Научная статья на тему 'О содержании интеллектуально-нравственного потенциала студента-юриста'

О содержании интеллектуально-нравственного потенциала студента-юриста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ЮРИСТЫ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / LAW STUDENTS / STRUCTURE OF THE PERSONALITY / POTENTIAL / INTELLECTUAL ABILITIES / MORAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рождествина Анна Анатольевна

Развитие образования, в том числе юридического, в настоящее время является одним из приоритетных направлений развития страны, которое закреплено в стратегических документах Российской Федерации. Наличие высоких требований к будущему специалисту-юристу способствует формированию особых его компетенций, позволяющих легко и быстро осваивать новые образовательные технологии, быть заинтересованным в профессиональном росте и совершенствовании, воспринимать инновации в учебном процессе, а для этого уже на стадии обучения необходимо наличие определенного интеллектуальнонравственного потенциала у студента будущего юриста. В статье рассматриваются разные точки зрения на понятие «потенциал», приводится это понятие исходя из требований ФГОСа 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Отмечается, что потенциал может развиваться и реализовываться путем обучения и воспитания, но первоначальные возможности напрямую зависят от набора интеллектуальных и нравственных качеств студента-юриста, которые были сформированы на момент поступления его в вуз. Автор приводит мнения ученых по поводу определения, сущности и содержания интеллектуальных и нравственных способностей, а также виды этих способностей, основываясь на требованиях ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рождествина Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Content of Intellectual and Moral Potential of the Law Student

Development of education, including legal, is now one of the priority directions of development of the country which is fixed in strategic documents of the Russian Federation. High requirements to the future law expert suggest the formation of special competencies which allow to master new educational technologies easily and quickly, to be interested in the professional growth and improvement, and to be open to innovations in the educational process. For this it is necessary for the future lawyer to have a certain intellectual and moral potential already at the stage of training. In the article different points of view on the concept “potential” are considered. This concept is given according to FGOS’S requirements 40.03.01 Law (bachelor degree level). At the same time it is noted that potential can be developed and implemented by training and education, but initial opportunities directly depend on the set of intellectual and moral qualities of the law student which have been formed before entering a higher educational institution. The author gives opinions of different scientists on the definition, essence and content of mental and moral abilities and gives types of these abilities, based on requirements of FGOS.

Текст научной работы на тему «О содержании интеллектуально-нравственного потенциала студента-юриста»

УДК 378.096

О содержании интеллектуально-нравственного потенциала студента-юриста

А. А. Рождествина

Рождествина Анна Анатольевна, директор Центра дополнительного образования, Поволжский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Саратове, [email protected]

Развитие образования, в том числе юридического, в настоящее время является одним из приоритетных направлений развития страны, которое закреплено в стратегических документах Российской Федерации. Наличие высоких требований к будущему специалисту-юристу способствует формированию особых его компетенций, позволяющих легко и быстро осваивать новые образовательные технологии, быть заинтересованным в профессиональном росте и совершенствовании, воспринимать инновации в учебном процессе, а для этого уже на стадии обучения необходимо наличие определенного интеллектуально-нравственного потенциала у студента - будущего юриста. В статье рассматриваются разные точки зрения на понятие «потенциал», приводится это понятие исходя из требований ФГОСа 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Отмечается, что потенциал может развиваться и реализовываться путем обучения и воспитания, но первоначальные возможности напрямую зависят от набора интеллектуальных и нравственных качеств студента-юриста, которые были сформированы на момент поступления его в вуз. Автор приводит мнения ученых по поводу определения, сущности и содержания интеллектуальных и нравственных способностей, а также виды этих способностей, основываясь на требованиях ФГОС. Ключевые слова: студенты-юристы, структура личности, потенциал, интеллектуальные способности, нравственные способности.

Э01: https://d0i.0rg/l 0.18500/1819-7671 -2019-19-2-226-230

В современных условиях глобализации наука и образование, в том числе юридическое, во многом определяют благополучие как отдельных граждан, так и общества в целом, возможность инновационного развития страны, повышения уровня конкурентоспособности государства в мире. Поэтому концепция социального развития Российской Федерации на ближайшее будущее заключается в движении к знаниям и преобразованиям. В Российской Федерации продолжается модернизация юридического образования, которая направлена на повышение интеллектуального потенциала нации [1]. Как закреплено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2], необходимым условием для форми-

рования инновационной экономики является модернизация системы образования - основа динамичного экономического роста и социального развития общества, благополучия граждан и безопасности страны.

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

В настоящее время активно обновляется система образования в целом и юридического в частности. Специалист в этой области, желающий добиться успеха, должен постоянно учиться, прежде всего потому, что в практике востребован профессионал, способный решать новые задачи на основе инновационного отечественного и зарубежного опыта [3, с. 17]. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации.

Высокие требования, предъявляемые к будущему специалисту-юристу, способствуют формированию особых его компетенций, позволяющих легко и быстро осваивать новые образовательные технологии, быть заинтересованным в профессиональном росте и совершенствовании, воспринимать инновации в учебном процессе, а для этого уже на стадии обучения необходимо наличие определенного интеллектуально-нравственного потенциала у студента - будущего юриста. Поэтому представляется важным определить сущность этого понятия, исходя из содержания

©Рождествина А. А., 2019

Л. Л. Рождествина. О содержании интеллектуально-нравственного потенциала студента

его элементов, к числу которых мы относим «потенциал», «интеллектуальные способности», «нравственные способности».

Потенциал является общенаучной универсальной категорией, означает «совокупность имеющихся средств, ресурсов, возможностей в чем-либо» и интерпретируется учеными по-разному в зависимости от их научных воззрений. Д. А. Леонтьев представляет личностный потенциал как системную организацию индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности [4, с. 56].

Согласно В. Н. Маркову потенциал есть система его возобновляемых внутренних ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленной на получение социально значимых результатов. Следовательно, потенциал не может сам по себе бесконечно накапливаться и развиваться, он с необходимостью материализуется в разных видах деятельности, совершенствуется, возобновляется и регулярно «подзаводится» в ней [5, с. 265].

Анализ научной литературы по проблеме потенциала личности свидетельствует, что его сущность, структура и условия развития у различных авторов трактуются по-разному, как с точки зрения понятийных, так и деятельностно-сущностных основ.

Согласно основным подходам к понятию «потенциал личности» его можно рассматривать как:

1) ресурсы, исследуемые в ракурсе личностного и человеческого потенциалов (П. Г. Щедро-вицкий);

2) способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности (В. Н. Дружинин);

3) склонность как направленность на соответствующую деятельность (Б. М. Теплов);

4) ценностные ориентации, формирующие основу поведения личности в процессе профессионального и личностного развития (Б. Г. Ананьев);

5) основу социальной, профессиональной и личностной компетентности (А. К. Маркова);

6) средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованными, приведенными в действие, использованными для достижения определенных целей, осуществления плана, решения какой-либо задачи, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (Б. А. Введенский);

7) совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере (Т. В. Ефремов);

8) предел человеческих познаний внутренних, скрытых возможностей результативного использования изучаемого объекта, которые могут быть количественно оценены и в конечном счете реализованы при идеальных условиях практической деятельности (К. М. Миско);

9) совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь (Д. Н. Ушаков).

На основе изложенного можно утверждать, что потенциал, как правило, определяется как возможности, склонности, ценностные ориентиры и т. д. По нашему мнению, при определении значения слова «потенциал» необходимо исходить из его буквального перевода (от лат. ро1епйа - сила, возможность), а также из содержания федеральных государственных образовательных стандартов, в частности, если речь идет о студентах-юристах, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) [6] (далее - ФГОС), обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

Таким образом, потенциал студента-юриста можно определить как его возможность к освоению программы бакалавриата, в том числе к формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области разработки и реализации правовых норм, а также обеспечения законности и правопорядка, при условии соблюдения со стороны образовательной организации общесистемных, кадровых, финансовых, материально-технических и учебно-методических требований к реализации программы.

При этом потенциал может развиваться и реализовываться путем обучения и воспитания, которые в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N° 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [7] составляют единый целенаправленный процесс, входящий в понятие «образование». Первоначальные же возможности напрямую зависят от первоначального набора интеллектуальных и нравственных способностей студента-юриста, с которыми он поступил в вуз.

Что касается разных видов деятельности, разграничивают общеинтеллектуальные способности и специальные способности. Общеинтеллектуальные способности - это система

интеллектуальных свойств личности, обеспечивающая успешность овладения знаниями, наукой, сложной деятельностью. Специальные способности - система свойств личности, обеспечивающая достижение высоких результатов в специальной области деятельности [8, с. 224].

Интеллектуальные способности, по мнению Н. В. Видинеева, это умение мыслить в форме лексических (смысловых) значений слов, суждений, умозаключений, понятий, гипотез, теорий [9, с. 6]. С. Л. Рубинштейн отмечает, что интеллектуальные (умственные) способности - это, с одной стороны, результат обучения, а с другой - предпосылка обучения. Ядром, главным компонентом интеллектуальной способности является качество процессов анализа, синтеза, обобщения [10, с. 154].

В. Д. Шадриков отмечает, что интеллектуальная способность - это свойство некоторой психической реальности, обнаруживающее себя в ситуации выполнения человеком определенного задания и фиксирующее в виде показателей эффективности данного вида деятельности [11, с. 10-11].

М. А. Холодная связывает интеллектуальные способности с интеллектуальной деятельностью. Интеллектуальные способности - это свойство интеллекта, характеризующее успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях. Такие способности оцениваются с точки зрения скорости и правильности переработки информации в условиях решения задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания [12, с. 139].

Н. В. Видинеев определяет интеллектуальные способности как умение мыслить в формах лексических (смысловых) значений слов, суждений, умозаключений, понятий, гипотез, теорий, осуществлять обмен мыслями с другими людьми

[9, с. 6].

Основываясь на приведенных точках зрения ученых и исходя из требований ФГОС, можно в общем виде определить следующие виды интеллектуальных способностей студента-юриста: 1) способность использовать, получать и обобщать общенаучные знания и методы в профессиональной деятельности; 2) способность к устной и письменной коммуникативной деятельности; 3) способность по соблюдению и применению российского и международного законодательства; 4) способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) способность четко исполнять про-

фессиональные обязанности в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экс-пертно-консультационной деятельности.

Основными категориями, которыми приходится оперировать при рассмотрении нравственных способностей студента-юриста, являются понятия этики, морали и нравственности [13]. Данные понятия этимологически схожи. А. И. Павловский считает, что этика - это наука о морали и нравственности. Мораль - это внешняя, а нравственность - внутренняя по отношению к индивиду регуляция человеческого поведения [14, с. 19].

В словарях В. И. Даля и С. И. Ожегова нравственность толкуется как правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведения [15].

По мнению С. В. Подзоровой, нравственность - качество индивида, формирующее специфической деятельностью сознания (при этом, осмысливая опытное познание, индивид может выйти на уровень достоверного знания при условии синтеза данных опыта и априорных знаний, которые для опыта имеют всеобщее и необходимое значение; ум не может сознавать иначе как в этих априорных формах) и проявляющееся в его мыслях, суждениях, поведении [16, с. 53].

Нормативное определение нравственности содержится в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [17], которая рассматривает нравственность как составляющую духовного и нравственного воспитания детей. Исходя из содержащихся в Стратегии норм, нравственность включают в себя: 1) нравственные чувства, к числу которых относятся чувство чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия; 2) нравственную позицию, в том числе способность к сознательному выбору добра; 3) сопереживание и формирование позитивного отношения к людям, в частности к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; 4) позитивные жизненные ориентиры и планы; 5) поведение в различных трудных жизненных ситуациях (проблемных, стрессовых и конфликтных).

К нравственным способностям студентов-юристов согласно ФГОС можно отнести следующие: 1) способность толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; 2) способность работать на благо общества и государства; 3) способность соблюдать принципы этики юриста; 4) способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу; 5) способность осуществлять профессиональную деятельность

А. А. Рождествина. О содержании интеллектуально-нравственного потенциала студента

на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.

Следует отметить, что нравственность для студентов-юристов - это не просто внутренняя составляющая, влияющая на выбор модели поведения, для них нормы нравственности прямо установлены действующим законодательством, в том числе в кодексах профессиональной этики (например, Кодекс профессиональной этики адвоката, Кодекс судейской этики, Кодекс этики прокурорского работника, Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации и т.д.). Причем за невыполнение этих норм наступает как минимум дисциплинарная ответственность. Поэтому нравственные нормы из категории внутренних переходят в правовую категорию.

Список литературы

1. Ильина О. В. Роль права в развитии юридического образования в Российской Федерации // Вестн. Моск. ун-та им. С. Ю. Витте. Сер. 2: Юридические науки. 2017. № 3 (12). С. 24-27.

2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008, № 47, ст. 5489.

3. Панфилова А. П., Долматов А. В. Взаимодействие участников образовательного процесса. М., 2014. 487 с.

4. Леонтьев Д. А. Личностное в личности : личностный потенциал как основа самодетерминации // Учен. записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М., 2002. С. 56-65.

5. Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка / под ред. А. А. Деркача. М., 2001. 264 с.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) : приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (ред. от 11.01.2018). URL: www. pravo.gov.ru. (дата обращения: 15.01.2019).

7. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7598.

8. Егорова Г. И. Интеллектуальная подготовка студентов технического университета как необходимое условие повышения качества обучения // Изв. Том. политехн. ун-та. 2005. Т. 308. № 1. С. 222-227.

9. Видинеев Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1997. 173 с.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.

11. Шадриков В. Д. Способности человека. М., 1997. 285 с.

12. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Томск ; М., 1997. 391 с.

13. Овинова Л. Н. Нравственность как педагогическое понятие // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. № 16 (71). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennost-kak-pedagogicheskoe-ponyatie (дата обращения: 25.02.2019).

14. Павловский А. И. Введение в этический кодекс : крах нормативной этики. СПб., 2006. 110 с.

15. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2001. 736 с.

16. Подзорова С. В. К вопросу о сущности понятия «нравственность» // Современная наука. 2011. № 2. С. 51-55.

17. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 23, ст. 3357.

Образец для цитирования:

Рождествина А. А. О содержании интеллектуально-нравственного потенциала студента-юриста // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 226-230. Б01: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-226-230

On the Content of Intellectual

and Moral Potential of the Law Student

А. А. Rozhdestvina

Anna A. Rozhdestvina, https://orcid.org/0000-0002-9311-8256, Director of the Center for Continuing Education, Volga Region Institute (branch) of All-Russian State University of Justice, 55 A. N. Radischeva St., Saratov 410003, Russia, [email protected]

Development of education, including legal, is now one of the priority directions of development of the country which is fixed in strategic

documents of the Russian Federation. High requirements to the future law expert suggest the formation of special competencies which allow to master new educational technologies easily and quickly, to be interested in the professional growth and improvement, and to be open to innovations in the educational process. For this it is necessary for the future lawyer to have a certain intellectual and moral potential already at the stage of training. In the article different points of view on the concept "potential" are considered. This concept is given according to FGOS'S requirements 40.03.01 Law (bachelor degree level). At the same time it is noted that potential can be developed and implemented by training and education, but initial opportunities directly depend on the set of intellectual and moral qualities of the law student which have been

formed before entering a higher educational institution. The author gives opinions of different scientists on the definition, essence and content of mental and moral abilities and gives types of these abilities, based on requirements of FGOS.

Keywords: law students, structure of the personality, potential, intellectual abilities, moral abilities.

References

1. Ilina O. V. The Role of Law in Development of Legal Education in the Russian Federation. Vestnik Moskovs-kogo un-ta im. S. Yu. Vitte. Ser. 2: Yuridicheskie nauki [Moscow Witte University Bulletin. Ser. 2: Legal science], 2017, no. 3 (12), pp. 24-27 (in Russian).

2. On the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation until 2020. Order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 no. 1662-r. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2008, no. 47, art. 5489 (in Russian).

3. Panfilova A. P., Dolmatov A. V. Vzaimodeystvie uchast-nikov obrazovatelnogo processa [Interaction of Participants of Educational Process]. Moscow, 2014. 487 p. (in Russian).

4. Leontev D. A. Personal in the personality: personal potential as self-determination basis. Uchenye zapiski kafedry obshcheypsihologiiMGU im. M. V. Lomonosova [Scientific Notes of Department of the General Psychology of Lomonosov Moscow State University]. Ed. by B. S. Bratus', D. A. Leontev. Moscow, 2002, iss. 1, pp. 56-65 (in Russian).

5. Markov V. N. Lichnostno-professionalnyy potenstial upravlensta i ego ostenka [Personal and Professional Potential of the Manager and his Assessment]. Ed. by A. A. Derkach. Moscow, 2001. 264 p. (in Russian).

6. On the Approval of Federal State Educational Standard of the Higher Education in the Direction of Preparation 40.03.01 Law (bachelor degree level). Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 01.12.2016 no. 1511 (an edition of 11.01.2018). Available at: www.pravo.gov.ru. (accessed 15 Junyary 2019) (in Russian).

7. On education in the Russian Federation: Federal law of 29.12.2012 no. 273-FZ. Sobranie zakonodatelstva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2012, no. 53, part 1, art. 7598 (in Russian).

8. Egorova G. I. Intellectual Training of Students of the Technical University as Necessary Condition of Improvement of Quality of Training. Izv. Tom. politekhn. univ.,

2005, vol. 308, no. 1, pp. 222-227 (in Russian).

9. Vidineev N. V. Priroda intellektualnykh sposobnostey cheloveka [Nature of Mental Abilities of the Person]. Moscow, 1997. 173 p. (in Russian).

10. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchey psihologii [Fundamentals of the General Psychology]. St. Petersburg, 2002. 720 p. (in Russian).

11. Shadrikov V. D. Sposobnosti cheloveka [Abilities of the Person]. Moscow, 1997. 285 p. (in Russian).

12. Holodnaya M. A. Psihologiya intellekta. Paradoksy issle-dovaniya [Intelligence Psychology. Research Paradoxes]. Tomsk, Moscow, 1997. 391 p. (in Russian).

13. Ovinova L. N. Morality as Pedagogical Concept]. Vestnik YuUrGU. Ser. Obrazovanie, zdravoohranenie, fizicheskaya kultura (Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Health, Physical Culture),

2006, no. 16 (71). Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/nravstvennost-kak-pedagogicheskoe-ponyatie (accessed 25 February 2019) (in Russian).

14. Pavlovskiy A. I. Vvedenie v eticheskiy kodeks: krah nor-mativnoy etiki [Introduction to the ethical code: crash of standard ethics]. St. Petersburg, 2006. 110 p. (in Russian).

15. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar russkogoyazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Moscow, 2011. 736 p. (in Russian).

16. Podzorova S.V. On the Essence of the Concept of «Morality». Sovremennaya nauka [Modern Science], 2011, no. 2, pp. 51-55 (in Russian).

17. On the Approval of the Strategy of Development of Education in the Russian Federation until 2025. Order of the Government of the Russian Federation of29.05.2015 no 996-r. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Law of the Russian Federation], 2015, no. 23, art. 3357 (in Russian).

Cite this article as:

Rozhdestvina A. A. On the Content of Intellectual and Moral Potential of the Law Student. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, iss. 2, pp. 226-230. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-226-230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.