Научная статья на тему 'О содержании организации работы следственного отдела по расследованию преступлений коррупционной направленности в сфере экономики'

О содержании организации работы следственного отдела по расследованию преступлений коррупционной направленности в сфере экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
451
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛЕДСТВЕННОГО ОТДЕЛА / ОРГАНИЗАЦИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / INVESTIGATIVE DEPARTMENT / INVESTIGATION OF CRIMES / CORRUPTION / OFFENCE AGAINST ECONOMIC SPHERE / ORGANISATION OF INVESTIGATION DEPARTMENT WORK / ORGANISATION OF ACTIVITIES / ORGANISATIONAL & LEGAL FRAMEWORK FOR ORGANISING CRIMES'' INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лысаков Андрей Евгеньевич

Преступные посягательства коррупционного характера в сфере экономики продолжают оставаться одним из наиболее негативных факторов, сдерживающих социально-экономическое и общественно-политическое развитие государства и общества. Поэтому задача уголовно-правовой охраны индивида и общества от данных посягательств является одной из приоритетных в уголовно-правовой политике, которая достигается, в частности, путем всестороннего, полного и объективного расследования следственными органами указанных преступлений. При этом важнейшим условием обеспечения качественного расследования подобных преступных деяний выступает надлежащая организация такой деятельности. В свою очередь, выработка оптимальных подходов к упорядочиванию рассматриваемых организационно-управленческих отношений вызывает необходимость не только анализа правоприменительной практики, законодательства, но и выстраивания с учетом специфики предмета расследования теоретических конструкций, моделей организации расследования. В связи с этим в статье на примере деятельности межрайонного следственного отдела предлагается теоретическая модель организации работы такого следственного подразделения, содержание которой составляет комплексная система действий и мер, состоящая из трех подсистем: внешнефункциональной, внутрифункциональной и вспомогательной (обеспечивающей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the content of organisation of work of an investigative department for the investigation of corruption in the field of economy

Criminal offences against economic sphere continue to be one of the most negative factors constraining the socio-economic and socio-political development of state and society. Therefore, the task of the criminal law protection of the individual and the society against these offences is one of the priorities in the criminal law policy, which is achieved, inter alia, by means of comprehensive, full and objective investigation of these crimes by the investigating authorities. At the same time, the most important condition for ensuring a quality investigation of such criminal acts is proper organisation of such activities. In turn, the development of optimal approaches to streamlining the organisational and managerial relations under consideration necessitates not only an analysis of law enforcement practice, legislation, but also building up the specifics of the subject matter of the investigation, taking into account theoretical designs, models of organisation of the investigation. In this regard, the article proposes a theoretical model for organising the work of such an investigative unit based on the example of the activities of the inter-district investigative department, the content of which, is a complex system of actions and measures consisting of three subsystems external functional, internal functional and auxiliary (support).

Текст научной работы на тему «О содержании организации работы следственного отдела по расследованию преступлений коррупционной направленности в сфере экономики»

УДК 343.7

Лысаков Андрей Евгеньевич

Следственный отдел по Центральному району г. Костромы

andreyl44@rambler.ru

О СОДЕРЖАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛЕДСТВЕННОГО ОТДЕЛА ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Преступные посягательства коррупционного характера в сфере экономики продолжают оставаться одним из наиболее негативных факторов, сдерживающих социально-экономическое и общественно-политическое развитие государства и общества. Поэтому задача уголовно-правовой охраны индивида и общества от данных посягательств является одной из приоритетных в уголовно-правовой политике, которая достигается, в частности, путем всестороннего, полного и объективного расследования следственными органами указанных преступлений. При этом важнейшим условием обеспечения качественного расследования подобных преступных деяний выступает надлежащая организация такой деятельности. В свою очередь, выработка оптимальных подходов купорядочи-ванию рассматриваемых организационно-управленческих отношений вызывает необходимость не только анализа правоприменительной практики, законодательства, но и выстраивания с учетом специфики предмета расследования теоретических конструкций, моделей организации расследования. В связи с этим в статье на примере деятельности межрайонного следственного отдела предлагается теоретическая модель организации работы такого следственного подразделения, содержание которой составляет комплексная система действий и мер, состоящая из трех подсистем: внешнефункциональной, внутрифункциональной и вспомогательной (обеспечивающей).

Ключевые слова: следственный отдел, расследование преступлений, коррупция, коррупционное преступление в сфере экономики, организация работы следственного отдела, организация видов деятельности, организационно-правовые основы организации расследования преступлений.

Проблема противодействия коррупции в последнее время приобрела наибольшую актуальность, о чем свидетельствуют ежегодные послания Президента Российской Федерации, законодательные новеллы Государственной думы, Федерального собрания, дополнительные меры Правительства Российской Федерации, а также выверенный стратегический курс, направленный на подавление угроз государственной и общественной безопасности. В Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» среди главных угроз определены преступные посягательства, направленные против общественной и экономической безопасности, и, в частности, коррупция.

В свою очередь, одной из форм обеспечения экономической безопасности выступает осуществляемое органами предварительного расследования в рамках предоставленной им компетенции уголовное судопроизводство по делам коррупционных преступлений в сфере экономики.

Учитывая, что подавляющее большинство преступлений данной категории расследуется в форме предварительного следствия, особое место в реализации уголовной политики в рассматриваемой сфере занимает деятельность следственных органов, в частности, межрайонных следственных отделов как основного звена системы следственных органов, где представляющими их уполномоченными лицами по результатам проверки поступивших сообщений о преступлениях коррупционной направленности в сфере экономики дается им оценка на предмет наличия в них оснований для возбуждения уголовного дела, проводится расследование уголовных дел.

При этом эффективность производства предварительного следствия обусловлена не только неукоснительным соблюдением правовых норм при осуществлении проверки сообщений и расследования уголовных дел, но и надлежащей организацией деятельности следственных подразделений.

Несмотря на то, что по организационно-управленческой тематике проводились диссертационные исследования [2, с. 10], издавались монографии, методические пособия и прочие работы, представляющие научный и практический интерес [1, с. 28], вопросы организации расследования вызывают необходимость дополнительного изучения закономерностей, присущих упорядоченной деятельности (организации) расследования преступлений, в том числе коррупционной направленности в сфере экономики, перспективах её развития.

В связи с этим представляется уместным для понимания правового и теоретического аспектов организации работы следственного отдела и, в частности, следователей по расследованию преступлений коррупционной направленности в сфере экономики обратиться к специфике предмета расследования указанных преступлений, а также к таким понятиям, как «организация», «организация работы» и др.

При этом, не вдаваясь в многочисленные дискуссии по поводу терминологии и содержания рассматриваемых преступных деяний, с целью выделения их специфики отметим лишь главные черты, присущие коррупционному (коррупционной направленности) преступлению в сфере экономики, а также организационно-правовые основы организации расследования таких преступлений.

В первую очередь преступления данной категории должны быть:

Вестник КГУ ^ № 1. 2019

© Лысаков А.Е., 2019

208

- совершены определенными субъектами уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, выполняющим функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях;

- связаны со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

- у субъекта присутствует корыстный мотив (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

- преступление совершено с прямым умыслом;

- действия ориентированы на причинение вреда отношениям, складывающимся в процессе производства, обмена, распределения и потребления материально-опосредованного продукта или под видом таких отношений, либо обусловленных ими.

Под основами правового регулирования данной деятельности принято понимать разновидность и (или) совокупность нормативных правовых актов, в первую очередь Конституцию РФ, федеральные законы, другие нормативные акты, регламентирующие ключевые, базовые положения в рассматриваемой сфере отношений, в том числе функции, направления и принципы деятельности следственных органов, их организационную структуру, а также организацию государственной службы в правоохранительных органах, осуществляющих функцию уголовного преследования в форме предварительного следствия.

При этом понятие «организация» рассматривается, с одной стороны, как определенное образование, имеющее соответствующую организационную структуру, состав должностей, штатную численность и созданное для осуществления какой-либо деятельности. Данная точка зрения находит свое отражение и в ряде других исследований [3, с. 5].

Исходя из этого, органы предварительного следствия, в том числе, к примеру, межрайонный следственный отдел, осуществляющие в пределах своих полномочий функцию расследования преступлений, являются социальными образованиями (объектами), созданными государством и действующими от его имени для реализации конкретных задач в сфере уголовного судопроизводства.

Очевидно, что нормальное функционирование таких органов предполагает создание надлежащих

условий для деятельности данной организации: наличие соответствующей законодательной базы, укомплектованность профессиональными квалифицированными кадрами, своевременное и полное финансирование, размещение в подобающих зданиях, их ремонт, оснащение мебелью, компьютерной и другой оргтехникой, канцелярскими принадлежностями и иными условиями соответствующего обеспечения их деятельности.

В связи с этим, с другой стороны, организацию работы (деятельности) следственного отдела уместно рассмотреть как комплекс действий и мероприятий по созданию оптимальных условий для осуществления следственным отделом предварительного следствия, а также иных направлений деятельности. В этом смысле понятие «организация» схоже с такими понятиями, как «организационное обеспечение», «обеспечительная деятельность».

При этом соответствующим должностным лицам этой структуры определяются цели, задачи, полномочия, то есть они наделяются соответствующей компетенцией. После этого формируются, поддерживаются и развиваются необходимые организационно-правовые и материально-технические, финансовые, социальные условия функционирования этой системы и входящих в нее структур.

Таким образом, сущность организации работы (деятельности) состоит в обеспечении такого состояния системы, когда каждый субъект совместной деятельности находится на своем месте и наиболее эффективно выполняет свои обязанности [3, с. 8].

Разделяя предложенный А.В. Шмониным утверждение, что организация работы по расследованию преступлений может быть представлена в виде совокупности устойчивых взаимосвязанных элементов (с точки зрения элементного подхода) и в виде разработки и реализации комплекса мер, обеспечивающих процесс расследования преступлений на каждом этапе как единое целое (с точки зрения деятельного подхода) [8, с. 281-282], видится возможным сформулировать определенную модель организации функциональной деятельности следственного отдела.

Содержание этой теоретической модели можно представить в виде трех реально существующих подсистем организации деятельности межрайонного следственного отдела. При этом подсистемы (элементы) охватывают всю осуществляемую отделом деятельность и образуют в целом систему действий и мер.

Внешнефункциональная, или внесистемная, деятельность выражается в реализации следственным отделом имеющихся полномочий для достижения целей, ради которых они созданы. При этом такие цели, задачи закреплены в соответствующих законах (ст. 1 ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации», ст. 10 ФЗ «О федеральной службе безопасности» и др.), а также в подзаконных актах,

определяющих функциональную деятельность конкретных следственных органов, уполномоченных проводить расследование в соответствии со ст. 151 УПК РФ (к примеру, Указ Президента РФ от 14.01.2011 № 38 (ред. от 31.12.2015) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации»), приказ МВД России от 09.01.2018 № 1 «Об органах предварительного следствия в системе МВД России» (ред. от 09.07.2018) и иных актах).

Организация работы (деятельности) в данной подсистеме включает в себя обеспечение приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях, возбуждение уголовных дел, производство предварительного расследования, рассмотрение обращений, жалоб, участие в координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, других функций и иных направлений (видов) деятельности.

Организация деятельности в данной подсистеме заключается в принятии конкретных мер, создающих условия для реализации должностными лицами своих процессуальных и служебных полномочий в целях достижения целей уголовного судопроизводства, соблюдения в своей деятельности принципов, отраженных в Конституции Российской Федерации, уголовно-процессуальном законодательстве и других нормативных правовых актах.

Следует отметить, что субъектами такой деятельности могут выступать именно те должностные лица следственного отдела, которым предоставлены правомочия в пределах своей компетенции осуществлять предварительное расследование, отдельные следственные и иные процессуальные действия.

Деятельность по расследованию преступлений коррупционной направленности в сфере экономики в следственном отделе строится на принципах межведомственного взаимодействия, активного информационного обмена, применения современных технологий и средств в процессе оперативной и следственной деятельности. В этой связи в анализируемой сфере отношений можно выделить особую значимость взаимодействия следователей с оперативными работниками, компетентными лицами контролирующих органов, сотрудниками межправительственных органов и объединений, в особенности в сфере борьбы с коррупцией, соответствующими подразделениями и службами собственной безопасности всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления РФ, общественными объединениями, инициативными группами граждан, средствами массовой информации.

В связи с этим руководителю следственного отдела следует инициировать проведение межведомственных совещаний, рабочих встреч с предста-

вителями контролирующих органов, оперативных подразделений, экспертно-криминалистических подразделений, прокурорскими работниками, а также вышестоящими субъектами управления; как собственными правами, так и правами вышестоящего субъекта управления необходимо инициировать создание постоянно действующих аналитических групп, следственно-оперативных групп как для раскрытия преступлений определенной категории, так и на период расследования конкретных уголовных дел, включающих в себя наиболее опытных оперативных сотрудников, специалистов контролирующих органов, экспертно-криминали-стических подразделений и других специалистов.

Вместе с тем деятельность внешнефункци-ональной подсистемы, выражающая сущность осуществляемого следственным отделом уголовного судопроизводства, не может эффективно существовать без сопровождающей деятельности по созданию организационных условий внутри такого отдела, образующей вторую подсистему - внутри-функциональную (внутрисистемную).

Организатором данной подсистемы является руководитель следственного органа, который вправе как поручить часть своих полномочий другим работникам отдела, к примеру заместителю руководителя следственного отдела, своему помощнику (инспектору), так и дать конкретные задания работникам отдела, не являющимся должностными лицами, в том числе сотрудникам канцелярии. Таким образом, внутрифункциональную подсистему образуют действия как должностных лиц, в компетенцию которых входит осуществление досудебного производства, так и действия других работников следственного отдела.

В этой подсистеме эффективная работа по расследованию коррупционных преступлений в сфере экономики, отличающихся особой сложностью, не может быть построена без соответствующей специализации следователей; их особой мотивации, которая может выражаться в получении повышенных надбавок, льготной выслуги и пр.; особого контроля, руководства ходом расследования уголовных дел и проверки сообщений о преступлениях анализируемой категории; непосредственного изучения уголовных дел и материалов проверок, согласования планов проведения проверок по сообщениям и расследованием уголовных дел, составленных следователями, которые должны базироваться на синтезе передовых научных знаний в сфере коррупционной и экономической криминалистики; дачи следователям непосредственных указаний; создания следственных групп как на первоначальном этапе расследования (для фиксации следов преступления), так в ходе расследования объёмных уголовных дел; изучения следственной и судебной практики; прогнозирования перспективы расследования, её обсуждения с вышестоящими

210

Вестник КГУ ^ № 1. 2019

субъектами управления, прокурорскими работниками, соответствующими специалистами экспертных, контролирующих подразделений и других органов и организаций.

Следующая подсистема призвана обеспечить слаженную организацию функционирования следственного отдела путем предоставления всех необходимых ресурсов, что обусловливает её название - вспомогательная (обеспечивающая) подсистема. В неё входят: кадровое, криминалистическое, методическое обеспечение; делопроизводство; организация и ведение учета, отчетности; материально-техническое и финансовое обеспечение; организация работы архива, камеры хранения вещественных доказательств; организация работы пропускного режима; организация противопожарной безопасности, мобилизационной подготовки и другие элементы.

Организация данной подсистемы в следственном отделе проявляется в выявлении и определении потребности в материальных и нематериальных ресурсах, обеспечении следственного отдела такими ресурсами.

Вспомогательную (обеспечительную) подсистему образуют действия как руководителя следственного отдела, работников следственного отдела (делопроизводителей, архивариусов и т. д.), так и действия со стороны следственного управления города, субъекта в лице работников материально-технического, кадрового, финансового и других подразделений соответствующего уровня.

Особая значимость в этой сфере уделяется созданию и ведению специфических учетов расследования уголовных дел анализируемой категории, повышению профессиональной подготовки следователей по данной тематике, повышению квалификации; созданию собственных эксперто-криминалистических подразделений, применению современной криминалистической техники; внедрению положительного опыта, внесению предложений в вышестоящий субъект управления по вопросам совершенствования методического и иных действий и мер обеспечительного характера.

Изложенное позволяет подтвердить тезис, сформулированный А.С. Петровым еще в 60-е гг. прошлого столетия: «Организацию можно характеризовать как процесс образования структуры системы и ее качественного совершенствования. Объектом организации является структура определенной системы» [5, с. 30-31].

Таким образом, под организацией работы (деятельности) следственного отдела по расследованию преступлений коррупционной направленности в сфере экономики следует понимать функционирование трех подсистем (внешнефункциональной, внутрифункциональной, вспомогательной (обеспечивающей)), которые создают условия для реализации руководителем следственного отдела,

следователем предоставленных полномочий на различных направлениях процессуальной и служебной деятельности, направленных на достижение целей уголовного судопроизводства при расследовании преступлений, имеющих признаки коррупционной направленности и посягающих на экономические отношения, осуществляемых в соответствии с требованиями законодательства РФ, решениями вышестоящих субъектов управления и рекомендациями по научной организации труда.

Библиографический список

1. Абрамов А.В. и др. Организация расследования преступлений органами внутренних дел: учебник / под. ред. Б.Я. Гаврилова. - М.: Академия управления МВД России, 2013. - 520 с.

2. Ефремова Е.Л. Организация расследования преступлений экономической направленности: монография / под ред. А.В. Шмонина. - М.: Юрли-тинформ, 2014. - 189 с.

3. Кобзарев Ф.М. К вопросу о понятийных основах теории организации работы и управления в органах прокуратуры // Вестник академии генеральной прокуратуры. - 2016. - № 6 (56).

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.10.2018).

5. Петров А.С. Что такое организация управления: монография. - 1967. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 12.11.2018) [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс: справ. правовая система. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34481/ (дата обращения: 5.12.2018).

7. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Режим доступа: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 5.12.2018).

8. Шмонин А.В. Методология криминалистической методики: учебник. - М.: Юрлитинформ, 2010.

References

1. Abramov A.V. i dr. Organizaciya rassledovaniya prestuplenij organami vnutrennih del: uchebnik / pod. red. B.YA. Gavrilova. - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2013. - 520 s.

2. Efremova E.L. Organizaciya rassledovaniya prestuplenij ehkonomicheskoj napravlennosti: monografiya / pod red. A.V. SHmonina. - M.: YUrlitinform, 2014. - 189 s.

3. Kobzarev F.M. K voprosu o ponyatijnyh osnovah teorii organizacii raboty i upravleniya v organah prokuratury // Vestnik akademii general'noj prokuratury. - 2016. - № 6 (56).

4. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) [EHlektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus: sprav. pravovaya sistema. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya: 20.10.2018).

5. Petrov A.S. CHto takoe organizaciya upravleniya: monografiya. - 1967. - Dostup iz sprav. pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

6. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: ot 18.12.2001 № 174-FZ (red. ot 12.11.2018) [EHlektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus: sprav. pravovaya sistema. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (data obrashcheniya: 5.12.2018).

7. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 12.11.2018) [EHlektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus: sprav. pravovaya sistema. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (data obrashcheniya: 5.12.2018).

8. SHmonin A.V. Metodologiya kriminalisticheskoj metodiki: uchebnik. - M.: YUrlitinform, 2010.

212

Вестник КГУ № 1. 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.