatively affect opera-tional-search relations with participating or assisting entities in countering juvenile delinquency.

Ключевые слова: участие общественности, содействие граждан, преступность несовершеннолетних, внештатные сотрудники полиции.

Keywords: public participation, citizen assistance, juvenile delinquency, non-staff po-lice officers.

Преступность несовершеннолетних была и остается острой проблемой российского общества. В решении задач борьбы с правонарушениями несовершеннолетних оперативные подразделения используют различные силы, средства и методы, находящиеся на вооружении органов внутренних дел (далее - ОВД), особое место среди которых занимает содействие общественности и отдельных граждан, оказываемое как на гласной, так и конфиденциальной основе.

Положения ст. 10 гл. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции) позволяют полиции устанавливать взаимодействие с общественными объединениями, организациями и гражданами для решения задач, поставленных перед полицией. Участие граждан в охране общественного порядка и общественной безопасности может происходить в раз-

личных формах содействия или сотрудничества с полицией.

Пункт 34 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции предоставляет ей право привлекать граждан (с их согласия) к внештатному сотрудничеству, устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, пожелавшими конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе, объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, выплачивать его гражданам, привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций с сохранением за ними заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы (службы), поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных обязанностей, возложенных на нее.

Нормы Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД) достаточно полно регулируют содержание и порядок возникновения, изменения и прекращения отношений субъекта, правомочного осуществлять ОРД, с гражданами, изъявившими желание оказывать как на гласной, так и на конфиденциальной основе помощь ОВД в борьбе с преступностью, в том числе и несовершеннолетних.

Общее нормативное предписание упра-вомачивающего характера содержит ч. 5 ст. 6 Закона об ОРД, в которой должностным лицам органов, осуществляющих ОРД, разрешается использовать помощь иных лиц и специалистов, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и конфиденциальной основе, а в ст. 17 официально закреплена возможность реализации гражданами их конституционных прав на защиту от противоправных посягательств путем оказания органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), содействия в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, в том числе и совершенных несовершеннолетними.

Виды содействия граждан предметно регламентированы в Наставлении об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. В нем определены две основных формы содействия граждан: гласная и конфиденциальная (негласная). Разница между ними заключается в содержании и степени открытости.

В специальной литературе дается круг субъектов отношений, возникающих в ОРД. Исходя из этого круга, представляется возможным определить отдельных субъектов оперативно-розыскных отношений, участвующих либо содействующих в борьбе с преступностью несовершеннолетних:

а) органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Взгляд. Размышления.

Точка зрения ■425*

б) народные дружины, общественные объединения правоохранительной направленности, внештатные сотрудники полиции;

в) лица, оказывающие конфиденциальное содействие;

г) должностные лица, граждане (в том числе лица, представляющие оперативный интерес).

Исходя из большого круга субъектов отношений, участвующих либо содействующих в борьбе с преступностью несовершеннолетних, в данном исследовании мы остановимся на рассмотрении лишь отдельных аспектов участия общественности в рассматриваемой сфере.

С нашей точки зрения, многообразие направлений и форм участия вышеуказанных субъектов в борьбе с подростковой преступностью настоятельно требует, с одной стороны, уточнения понятия такого участия (содействия), с другой - конкретизации пределов участия и уточнения перечня основных направлений и форм содействия в борьбе с преступностью несовершеннолетних. В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» такие положения по-прежнему не закреплены [подр.: 2, с. 20].

Принимаемые общегосударственные комплексные программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ряде регионов работают не на должном уровне, отсутствует четкое представление о конечной цели, о поэтапном движении к ней, о характере текущих, среднесрочных и перспективных задач в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних. В первую очередь это связано с подходами к отбору контингента, на который ориентированы соответствующие профилактические мероприятия как общефедерального, так и регионального и местного уровней.

Во многих образовательных организациях имеется практика «умалчивания» о совершенных несовершеннолетними правонарушениях. Выявляя факты совершения учащимися мелких хищений, умышленного повреждения

имущества, причинения побоев, администрация ограничивается собственными воспитательными мерами1. В результате, как совершенно справедливо отмечается практиками, несовершеннолетние правонарушители своевременно не ставятся на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних, комиссии по делам и защите их прав, комплексные меры профилактики в их отношении не применяются, что приводит к совершению ими более тяжких противоправных деяний [3, с. 62].

В настоящее время отсутствует организованная эффективная работа с трудными подростками, системность в работе общественных и образовательных организаций в данной сфере, наряду с этим пристального внимания требуют вопросы, связанные с семейным насилием и жестоким обращением с ребенком.

На молодежных площадках нередко ведется работа лишь с узкой категорией детей, проявивших свои талант, способности, тогда как остается без внимания значительная часть подростков, которые в силу социально-экономических и иных обстоятельств не имеют возможности проявить себя2.

Необходимым условием повышения эффективности указанной деятельности, на наш взгляд, является перевод всей работы на качественно новый уровень, придание ей характера системности и комплексности.

Исторический опыт борьбы с безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних убедительно свидетельствует, что достижение положительных результатов в этой работе возможно лишь при четком взаимодействии всех субъектов, участвующих в профилактике подростковой преступности, и только при поддержке и активном участии общественности. Поэтому важнейшим условием эффективности работы по предупреж-

дению и пресечению правонарушений со стороны подростков является организация взаимодействия органов внутренних дел и общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. Согласно ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» они создаются в следующих организационно-правовых формах: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.

Основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации или ликвидации регулируются и другими федеральными законами: от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»; от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» и другими актами. Перечисленные нормативные документы, на наш взгляд, можно отнести к правовым источникам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач в борьбе с преступностью несовершеннолетних.

Деятельность ряда общественных объединений непосредственно связана с профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, охраной правопорядка. Так, гражданам, общественным объединениям (организациям) предоставляется право на содействие ОВД, а также отдельные лица с их согласия могут привлекаться к внештатному сотрудничеству с полицией3. Организациям, осуществляющим частную охранную деятель-

1 О результатах проверки Генеральной прокуратурой РФ исполнения территориальными органами МВД России законодательства, направленного на защиту детей, находящихся в социально опасном положении, а также на предупреждение преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении их : обзор ГУОООП МВД России от 15.10.2016 N 12/5503.

2 Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам круглого стола на тему «Состояние и профилактика преступности среди несовершеннолетних» от 03.05.018 N 6ОП-2/894. URL: https: // twitter.com/ gera_bon/status/1040613665496608769 (дата обращения: 26.04.2021).

3 Об участии граждан в охране общественного порядка : Федеральный закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ.

ность, предписывается оказание содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам - оказание содействия в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений, в том числе и среди несовершеннолетних4.

Задачи и функции, порядок образования и организации работы, обязанности и права, формы и методы работы, организация взаимодействия общественных формирований с государственными органами определяются положениями о соответствующих общественных формированиях5.

В последние годы в Российской Федерации образованы и действуют свыше 34 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, насчитывающих более 363 тысяч человек, в том числе почти 46 тысяч человек в 872 казачьих дружинах. В 2020 г. с их участием раскрыты около 40 тысяч преступлений и выявлены свыше 400 тысяч административных правонарушений, в том числе совершенных несовершеннолетними [9]. Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации на местах организована работа 26 координационных центров по профилактике экстремизма в молодежной среде.

Участие граждан в борьбе с преступностью несовершеннолетних на гласной основе имеет существенное значение: эти лица не нуждаются в том, чтобы их деятельность носила конфиденциальный характер, документы (к примеру, акты, фиксирующие определенные эпизоды преступной деятельности вовлекателей6), составленные представителями общественной организации, могут быть прямо использованы в уголовном деле в качестве иных документов, лица, участвующие в подготовке и проведении ОРМ, могут быть допрошены по уголовному делу и т.п.

Взгляд. Размышления. Точка зрения

8 ноября 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные исследования, проведенного по заказу МВД России, согласно которому принять участие в задержании правонарушителя готовы 55% россиян, а поучаствовать в охране общественного порядка - 47%.

Результаты исследования показывают, что на протяжении ряда лет образцом творческого поиска по использованию содействия граждан на гласной основе является Управление МВД России по Калужской области, где осуществляли работу родительские патрули, которые созданы более чем в 300 общеобразовательных школах. Родительские патрули работают во взаимодействии с педагогическими коллективами школ, администрациями сельских поселений, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних и участковыми уполномоченными полиции, в том числе и сотрудниками оперативных подразделений [9].

В Белгородской области накоплен положительный опыт работы более 30 общественных организаций по различным направлениям, в том числе и по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [6].

На территории Ивановской области действуют студенческие отряды правопорядка, созданные также в форме общественных объединений правоохранительной направленности, принимающие активное участие в профилактической деятельности среди несовершеннолетних.

Во многих городах (Краснодар, Махачкала, Курск, Воронеж) сформированы молодежные оперативные отряды и студенческие отряды содействия полиции (Комсомольск-на-Амуре). Необходимо отметить также следующие общественные формиро-

4 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации : Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1.

5 Напр.: Об утверждении Положения о Московской городской народной дружине : постановление Правительства Москвы от 14.01.2003 N 14-ПП; О мерах по реализации Закона города Москвы от 10.12.2003 N 77 «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве» : постановление Правительства Москвы от 19.04.2005 N 237-ПП.

6 Словом «вовлекатель», как более емким по значению (См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка : в 4 т. Т. 1. М.: Русский язык, 1978. С. 217), автор заменяет термины, употребляемые применительно к субъектам преступления, предусмотренного ст. 150, 151 УК РФ.

вания: добровольные молодежные дружины (г. Новосибирск), отряды правопорядка (Республика Мордовия), отряды содействия полиции (г. Белгород, г. Самара), студенческие отряды правопорядка (Республика Калмыкия, Саратовская область), городские оперативные отряды (Республика Удмуртия), центры молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка (Республика Татарстан), оперативные студенческие отряды содействия полиции (г. Старый Оскол), добровольные помощники «Волонтер-Иркутск» (г. Иркутск), оперативные отряды содействия правопорядку (г. Челябинск) [4, с. 42].

Указанные общественные формирования активно проводят профилактическую работу с несовершеннолетними, состоящими на учете в ОВД и склонными к противоправному поведению, оказывают содействие оперативным подразделениям в борьбе с преступностью несовершеннолетних.

При взаимодействии с общественностью сотрудники оперативных подразделений исходят прежде всего из складывающейся оперативной обстановки в данном направлении и реальных возможностей общественных формирований в борьбе с преступностью несовершеннолетних. К основным направлениям, в которых целесообразно использовать представителей общественности, можно отнести: обнаружение противоправных замыслов несовершеннолетних, выявление взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, выявление преступных групп несовершеннолетних, переориентацию несовершеннолетних на общественно полезные занятия, проведение совместно с сотрудниками оперативных подразделений или по их поручениям индивидуально-воспитательной работы с отдельными несовершеннолетними, состоящими на оперативном учете.

Кроме того, нет запрета на распространение тактической, конфиденциальной информации, ставшей им известной в результате взаимодействия с правоохранительными

органами (например, время рейдов, график проверок и т.д.) [7, с. 39].

Опыт взаимодействия ОВД с общественными объединениями правоохранительной направленности наглядно свидетельствует, что непосредственное участие граждан позволяет оперативным подразделениям оперативно получать достоверную информацию о фактах готовящихся и совершаемых преступлений несовершеннолетних.

Стоит отметить, что практическая деятельность оперативных подразделений по использованию содействия граждан в борьбе с преступностью несовершеннолетних на гласной основе зависит прежде всего от действий самих сотрудников, от того, с каким желанием сотрудник оперативного подразделения осуществляет эту работу, насколько он убежден в ее необходимости, в том, что затраченные на взаимодействие с общественностью время, силы и средства впоследствии сполна окупятся, насколько правильно он оценивает характер и степень такого взаимодействия.

Взаимодействие объединяет усилия ОВД и вышеуказанных субъектов, способно обеспечить комплексное выполнение задач в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Предупреждение противоправной деятельности несовершеннолетних будет эффективным при условии сочетания административных, общественных норм воздействия на сознание и поведение подростков с активным наступательным использованием оперативно-розыскных сил и средств.

Одной из постоянных форм участия в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений среди несовершеннолетних является институт внештатных сотрудников полиции.

При этом ни в коем случае недопустима подмена сотрудников оперативных подразделений внештатными сотрудниками, переложение на них обязанностей, проведения ОРМ7. Непосредственно под руководством закрепленного за ним сотрудника оперативного подразделения внештатный сотрудник

7 См.: Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции : приказ МВД России от 10.01.2012 N 8 (п. 6 и п. 7).

может участвовать в подготовке и проведении лишь некоторых ОРМ и в исключительных случаях получения нужной информации, имеющей значение для раскрытия преступлений, но в основном - в профилактическом воздействии на несовершеннолетних, характеризующихся противоправным поведением. При этом сотрудникам целесообразно работать с несовершеннолетними, требующими усиленного контроля (например, ранее судимые, «отрицательные авторитеты» из числа несовершеннолетних и т.п.), а профилактику в отношении менее криминогенных несовершеннолетних проводить силами внештатного сотрудника.

Вместе с тем следует отметить, что основной проблемой в развитии движения общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка (в нашем случае в борьбе с преступностью несовершеннолетних), главным препятствием роста их рядов является отсутствие необходимых государственных гарантий их правовой и социальной защиты, что препятствует дальнейшему их развитию, повышению активности участия населения в оказании содействия ОВД [6, с. 30].

Суть одной из проблем заключается в том, что, оказывая содействие ОВД в борьбе с преступностью несовершеннолетних, граждане могут подвергаться опасности со стороны как вовлекателей, так и несовершеннолетних преступников. Причем надо заметить, законопроект, в котором предполагалась дополнить ст. 317 УК РФ наказанием за посягательство на жизнь народного дружинника, внештатного сотрудника полиции был отклонен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, и данный вопрос до настоящего времени остается без рассмотрения.

Как видим из буквального толкования ст. 26 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», указанные полномочия государственных и муниципальных органов, ОВД являются не обязательными для исполнения, а лишь возможными для реализации. Следовательно, экономическая мотивация в данном случае

Взгляд. Размышления.

Точка зрения ■425*

зависит от финансовых возможностей регионов и муниципалитетов и их заинтересованности в развитии института добровольного участия граждан в обеспечении правопорядка [1, с. 45].

Что же касается выплаты внештатным сотрудникам полиции и народным дружинникам вознаграждений за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, поощрение внештатных сотрудников полиции за активное содействие ОВД, то она является правом государственных органов, но не обязанностью. Из этого следует, что народные дружинники и внештатные сотрудники полиции не имеют четко гарантированных прав по получению перечисленных в данной статье льгот и компенсаций.

Следует заметить, что согласно указанному закону для других категорий общественности, участвующих в охране общественного порядка, материальное стимулирование, льготы и компенсации не предусмотрены.

Полагаем, что предоставление ежегодного дополнительного отпуска народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы, без сохранения заработной платы делает его мало привлекательным для граждан, участвующих в охране общественного порядка на добровольной основе [5]. Кроме того, эта мера в современных условиях не очень действенна, так как в основном приводит к конфликту с работодателем [7, с.41].

Органы местного самоуправления могут предоставлять только народным дружинникам во время исполнения ими обязанностей проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования, а для других категорий общественности такие льготы не предусмотрены.

Помимо этого для членов добровольных народных дружин данный закон устанавливает право применения физической силы, но и здесь последовательно ограничивает это состоянием необходимой обороны и крайней необходимости, избегая состояния задержа-

ния правонарушителя, но они не могут проверить документы у правонарушителей и задержать их до прибытия полиции, поскольку такие действия являются незаконными.

Для остальных категории граждан, участвующих в охране общественного порядка, такие права отсутствуют. Они должны словесно увещевать правонарушителей [7, с. 40].

Право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, гарантировано гражданам Российской Федерации ч. 2 ст. 45 Конституции России. Причем положения ст. 37 УК РФ в равной мере распространяются на всех лиц, находящихся в пределах действия Уголовного кодекса Российской Федерации, независимо от профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, от того, причинен ли лицом вред при защите своих прав или прав других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти8.

Соответственно, право на необходимую оборону или действия в условиях крайней необходимости, равно как и право на задержание преступника, по действующему законодательству принадлежит всем без исключения гражданам, а не только народным дружинникам.

Таким образом, запрещая народным дружинникам применять физическую силу для пресечения правонарушений, законодатель сознательно ущемляет их конституционные права. Необоснован и запрет на ношение полученного на законных основаниях оружия самообороны [8, с. 83].

В связи с изложенным можно заключить, что Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» явился очередным этапом развития правовой основы взаимодействия граждан и правоохрани-

тельных органов и устранил множество разночтений, но не решил всех проблем.

Полагаем, законодателю надо обратить внимание на ряд моментов, которые априори не вписываются в основные положения Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка». Необходимость внесения таких изменений назрела, потому что эффективно решать задачи в борьбе с преступностью несовершеннолетних возможно только с широким привлечением общественности.

Для конструктивного решения вышеуказанных задач, по нашему мнению, следует организовать привлечение государственных, общественных органов, представителей общественности и отдельных граждан таким образом, чтобы было обеспечено оптимальное функционирование защитного механизма, который бы в полной мере учитывал пределы компетенции каждого субъекта, осуществляющего деятельность или содействующего в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в современных условиях результативная деятельность по предупреждению преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних возможна лишь на государственной основе с разумным привлечением населения и использованием материального стимулирования.

В связи с этим руководителям ОВД необходимо уделять особое внимание расстановке кадров, изучению эффективности и целенаправленности использования содействия общественности и отдельных граждан в борьбе с преступностью несовершеннолетних, а в целом принятию мер по улучшению работы в данном направлении деятельности.

8 О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2012 N 19.

Взгляд. Размышления. Точка зрения

Библиографический список

1. Апарина, И.В. Участие граждан в охране общественного порядка: обеспечение и реализация / И.В. Апарина // Право и практика. - 2015. - N 1. - С. 40-46.

2. Волынкин, Е.Н. Правовые и организационно-тактические аспекты содействия граждан подразделениям уголовного розыска в борьбе с преступностью несовершеннолетних : монография / Е.Н. Волынкин. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2004. - 147 с.

3. Гамзина, А.В. Новые пути решения проблемы роста правонарушений, совершаемых несовершеннолетними / А.В. Гамзина // Административно-правовое регулирование охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: проблемы и пути их решения : сборник трудов межвузовской научно-практической конференции. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. - С. 62-63.

4. Громадская, Н.В. Взаимодействие институтов гражданского общества с органами внутренних дел / Н.В. Громадская // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сборник материалов XXI международной научно-практической конференции. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016. - С. 41-46.

5. Данелян, Р.Н. Проблемные вопросы законодательного регулирования деятельности членов общественных объединений по охране общественного порядка в Российской Федерации / Р.Н. Данелян // Концепт. - 2015. - Т. 13. - С. 4569. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85914. htm (дата обращения: 26.04.2021).

6. Елисеев, А.В. Актуальные вопросы участия граждан в охране общественного порядка / А.В. Елисеев, С.И. Агафонов // Вестник экономической безопасности - 2016. - N 3. -С. 27-31.

7. Пеструилов, А.С. Проблемы и положительный опыт законодательного регулирования участия граждан в охране общественного порядка / А.С. Пеструилов, А.А. Жуйков // Научный вестник. - 2016. - N 1 (60) - С. 38-42.

8. Третьяков, В.И. Законодательные инициативы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в сфере участия граждан в охране общественного порядка / В.И. Третьяков // Криминологический журнал. - 2013. - N 4. - С. 81-85.

9. Фалаев, М. Казакам предложат охранять общественный порядок на платной основе / М. Фалаев // Российская газета. Федеральный выпуск N 224(8278). - URL: https://rg.ru/gazeta/ rg/2020/10/06.html (дата обращения 26.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.