УДК 343.7
Лысаков Андрей Евгеньевич
Следственный отдел по Центральному району г. Костромы
О СОДЕРЖАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛЕДСТВЕННОГО ОТДЕЛА ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Преступные посягательства коррупционного характера в сфере экономики продолжают оставаться одним из наиболее негативных факторов, сдерживающих социально-экономическое и общественно-политическое развитие государства и общества. Поэтому задача уголовно-правовой охраны индивида и общества от данных посягательств является одной из приоритетных в уголовно-правовой политике, которая достигается, в частности, путем всестороннего, полного и объективного расследования следственными органами указанных преступлений. При этом важнейшим условием обеспечения качественного расследования подобных преступных деяний выступает надлежащая организация такой деятельности. В свою очередь, выработка оптимальных подходов купорядочи-ванию рассматриваемых организационно-управленческих отношений вызывает необходимость не только анализа правоприменительной практики, законодательства, но и выстраивания с учетом специфики предмета расследования теоретических конструкций, моделей организации расследования. В связи с этим в статье на примере деятельности межрайонного следственного отдела предлагается теоретическая модель организации работы такого следственного подразделения, содержание которой составляет комплексная система действий и мер, состоящая из трех подсистем: внешнефункциональной, внутрифункциональной и вспомогательной (обеспечивающей).
Ключевые слова: следственный отдел, расследование преступлений, коррупция, коррупционное преступление в сфере экономики, организация работы следственного отдела, организация видов деятельности, организационно-правовые основы организации расследования преступлений.
Проблема противодействия коррупции в последнее время приобрела наибольшую актуальность, о чем свидетельствуют ежегодные послания Президента Российской Федерации, законодательные новеллы Государственной думы, Федерального собрания, дополнительные меры Правительства Российской Федерации, а также выверенный стратегический курс, направленный на подавление угроз государственной и общественной безопасности. В Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» среди главных угроз определены преступные посягательства, направленные против общественной и экономической безопасности, и, в частности, коррупция.
В свою очередь, одной из форм обеспечения экономической безопасности выступает осуществляемое органами предварительного расследования в рамках предоставленной им компетенции уголовное судопроизводство по делам коррупционных преступлений в сфере экономики.
Учитывая, что подавляющее большинство преступлений данной категории расследуется в форме предварительного следствия, особое место в реализации уголовной политики в рассматриваемой сфере занимает деятельность следственных органов, в частности, межрайонных следственных отделов как основного звена системы следственных органов, где представляющими их уполномоченными лицами по результатам проверки поступивших сообщений о преступлениях коррупционной направленности в сфере экономики дается им оценка на предмет наличия в них оснований для возбуждения уголовного дела, проводится расследование уголовных дел.
При этом эффективность производства предварительного следствия обусловлена не только неукоснительным соблюдением правовых норм при осуществлении проверки сообщений и расследования уголовных дел, но и надлежащей организацией деятельности следственных подразделений.
Несмотря на то, что по организационно-управленческой тематике проводились диссертационные исследования [2, с. 10], издавались монографии, методические пособия и прочие работы, представляющие научный и практический интерес [1, с. 28], вопросы организации расследования вызывают необходимость дополнительного изучения закономерностей, присущих упорядоченной деятельности (организации) расследования преступлений, в том числе коррупционной направленности в сфере экономики, перспективах её развития.
В связи с этим представляется уместным для понимания правового и теоретического аспектов организации работы следственного отдела и, в частности, следователей по расследованию преступлений коррупционной направленности в сфере экономики обратиться к специфике предмета расследования указанных преступлений, а также к таким понятиям, как «организация», «организация работы» и др.
При этом, не вдаваясь в многочисленные дискуссии по поводу терминологии и содержания рассматриваемых преступных деяний, с целью выделения их специфики отметим лишь главные черты, присущие коррупционному (коррупционной направленности) преступлению в сфере экономики, а также организационно-правовые основы организации расследования таких преступлений.
В первую очередь преступления данной категории должны быть:
Вестник КГУ ^ № 1. 2019
© Лысаков А.Е., 2019
208
- совершены определенными субъектами уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, выполняющим функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях;
- связаны со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
- у субъекта присутствует корыстный мотив (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
- преступление совершено с прямым умыслом;
- действия ориентированы на причинение вреда отношениям, складывающимся в процессе производства, обмена, распределения и потребления материально-опосредованного продукта или под видом таких отношений, либо обусловленных ими.
Под основами правового регулирования данной деятельности принято понимать разновидность и (или) совокупность нормативных правовых актов, в первую очередь Конституцию РФ, федеральные законы, другие нормативные акты, регламентирующие ключевые, базовые положения в рассматриваемой сфере отношений, в том числе функции, направления и принципы деятельности следственных органов, их организационную структуру, а также организацию государственной службы в правоохранительных органах, осуществляющих функцию уголовного преследования в форме предварительного следствия.
При этом понятие «организация» рассматривается, с одной стороны, как определенное образование, имеющее соответствующую организационную структуру, состав должностей, штатную численность и созданное для осуществления какой-либо деятельности. Данная точка зрения находит свое отражение и в ряде других исследований [3, с. 5].
Исходя из этого, органы предварительного следствия, в том числе, к примеру, межрайонный следственный отдел, осуществляющие в пределах своих полномочий функцию расследования преступлений, являются социальными образованиями (объектами), созданными государством и действующими от его имени для реализации конкретных задач в сфере уголовного судопроизводства.
Очевидно, что нормальное функционирование таких органов предполагает создание надлежащих
условий для деятельности данной организации: наличие соответствующей законодательной базы, укомплектованность профессиональными квалифицированными кадрами, своевременное и полное финансирование, размещение в подобающих зданиях, их ремонт, оснащение мебелью, компьютерной и другой оргтехникой, канцелярскими принадлежностями и иными условиями соответствующего обеспечения их деятельности.
В связи с этим, с другой стороны, организацию работы (деятельности) следственного отдела уместно рассмотреть как комплекс действий и мероприятий по созданию оптимальных условий для осуществления следственным отделом предварительного следствия, а также иных направлений деятельности. В этом смысле понятие «организация» схоже с такими понятиями, как «организационное обеспечение», «обеспечительная деятельность».
При этом соответствующим должностным лицам этой структуры определяются цели, задачи, полномочия, то есть они наделяются соответствующей компетенцией. После этого формируются, поддерживаются и развиваются необходимые организационно-правовые и материально-технические, финансовые, социальные условия функционирования этой системы и входящих в нее структур.
Таким образом, сущность организации работы (деятельности) состоит в обеспечении такого состояния системы, когда каждый субъект совместной деятельности находится на своем месте и наиболее эффективно выполняет свои обязанности [3, с. 8].
Разделяя предложенный А.В. Шмониным утверждение, что организация работы по расследованию преступлений может быть представлена в виде совокупности устойчивых взаимосвязанных элементов (с точки зрения элементного подхода) и в виде разработки и реализации комплекса мер, обеспечивающих процесс расследования преступлений на каждом этапе как единое целое (с точки зрения деятельного подхода) [8, с. 281-282], видится возможным сформулировать определенную модель организации функциональной деятельности следственного отдела.
Содержание этой теоретической модели можно представить в виде трех реально существующих подсистем организации деятельности межрайонного следственного отдела. При этом подсистемы (элементы) охватывают всю осуществляемую отделом деятельность и образуют в целом систему действий и мер.
Внешнефункциональная, или внесистемная, деятельность выражается в реализации следственным отделом имеющихся полномочий для достижения целей, ради которых они созданы. При этом такие цели, задачи закреплены в соответствующих законах (ст. 1 ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации», ст. 10 ФЗ «О федеральной службе безопасности» и др.), а также в подзаконных актах,
определяющих функциональную деятельность конкретных следственных органов, уполномоченных проводить расследование в соответствии со ст. 151 УПК РФ (к примеру, Указ Президента РФ от 14.01.2011 № 38 (ред. от 31.12.2015) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации»), приказ МВД России от 09.01.2018 № 1 «Об органах предварительного следствия в системе МВД России» (ред. от 09.07.2018) и иных актах).
Организация работы (деятельности) в данной подсистеме включает в себя обеспечение приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях, возбуждение уголовных дел, производство предварительного расследования, рассмотрение обращений, жалоб, участие в координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, других функций и иных направлений (видов) деятельности.
Организация деятельности в данной подсистеме заключается в принятии конкретных мер, создающих условия для реализации должностными лицами своих процессуальных и служебных полномочий в целях достижения целей уголовного судопроизводства, соблюдения в своей деятельности принципов, отраженных в Конституции Российской Федерации, уголовно-процессуальном законодательстве и других нормативных правовых актах.
Следует отметить, что субъектами такой деятельности могут выступать именно те должностные лица следственного отдела, которым предоставлены правомочия в пределах своей компетенции осуществлять предварительное расследование, отдельные следственные и иные процессуальные действия.
Деятельность по расследованию преступлений коррупционной направленности в сфере экономики в следственном отделе строится на принципах межведомственного взаимодействия, активного информационного обмена, применения современных технологий и средств в процессе оперативной и следственной деятельности. В этой связи в анализируемой сфере отношений можно выделить особую значимость взаимодействия следователей с оперативными работниками, компетентными лицами контролирующих органов, сотрудниками межправительственных органов и объединений, в особенности в сфере борьбы с коррупцией, соответствующими подразделениями и службами собственной безопасности всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления РФ, общественными объединениями, инициативными группами граждан, средствами массовой информации.
В связи с этим руководителю следственного отдела следует инициировать проведение межведомственных совещаний, рабочих встреч с предста-
вителями контролирующих органов, оперативных подразделений, экспертно-криминалистических подразделений, прокурорскими работниками, а также вышестоящими субъектами управления; как собственными правами, так и правами вышестоящего субъекта управления необходимо инициировать создание постоянно действующих аналитических групп, следственно-оперативных групп как для раскрытия преступлений определенной категории, так и на период расследования конкретных уголовных дел, включающих в себя наиболее опытных оперативных сотрудников, специалистов контролирующих органов, экспертно-криминали-стических подразделений и других специалистов.
Вместе с тем деятельность внешнефункци-ональной подсистемы, выражающая сущность осуществляемого следственным отделом уголовного судопроизводства, не может эффективно существовать без сопровождающей деятельности по созданию организационных условий внутри такого отдела, образующей вторую подсистему - внутри-функциональную (внутрисистемную).
Организатором данной подсистемы является руководитель следственного органа, который вправе как поручить часть своих полномочий другим работникам отдела, к примеру заместителю руководителя следственного отдела, своему помощнику (инспектору), так и дать конкретные задания работникам отдела, не являющимся должностными лицами, в том числе сотрудникам канцелярии. Таким образом, внутрифункциональную подсистему образуют действия как должностных лиц, в компетенцию которых входит осуществление досудебного производства, так и действия других работников следственного отдела.
В этой подсистеме эффективная работа по расследованию коррупционных преступлений в сфере экономики, отличающихся особой сложностью, не может быть построена без соответствующей специализации следователей; их особой мотивации, которая может выражаться в получении повышенных надбавок, льготной выслуги и пр.; особого контроля, руководства ходом расследования уголовных дел и проверки сообщений о преступлениях анализируемой категории; непосредственного изучения уголовных дел и материалов проверок, согласования планов проведения проверок по сообщениям и расследованием уголовных дел, составленных следователями, которые должны базироваться на синтезе передовых научных знаний в сфере коррупционной и экономической криминалистики; дачи следователям непосредственных указаний; создания следственных групп как на первоначальном этапе расследования (для фиксации следов преступления), так в ходе расследования объёмных уголовных дел; изучения следственной и судебной практики; прогнозирования перспективы расследования, её обсуждения с вышестоящими
210
Вестник КГУ ^ № 1. 2019
субъектами управления, прокурорскими работниками, соответствующими специалистами экспертных, контролирующих подразделений и других органов и организаций.
Следующая подсистема призвана обеспечить слаженную организацию функционирования следственного отдела путем предоставления всех необходимых ресурсов, что обусловливает её название - вспомогательная (обеспечивающая) подсистема. В неё входят: кадровое, криминалистическое, методическое обеспечение; делопроизводство; организация и ведение учета, отчетности; материально-техническое и финансовое обеспечение; организация работы архива, камеры хранения вещественных доказательств; организация работы пропускного режима; организация противопожарной безопасности, мобилизационной подготовки и другие элементы.
Организация данной подсистемы в следственном отделе проявляется в выявлении и определении потребности в материальных и нематериальных ресурсах, обеспечении следственного отдела такими ресурсами.
Вспомогательную (обеспечительную) подсистему образуют действия как руководителя следственного отдела, работников следственного отдела (делопроизводителей, архивариусов и т. д.), так и действия со стороны следственного управления города, субъекта в лице работников материально-технического, кадрового, финансового и других подразделений соответствующего уровня.
Особая значимость в этой сфере уделяется созданию и ведению специфических учетов расследования уголовных дел анализируемой категории, повышению профессиональной подготовки следователей по данной тематике, повышению квалификации; созданию собственных эксперто-криминалистических подразделений, применению современной криминалистической техники; внедрению положительного опыта, внесению предложений в вышестоящий субъект управления по вопросам совершенствования методического и иных действий и мер обеспечительного характера.
Изложенное позволяет подтвердить тезис, сформулированный А.С. Петровым еще в 60-е гг. прошлого столетия: «Организацию можно характеризовать как процесс образования структуры системы и ее качественного совершенствования. Объектом организации является структура определенной системы» [5, с. 30-31].
Таким образом, под организацией работы (деятельности) следственного отдела по расследованию преступлений коррупционной направленности в сфере экономики следует понимать функционирование трех подсистем (внешнефункциональной, внутрифункциональной, вспомогательной (обеспечивающей)), которые создают условия для реализации руководителем следственного отдела,
следователем предоставленных полномочий на различных направлениях процессуальной и служебной деятельности, направленных на достижение целей уголовного судопроизводства при расследовании преступлений, имеющих признаки коррупционной направленности и посягающих на экономические отношения, осуществляемых в соответствии с требованиями законодательства РФ, решениями вышестоящих субъектов управления и рекомендациями по научной организации труда.
Библиографический список
1. Абрамов А.В. и др. Организация расследования преступлений органами внутренних дел: учебник / под. ред. Б.Я. Гаврилова. - М.: Академия управления МВД России, 2013. - 520 с.
2. Ефремова Е.Л. Организация расследования преступлений экономической направленности: монография / под ред. А.В. Шмонина. - М.: Юрли-тинформ, 2014. - 189 с.
3. Кобзарев Ф.М. К вопросу о понятийных основах теории организации работы и управления в органах прокуратуры // Вестник академии генеральной прокуратуры. - 2016. - № 6 (56).
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.10.2018).
5. Петров А.С. Что такое организация управления: монография. - 1967. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 12.11.2018) [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс: справ. правовая система. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34481/ (дата обращения: 5.12.2018).
7. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Режим доступа: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 5.12.2018).
8. Шмонин А.В. Методология криминалистической методики: учебник. - М.: Юрлитинформ, 2010.
References
1. Abramov A.V. i dr. Organizaciya rassledovaniya prestuplenij organami vnutrennih del: uchebnik / pod. red. B.YA. Gavrilova. - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2013. - 520 s.
2. Efremova E.L. Organizaciya rassledovaniya prestuplenij ehkonomicheskoj napravlennosti: monografiya / pod red. A.V. SHmonina. - M.: YUrlitinform, 2014. - 189 s.
3. Kobzarev F.M. K voprosu o ponyatijnyh osnovah teorii organizacii raboty i upravleniya v organah prokuratury // Vestnik akademii general'noj prokuratury. - 2016. - № 6 (56).
4. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) [EHlektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus: sprav. pravovaya sistema. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya: 20.10.2018).
5. Petrov A.S. CHto takoe organizaciya upravleniya: monografiya. - 1967. - Dostup iz sprav. pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
6. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: ot 18.12.2001 № 174-FZ (red. ot 12.11.2018) [EHlektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus: sprav. pravovaya sistema. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (data obrashcheniya: 5.12.2018).
7. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 12.11.2018) [EHlektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus: sprav. pravovaya sistema. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (data obrashcheniya: 5.12.2018).
8. SHmonin A.V. Metodologiya kriminalisticheskoj metodiki: uchebnik. - M.: YUrlitinform, 2010.
212
Вестник КГУ № 1. 2019