Научная статья на тему 'О содержании бюджетной реформы В. А. Татаринова 1862-1868 гг'

О содержании бюджетной реформы В. А. Татаринова 1862-1868 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3047
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ЕДИНСТВО КАССЫ / ПОЛНОТА БЮДЖЕТА / РЕАЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТА / ГЛАСНОСТЬ БЮДЖЕТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РОСПИСЬ / PUBLICITY OF THE BUDGET / THE STATE LIST / BUDGETARY REFORM / A FINANCIAL SYSTEM / UNITY OF CASH DESK / COMPLETENESS OF THE BUDGET / A BUDGET REALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нещадим Елена Григорьевна

В статье рассматривается бюджетная реформа В.А. Татаринова 1862 1868 гг. Ее результатом стала наиболее отвечающая форме правления государства структура бюджетного процесса, основанная на передовых принципах, многие из которых действуют и поныне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the budget reform of V.A. Tatarinov in 1862-1868. It's result was the most meeting the form of government budget process structure. It was based on progressive principles. Many of them function nowadays.

Текст научной работы на тему «О содержании бюджетной реформы В. А. Татаринова 1862-1868 гг»

Нещадим Елена Григорьевна

старший преподаватель кафедры административного и финансового права Кубанского государственного аграрного университета

(тел.: 89184833729)

О содержании бюджетной реформы В.А. Татаринова

1862-1868 гг.

Аннотация

В статье рассматривается бюджетная реформа В.А. Татаринова 1862 - 1868 гг. Ее результатом стала наиболее отвечающая форме правления государства структура бюджетного процесса, основанная на передовых принципах, многие из которых действуют и поныне.

Annotation

The article investigates the budget reform of V.A. Tatarinov in 1862-1868. It's result was the most meeting the form of government budget process structure. It was based on progressive principles. Many of them function nowadays.

Ключевые слова: бюджетная реформа, финансовая система, единство кассы, полнота бюджета, реальность бюджета, гласность бюджета, государственная роспись.

Key words: budgetary reform, a financial system, unity of cash desk, completeness of the budget, a budget reality, publicity of the budget; the State list.

В

период 50 - 60х гг. XIX в. в Российской Империи возникли как объективные причины, так и субъективные предпосылки проведения бюджетной реформы. В это время в государстве присутствовала политическая воля Государя Императора к проведению данной реформы и личность молодого, но талантливого государственного деятеля - В.А. Татаринова.

Разработанный В.А. Татариновым план преобразования финансовой системы сводился к двум важнейшим положениям:

1) систематическое, подробное и однообразное для всех управлений составление финансовых смет и такое же исполнение их с безусловным и немедленным обращением всех сметных остатков в распоряжение государственного казначейства;

2) введение единства кассы, т.е. сосредоточение всех денежных средств исключительно в кассах министерства финансов с правом одного только этого министерства заведовать сбором всех государственных доходов и обязанностью производства платежей В процессе исторического развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет:

1) единство бюджета;

2) полнота бюджета;

3) реальность (правдивость) бюджета;

4) гласность бюджета.

В.А. Татаринов развил и дополнил эти принципы. Содержание бюджетной реформы полностью раскрывается через их анализ.

Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства.

В результате осуществления в Российской Империи бюджетной реформы 1862 года такой подход к организации бюджетного хозяйства получил формальное закрепление в Правилах "О составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении Государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений", Высочайше утверждённых 22 мая 1862 года [1]. Согласно указанному документу, все государственные доходы и расходы, за и скл ю че ни ем сп ец иаль но оп ределе нн ых, подлежали включению в Государственную роспись.

Государственная роспись составлялась из частных финансовых смет Министерств и Главных управлений. ^^

43

Единство бюджета предполагает также распределение (разграничение) доходов и расходов бюджета. Для этого применяется единая бюджетная классификация, то есть группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам. В пределах самого бюджета расходы подразделялись на постоянные, временные, и экстраординарные.

22 мая 1862 г. Сметные правила были дополнены новыми постановлениями. Номера статей, обозначения пунктов и номенклатура всех сметных подразделений должны были оставаться в сметах неизменными, согласно установленной классификации, до тех пор, пока Министерство финансов и Государственный контроль признают необходимым войти в Государственный совет с представлением об общем исправлении нумерации. В случае исключения из смет какого-либо дохода, его место должно было оставаться незамещённым до внесения в смету такого же точно дохода. Вновь появившиеся доходы, для которых не имелось в сметах соответственных статей или пунктов, должны были показываться ведомствами в конце их доходных смет без номеров, параграфов и статей [2].

Отрицательным моментом являлось то, что, изначально запланированное единство государственного бюджета Российской Империи было подвержено различным значительным изъятиям в части единства бюджетного документа и единства бюджетной классификации.

Однако имели место и положительные тенденции. В целях единства государственного бюджета был совершен переход от устаревшего принципа специализации доходов, когда каждая расходная статья обеспечивалась собственным доходным источником, к принципу специализации кредитов, то есть, строго целевому использованию ассигнованных в соответствии с утверждёнными сметами средств, полученных за счёт поступления государственных доходов, без различия источников этих доходов.

Под полнотой бюджета понимается включение в него полностью всех доходов и расходов, как государства в целом, так и его органов власти.

Сметные правила устанавливали норму, в соответствии с которой в финансовые сметы министерств и главных управлений не вносились:

1) доходы и расходы сословий или обществ на их собственные надобности, а также суммы, назначаемые на удовлетворение губернских и частных земских повинностей;

2) расходы и доходы отдельных благотворительных учреждений, содержащихся независимо от частных приношений из указанных законом источников или на счёт пособий, даруемых правительством;

3) денежные средства для специальных целей, преимущественно пожертвования и доходы, находящиеся под контролем правительства, но не относящиеся к казне. По ним представлялись при финансовых сметах особые приложения[3].

Постепенно государственная роспись становилась всё более полным документом. Однако нормы бюджетного законодательства, содержавшие положения о полноте бюджета во многом были противоречивы, и желаемый результат достигнут не был. Одно достижение всё же должно быть отмечено: Министерства и Главные управления не могли по собственному усмотрению изменять сметное назначение кредитов, накапливать неиспользованные остатки ассигнованных сумм [4].

Реальность (правдивость) бюджета предполагает, что все его суммы доходов и расходов должны быть обоснованы и правильны.

В Сметных правилах упоминалось, что по получении финансовых смет министерств и главных управлений Министерство финансов проверяло, оправдывался ли предмет и размер предположенных назначений смет.

На основе Высочайше утвержденного 29 декабря 1872 г. Мнения Государственного совета, исчисление издержек взимания доходов, установленное Правилами составление финансовых смет, в государственной росписи не показывалось.

Государственный контроль по получении финансовых смет проверял их на соответствие действующему законодательству, а также по всем сметам производил проверку сметных предположений.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что двойной предварительный контроль служил правдивости Государственного бюджета Российской Империи.

Гласность бюджета означает его обсуждение и утверждение законодательным органом страны с последующей публикацией.

В соответствии со Сметными правилами, законодательное утверждение Государственной росписи Российской Империи осуществлял Государственный совет через рассмотрение самой росписи и частных финансовых смет общим собранием, а затем представлял рассмотренные документы на Высочайшее утверждение.

После публикации росписи министрам открывались кредиты в Государственном казначействе.

Бюджетная реформа имела огромное значение для бюджетного хозяйства России. Некоторые её положения базировались на идеях начала века, сформулированных М.М. Сперанским. В

М

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 1 (33)

документах реформы впервые воплотились принципы рациональной организации бюджетного процесса и ведения бюджетного хозяйства, которые сохраняют значение и поныне [5].

На основании изученных фактов бюджетной реформы 1862-1868 гг. можно сделать следующие выводы: в первой половине 60-х гг. XIX в. преобразования, проводимые В.А. Татариновым, были совершенно необходимы и способствовали упорядочению финансового управления. В силу определенных российских особенностей, таких как раздутость государственного аппарата, менталитет чиновников, сословность, упорядочить бюджетные отношения при помощи экономических средств не предоставлялось возможным. Ввиду этого, правительство тщательно подготовило и поэтапно ввело новые правила регулирования бюджетных отношений. Новые законы установили значительное ограничение бюджетной самостоятельности Министерств и Главных управлений, принцип бюджетного и кассового единства, общую систему бюджетного учета и отчетности. Вводился принцип гласности бюджета. Регулярная публикация в прессе государственной

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА росписи доходов и расходов подняла престиж российских финансов за границей. При этом полнота и реальность бюджета оставались недостаточно затронутыми реформой.

1. Коломиец А.Г. Финансовые реформы Русских царей от Ивана Грозного до Александра Освободителя. Очерки. М., 2001.

2. Об изменении классификации государственной росписи доходов и доходных смет. СУРИ. 1891. № 74. Ст.786.

3. Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении Государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений. СПб., 1866.

4. Шмелев К.В. Правовое регулирование бюджетных отношений в дореволюционной России (1862-1904 годы): Диссертация кандидата наук. Нижний Новгород, 2004.

5. Ялбулганов А.А. Государственный контролер В.А. Татаринов и реформы финансового контроля в России (1850-1860-ые гг.) // Финансы. 2000. № 1.

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.