Notes
1. See, for example: The report of Conference of the UN on environment and development. Available at: http://daccess-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N92/836/57/PDF/N9283657.pdf?OpenElement (appeal to the document 15.10.2013) (in Russ.); What is "Rio+20?" Available at: http://www.un.org/ru/ sustainablefuture/about.shtml (address date: 15.10.2013) (in Russ.); The Decree of the Russian President of 01.04.1996 No. 440 "About the Concept of transition of the Russian Federation to a sustainable development", "The concept of transition of the Russian Federation to a sustainable development". Access from ref.-legal system "Consultant Plus". Available at: http://www.consultant.ru/ (appeal to the document 16.10.2013), etc. (in Russ.) The review of works: see: Bushkova-Shiklina E. V., Bokov E. M. Sotsialnaya politika kak faktor ustoychivogo razvitiya [Social policy as factor of a sustainable development]. Kirov: OOO "Rainbow PRESS" Publ., 2013. 160 pages.
2. Bushkova-Shiklina E. V., Bokov E. M. Spec. work; Bushkova-Shiklina E. V. Problemyi sotsialnyih izmeneniy v kontekste ustoychivogo razvitiya organizatsionnyih sistem [Problems of social changes in a context of a sustainable development of organizational systems]// Voprosyi politologii i sotsiologii -Questions of Political science and sociology, 2013, No. 2.
3. Bushkova-Shiklina E. V. Sotsialnyiy menedzhment personala - perspektiva razvitiya so-tsialno otvetstvennoy organizatsii [Social management of the personnel - prospect of development of socially responsible organization] // Materialyi mezhdunarodnoy nauchno prakticheskoy konferentsii «Tsennosti i interesyi sovremennogo obschestva», 14 oktyabrya - 11 noyabrya 2013 [Materials of the international scientifically practical conference "Values and Interests of Modern Society", on October 14 - on November 11, 2013]. Part 1 / Moscow State University of economy, statistics and informatics. Moscow, 2013, pp. 136-139. (In Russ.)
УДК 165.0
Н. Л. Караваев
О смыслообразующем аспекте понятия информационного общества
В статье рассмотрена проблема толкования понятия информационного общества. Проанализированы предпосылки появления этого понятия. В качестве результата анализа предлагается авторская трактовка понятия информационного общества, смыслообразующим аспектом которого является автоматизация информационных процессов.
In this article, the author describes the problem of the definition of information society. Based on analysis of the occurrence of this notion, the authorial handling of information society is given. The semantic aspect of new definition of the notion is automatization of information processes.
Ключевые слова: информационное общество, информация, информационный процесс, информационные технологии, информатизация, автоматизация.
Keywords: information society, information, information process, information technology, informatization, automatization.
Всякое существенное изменение социальной системы всегда порождало особый интерес философов и ученых к теоретическому осмыслению подобных перемен. Так, наметившийся в последние десятилетия переход индустриального общества в его новое состояние, обозначенное американским социологом Д. Беллом как постиндустриальное, не стал исключением. Ученые и философы дали множество различных названий новому типу общества: «техногенная цивилизация» (В. С. Стёпин), «технотронное общество» (З. Бжезинский), «открытое общество» (К. Поппер) и т. д.
Сегодня стало привычным понятие информационного общества (Е. Масуда, Ф. Махлуп, Н. Моисеев, А. Тоффлер и др.). Оно используется повсеместно, вплоть до того, что правительства многих стран инициировали проекты построения информационного общества, которое в идеале должно помочь человечеству решить экономические, политические и другие социокультурные проблемы. Однако сегодня это понятие все еще является одним из широко дискутируемых в науке и философии, поскольку не существует должной ясности в вопросе о
© Караваев Н. Л., 2014 28
том, что же следует подразумевать под данным понятием и каковы его сущностные особенности.
Существенным толчком для развития идей информационного общества послужил выход в 1973 г. книги американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» [1]. Основными чертами постиндустриальной эпохи, по мнению Белла, являются, прежде всего, снижение роли материального производства и развитие сектора услуг, связанного с производством информации.
По мнению другого автора концепции постиндустриального общества, американского ученого Э. Тоффлера, информация в таком обществе заменяет огромное количество материальных ресурсов, используемых обществом, и становится центральным ресурсом последнего [2].
Один из авторов самого термина «информационное общество» японский ученый Е. Ма-суда считает, что в такой форме общества «производство информационных продуктов, а не материальных, становится движущей силой формирования и развития общества» [3].
Наиболее полно обобщил характеристики основных подходов к информационному обществу британский социолог Ф. Уэбстер в своей книге «Теории информационного общества» [4]. Он выделил пять основных критериев, относительно которых определяется информационное общество:
1. Технологический критерий, выделяющий ключевым фактором формирования информационного общества информационные технологии, развитие индустрии производства информационных продуктов.
2. Экономический критерий, учитывающий рост экономической ценности информационной деятельности и превалирование ее над деятельностью в области сельского хозяйства и промышленности.
3. Критерий, связанный со сферой занятости, предполагает снижение занятости в сфере производства и увеличение в информационной сфере, где сырьем становится информация.
4. Пространственный критерий. Акцент здесь ставится на «информационные сети, которые связывают различные места, а потому могут оказать глубокое воздействие на организацию времени и пространства» [5].
5. Критерий культуры, констатирующий информационную насыщенность современного общества, большую информативность нынешней культуры в сравнении с предыдущими культурами.
Однако, на наш взгляд, ни один из этих критериев не отражает в должной мере ключевой фактор формирования нового типа общества, поскольку они упускают из вида то, что послужило толчком к его появлению. Появление же понятия информационного общества напрямую связано с формированием и развитием такой науки, как информатика.
Формирование информатики как науки происходило в XX в., что было связано с развитием вычислительной техники как нового средства обработки информации.
В советской науке информатика изначально рассматривалась как теория научной информации. Такая трактовка информатики была предложена еще в 1966 г. советскими учеными А. И. Михайловым, А. И. Черным и Р. С. Гиляревским. С этой позиции информатика представляла собой область гуманитарного познания, которая изучала «структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности её создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности» [6].
Следующим этапом в развитии понятия информатики стало рассмотрение ее как науки о вычислительных технике, в частности об электронно-вычислительных машинах, их создании и применении во всех сферах жизнедеятельности человека и общества.
Последним веянием науки стал подход к информатике как фундаментальной науке об информационных процессах в природе, обществе и технических системах. Один из авторов данного подхода, российский ученый К. К. Колин, предложил считать информатику наукой «о свойствах, законах, методах и средствах формирования, преобразования и распространения информации в природе и обществе, в том числе при помощи технических систем» [7].
Слабости таких формулировок очевидны: первые две чрезвычайно сильно сужают предметную область информатики, третья, напротив, слишком ее расширяет. Сегодня информатика не концентрируется на работе с одной лишь научной информацией и не ориентирована на создание только одних вычислительных машин, поскольку включает в себя
также теории алгоритмов и структур данных, операционных систем и компьютерных сетей, программного обеспечения, искусственного интеллекта и многих других. В третьем подходе «акцент делается на концепте информации, однако существуют довольно содержательные книги по информатике, в которых данный концепт вообще не упоминается» [8].
Итак, до сих пор не существует однозначного определения понятия информатики, и оно все еще продолжает оставаться предметом научных и философских дискуссий. В поисках ясного и логичного определении понятия информатики предлагаем рассмотреть этот термин, основываясь на его этимологии. На наш взгляд, этимологический подход к определению понятия информатики является весьма перспективным, поскольку «значение слова есть способ его употребления. Ибо этот способ есть то, что мы усваиваем, когда данное слово впервые входит в наш язык» [9].
Одним из первых, кто предложил использовать неологизм informatique (фр. информатика), был французский ученый Ф. Дрейфус. Этот термин образован из таких морфем, как «inform» и «atique», которые в свою очередь представляют собой сокращения от слов information (информация) и automatique (автоматика), т. е. изначально область изучения информатики была детерминирована вопросами автоматизации работы с информацией.
В подобном же значении в зарубежной науке в свое время сформировался термин computer science как наука о компьютерах (компьютерная наука), которая занимается вопросами обработки, хранения и передачи информации с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники.
Основываясь на предметных областях, исследуемых в большинстве научных и учебных изданий по информатике, можно вполне оправданно понимать под информатикой то значение слова, которое первоначально вошло в научный обиход, а именно обозначающее область знаний, изучающую применение специальных инструментов (в первую очередь вычислительной техники) для автоматической обработки информации. Другими словами, информатика - это наука об автоматизации информационных процессов.
В структуре любого процесса можно выделить три элемента: предмет, технологию и результат. Предмет играет пассивную роль, а технологии как средства-методы являют собой активное начало, благодаря которым предмет преобразуется в результат. Процесс, в котором предметом и/или результатом является информация, называется информационным.
Обычно среди информационных процессов выделяют три основных: передача информации, ее хранение и обработка. Остальные же, например поиск, создание, проверка, анализ, защита и другие, можно, так или иначе, свести к этим трем.
Как и в любом процессе, для реализации информационного процесса нужны некие инструменты, которые предмет превратят в результат, другими словами, требуется некая технология. В нашем случае информационная - средства и методы для формирования и управления информационными процессами.
Поскольку информационные процессы в обществе имеют огромное значение, совершенствование информационных технологий является одним из приоритетных направлений его развития, позволяющего рационализировать информационные процессы в обществе и повысить экономию различных видов ресурсов (материальных, трудовых, временных и т. д.).
Так, в истории развития информационных технологий можно выделить несколько ключевых этапов (так называемых информационных революций), каждый из которых нёс свои когнитивные, коммуникативные или другие преимущества в сравнении с предыдущими: 1) появление памяти; 2) появление невербального языка; 3) изобретение вербального языка; 4) изобретение книгопечатания; 5) изобретение телефонии и телевидения; 6) изобретение микроэлектроники.
Все эти технологии появлялись поэтапно и отражали социокультурное развитие когнитивных и коммуникативных способностей человека. Благодаря последней информационной революции появилась возможность автоматизировать работу с информационными процессами, снизить количество рутинной деятельности человека, вывести производственные и иные процессы на качественно иной уровень, существенно изменить форму социальных коммуникаций.
Итак, появление информатики и современных информационных технологий, построенных на основе компьютерной и телекоммуникационной техники, явилось следствием изменения нашего общества, продиктованного личными и социальными потребностями.
В свою очередь потребность в информатизации (автоматизации информационных процессов) послужила толчком к повышению интереса ученых к социальным и другим проблемам этого процесса и появлению понятия информационного общества. Однако мы солидарны с мнением американского социолога М. Кастельса, который считает, что понятие «информационное общество» весьма неподходящий термин, поскольку любой тип общества использует информацию. Следовательно, термин «информационное общество» имеет небольшую аналитическую ценность для определения особенностей наступающей эпохи [10].
Таким образом, подход, согласно которому в обществе значительно возросла роль информации и, тем самым, движущей силой становления нового типа общества становится не материальное производство, а информационное, не отражает должным образом своеобразия новой социальной формации. Информация никогда не переставала быть этой движущей силой. К тому же, на наш взгляд, недопустимо отодвигать материальное производство на задний план: современное общество и, в частности, современный человек нуждаются в первую очередь не в информации, а в материальных ресурсах (пища, одежда, кров и др.), которые невозможно заменить информацией.
И хотя Кастельс предложил другое понятие, а именно сетевое общество, мы не считаем целесообразным вводить какое-то новое понятие для обозначения нового типа общества. На наш взгляд, достаточно понимать ключевую особенность этого общества, суть которой состоит в автоматизации информационных процессов. Исходя из такой трактовки, можно объяснить экономические изменения (рост экономической ценности информации, повышение роли информационной сферы общества и т. д.), изменения в сфере культуры (автоматизация информационных процессов позволила неоднократно увеличить объемы обрабатываемой и передаваемой информации и, в свою очередь, область распространения), процесс глобализации общества (превращение мирового пространства в единое сообщество людей) и многие другие социокультурные трансформации.
Итак, информационное общество - это общество информатизированное, т. е. общество, в котором автоматизированы информационные процессы. В такой трактовке основным смыслообразующим элементом становления информационного общества является не информация, а автоматизация информационных процессов, осуществляемая посредством информационных технологий. Благодаря ей произошло качественное изменение сфер деятельности общества, а также существенная трансформация всех форм социальных коммуникаций. И именно автоматизация, по нашему мнению, является действительной причиной становления нового типа общества.
Примечания
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 2004. 788 с.
2. Тоффлер Э. Третья волна. М.: Изд-во ACT, 1999. 784 с.
3. Masuda Y. Information Society as Postindustrial Society. Wash., 1983.
4. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 21.
5. Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Информатика // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: Сов. энцикл., 1972. Т. 10. С. 25.
6. Там же. С. 348.
7. Колин К. К. Философские проблемы информатики. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. 264 с.
8. Канке В. А. История, философия и методология техники и информатики: учебник для магистров. М.: Изд-во Юрайт, 2013. С. 246.
9. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2. С. 72.
10. Castells M. The Rise of the Network Society. Oxford: Blackwell, 2000. Р. 21.
Notes
1. Bell D. Gryaduschee postindustrialnoe obschestvo. Opyit sotsialnogo prognozirovaniya [Future postindustrial society. Experience of social forecasting]. Moscow: Academia Publ., 2004. 788 pages.
2. Toffler E. Tretya volna [The third wave]. Moscow: ACT Publ., 1999. 784 pages.
3. Masuda Y. Information Society as Postindustrial Society. Wash., 1983.
4. Uebster F. Teorii informatsionnogo obschestva [Theory of information society]. Moscow: Aspect Press Publ., 2004. P. 21.
5. Mikhaylov A. I Black A. I., Gilyarevsky R. S. Informatika [Informatics]// Bolshaya sovetskaya entsiklopediya - Big Soviet encyclopedia: in 30 vol. / chief editor A. M. Prokhorov. Ed. 3. Moscow: Soviet encyclopedia Publ., 1972. Vol. 10. P. 25.
6. In the same place. P. 348.
7. Colin K. K. Filosofskie problemyi informatiki [Philosophical problems of informatics]. Moscow: Binom. Laboratoriya znaniy Publ., 2010. 264 pages.
8. Kanke V. A. Istoriya, filosofiya i metodologiya tehniki i informatiki: uchebnik dlya ma-gistrov [History, philosophy and methodology of technics and informatics: textbook for masters. Moscow: Yurayt Publ., 2013. P. 246.
9. Wittgenstein L. O dostovernosti [About reliability]// Voprosyi filosofii - Philosophy Questions., 1991, No. 2. P. 72.
10. CastellsM. The Rise of the Network Society. Oxford: Blackwell, 2000. P. 21.
УДК 316
В. В. Загребин
Социально опасные девиации современной молодежи:
теория и практика
Статья, посвященная теоретическому осмыслению девиантного поведения молодежи, содержит анализ различных его форм, включая злоупотребление алкоголем, наркоманию и табакокурение.
The article on the theoretical understanding of deviant behavior among youth provides an analysis of its various forms, including alcohol abuse, drug addiction and smoking.
Ключевые слова: молодежь, девиантное поведение, алкоголизм, наркомания, табакокурение.
Keywords: youth, deviant behavior, alcohol abuse, drug addiction, smoking.
В своем анализе мы будем исходить из определения молодежи, предлагаемого А. Л. Са-лагаевым и А. В. Шишкиным, синтезирующего социологический и демографический подходы: «Молодежь - это социально-демографическая возрастная группа в интервале от 14 до 30 лет, проходящая стадию социализации, то есть характеризующаяся отсутствием полного перечня основных социальных функций, определяющих статус взрослого (образование, работа, профессия, жилье, семья)» [1, с. 50-58]. В то же время мы согласны с мнением Б. А. Руч-кина, согласно которому молодежный возраст довольно сложно рассматривать как целостный объект исследования, предлагающего разбить процесс молодежной социализации на следующие периоды: подростки - до 18 лет, молодежь - 18-24, молодые взрослые - 25-30 [2, с. 90-98].
В современных условиях российского общества происходит переориентация системы ценностей молодежи, увеличиваются молодежные амбиции, нарастают потребительские желания, прежние ценности вытесняются идеей личного блага, материального благополучия, представлениями об удовольствии как главной жизненной ценности. В то же время наблюдается сокращение общедоступных каналов вертикальной социальной мобильности, многие виды профессиональной деятельности для молодежи являются малодоходными и непривлекательными, а профессиональное обучение дорогим. В связи с этим среди молодежи наблюдается утрата социального оптимизма. На этом неблагоприятном фоне важнейшим личностным фактором девиантного (отклоняющегося) поведения является интерес к необычным ощущениям, эйфории, которые вызываются при употреблении психоактивных средств.
В настоящее время существуют многочисленные и малосвязанные друг с другом теоретические подходы и концепции девиантного поведения. Мы следуем в своем анализе за так называемой функционалистской теорией, согласно которой девиантное поведение рассматривается как результат структурных сбоев и отсутствия в обществе морального регули-
© Загребин В. В., 2014 32