Научная статья на тему 'О СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ВОСПИТАННИКОВ'

О СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ВОСПИТАННИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
546
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети-сироты и дети / оставшиеся без попечения родителей / социальная политика / Центр помощи детям / оставшимся без попечения родителей / жизнеустройство / социализация / управление организацией / orphans / children left without parental care / social politics / Children help center / life arrangement / socialization / organization management

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Метлякова Любовь Анатольевна

В статье рассмотрены теоретико-методические подходы к созданию среды в Центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ориентированной на содействие эффективной социализации воспитанников, дальнейшего жизнеустройства, в том числе воспитания детей в семье. Представлены принципы, теоретические идеи управления и функционирования организаций с учетом мер, направленных на защиту прав и интересов детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Метлякова Любовь Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SYSTEM OF FUNCTIONING OF THE CENTER FOR HELPING CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN ENSURING THE SOCIALIZATION AND LIFE OF PUPILS

The article discusses theoretical and methodological approaches to creating an environment in the Centers for helping children left without parental care, focused on promoting the effective socialization of pupils, further life, incl. raising children in the family. The principles, theoretical ideas of management and functioning of organizations, taking into account measures aimed at protecting the rights and interests of children, are presented.

Текст научной работы на тему «О СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ВОСПИТАННИКОВ»

УДК 37.013.42

DOI: 10.24412/2308-717Х-2021 -2-244-252

Метлякова Любовь Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, доцент кафедры социальной работы

и конфликтологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614068, Пермь, ул. Генкеля, 3

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: Lmet-13@mail.ru

О СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ВОСПИТАННИКОВ

Lyubov A. Metlyakova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Social Work and Conflictology

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education Perm State National Research University, Perm, Russia 614990, Perm, 3, Genkel Str.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education 'Perm State Humanitarian Pedagogical University'. Perm, Russia 614990, Perm, 24, Sibirskaya Str. e-mail: Lmet-13@mail.ru

ON THE SYSTEM OF FUNCTIONING OF THE CENTER FOR HELPING CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN ENSURING THE SOCIALIZATION AND LIFE OF PUPILS

© Метлякова Л.А., 2021

Аннотация. В статье рассмотрены теоретико-методические подходы к созданию среды в Центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ориентированной на содействие эффективной социализации воспитанников, дальнейшего жизнеустройства, в том числе воспитания детей в семье. Представлены принципы, теоретические идеи управления и функционирования организаций с учетом мер, направленных на защиту прав и интересов детей.

Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; социальная политика, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; жизнеустройство, социализация, управление организацией.

Abstract. The article discusses theoretical and methodological approaches to creating an environment in the Centers for helping children left without parental care, focused on promoting the effective socialization of pupils, further life, incl. raising children in the family. The principles, theoretical ideas of management and functioning of organizations, taking into account measures aimed at protecting the rights and interests of children, are presented.

Key words: orphans, children left without parental care, social politics, Children help center, life arrangement, socialization, organization management

Актуальность проблемы обеспечения социализации и жизнеустройства воспитанников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, обусловлена требованиями современной социальной политики Российской Федерации. Государственная социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является частью общенациональной социальной политики в интересах детей и молодежи. Она не изолирована от других ее составляющих элементов, имеет системный характер.

Вопросы организации деятельности Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей (далее - Центры), рассмотрены в исследованиях современных ученых - В.Н. Ослон, Г.В. Семья, Л.М. Прокопьевой, У.В. Колесниковой, Е.В. Селениной и др. [4, 5].

В данной статье обоснованы подходы к созданию системы функционирования Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в обеспечении социализации и жизнеустройства воспитанников, на примере деятельности Краевого ресурсного центра ЦПД г. Перми (Пермский край) [1].

В процессе общественного развития общество переосмыслило значение периода детства в развитии личности. Все большее признание находят идеи самоценности детства. Одновременно приобретает актуальность и проблема ответственности взрослых перед детьми, которая предполагает не только признание самоценности детства, но также решение конкретных задач, направленных на поддержку детства, обеспечение детям возможностей всестороннего развития, эмоционального комфорта.

В настоящее время государством, заинтересованными структурами в защите прав детей, воспитывающихся вне семьи, принимаются меры,

направленные на преодоление сложившейся ситуации и решение проблем социально-правовой защиты детей.

В частности, современный этап государственной социальной политики предполагает ряд мер, направленных на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций [3].

Актуальными являются задачи:

• разработка и внедрение стандартов и программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни после выпуска;

• внедрение технологии «социальных лифтов» для выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве;

• внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домов-интернатов;

• создание и развитие региональных систем постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей с ОВЗ [2].

Следует отметить, что в Концепции семейной политики Пермского края на период до 2025 г. также определяется ряд проблем, направленных на социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из проблем отмечается концентрация в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с проблемным поведением и слабым состоянием здоровья (особенно подростков). Другой не менее важной проблемой является потребность в освоении новых технологий работы с такими детьми, в связи с развитием форм семейного устройства и значительного сокращения контингента воспитанников детских домов. Однако данные технологии в настоящее время не разработаны и не предлагаются [7].

Наибольшую актуальность в свете идей реформирования российской модели преодоления социального сиротства приобретает коррекционно-развивающая работа с кровными семьями воспитанников, в том числе с родителями, ограниченными в родительских правах или лишенных родительских прав, однако эффективные механизмы в этом направлении недостаточно разработаны, как с научной, так и с практической точки зрения. Эти процессы усложняются спецификой семей, уровнем развития их воспитательного потенциала, а также недостаточностью ресурсов для качественной помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации (молодым, неполным семьям, семьям с одним родителем, малообеспеченным и асоциальным семьям). Не существует универсальных технологий психолого-педагогической помощи и поддержки кровных членов семьи, способствующих изменению самооценки кровных родителей, преодолению негативных стереотипов прошлой семейной жизни, развитию активной жизненной позиции, потребности в успешной самореализации, самоопределении и обеспечивающих самоорганизацию всех членов восстановленной кровной семьи, эти процессы индивидуальны.

Также анализ вышеуказанной Концепции семейной политики Пермского края на период до 2025 г. показывает, что одной из задач определено обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства, в то же время мероприятий, направленных на оказание какой-либо помощи специалистам и воспитанникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не запланировано [7].

Неоднозначно рассматривается в Концепции и «приоритет ребенка жить и воспитываться в семье», поэтому большая часть мероприятий направлена на развитие семейных форм устройства и их поддержку, но при этом не предлагаются формы устройства для детей, которые по той или иной причине не могут или не хотят проживать в семье [7].

Таким образом, для эффективного функционирования Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в обеспечении социализации и жизнеустройства воспитанников необходим современный программно-проектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны профильных специалистов. С учетом этого необходима оптимизация деятельности специалистов Центра с целью семейного жизнеустройства, реабилитации и социализации воспитанников.

Достижение данной цели возможно посредством модернизации воспитательного процесса за счет создания новых содержательных модулей и инновационных проектов, а также оптимизации деятельности социально-психологической службы, осуществляющей психолого-педагогическое и социальное сопровождение воспитанников учреждения.

Основная направленность Центров заключается в предоставлении качественных услуг детям и их семьям (кровным, замещающим) по профилактике социального сиротства, в том числе восстановлению кровной семьи ребенка, семейному жизнеустройству детей, надзору над детьми, воспитывающимися в отделениях длительного пребывания, социальной адаптации и комплексной реабилитации воспитанников (в том числе со сложной структурой дефекта, тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями в соответствии с их возможностями и изменяющимися требованиями общества) и выпускников учреждения, обеспечение им социальных услуг для жизнедеятельности и развития, профессиональному обучению детей старшего подросткового и юношеского возраста по программам профессиональной подготовки [3].

Теоретическое обоснование предлагаемых идей в рамках системы

Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность функционирования Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в обеспечении социализации и жизнеустройства воспитанников, являются [3]:

1. Идея создания гибкой системы реагирования на потребности развития ребенка и изменяющиеся потребности общества.

2. Идея разработки новых содержательных модулей воспитательного процесса учреждения, которые обеспечат инновационное развитие учреждения.

3. Идея создания методической и нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование новых содержательных модулей в рамках работы вновь созданного учреждения.

4. Идея организации социально-психологического сопровождения выпускников организации в постинтератный период.

5. Идея разработки инновационных программ и проектов по жизнеустройству и социализации детей-инвалидов.

6. Идея разработки и внедрения инновационных методов и технологий работы с подростками с аддиктивным поведением в целях их дальнейшей адаптации и социализации после выпуска.

7. Идея создания системы мониторинга деятельности Центра по реализации Программы развития.

С целью воплощения идей необходимо решить ряд задач:

• Внести изменения в управленческую модель Центра.

• Разработать и реализовать инновационные модели работы с воспитанниками по основным компонентам реабилитационного процесса в Центре в соответствии с современными требованиями.

• Создать условия для усовершенствования содержания и структуры деятельности учреждения, внедрения новых технологий и методов работы с детьми и их семьями.

• Обеспечить условия эффективной социализации и комплексной реабилитации воспитанников (в том числе со сложной структурой дефекта, тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями в соответствии с их возможностями и изменяющимися требованиями общества).

• Создать условия для включения воспитанников Центра в социальную среду, приобщения к общественной жизни и творческому посильному труду на уровне их психофизических возможностей.

• Обеспечить необходимую медицинскую реабилитацию, позволяющую воспитаннику самостоятельно организовывать процесс жизнедеятельности.

• Обеспечить организацию и мониторинг сопровождения замещающих семей и взаимодействие с кровной семьей с целью возврата воспитанников, временно помещенных в учреждение.

• Создать организационные условия для мониторинга сопровождения выпускников организации.

• Создать программно-методическое обеспечение образовательных условий для профессионального совершенствования педагогов, специалистов и сотрудников организаций (повышение квалификации, организация супервизии, профессиональное консультирование).

• Разработать и реализовать инновационные программы по выстраиванию социального партнерства с учреждениями и организациями в решении задач комплексной реабилитации и социализации воспитанников.

• Содействовать формированию педагогического коллектива единомышленников, ориентированного на обеспечение инновационного развития учреждения [1].

В рамках данной системы сформулирована миссия сотрудников Центров. Она заключается в увеличении доступных человеческих ресурсов для воспитанников. Как ключевые лица в этом процессе, штат специалистов учреждения должен быть ресурсом сам по себе и потенциалом для этих отношений. Дети будут учиться социально приемлемым моделям поведения на основе позитивных отношений со своими воспитателями (помощниками воспитателей в отделениях для детей младшего возраста). У каждого ребенка в учреждении должен появиться социально значимый человек, близкий взрослый. Через возможность переживать разные типы взаимоотношений со взрослыми дети могут испытывать:

• доверие,

• знание, что их слышат, что они значимы,

• чувство, что им предоставлен выбор,

• чувство ценности своей индивидуальности,

• поддержку.

Основными методологическими подходами к формированию и развитию психически и психологически здоровой личности являются:

• Компетентностный подход к результатам образования и воспитания, в рамках которого качество результата измеряется способностью человека действовать в различных проблемных ситуациях.

• Возрастной подход, суть которого заключается в необходимости учитывать закономерности психического развития детей, прежде всего сензитивность разных возрастных периодов к становлению тех или иных психологических функций и новообразований.

• Субъективный подход, который обеспечивает поиск и стимулирование внутриличностных детерминант развития, запуск механизмов самоизменения выбором ценностей и смыслов.

• Рефлексивный подход, который может быть использован как методологическая и методическая основа построения системы развивающего взаимодействия между субъектами сети воспитанника, направленной на стабилизацию и развитие этой среды на основе установления взаимопонимания и доверия, использования новых механизмов согласования интересов всех субъектов, интеграции при сохранении самобытности и автономности каждого из субъектов взаимодействия.

• Трансдисциплинированный подход, который предполагает участие полипрофессиональной команды специалистов в психолого-педагогическом сопровождении, придерживающихся единой концепции, понимающий воспитание как совместную деятельность.

В качестве основных организационно-педагогических принципов, позволяющих реализовать перспективные направления Программы развития, мы выделили следующие.

Принцип гуманизма - отношение к каждому воспитаннику как к уникальной в своем социальном становлении личности, способной самостоятельно сделать экзистенциальный, социальный и профессиональный выбор.

Принцип персонификации (индивидуальности) - постановка индивидуальных целей, выбор задач и средств сопровождения, адекватных социально-психологической ситуации определенного воспитанника.

Принцип сотрудничества - решение задач социально-педагогической деятельности определяется взаимным доверием и согласием, основой которого являются потребности ребенка.

Принцип позитивизма - педагоги являются носителями позитивного социального и профессионального опыта.

Принцип социального закаливания - основан на включении детей в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Принцип эмпатийного взаимодействия - создание такого пространства совместного бытия педагога и воспитанника, в условиях которого формируется система ценностных ориентаций.

Принцип создания воспитывающей среды - организация в группе таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка (организационное и психологическое единство).

Принцип развивающей социальной интеграции - организация такого педагогического процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности (возраст, собственные ресурсы и т.п.).

Принцип стимулирования саморазвития индивидуальности - создание условий для самосовершенствования сущностных сфер личности, которые в совокупности определяют готовность к будущей жизнедеятельности.

Принцип адресности (учет личностных особенностей воспитанников при проектировании индивидуальных программ).

Принцип командообразования (согласованность действий специалистов, «энергия команды» позволяет качественно осуществлять психолого-педагогическую, медико-социальную экспертизу воспитанников и формировать индивидуальные маршруты реабилитации и качественно реализовывать их).

Принцип преемственности реабилитационной парадигмы (создание механизма преемственности реабилитационной парадигмы специальных учреждений, сотрудничество с семьей, учреждениями и ведомствами в интересах ребенка).

Принцип педагогической поддержки личности обучающихся и их законных представителей на всех этапах образовательного, реабилитационного, коррекционно-развивающего процесса.

Принцип разнообразия индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших способности и детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Принцип ориентации на формирование готовности к жизненной самореализации. Предусматривает ориентацию всех компонентов на актуализацию потребностей в саморазвитии, самосовершенствовании

и самореализации через стимулирование активности, удовлетворенности собой при личностном росте, предоставление возможностей выбора индивидуальной образовательно-культурной траектории движения через предоставление возможности проявить себя в творческой деятельности.

Принцип научности: создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.

Принцип модульности: обеспечение функционирования в учреждении системы содержательных модулей как инструмента социализации и жизнеустройства воспитанников (семейный, реабилитационный, компетентностный).

Принцип управляемости: регулирование и коррекция воспитательного, реабилитационного, процессов социализации и качества жизнеустройства на основе мониторинга.

Механизмы внедрения системы функционирования Центра [6]:

1. Структурирование проблем позволяет выделить содержательные модули развития учреждения на новый период. Модули представляют собой комплекс мероприятий, объединенных единым замыслом и обеспечивающих реализацию намеченных программой развития цели и задачи, достижение ожидаемых результатов.

2. Создание организационно-педагогических, методических и других условий для достижения целей программы развития и включающих имеющиеся ресурсы, возможные решения в данном направлении, ответственных за их выполнение, ожидаемые качественные и количественные результаты.

3. Создание системы управления качеством, системы диагностики и контроля реализации Программы развития с целью обеспечения условий для ее реализации (ближайшая, средняя, дальняя перспектива).

Исходя их приведенного анализа деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами развития Центра, ориентированного на обеспечение социализации и жизнеустройства воспитанников, можно выделить следующие компоненты в управлении:

1. «Управление качеством взаимодействия учреждения с семьей».

2. «Управление качеством воспитательной работы в обеспечении эффективной реабилитации и социализации, и развития социальной компетентности воспитанников».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. «Управление качеством профессионального развития кадров».

4. «Управление качеством реализации модели развития учреждения» [1, 6].

Таким образом, при создании определенной системы функционирования

учреждения важно ориентироваться на формирование окружающей, воспитательно-образовательной среды, которая максимально будет приближена к семейной, будет способствовать благополучию и эффективности кратковременного пребывания детей в учреждении, семейному жизнеустройству всех воспитанников Центра, а также становлению выпускника как компетентной, социально-интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

Список литературы

1. Исаева Н.Н., Лебедева Е.В., Метлякова Л.А. Опыт психолого-педагогической реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в деятельности специалистов по сопровождению семей с детьми с ЦПД г. Перми [Электронный ресурс] // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов «В ракурсе - воспитание гражданственности» (27-28 апреля 2021 г., г. Пермь, Россия) / отв. за вып. Г.Г. Михалева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2021. - С. 91-97. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).

2. Критерии экспертной оценки соответствия организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требованиям Постановления Правительства от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. - URL: http://myideti.sochost.ru

3. О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. - URL: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/128134/

4. Одинцова М.А., Ослон В.Н., Оголь М.П. Самоактивация как основа развития личностно-профессиональной компетентности специалистов учреждений для детей-сирот // Психология и право. - 2019. - Т. 9, № 4. - С. 1-17.

5. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В.Н. Ослон, Г.В. Семья, Л.М. Прокопьева, У.В. Колесникова // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25, № 6. - С. 41-50.

6. Официальный сайт ГКУ СО ПК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Перми [Электронный ресурс]. - URL: http://ddom3-perm.ru

7. Постановление Правительства Пермского края от 14.12.2018 г. № 787-п «О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 20 февраля 2016 г. № 68-п "Об утверждении Концепции семейной политики в Пермском крае на период до 2025 года и плана мероприятий на период до 2018 года по реализации в Пермском крае первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года"» [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 5900201812170041

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.