Научная статья на тему 'О СОДЕРЖАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОСРЕЕСТРА И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА'

О СОДЕРЖАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОСРЕЕСТРА И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКИ О ЗЕМЛЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / КАДАСТР / РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИМУЩЕСТВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жарников Валерий Борисович, Стегниенко Елена Сергеевна

Обсуждается актуальная проблема совершенствования информационного взаимодействия Росреестра и Федеральной налоговой службы (ФНС), оптимизация решения которой позволит повысить объем и своевременность сбора запланированных налогов и налоговых платежей, а также оценить практические возможности налогово-бюджетной политики (НБП) в устойчивом развитии страны. Планы такого перехода, обусловленные в том числе Парижским соглашением по климату, отражены в Президентской программе развития страны на период до 2024 г., а по отдельным направлениям - до 2035 г. Сложность их реализации в основном определяется экономическими причинами, нежеланием, а в отдельных случаях - преждевременностью реализации дорогих в экологическом отношении проектов. Предложены и проанализированы варианты налогообложения недвижимости, позволяющие в перспективе заметно усилить, с одновременной дифференциацией налоговой нагрузки, налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Особое внимание уделено теоретическим и методологическим основаниям взаимодействия научного технологического знания и обусловленной им практики, каковыми располагает современное землеустройство, кадастр и мониторинг земель в системе Росреестра, с основными экономическими регуляторами НБП, в том числе в лице ФНС, имеющее как практическое, так и теоретическое значение, подчеркиваемое, в частности, богатым содержанием и многоцелевой практикой мирового землеустройства. Результатами данной работы стали выводы в отношении определенной общности итогов деятельности Росреестра и ФНС по моделированию реального геопространства; повышения возможностей современного знания в области землеустройства и кадастра в решении задач по совершенствованию информационного обеспечения имущественного налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жарников Валерий Борисович, Стегниенко Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONTENT OF INTERACTION OF THE TERRITORIAL BODIES OF ROSRESTR AND THE FEDERAL TAX SERVICE FOR THE PURPOSES OF IMPROVING THE TAX AND BUDGETARY POLICY OF THE STATE

The article discusses the urgent problem of improving the information interaction between Rosreestr and the Federal Tax Service of the country, the optimization of the solution of which will allow not only to collect all planned taxes and tax payments in full and on time, but also to take into account within the framework of tax policy a fundamental aspect - the need for a consistent transition of regions to a "green" economy and sustainable development. Plans for such a transition have been developed and their subsequent adjustment is reflected in the Presidential Development Program of the country for the period until 2024, and in certain areas - until 2035. The complexity of their implementation is mainly determined by economic reasons, reluctance, and in some cases, the premature implementation of environmentally expensive projects. The article proposed and analyzed options for taxation of real estate, allowing in the future to significantly increase, with a simultaneous differentiation of the tax burden, tax revenues to the budgets of different levels. Particular attention is paid to the theoretical and methodological foundations of the interaction of scientific technological knowledge and the practice determined by it, which are available in modern land management, cadastre and land monitoring represented by Rosreestr, with the main economic regulators of the NBP, represented by its partner, the Federal Tax Service, which has not only practical but also theoretical significance, emphasized, in particular, by the rich content and multipurpose practice of world land management. The results of this study were conclusions regarding a certain generality of the results of the activities of Rosreestr and the Federal Tax Service on modeling real geospace; increasing the possibilities of modern knowledge in the field of land management and cadastre in solving problems of improving the information support of property taxation.

Текст научной работы на тему «О СОДЕРЖАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОСРЕЕСТРА И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА»

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, КАДАСТР И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ

УДК 336.2

DOI: 10.33764/2411-1759-2021-26-2-147-154

О СОДЕРЖАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОСРЕЕСТРА И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Валерий Борисович Жарников

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, профессор кафедры кадастра и территориального планирования, e-mail: v.b.jarnikov@ssga.ru

Елена Сергеевна Стегниенко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры кадастра и территориального планирования, e-mail: es.st@inbox.ru

Обсуждается актуальная проблема совершенствования информационного взаимодействия Росре-естра и Федеральной налоговой службы (ФНС), оптимизация решения которой позволит повысить объем и своевременность сбора запланированных налогов и налоговых платежей, а также оценить практические возможности налогово-бюджетной политики (НБП) в устойчивом развитии страны. Планы такого перехода, обусловленные в том числе Парижским соглашением по климату, отражены в Президентской программе развития страны на период до 2024 г., а по отдельным направлениям -до 2035 г. Сложность их реализации в основном определяется экономическими причинами, нежеланием, а в отдельных случаях - преждевременностью реализации дорогих в экологическом отношении проектов. Предложены и проанализированы варианты налогообложения недвижимости, позволяющие в перспективе заметно усилить, с одновременной дифференциацией налоговой нагрузки, налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Особое внимание уделено теоретическим и методологическим основаниям взаимодействия научного технологического знания и обусловленной им практики, каковыми располагает современное землеустройство, кадастр и мониторинг земель в системе Росре-естра, с основными экономическими регуляторами НБП, в том числе в лице ФНС, имеющее как практическое, так и теоретическое значение, подчеркиваемое, в частности, богатым содержанием и многоцелевой практикой мирового землеустройства. Результатами данной работы стали выводы в отношении определенной общности итогов деятельности Росреестра и ФНС по моделированию реального геопространства; повышения возможностей современного знания в области землеустройства и кадастра в решении задач по совершенствованию информационного обеспечения имущественного налогообложения.

Ключевые слова: науки о Земле, качество жизни, землеустройство, кадастр, регистрация прав на недвижимость, информационное взаимодействие, имущественное налогообложение, налогово-бюджетная политика

Введение

Современный этап технологического развития страны, особенно в части информатизации и цифровизации национальной экономики, иных сфер человеческой деятельности, существенно углубил и разнообразил содержание управленческих функций государства, подчеркнул определяющую роль научного знания, общей и профессиональной подготовки кадров, постоянного и оперативного научно-методического и организационно-правового обеспечения указанных процессов [1]. Под их воздействием развивается национальная экономика и ее имущественный комплекс, реализуется кредитно-денежная (КДП) и налогово-бюджетная политика (НБП), исполняются государственный бюджет (ГБ) и задачи Федеральной налоговой службы (ФНС). Ответственность указанных процессов в финансовом обеспечении социально-экономической сферы, ее приоритетных секторов, поддержки предпринимательства требует адекватного информационного обмена, надежных механизмов и их обоснованного применения. Особая роль в этой связи принадлежит полноценному межведомственному взаимодействию государственных органов управления, пример которого демонстрируют ФНС и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Характеризуя ФНС, следует отметить ее способность и возможности реализовать ряд важных функций стратегического характера, прежде всего по оптимизации структуры экономики, ориентированной на устойчивое развитие [2, 3], поддержке инновационных производств и темпов их развития и, конечно же, по обеспечению полного и своевременного сбора налоговых платежей, лежащих в основе формируемых государственного, региональных и местных бюджетов [4]. Стабильную основу системы налогообложения составляют имущественные налоги, требующие масштабной информационной поддержки в отношении различных видов имуществ с их характеристиками, позволяющими дать каждому объекту обоснованную денежную оценку, а также выработать методику ее корректировки с целью

учета значимости отдельных видов и единиц имущества в развитии социума. Такая система - Единый государственный реестр недвижимости с рядом дополняющих его реестров создана в 2000-е гг. и работает под эгидой Росреестра с рекомендациями ФНС в рамках указанного взаимодействия [3]. Требуемая оптимизация здесь пока не достигнута, поскольку она неоднозначна, обусловлена многими факторами, в том числе объективностью стоимостных оценок регистрируемых кадастром объектов недвижимости. Данная оценка особенно сложна для земельных участков в крупных городах, а также в перспективных зонах даже для наиболее благоприятных, инвестиционно привлекательных для бизнеса областей экономики, и традиционно сложна в отдельных ее сферах, требующих своих «правил игры» и новых институтов развития с адекватными организационно-правовыми, эколого-экономическими и информационно обеспечивающими механизмами [3, 4].

В этой связи исследование взаимосвязей и взаимодействия научного технологического знания, каковым располагают современное землеустройство, кадастр и мониторинг земель, с основными требованиями к информационному обеспечению реализации НБП страны на основе ее экономических регуляторов, имеет не только практическое, но и теоретико-методологическое значение, подчеркиваемое все более развивающейся многоцелевой практикой землеустройства и близкого ему по содержанию территориального планирования [5]. Данное обстоятельство подтвердила пореформенная эпоха новой России, отсчитываемая от 12.06.1990 - даты объявления ее суверенитета с последующим труднейшим десятилетием перехода к рыночной экономике, новым для страны земельным отношениям, платному землепользованию, разнообразным формам собственности на землю и иные средства производства, новому правопорядку [6]. Востребованным инструментом становится земельный, чуть позже - имущественный кадастр (Единый государственный реестр недвижимости -ЕГРН, включающий в общую базу данных все до единого имеющиеся в стране земельные участки, объекты капитального строительства,

линейные и некоторые иные объекты, подлежащие государственному учету) с важнейшей регулирующей функцией взаимодействия с территориальными органами ФНС по информационному обеспечению налогообложения имущества физических и юридических лиц [7, 8].

Методы и материалы

Решение указанных выше задач требует адекватного инструментария. Поэтому в работе использован системный комплекс современного знания в области землеустройства и кадастра, такие общенаучные методы, как абстракция, анализ, синтез и ряд обусловленных ими следствий, полезных в совершенствовании теории и практики информационного обеспечения управленческих задач, в частности имущественного налогообложения. Это одна из наиболее значимых функций ФНС, она реализуется во взаимодействии с Росре-естром, обеспечивается мощным информационным ресурсом, важна для экономики страны и одновременно определяет роль и содержательность реализуемого подхода с позиций теории и методологии результатов [3].

К настоящему времени становление рыночной экономики России состоялось, ее уровень и темпы развития достаточно позитивны. Страна устояла, причем негативные изменения, обусловленные пандемией СОУГО, коснулись ее в существенно меньшей степени, чем развитых стран Запада [9]. Основные субъекты рыночной экономики во взаимодействии с государственным сектором, население, малый и средний бизнес, получившие своевременную, в том числе адресную поддержку государства, активно восстанавливают утраченный потенциал, нарушенные социальные и хозяйственные связи, демонстрируют приемлемое качество жизни, дееспособность и жизненный оптимизм, готовность и способность продолжать работу по реализации национальных целей в рамках Президентских программ на период 2019-2024 гг. [10]. Темой настоящей работы определено исследование и выявление роли взаимодействия землеустрои-тельно-кадастровой и ряда иных наук на примере Росреестра и ФНС в решении научно-практической задачи оптимизации имуще-

ственного налогообложения, обсуждения ряда смежных вопросов с позиций теоретико-методологического анализа, в первую очередь оснований научной дисциплины «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель». Анализ подтверждает ее самостоятельное технологическое значение в кругу наук о Земле, ставит ее наряду с классической геодезией, картографией, геоинформатикой и другими в качестве ядра геопространственного знания и практического основания некоторых областей цифровой экономики [11-14].

Определим основные понятия, используемые в данной работе. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В отличие от налога под сбором понимается обязательный, обусловленный правилами платеж физических и (или) юридических лиц в ответ на услугу - юридически значимых действий в интересах указанных лиц, например, выдачу разрешений (лицензий) на право ведения образовательной деятельности [15].

Результаты и их обсуждение

Особое место в системе налогов и сборов России занимают налоги на недвижимое имущество (рис. 1).

В соответствии с главами 8 и 9 Бюджетного кодекса РФ доходы от налога на имущество организаций подлежат зачислению в бюджет субъекта в размере 100 %, а от налога на имущество физических лиц -в бюджет муниципального образования в размере 100 %. Муниципальные образования (МО), получившие в бюджет данный доход, направляют его, в соответствии с таблицей расходов, принятой в рамках бюджета МО, на собственные нужды: благоустройство, освещение, строительство, ремонт и т. д. [16].

В целях недопущения дефицита бюджета необходимо осуществлять постоянный нало-

говый контроль над субъектами налогов, верностью выбора единицы налога и расчета его масштаба, а следовательно, и налогооблагаемой базы. Это невозможно сделать без полноты и достоверности информации, содержащейся в ЕГРН, а также корректного информационного обмена сведениями между ре-

естрами. Основные начала такого взаимодействия описаны в Соглашении о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы [17], что схематично представлено на рис. 2.

Рис. 1. Имущественные налоги в системе налогов и сборов в Российской Федерации

Рис. 2. Информационное взаимодействие Росреестра и ФНС при создании/изменении характеристик объектов имущественного налогообложения

Авторами был проведен сравнительный анализ информационных систем ЕГРН и ФНС на примере двух районов г. Новосибирска на 2020 г. [18]. Результаты следующие: помимо неполноты данных ЕГРН ввиду того, что не-

которые объекты недвижимости еще не поставлены на государственный кадастровый учет, сведения об учтенный объектах передаются между информационными системами некорректно (таблица).

Таблица

Результаты сравнительного анализа информационных систем ЕГРН и ФНС на примере двух районов г. Новосибирска на 2020 г.

Основание/Объект недвижимости Земельные участки Здания

Количество объектов ЕГРН, не опознанных в информационной системе ФНС 6 135 13 507

Количество объектов информационной системы ФНС, не опознанных в ЕГРН 3 447 13 244

Количество идентифицированных объектов с расхождениями в сведениях о правах 7 357 6 609

Количество идентифицированных объектов с несовпадающими значениями кадастровой стоимости 410 208

Количество объектов, идентифицированных по кадастровому номеру (местоположению), с несовпадающими адресами 12 039 2 616

Количество объектов без определенной кадастровой стоимости 74 95

Количество земельных участков, величина рассчитанной площади которых отличается от значения площади, указанной в ЕГРН 18 974 -

Ключевым предложением по совершенствованию механизмов информационного взаимодействия является переход на современную технологию хранения и обмена данными - технологию распределенного реестра -базы данных, которая распределена между несколькими сетевыми узлами или вычислительными устройствами, где каждый узел получает данные из других узлов и хранит полную копию реестра [18].

Важнейшим преимуществом технологии распределенных реестров является обеспечение участников актуальными и достоверными сведениями с одновременным распределением и закреплением за каждым участком полномочий (ролей) по изменению определенных для него видов сведений. При этом объем таких сведений и перечень пользователей распределенных реестров может неограниченно расширяться за счет подключения новых органов и учреждений и соответствующих информационных ресурсов (например, многофункциональных центров или региональных учреждений, уполномоченных на проведение кадастровой оценки объектов недвижимого имущества).

Обновление данных в таких узлах происходит независимо друг от друга и выполняется автоматически. При необходимости внесения сведений в реестр каждый узел составляет и записывает обновления в соответствующий раздел реестра и действует независимо от других узлов. Затем узлы голосуют за обновления, чтобы удостовериться, что большинство из них согласно с окончательным ва-

риантом. Как только консенсус достигнут, распределенный реестр обновляется и последняя согласованная версия реестра сохраняется в каждом узле.

Для повышения эффективности процедуры земельно-имущественного налогообложения авторами были сформулированы принципы взаимодействия учетно-регистрацион-ных и налоговых органов:

- распределенность;

- децентрализация;

- полнота;

- актуальность;

- гласность;

- согласованность;

- сопоставимость.

Принцип распределенности является одним из ключевых, так как модель взаимодействия предполагает распределение полномочий по имущественному налогообложению по разным узлам с закреплением их компетенций. Технология распределенного реестра основывается на принципе децентрализации: нет единого центра управления, все участки обмена данными отвечают исключительно по своим блокам. Принцип полноты подразумевает доступ всех узлов распределенного реестра ко всему объему информации по имущественному налогообложению.

Следование принципу актуальности предотвратит передачу в порядке межведомственного информационного взаимодействия устаревших данных и дальнейшее их использование. В ка-

честве меры обеспечения выступает система мониторинга и формально-логического контроля сведений. В соответствии с принципом гласности все узлы видят изменения, вносимые тем или иным участником, и голосуют по их принятию, что определяет следующий принцип - согласованности: без достижения консенсуса между всеми субъектами взаимодействия данные не будут внесены.

Последним сформулированным принципом является сопоставимость. Распределенный реестр взаимодействия органов при имущественном налогообложении гарантирует отсутствие некорректной передачи сведений, ошибок в идентификации субъектов и объектов за счет технологии хеширования [18].

Выводы

По результатам проведенного исследования сделаем следующие выводы:

- взаимодействие Росреестра и ФНС обусловлено НБП страны и реализуется как масштабная задача формирования современной

информационной среды в ее регионах и муниципальных образованиях, в должной степени отвечающей требованиям ФНС в отношении содержания и объема данных о находящихся в них имуществах и их правообладателях как потенциальных плательщиков имущественных налогов и платежей;

- указанное взаимодействие, нацеленное на первоочередную задачу увеличения объема налоговых платежей, тем не менее имеет функцию стимулирования, особую роль реализации которой в современный период определяют цели и задачи Президентской программы национального развития;

- современный этап взаимодействия Росреестра и ФНС, его результативность можно интерпретировать как совместный процесс моделирования геопространства с его основными пространственно-временными характеристиками, структурированного в административно-территориальном отношении и способного стать действенным инструментом анализа и планирования будущего развития территорий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Земельный налог и лесной налог, их характеристика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://comfort-invest.ru/drugoe/nalog-na-zemli-lesnogo-fonda-2019-god.html.

2. Лебедев Ю. В. Экологически устойчивое развитие территорий: патриотический взгляд советского человека : монография. - Екатеринбург : УрО РАН, УрГГУ, 2017. - 472 с.

3. Мишустин М. В. Информационно-технологические основы администрирования имущественных налогов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 359 с.

4. Налоги и налоговое право : учеб. пособие / под ред. А. В. Брызгалина. - М. : Аналитика-Пресс, 1997. - 600 с.

5. Карпик А. П., Жарников В. Б. О концепциях и закономерностях развития землеустройства, кадастра и мониторинга земель // Вестник СГУГиТ. - 2019. - Т. 24, № 3. - С. 141-157.

6. Жарников В. Б., Конева А. В., Стегниенко Е. С., Солопов Л. Е. Земельные правоотношения в России: исторические и правовые аспекты развития // Регулирование земельно-имущественных отношений в России: правовое и геопространственное обеспечение, оценка недвижимости, экология, технологические решения : сб. материалов Национальной научно-практической конференции в 2 ч. (Новосибирск, 14-15 декабря 2017 г.).- Новосибирск : СГУГиТ, 2018. Ч. 2. - С. 37-42.

7. Дорош М. П. Технологический процесс методики повышения качества данных в Едином государственном реестре недвижимости // Вестник СГУГиТ. - 2017. - Т. 22, № 3. - С. 161-170.

8. Дорош М. П. Результаты работ по повышению качества данных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Новосибирской области // Вестник СГУГиТ. - 2017. - Т. 22, № 2. -С. 181-192.

9. Дробот Е. В. Мировая экономика в условиях пандемии СОУГО-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. - 2020. - Т. 10, № 4. - С. 937-960. doi: 10.18334^.10.4.111375.

10. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ9800wAt2dzCIAietQih.pdf.

11. Карпик А. П., Лисицкий Д. В. Перспективы развития геодезического и картографического производства и новая парадигма геопространственной деятельности // Вестник СГУГиТ. - 2020. - Т. 25, № 2. - С. 19-29.

12. Карпик А. П., Лисицкий Д. В., Осипов А. Г, Савиных В. Н. Геоинформационно-когнитивная репрезентация территориальных ресурсов // Вестник СГУГиТ. - 2020. - Т. 25, № 4. - С. 120-129.

13. Власов А. Д., Жарников В. Б. Методические основы определения рыночной и кадастровой стоимости застроенных земельных участков населенных пунктов // Вестник СГУГиТ. - 2019. - Т. 24, № 1. - С. 158-173.

14. Соколова Т. А., Москвин В. Н. Корректирование результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов // Вестник СГУГиТ. - 2020. - Т. 25, № 4. - С. 193-204.

15. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы (утв. ФНС России, Росреестром 03.09.2010 № ММВ-27-11/9/37) (ред. от 26.01.2021) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Ветошкин Д. Н., Стегниенко Е. С., Чернов А. В. Совершенствование механизмов информационного взаимодействия при администрировании налогов на недвижимое имущество // Вестник СГУГиТ. - 2019 - Т. 24, № 4. - С. 219-231.

Получено 13.01.2021

© В. Б. Жарников, Е. С. Стегниенко, 2021

ON THE CONTENT OF INTERACTION OF THE TERRITORIAL BODIES OF ROSRESTR AND THE FEDERAL TAX SERVICE FOR THE PURPOSES OF IMPROVING THE TAX AND BUDGETARY POLICY OF THE STATE

Valeriy B. Zharnikov

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Ph. D., Professor, Department of Cadastre and Territorial Planning, e-mail: v.b.jarnikov@ssga.ru

Elena S. Stegnienko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Senior Lecturer, Department of Cadastre and Territorial Planning, e-mail: es.st@inbox.ru

The article discusses the urgent problem of improving the information interaction between Rosreestr and the Federal Tax Service of the country, the optimization of the solution of which will allow not only to collect all planned taxes and tax payments in full and on time, but also to take into account within the framework of tax policy a fundamental aspect - the need for a consistent transition of regions to a "green" economy and sustainable development. Plans for such a transition have been developed and their subsequent adjustment is reflected in the Presidential Development Program of the country for the period until 2024, and in certain areas - until 2035. The complexity of their implementation is mainly determined by economic reasons, reluctance, and in some cases, the premature implementation of environmentally expensive projects. The article proposed and analyzed options for taxation of real estate, allowing in the future to significantly increase, with a simultaneous differentiation of the tax burden, tax revenues to the budgets of different levels. Particular attention is paid to the theoretical and methodological foundations of the interaction of scientific technological knowledge and the practice determined by it, which are available in modern land management, cadastre and land monitoring represented by Rosreestr, with the main economic regulators of the NBP, represented by its partner, the Federal Tax Service, which has not only practical but also theoretical significance, emphasized, in particular, by the rich content and multipurpose practice of world land management. The results of this study were conclusions regarding a certain generality of the results of the activities of Rosreestr and the Federal Tax Service on modeling real geospace; increasing the possibilities of modern knowledge in the field of land management and cadastre in solving problems of improving the information support of property taxation.

BecmHUK CrvruT, TOM 26, № 2, 2021

Keywords: earth sciences, quality of life, land management, cadastre, real estate registration, information interaction, property taxation, fiscal policy

REFERENCES

1. Land tax and forest tax, their characteristics. (n. d.). Retrieved from https://comfort-invest.ru/drugoe/na-log-na-zemli-lesnogo-fonda-2019-god.html [in Russian].

2. Lebedev, Yu. V. (2017). Ekologicheski ustoychivoe razvitie territoriy: patrioticheskiy vzglyad so-vetskogo cheloveka [Environmentally sustainable development of territories: a patriotic view of the Soviet mn] .Yekaterinburg: Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, USGU Publ., 472 p. [in Russian].

3. Mishustin, M. V. (2007). Informatsionno-tekhnologicheskie osnovy administrirovaniya imushchestven-nykh nalogov [Information technology basis for the administration of property taxes]. Moscow: YuNITI-DANA, Publ., 359 p. [in Russian].

4. Bryzgalin, A. V. (Ed.). (1997). Nalogi i nalogovoepravo [Taxes and tax law]. Moscow: Analitika-Press Publ., 600 p. [in Russian].

5. Karpik, A. P., & Zharnikov, V. B. (2019). About concepts and tendencies of development of land management, cadastre and land monitoring. VestnikSGUGiT[VestnikSSUGT], 24(3), 141-157 [in Russian].

6. Zharnikov, V. B., Koneva, A. V., Solopov, L. E., & Stegnienko, E. S. (2017). Land legal rights in Russia: historical and legal aspects of development. In Sbornik materialov Natsional'noy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii: ch. 2. Regulirovanie zemel'no-imushchestvennykh otnosheniy v Rossii: pravovoe i geoprostranstven-noe obespechenie, otsenka nedvizhimosti, ekologiya, tekhnologicheskie resheniya [Proceedings of the National Scientific and Practical Conference: Part 2. Regulation of Land and Property Relations in Russia: Legal and Geospatial Support, Real Estate Appraisal, Ecology, Technological Solutions] (pp. 37-42). Novosibirsk: SSUGT Publ. [in Russian].

7. Dorosh, M. P. (2017). Technological process of improving data quality method in Unified state real estate register. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 22(3), 161-170 [in Russian].

8. Dorosh, M. P. (2017). The results of data quality improvement in Unified state register of real estate on the territory of Novosibirsk region. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 22(2), 181-192 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Drobot, E. V. (2020). Global economy in the context of the COVID-19 pandemic: results of 2020 and prospects for recovery. Ekonomicheskie otnosheniya [Journal of International Economic Affairs], 10(4), 937960. doi: 10.18334/eo.10.4.111375 [in Russian].

10. National projects: targets and main results (n. d.). Retrieved from http://static.government.ru/me-dia/files/p7nn2CS0pVhvQ9800wAt2dzCIAietQih.pdf [in Russian].

11. Karpik, A. P., & Lisitsky, D. V. (2020). Prospects for the development of geodesic and cartographic production and the new paradigm of geospatial activity. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 25(2), 19-29 [in Russian].

12. Karpik, A. P., Lisitsky, D. V., Osipov, A. G., & Savinykh, V. N. (2020). Geoinformational-cognitive representation of territorial resources. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 25(4), 120-129 [in Russian].

13. Vlasov, A. D., & Zharnikov, V. B. (2019). Methodological basis for the definition of market and cadastral value of land plots of settlements. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 24(1), 158-173 [in Russian].

14. Sokolova, T. A., & Moskvin, V. N. (2020). Correcting the state cadastral assessment results of local residential lands. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 25(1), 193-204 [in Russian].

15. Tax Code of the Russian Federation (part one) of July 31, 1998 No. 146-FZ. Retrieved from Consult-antPlus online database [in Russian].

16. Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 No. 145-FZ. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

17. Agreement on interaction and mutual information exchange of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography and the Federal Tax Service (approved by the Federal Tax Service of Russia, Rosreestr of September 03, 2010 No. ММВ-27-11/9/37) (as amended of January 26, 2021). Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

18. Vetoshkin, D. N., Stegnienko, E. S., & Chernov, A. V. (2019). Improvement of mechanisms of information interaction in the process of administration of taxes on real estate property. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 24(4), 219-231 [in Russian].

Received 13.01.2021

© V. B. Zharnikov, E. S. Stegnienko, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.